Видения 4-й и 5-й глав, с явлением Небесного престола и Агнца, взявшего книгу с семью печатями, «были первыми обнаружениями Божественной промыслительной деятельности в первом из пяти порядков апокалиптических явлений второй части. За ними следует видение снятия печатей книги, сначала – первых шести. Это видение предполагает первые, и притом не только по своей внешней связи, но и по своему внутреннему соотношению. Небо и Небесный престол служат источником и основанием всех тех событий и явлений, которые совершаются на земле». Для земли они могут представляться, да и представляются обычно, как бы случайными и неведомо почему и как, какою силой вторгающимися в земную жизнь новыми данными. Но «в них осуществляется Божественная воля, и они должны быть рассматриваемы с этой именно стороны» (прот. Орлов) 188 . 1–2. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Оставаясь в прежнем положении и все так же «в духе», тайновидец в этой, 6-й главе созерцает, как одна за другой снимаются первые четыре печати Агнцем и от каждой выходит особый конь символического цвета. А голос, сильный, как гром, говорит Иоанну: Иди и смотри, исходя по очереди от каждого из четырех животных. По снятии первой печати Иоанн видит выходящего белого коня и всадника на нем. По общему почти мнению большинства экзегетов, «победоносный всадник первого явления, сидевший на белом коне, означал первоначальную Церковь Христову. Проповедь апостольская веры Христовой, быстро распространявшаяся по лицу земли, везде побеждала и переходила от одних к другим многочисленным победам. Слово Божие росло и умножалось, покоряя народы и близких, и отдаленных стран победоносною своею силою. Белизна коня» и вид всадника «означали войну, но не кровавую, не убийственную, а войну против заблуждений, нечестия и разврата. Лук всадника-победителя напоминал крест Христов, уязвляющий неотразимою силою врагов Бога и людей» (Яковлев) 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Что касается явлений второй трубы (стихи 8–9-й), то совершенно прав г. Яковлев, когда говорит: «Напрасно стали бы мы доискиваться, что это такое, подобное огненной горе, павшей в море» 229 , так как, действительно, нельзя даже сказать, будут ли когда – не только теперь, но и после – видимыми и понятными те явления, коими вызывается гибель не в одном лишь царстве, живущем в море, но и в третьей же части и кораблей человеческих. И опять, действие этой трубы для всего обитающего в море, как и для самых вод моря, превращающихся в кровь, как нам думается, должно понимать буквально. Образ же горы, пылающей огнем, тем более естественно принимать за символ, что и в тексте сказано, что низверглась не прямо гора, а – как бы большая гора. Падение этой горы сверху (как ранее падение оттуда града) указывает на небесное происхождение и этой кары – как «промыслительное действие Божественного всемогущества и суда» (Орлов) 230 . Чудо превращения воды в кровь в Египте Моисеем, как несомненное историческое событие прошлого, может служить некоторой аналогией, облегчающей принятие такого предсказания Апокалипсиса о данной казни будущего. Ибо та Сила, которая так легко превратила в кровь воды не только Нила, но и по всей земле Египетской (см.: Исх.7:21 ), – она, конечно, так же естественно и просто сделает это и с водами морей и океана. Эпитет горы большая указывает на грандиозные размеры того, как бы материального состава, коим вызвано будет это гибельное явление в море. А в словах пылающая огнем не возбраняется усматривать и некоторое указание на химический характер этой причины превращения воды в кровь. И наконец, как говорит св. Андрей, «ничего нет странного и с разумом несообразного, если смерть душевная (вероятно – телесная) посылается и на тех, которые в море хулят Троицу делами жизни и словами» 231 . 10–13. Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны, и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Ст. 2. И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, «Стеклянное море, – говорит св. Андрей Кесарийский , – означает спасаемых при конце мира и чистоту и светлость будущего состояния святых. А что с ним смешан огонь, то ведь написано апостолом: огонь испытает дело каждого, каково оно есть ( 1Кор.3:13 ). При этом он не вредит чистым и нескверным, ибо производит два различных действия: одно – сожигающее грешников, другое – просвещающее праведников, как разумел Василий Великий «. Ст. 3. и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Ст. 4. Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. «По примеру Моисея, воздавшего хвалу Богу за спасение израильтян от ига египетского, праведники прославляют Господа Бога, победоносно освободившего их от рабства земного и открывшего им путь в землю обетования, в Царство Его Небесное. Песнь Агнца есть умилительное песнопение, в котором возвеличиваются дела Спасителя, даровавшего людям чудную силу побеждать мир и все враждебные его усилия» (Ф. Яковлев). Ст. 5. И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. Ст. 6. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. Светлая одежда на ангелах – образ их чистоты, а золотые препоясания – по причине Богом данного им могущества. Ст. 7. И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. Ст. 8. И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов. Никто не мог войти … показывает, что прежде чем Бог отделит праведных от нечестивых, святые никоим образом не смогут пребывать в вышнем Иерусалиме и получить успокоение, но только уже после того, когда грешникам воздастся по заслугам. Глава 16

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Мы пытаемся свести в хронологическом порядке сказания всех Евангелистов о явлениях Господа после воскресения. Здесь надо предварительно заметить, что, кажется, надо различать две различные группы женщин мироносиц, из которых одна состояла из женщин пришедших из Галилеи, которые в пятницу вечером «приготовили благовония и масти и остались потом в покое по заповеди». О них говорит особенно Евангелист Лука XXIII, 66–56, с явным намеком на свое же указание VIII, 2–3, о Галилейских женщинах, следовавших за Господом и служивших Ему, в числе которых (кроме Марии Магдалины, примкнувшей в день погребения к другой группе), – были Иоанна жена Хузы, домоправителя Ирода, и Сусанна и многие другие. Эти же женщины, как мы видели, стояли во время крестного страдания поодаль от креста ( Лyk. XXIII, 49 ), особенно от группы женщин, стоявших при самом кресте. Вторая группа женщин была та, которая стояла при кресте и с ними была Мария Магдалина ( Uoah. XIX, 25 ) и когда Господа клали в гробницу, они сидели против гробницы и смотрели, где его полагали ( Mamф. XXVIII, 61 ; Mk. XV, 47 ) 670 . Эта группа женщин, состоявшая из Марии Магдалины и Марии Иаковлевой (т. е. матери Иакова Алфеева) и Саломии (которую считают сестрою Богоматери и матерью сынов Зеведеевых) – «купили ароматы по прошествии субботы и весьма рано в первый день недели пришли ко гробу». Так определенно говорит Евангелист Mapk XVI, 1–2 . Имея это в виду, мы располагаем Евангельские тексты в следующем порядке. Mamф. XXVIII, 1 . По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб 671 . Mapk. XVI, 1 . По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Яковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. Mamф. XXVIII, 2 . И вот сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Mamф. XXVIII, 3 . Вид его был как молния, и одежда его была как снег. Mamф. XXVIII, 4 . Устрашившись его, стерегущие пришли в трепете и стали как мертвые 672 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Евгений Кокорев 17 января 2014, 06:06 В отличии от Алекса прочёл всё. Спасибо. Сподобился в первый день в Петербурге прикоснуться, 8 часов в очереди оказались одними из счастлиейших за последнее время вокруг человеческие лица, душевные отношения. Спасибо полиции, армии, МЧС, ФСБ за хорошую организацию столь массового действа. А бесы с Эха, Дождя и других подобных выкормышей либерализма пусть беснуютс, это их прямое дело, они за это зарплату получают, как хозяин скажет так и лают. Маяк тоже, кстатим отметился, не слушаю больше их, очень бесновался М.