«В последние дни, сказал ангел, Господь сойдет в мир и будет назвал Христом, примет ваш вид, станет плотью, человеком. И Бог мира будет явлен своим Сыном, и возложат на него руки и не зная Его, повесят его на древе. Сошествие Его, как ты увидишь, будет сокрыто от небес, и не узнают, кто Он. Но избежав от ангела смерти, Он воскреснет в третий день и будет жить еще в мире 545 дней. И тогда множество святых взойдут с Ним, и их души получат одежду после того, как взойдет Господь и они с Ним. Только тогда они получат свои одежды, свои троны и свои венцы, когда Он взойдет на седьмое небо» (глав. 9, 6–18). В это время явился ангел, более лучезарный того, который руководил Исаию. «Он показал мне, говорит Исаия, книги, которые не были похожи на книги мира сего; он открыл их, и они были написаны, но не так, как книги мира сего. И мне дозволено было читать их; в них были написаны дела сынов Израиля. И я сказал: на седьмом небе известно все, что происходит в мире. И я видел там великое множество одежд, тронов и венцов. И я спросил ангела, который руководил меня: чьи эти одежды, эти троны и венцы? Он отвечал мне: эти одежды назначены для тех, которые в мире уверуют словам того, имя которого я сказал тебе, которые будут хранить слова Его и веровать в них и всю свою надежду возложат на Его крест; для них назначены эти одежды» (глав. 9, 21–26). Потом Исаия увидел: стоял некто безмерной и неизреченной славы, превосходившей славу всех. Все святые и все ангелы подошли к нему; Адам, Авель, Сиф и все святые древнего времени поклонились ему и воссылали ему хвалы единодушно... Он преобразился и сделался подобным ангелу. «Вот кому должно покланяться и воссылать хвалы, сказал Исаии руководивший его ангел: это Господь всякой славы». Потом Исаия увидел другое лицо, сияющее славой и подобное первому: все святые и ангелы приблизились и поклонились ему. «Я видел, говорит Исаия, Господа и второго ангела, который находился по левую сторону моего Господа». Ангел велел Исаии поклониться второму ангелу: «ибо это, сказал он ему, ангел св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Мать Моисея, Иохавед, не в состоянии будучи скрывать Моисея дома, положила его в осмоленный ящик и пустила в реку. Дочь фараона, нашедшая Моисея и взявшая его к себе на воспитание в Яшар называется Батия (Bathia). Приведенный выше рассказ Иосифа Флавия о короне передается в Яшар в следующем виде. Однажды во время стола, за которым сидели фараон, его царица и дочь, державшая на коленях Моисея, и множество знатных вельмож, Моисей вдруг протянул руку к короне фараона, взял её и надел на себя. Пораженный этим, фараон обратился к вельможам и спросил: чего заслуживает Моисей за такую дерзость? Волхв Валаам напомнил фараону виденный им прежде сон, и указывая на то, что Моисей происходит из еврейского рода, посоветовал убить его. Но дочь фараона вступилась за него и по её просьбе, фараон приказал собраться самым опытным судьям своим, чтобы решить, заслуживает ли смерти это дитя за свою смелость. Когда судьи собрались, между ними поместился ангел Божий, принявши на себя вид одного вельможи, и сказал фараону: «дитя еще не в таком возрасте, (Моисею тогда был 3-й год), чтобы могло различать предметы; чтобы убедиться в этом, прикажи принести корзину с драгоценными камнями и сосуд с горячими углями». Когда это было сделано, Моисей протянул было руку к алмазам, но ангел невидимо направил её к горячим углям; Моисей взял уголь в рот и прижег себе язык; это заставило судей признать его невинным. 103 Таким сказанием иудеи объясняют известные слова Моисея к Богу о своем косноязычии: Господи! человек я не речистый и таков был и вчера и третьего дня... я тяжело говорю и косноязычен ( Исх. 4:10 ). В Библии ничего не сказано о жизни Моисея до того времени, когда он, после убиения египтянина, ушел в Мадиам и поселился у Иофора ( Исх. 2:11–15 ). Легенда воспользовалась этим пробелом и наполнила его разными сказаниями. Мы видели, что Иосиф Флавий рассказывает о походе Моисея против эфиопского царя и женитьбе его на дочери этого царя, Фарве. В Яшар это изображается в следующем виде. Живя при дворе фараона, Моисей часто ходил в Гесем, где жили его родственники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Должно почитать Бога небесного, Который низводит на землю дождь и росу, и все на земле делает, и все сотворил