Читаем, что всякое писание богодухновенно и полезно для научения ( 2Тим. 3:16 ). Иудеи отвергли его потому, что отвергли все прочие писания, которые говорят о Христе. Не удивительно, что они не приняли некоторых писаний, говорящих о том, кого они не приняли, когда Он Сам говорил им. Кроме того, Енох у апостола Иуды приводится свидетелем». 310 Но особенно к снисходительному взгляду на апокрифы располагало то мнение, будто апокрифами пользовались сами апостолы. Так, Ориген думал, что слова апостола Павла: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его ( 1Кор. 2:9 ), заимствованы из апокалипсиса Илии; что апостол Иуда свидетельство о споре архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом (стих 9) взял из апокрифа: νληψις Μοσεως. 311 Августин думал, что апостол Иуда в 14 стихе своего послания, указывая на пророчество Еноха о последнем суде над нечестивыми людьми, разумеет книгу Еноха. 312 Иероним в предисловии к Пятикнижию говорит: «у евангелистов и апостолов мы читаем многое о ветхом завете, чего нет в наших списках, как то: из Египта я воззвал сына моего ( Мф. 2:15 ); что Он Назореем наречется ( Мф. 2:23 ); воззрят на Того, Кого пронзили ( Ин. 19:37 ); у того (верующего) из чрева потекут реки воды живой ( Ин. 7:38 ); не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его ( 1Кор. 2:9 ). Первое свидетельство находится у Осии (11:1), второе у Исаии (11:1); 313 третье у Захарии (12:10), четвертое в Притчах (18:4); 314 пятое у Исаии (64:4). Многие, не зная этого, следуют бредням апокрифов и подлинным книгам предпочитают Иберийские басни 315 т. е. отыскивают указанные места в баснях еретиков. Один из византийских историков, Георгий Синкелл также замечает, что блаженный Павел пользовался иногда изречениями апокрифов, и указывает на приведенные уже выше слова в 1Кор. 2:9 , считая их заимствованными из апокрифа Илии, на слова Гал. 6:15 : во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И он шел к месту 3 дня и увидел место издали. Остановившись при одном колодце, он сказал своим отрокам: останьтесь здесь с ослицей; я и дитя мое пойдем помолиться, и когда помолимся, возвратимся к вам. И он взял дрова для жертвы и положил их сыну своему Исааку на плечи и взял в свои руки огонь и нож, и они оба пошли на то место. И Исаак сказал своему отцу: Отец! И он сказал: вот я, сын мой! (И он сказал): вот здесь нож и дрова, но где агнец для всесожжения, отец мой? И он сказал: Господь узрит себе агнца для всесожжения сын мой! И он пошел на гору Божию и устроил жертвенник и положил дрова на жертвенник, и взял своего сына Исаака и положил его на дрова на жертвеннике, и протянул свою руку, чтобы взять нож и заколоть своего сына Исаака. И я стал пред ним и пред высшим Мастемой. И Господь сказал: скажи ему, что он не должен возлагать руки своей на отрока, не должен делать ему никакого вреда, потому что я знаю, что он боится Бога. И я воззвал к нему с неба и сказал ему: Авраам, Авраам! И он сказал: вот я! И Он сказал ему: не возлагай руки твоей на отрока и не делай ему никакого вреда, потому что теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пощадил для Меня даже первородного своего сына. И посрамился высший дух Мастема. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот овен запутался своими рогами. И Авраам взял овна и принес его во всесожжение, вместо своего сына. И Авраам назвал это место: «Господь усмотрел», так что говорят: Господ усмотрел, т. е. гора Сион». 437 Далее согласно с Библией излагается обетование Божие, данное Аврааму... «Авраам соблюдал этот праздник каждый год в течении 7 дней с веселием и назвал его праздником Господним, по 7 дням, в которые он ходил и возвратился в мире. Так утверждено и написано на небесных скрижалях для Израиля и его потомства, чтобы они праздновали этот праздник в течении 7 дней с веселием» (глав. 17–18). 