Ковалевский, аж слюна из радио летела, его даже соведущие успокаивали. Господи прости их прегрешения и вразуми. Александр Озеров 17 января 2014, 03:01 Господу нашему - слава! Инна21 16 января 2014, 22:08 Замечательная статья! Несмотря на некоторые специальные термины, очень понятная и точно описывающая некие новые реальности. Да, очередь на поклонение сейчас становится сакральным пространством - в ней тренировка терпение и смирения, в ней усиленная молитва, в ней личная жертва (сил, времени), в ней общая молитва... Nikolai Bjorn Savchenko 16 января 2014, 21:34 Спасибо большое вам Егор!Вразуми нас всех Господи и помилуй. Алекс 16 января 2014, 21:30 Читал, читал..., но сил не хватило дочитать до середины. Невольно вспоминаешь слова Ап. Павла, сказанные им в послании к Римлянам " " Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;называя себя мудрыми, обезумели,и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - " (Рим.1:21-23). Знаю, что не опубликуете мой комментарий, но, по крайней мере, я знаю, что так же думают очень многие в России. Лариса Яковлева 16 января 2014, 19:13 Слава Богу! Россия пробуждается и Святыни Афона в России! Жаль, что живу не в Москве и не Санкт-Петербурге. Хотя в Петербурге в Новодевичьем монастыре чудесным образом была одарена Пояском Богородицы!

http://pravoslavie.ru/67597.html

Пророка Иеремии 50 гл., 41–46. О падении Вавилона чудная, державная речь Гда Саваофа, Владыки всей твари, ст 44: Кто подобен Мне? И кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?… От шума взятия Вавилона потрясется земля, и вопль будет слышен между народами. (Иер. 50, 44, 46) Так говорит Господь Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих, и пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его ибо в день бедствий нападут на него со всех сторон. (нач. гл. 51) 51 гл. 20 ст: Ты у Меня — молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ея и проч. 26 гл. Исайи, ст. 10 (заметь). Сколь вредна безнаказанность за проступки. Как противен грех, какой бы ни был: Всесвятому Господу! Это — мерзость, которая разлучает от Него душу согрешающую. Мертв буди греху, и жив Богу во Христе Иисусе, Где нашем.   Анна Андреевна, Софья Яковлевна и Варвара Ив из Москвы прибыли в Баулово в 1 час пополудни, обедали; завтра причащаются Св. Тайн, 26 июля 1908 г . Согрешил я — позавидовав священнику Михаилу в Ваулове в том, что он взял себе многоземельное владение — целую версту, насадив в нем тысячу деревьев, сделав огороды для всяких овощей и для пчельника большое место. Но потом покаялся и переменил зависть на доброжелательство — пусть де пользуется этим участком для своей пользы и семьи своей. У Скита земли много — 800-десятин, и лесной, и сенокосной, и засеваемой семенами хлебными или пахотной. О. Михаил — священник хороший, простой, трезвый, благонравный, в службе исправный, предупредительный, но при том семейный. Благодарим Господа за всю Его милость. Туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Даром, нечаянно, мы получили от Господа такой земельный дар от г. сенатора Мордвинова.   Июля 25 1908 г. (Пробел был оставлен нечаянно для записи). Имянниница, заведующая Евпраксия. монахиня. Память св. жен Олимпиады и Евпраксии. Олимпиада, ученица Иоанна Златоустого, Св. Вселенскаго учителя и Святителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

