К вам, верующим во имя Сына Божия, пишу я, говорит Апостол, чтобы вы знали, что, веруя в Него, вы имеете жизнь вечную. Посмотрите, что может произвесть вера наша; она внушает нам смелость просить Его о всем, что не противно Его воле; и Он внемлет прошениям нашим; а если мы знаем, что Он внемлет, то можем быть уверены, что дарует просимое. Например: если ты увидишь брата твоего подпавшим греху не смертоносному, то проси Бога простить его, и Он простит. Есть , однако, грехи смертоносные, – такова неправда пред Богом (ст. 14–17). Мы знаем, что всякий, возрожденный Богом, хранит себя от греха, и лукавый не прикасается к нему. Знаем, что мы чада Божии, а весь мир лежит во зле. Знаем и то, что Сын Божий, пришедший в мир, дал нам разум, чтобы мы познали истинного Бога и пребывали в Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов (ст. 18–21). Вот послание, единственное в своем роде, в котором светло изображается любящая душа великого Апостола. Как оно просто, внятно, не смотря на то, что заключает в себе глубокие истины святой веры Христовой! Какими наполнено чувствами самого доброжелательного и нежного человеколюбия! Это проповедь любви, почерпнутая из Божественного лона Господа Иисуса Христа, на перси Коего некогда св. Иоанн склонял свою голову. – В этой дивной проповеди Апостол является и посланником Божиим, и высоким наставником, и отцом, и другом, и собратом тех, которым предает слово исполненное духовного помазания. Он излагает учение свое в выражениях кротких, любезных, доступных и юношам и взрослым и старикам. Тут есть и млеко и крепкая пища. Человеколюбивая душа Апостола объясняет причину, по которой он пишет к духовным своим чадам, чтобы они не грешили: чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете ( 1Ин.2:2 ). Но зная слабость природы человеческой и удобопреклонность ко греху, ободряет их утешительною надеждой на милосердие Божие, потому и прибавляет: и аще кто согргешает, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника, Которого кровь очищает нас от всякого греха (там. 1:7). – Впрочем это очищение даруется грешникам не иначе, как если они изъявляют искреннее сознание в своих проступках и раскаяние: аще исповедуем грехи наши, говорит Апостол, верен есть и праведен, да оставит нам грехи нашя, и очистит нас от всякия неправды (там. ст. 9). Вот благовестие помилования, даруемого нам чрез искупление Господа Иисуса Христа! Оно неизъяснимо как драгоценно для христианина; им подтверждается действительность и сила покаяния; чрез него удостоверяемся, что никакой грешник не отвергается от благодати Спасителя, если только обращается к Нему с сознательным сердцем. Церковь и называет Спасителя Богом кающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Апостол начинает свое послание с того главного предмета, который был единственною целью его проповедания – с Господа нашего Иисуса Христа. Он называет его Словом жизни. Это Слово вечно пребывало в Боге, и в определенное Им время явилось людям. – Апостол свидетельствует, что он слышал голос воплотившегося Слова жизни, видел Его в образе человеческом, как истинного человека, и осязал Его руками (Чрез это свидетельство Апостол объясняет два естества Господа Иисуса Христа, Божеское и человеческое: это необходимо нужно; потому что некоторые из ересей тогдашнего времени распространяли нелепое мнение, что Иисус Христос только казался человеком, имел тело только видимое, как призрак, а не действительное). Потом Иоанн высказывает причину, по которой пишет к Христианам своей паствы: да и вы, говорит он, общение имате с нами, т. е. союз веры, надежды и любви; общение же наше со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом ( 1Ин.1:3 ). Без сомнения, это святое общение должно быт вожделенно для каждого; потому Апостол и прибавляет следующие слова: и сия пишем вам, да радость ваша будет исполнена (там. ст. 4). А какая радость совершеннее той, что мы удостаиваемся духовной связи или общения с святыми благовестниками Божиими, а чрез них с Богом и с Единородным