«И в начале первого юбилея Адам и жена его были 7 лет в саду Эдемском, обрабатывали и хранили его. И мы дали ему занятие и научили его все видимое употреблять на дело, и он делал. Был же он наг, не зная этого и не стыдясь. И он охранял сад от птиц и зверей, и скота, и сеял садовые плоды и ел, а остатки сберегал для себя и своей жены на будущее время. – И по истечении 7 лет, которые он там провел, именно 7 лет, во 2-й месяц, в 17-й день, пришел змий и приблизился к жене. И змий сказал жене: неужели Бог запретил вам все плоды деревьев, которые в саду, чтобы вы от них не вкушали? И она сказала ему: от всех плодов дерев, которые в саду, Бог сказал нам, что мы можем вкушать, но от плодов дерева, которое находится посреди сада, Бог сказал нам, что мы не должны вкушать и не прикасаться к ним, чтобы не умереть. И сказал змий жене: вы не умрете смертью; но Бог знает, что в тот день, в который вы от них вкусите, отверзутся ваши очи, и вы будете как боги и будете знать доброе и лукавое. – И так как жена видела, что дерево приятно и прекрасно на вид и хорошо вкушать его плод, то взяла тотчас от него и вкусила. И она покрыла прежде свою наготу смоковными листьями и дала от плода Адаму, и он вкусил, и очи его отверзлись, и он увидел, что был наг, и взял смоковные листья и сшил их, и сделал себе опоясание и покрыл свою наготу. И Господь проклял змия и разгневался на него навсегда. И на жену разгневался Он, потому что она послушала голоса змия и вкусила. И Он сказал ей: Я умножу твои скорби и твою нужду: в болезнях ты будешь рождать детей, и к твоему мужу ты будешь иметь обращение, а он будет твоим господином. И Адаму сказал Он: так как ты послушал голоса своей жены и вкусил от того дерева, от которого я запретил тебе вкушать, то ради тебя проклята будет земля, терны и волчцы произрастут для тебя, и хлеб свой ты будешь есть в поте лица своего, пока ты не возвратишься в землю, от которой взят; потому что ты из земли и в землю возвратишься. И он сделал им кожаные одежды, и облек их ими и изгнал их из сада Эдемского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Моисей: я сильнее всех тварей; я обрезан от чрева матери моей; я в тот же день, как увидел свет, говорил с отцом и матерью; на третьем году я уже пророчествовал; чрез меня Бог дал израильтянам закон... на 80-м году сотворил многие знамения и чудеса, 60 тем (600,000) вывел из Египта... разделил море на 12-ть частей, горькие воды превратил в сладкие, вытесал каменные скрижали, восходил на небеса, получил заповеди закона и научил им народ... кто из людей может сравняться со мною? Непотребный! удались от лица моего!» – Испуганный Самаэль убежал и просил Бога не посылать его к Моисею. Беззаконный (scelerate), сказал ему Господь; ты создан из геенны и в огонь геенны возвратишься; ты пошел от меня с великою радостью, но, увидев славу Моисея, возвратился со стыдом. Иди и только душу его, отлучив от тела, представь сюда. Ни мало не медля, Самаэль, вынув меч из ножен, устремился на Моисея. Моисей рассердился и ударил его жезлом Божиим, на котором было написано невыразимое имя (Божие), и прогоняя его, ослепил глаза его светом своей славы. «Господи, сказал Моисей, вспомни, что Ты являлся мне в купине, что по твоей воле я восходил на небеса, 40 дней и столько же ночей я пробыл там без пищи и пития: не предавай меня ангелу смерти»! Принял Господь молитву молящегося и сказал: «Я сам сойду и похороню тебя». Итак Моисей, подобно Серафиму славы, приготовился и ожидал Господа с небес, и как только увидел Его, пал на землю: «Господи, сказал он, Ты по милосердию и святости сотворил мир и управляешь им; будь и со мною милосерд, прошу Тебя»! «Правда твоя, сказал Господь, предъидет пред лицом твоим». С Богом сошли с неба три ангела Михаил, Гавриил и Зинггиэль. Гавриил приготовил одр для Моисея, Михаил порфиру, Зинггиэль – одежду; Михаил стал около головы Моисея с одной стороны, а Гавриил в ногах – с другой. Бог повелел Моисею сложить руки на груди и закрыть глаза, и когда Моисей исполнил это, сказал его душе: «дочь моя, сто двадцать лет я назначил тебе жить в теле праведного, выйди теперь немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Всю книгу можно разделить на 3 части. 