По трубному гласу пятого Ангела с неба спала звезда, и " дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи: и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю... " Этой саранче, подобной скорпионам, ведено было мучить людей, которые не имели на себе печати Божией, " пять месяцев " . Св. Андрей Кесарийский под этой звездой понимает Ангела, посланного для наказания людей, под " кладязем бездны " – геенну, " прузи " , или саранча, это, по его мнению, черви, о которых сказал пророк: " Червь их не скончается " (Ис. 66:24); помрачение солнца и воздуха указывает на душевное ослепление людей, " пять месяцев " означают непродолжительность этой казни, так как " аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть " (Матф. 24:22); можно видеть тут и соответствие пяти внешним чувствам, через кои грех входит в душу человека. А что саранча эта " не вредит травы земные, но человеки точию " , так сие потому, что вся тварь свободится от тления, ради нас которому ныне рабствует " . Описание этой чудовищной саранчи, которая с головы походит на человека, носит венцы из поддельного золота, женские волосы, имеет львиные зубы, тело, покрытое чешуей железной, как бы латами, крылья, производящие шум и треск, как бы от множества колесниц, мчащихся на войну, и, наконец, вооруженный жалом хвост, как у скорпионов, – все это наводит некоторых толкователей на мысль, что эта саранча – не что иное, как аллегорическое изображение человеческих страстей. Каждая из таких страстей, дошедши до известного предела, имеет все признаки этой чудовищной саранчи (см. толкование Ф. Яковлева). " Пять месяцев " указывают на кратковременность порочных наслаждений по сравнению с вечностью мучений, которые затем последуют. Описывая приближение дня Господня, св. пророк Иоиль описывает также появление перед ним губителей, отчасти напоминающих эту саранчу. Современные толкователи, не без некоторой доли справедливости, находят сходство у этой саранчи с аэропланами - бомбардировщиками. Ужасы, которым подвергнутся тогда люди, будут таковы, что они станут искать смерти, но не найдут ее; " вожделеют умрети, и убежит от них смерть " . Этим указывается на мучительность имеющих постигнуть людей страданий. Под царем этой саранчи, носящим имя ангела бездны – " Аввадон " , или по-гречески " Аполлион " , толкователи понимают диавола (ст. 1-12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Наконец, из тех же иудейских преданий и толкований закона, в которые вошли и восточные идеи персидской религии и греческие идеи александрийских ученых, возникла Каббала, или религиозная философия евреев. Начало Каббалы обыкновенно возводят к концу 1-го века по P. X., когда жили знаменитые иудейские раввины, Акиба и Симон Бэн-Иохай, которым приписываются главные книги Каббалы: Сефер-Еццира – книга творения, где излагается учение о мире, и Зогар – Сияние, где содержится учение о Боге, о духах и о душе человеческой. 6 И Талмуду и Каббале иудеи приписывают божественное происхождение, производя учение в них заключающееся от Бога чрез Моисея. В книге Исхода сказано: И призвал их (Аарона и старейшин) Моисей (по сошествии с Синая), и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились (к нему) все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае ( Исх. 34:31–32 ). Из этих слов иудейские раввины составили следующую басню. «Знайте, говорит Маймонид, 7 что Моисей получил от Бога заповеди закона вместе с их толкованием. Если он был на Синае так долго, как сказано в Библии , то, конечно, не для того только, чтобы принести оттуда текст писанного закона, но и для того, чтобы затвердить из уст Вышнего и толкование этого закона или то, что вообще называется устным законом... Когда Моисей сошел с Синая, первый увидел его Аарон; Моисей тотчас пересказал ему текст закона, который только что получил от Бога, присоединив к каждой его заповеди и толкование. Потом пришли два сына Аарона, Елеазар и Ифамар; Моисей повторил им тоже, что пересказал отцу их. Едва они заняли места – один по левую сторону Моисея, другой по правую сторону Аарона, пришли 70 старцев; Моисей опять повторил им то, что уже передал Аарону и его сыновьям. Наконец к Моисею собрался народ, и он не отказался еще раз снова повторить свой рассказ. Таким образом, рассказ Моисея слышали четыре раза Аарон, три раза его сыновья, два раза старцы и один раз народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Я говорю и возвещаю вам, что Тот, Кто сотворил вас, погубит вас; Он не будет сожалеть о вашей участи; напротив Он будет веселиться о вашей погибели (глав. 93). О если бы глаза