Своим словом и всякую жизнь пред лицом Своим! Зачем чтите вы тех, которые не имеют духа? они сделаны, и вы носите их на своих плечах, и вам нет от них никакой помощи, но они великий стыд для вас, которые делаете их к обольщению сердца и почитаете их. И отец его сказал ему; и я знаю это сын мой, но что я стану делать со своими родственниками, которые заставили меня служить им? Если я скажу им истину, они убьют меня, потому что их душа привязана к ним, чтобы чтить их. Молчи, сын мой, чтобы они тебя не убили. Авраам сказал это двум своим братьям, и они разгневались на него. Тогда он стал молчать». Далее рассказывается о сожжении идолов. «И встал Авраам ночью и сжег дом идолов и все, что там было... И Аран поспешил туда спасать их, но пламя сомкнулось над ним, и он сгорел в огне... И встал Авраам ночью, в новолуние 7-го месяца, чтобы наблюдать звезды и узнать, каково будет состояние воздуха в этом году. И он был один, когда он сидел и наблюдал. И пришло ему на ум слово, и он сказал: все знамения звезд и солнца и луны от руки Господней. Зачем я их испытую? Когда Он захочет, будет давать дождь рано и поздно, когда захочет... И он молился в эту ночь и говорил: Боже мой, Боже мой, ты Бог всевышний, ты един Бог мой! Ты сотворил все, и все дело рук Твоих. Спаси меня от злых духов, которые сильны над помышлениями сердца человеческого, чтобы они не отвратили меня от Тебя, Боже мой!... Покажи правый путь пред тобою рабу твоему, чтобы я исполнил его и не пребывал бы в обольщении сердца моего, Боже мой! И когда он окончил эту молитву, было послано к нему чрез меня (говорит ангел) слово Господа: выйди из земли твоей, и из рода твоего, и из дома отца твоего и иди в землю, которую я тебе покажу. И я хочу произвести от тебя народ многочисленный и великий и благословить тебя и сделать твое имя великим. И ты будешь благословен на земле, и в тебе благословятся все народы земли: благословляющих тебя я благословлю и проклинающих тебя прокляну; и Я буду тебе Богом, и сыновьям твоим, и сынам сыновей твоих, и всему семени твоему; и я буду с тобою, Я Бог твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

запиши все эти слова, которые Я возвещаю тебе на этой горе от первого до последнего, и что будет после... до тех пор, как Я низойду и буду жить с вами от века и до века. И Он сказал ангелу лица: запиши для Моисея от начала творения до тех пор, когда будет восстановлено между ними Мое святилище навсегда и на веки, и Бог явится пред очами каждого и всякий познает, что Я есмь Бог Израилев и отец всех детей Иакова и царь на горе Сионе от века и до века. И Сион Иерусалим освятится. – И ангел лица, который предшествовал стану израильскому, 425 принял скрижали разделения лет от начала творения, недель и юбилеев, закона и свидетельств в каждый год по его числу и юбилеи по годам» (глав. 1). 426 Потом рассказывается история сотворения мира и человека. «И по слову Господню ангел лица сказал Моисею: напиши всю историю творения, как Господь Бог совершил в 6 дней все дела свои, которые Он сотворил, и в 7 день установил субботу и освятил её на все века и утвердил знамением всех своих дел. В первый день сотворил Он небо, которое вверху, и землю, и воду, и всех духов, которые служат пред ним, и ангелов лица, и ангелов хваления, и ангелов огня, и ангелов ветра, и ангелов облаков, тьмы и града, и инея, и ангелов долин, и ангелов грома и молнии, и ангелов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и всех духов своих творений на небесах и на земли и во всех долинах, и ангелов мрака и света, и утренней зари и вечера;... И тогда мы увидели дела Его, и восхвалили Его и прославили Его о всех делах Его: потому что семь великих дел сотворил он в первый день. И во второй день образовал Он твердь между водами; и разделились воды в тот день: половина их поднялась вверх и половина опустилась вниз тверди, которая в средине, над поверхностью всей земли... Он сказал водам, чтобы они сбежали с лица всей земли в одно место и чтобы явилась суша... И они сбежали с лица земли в одно место, кроме тверди, и явилась суша. И в этот день сотворил Он для неё (воды) вместилища морей в их отдельных местах и все реки и собрания водные на горах и на всей земле, и все озера и всю росу земную, и семя, которое сеется по роду своему, и все, что служит пищей, и плодоносные деревья, и лесные, и сад Эдемский для наслаждения...