«И ныне, дети мои, возлюбите Левия, и живы будете, и не превозноситесь над ним, да не погибнете. Мне Господь дал царство, а ему священство, (ερατεαν), и покорил царство священству; мне дал земное, а ему небесное. И сколько небо превосходит землю, столько же иерейство превосходит земное царство». Наконец в длинной речи указывается будущая судьба потомков Иакова, в какие они впадут беззакония и какие испытают бедствия; но вместе с этим изрекаются и обетования о пришествии Мессии: «И после того, говорит Иуда, взойдет вам звезда от Иакова в мире, и восстанет человек от моего семени, как солнце правды, поживет с людьми в правде и истине и ни какого греха в нем не будет. Отверзутся над ним небеса и излиется Дух, благословение Отца, и сам Он излиет на вас духа благодати, и вы будете его сынами в правде и будете ходить в его повелениях». Завет Иссахара. Иссахар был пятый сын Иакова, рожденный от Лии. Когда он родился, Лия сказала: Бог дал мне возмездие за то, что я отдала служанку мою (Зелфу) мужу моему и нарекла ему имя Иссахар (что значит возмездие) ( Быт. 30:17–18 ). В завете имя Иссахар объясняется другим обстоятельством: «я пятый сын Иакова, говорит о себе Иссахар, рожден мздою мандрагор» (ν μισθ τν μανδραγρων). В Библии об этом рассказывается так: однажды, во время жатвы пшеницы, Рувим нашел в поле мандрагоровые яблоки и принес их матери своей Лии. Рахиль просила эти яблоки себе, но Лия не согласилась отдать их, и вечером, когда Иаков пришел с поля, она позвала его к себе и зачала и родила сына Иссахара ( Быт. 30:14–17 ). Этот краткий рассказ завет распространил некоторыми подробностями как относительно самих мандрагоровых яблоков так и относительно спора, возникшего из за них между Лиею и Рахилью. «Мандрагоры, сказано в завете, были благовонные яблоки, (μλα εδημα), которые производит земля Арам ( γ Αρμ ν ψει ποκτω φραγγος δτων)». Когда Рувим принес эти мандрагоры, Рахиль отняла их у него. Я не дам тебе их, сказала она Лии, вышедшей на зов Рувима; они будут мне вместо детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И Он послал свой меч между ними, чтобы они умерщвляли друг друга. И они начали убивать друг друга, пока все не пали от меча и не были истреблены от земли, между тем как их отцы (т. е. падшие ангелы) взирали на это. Потом они (т. е. отцы) были связаны в недрах земли, до дня великого суда, когда придет наказание на всех, которые развратили свои пути пред Господом. И Он истребил все их места, и не остался ни один от них, которого бы Он не осудил за их нечестие. И для всех своих творений Он сделал новую и праведную природу, чтобы они не грешили во веки и чтобы каждый был праведен по своей природе. И определено было их наказание и написано на небесных скрижалях по справедливости» (глав. 5). 431 После этого следует рассказ о потопе, который, впрочем, не заключает в себе ничего нового. За тем излагается история сыновей и потомков Ноя, в которую внесено несколько апокрифических сказаний. О сыне Арфаксада, Каинане, сказано: «когда он вырос, отец научил его письму, и он пошел искать места, где бы основать для себя город. Он нашел надпись, которую его предки вырезали на скале; он прочитал эту надпись и узнал, что на ней было написано сведение, которое открыли стражи, об обращениях солнца, луны и звезд и о всех знамениях небесных. Он списал эту надпись, но не рассказывал о ней ничего, потому что он боялся рассказывать об этом Ною, чтобы он не разгневался на него» (глав. 8). 432 После перечисления земель и стран, какие заняли сыновья и потомки Ноя, помещено следующее сказание о том, как демоны обольщали потомков Ноя и распространили между ними нечестие. При этом главным вождем и начальником демонов представляется высший дух Мастема, который часто и в последующих рассказах выводится, как действующее лицо, представляется врагом Авраама и его потомства, Моисея и всего народа еврейского. «И дети Ноя пришли к своему отцу и рассказали ему о демонах, которые обольстили сынов их, омрачили их и умертвили. И Ной молился Господу Богу своему и говорил: Боже духов и всякой плоти, Ты, Который излил свое милосердие и спас меня и моих детей от потопа водного и не допустил меня погибнуть, как Ты сделал с сынами погибели, потому что милость Твоя ко мне велика и велико твое милосердие к душе моей: да воздвигнется милость Твоя на сынов Твоих, не дай возобладать над ними злым духам, чтобы они не истребили их от земли! Ты благословил меня и детей моих расти, умножаться и наполнить землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И в четвертый день сотворил Он солнце, и луну, и звезды и поставил