1904 год 1/14 января 1904. Четверг. Скучное начало нового года – нигде, кажется, более скучного и тяжелого не было. Кашель мучил ночью; встал с головною болью. Погода пасмурная; в Церковь идти нельзя; уши заложены, кашель не перестает; расположение духа мрачное. Натужиться и прогнать его? Да как? Рычаг нужен, а его подчас никак не сыщешь. Терпеть уж, нечего делать! Эх, если бы сию минуту пришла телеграмма: «Едет, мол, миссионер, вновь назначенный на службу в Японию!» Вот бы рычаг. В момент все невзгоды рассеялись бы!.. Между сегодняшними посетителями были Reverend A. King, английский епископальный миссионер, с собратом из Кореи. Вот у них так миссионеров не оберешься – куда хочешь и сколько запросишь, с избытком! Должно быть, еще чрез тысячу лет и в Православной Церкви появится сколько-нибудь подобной живости. А теперь она – птица об одном крыле. 2/15 января 1904. Пятница. Учение в школах началось, а я с Накаем не мог засесть за перевод: доктор запретил употреблять горло, чтоб не помешать ему скорее вылечиться. Впрочем, отчетами занимался, хотя и вяло – как-то все не оправиться от хандры, кроме болезни. 3/16 января 1904. Суббота. Целый день усердное занятие отчетом. Ко всенощной не был, доктор не советовал. Хотя бы к Крещению заготовить здоровье. 4/17 января 1904. Воскресенье. В Церковь простуда не пустила. Весь день занят был перепискою отчета. 5/18 января 1904. Понедельник. Вечером был ко всенощной, но не участвовал в службе, а только готовился к завтрашней Литургии. 6/19 января 1904. Вторник. Праздник Богоявления. Служил Литургию и Водоосвящение, но болезнь горла еще мешала громкому произношению. Утром помер от желудочного рака Иоанн Ниицума, служивший при редакции «Сейкёо-Симпо», старший брат Павла Ниицума, кроткий человек и добрый христианин. Царство ему Небесное! 7/20 января 1904. Среда. Переписка отчета. – Ушной доктор Како бывает каждый день, но восстановление нормальности слуха что-то плохо идет вперед. По русской пословице: болезнь входит пудами, а выходит золотниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Под руководством священника ученые делают запчасти для «Тойот» Священник и директор института прикладной химии Игорь Шумак — о своем пути в науке и Церкви 17 августа, 2016 Священник и директор института прикладной химии Игорь Шумак — о своем пути в науке и Церкви Украинский научно-исследовательский институт стеклопластиков и волокна возглавляет священник киевского храма мучеников Адриана и Наталии иерей Игорь Шумак. Мало кто знает, что разработки НИИ использует в своих автомобилях японский концерн «Тойота». Отец Игорь с детства мечтал о море, учился в мореходке, потом на журналиста, а сейчас служит Богу и занимается неорганической химией. Он рассказал «Правмиру» о том, почему в СИЗО принял решение стать священником, что оставляют японцы на пороге православного храма и как химическое производство может быть экологичным. Христос всегда идет рядышком – Директор института прикладной химии – православный священник. Как так получилось? – Сначала была вера, потом журналистика, и уже в конце неорганическая химия. Причем химией я начал заниматься, совершенно неожиданно, в Японии, когда учился там в аспирантуре. И получилось так, что по ее окончании встала проблема: поступать в докторантуру или продолжать заниматься химией? Но я все-таки решил возвращаться домой на Украину, и здесь продолжил работать в этой сфере. В Японии мы жили всей семьей и посещали единственный православный приход в Нагое. Я был крещен в детстве, но поскольку родители были военными и жили мы в Закавказье, то в храм я не ходил. Разве что только когда к бабушке приезжали, ходил в церковь вместе с ней. А уже сознательно воцерковился после женитьбы. Супруга у меня из православной семьи, с детства посещала храм. И, наверное, благодаря ее молитвам я пришел в Церковь. А до этого всё искал… Но Христос сказал: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь», и если человек старается эту Истину искать, то он рано или поздно придет ко Христу. Ведь Он всегда идет где-то рядышком, постоянно стараясь приблизиться. Вот так и у меня получилось.