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И Господь Бог сказал ему: раскрой уста свои... И он начал говорить по-еврейски, на своем природном языке. – И он взял книги отцов своих, которые были написаны по-еврейски, и списал их. Тогда начал он поучаться в них, и я объяснял ему все, чего он не понимал, и он поучался в них в течение 6-ти месяцев... Тогда он объявил своему отцу, что удалится из Харрана и пойдет в землю Ханаанскую, чтобы осмотреть её и возвратиться к нему. И его отец Фарра сказал ему: иди с миром! Бог мира да устроит тебе путь правый, и Господь да будет с тобою и сохранит тебя от всякого зла и даст тебе кротость, сострадание и милость пред теми, которые тебя увидят... И если ты найдешь страну приятною очам твоим, чтобы обитать там, то возьми и меня к себе; и возьми с собою Лота, сына Арана, брата твоего, как своего сына! И Господь да будет с тобою»! (глав. 12). 435 За тем из истории Авраама замечателен рассказ об искушении Богом Авраама и жертвоприношении Исаака. Причиной искушения представляются козни того же высшего духа Мастемы, который научил людей идолослужению. «В 7-ю седмицу, в 1-й год, в 1-й месяц этого юбилея (41-го), в 12 день этого месяца, на небесах было сказано об Аврааме, что он верен во всем, что Господь говорит ему, и что он любит его и верен во всякой напасти. Тогда пришел высший дух Мастема и сказал пред Богом: вот Авраам любит и хранит своего сына Исаака более всего. Скажи ему, что он должен принести его на алтарь в жертву всесожжения, и ты увидишь, исполнит ли он это слово, и узнаешь верен ли он во всем, чем ты его испытуешь. 436 Бог знал, что Авраам верен во всех напастях, которые Он посылает на него, потому что он испытал его царством царей и потом женою его, когда она была похищена, и Измаилом и Агарью, его рабыней, когда он выслал их, и во всем, в чем Он его испытывал, он оказался верен... Господь сказал Аврааму: Авраам! И он сказал: вот я! И Он сказал ему: возьми сына твоего возлюбленного Исаака и иди на высокую гору и принеси его на горе, которую я тебе покажу. И он встал утром, в самую раннюю пору, и оседлал свою ослицу и взял с собою двоих отроков и своего сына Исаака и наколол дров для жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Писания, иудеи начали вообще сопоставлять языческие идеи и сказания разных народов со священным Писанием, думая, что под разными лицами и событиями, упоминаемыми в древних языческих сказаниях, разумеются лица и события священной истории. Александрийский ученый иудей, Аристовул, живший у египетского царя, Птоломея Филометора (около 160 г. до Р. X.), старался доказать, что греческая философия в своих лучших идеях и стремлениях не только согласна со священными книгами, но и развилась под их влиянием. Он утверждал, что еще до перевода LXX в Египте был греческий перевод Пятикнижия Моисеева, что Пифагор, Платон и другие греческие философы знали его и заимствовали из него все, что есть лучшего в их системах. Та же мысль с особенною силою и настойчивостью проводится во всех сочинениях другого александрийского ученого иудея, Филона. Но, сопоставляя и сравнивая языческие сказания с библейскими сказаниями, иудейские ученые до того проникались языческими мифами, что со временем в их сочинениях и библейские сказания стали получать мифический колорит. Уже в некоторых местах перевода Библии LXX толковников замечают следы греческого влияния. Так, в еврейском тексте Быт. 6:2, 4 , сказано: когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери; тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто выбрал... В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди. В греческом переводе LXX, в первом стихе, вместо слов: ( ) (бней-гаэлёгим) сыны Божии, поставлены были слова: ο γγελοι το Θεο, ангелы Божии, 36 и исполины стали представляться уже сынами ангелов от совокупления с дочерями человеческими. Очень может быть, что такое изменение в смысле первоначального текста сделано не самими переводчиками, а переписчиками, или комментаторами их перевода; блаженный Августин замечает, что оно встречается не во всех греческих списках; 37 но во всяком случае оно, очевидно, сделано было под влиянием известного греческого мифа о титанах, которые, по сказанию греческой мифологии, были сыны неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Ты знаешь, как Твои