их на тверди небесной, чтобы они светили над всею землею, и сделал их властителями над днем и ночью и чтобы они разделяли между светом и тьмой. И Бог поставил солнце великим знамением на земле для дней, и суббот, и годов, и юбилеев, и всех времен года, и чтобы оно разделяло между светом и тьмой, и чтобы служило к произрастению всего, что на земле растет и прозябает... И в пятый день сотворил Он великих животных морских в глубинах водных, всякую плоть, и все, что движется в водах, рыб, и все, что летает, птиц и весь род их... И в шестой день сотворил Он всех животных земных, и всякий скот, и все, что движется на земле. И после всего этого сотворил Он человека, единого, мужа и жену, сотворил Он их, и поставил его господином над всем, что есть на земле и что в морях, и над всем, что летает, и над животными, и над скотом, и над всем, что движется на земле, и над всею землею... И было во всем 22 рода. И Он совершил все свои дела в шестой день, все, что на небесах, и на земле, и в морях и в долинах, в свете и темноте, и во всем. И Он поставил для нас (ангелов) великое знамение, день субботы, чтобы мы совершали дела свои в продолжение 6 дней и хранили субботу в 7-й день от всех дел, все ангелы лица и все ангелы хваления. К нам, двум великим родам, сказал Он, чтобы мы хранили с Ним субботу на небе и на земле. И Он сказал нам; вот Я изберу Себе из среды народов один народ, чтобы и он праздновал субботу; и Я освящу его и благословлю в народ Свой; как Я освятил день субботний и благословил его Себе, так Я благословлю его, и он будет Моим народом, и Я буду его Богом. И Я избрал семя Иакова между всеми из тех, которых Я видел, и записал его Себе первородным сыном, и освятил его для Себя навсегда и на веки. И Я научу их о дне субботы, чтобы они хранили его... И ты заповедуй сынам Израилевым, чтобы они хранили этот день, святили его, не делали в него никакого дела, и не оскверняли его; потому что он священнее, чем все (другие) дни; всякий, кто его оскверняет, должен умереть смертью, и всякий, кто в этот день делает какое-нибудь дело, должен умереть смертью...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Итак избегайте блуда, чада мои, и заповедайте женам и дщерям вашим, чтобы они не красили волос и лиц, ибо всякая женщина, украшающая себя, уготована на вечную муку. Так были обольщены исполины (γργοροι, vigiles, в славянском: бодрые) прежде потопа. Постоянно видя женщин, они увлеклись страстью к ним. В конце завета находится пророчество о Мессии, который называется прямо Христом. «Вы будете ревновать, говорит Рувим, против сынов Левия и стараться возвыситься над ними, но не возможете.... Левию с Иудою дал Господь начальство, а мне, Дану и Иосифу старейшинство. Заповедую вам слушать Левия, потому что он знает закон Господень, будет творить суд и приносить жертву за всего Израиля до скончания времен архиерея Христа... Заклинаю вас Богом неба творить истину к каждому ближнему своему и приходить к Левию во смирении сердца, чтобы принимать благословение из уст его. Ибо он будет благословлять Израиля и Иуду, потому что из него Господь изберет царя над всеми народами. И поклонитесь семени его, потому что он умрет за вас в войнах видимых и невидимых и будет царем во веки». 454 Завет Симеона. В завете Симеона наставления направлены против зависти и ненависти, главных грехов, в которых был виновен Симеон, и от которых он хочет предохранить детей своих. Сначала Симеон говорит о своем рождении от Лии и определяет свой характер: «я был силен и не боялся дела и не страшился ничего. Сердце мое было твердо и дух мой непоколебим; но крепость души и тела дается человеку от Вышнего». Симеон больше всех братьев питал ненависть к Иосифу и желал убить его; он сильно разгневался на Иуду за то, что он оставил в живых Иосифа и продал его измаильтянам; за такую ненависть Бог наказал его тем, что правая рука его едва не иссохла, и только раскаяние и молитва к Богу спасли его от этого. Сознаваясь в ненависти, Симеон убеждает своих детей хранить себя от этого порока, указывая на его вредные последствия и изображая психическое состояние людей, одержимых завистью и ненавистью. «И ныне, дети мои, блюдите себя от духа прелести (πλνης) и зависти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Ст. 22. Как будут стоять пред Господом созидаемые Им новое небо и новая земля (ср. Ис.65:15 . Откр.21:1 ), так будет стоять потомство творимого Господом народа Божия. кг. и бдетъ мцъ мца, и сббта сббты, прїидетъ вска плоть поклонитис предо мною во іерлимъ, реч гдь: 23. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь. Ст. 23 ср. Зах.14:6 ; Ин.4:21 . Подобно тому, как в ветхом, завете благочестивые евреи в известные сроки приходили в Иерусалим для поклонения Богу, так и в новом завете обратившиеся из всех народов ко Господу будут являться в известные сроки в месту истинного Богопочитания. Слав. сл. во Іерсалимъ=ν ερουσαλμ не им. соотв. в евр.-м. т. кд. и изыдтъ и узртъ трпы человквъ престпившихъ мн: червь бо ихъ не скончаетс, и гнь ихъ не угаснетъ, и бдтъ въ позоръ всцй плоти. 24. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрёт, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. Ст. 24. Отступившие от Господа не будут иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ), и будут подобны человеческим трупам, будут испытывать вечные мучения и служить предметом презрения для всякой плоти. Бл. Иероним говорит, что последнее пророчество можно понимать или относительно иудеев, о которых сказано: сыны родихъ и возвысихъ, тіи же вергошас мен ( Ис.1:2 ), или же о всех тех, которые, имея познание Бога в сердцах своих ( Рим.2:15 ), уклонились в суету, чтобы почитать тварь паче Творца. Конец. Слава ц, и Сн, и Стом Дх, и нын и присн и во вки вквъ. Аминь. 2 Наиболее обстоятельное опровержение этих мнений дано Генгстенбергом в его Christologie des Alten Testaments, в 3, а в русской литературе г. Орфанитским (см. ор. с ) и митрополитом Макарием, во Введении в православное богословие, стр. 279. 3 См. Wünsche, Die Leiden des Messias in ihrer Überem tunmung (?) mit der Lehne des Alten Testaments und den Auspiachen der Rabbinen in den Talmuden, Midraschim und andern alten rabbinischen Schriften 1870. Прекрасная монография Вюнше с убедительностью доказывает как то, что данное пророчество Исаии древнееврейской синагогой относилось к Мессии, так и то, что вера в искупление людей чрез страдания Мессии была общей верой древнееврейской синагоги. 4 У евреев было предание, что Даниил, Анания, Авария и Мисаил, по повелению Навуходоносора, были сделаны евнухами. Это предание, очевидно, разделял и блаж. Феодорит. 8 Епископ Виссарион разумеет здесь под точилом Иерусалим, и исполнение пророчества относит ко времени осады его Титом. Ор. с. 324. Читать далее Источник: Толкование на книгу святого пророка Исаии : [Ч. 1-4]./Сост. проф. И.Г. Троицкий. - Санкт-Петербург : т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1895./[Ч. 4]: Главы XLIX–LXVI. - 769-937 с. (Толкование на Ветхий Завет, издаваемые при С.-Петербургской Духовной академии. Вып. 10). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Далее мы читаем такие радостные слова: Дети выросли … (Быт. 25, 27). Это история одной семьи, настоящая семейная сага Наконец-то дети выросли! Вы видите, здесь нам не дается описание событий, как все происходило. История эта, как мы с вами уже установили, с 12й главы Книги Бытия по 50ю, – это история одной семьи! История Авраама Фарровича, потом Исаака Абрамовича, потом Якова Исааковича, а потом Иосифа Яковлевича – это действительно история одной семьи, настоящая семейная сага, поэтому нам очень важно изучить вот эти главы – с 12й по 50ю. И апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Объясняя, почему подобный хуже неверного, Блаженный Феофилакт пишет: «Потому что последний если и презирает чужих, то по крайней мере не презирает близких себе, конечно, побуждаемый природой. А он нарушает и закон Божий, и закон природы, и поступает несправедливо. Кто же поверит, что такой человек может быть милостивым к чужим? А если он действительно милостив к чужим, то не тщеславие ли это? Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он, сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников». В Новом Завете семья называется домашней церковью; это очень важно усвоить (ср. Рим. 16, 4; 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Флм. 1, 2). И мы читаем далее: Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27). Вот здесь мы видим проблему: «дом» – «улица», «учеба» – «веселие». Есть такая проблема у современных детей. Так вот, Исав живет на улице, он такой уличный мальчишка. А Иаков такой, как бы сейчас сказали, «маменькин сыночек», «домашний мальчик». Но это – на первый взгляд. Если более внимательно, глубже посмотреть на это обстоятельство: кого нам напоминает Исав, о котором сказано, что он был человеком искусным в звероловстве, человеком полей ? Он нам напоминает Нимрода, организатора построения Вавилонской башни, того самого Нимрода, который был создателем первой империи, конфедерации царств против Бога. О нем же тоже сказано, что он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод (Быт. 10, 9).