Сыном? Бог есть свет непомрачаемый, пишет Апостол. Эту истину слышал он от Самого Господа Иисуса Христа (ст. 5). Напрасно мы думаем, что имеем общение с Богом, если ходим во тьме греховной: мы обманываемся, лжем. Тот только вступает в союз христианский, кто ходит в свете Божием, т. е. поступает по заповедям Божиим, и кровь Иисуса Христа, Сына Божия очищает его от всякого греха. Мы обманываемся, если почитаем себя безгрешными; но если сознаемся в грехах наших, то можем надеяться, что и благость Божия дарует нам прощение в них. Если почитаем себя безгрешными, то напрасно будет для нас обещание прощения, не исполнится на нас слово Божие (ст. 6–10). Дети мои! говорит Апостол голосом чадолюбивого отца. Пишу к вам в наставление, чтобы удержать вас от грехов. А если бы кто из вас и согрешил, то знайте: есть у вас Ходатай, Господь Иисус Христос. Он есть умилостивление пред Отцем Его не только за грехи наши, но и за грехи всего мира (Гл. 2 ст. 1 и 2). Но это знание ни к чему не послужит, если мы не будем исполнять того, что Он заповедал. – Любовь Господа Иисуса Христа совершается в том только человеке, который соблюдает Слово Его и поступает, как Он поступал (ст. 5 и 6). – Что же это будет, если бы кто стал говорить, что он просвещен учением Христовым, а сам ненавидел бы ближнего своего? Нет! Он не просвещен, а объят тьмою, ослепляющей его душу (ст. 9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

XI. Бысть Царство мира Господа нашего и Христа Его И седмый Ангел воструби и быша гласи велицы на небесех, глаголюще: бысть царство мира Господа нашего и Христа Его, и воцарится во веки веков. И двадесять и четыри старцы пред Богом седящыя на престолех Своих, падоша на лица своя, и поклонишася Богу, глаголюще: хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый, яко приял еси силу Твою великую и воцарился еси. И языцы прогневашася, и прииде гнев Твой, и время мертвым суд прияти и дати мзду рабом Твоим пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и растлити посмраждшыя землю (11:15–18). Бог премудрый есть Бог совершеннейшего и вечного порядка. Сия мысль выражается в Апокалипсисе сильно и убедительно. То, чтò в движении происшествий и переворотов человеческих кажется нам непонятным, проясняется изложением таинственного этого писания. Если оно не указывает на подробности, то тем не менее открывает главные пружины великих событий и изменений мира. Беззакония мира растут, спеют, расширяют свое владычество, – нам кажется, они нескончаемы; а между тем над ними произнесен вышний, неслышимый нами, приговор – прогремела Ангелова труба. – Мы только дивимся тогда уже, когда видим, что они быстро бегут к своему падению и рассыпаются в прах от самых маловажных причин. Когда раздастся звук трубы седьмого Ангела, на небесах услышится гром бесчисленных голосов, возвещающих, что царство мира сделалось царством Господа Бога нашего и Христа Его, и что Он будет царствовать во веки веков. Воцарение Господа Бога и Христа Его, о котором здесь говорится, последует окончательно, когда все враги Господа Иисуса Христа будут повержены в подножие ног Его ( Евр.10:13 ). Впрочем в вышеприведенных словах мы можем разуметь другое, предшествующее воцарение Иисуса Христа, относящееся к другому смыслу Апокалипсического писания. Царство Господа Бога и Христа Его всегда было от вечности, есть и всегда будет бесконечно. А было время, когда, по неисповедимому Его попущению, расширялось на земле царство темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Дети! не слушайте обольстителей. Поступающий по правде старается быть подобным праведному своему Законодателю. А грешник водится злым внушением противника Божия, как виновника греха. Сын Божий и явился для того, чтобы разрушить дела диавола. Возрожденный Спасителем Богом не грешит, имея в душе своей семя Божие. Чада Божии от детей противника Божия отличаются так: не поступающий по правде и не любящий брата своего, не сын Божий. А любить друг друга – вот заповедь Божия, первоначально нами проповеданная вам – и