438 После жизни Авраама весьма подробно также и с разными украшениями в Малом Бытии рассказывается о жизни Иакова и его детей и особенно Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В своей торжественной речи к народу он ясно указывает на такие предания: вспомни, говорит он, дни древние, помысли о летах прежних родов, спроси отца своего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе: когда Всевышний давал уделы народом и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых ( Втор. 32:7–8 .) Говоря о Нимроде, он указывает на народную пословицу, составившуюся в народном предании, по поводу его звероловства: потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод пред Господом Богом ( Быт. 10:9 ). Имея в виду великую силу и значение предания для народа, он, при прощании с ним, настойчиво убеждает хранить его слова: положите, говорит он, на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещавайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего ( Втор. 32:46 ). Со времен Моисея, заключившего древние предания в письменные памятники, у евреев начала развиваться письменность. Цветущим временем её было время от пророка Самуила до плена Вавилонского, когда трудились в ней пророки и ученики пророческие, воспитывавшиеся в пророческих школах. После Пятикнижия Моисея явились книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, книги Царств, Паралипоменон, книги пророческие и книги учительные. Но предания или устные сказания, конечно, продолжали существовать и при письменности, доставляя материал для самих письменных памятников. Кроме указанных книг, вошедших в состав Библии , у евреев было много еще других книг, которые до нас не сохранились, но в свое время пользовались известностью. В книге Чисел (21:14–15; 27–30) Моисей указывает на Книгу браней Господних и Приточники; под книгой браней разумеют победные песни во славу Иеговы по случаю побед еврейского народа над врагами. В книге Иисуса Навина, при рассказе о том, что во время битвы с аммореями, по молитве Иисуса, остановились солнце и луна, указывается на Книгу праведного ( Нав. 10:13 ); на туже книгу Праведного указывается во 2-й книге Царств ( 2Цар. 1:18 ). Предполагают, что это был сборник записок, или сказаний о замечательных лицах и событиях еврейской истории, что название книги Праведного или, как думают другие, праведных, он получил потому, что содержал в себе историю праведных Авраама, Исаака, Иакова и других патриархов и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Он прежде записал свидетельство и дал сынам человеческим свидетельство о родах земли и изъяснил им недели юбилеев и познакомил их с днями лет и распределил месяцы, и субботы года изъяснил он, как мы его научили. И что было и что будет, видел он в своем сновидении, что случится с сынами человеческими в их поколениях до дня судного. Все видел и узнал он и написал во свидетельство и оставил это как свидетельство на земле для всех сынов человеческих и их поколений... И был он с ангелами Божиими в течение 6 лет, и они показали ему все, что на земле и на небе, владычество солнца, и он записал все. И он дал свидетельство Стражам, которые согрешили с дочерями человеческими, потому что они начали смешиваться и осквернились с ними. И Енох дал свидетельство против них. И он был взят из среды сынов человеческих, и мы принесли его в сад Эдемский. И вот здесь он записывает суд и вечное наказание и всякую злобу сынов человеческих» (глав. 4). 430 «Когда начали умножаться сыны человеческие по всей земле и родились у них дочери, увидели ангелы Господни, в один год этого юбилея (12-го юбилея), что они прекрасны. И они взяли их себе в жены, выбирая из всех; и они рождали им сыновей, которые были исполинами. И нечестие возобладало на земле, и всякая плоть извратила свой путь, от людей до скота, и от зверей до птиц, и до всего, что ходит на земле. Все развратили свой путь и стали пожирать друг друга. И нечестие возобладало на земле, и все помышления разума сынов человеческих сделались злыми. И Господь посмотрел на землю, и вот вся она была развращена, и всякая плоть извратила свой порядок, и они делали всякое зло пред очами Его... И Он определил истребить людей и всякую плоть, которую Он сотворил на земле. И Ной один обрел милость пред Его очами. И на ангелов своих, которых Он послал на землю, Он разгневался и определил изгнать их. И Он повелел нам связать их в недрах земли. И вот они связаны там и разлучены. И детей их Он определил истребить мечем. Он сказал: Мой дух не пребудет в людях во веки, потому что они плоть, и число дней их будет 120 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

