Видна Божия воля просветить Японию Святитель Николай Японский. Видна Божия воля просветить Японию : Сб. писем/ред.-сост. Г.Г. Гуличкина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 336 с. : ил. — (Письма о духовной жизни) В предлагаемом читателю сборнике содержится лишь небольшая часть эпистолярного наследия замечательного миссионера, святителя Николая Японского (1836–1912). Свыше 50 лет он неустанно трудился в деле распространения и утверждения Православия в далекой Японии, сохранив глубокую любовь к своей родине. Отдав всю свою жизнь основанной им Японской Церкви, святитель Николай сделал ее живым организмом, способным к дальнейшему развитию и росту, сделал тем, что она стала Японской Православной Церковью и заняла полноправное место в семье мирового Православия. Приводим отрывок из книги. Письма к митрополиту Иннокентию (Вениаминову) Ваше Высокопреосвященство! В бытность Вашу в Хакодате, семь лет тому назад, Вы, увидев меня за французскою книгою, изволили выразиться: «Бросить бы теперь все эти книги, малополезные здесь, и при няться тщательно за изучение японского языка». Ваш совет я свято хранил в памяти и старался следовать ему, тем более что сознательно и обдуманно приехал в Японию с миссионерскою целью. В первые годы много времени истрачено мною на испытание разных методов изучения японского языка, так как этот язык положительно труднейший в свете, долго стоит непонятною загадкою пред каждым, начинающим изучать его. Но терпение все одолевает. Раскрылись, хоть наполовину, передо мной японские книги; свободно течет, хотя и с ошибками, японская речь. Сколько возможно было, я старался преследовать и мою главную цель; успехом похвалиться не могу, но кое-что сделано; переведены на японский с китайского: 4 Евангелия, Деяния, Соборные послания, несколько посланий апостола Павла, краткая Священная история, Православное исповедание святого Димитрия Ростовского, Катехизис для оглашенных, утренние и вечерние молитвы; с славянского: Обряд присоединения иноверных и крещения. 18 мая текущего года крещены три японца, после долгого обучения их вере. Этих японцев я готовил в проповедники, но увы! Пришел к окончательному убеждению, что на японских проповедников плохая надежда. Чтобы учить других, здесь нужно отчетливое и обширное знание христианской веры.

http://pravoslavie.ru/33240.html

Владыка Пантелеимон: Акций, подобных сбору помощи погорельцам, Церковь не предпринимала никогда 7 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Отдать свое сердце Богу сразу очень трудно, человек идет к этому постепенно. Сначала отдает нуждающимся ненужные ему вещи, потом немного денег, потом что-то, в чем он и сам нуждается, потом поселяет у себя в квартире бездомного, а потом, например, раздает все и уходит в монастырь. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих жертвовать на помощь пострадавшим от землетрясений в Японии. На сегодняшний день собрано более 7 млн рублей. Часть средств уже переведена на счет Японской Православной Церкви. О том, как Церковь распределяет пожертвования, в интервью «Аргументам и фактам» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. На вопрос о том, почему Церковь собирает деньги на помощь другим, сама обретая средства на свои нужды от пожертвований, Владыка ответил, что формы помощи бывают разными. При том, что у Церкви нет своих денег для помощи во время катастроф. Тем не менее, как показал сбор средств пострадавшим от пожаров, Церкви очень многие доверяют для погорельцев Синодальный отдел собрал больше 100 млн рублей. Кроме того, Церковь объявляет сбор средств, прежде всего внутри себя самой призывает жертвовать своих прихожан, священников, епископов. «Церковь это все ее верные чада, и подвигать их на доброе дело для нее естественно. Верующие люди стремятся исполнить Христову заповедь о любви и не могут не обращать внимания на страдания других неважно, христиане это, мусульмане или неверующие», — отметил епископ. Владыка также ответил и на вопрос о гарантиях действительного получения помощи пострадавшими: На совещании представителей епархий, пострадавших от пожаров, было предложено несколько вариантов распределения средств. Первое: раздать всем поровну. Но большинство думало иначе: надо находить наиболее нуждающихся, которым почему-либо недостаточно помогло государство, и адресно помогать именно им.

http://pravmir.ru/vladyka-panteleimon-ak...

