2065 Правнук ярослав. кн. Василия Давидовича Грозные очи (1321–1344), женатого на дочери Ивана Калиты, Семен Иванович первый принял прозвание князя Курбского. Любопытна полемика Ивана Грозного, по поводу ссылки Курбского на свое происхождение от кн. Федора Ярославского. «Село Курба, родина и отчина князей Курбских в 25 верст. от Ярославля» (Москвитян., 1852, 17, стр. 16–18) 2068 Близкое лицо к Сильвестру и после Макария ставший митрополитом (Афанасий), он принимал участие в составлении Четий-Минеи последнего 2069 Курбский писал: «Воинский чин ныне худейший строев обретеся, яко многим не имети не токмо коней к браням уготованных или оружей разных, но и дневныя пищи, их же не достати, и убожество и беды и смущенья всяко словесно превзыде» (Сказ., 39, 47). М.Грек мог и от него знать о нуждах служилых людей 2070 Сказания, 41–46. Соловьев замечает, что это только догадка Курбского с товарищами, ибо шепчут на ухо не для того, чтобы другие слышали (VI, 195) 2071 Башкина (Бакшин) некоторые (Костомаров, Ист. Моногр., I) считают татарином по происхождению. Некто Бакшей служил при дворе кн. Сем. Лобанова-Ростовского, который в 1554 г. хотел бежать в Литву (Никонов. лет., VII, 212). Бакшеи у татар – писцы 2073 Симеон был родом псковитянин и появляется в Москве одновременно с Сильвестром при том же Благовещенском соборе, вероятно по вызову Макария, а потом состоял духовником Ивана IV в звании протопопа и умер в Волоколамском мон. (с именем Симона) при игум. Евфимии Туркове (1575–1581), который хвалит его за добродетели и милостивое отношение (Чт. в Общ. ист. 1871, I, 15–16) 2076 Акты Арх. экспед., I, 250. Три таких столпа православия, как К.Т.Аксаков (Собр. сочин., т. I), М.П.Погодин (Истор. отрывки, т. I, 273) и граф М.В.Толстой (Вологод. Еп. Вед., 1868, 15, прибавл., с. 387) не считают Башкина еретиком 2077 Сочин., II, 213, 241. Преосв. Макарий, однако, замечает: «Собор справедливо осудил эту ложную мысль и обвинил Артемия за то, что он отнимает у грешников надежду спасения, подобно Арию, который учил, что не должно творить приношения за умерших»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

2215 . Христорождественский или Рождественский что на Иледоме на Соти, мужской, ныне погост Рождественский или Ильдом, Ярославской губ., Любимского у., в 30 вер. к зап.-сев.-зап. от Любима, при впадении рч. Ильдома в Соть. Несомненно существовал в XVII ст., так как в монастыр. де­лах, хранящихся в Москов. архиве Мин. Иностр. Дел, значится, что он уже имел жалованные грамоты в 1623 г. В 1723 г. в нем были 2 дерев. цер­кви: Рожд. Хр. и Владим. Бож. Матери, и приписан к Афанасьев. Яросл. м-рю. Нынешняя церковь Рожд. Христова по­строена в 1808 г. Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 778; Иванов, “Опис. госуд. ар­хива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 13 двор. крест.); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.”, 13 (монастыр. дела 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (со­стоял приписным за Афанасьев. м-рем в Яросл.); прилож., XXXIV (в 1723 г. в нем были: строитель иером. Маркел и 4 мо­наха и имел 6 крестьян. дворов), CDXXV (ре­естр церквам Ростов. епар.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 373 (Ярослав. Рождественского, на р. Соте, игум. Иоанникий определен 1662 г.). 2216 . Христорождественский или Рождественский – Носковский, мужской, ныне село Рождествен­ское в Носкове, Ярославской губ., Любим­ского у., в 7 вер. к сев.