и всякий человек, который хранит его и празднует в него субботу от всех своих дел, будет свят и благословен навсегда, как мы. И ты возвести и изъясни сынам израилевым праведность этого дня, чтобы они праздновали в него субботу и не пренебрегали им в заблуждении своего сердца, чтобы они ничего в него не делали из своих нужд, и не приготовляли в него ни пищи ни питья, и не почерпали воды, и не вносили бы и не выносили бы в этот день чрез свои двери никакой тяжести... В этот день мы праздновали субботу, прежде чем кому-либо из смертных было возвещено праздновать её на земле. И Творец освятил этот день, но Он благословил не всех людей и народов праздновать в него субботу, но только Израиля» (глав. 2). 427 «И в 6-й день 2-й субботы (недели) привели мы, по повелению Господню, к Адаму всех животных и всякий скот, и всех птиц, и все, что движется на земле, и все, что движется в воде, по их родам и видам, именно зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, все, что движется на земле, в 4-й, все, что движется в воде, в 5-й день, и Адам назвал их всех по их именам, и как он их назвал, так и было их имя. И в течении этих 5 дней Адам видел все это, мужеский пол и женский в каждом роде, который на земле, между тем сам он был один, и он не мог найти для себя ничего подобного, что было бы ему в помощь. И Господь сказал мне: не хорошо, что человек один; мы хотим сотворить ему помощника, подобного ему. И Господь Бог наложил на него оцепенение, так что он заснул. И Он взял у него для жены одно ребро и вместо него вложил плоть; и он образовал жену и пробудил Адама от сна его. И когда Адам пробудился, то принял её к себе, и познал её, и сказал: это кость от моей кости и плоть от моей плоти; она должна называться моей женой, потому что она взята от своего мужа. Потому муж и жена должны быть едино, и потому оставит человек своего отца и свою мать и соединится со своею женою, и будут они единою плотью» (глав. 3). 428 Далее автор рассказывает о пребывании Адама и Евы в раю, о падении и изгнании их из рая; причем он прибавляет, что Адам и Ева жили в раю 7-мь лет, что у них не было детей до первого юбилейного года, что животные до падения Адама обладали словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И я видел, как они отложили меч, который был дан им и который они принесли в дом и запечатали в присутствии Господа. Все овцы были заключены в этом доме, который едва мог вместить их; их глаза были открыты, и они созерцали Благого (Bonum), и не было между ними ни одной, которая не смотрела бы на него. Я видел, что дом большой, пространный и полон населения. И вот родился белый телец (vitulus albus natus est), который имел большие рога, и все звери земные и все птицы небесные поклонялись ему и умоляли его непрестанно. И тогда я увидел, что природа их изменилась, и они сделались белыми тельцами. И первый из них (т. е. телец, который родился белым) сделался Словом (Verbum) и Слово (Verbum) сделалось великим животным; 414 на голове у него были большие черные рога. И Господь овец возрадовался при виде всех этих тельцов. После этого я пробудился, но сохранил в памяти все, что видел. Таково видение, которое я видел во сне. Пробудившись я прославил Господа славы и воздал Ему хвалу. Я пролил слезы, которые не переставали течь, и я не мог воздержаться от них при представлении того, что я видел, потому что все это будет и исполнится» (глав. 88–89). Главы 90–105 (у Дильмана 91–108) составляют последнюю пятую часть книги Еноха. В них содержатся наставления Еноха сыну своему Мафусалу и всему его потомству в праведной жизни и предсказания о будущих событиях. «И ныне, сын мой Мафусал, говорит Енох, призови ко мне всех своих братьев и собери ко мне всех детей своей матери. Внутренний голос и дух возбуждают меня сказать вам, что случится с вами в будущие времена». Сначала Енох дает собравшимся к нему детям общие наставления ходить в правде и никогда не уклоняться от неё (глав. 90–91); а потом краткие предсказания о том, что должно случиться после него до кончины мира и до начала царства Мессии. Начиная говорить об этом, он замечает: «из всего, что мне было открыто, из небесного видения и голоса ангелов я получил познание и приобрел разумение из небесной скрижали (e coeli tabula)». Следующие за тем предсказания, впрочем, не заключают в себе ничего особенного и содержат краткое повторение уже прежде сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Когда Адам и Ева были около рая, подле той двери на западной стороне, чрез которую вошел обольстивший их сатана, их встретил змий и напал сначала на Еву, а потом и на Адама: «ради тебя, сказал он Адаму, и ради Евы я осужден ползать на чреве», и хотел умертвить их; но Бог послал ангела своего, который прогнал змия. Бог сказал змию: «в первый раз я осудил тебя только ползать по земле и влачиться на чреве, но не лишил тебя слова; отныне ты будет нем и больше не будешь говорить ни ты, ни род твой, потому что ты обманул моих рабов, а теперь хотел убить их». И тотчас змий сделался немым и больше не мог говорить; и по воле Божией поднялся вихрь, который унес его далеко от Адама и Евы и бросил его на берегах индийского моря». 371 Однажды сатана собрал свои легионы и, окруженный великим светом и с огненными лучами в руках, явился к пещере Адама и Евы. Он не мог войти в неё, потому что Адам и Ева в это время молились; он поставил свой трон пред пещерой, так что она осветилась светом, а его прислужники начали воспевать хваления. Сатана надеялся, что увидев свет, Адам и Ева подумают, что Бог послал своих ангелов для их утешения, и вышед из пещеры, преклонятся пред ним, и он получит над ними власть и во второй раз удалит их от Бога; но Адам не вышел из пещеры, а обратился к Богу с молитвою: «Господи, сказал он, разве кроме тебя, есть другой Бог, который сотворил ангелов и может посылать их к нам? мы видим пред пещерою множество духов, окруженных великим светом и воспевающих хваления... если они тебе принадлежат, покажи мне, для чего ты их послал»?... Бог сказал Адаму, что это тот же сатана, который в первый раз обольстил их в образе змия, а теперь принял вид ангела. По повелению Божию ангел разоблачил сатану и представил его в его настоящем отвратительном виде, сказавши, что такой вид он получил со времени своего падения. 372 В другой раз, когда Адам и Ева вышли из пещеры посмотреть на рай, о потере коего они постоянно сетовали, сатана опять явился к ним также в образе ангела на облаке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Число мужей, бывших с Авраамом, сказание приравнивает к числу святых отцов, утвердивших святую веру на первом Никейском соборе. – Другое сказание о Мелхиседеке мы находим в Пасхальной хронике (VII в.). По этому сказанию Мелхиседек происходил от колена Хамова и своею жизнью так угодил Богу, что Бог перенес его из земли его в страну Иорданскую, подобно тому, как Авраама переселил из земли Халдейской. Как праведный и святой муж, он был сделан священником Бога вышнего и приносил хлеб и вино и святые молитвы. Он молился Богу о своем роде, говоря: ты переселил меня от рода моего и помиловал меня, помилуй и его. Господь сказал ему: я спасу его, когда из Египта призову сына моего... В это время Авраам освободил из плена племянника своего Лота. Авраам сказал: Господи! Если во время дней моих ты пошлешь ангела своего на землю, то дозволь мне видеть день сей! Нет, сказал ему Бог; но я покажу тебе образ этого дня; перейди чрез реку Иордан, и ты увидишь образ этого дня. Авраам перешел Иордан и вышел, на встречу к нему приведенный Духом святым Мелхиседек, имея в своих руках хлеб благодарения (ρτον εχαριστας) и чашу благословения (ποτριον ελογας)... Увидев Мелхиседека, идущего к нему навстречу с хлебом благодарения и чашею благословения, Авраам упал на лицо земли, ибо увидел день Господень и возрадовался. Последние слова, сказанные Спасителем об Аврааме ( Ин. 8:56 ), по объяснению отцов церкви, надобно разуметь о принесении Исаака в жертву, которое было прообразом крестной смерти Спасителя, составитель же сказания относит их ко встрече и благословению Авраама Мелхиседеком. Мелхиседек, говорит сказание, благословил Авраама и сказал: благословен Авраам Богом всевышним, Который создал небо и землю! Благословен Бог всевышний, который предал врагов твоих в руки твои! Авраам дал ему десятину от всего. 