любить не так, как Каин, который убил брата своего за то, что дела Авелевы были праведны. Не дивитесь, любезные братия, что мир нас не любит по той же причине. Мы любим братьев наших, и потому перешли от смерти к жизни; а ненависть к ближнему нашему, как человекоубийство, ведет к смерти (ст. 7–15). Пример нам в любви к ближнему есть любовь к людям Господа Иисуса Христа, которая так велика и беспредельна, что Он положил за нас душу Свою. Так, и мы должны полагать души наши за братьев наших. А где же эта любовь, если богач не растворяет сердца своего помочь нуждающемуся бедняку? Дети мои! станем любить друг друга не словом или языком, а самым делом. Такая любовь успокоивает сердце наше. А если сердце наше покойно и не осуждает нас, то в таком состоянии открывается нам доступ к Богу. Мы можем просить у Него и получить просимое; потому что, веруя в имя Сына Божия Иисуса Христа, соблюдаем заповеди Его, делаем Ему благоугодное и любим друг друга, как Он заповедал нам. В соблюдающем заповеди Христовы Сам Христос пребывает; и это узнаем по духу, которого Он дал нам (ст. 16–24). Возлюбленные! не всякому учению (духу) верьте, но испытывайте, от Бога ли оно; потому что много показалось в мире лжеучителей. Учение Божие от учения заблуждения отличайте так. Всякое учение, исповедающее Иисуса Христа, явившегося в мир во плоти человеческой, есть учение Божие, а противное тому учению есть учение не Божие, а антихриста. Последователи этому учению, как люди мирские, говорят по-мирски, и мир их слушает. А вы, дети Божии, побеждаете нечестивцев; потому что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Мы дети Божии; и потому познавший Бога слушает нас, – а дети мира не хотят нас слушать. Вот вам признак, по которому можете отличать учение истины от учения заблуждения (Гл. 4:1–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Св. Апостол обращается к людям всех возрастов, которым прощены грехи ради имени Господа Иисуса Христа; которые познали Его, сделались сильными чрез слово Его, в них пребывающее, и побеждают лукавство и обольщения мирские (ст. 12–14), и увещевает не любить мира, ни того, чтò в чем находится; потому что любовь мирская погашает любовь к Богу. В мире видим мы похоть плоти, похоть очей, гордость житейскую, – и все это не от Бога – и все это преходит, равно как и мир пройдет, – только исполняющий волю Божию пребудет неизменным навсегда (ст. 15–17). Дети! – продолжает Апостол, – время последнее; вы слышали от меня, что пред последним временем явится антихрист; и теперь много антихристов; они к прискорбию нашему вышли из нашего христианского общества (ст. 18 и 19). Вы, помазанные Духом Святым, разумея отличать ложное от истинного, сами можете их приметить. Не лжец ли тот, который не признает Господа Иисуса Христом? Это противник Христов (антихрист), который, отвергая Сына Божия, не имеет и Отца (ст. 22 и 23). Но вы, если сохраняете вам проповеданное, то пребудете в Сыне и Отце, и получите обещанное нам – жизнь вечную (ст. 21 и 25). Пишу к вам для того, чтобы предостеречь от обольстителей. Впрочем у вас есть особенное предостережение – это помазание Духа Божия; оно истинно; пребывайте в том, чему оно научило вас, чтобы, в пришествие Господа, предстать пред Ним непостыдными (ст. 26–28). Если вы знаете, что Господь Иисус Христос праведен, то знайте, что всякий, идущий по следам Его правды, есть Его рождение (возрожден от Него, ст. 29). Смотрите же, возлюбленные, до какой степени простирается к нам любовь Божия: мы можем называться детьми Божиими. Мир не знает нас, потому что не познал Иисуса Христа; – а мы точно дети Божии теперь, и одушевляемся еще высшею надеждой, что будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И эта надежда побуждает нас сохранять себя в чистоте; иначе нельзя нам удостоиться увидеть Чистейшего (гл. 3: ст. 1–3). – Грех есть преступление закона; и потому все грешники виновны как нарушители закона. Сын Божий, безгрешный, и явился для того, чтобы взять грехи наши на Себя, но с тем, чтобы мы пребывали