-зап. от Лю­бима, при р. Обноре. В 1623–1629 г. в нем был игум. Евфимий. В 1723 г. приписан к Афанасьевскому Яросл. м-рю и церковь камен. Рожд. Хр. обра­щена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 355, 699; Ратшин, 559; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 769; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 328; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 371, 32; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (состоял приписным к Афанас. м-рю в Яросл.), прилож., XXXIV (в 1723 г. м-рь имел 7 монахов и 19 крестьян. двор.); CDXXVI (реестр церквам Ростов. епар­хии). 2217 . Христорождественский на Кушалинке или Михаиловский, что в Кушалине, мужской, ныне село Рождество, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к сев.-сев.-вост. от Твери по дороге в Бежецк, при рч. Кушалинке. При описании Кушалинской волости Вел. кн. Семиона Бекбулатовича в конце XVI ст. значится: «В Куша­лине же монастырь Рождественой, на р. на Кушалинке, а в нем церк. Рождество Хр., древян, вверх шатров, да церк. теплая Введенье Пр. Богор. древяна же, клецка». Далее же говорится, что м-рю принадлежит 6 деревень да 11 пустошей с 34 дворами. «Да у игумена же Варлаама с братьею рыбные ловли от монаст. мосту, что ездят из Кушалина ко Твери ловити рыба в рч. Кушалине, по селцо по Велешино». В межевой кни­ге 1698 г. говорится, что Михаиловский м-рь, что в Кушалине, в пустоше Денисовке, владел полевыми землями. Ка­лачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 393; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2621 (межев. кн. 1698 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

293 Это отчасти видно и из завещания его сыну, напечат. in Act. San ctor. Septembr. T. I. p. 544 S. 296 Пролог 28 января; Нестор о св. Борисе и Глебе и в летописи. Третья Новгородская летопись под 1015 г.: «преп. отец наш Ефрем Новоторжский бе в сия времена». Собр. л. 3, 208. 297 Киевская летоп. под 1147 г.: «иде Гюрги воевать Новгородской волости и пришед взя Новый торг, и Мьсту всю взя». Договорная грамота Новгорода с великим князем 1255 г. «А се, княже, волости Новгородские: Торжек, Бежице, Городец» и проч. 299 Ркп. житие (б. общ. ист. 44): «пр. Ефрем отъиде от нынешнего века в вечный покой в л. 6561 (1063)». Ркп. святцы: «пр. Ефрем, архимандрит Борисоглебского монастыря, преставися в л. 6561 месяца января 3 в 28 день, а перенесены мощи его в л. 6574 (1066) июля в 11 день»; в печ. житии сказано, что он преставился в 6523 (1015) г. – это обмолвка, Преп. Ефрема называли архимандритом только потому, что в 1572 г., когда вновь открыты мощи его, обитель его уже была архимандрией. 301 В ркп. житии Тверской князь назван князем Михаилом Александровичем. Но это – очевидная ошибка. При князе Михаиле Александровиче († 1399 г.) не было в Торжке кн. Афанасия. Напротив, очень известна по летописям битва кн. Михаила Ярославича с кн. Афанасием Даниловичем у Торжка 1315 г., см. Львов, л. 2, 70. 71. Русск. времен. 1, 153, 154. 302 Ркп. служба преп. Ефрему у Царского 378, 563. Между ркп. патр. Филарета, по описи 1630 г. «стихиры и канон Ефрему Новоторжскому». Иванова описание госуд. архива, стр. 293. М. 1849 года. 306 Собр. лет. 1, 89, 90. 