http://pravmir.ru/ierey-igor-shumak-nazv...

Православный богослужебный сборник на русском языке под редакцией сщмч. Феофана (Адаменко) содержит тексты общественного богослужения (Литургии, Всенощного бдения, суточного круга, изменяемых частей), а также утренние и вечерние молитвы, последование ко святому Причастию, молитвы из Требника. Богослужебные переводы о. Феофана получили официальное одобрение митрополита Сергия (Страгородского). Благодарим Николая за вычитку и корректуру. Группа Вконтакте Facebook группа Богослужебный сборник Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Благодарим Николая за вычитку и корректуру. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА На конференции, посвященной 1000–летию крещения Руси (Ленинград, февраль 1988), архиеп. Смоленский Кирилл (Гундяев, с 2009 г. Патриарх Московский и Всея Руси) открыто поставил вопрос о понятности в наши дни церковно–славянского языка: Для тех, кто озабочен проблемой церковного свидетельства, используемый ныне в нашей Церкви литургический язык представляется препятствием для усвоения современниками богатства и красоты православного богослужения, так как этот язык не только для народа, но и для интеллигенции утратил ту долю понятности, которой он, бесспорно, обладал в прошлом. Кирилло–мефодиевская традиция, принесшая славянам Священное писание и богослужение на их языке, вдохновившая в XIV в. св. Стефана Пермского, а в XIX святителя Николая Японского, должна быть действенной и в наши дни по отношению к славянским народам: так, Сербская Церковь перешла уже в значительной мере на живой сербский язык. Каковы бы ни были практические решения по этому вопросу в России (дальнейшее приближение, путем правки, церковно–славянского языка к русскому, частичный — в чтениях — или полный переход на современный литературный язык), необходимо, чтобы верующие могли уже сейчас ознакомиться с русским переводом основных текстов православного богослужения.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Скачать epub pdf (Основные идеи и принципы миссионерской деятельности святителя Николая Японского ) Уникальность личности святителя Николая (Касаткина ; 1836–1912) в том, что он один смог основать в далекой от родины стране, среди носителей иного языка и культуры отдельную Поместную Церковь 1 , основать там, где за принятие христианства по закону полагалась смертная казнь. Представим, как миссионер появляется среди абсолютно чужих и не расположенных к нему людей, где откровенно не любят Россию, а веру христиан воспринимают как самое страшное зловерие. По словам самого святителя Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь , к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи» 2 . Одной жалобы на чужака, проповедующего «Бога неведомого» ( Деян. 17:23 ), было достаточно, чтобы пресечь здесь зарождаемое Православие. И вот проходит несколько десятилетий, и мы встречаем свидетельство посетившего Японию протоиерея Иоанна Восторгова : «Не было человека в Японии после императора, который пользовался бы в стране такою известностью, как глава Русской духовной миссии. В столице Японии не нужно было спрашивать, где Русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай»… И православный храм назывался именем «Николай«… даже само Православие называлось именем «Николай». Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»» 3 . Вот еще одно свидетельство: «Нам неоднократно приходилось быть свидетелями, как язычники, совершенно незнакомые владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице, и их мощное «банзай Николай» частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем святителю… Должно заметить, что беспрерывный тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами были неоднократно свидетелями, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и угоден Господу, что Он его прославил небесною славою. Даже язычники, и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его «сей да кео» (более точно: «сэй да кёо». – В.Д.), то есть «святой архиепископ " » 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Япония — Россия: разные культуры в единстве веры Религиозные японцы тянутся к русской церковной традиции, хотят узнать больше о духовной жизни. 