Указанием на это и начинается Слово о пришествии волхвов. На Востоке вообще издавна существовало предание о имеющем явиться великом Царе, перешедшее, конечно, от иудеев. В книге пророка Даниила говорится, что однажды, когда пророк изъяснил Навуходоносору виденный им загадочный сон, царь пал на лице свое, поклонился Даниилу и велел принести ему дары и курения. И сказал царь Даниилу: истинно, Бог ваш есть Бог богов и владыка царей. И возвысил царь Даниила и поставил его над всею областию Вавилонскою и сделал его начальником над всеми магами Вавилонскими ( Дан.2:46–49 ). Эти маги Вавилонские, конечно, могли усвоить от своего начальника Даниила его учение о имеющем явиться Царе Иудейском и о 70-ти седминах, по исполнении которых он должен был явиться, и передавать это учение из рода в род и распространить его повсюду. Мы выше указали на предание о пророчестве Зороастра, что Дева родит Сына, господство которого будет простираться на всю землю, предание, вошедшее в апокрифическое Евангелие детства Спасителя. Вот содержание Слова о приходе и поклонении волхвов. Когда персидские волхвы, Мельхиор, Каспар и Валтасар, постоянно наблюдавшие и уже ожидавшие явления звезды, увидели необыкновенную звезду на востоке, то они поняли, что пришло время исполнения пророчества Валаама, что новая звезда «рождение великого царя являет». Звезда шла от востока не на запад, как прочие звезды, но к полудню. Взявши дары от своих сокровищ, злато, ливан и смирну, волхвы пошли по течению звезды. Мне думается согласно с писаниями божественных отцев, говорит автор Слова, что это была не звезда, но некая сила Божия, принявшая вид звезды 15 . Все обыкновенные звезды текут на запад; эта же звезда, против естества, шла на полдень; все звезды, по восхождении солнца, помрачаются и невидимы бывают; от этой же звезды солнечные лучи отражаются и невидимы бывают; когда волхвы, во время путешествия останавливались, останавливалась и звезда; когда они снова начинали путь, шла с ними и звезда, пока пришли в Иерусалим, где царствовал Ирод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

    3) Исполнение повеления — обрезание ягод. Ст.19. «И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия». Ст.20. «И истоптаны ягоды в точиле за городом». Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого на Масличной горе много было точил, или тисков, в которых выжимали маслины и виноград. С этого взята и эта эмблема (см.под.Иоил.3:13). Обрезать грозды здесь значит поражать наголову нечестивых, врагов Церкви. Повержение их в точило и топтание означает то страшное поражение врагов Церкви, в котором ясно проявится гнев Божий, и которое будет произведено в жестокой войне, на которой будет проливаться кровь врагов Божиих. Точило означает какое-нибудь обширное место, отделенное от стана святых, называемого здесь городом, на котором (месте) будет производиться поражение противников Божиих, и которое в гл.16 называется Армагеддон.     4) Следствие выжимания винограда. Ст.20. «И потекла кровь из точила даже до узд конских на тысячу шестьсот стадий». Это гиперболическое изображение вообще показывает, что поражение врагов Божиих будет самое ужасное, так что кровь как будто реками будет течь. 1600 стадий есть число определенное вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения. В Евр.стадии 125 шагов в 5 футов, всех 625 футов или около 90 саженей. Библиографический указатель к 14-й главе     1). Андреи Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Гл.39. Об Агнце и ста сорока тысячах (Апок. 14:1—3). Сл.14. Гл.40. Об ангеле, предвозвещающем близость будущего суда (Апок. 14:6—7). Гл.41. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона (Апок. 14:8). Гл.42. Об ином ангеле, предупреждающем верных не принимать антихриста (Апок. 14:9—13). Сл.15. Гл.43. Как сидящий на облаке серпом пожнет произрастания земли (Апок. 14:14—16). Гл.44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи (Апок. 14:17—20).     2). Ф.