2, 278, 358. Ист. Русск. Церкви 1, 160, 199–202. Пишут: «по смерти епископа Переяславского Петра был он (Ефрем) рукоположен митроп. Киевским Ионой». Никакая летопись не знает Киев. митроп. Ионы, современного Ефрему. Блажен. Симон говорит, что после Леонтия и Илариона поставлены из Печерской обители епископы Николай и Ефрем, оба в Переяславль. В 1072 г. при перенесении мощей св. князей были Переяславский епископ Пётр и Переяславский игумен Николай (собр. лет. I, 78); Пётр по древнему списку считается первым Переяславским епископом (собр. лет. 2, 338). Итак блаженный Ефрем рукоположен в епископа не после Петра, а после Николая. Г. Максимович (о древн. Переяславской еписк. в Чтен. М. Общ. Ист. кн. 4. 1858) справедливо полагает, что отдельная Переяславская епархия учреждена около 1054 года вслед за тем, как Ярослав назначил Всеволоду Переяславл; а до 1031 года жили в Переяславле Киевские митрополиты. Но г. Максимович напрасно допускает трёх современных Ефремов – Ефрема Переяславского, Ефрема митрополита Грека Митиленского и Ефрема епископа суздальского. Суздаль был тогда под ведением Переяславского князя и след., Переяславского епископа Ефрема; Никон. лет. и Степ. кн. строителя разных зданий Ефрема Переяславского выводят из Митилены, – а не другого Ефрема. Равно вопреки памятникам г. Максимович называет Николая первым Переяславским епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

35 См. Сев. Арх. 1822 г., 1, стр. 114 и далее описание развалин Златых Врат Киевских и вид их, снятый в 1651 г. Но об описании Соф. Собора сказано, что оно относится к концу XVI века. Citatur Adam Bremensis. 37 См. в новейшем собрании актов Киевск. времен. Комиссии для разбора древних актов. 1666 г. 28 июля, Мефодия, епископа Мстиславского и Орш., Блюстителя Митрополии Киевской челобитные к царю: 1) о милостыне на церковное строение Св. Софии... 4) о золоте и серебре сусальном для построения в Св. Софии икон, а наипаче в приделе Св. Вмч. Георгия, где опочивает В. Кн. Ярослав в алебастровом (sic) гробе... 5) о извести в Брянском уезде, чтобы в Св. Софию отдать и стругами спустить в Киев. См. и следующее сведение из времён М. Гедеона. 38 Тестамент М. Гедеона см. в приб. к Описанию К.-Соф. Собора, 23. Там пишет завещатель, что церковь кафедральная Митрополитанская Св. Софии долготой века и небытием пастыря властного была опалая, и он старался по всей возможности исправить её. После себя оставляет, на исправление Собора, 20 тыс. золотых, почти всё серебро своё и особо в слитках на паникадило в алтарь Софийский, ковры, обои все аппараты церковные, ему же принадлежащие медь, олово и проч. Сверх того, особо для иконы Купятицкой Португал (монету) в 10 червовых, и к образу Чудотворца Николая Мокрого подобную привеску во 100 черв. С должников своих отказывает на Собор же, белого железа на 3.000 злотых. Гедеон же свидетельствует, что Пётр Могила, опасаясь, чтобы по смерти его не была отдана опять Софийская кафедра униатам, всю соборную утварь, архиерейск. облачения и крепости (акты) Соф. Монастыри перенёс в Лавру, которые после не возвращены Собору. См. Опис. К.-Соф. Собора, стр. 205. 40 Первым протоиереем сделан был знаменитый проповедник Иоанн Леванда, бывший прежде в Успенском градском Соборе. Наместники Киево-Софийского монастыря известны (из старинного синодика) следующие: (С XVII века) Гавриил, Афанасий (1678 г.), Димитрий Пелларовский, Паисий, Григорий Гошкевич, Сильвестр Думнецкий (1732 г.), Иероним Миткевич, Азария Рубанов. Игумены: Иосиф (1760 г.), Клеопа Силыч, Феофан Степанский. Известен ещё Иеромонах Варлаам Страховский, наместник Св. Софийский, подписавшийся на Тестаменте М. Гедеона, 1690 г. (В синодике он не упоминается).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