10 ноября, 2014 Религиозные японцы тянутся к русской церковной традиции, хотят узнать больше о духовной жизни. О миссии в Стране восходящего солнца, ее быте и особенностях, о встречах с японскими архиереями в Токио и Хакодатэ; и с сестрами подворья Русской Церкви в префектуре Чиба «У Православия в Японии — русские корни», — впечатлениями от недавней поездки в Японию с читателями «Приморского благовеста» делится викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Иннокентий. — Поездка проходила с 26 по 30 сентября 2014 года и была связана, прежде всего, с необходимостью присутствия представителя Русской Православной Церкви на торжествах, посвященных 200-летию первого императорского консула в Японии Иосифа Антоновича Гошкевича. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил мне представлять Церковь на этих мероприятиях, проходивших при непосредственном участии посольства РФ в Японии и Россотрудничества. Основные мероприятия проходили на северном острове Хоккайдо в городе Хакодатэ, куда я прилетел через Токио. Это не административный центр, а небольшой японский город с населением примерно 250 тысяч человек. B XIX beke, когда Япония стала более открытой для иностранцев благодаря новым законам, туда смогли прибыть иностранные дипломаты — в том числе и русский консул И.А.Гошкевич. C cepeдuhыXIX b. этот город стал играть важную роль в выстраивании отношений с европейским государствами. Здесь открылось русское консульство, поскольку Хакодатэ наиболее близко расположен к побережью России. В то время и сама Россия обозначила свое присутствие на Тихом Океане. Началось освоение Дальнего Востока, обустройство портов и территорий. Примечательно, что Владивосток был основан в 1860 году, а консульство в Хакодатэ открылось ненамного раньше — в 1858 году. По времени все эти процессы тесно связаны и происходили примерно в один и тот же период времени.

http://pravmir.ru/yaponiya-rossiya-razny...

31. Сотрудник Братства св. Гурия. 5 июня 1910 года Объединённое Правительство и разъединённые его слуги Благая воля Православного Самодержца нашего, Царя Николая Александровича, создала у нас «объединённое правительство», т. е. такую власть, которая действовала бы вполне согласованно по всем вопросам государственной жизни и направляла бы эту жизнь по определённому и продуманному плану государственного строительства. Таким образом прошла ныне та удивительная пора нашей русской жизни, когда всю её решался переделывать и перестраивать всякий, кто оказывался половчее и побойчее и кто овладевал общественным вниманием. И нынешнее объединённое наше правительство, конечно, ни в каком случае не будет подвержено таким резким колебаниям в своей внутренней политике, какие замечались при прежней жизни. Это уже и даёт себя чувствовать, и многие вопросы внутреннего нашего быта выдвинуты и проводятся в жизнь очень стойко именно потому, что они обдуманы в Совете министров, а не явились неким сюрпризом чьей-либо игривой фантазии. Какая же очередная задача нашего объединённого правительства? – Несомненно: ему нужно изучить Россию, – это прежде всего! Россия представляет громаднейшую, единственную в мире Империю, вместившую в себя несколько отдельных и достаточно крупных государств. Нужно изучить бытовые особенности этих царств, чтобы наилучшим, наиболее целесообразным способом собрать их воедино, спаять их нравственно около святынь православной Руси. Только за изучением России может и должно последовать её истинное собирание. Таковы задачи современного объединённого русского правительства, и начало их осуществления уже положено с большим успехом: все крупные государственные вопросы и их разрешение поставлены на очередь. Но этого мало! Одно центральное государственное управление, стоящее на берегах Финского залива, не способно уследить за всем тем, что совершается в огромной России. Центральное правительство может дать только общий тон для провинциальных деятелей, оно может только намечать директивы. Всё остальное – дело патриотизма и благоразумия местных органов власти. А в этом отношении у нас и доселе замечается большой пробел, некое пустое место. Насколько центральное правительство объединено, настолько его исполнители иногда действуют исключительно по личному усмотрению, очень часто по безграничному произволу... И поэтому у местных, провинциальных деятелей и до сих пор в деле почти никакого объединения не замечается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Кострюков Глава 6. Первое заместительство митрополита Сергия (Страгородского) § 1. Начало григорианского раскола Для митрополита Петра начались скитания по тюрьмам и ссылкам. Первоначально архипастырь находился во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке и в суздальском изоляторе, а в ноябре 1926 г. приговорен к трем годам ссылки и отправлен в Тобольск. В соответствии с завещанием митрополита Петра (Полянского) Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) . 