Яковлев. Апостолы. Вып.2. Толкование Апокалипсиса. Видение девственников, торжествующих в небесах (Апок. 14:1—5). Предвозвестники наступающего гнева Божия (Апок. 14:6—20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И Сам Спаситель глаголет: овцы Мои слушают гласа Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей ( Ин.10:27 −28). Всякой живущий и верующий в Меня, не умрет во век ( Ин.11:26 ). Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Мое, и верующий пославшему Меня, имеет жизнь вечную, и суду не подлежит, а перешел уже от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Когда же тленное сие, говорит опять Апостол Павел, облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово Писания: Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа? Жало же смерти – грех (но мы являемся пред Богом праведными во Христе Иисусе – Рим.5:19 ), а сила греха – закон (но Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, был под законом, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Гал.4:4 −5). Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:54 −57). Сими и другими подобными изречениями Духа Святого, укрепляйте себя, дабы принять и претерпеть страдания с овечьим смирением и детским послушанием, и мужественным упованием и благодарением, как свойственно ученице Христовой, дабы прославив Бога страданиями, и самой быть прославленною от Бога. Приветствую избавленную от смерти очевидной милостью Божьею, Александру Яковлевну и сестру нашу о Господе Елену Павловну, о которой желаю вспомнить и завтра, желая ей в начале нового года ее, новых успехов на пути заповедей Христовых. Хочу еще раз писать к Вам из Казани. Преданный Вам слуга о Господе А. Макарий. Мая 17. 1840 г. Казань. 189 Достопочтеннейшая раба Христова и госпожа! Вам известны благотворения почетного гражданина Казани Петра Леонтьевича Крупеникова, и супруги его Ольги Васильевны, которыми они пребывание наше в Казани сделали беспечальным, и полным всякой удобности, довольства, упокоения. Как Вы с Екатериною Владимировною доставили нас преблагополучно сюда, так же почти и они отправляют нас в Томск, потом к Алтаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

11:15–19) Ф.Яковлев. «Апостолы» «И седмый Ангел воструби и быша гласи велицы на небесех глаголюще: бысть цар­ство мира, Господа нашего, и Христа Его, и воцарится во веки веков. И двадесят и четыре старцы пред Богом сидящыя на престолех своих, падоша на лица своя, и поклонишася Богу, глаголюще: Хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый, яко приял еси силу Твою великую и воцарился еси. И языцы прогнева­шася, и прииде гнев Твой, и время мертвым суд прияти, и дати мзду рабом Твоим пророкам и святым и боящимся имене Твоего, малым и великим, и растлити по­смраждшия землю» ( Апок. 11:15–18 ). Когда раздастся звук трубы седьмого ангела, на небесах услышится гром бесчисленных голосов, возвещающих, что царство мира сделалось Цар­ством Господа Бога нашего и Христа Его, и что Он будет царствовать во веки веков. Воцарение Господа Бога и Христа Его, о котором здесь гово­рится, последует окончательно, когда все враги Господа Иисуса Христа бу­дут повержены в подножие ног Его ( Евр.10:13 ). Впрочем, в вышеприве­денных словах мы можем разуметь другое, предшествующее воцарение Иисуса Христа, относящееся к другому смыслу апокалипсического писания. Царство Господа Бога и Христа Его всегда было от вечности, есть и все­гда будет бесконечно. А было время, когда, по неисповедимому Его попуще­нию, расширялось на земле царство тьмы. Мятежные грешники забыли сво­его Царя и царские почести воздавали не Творцу, а тварям. Для разрушения этого царства мрачного пришел в мир Спаситель; это уже и было началом другого царства на земле. Сию светлую и отрадную истину предварительно исповедовал в поучениях своих иудейскому народу свыше вдохновенный Креститель: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ); и потом изрекли же уста Самого Иисуса Христа ( Мф.4:17 ). Но непостижимая воля Господа Бога Вседержителя была такова, чтобы Сын Божий, Царь от веч­ности, пришедший в мир Царем, покорил Себе царство земное, и покорил не силою Своего могущества, а смирением, уничижением, великодушным перенесением бесславия, претерпением страданий и поражений мучитель­ной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Далее мы читаем такие радостные слова: « Дети выросли …» ( Быт. 25:27 ). Наконец-то дети выросли! Вы видите, здесь нам не дается описание событий, как все происходило. История эта, как мы с вами уже установили, с 12-й главы Книги Бытия по 50-ю – это история одной семьи! История Авраама Фарровича, потом Исаака Абрамовича, потом Якова Исааковича, а потом Иосифа Яковлевича – это действительно история одной семьи, поэтому нам очень важно изучить вот эти главы – с 12-й по 50-ю. Хорошо бы, если бы мы в храме жили! Но мы в семьях живем, нам приходится покидать святые места и возвращаться к нашим домашним. Апостол Павел пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5:8 ). В Новом Завете семья называется домашней церковью; это очень важно усвоить ( Рим. 16:4 ; 1Кор. 16:19 ; Кол. 4:15 ; Флм. 1:2 ). И мы читаем далее: « Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах » ( Быт. 25:27 ). Вот здесь мы видим проблему: «дом – улица». Есть такая проблема и у современных детей. Так вот, Исав живет на улице, он такой уличный мальчишка. А Иаков такой, как бы сейчас сказали, «маменькин сыночек», «домашний ребенок». Но это – на первый взгляд. Если более внимательно, глубже посмотреть на это обстоятельство: кого нам напоминает Исав, о котором сказано, что он был «человеком искусным в звероловстве, человеком полей» ( Быт. 25:27 )? Он нам напоминает Нимрода, организатора построения Вавилонской башни, того самого Нимрода, который был создателем первой империи, конфедерации царств против Бога. О нем же тоже сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод…» ( Быт. 10:9 ). Хотя даже отцы по-разному истолковывают это место. Например, Златоуст говорит о Нимроде, что искусный зверолов выполнял как бы роль палача. Если кто-то нарушал законы Божии, он находил и казнил, потому что задача государства – казнить злодеев. Но большая часть отцов говорит, что Нимрод – это прообраз антихриста. Он – организатор построения Вавилонской башни, и он искусный зверолов: он уловлял в свои сети не только животных, но и людей. И Исав – это как бы продолжение линии Нимрода, нечестивого Нимрода.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И чудо произошло: Христос явился Фоме. Это было в момент, когда все апостолы собрались вместе, в одном доме, за запертыми дверями. «Пришел Иисус, когда двери были заперты, — пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов, — стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». И тогда, наконец, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Тогда он убедился, наконец, в Истине Воскресения, смог разделить радость Встречи. Эта радость более не покидала его всю жизнь. Он пустился в странствия, проповедуя христианство повсюду. Он дошел до далекой Индии, где через все последующие столетия сохранилась, несмотря ни на что, Весть о Христе и память о святом апостоле Фоме. Он не страшился гонений и смерти, которая настигла его в далеком краю. Любовь его, требовавшая уверения в правде Воскресения, навсегда стала радостной и бесстрашной. И вспоминая о нем, я, не видевший Христа воочию, слышу слова, которые сказал Бог своему недоверчивому, но любящему ученику. Слова, обращенные и ко мне: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». И частица Фоминой радости и надежды наполняет сердце, и ею живу…   Любовь все покрывает Максим Яковлев: В том старом доме на Маросейке, где жили раньше, все знали семью их. Хотя семьей в полном смысле назвать это было трудно. Жорка, муж, известный гуляка. Жена Татьяна или Танька, как отзывались о ней соседки. И двое детей их: Ленька и Людочка. Жорка часто скандалил, с ним старались не связываться. Не знавший меры в пристрастии к бутылке и женским прелестям, в какой-то день совсем наступил на совесть, стал приводить к себе женщин — одна «красивше» другой — где он только их брал таких. Все знали, что Жорка честно сказал жене, своей Таньке: вот, буду жить с другой женщиной, чтобы ты знала заранее, а детям скажи, если хочешь, что это как родственница. Этих «родственниц» будет бессчетно, и все привыкнут, и во всех пересудах Жорку и баб его перемелят языком вполне беззлобно, зато вся злая молва достанется Таньке.

http://foma.ru/dvenadczat-novell-o-lyubv...