47 Собр. Рус. Лет. 1,190–91. Ровно через 10 лет после сего пришел Батый во Владимир и в том храме, в коем совершилась в первый раз торжественная хиротония, суждено было погибнуть, как самому Святителю, так и присутствовавшим при его хиротонии. Можно сказать, что еще в то время, начиная от Вел.Князя до последнего его подданного, все они, как будто венчались на грядущую мученическую смерть при сем торжественном священнодействии, случившемся в великопостный воскресный день, тот самый, в который св.церковью воспоминается и страдание Спасителя, поклонением Его честному и животворящему кресту. 49 Серапион, епископ Владимирский и Суздальский, живший в XIII в, спустя около 40 лет после того, как уже Россия находилась в порабощении у Татар, в первом слове своем указывая на то бедствие, какому подверглось наше отечество, говорит: «Ныне (Господь) землею трясет и колеблет». И далее: «Но что потом бысть нам? Не рати ли многия?... Се уже к 40 лет приближается томление и мука». См. в приб. к твор. св. от. за 1843 г. к 1 стр.33. 50 Жизнь сего святого Князя первоначально написана была настоятелем Владимирского Рождественского монастыря, Архимандритом Викентием в 1672 г, и передана им в монастырское книгохранилище в двух списках, как значится во вкладной книге оного монастыря, что ныне Архиерейский дом. Один из этих списков хранится теперь в библиотеке Владимирской Семинарии под 2 со следующей надписью: «В лето от сотворения мира 7180, от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1672, индикта 11, месяца Сентемврия, написана сия книга – служба и житие св.Благоверного Великого Князя Александра Невского и Владимирского Чудотворца в дому Пресвятыя Богородицы, честного и славного Ея Рождества, убогим Викентием Архимандритом тояжде святыя обители». 51 У него было 9 сыновей: Феодор, Александр, Андрей, Константин, Афанасий, Даниил, Михаил, Ярослав, Василий и две дочери: Евдокия и Иулиания. 54 Ижоряне, подданные новгородцев, большей частью были в то время еще идолопоклонниками. Но начальник приморской стражи (Пельгусий) был христианин и весьма набожный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

4 Типик. ркп., хранящийся в храме Иверского Афонского монастыря, списанный в 1878 г. архимандритами этого монастыря Иларионом и Афанасием с Дионисиатского Устава 1624 года, глав. 44, стр. 101; τυπικον εκκλησιαστ. εν Αυην. 1885 г., стр. 210. 5 См. наши статьи: «Вынос Плащаницы на вечерне в Великий пяток», «Вынос Плащаницы и Евангелия на утрени в Великую субботу и хождение с ними кругом храма», «Чтение Евангелия в первый день Пасхи на разных языках и обряды сопровождающие это чтение». Руков. для сельск. паст. 1885 г. 9, 10, 13. 6 ΕΙ τυχοι ο ευαγγελισμος τη αγια και μεγαλη παρασκευη η τψ μεγαλψ σαββατψ, говорит Типикон великой Церкви, μετατιυεται και ψαλλεται την ιδιαν ημεραν του παςχα, т.е. если случится Благовещение во святую и великую пятницу или великую субботу, то служба празднику оставляется и поется в самый день Пасхи. В примечании даже объясняет Типикон и причины подобного перенесения ( Τυπικ. εκκλησ. 1885 ετ. εν. Αυην. σελ. 131 σημ. α). Что же касается афонской практики, то там не бывает подобного перенесения праздника Благовещения на Пасху, но и не существует, как увидим впоследствии, тех затруднений, которые встречаются в нашей практике ( Τυπικ . ркп. 1878 г. Иверск. Монаст., стр. 130). 9 Литов. епарх. вед. 1877 г. 9; Изв. по Казан. епарх. 