http://pravoslavie.ru/110922.html

В деле спасения одинаково необходимо как посредство богоучреждённой иерархии между Богом и человеком, так и свободное, живое и деятельное отношение между самим человеком и Духом благодати. Благодатные дары подаются через иерархию; но от мирян требуется, чтобы они принимали их свободно. По прекрасному выражению Хомякова, Церковь не знает духовного илотства; она есть живой организм, в жизни которого каждый из отдельных членов Церкви принимает соответствующую долю участия, по мере своего значения в общем составе организма. Как тело имеет много членов, по слову св. апостола Павла, и все члены, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос (т. е. Церковь ). Ибо единем Духом мы ecu во едино тело крестихомся и ecu единем Духом напоихомся. Но тело не есть один член, а совокупность многих. Глаз не может сказать руке: ты мне не подобна, или голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. Бог так устроил тело, чтобы в нём не было разделения, а все члены одинаково заботились друг о друге ( 1Кор.12:18–17 ), и чтобы соразмерным действием каждого члена совершалось возрастание члена (Церкви) для его назидания в любви ( Еф.4:16 ). Поэтому-то восточные патриархи, определяя отношения между иерархией и паствой, писали папе: «мы не имеем никакого светского надзирательства или, как говорит его блаженство (папа), священного управления, а только соединены союзом любви и усердия к общей Матери нашей в единстве веры» (§ 16 окружн. послан. восточн. патриархов, в русском переводе. 1850). Иначе смотрит на Церковь римское католичество. Для уяснения католических воззрений на Церковь важное значение имеет сопоставление их с протестантскими. Основная характеристическая черта католического воззрения на Церковь  – крайний объективизм. Основная, существеннейшая черта воззрения протестантского – крайний субъективизм. Католичество поставляет человека в чисто внешние отношения к Духу благодати, и в этом его объективизм. Протестантство не допускает других отношений между христианином в Искупителем, кроме внутренних, и в этом его субъективизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог творяй чудеса [ Пс. 76,14–15 ]. Десница Твоя, Господи, прославилась во мне силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя [ Исх. 15,6–7 ]. Почти всю ночь с 13 на 14 февраля я не спал от беспорядочного венчания чиновника Яковлева: сердечная тоска и какое-то судорожное трепетание во всем теле происходили всю ночь. Боже мой! Как страшно смущаться и запинаться, теряться при совершении св. обрядов и Таинств веры! Дай в сердце твоем устояться, утвердиться любви Божией, а то она у тебя только кратковременная посетительница. И ты часто притом выгоняешь ее. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [ 1Кор. 3,16 ]. Внимай себе, человек: в тебе живет Дух Святой. Но ты выгоняешь Его, Духа Животворящего, Утешителя, сладость твоего сердца, всякий раз, когда согрешаешь. Какая дерзость! Какая неблагодарность! Какое безумие! Что если бы Он не был бесконечно благ и долготерпелив? Тогда Он оставил бы тебя после долгого терпения и не пришел бы к тебе, не вселился бы в тебя, несмотря ни на какие молитвы твои, хотя бы ты [выронил] реку слез. Но бойся, неблагодарный, и теперь злоупотреблять Его долготерпением. Когда Он увидит, что ты не исправляешься, несмотря на частые вразумления, то Он, наконец, может оставить тебя, как Иуду. Каждый раз, когда ты теряешь веру, когда поддаешься обольщению греха, ты изгоняешь Его, Животворящего, и впускаешь вместо Его диавола. О, ослепление человеческое! О, Душе благий! Святые Божии одним воздеянием рук испрашивали у Бога великие милости для множества людей. А твое воздеяние рук так ли сильно, и если не так сильно или вовсе не сильно, то отчего? – От неверия. Помыслы, наводимые сатаною, в существе своем ничто: они – паутина, пустое мечтание. Только с верою воззови ко Господу – и все исчезнет. Тебе ли возмущаться от прилогов лукавого? Ты знаешь по опыту, как истинен, верен и всемогущ Господь! Я и верующий и неверующий, добрый и злой, смиренный и гордый, простой и лукавый, Божий и диавольский. Душа моя как бы растягивается двумя противоположными силами. Странен я! Чужой я!