14 декабря 1925 г. он заявил о вступлении в должность. Митрополит Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе в семье священника, окончил Нижегородскую семинарию и Санкт-Петербургскую академию, где принял постриг и был рукоположен во иеромонаха. По окончании академии иеромонах Сергий нес послушание в Японской православной миссии под руководством равноапостольного Николая (Касаткина) . С 1893 г. отец Сергий снова служил в России, защитил магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». В 1901 г. архимандрит Сергий стал ректором Санкт-Петербургской академии, в том же году был рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, в 1905 г. стал архиепископом Финляндским и Выборгским, а в 1911 г. вошел в состав Святейшего Синода. В 1917 г. митрополит Сергий был избран на Владимирскую кафедру, а с 1924 г. находился на Нижегородской кафедре. Заместитель местоблюстителя прекрасно понимал, что в новой должности ему придется наблюдать разгром Церкви, терять близких, рисковать собственной жизнью. Протоиерей Стефан Ляшевский вспоминал свое посещение митрополита Сергия в Нижнем Новгороде вскоре после его вступления в должность. Тогда митрополит Сергий сказал: «Моя задача тормозить разгром Церкви, спускаться на тормозах, чтобы она не разбилась». Положение митрополита Сергия было более тяжелым, чем положение митрополита Петра. Последний стал местоблюстителем в соответствии с распоряжением патриарха Тихона, который в свою очередь получил право передать власть по завещанию от Поместного Собора. Кроме того, поставление митрополита Петра местоблюстителем в 1925 г. было подтверждено почти 60 архиереями, фактически Собором. Власть же митрополита Сергия базировалась только на завещании митрополита Петра. Не имея возможности выехать в Москву, митрополит Сергий поручил церковное управление в столице совету викариев во главе со священномучеником епископом Серафимом (Звездинским) , однако, поскольку этот архипастырь покинул столицу, временное управление Московской епархией заместитель местоблюстителя поручил священномученику епископу Петру (Звереву) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брест. Церковь Николая Чудотворца. Надпись на плите: Морякам-участникам русско-японской войны 1904-1905 г. их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения Движение Поддержки Флота 27 мая 2005 г. Брестское представительство Дионисий 18 января 2006 Карта и ближайшие объекты В сердце Бреста – на улице Советской – расположилась церковь, издали привлекающая к себе внимание. Это красавица Свято-Николаевская церковь, или церковь Святого Николая Чудотворца. История этой церкви начинается в далеком 1885 году: тогда православное братство Брест-Литовска построило деревянную церковь, которую называли Николаевской или Братской. Недолго радовала она глаза брестчан, один из многочисленных пожаров XIX века уничтожил строение. Тогда и было принято решение о строительстве новой – каменной – церкви. На ее строительство давали деньги не только обычные прихожане, братства в честь св. Николая и в честь Афанасия Брестского тоже щедро помогали деньгами. Правда, вскоре выяснилось, что денег все равно не хватает. Тогда император Николай II внес недостающую сумму, а также передал список имен погибших моряков, чтобы их постоянно поминали в церкви. Внес свою лепту в строительство и Петр Столыпин. Строительство было начато в 1903 году, а через три года храм уже стал действующим. Торжественное освящение церкви прошло 6 декабря 1906 года. Свято-Николаевская церковь напоминает пятимачтовый корабль. Построена в русско-византийском архитектурном стиле, просматриваются элементы московского церковного зодчества XVII века. Алтарь от храма отделяет трехъярусный деревянный иконостас. Церковь пережила войны и революции, польскую и немецкую оккупацию. Богослужения не прекращались. Но в 1961 году храм закрыли. В следующем году с него спилили все кресты над куполами и сбили все кресты н фасаде. Практически тридцать лет здесь было хранилище Государственного Архива Брестской области. Только в 1989 году кресты вернулись на положенное место. Верующие настояли, чтобы храм был возвращен Православной церкви. 7 января 1990 года – в Рождество Христово – здесь прошло первое богослужение. Правда, восстановление храм завершилось только в 1996 году.