стражи, отцы этих духов, поступили в мои дни. Также и этих духов предай заточению и заключи их в месте осуждения, чтобы они не распространяли пагубы между сынами раба твоего, о Боже мой, потому что они жестоки и сотворены на погибель! Не допусти их сделаться владыками над душами живущих... И Бог наш сказал нам (говорит ангел Моисею), чтобы мы связали их всех. Тогда приступил высший из духов Мастема (Mastema) и сказал: Господи! не должны ли некоторые из них оставаться предо мною, чтобы они слушали моего голоса и делали все, что я им скажу? если никого из них не останется у меня, то я буду не в состоянии приводить в исполнение свою волю над сынами человеческими; они находятся между ними для растления и обольщения, по моему повелению, под моею властью, потому что злоба людей велика. – И Он сказал: 10-я часть из них должна оставаться предо мною, а 9-ть частей должны быть низведены в место суда. И один из нас сказал: мы хотим научить Ноя всем спасительным средствам; потому что он знал, что они не живут в праведности... И мы сделали по его приказанию: всех злых жестоких (духов) мы связали на месте наказания, а 10-ю часть из них мы оставили, чтобы они состояли пред сатаною на земле. И средства исцеления от их болезней (принесенных демонами) мы все сказали Ною, вместе с их обольстительными искусствами, как исцеляются от них растениями земли. И Ной записал все, как мы его научили, в книгу, о всяком роде спасительных средств. Так злые духи были заключены. И Ной передал все писания, которые он написал, своему старшему сыну Симу, потому что он любил его больше всех своих сыновей» (глав. 10). 433 Во время Серуха потомки Ноя начали ссориться между собою, убивать друг друга и проливать кровь человеческую по всей земле, начали строить крепости и башни, вести войны один народ против другого, завоевывать города и покупать рабов и рабынь. При Серухе же начали делать изображения и изваяния идолов. Во все эти заблуждения ввел у людей князь Мастема посредством духов, которые остались у него под властью, чтобы распространять грех , нечестие и пагубу по всей земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Изгнав Адама и Еву из рая, Бог не хотел, чтобы они жили на северной стороне, потому что, купаясь в море и таким образом очищаясь от греха, они забыли бы свою обязанность постоянно каяться. Не хотел Бог позволить жить Адаму и на южной стороне, потому что благовонный запах от древа (жизни?) стал бы доходить до него, и он, утешаемый этим, перестал бы каяться. Господу, который справедлив и милостив и все дела устрояет по своей бесконечной премудрости, угодно было, чтобы Адам жил на западе от рая, ибо страна, здесь находящаяся, была самая отдаленная. Господь повелел им жить в Пещере сокровищ, ниже рая. – Затем изображается печальное положение Адама и Евы, по изгнании их из рая, когда все, что они увидели на земле, и все что с ними случалось, приводило их в недоумение и ужас. «Отец наш Адам и Ева, говорит книга, по выходе из рая были поражены ужасом, когда увидели пред собою скалы, большие и малые камни и песок; они упали на землю как мертвые... Господь сжалился над ними, когда увидел их распростертыми пред дверями рая и обратил свое слово к Адаму и сказал ему: я установил дни и годы на этой земле; ты будешь скитаться на ней и испытывать страдания за свое преступление, но спустя пять с половиною дней ты будешь освобожден. Адам плакал и просил Господа просветить его, и Господь, движимый милосердием к Адаму, сотворенному по Его образу, сказал ему, что пять с половиною дней означают 5,500 лет, и что, по прошествии этого времени, Он придет освободить его и весь род его. И прежде еще Господь заключил завет с Адамом... Оставляя рай Адам оборотился, что бы взглянуть на древо (познания добра и зла), и увидел, что Бог изменил его вид и что оно все высохло; в ужасе он задрожал, и Бог по своему милосердию явился ему и заключил с ним этот завет». Увидев при вратах рая Херувима с огненным мечем, Адам и Ева подумали, что он хочет убить их, и упали на землю; но Господь сказал Адаму: «я говорил тебе, что спасу тебя в течение пяти с половиной дней; ободрись и иди к пещере сокровищ, о которой я уже говорил тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Бог: довольно для тебя, больше ничего не прибавишь... укроти здесь твои бушующие волны. Моисей: Господи! в чем я