в Нем и более не грешили. А продолжающий грешить (как Николаиты тогдашних времен, носившие имя Христово и проводившие жизнь нечестивую) не приял в себя благодати Христовой и не познал Христа (ст. 4–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Возлюбленные! станем любить друг друга; потому что чувство любви происходит от Бога. Бог есть любовь. Эту любовь узнали мы из того, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего в умилостивительную жертву за грехи наши, чтобы даровать нам жизнь вечную. Не мы возлюбили Бога, а Он нас. Если Бог так возлюбил нас, то и мы, следуя этому святейшему примеру, должны любить друг друга (ст. 7–11). Бога не видал никто никогда, тем не менее Он пребывает в нас, и любовь Его совершается над нами, если мы любим друг друга. А пребывание Его в нас примечается тем, что Он даровал нам Духа Своего Святого (ст. 12, 13). Мы видели все величие Господа Иисуса Христа, и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Мы познали эту любовь Божию к людям и уверовали в нее. И всякий, исповедающий сию истину, что Иисус Христос есть Сын Божий, соединяется с Богом (ст. 14–16). Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства, чтобы небоязненно предстать пред Бога в день суда, достигает в нас тем, что поступаем в мире сем, как поступал Господь наш Иисус Христос. Страха нет в любви – совершенная любовь изгоняет его; и колеблемый страхом не совершен в любви (ст. 16–18). Станем любить Господа Спасителя Бога, потому что Он еще прежде возлюбил нас (ст. 19), но вместе будем любить братьев наших, как Он завещал (ст. 21). Если кто скажет, что он любит Бога, а ненавидит брата своего, то он лжец. Может ли любить невидимого Бога, когда преследует брата, которого видит (ст. 20)? Всякий, кто верует, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (возрожден). Из этого выводится необходимое следствие, что если мы любим Бога, то не можем не любить и рожденного от Него. Любовь к чадам Божиим и происходит от того, когда любим Бога и соблюдаем Его заповеди; соблюдение заповедей Божиих – вот наша любовь к Богу, и заповеди Его не тяжелы. Преодолевать все мирское легко может вера ваша, вспомоществуемая силой Божией (гл. 5:1–4). Кто победитель мира, как не тот, который верует, что Иисус есть Сын Божий? Он есть Иисус Христос, открывшийся водою и кровию и засвидетельствованный духом. Три свидетеля небесные: Отец, Слово и Святой Дух, и сии три суть одно; так три свидетельства земные: дух, вода и кровь показывают одно (т. е. что Сын Божий Иисус Христос есть истинный человек). Свидетельство земное убедительно; но свидетельство Бога, что Иисус Христос Сын Божий (при крещении Иисуса Христа) несравненно убедительнее. Кто верует в Сына Божия, тот имеет еще свидетельство в самом себе, т. е. внутреннее уверение, что верование его основывается на словах Бога, свидетельствовавшего о Сыне Своем. А это свидетельство для нас смертных вельми важно; оно нам объясняет, что Бог в Сыне Его даровал нам жизнь вечную (которой человек стал недостоин чрез преступление заповеди Божией); и эта жизнь заключается в Сыне Божием – в Нем только найдем ее, и от Него можем ее получить (ст. 5–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Конечно, Ангелы созерцали величие Сына Божия в Боге, сколько было им доступно; а теперь представилось им новое видение и более доступное – Сын Божий в обоженной плоти человеческой показался Ангелом. Это явление Иисуса Христа Ангелам преисполнено торжественности, невыразимой на земном языке. Господь Бог Вседержитель, по воскресении из мертвых Своего Первородного, посадил Его одесную Себе на небесных, как описывает сие св. Апостол, превыше всякого начальства и власти и силы и господства и всякого имени, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем, и вся покори под нозе Его ( Еф.1:20, 21 и 22). Все это , однако, не прибавляло ничего к славе и могуществу Иисуса Христа, как Сына Божия; Ему все было покорно в самой вечности. – Но теперь новая слава облистала Его; Ему все покорилось не только как