Г. Э. Щеглов Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 20 июля 1914 года Россия вступила в войну с Германией, оказавшись вовлеченной в крупномасштабный международный военный конфликт. 26 июля был объявлен манифест о войне с Австро-Венгрией, а 20 октября 1914 года началась война с Турцией. Через год, 5 октября 1915 года, Россия со скорбным чувством вынуждена была вступить в войну с единоверной Болгарией, еще не так давно освобожденной «от турецкого рабства братской любовью и кровью русского народа» 528 . 18 августа 1914 года высочайшим повелением город Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Ввиду этого Святейший Синод 19 августа определил в титулах учреждений и лиц духовного ведомства, в которых встречалось слово «с.-петербургский», заменить словом «петроградский». Соответствующее постановление относительно всех правительственных, сословных и общественных учреждений 23 августа было сделано и Советом министров 529 . С первых же дней войны Святейший Синод направил свою деятельность на организацию церковной жизни в условиях военного времени. Нужно отметить, что в годы Первой мировой войны Русская Православная Церковь выступила не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту и разнообразие. При объявлении войн 1853–1855 и 1877–1878 годов действия Святейшего Синода исчерпывались предписанием обнародования высочайшего манифеста в церквях за богослужением и призывом возносить моления Господу о победе над врагом. Затем следовало собственное пожертвование (в 100 000 рублей) и разновременные призывы и постановления о церковных пожертвованиях и другой помощи на нужды военного времени. Во время русско-японской войны 1904–1905 годов кроме вышеуказанного Святейшим Синодом был устроен на театре военных действий госпиталь на 100 кроватей. Но патриотическая деятельность Святейшего Синода в годы Первой мировой войны совершенно вышла за рамки обычных его действий. С первых же дней войны Синод стал вырабатывать целую программу мер, обращенных на нужды Отечества, активно координируя и направляя деятельность церковных организаций 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Д.М. Позднеев Настоящий очерк представляет собою свод двух речей, произнесенных автором 26 и 29 февраля в заседаниях Русско-Японского Общества и Императорского Общества Востоковедения в память почившего архиепископа Николая, состоявшего почетным членом этих обществ. I. Тяжесть утраты и трудность оценки деятельности архиепископа Николая В лице почившего высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского, Россия понесла тяжелую, скорбную, невознаградимую утрату, и чем больше вдумываешься в личность покойного и чем больше анализируешь его деятельность, тем больше сознаешь, что потеря эта в буквальном смысле слова незаменимая. Умер крупнейший русский государственный деятель, который в течение 50-ти лет, никем не побуждаемый, по одному только собственному стремлению, по одной личной инициативе являлся проводником неотделимых от России православных начал и, после долгих испытаний и трудов стяжал, наконец, официальное признание, даже со стороны бывших наших врагов, величия своей работы. Россия будет всегда гордиться именем архиепископа Николая Касаткина , но найдет ли она кем заменить его, это остается вопросом. Умер верный сын православной Церкви, трудившийся неуклонно подвигом добрым и отдавший апостольскому служению всего себя без остатка. Ни отдаленность расстояния, ни чуждость условий, ни иноплеменность народа, среди которого он жил, ни страх смерти, ни гонения и поношения во всех формах, начиная от грубых угроз и кончая самыми утонченными, выработанными культурой, злоиздевательствами, не могли ни поколебать его, ни тем больше заставить отказаться от осуществления предпринятого дела. Умер тот, кто являлся для 115 миллионной массы православного русского населения воплощением святого христианского идеала апостола, чьи обращения к единоверцам заставляли людей жертвовать на то, о чем он их просил, из-за одной только веры в этого человека, из-за одного только святого сознания, что последняя копейка, переданная архиепископу Николаю на дело, им осуществляемое, будет так же свята, как лепта евангельской вдовицы. Вместе с нами в лице почившего японская Церковь утратила своего отца, родоначальника и руководителя. Кем же можно заменить и чем можно вознаградить для Церкви и православия такую утрату?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Николай (Касаткин) епископ, равноап., рукоположен с30.03.1880 по 24.03.1906 начальник Духовной миссии архиеп. Японский † 3.02.1912 Духовная миссия в Китае В 1807–1822 годах Переславский епископ Иннокентий (Кульчицкий) епископ, свт., рукоположен с 5.03.1721 по 15.01.1727 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Духовная миссия в Иерусалиме Мелитопольские епископы Порфирий (Успенский) архимандрит, начальник Духовной миссии, инициатор ее создания с 1847 по 1854 будущий еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии; † 19.04.1885 Поликарп (Радкевич) епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме Кирилл (Наумов) епископ, рукоположен с 13.10.1857 по 22.06.1863 † 10.02.1866 Духовная миссия в Персии (Урмии) Урмийский и Супурганский епископ Иона-Мар епископ, рукоположен Иона-Мар епископ, воссоединен с Русской Православной Церковью 25.03.1898 † 23.04.1910 Основные источники, используемые при составлении данного издания Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 т. – М., 1807–1815; – 2-е изд. – М., 1822. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. – М., 1892–1898. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Епископ Егорьевский Марк: «Многие японцыправославные по рождению и происхождению» 10 июня 2008 г. 15:59 В марте 2008 года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей епископ Егорьевский Марк посетил Японию, где совершил закладку камня в основание храма Александра Невского, который будет построен в этом году . О том, какое место Православие занимает в Японии, епископ Марк рассказал корреспонденту Guide «Япония» Павлу Коробову. Интервью опубликовано в приложении к газете «Коммерсант» 88/П (3905) от 26.05.2008. — Владыка, в начале этого года вы посетили Японию для закладки камня в основание строящегося храма Александра Невского в Токио. Это первая церковь Московского Патриархата или у него еще есть храмы в Японии? — Нет, у нас в Японии храмов нет. У нас есть домовый храм в Русском клубе. Храм Александра Невского будет, собственно, первым храмом. — Почему до этого не было построено ни одного храма? — Потому что не было возможности. — А сейчас она появилась? — Совершенно верно. Одна из прихожанок, Сусанна Ивановна Кравцова, жившая в Токио, 30 лет назад завещала подворью Московского Патриархата участок земли для строительства храма. Но возникла трудная ситуация в связи с тем, что, когда она обратилось в посольство России с желанием завещать дом и землю, ей порекомендовали одного адвоката-японца, который оказался не очень добросовестным человеком. Став ее душеприказчиком, он занимался тем, что всячески старался помешать исполнению воли Сусанны Ивановны построить храм. На завещанной земле он организовал автостоянку и стал зарабатывать деньги. Было несколько судов, и мы, в конце концов, добились, чтобы участок был передан нам. В этом году мы заключили договор со строительной компанией на строительство храма. Планируется, что в этом году храм будет построен. — Как в Японии появилась Православная Церковь?Японская Церковь получила начало от Русской Православной Церкви, когда во второй половине XIX века в Японию приехал иеромонах Николай Касаткин, который был священником в российском консульстве на севере Японии.