Последствия искупительной жертвы Господа Иисуса Христа теперь же являются во всей Своей славе; вознесенное Тело Его приближает теперь к Нему все человечество... Только что Он воцаряется – и воцаряет последователей Своих». И вот, в этом апокалиптическом видении «святые старцы – споручники и ходатаи о человечестве» благословляют Его за совершение Им спасения, благословляют не от себя только, но и от всех «искупленных из всякого колена, и языка, и народа, и племени». «Мы и понимаем, что святые чрез искупительную жертву Господа Иисуса Христа приближены к Богу, соделались пред Ним царями и священниками и будут царствовать с Ним» (Яковлев) 184 , «воцарятся в той земле, которую обещал Господь кротким» 185 . 11–14. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Совершение спасения рода человеческого есть дело, относящееся не только к земному миру – людям, коих представляли председящие Престолу Божию двадцать четыре старца, но и дело в полном смысле вселенское и всемирное. Совершитель спасения, Христос Господь, должен возглавить Собой и ввести в Церковь спасаемых, в состав этого Тела Своего, все существующее – не только земное, но и небесное, не только видимое, но и невидимое (см.: Ефес. 1 -я гл.). И потому песнь славословия Искупителю на небе усиливается и расширяется. В ней принимают участие не только находящиеся у Престола старцы и животные, но и множество ангелов (причем вместе с этими представителями – двадцатью четырьмя старцами и четырьмя животными, нужно думать, участвуют и сами те, кого они представляют, ибо было число всех их – миллионы и миллиарды и более). За ними сливаются в песни восхваления и те, кто не был указан в стихе 11-м: всякое создание на небе, не названное там, и на земле (видимо, кроме людей, еще и вся совоздыхающая им бессловесная тварь. – См.: Рим.8:19–23 ), и под землею (т. е. не только те, кто, как говорит прот. Орлов, «имеет место обитания ниже земной поверхности» 186 ), но и сущие «в преисподней», т. е. во аде держимые, о коих возносит в день Пятидесятницы моление свое Святая Церковь , чье «колено преклоняется о имени Иисусове» (см.: Флп.2:10 ), и таким образом, все, все не лишившиеся жизни 187 создания прославляют Сидящего на Престоле и Агнца, воздавая Им благословение, и славу, и честь, и державу, и крепость, и силу, а также и богатство и премудрость – во веки веков. И от Престола четыре животных возгласили аминь, а двадцать четыре старца, завершив славословие, пали и поклонились Живущему во веки веков. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

7–8. И когда Он снял четвертую печать, я слышал Голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными. Сообразно с пониманием первых трех печатей, объясняется обычно и символ четвертой. «По ее снятии Иоанн видит бледного коня, собственно серого, бесцветного», каковой цвет принимают трупы людей. За всадником, напоминающим смерть и так и называемым смертью, следовал ад. Ад является здесь олицетворением действительных обитателей ада, т. е. осужденных (Генгстенберг) по предварительному суду на временные мучения. Всаднику на бледном коне дан меч как орудие смерти; в его распоряжении голод, ему подчинены и бедствия мора (повальные и заразные болезни – Эвальд, Клифот, Лютард), и даже земные хищные звери. Бедствия эти падут на четвертую часть земли – это не математически точное измерение особого пространства; здесь определенное число в смысле неопределенного, для указания на действия этих явлений временно и по местам. Число же четыре употреблено в соответствие четырем животным, четырем коням и четырем странам света. Все это, – добавляет проф. Орлов, – подтверждает нам церковная история, история распространения христианства» 194 . Так и вообще, толкователи видений этих коней, и в частности темного, а за ним и бесцветно-бледного коня смерти четвертого, всецело склонны приурочивать знамения их к наиболее тяжелым эпохам гонений и притеснений христиан в первые века христианства от язычников и неверующих. «Явление это, – категорически заявляет Яковлев, – ясно изображало то время, когда свирепое язычество упивалось христианской кровью» 195 . И затем он перечисляет все главные гонения греко­римской империи, особенно оттеняя последние (Диоклетиана и его сотрудников). А св. Андрей Кесарийский , повторяя ссылку на эти последние гонения (называя здесь Максимиана Никейского), дополнительно приводит сюда и поражение мечом громадного числа людей, бывшее в его дни при восстании армян на римлян, где тела умерших поедались собаками и дикими зверями 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