Сыну Божию, но и как Сыну человеческому. Потому Господь Бог и сказал духам бесплотным: поклонитеся Ему вси Ангели Его ( Пс.96:7 ). Ангелы и воздали Ему поклонение и покорность свою ( 1Пет.2:32 ); неисчислимое множество громогласно возгласило: достоин есть Агнец заколенный (Богочеловек, Искупитель мира) прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение ( Откр.5:12 ). Этого мало: весь мир огласился величанием Богочеловека: и всяко создание, еже есть на небеси и на земли и под землею, и на мори яже суть, и сущая в них вся слышах, говорит Ев. Иоанн, глаголющая: Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков (там. ст. 13). Вот какой славы желал Иисус Христос своему человечеству: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самаго славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть. И точно – человеческое тело Господа Иисуса Христа воссело на престоле Божием – сделалось предметом обожания всех Сил небесных. «Какой ум, какой язык, говорит Иоанн Златоуст 24 , может выразить беспредельную честь, предоставленную Богом человечеству, честь сверхъестественную и вместе страшную? Какой Ангел, какой Архангел? Нет – никто ни на небе, ни на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Последствия искупительной жертвы Господа Иисуса Христа теперь же являются во всей своей славе; вознесенное тело Его приближает теперь к Нему все человечество; открывается путь святым, чтобы и они, идя по следам своего Искупителя, могли прославиться в телах Своих. Только что Он воцаряется – и воцаряет с Собою последователей своих. – Святые старцы, споручники и ходатаи человечества, благословляют имя Искупителя такими словами: достоин еси прияти книгу, и отверсти печати ея: яко заклался, и искупил еси Богови нас кровию Своею от всякого колена и языка и людей и племен: и сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи, и воцаримся на земли. – Благословляют не от себя только, но и от всех святых из всякого колена, и языка и народа и племени; потому-то и сказано выше, что в руках их золотые чаши, наполненные молитвами святых; мы и понимаем, что в лице старцев благословляло Иисуса Христа все святое человечество, по той именно причине, что святые чрез искупительную жертву Господа Иисуса Христа приближены к Богу, сделались пред ним царями и священниками, и будут царствовать с Ним. И видех, продолжает Иоанн, и слышах глас Ангелов многих окрест престола и животных и старец: и бе число их тмы темь и тысяща тысящей, глаголюще гласом великим: достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение (ст. 2 и 12). Торжество искупления собственно относилось до человеческого рода. Но оно так удивительно, так величественно, трогательно и священно, что возбудило живейшее участие во всем небесном сонме бесчисленных Ангелов, носящихся в беспредельном пространстве вокруг престола Божия. Они возрадовались за радость человеческую, и выразили эту радость в словах благоговейных и признательных к Искупителю за благодеяния Его людям. Достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство, и проч. Все это хваление относят они к прославленной природе человеческой Господа Иисуса Христа, имевшей на себе жертвенные знаки, которыми искуплен весь мир. Если они прославляют Господа Спасителя за искупление людей, то значит, они любят людей 59 , сочувствуют их счастию и объясняют чрез это хотя таинственную, но тем не менее тесную связь мира духов небесных с миром душ человеческих. Потому Господь Иисус Христос и сказал, что велика бывает радость у Ангелов, если один из грешников придет в покаяние ( Лк.15:10 ); по той же причине Он обещал прославить пред Ангелами Божиими того, кто будет прославлять Его в здешнем мире (там. 12:8). Значит, Ангелы Божии принимают глубокое и совершенное участие в спасении людей – это их друзья и благодетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Человеком Он не был (а, значит, и не страдал, и на Голгофе был лишь спектакль, призванный выжать слезы скорби и покаяния из людей) . Наконец, в некоторых неоязыческих