1877 г. 1, 3; Моск. епарх. вед. 1870 г. 14; Астр. епарх. вед. 1877 г. 10; Ярослав. епарх. вед. 1877 г. 2; Тавр. епарх. вед. 1877 г. 4; Мин. епарх. вед. 1877 г. 2; Рязан. епарх. вед. 1877 г. 14; Харьков. епарх. вед. 1877 г. стр. 168; Смол. епарх. вед. 1877 г. 4; Самар. епарх. вед. 1877 г. 5; Тамб. епарх. вед. 1877 г. 5; Тульск. епарх. вед. 1877 г. 4. 10 См. нашу статью «Вынос Плащаницы на вечерне в Великий пяток» Руков. для сельск. паст. 1885 г. 9, стр. 252–259. 11 Никольск. свящ. Пособ. к научен. Устава богосл. Прав. Церкви. Спб. 1874 г., изд. 3-е, стр. 604. 13 Русск. мон. св. великомуч. Пантелеймона на св. горе Афонской, изд. 7-е, Москва, 1886 г., стр. 115. 14 В этом случае нам неоцененную услугу оказал иеромонах Русского Афонского Пантелеймоновского монастыря о. Мина, человек весьма заинтересованный подобными вопросами и даже для памяти ведущий у себя записи особенностям богослужебной практики в своем монастыре. При содействии глубокочтимого библиотекаря Руссиковского монастыря о. Матвея, о. Мина для нас сделал выдержки из своих записей относительно тех дней годичного богослужения, которые не могли быть предметом нашего личного наблюдения. В настоящем случае мы считаем приятным для себя долгом засвидетельствовать упомянутым отцам незабвенной Афонской обители глубокую благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

672. Борисоглебский на Горе или Нагорный, мужской, ныне кладбище при гор. Переяславе, Владимирской губ. Надобно полагать, что уже существовал в XII ст., так как в житии преп. Никиты Столпника есть известие, что преподобный вырыл 2 колодца: один близ м-ря Бориса и Глеба, другой у потока Студеного. В XIV ст. в нем принял иночество преп. Димитрий Прилуцкий, который через несколько лет основал свой м-рь Николаевский на Болоте. По малобратству в 1724 г. приписан к Ярослав. м-рю Воскресен. в Караше, но в 1727 г. сделан самостоятельным с назначением в него игум. Феофана. В XVIII ст. служил загородным домом Переяславских архиереев и в 1764 г. обращен в кладбище. “Ист. Росс. Иер.», III, 423; Ратшин, 48; “Владим. губ. вед.», 1854 г., 30 (мон. быв. в Пересл.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 112, 242 (св. Димитрий Прилуцкий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 712, 48; “Акты Археогр. Эксп.», II, 47 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; строит. Гермоген); “Акты истор.», II, 352 (Челобитн. 1608 г. Переславцев Сапеге; подписался игум. Давид); Макарий, “Ист. Р. Ц.», 58; “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., II, смесь, 23 (в 1753 г. с 225 душ крест. собиралось 6 руб. 75 коп. на семинарию); 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 225 душ. крест.); “Полн. собр. лет.», III, 189 (игум. Афанасий, с 1633 г. архиеп. Новгор.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 287 (в 1633 г. патр. Филарет Никит. пожаловал Часовник после монастыр. пожара), 258 (тоже и Псалтирь); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 73 (прошение 1722 г. игум. Аарона об отпуске денег на постр. новой церкви, вместо сгорев. от молнии), 88 (прошение 1722 г. игум. Аарона о возобновлении присылки в м-рь по 2 ведра вина для церковных употребл.), 347 (дело 1722 г. о затворниках монахе Аароне и схимонахе Димитрие при архим. Варлааме); VII, 278 (в 1727 г. отписан от Воскр. в Карашах м-ря); “Русск. истор. библиот.», III, 899, 900, 983 (патр. Филарет пожаловал м-рю после пожара в 1633 г. книги; часовник, псалтирь и охтаи).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