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На чем же основываются эти соображения? Откуда видно, что папство есть божественное установление? Какие данные позволяют заключать, что авторитет папства признаваем был церковью за авторитет верховный и непогрешимый с самых древнейших времен? Автор полагает, что о главенстве апостола Петра, следовательно о божественном установлении папства, ясно говорится уже в евангельской истории. Господь сказал Петру: Ты еси Петр и на сем камне Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ея. И дам тебе ключи царства небесного и что ты свяжет на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Симон! Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих. Паси агнцев Моих; паси овец Моих: паси овец Моих ( Мф.16:18, 19 ; Лк.22:31–32 ; Ин.21:15–17 ) 68 . Эти божественные изречения доказывают будто бы, что папство есть несомненнейший факт евангельской истории. Первое из этих изречений католические богословы всегда понимали так, что оно заключает в себе мысль о том, что апостол Петр составляет незыблемую основу церкви. Дарование ключей и повеление пасти агнцев и овец теология папистов толкует в том смысле, что в Петре сосредоточивается руководящая власть управления и учительства, т. е. верховное пастырство. Молитва же о Петре, по ультрамонтанской экзегетике, заключает в себе гарантию непогрешимости в вере. У нас существует обширная полемическая литература, посвященная разбору ультрамонтанского толкования приведенных изречений Господа к апостолу Петру. Всего более разработан православными богословами тот отдел полемики, который касается первых трех веков. Если бы автор рассматриваемой нами книги изучил эту литературу: то мнения его о папстве во многом могли бы измениться. К изумлению. труды русских богословов о папстве игнорируются им. Трактуя о прерогативах папского престола, он цитирует, правда, русские сочинения, в которых делаются случайные замечания об авторитете апостольского престола в Риме. Но ни откуда не видно, что он штудировал специальную русскую литературу о папстве. По видимости, он не имел под руками даже капитального трактата „О видимом (папском) главенстве в церкви“ высокопреосвященного Никанора. А между тем здесь-то он и нашел бы основательное и полное беспристрастия, во всех отношениях образцовое исследование тех именно вопросов, которыми он занимается в первой главе своей книги. Это очень жаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?(Лк.18:7-8) Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.(1Тим.2:1-4) - Вот и " национальная " идея,которая России по-плечу. Павел 14 декабря 2013, 12:24 Дорогие мои, ну чего мы пристали к этим электронным нововведениям? Кесарю - кесарево, Богу - Богово. Чем мешают молитве и старанию вести христианскую жизнь новшества, упрощающие современные мирские отношения? Ничего тут страшного нет. Сердце наше смотрит Господь, а не то, как мы расплачиваемся или удостоверяем личность. Лучше постараться при появлении мыслей об ИНН, УЭК и прочем, хотя бы молитву Иисусову со вниманием про себя произнести. Мне кажется так. Павел Яковлев 14 декабря 2013, 05:22 Статья правильная по своему конечному выводу - надо чаще ходить в церковь и жить по христиански. Все остальное жвачка для отвлечения. Ведь сколько уже было комментариев по поводу ИНН и прочих номеров и всё одно, огромное количество людей забивает себе голову этой проблемой. Не так все сложно понять: пока перед Вами не положили крест и хлеб для выбора, живите как можете. Все новые выдумки мира в виде электронных денег, в виде ИНН и прочего, Вы не остановите. Все это постепенные шаги к переходу на полное электронное досье на человека, когда одной кнопкой можно будет его выключить из жизни, но!когда это будет, знает один Господь! и не думайте, что раньше этого не было! Всю жизнь и вы и ваши предки жили пронумерованные личными делами на работе, паспортами, военными билетами, пропиской и прочими идентификациями. Вывод отсюда один: живите сами по христиански на своем месте, подвизайтесь, изучайте лествицу, ходите в церковь и водите туда детей своих, молитесь! и быть может Господь и исправит что нибудь в мире, видя старание ваше. Есть очень хорошее сравнение прихожанина в церкви с клеточкой в организме. Чтобы тело согрелось должно увеличиваться тепло от каждой клетки. Давайте согреем церковь нашей ЛИЧНОЙ христианской жизнью!

http://pravoslavie.ru/66648.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010