1-я часть содержит историю Адама и Евы до смерти Адама; 2-я часть историю патриархов до Ноя; 3-я часть – обзор всей последующей ветхозаветной истории до Иисуса Христа. 1-я часть самая обширная; 2-я же и 3-я очень коротки и имеют характер сухой хроники событий. Весь интерес книги сосредоточивается на первой части, где собраны все древние сказания о первых временах мира, первых людях и древних патриархах. Рассказы эти связываются одною главною мыслью о том, как на Адаме и его потомках исполнилось божественное осуждение, изреченное в раю, после падения, и данное в это время обетование о спасении рода человеческого. Вся книга содержит в себе развитие и поэтическое представление в образах и событиях того, что сказано в книге Бытия 3:14–19. Осуждая змия, Бог сказал: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Сообразно с этим в книге изображаются с одной стороны вражда диавола против первых людей, его постоянные обольщения их, козни и преследования, с другой стороны – борьба первых людей с ним, в которой постоянно их поддерживает Само Слово Божие, дающее обетование в последствии прийти на землю, стереть главу змия и спасти человека. Адам и Ева сетуют о потере рая и просят Бога возвратить их в него; Бог обещает возвратить их в рай, но тогда, когда придет на землю спасти род человеческий. Сообразно с этим излагается вся история Адама и его потомков; все, что происходит с Адамом, служит знамением, или прообразом того, что в последствии будет испытано и совершено Иисусом Христом. Осуждая Адама, Бог сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей, и ел от древа, о котором Я заповедал тебе сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего ты будешь есть хлеб доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

63 В раю Адам пробыл только 6 часов: создан был в 9-м часу утра, за три часа до полудня, а изгнан из рая в тот же день в 3 часа после полудня. 64 Древо, от вкушения которого пал Адам, было, по мнению одних талмудистов, виноградное, ибо ничто не приносит столько бед человеку, как вино, 65 по мнению других, смоковница, ибо из листьев смоковницы первые люди сшили себе одежду для прикрытия греха, произошедшего от вкушения, по иным, наконец, это была пшеница, или хлебное дерево, ибо ни одно дитя не умеет назвать ни отца, ни матери прежде, нежели узнает вкус хлеба, почему это древо и названо древом познания. 66 Останавливаясь на словах Моисея: и сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны ( Быт 3:21 ), иудейские учителя много рассуждают о том, из каких кож были сделаны эти одежды и какую форму имели. Одни говорят, что Бог устроил эти одежды из шкуры того змия, который обольстил Еву; другие думают, что они сделаны были из кожи оленя или зайца, что на этих одеждах были изображены фигуры разных животных зверей и птиц. 67 По сказанию Яшар, одежды Адама и Евы передавались их потомкам и были в ковчеге с Ноем. По выходе из ковчега, одежду Адама взял к себе сын Ноя Хам и оставил её в наследство Нимроду. Когда Нимрод надел её, к нему сошлись все звери и птицы, пали пред ним и поставили его царем над собою. Потом эта одежда досталась брату Иакова, Исаву, который благодаря ей, сделался сильным и искусным охотником. 68 – Неправильно понимая слова Моисея: Адам жил сто тридцать (230) лет, и родил (сына) по подобию своему (и) по образу своему и нарек ему имя: Сиф ( Быт. 5:3 ), талмудисты говорят, что до рождения Сифа, у Адама не было детей по его подобию, что Каин был не от его семени, но от семени змия, что пораженный смертью Авеля, Адам до рождения Сифа воздерживался от соединения с Евою и в это время находился в сношениях с первою женою Лилит, и родил от неё демонов, духов и ламий. 