805 Там же, л. 244. Из 912 церквей было 12 соборных, 38 ружных при девичьих монастырях и безприходных, 830 церквей приходских, 14 цер. домовых, 4 кладбищенских, 5 безприходных, приписанных к другим церквам. 806 Там же, лл. 68–69, 169–172, 304. В Новгородскую епархию из Вологодской поступили г. Белоозеро с 1 собор. храмом и 12 приходскими и безприходными церквами, в уезде один штатный III кл. мужской монастырь и 81 цер., гор. Кириллов – 1 соб. цер., 1 муж. первоклассный монастырь, в уезде – 1 муж. и 1 жен. монастыри III класса и 96 цер., г. Череповец – 1 соб. цер., в уезде одна заштатная пустыня и 50 цер.; в Ростовскую епархию отошло из Ярослав. губ. Пошехонского уез. – 18 цер. 808 Мы не указываем состава городов епархий по губерниям, так как впереди на стр. 531–536 помещен полный список городов по губерниям. Нужно заметить, что при приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими границами даже деревни от старых приходов отписывались в другие епархии и приписывались к новым приходам, соответственно их губернскому и уездному делению. 810 Арх. Св. Син. д. 1788 г. 51, л. 37. Тогда же воронежский епископ Тихон переведен был на Тверскую кафедру, а на его место в Воронеж назначен архимандрит Троице-Сергиевой пустыни С.-Петербургской епархии и ректор Александро-Невской семинарии Иннокентий (Полянский); Феофил, викарий старорусский, переведен в Тамбов, а на его место старорусским викарием назначен архимандрит новгородского Юрьева монастыря Афанасий; в Орловскую и Севскую епархию назначен архимандрит ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Аполлос (Байбаков). 814 Письма митрополита московского Филарета к А.Н. М. (Муравьеву) 1832–1864 г. Киев. 1869 г. стр. 51–52. 817 1. Новгородская епархия, в ней Новгородской губ. – 723 цер., должно поступить из Тверской епархии – 3 цер., всего должно быть – 728 церквей. 2. С.-Петербургская епархия, в ней С.-Петербургской губ. – 170 цер., должно поступить по С.-Петербургской губ. из Новгородской епархии – 90 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

VI (5 сентября). В т же день Глеба, князя Руского. 5351 Стих. Како не въспоется Глеб, съпострадавыи брату своему Борису. Тленнолюбныи брат нетленнолюбные страдальца погуби. Бысть по убитии святого страстотръпца и великого мученика Бориса посла убиици ты против блаженаго Глеба. Послании же от князя своего Святоплъка, и не дошедше града Смоленьска, усретоша и пловущь в корабльци, выше устия Смядины, и тако въборзе въскочиша в кораблець его, обнажена оружия имущи. И видевь, блаженый Глеб нача молитися им; они же убиици, зверины очи имущи, ярости исплъньшеся, зарезаша блаженнаго Давида. Тако бо бяше и зде ново крещение, месяца семтеврия в 5 день, в понеделник, и принесеся Господеви жрътва честна и благовонна, изыиде в небесные обители к Богу, и узре желаемаго си брата Бориса и въсприяста венца небесные и възрадовастася радостию неизреченною, юже улучиста. И повръгоша и убиици на пусте месте, в чащи в лесе, межи двема кладами, и сему святому лежащи на длъга времена. Не остави ихь Господь в невидении и небрежении пребывати отнудь, но показа овогда пения ангельская, пакы же видеша стлъпь огненъ, овогда свеща горяща. Слышаху жители земли тоя и мимоходящии гостие, идеже ныне церкви камяна създана бысть святою в имя Бориса и Глеба и монастырь честень, дóндеже Ярослав гнев въздвиже на братоубиицу и брань съставивь, победи окааннаго Святоплъка, и тако гоним гневом Божиим, и нападе на нь бесь, и зле испровръже живот свой бегая. И по сих, въземьше тело святого, вложиша в корабець, и