А отсюда не менее важно и прямо христиански необходимо, чтобы Церковь истинная действительно была апостольскою, ибо как израильтянином был лишь тот, кто происходил от того или другого из двенадцати родоначальников всей этой ветхозаветной Церкви – двенадцати сыновей Иакова, так и еще более нужно, чтобы члены новозаветной Церкви – Нового Израиля – происходили верою своею, учением и всем строем Церкви своей от двенадцати апостолов, которые отсюда и названы основаниями Церкви и ее драгоценными камнями. И потому-то и в нашем христианском богослужении мы постоянно слышим воспоминание св. апостолов, день же памяти каждого из них отмечается в богослужении нашем как праздник церковный. Каждые ворота, далее, представлялись в видении тайнозрителя состоящими из одной жемчужины, очевидно небывалой по величине и исключительной по своей ценности, подобно тому как в Евангелии Господь и все Царство Небесное уподобил одной жемчужине (см.: Мф.13:45–46 ). Несомненно, и здесь указанием этим символизируется исключительное значение для нас нашего вступления в Церковь Христову. «Каждый вход, каждая дверь или ворота в Царство Божие есть драгоценность, бесценная жемчужина, несравнимая ни с какими редкостями и драгоценностями земными. Ибо, переступивши шаг один за сии таинственные двери, праведная душа насладится всеми услаждениями блаженной жизни» (Яковлев) 405 . 22–27: Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Что такое храм? По слову Самого Господа, это дом молитвы и дом Отца Небесного (см.: Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ; Ин.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

8–10. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу изо всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. «Совместное падение животных и старцев нужно понимать как указание на особенную торжественность момента» (прот. Орлов) 180 . Гусли означают «гармоническое и благозвучное Божественное славословие», причем правильнее здесь усматривать указание и на подлинные звуки высшей реальности, с характером особенной умиленности, сладостности и красоты, как об этом не раз свидетельствуется в жизнеописаниях святых (например, преп. Симеона, Едесского юродивого). «Фиалы (чаши) златы – помышления, из которых исходят благовония добрых дел и чистые молитвы» 181 (святых, как сказано в самом Апокалипсисе). И поют песнь нову. «И точно, песнь святых старцев новая, неслыханная от создания мира, – песнь Сыну Божию, Искупителю людей». Некогда «пророк Давид, по внушению Духа Божия, проникая в будущее, призывал к новому славословию: Воспойте Господеви песнь нову – и, указывая на искупление Господа, возглашает: Спасла Его десница Его и святая мышца Его. Явил Господь спасение Свое, пред очами народа открыл правду Свою ( Пс.97:1–2 ) 182 . Причина песнопения очевидна: воцарение Господа нашего Иисуса Христа и управление Его судьбами человеческими. Спрашивается: а разве до того, до совершения Им спасения, Он не царствовал?! Мы знаем от апостолов, что все Им создано: Вся Тем быша, и без Него ничтоже быстъ, еже быстъ ( Ин.1:3 ), что Им сотворено самое время (см.: Евр.1:2 ). Что же могло быть не покорено Ему как Создателю, как Царю всего?!» (Яковлев) 183 . Конечно, Сын Божий, сый в лоне Отчи, царствовал безначально и будет царствовать бесконечно: Царство Твое, говорит пророк, Царство всех веков, и владычество Твое во все роды ( Пс.144:13 ). Но здесь прославляется новое Царство Сына Божия – Иисуса Христа: здесь Он начинает царствовать как Бого­человек, «Царство это – Царство закланного Агнца Божия, Искупителя», вознесшегося на небеса и седящего одесную Отца. «Отсюда и начинается новое величие и Царство Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа; Господь Бог дал Ему всю власть Свою, ничем не ограниченную, над людьми, а вместе с тем над мирами, видимым и невидимым, так что, кроме Него, нет другой власти, через Него все совершается, от Него все зависит, в Нем видим Образ Божий – Истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010