согрешил, что должен умереть? Бог: ты будешь пить из чаши первого человека, о котором написал: вот Адам стал как один из нас ( Быт. 3:22 ), потому ты и должен умереть! Моисей. Господи, царь мира! значит, я напрасно прошел сквозь мрак (на Синае), напрасно, подобно коню, бежал пред сынами твоими. Бог: Я еще прежде осудил на смерть Адама. Моисей: но ты дал ему самую легкую заповедь, и он преступил её, но я не сделал так. Бог: Авраам почитавший имя Мое, также испытал день этот. Моисей: но он был отцом Измаила, и потому навлек на себя гнев Твой. Бог: Исаак, который предоставил себя в жертву, также умер. Моисей: но он родил Исава, потомки коего разрушат Твой храм и сынов Твоих возьмут в рабство. Бог: умер и Иаков, начальник 12-ти колен. Моисей: но он не восходил на небо, не проходил сквозь мрак горы Синайской, не говорил с Тобою усты к устам, не получил от Тебя закона. 114 Бог: довольно, умолкни! Моисей: Господи! все будут говорить, что я потому подвергся смерти, что Ты нашел во мне худое (какой-нибудь порок). Бог: Я уже написал о тебе: и не востал доселе пророк, подобный Моисею ( Втор. 34:10 ). Моисей: Но могут сказать, что я в юности соблюдал Твои заповеди, а в старости пренебрег ими. Бог: Я уже прежде открыл причины твоей смерти: поскольку вы (Моисей и Аарон) не явили Моей святости ( Чис. 20:12 . Втор. 34:51 ). 115 Моисей: прошу Тебя, позволь мне войти в землю и прожить в ней три или четыре года. Бог: определено, что ты не войдешь. Моисей: но если не позволяешь живому, позволь мне, прошу Тебя, войти мертвому, ибо за что этот гнев против меня? Бог: за то, что вы не явили святости Моей ( Втор. 32:51 ). Моисей: Ты так милостиво поступаешь с другими, что дважды и трижды прощаешь их, а меня не хочешь простить и однажды. Бог: ошибаешься; ты сделал шесть грехов, на которые тебе не угодно было обратить внимание». 116 Далее указываются слова Моисея, в которых составитель этого сказания видит некоторое непослушание, или недоверие Моисея к Богу: пошли другого кого можешь послать ( Исх. 4:13 ); кто я, чтобы мне идти к фараону ( Исх. 3:11 ); не явился тебе Господь ( Исх. 4:1 ); послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду ( Чис. 20:10 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

От лица патриархов приводятся обширные речи. Пред смертью патриархи дают своим детям завещания. Благословляя своих детей и внуков, Авраам в обширной речи убеждает их хранить веру в Единого Бога и удаляться идолопоклонства (глав. 21–22); Исаак также дает завещание Иакову и Исаву, Иаков своим 12-ти сыновьям. При рассказе о завещании Иакова замечено: «и дал он свои книги и книги отцов своих сыну своему Левию, чтобы он сохранил их для своих потомков» (глав. 45). В рассказ о Моисее вставлено также несколько апокрифических подробностей напр. о том, что египтяне бросали в реку еврейских детей в продолжение 7-ми месяцев до того времени, когда родился Моисей, что дочь фараона, нашедшая Моисея в реке и взявшая его к себе на воспитание, называлась Tharmuth (глав. 47). Наконец ангел, от лица которого излагается весь рассказ в Малом Бытии, говорит Моисею: «Ты знаешь, что Бог говорил с тобою на горе Синае и что хотел сделать с тобою высший (дух) Мастема, на пути, когда ты возвращался в Египет, на праздник кущей. Не хотел ли он умертвить тебя и спасти египтян от руки твоей, так как он знал, что ты послан совершить суд и месть над египтянами? И я спас тебя от руки его и сотворил знамения и чудеса, которые ты послан был совершить в Египет против фараона и всего дома его, и его рабов и его народа. И Господь излил на них месть за Израиля, и поразил их, и умертвил их чрез кровь, и жаб, и мух и песиих мух, чрез тяжелые воспаленные нарывы, и их скот он умертвил смертью и градом и тем уничтожил у них все, что росло, – и чрез саранчу, которая пожрала все, что осталось от града; и чрез тьму; и их первородных от людей и скота умертвил он. И на всех их идолов Господь излил месть и попалил их огнем... И ты говорил с царем Египетским и пред всеми служащими ему и пред народом его; и все произошло по слову твоему; 10 великих и страшных казней пришли на землю египетскую, что бы отмстить им за Израиля. И все это сотворил Господь ради Израиля и по завету, который Он постановил с Авраамом, чтобы отмстить за них тем, которые их жестоко угнетали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010