69 Другие прибавляют, что и Ева , не пользовавшаяся в это время расположением Адама, вошла также в общение с демонами и произвела множество демонов женского пола, тогда как Адам родил от Лилит духов мужского пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Духа, который говорил твоими устами и устами других святых». И Господь приблизился к Исаии и сказал: смотри, тебе дозволено созерцать Бога, и ради тебя и ангелу с тобою дана эта сила» (глав. 9, 27–39). Исаия услышал голоса и хваления всех шести небес, которые он прошел; они не только были слышимы, но и могли быть видимы. Руководивший его ангел сказал ему: «се Всевышний, который царствует над всеми мирами, Который обитает между святыми и Который чрез св. Духа должен называться Отцом Господа». «И я услышал, говорит Исаия, слова Всевышнего, Отца моего Господа; он говорил Христу, моему Господу, Тому, Кто должен назваться Иисусом: Иди и пройди все небеса и низойди до тверди, в мир до ангела, низверженного в ад на пагубу. Ты принимаешь образ и подобие тех, которые обитают на пяти небесах. И ангелы мира не будут знать, что ты со Мною Господь семи небес и их ангелов, не будут знать, что ты со Мною. Но когда Я созову всех ангелов небес, когда отверзу шестое небо, тогда, после того как будут осуждены начала, ангелы и боги мира сего и сам мир будет осужден, тогда Ты будет царствовать» (глав. 10, 1–12). После этих слов Исаия видел Господа, сходящего с седьмого неба на шестое. Ангел сказал ему: смотри, Исаия, и разумей изменение и нисхождение Господа». Как только заметили его ангелы, обитающие на этом небе, соединили свои голоса и воспели Ему хвалы; потому что он еще не имел их образа и подобия. Сходя с шестого неба на пятое, Господь принял подобие ангелов этого неба, и они не воспели ему хвалы, потому что он был подобен им по своему образу. Потом он сошел на четвертое небо и принял подобие ангелов, обитавших на нем, и они также не воспели ему хвалы. Когда он пришел к третьему небу и принял подобие ангелов его, то стражи при вратах этого неба спросили у него пропуск (commeatum, вид) и Господь, как незнаемый, показал его им; они не узнали Его, и не воспели Ему хвалы. Точно также и стражи при вратах второго неба, когда Господь сошел на него и принял подобие его ангелов, спросили у него пропуск, и Господь показал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И высший Мастема противостал тебе и хотел предать тебя в руки фараона и помогал волшебствам и волшебникам египтян... Мы допустили их производить вред, но мы не дали им средств для исцеления, чтобы они не могли сделать этого своими руками. И Господь поразил их (волшебников) жестокими нарывами, чтобы они не могли противостоять Ему; мы поразили их, чтобы они не могли сделать никакого знамения. 439 Но не смотря на все знамения и чудеса, высший Мастема не постыдился, но употребил силу и кричал египтянам, что они должны преследовать тебя со всею силою Египта, с колесницами и конями и со всем множеством народов Египта. И я стал между тобою и ими, между египтянами и израильтянами, и спас израильтян от руки их. И Господь провел тебя посреди моря, как по суше, и всех людей, которых Он допустил преследовать Израиля, низверг Господь Бог в глубину бездны, вместо сынов израилевых, потому что египтяне бросали их в реку сотнями; за это на них было послано мщение, и 1000 сильных мужей были уничтожены за одного погибшего грудного младенца из детей народа твоего, которых они бросали в реку. – В 14 день и в 15, 16, 17, 18 высший Мастема был связан и заключен за сынов Израилевых, чтобы он не мог клеветать на них. Но в 19 день мы отпустили его, чтобы он помог египтянам и чтобы они преследовали сынов Израилевых. И он ожесточил сердца их и окаменил их, и был силен над ними, по воле Господа Бога нашего. В 15 день мы связали его, чтобы он не обвинял сынов Израилевых, в тот день, когда они требовали от египтян сосуды и платья, чтобы обобрать египтян за то, что они им служили, потому что они тяжко угнетали их; и мы не дали уйти сынам Израилевым из Египта с пустыми руками» (глав. 48). 440 В 49 и 50 главах помещено пространное и настойчивое завещание всегда праздновать пасху и строго соблюдать субботу. В конце книги ангел, от лица которого излагается весь рассказ в ней, говорит Моисею: «так написано на небесных скрижалях, которые Бог дал мне в руки для того, чтобы я написал для тебя законы времени по разделению годов».