251 Приводя это сказание, автор пасхальной хроники замечает, что он слышал его от одного старца. Сказания о Мелхиседеке, действительно, были весьма распространены и ходили в устных преданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Когда братья Иосифа, говорит она, сговаривались продать его измаильтянам, караван которых они увидели, подошли семь купцов мадиамских. Они услышали голос Иосифа, который плакал в колодезе и взывал о помощи, вытащили его оттуда и повели с собою. Братья остановили их и сказали: зачем вы уводите нашего раба; мы посадили его в колодезь потому, что он возмутился против вас. Посмотрев на прекрасное и благородное лицо Иосифа, купцы сказали; не он ваш раб а, может быть, вы рабы его. Последовала ссора, кончившаяся тем, что мадианитяне купили Иосифа за 20 сребреников. – Когда Иакову принесли замаранную кровью одежду Иосифа, он сказал: хищный зверь съел его, и послал всех братьев с луками и стрелами и велел привести первого зверя, какой встретится. Братья поймали волчицу и привели к Иакову. Иаков, схватив волчицу, закричал на неё страшным голосом: зачем ты пожрала сына моего Иосифа? моя рука отомстит тебе за него. Но Иегова, для утешения Иакова, отверз уста зверя, и волчица сказала: жив Бог, сотворивший меня на земле, и да будет жива душа твоя, господин мой! Я не видела твоего сына и не питалась его членами; я сама иду из далекой страны и десять дней ищу в этих местах моего волчонка, и не знаю, жив он, или нет; мы оба с тобою испытываем одинаковое несчастье; твои сыновья, схватив меня, к моему горю присоединили еще новое горе. Пораженный этим чудом, Иаков возвратил волчице свободу. – Когда измаильские купцы, купившие Иосифа, приблизились к тому месту, где была похоронена мать его, Рахиль, Иосиф узнал памятник, поставленный здесь Иаковом, бросился на могилу своей матери и оросил её своими слезами: мать моя, говорил он, мать моя, даровавшая мне жизнь! встань и посмотри, как сын твой уводится в рабство, и никто не сжалится над ним... встань и защити меня против моих братьев, жестокость которых отняла меня у старого моего отца,... пробудись, мать моя, и посмотри на отчаяние моего отца, который любил тебя и для тебя подвергался продолжительной тяжелой работе, утешь его своим голосом, и услади скорбь, сокрушающую старые дни его! На эти слова послышался из могилы голос: «сын мой, сын мой, Иосиф! Я слышала твой голос, твои рыдания и вопли; я знаю все, что ты терпит, сын мой, и моя скорбь глубока, как море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Еноха, Ноя, Авраама, Иакова, Иосифа, он распространяет разными апокрифическими прибавлениями и рассказами, заимствованными из народных преданий и апокрифических книг. При таком составе книга имеет вид комментария к библейским книгам Бытия и Исхода и преимущественно к книге Бытия; потому она и называлась у древних писателей: λεπτ γνεσις, λεπτογνεσις, μικρογνεσις, τ λεπτ γενσεως. Время при изложении истории мира и еврейского народа автор считает по юбилеям (считая каждый юбилей из 49, а не 50 лет), которые были установлены Моисеем для гражданских дел евреев ( Лев. 25:8–12 ). От сотворения мира до вступления евреев в Ханаанскую землю он полагает 50 юбилеев, или 2,450 лет, т. е. 2,410 лет до исхода евреев из Египта и 40 лет странствования их в пустыне. На том основании, что время в книге считается по юбилеям, св. Епифаний и другие писатели называют её книгою юбилеев. Малое Бытие, или книга юбилеев начинается рассказом о призвании Богом Моисея на гору Синай. В то время, как Моисей находился на Синае, Бог открыл ему все, что было прежде и что будет после, и при этом велел ангелу написать для Моисея историю от сотворения мира. Поэтому весь последующий рассказ в книге излагается от имени ангела, рассказывающего Моисею; при рассказе весьма часто повторяется: «так постановлено и написано на небесных скрижалях». «В 1-й год исшествия сынов Израилевых из Египта, в 3-й месяц, в 15-й день этого месяца, Бог сказал Моисею: взойди ко мне на гору, и Я дам тебе две каменных скрижали закона и все заповеди, которые Я написал, чтобы ты возвестил их. И Моисей взошел на гору Господню, и слава Господня обитала на горе Синайской, и облако покрывало её 6 дней. И Бог воззвал к Моисею в 7-й день среди облаков. И Моисей увидел славу Божию, как пламенеющий огонь на горе Синае... И он был на горе 40 дней и 40 ночей, и Господь научал его о том, что было прежде и что будет впоследствии. Он изъяснил ему разделение дней, законы и свидетельства и сказал: внимай всякому слову, которое Я говорю тебе, и запиши его в книгу...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010