http://sobory.ru/article/?object=07839

В тот самый день, когда Такума Савабе пришел в русское консульство, он не предполагал, что вечер навсегда изгладит настроение и мысли утра, и с этого момента не только для него, но и для его друзей, начнется жизнь совсем иная. Самурай и жрец синто, он заставил себя переступить порог «русского дома» с одной лишь целью — убить «Николая».   16 февраля — память равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского (1912) «…Тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи», — таковы были первые впечатления о Стране Восходящего Солнца русского иеромонаха Николая (Касаткина) — в будущем — святого Русской Православной Церкви. Впечатление это было отнюдь не поверхностным. Еще длился период «Токугава» — время национальной замкнутости перед расцветом новой Японии… …Перед началом «Мейдзи» В тот самый день, когда Такума Савабе пришел в русское консульство, он не предполагал, что вечер навсегда изгладит настроение и мысли утра, и с этого момента не только для него, но и для его друзей, начнется жизнь совсем иная. Самурай и жрец синто, он заставил себя переступить порог «русского дома» с одной лишь целью — убить «Николая». Казалось бы, какую угрозу представляет собой священник, преподаватель русского языка, изучающий культуру и язык Японии? Такума Савабе считал иначе; он был убежден в том, что православная вера является угрозой благосостоянию его родины. Прибытие о. Николая в Японию совпало с последними днями периода «Токугава». В те годы широкая проповедь Евангелия на японских островах казалась немыслимой. Недалеко еще было то время, когда появившихся здесь христианских миссионеров завертывали в соломенные мешки, складывали в кучи и сжигали заживо или же распинали. Православному священнику можно было ожидать любой провокации и со стороны ревнителей традиций, и со стороны властей. Только в 1873 году последовала отмена старых антихристиан­ских эдиктов, и появилась возможность для открытой проповеди основ христианского вероучения.

http://pravmir.ru/nemyslimaya-propoved/

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь понятий и терминов 319 АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. αυτς – сам и κεφαλ – голова – самовозглавление) – юрисдикционно и административно независимые правосл. церкви, организованные по национально-территориальному принципу, имеющие собственного предстоятеля (патриарха, митрополита или архиепископа). В настоящее время насчитывается 15 А. ц. В официальном списке (диптихе) они представлены следующим образом: Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская (с 1448); Грузинская (после вхождения Грузии в состав России Грузинская церковь потеряла свою автокефалию и снова обрела ее лишь после Февральской революции 1917); Сербская (с 1219, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, последний раз автокефалия была восстановлена в 1879); Румынская (с 1865); Болгарская (с 919, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата до 1879); Кипрская (с 431); Элладская (с 1833); Албанская (с 1922); Польская (с 1948); Чехословацкая (с 1951); Американская (с 1971). Первым шагом к автокефалии Русской церкви было самостоятельное соборное избрание в 1448 г. митрополитом Московским и всея Руси Ионы (св., память 15 июня). В 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II возвел в сан Патриарха Московского и всея Руси Иова (причислен к лику святых в 1989 г.). В грамоте, присланной позднее и подписанной всеми восточными патриархами, Московскому патриарху определялось 5-е место после Иерусалимского и устанавливалось право избирать патриарха собором епископов Русской церкви. АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИЦеркви относительно или частично независимые по отношению к более крупным и более самостоятельным Автокефальным церквам. А. ц. могут быть установлены на уровне епархии, архиепископии, митрополии. А. ц. являются: Синайская архиепископия, Финляндская православн. и Японская автономная правосл. церкви. Автономия устанавливается решением Собора или Синода Церкви-Матери. Догматические решения Церкви-Матери обязательны для А. ц.; глава А. ц. не может канонизировать святых, устанавливать праздники, менять календарь без согласования с Церковью-Матерью; он получает от предстоятеля Церкви-Матери миро. Сегодня в Русской Православной церкви помимо Автономной Японской церкви некоторые экзархаты (Белорусский, Украинский) имеют права автономий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010