привезше положиша и в Вышьшегороде у брата святого Давида, идеже лежит тело святаго Романа. Се же пречюдно и дивно, колико лет лежа тело святого, тъже неврежено пребысть ни от единого плътоядца, ни беше почрънело, но светло и красно и цело, благу воню имея. Богу съхраньшу своя страстотръпьца. Указатель имён личных и географических А. Аввакум, пророк. Авель, сын прародителей. Авраам, праотец. Адам, праотец. Анастас. Антиох, царь Сирийский. Арон, брат Авраама. Ахав, царь Израильский. Афанасий, архиепископ Александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Батый оттуду поиде къ Козелску. Б же въ немъ князь младъ, именемъ Василий. Козличи же горожане сами о соб сътворше съвть, яко не датися поганымъ, но и главы своа положити за христианьскую вру. Татарове же пришедше подъ Козелскь сташа, яко и подъ прочими грады, и начаша бити пороки, и выбивше стну, взыидоша на валъ. И ту бысть брань велика, яко и ножи туто съ ними граждане рзахуся; а инии враты изшедше на полкы ихъ много избыша, яко до 4-хь тысячь изскоша ихъ. И тако вземъ градъ ихъ, избы и до отрочаты. А про князя ихъ всти не б; глаголаху бо, яко вь крови утопе. И повел Батый оттол не зваты Козелъскомъ, но злымъ городомъ; убиша бо ту 3 сыны темничи, 178 их же не обртоша въ множеств мертвыхъ. Оттуду иде Батый въ Поле, въ землю Половецкую. Избави же тогда Богь отъ нахождениа поганыхъ: князя Ярослава, сына великого князя Всеволода, и сыновь его: Александра, Андра, Костантина, Афанасиа, Данила, Михаила, и братию Ярославлю: Святослава Всеволодича Юриевского съ сыномъ Дмитриемъ, Иоанна Всеволодича, и Володимера Костантинича, и Василковича два – Бориса и Глба, и Василиа Всеволодича. Ярославъ же по плнении томъ пришедъ сде въ Володимери, очисти церковь отъ трупий мертвыхъ и кости мертвыхъ съхрани, а люди оставшаа събра и утши; и дасть брату Святославу Суздаль, а Ивану Стародубь. Княжение великого князя Ярослава Всеволодича. Въ лто 6747. Князь великий Ярославь Всеволодичь повел принести тло брата своего, великого князя Юриа, изъ Ростова въ Володимерь. Того же лта князь великый Ярослав ходи на литву ратию, смолнянъ бороня; и посади у нихъ на стол шурина своего Всеволода Мьстиславича, внука Романа Мьстиславича. Того же лта оженися князь Александръ Ярославичь, 179 княжа въ Новгород, понялъ дочерь у Полоцкого князя у Брячислава. И внчався въ Торопц; и ту свадбу игра, а въ Новгород другую. Того же лта Александрь Ярославичь съ новогородци сруби Городецъ въ Шелон. Того же лта посла Батый татарове, и взяша градъ Переяславль Рускый, а епископа Симеона убиша. Сей бысть Семионъ 9 епископъ Переяславлю, то и послдний; 1 бо бысть епископь Переяславлю Петръ, 2 Ефремъ, 3 Лазарь, 4 Силивестръ, 5 Иоанъ, 6 Маркель, 7 Еуфимий, 8 Павелъ, 9 Симионъ, иже и послдний; отъ того донын безъ пяти лтъ 300 лть какъ тамо епископа нтъ, а и градъ безъ людей. А иныхъ татаръ посла Батый на Черниговъ. Слышавь то Мьстиславъ Глбовичь, внукъ Святослава Олговича, и прииде на нихъ съ многыми вои кь Чернигову, и бысть брань люта. А изъ града на нихъ камение съ пороковъ метаху за полтора перестрла, а камение два человка възднимаху. Но и тако татарове побдиша Мьстислава, и многыа воа избыша, а градъ взяша и огнемъ запалиша, а епископа ихъ доведъ Глухова отпустиша. А инии татарове Батыеви Мордву взяша, и Муромъ, и Городецъ Радиловь на Волз, и градъ святыа Богородица Владимерскыа. 180 И бысть пополохъ золь по всей земли, не вдаху кто камо бжаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010