школах утверждается, что Христос более чем человек, но все-таки менее, чем Божество. Так, – «Планетарный Логос». А если Христос есть и в самом деле Тот, Кем Он Себя называл ( От начала Сущий – Ин. 8, 25) и каким Его познала Православная Церковь, то что ещё искать в других религиях? Сам Бог, Сама Вечность пришла к нам и сказала о пути спасения – а мы хотим «дополнить» Её плохо понятыми обрывками буддизма и язычества? Как Он Сам расценивает такое поведение – Он ясно сказал ещё в ветхозаветную пору: это – прелюбодеяние. Библейская формула «Бог един» – это эксклюзитивистская, исключающая формула. Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет потом: " пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им, – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего, ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей (Втор. 13, 1-3). Ещё более занимательно, что ради чаемого «примирения религий» она готова их все уничтожить – превратив их в безрелигиозную моралистику… О последней мечте российской интеллигенции замечательно сказал современный публицист Максим Соколов: «Член Политбюро ЦК КПСС, „отец перестройки“, академик А.Н.Яковлев, проникшись буддийским учением, также с лёгкостью сумел синтезировать буддизм и христианство – последнее по необходимости было очищено от искажающих наслоений. Если буддизм, по мнению акад. Яковлева, последовательно проводит великий принцип ненасилия, то христианство (т. е. Христос) фразами типа „Я не мир принёс, но меч“ постоянно отступало от этого принципа, что и привело к прискорбным историческим последствиям. Наиболее же близким к подлинным идеалам христианства акад. Яковлеву видится опять же Толстой, тогда как отлучение Толстого – очевидный грех или, по крайней мере, сугубая ошибка Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

– Ах, это так будет приятно!.. Вы без сомнения, как человек сведущий, сделаете здесь многое для описания собора... – Надеюсь на это, и тем более потому, что, если я не ошибаюсь, в вас я вижу автора заметок, присланных Владимиру Яковлевичу, и встречу помощницу себе в этом деле... – Да, я писала заметки, но не могу принести вам больше пользы в этом деле... Я так еще неопытна, так малосведуща... – Однако же, в ваших заметках проглядывает большая сообразительность и видно усердие к делу... видно, что вы этим делом интересуетесь... а все это весьма важно для меня... – Благодарю вас за столь лестный отзыв о моем труде... Что только, с своей стороны, сумею и в силах буду сделать, я готова на это... Но все же ум хорошо, а два, говорят, лучше... вы можете так взглянуть на тот или другой предмет, а г. Батуллин, как знаток своего дела, может быть, иначе взглянет на него, с другой стороны осветит его... вот почему было бы желательно, чтобы он сам непосредственно осмотрел собор!.. – А вот я скажу ему, что вы этого желаете, и он непременно на святках приедет сюда сам, а раз это случится, я буду иметь удовольствие поздравить его с невестою, а вас с женихом... он с вами не расстанется... – Ах, Бог с вами!.. Что это вы сказали!... Я так еще молода, бедна... Куда мне об этом думать? – Зато вы так умны, так заинтересованы серьезным делом, что для него эти качества будут дороже денег... Владиславлев все это сказал как бы невольно, просто, все это с языка у него сорвалось, а между тем вышла от того неловкость, вышло так, как будто он нарочно говорит девушке комплименты. И он сам, и собеседница его на этих словах вдруг как будто оборвались: обоим им стало совестно. – Вот, молодой человек, и совестно вам стало, – сказала матушка Владиславлеву: – говорили вы с Машенькою о деле, а свели свою речь на комплимент... вперед будьте осторожны... – Действительно, матушка, стало совестно... но поверьте мне, что я вовсе не думал говорить комплимента, а высказал без всякого умысла то, что у меня было на сердце, потому что я знаю убеждения Владимира Яковлевича и уверен, что это так бы и было, чему, конечно, я был бы бесконечно рад...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010