http://patriarchia.ru/db/text/419909.htm...

«Жив в Господе пребываеши, чудотворя ко гробу твоему притекающим» 3/16 февраля Русская Православная Церковь чтит память равноапостольного Николая Японского Епископ Сендайский Серафим передает икону святителя Николая Японского игумену Петру (Еремееву). Хабаровск, 6 октября 2008 г./Фото: сайт Восточно-Японской епархии Архиепископ Николай (Касаткин) приехал в Японию молодым 24-летним иеромонахом и провел здесь всю свою жизнь. Оставаясь русским человеком и сопереживая всему происходящему в России, владыка в то же время искренне и горячо любил Японию. Японская паства относилась к нему с такой же сыновней любовью. «Радуйся, друга и брата в народе Японстем обретый», – поется в акафисте святому (икос 5). «Каждый из токийских семинаристов утверждал, что именно его архиепископ Николай любил больше всех. И каждый делился своими воспоминаниями с чистым восхищением и теплой улыбкой, – читаем мы в статье «Вестника Японской Православной Церкви» за февраль 1935 года, посвященной памяти архипастыря. – Величие архиепископа Николая можно сравнить с той значимостью, какую для нас, японцев, имеет гора Фудзи – символ японского духа». В последние годы жизни святитель Николай с мужеством переносил болезнь горла, а затем усилившуюся астму и болезнь уха. Святитель продолжал работать и особенно усиленно занимался переводами. В конце 1910 года у архиепископа начало болеть и сердце, но он старался не менять насыщенного ритма своей жизни. Осенью 1911 года состояние его здоровья еще больше ухудшилось, и в начале 1912 владыка был вынужден лечь в госпиталь. Там архиепископ Николай вынудил врачей сказать ему правду: болезнь была неизлечима, и архипастырю оставалось жить лишь считанные недели. Святитель Николай мужественно воспринял это известие, стремясь наиболее продуктивно использовать оставшиеся ему дни для завершения самых необходимых дел. Он сожалел, что по японским законам ему будет невозможно найти последнее пристанище на территории Токийского кафедрального собора: захоронения в черте города были запрещены. Поэтому владыка Николай завещал похоронить себя на загородном кладбище Янака.