мои были подобны облакам, чтобы я мог оплакать вас и как дождь излить слезы мои и облегчить скорбь сердца моего»! (глав. 94). Потом еще перечисляются разные грехи и преступления, за которые грешники подвергнутся наказаниям. При этом Енох, между прочим, говорит: «не мыслите и не говорите: наше преступление сокрыто; нашего греха никто не увидит; на небе у Всевышнего ежедневно записывается все, что происходит, и все известно; каждое преступление, совершаемое вами, ежедневно предается памяти для дня вашего осуждения» (глав. 96)... «В эти дни народы ужаснутся и устрашенные племена явятся на суд. В эти дни беременные женщины родят и оставят плод своей утробы. Дети будут падать на глазах своих матерей, и в то время, как будут сосать их молоко, они будут отталкивать их от себя и будут безжалостны к плодам своей любви» (глав. 97)... «В эти дни отцы будут поражены со своими детьми, братья будут умерщвлены со своими братьями, и кровь их потечет потоками... От востока до запада распространится поражение; кровь грешников будет досягать до груди коня и до осей колесницы» (глав. 98). В эти дни ангелы сойдут в сокровенные места и соберут в них всех грешников. В эти дни явится Всевышний произвести Свой суд над ними; для охранения святых и праведных Он пошлет святых ангелов, и они будут охранять их, как зеницу ока, пока не истребится всякое зло и преступление». «Горе вам, грешники, ибо слова уст ваших и дела рук ваших были злы; вы будете низвержены в вечный пламень. Знайте, что ангелы небесные будут строго исследовать все дела ваши; они будут вопрошать о ваших грехах солнце, луну и звезды, потому что вы осуждали праведных. Все будет свидетельствовать против вас – облака, снег, роса и дождь» (глав. 99). Обращаясь к праведным, Енох говорит: «клянусь вам, что я знаю эту тайну; я читал небесные скрижали, видел писания святых и открыл все, что в них написано о вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Это было в конце 51 дня, по изгнании из рая. 379 Еще более страдали Адам и Ева от голода. Однажды, после продолжительного поста, которому они предавались, чтобы испросить себе прощение у Бога, они пришли к дверям райским и просили Бога укрепить их и дать им что-нибудь для утоления голода. Бог повелел им употребить те плоды смоковницы, которые были в пещере. Но сатана взял эти плоды и закопал их в земле, пред пещерою, чтобы Адам и Ева не могли найти их. Бог, по своему милосердию, обратил это злое дело сатаны в добро; он произрастил из этих плодов две смоковницы, которые стали служить тенью для пещеры и местом отдыха для Адама и Евы. Бог сказал Адаму: «ступай на запад от пещеры, к тому месту, где черная и иловатая земля; там ты найдешь себе пищу». Адам и Ева пошли к указанному месту и нашли здесь пшеницу в колосьях, которые были зрелы и готовы в пищу. Бог вложил в сердце их мудрость, чтобы они могли приготовить пшеницу и сделать из неё хлеб. Эта милость Божия к Адаму и Еве сильно раздражила против них сатану. Однажды они пришли на указанное Богом поле пшеницы, и видя, что пшеница совершенно поспела, начали вырывать её из земли и складывать в кучу, так как у них не было железа для срезывания пшеницы. Удручаемые жаром, жаждою и усталостью, они искали тени под деревом; ветер освежил их, и они заснули. Увидев это, сатана приказал своим слугам бросить огонь на собранную груду пшеницы и сжечь её. Когда Адам и Ева пробудились и начали плакать, сатана явился им в виде ангела Божия и вызвался указать им другое поле пшеницы. Адам и Ева поверили и пошли за сатаной; но он в продолжение 8 дней водил их из одного места в другое, так что они совершенно лишились сил и упали на землю как мертвые. Очнувшись они начали молиться Богу; Бог послал к ним ангелов, которые и привели их к оставленному полю; пшеницу они нашли неповрежденною и кроме того полный сосуд воды. Посмотрев на дерево, они увидели на нем манну и подивились всемогуществу Божию. Ангелы повелели им есть манну, когда они почувствуют голод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010