http://pravoslavie.ru/41502.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Иоанн Кронштадтский и адмирал Степан Осипович Макаров 14.07.2007 724 Время на чтение 14 минут Жизнь и служение отца Иоанна Сергиева были неразрывно связаны с Кронштадтом, городом военных моряков. Вполне естественно, что он был близко знаком со многими видными деятелями русского флота. Среди них: начальник главного управления кораблестроения и снабжения вице-адмирал Владимир Павлович Верховский - " старый друг юности и бывший смиренный сомолитвенник " отца Иоанна; адмирал Константин Николаевич Посьет, кавалер почти всех высших российских орденов и орденов многих других стран, автор хорошо известного всем морякам сочинения " Вооружение военных судов " , инициатор известного в свое время периодического издания " Морской сборник " ; и конечно же, Степан Осипович Макаров, вице-адмирал, человек составивши славу русской науки и российского флота, трагически погибший во время русско-японской войны. Возможно, первая встреча отца Иоанна и С.О.Макарова состоялась в 1867 году, когда восемнадцатилетний Степан Макаров, штурман корвета " Аскольд " , прибыл с Дальнего Востока в Кронштадтский порт. Военные моряки посещали специально для них предназначенную Богоявленскую церковь, поэтому мы можем лишь предположить, что штурман Макаров все-таки побывал на богослужении в Андреевском соборе, где к этому времени уже двенадцатый год служил священником отец Иоанн. Самое ранее документальное свидетельство, говорящее о личном знакомстве С.О. Макарова и отца Иоанна, - письмо Николая (Касаткина), епископа Ревельского, начальника Русской духовной миссии в Японии С.О.Макарову, написанное 10 (22) января 1890 года. В 1886-1889 гг. Макаров совершил трехгодичное кругосветное плавание на корвете " Витязь " . Помимо организации научных работ, Макаров находил время для сбора сведений о роли Православной Церкви в Японии. Вернувшись из экспедиции, несмотря на занятость, связанную с обработкой полученных гидрографических и гидрологических данных, Степан Осипович систематизировал свои дневниковые записи и в 1889 году издал книгу " Православие в Японии " . Он активно помогал православному делу в Японии тем, что искал жертвователей на строительство храма Воскресения Христова в Токио. С.О. Макаров обращался за помощью к представителям разных слоев общества и, конечно, к отцу Иоанну, который к концу 1880-х годов стал известным всей России молитвенником, жертвователем и благотворителем. В упомянутом выше письме епископ Николай благодарит Макарова за хлопоты по сбору денег на православный собор в Токио и перечисляет имена людей, откликнувшихся на его нужду: " ...Сколько добрых результатов Ваших хлопот! От Нечаева-Мальцева 1000 руб., от отца Иоанна - 500 р., от Самарина - 100 р., кроме того, Вы мне открыли доступ просить гр. Н.В.Орлову-Давыдову " . [ 1 ]

http://ruskline.ru/analitika/2007/07/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Коль брошен вызов, его надо принимать» Как отметил митрополит Мурманский Митрофан, со стороны государства принимаются решения для развития спорта внутри страны и с теми странами, кто желает с нами развивать отношения 13.02.2023 778 Время на чтение 3 минуты Фото: ria.ru Патриарший международный фестиваль спортивных единоборств и боевых искусств «Кубок святого равноапостольного Николая Японского» пройдет в конце февраля в Подмосковье. О масштабных спортивных событиях, санкциях и значении для российского спорта флага, гимна и веры в Бога в условиях СВО рассказал в интервью РИА Новости председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин). «Наши спортсмены – часть страны, общества, которое все сейчас находится в состоянии колоссального прессинга, агрессии против нас со стороны коллективного Запада. Поэтому спортсмены несут эти испытания и скорби. Конечно, священники оказывают им помощь, работают. Унывать не стоит. Коль нам брошен вызов, его надо принимать, и в том числе его принимают спортсмены. Вижу, как со стороны государства принимаются решения, чтобы дать нашим ребятам хорошие площадки для соревнований внутри страны. Мы переориентируемся, работаем в содружестве с теми, кто желает с нами развивать отношения. Церковь в полной мере включена в эту работу», - сказал митрополит. Он отметил, что в Кемерово в мае при участии Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий России планируется провести для подростков Всероссийские спортивные игры святого благоверного князя Александра Невского. «В них смогут принять участие молодые спортсмены со всей страны вне зависимости от вероисповедания. Игры призваны содействовать укреплению межнациональных и межконфессиональных связей, воспитанию чувства любви и уважения к русской истории, культуре и традициям. Так что, думаю, мы как раз находимся в стадии формирования новых принципов российского, да и мирового спорта», - продолжил владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/13/ko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010