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Услышав эти слова, Адам пришел в ужас от того, что дал клятву. Он узнал, что это козни сатаны, и, возвратившись в пещеру, постился и молился в продолжение 40 дней и ночей, прося Бога о помиловании. Бог простил Адама; но сатана не оставил его в покое и употребил новую хитрость для его обольщения. Однажды Адам и Ева сидели на берегу моря, наслаждаясь им. Сатана и десять его слуг приняли на себя образ молодых девушек несравненной красоты; они вышли из воды и, подошедши к Адаму и Еве, сказали: мы хотим видеть лицо Адама и Евы – так ли они красивы, как мы. Удивляясь их красоте, Адам и Ева спросили: разве есть еще другой мир, в котором живут такие прекрасные творения? Да, отвечали молодые девушки, мы составляем часть весьма многочисленного творения. Адам и Ева спросили: от чего вы так размножились? У нас, сказали они, есть мужья, которые женились на нас, и дети, которые растут, и таким образом умножается наше поколение; при этом они позвали своих мужей и детей, которые тотчас вышли из воды; нужно и вам, прибавили они, иметь детей, чтобы продолжить и умножить род свой. Но Адам побоялся оскорбить Бога и вместе с Евою начал молиться, и диавол и его слуги скрылись в море. Возвратившись в пещеру, Адам и Ева всю ночь не переставали молиться, чтобы Бог открыл им свою волю и избавил их от обольщений сатаны. Бог сказал им, что они не подвергались бы таким страданиям, если бы не навлекли на себя гнева и не заставили изгнать себя из рая. Он послал к ним тех ангелов, которые прежде принесли из рая золото, ладан и мирру. Ангелы сказали Адаму: возьми золото и дай его Еве, как невесте подарок, и заключи с ней договор, и дай ей ладан, как брачный дар. Адам взял золото и положил ей в полу платья, и они заключили договор ударив друг друга по рукам. В продолжение сорока дней ангелы велели им поститься и молиться и потом совершить брак. Это случилось спустя 223 дня или 7 месяцев и 13 дней после того, как они были изгнаны из рая. 382 Далее в книге говорится, что Адам и Ева обрабатывали землю, чтобы удовлетворить своим потребностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

374 Семь дней Адам и Ева оставались без пищи и пития; на восьмой день Адам сказал Еве: «мы просили Бога дать нам что-нибудь из рая для утешения, и он послал своих ангелов, которые и принесли нам то, чего мы просили. Пойдем теперь к морю, которое мы видели; войдем в него и будем просить Бога еще раз ввести нас в рай, или дать нам еще что-нибудь для утешения». И они отправились на берег моря, где они уже погружались. Адам сказал Еве: «войди здесь в воду и не оставляй этого места в продолжение 40 дней, пока я не возвращусь к тебе, и проси Господа, от глубины твоего сердца и неотступно, чтобы он благоволил простить нас. Я войду в море в другом месте и сделаю тоже самое. И Ева вошла в воду, как повелел ей Адам, и Адам также вошел в воду. И они оставались в этом положении в продолжение 35 дней, прося Господа простить им грех и возвратить их в прежнее состояние. Но враг добра, сатана, захотел прервать их покаяние, чтобы не исполнилась их молитва . Он пошел не к Адаму, а к Еве, принял вид ангела, и прославляя Господа, сказал ей: радуйся и веселись; Бог послал меня к Адаму с благою вестью о спасении, и я исполнил его светом, какой он имел прежде. И Адам в радости о своем восстановлении послал меня к тебе, чтобы я тебя, подобно ему, увенчал светом, а чтобы ты поверила, велел напомнить тебе знамение, показанное на горе, когда Бог послал к вам своих ангелов, которые спрятали на южной стороне пещеры золото, на восточной – ладан, а на западной – мирру. Ева поверила словам сатаны, вышла из воды и пошла за ним к Адаму; но, доведя её до Адама, сатана скрылся. Адам стоял в воде и умолял милосердие Божие. Увидев Еву, он начал плакать, и ударив себя в грудь, погрузился в море. Но Бог велел ему выйти на берег. Вышедши на берег, он спросил Еву: кто тебе сказал, что я здесь? Она рассказала ему о явлении ангела; Адам узнал, что это было дело сатаны, и они возвратились в пещеру. 375 В 43-й день по выходе из рая Адам и Ева молились и со слезами просили Бога, чтобы он послал им что-нибудь для подкрепления тела, которое совсем ослабело от голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Моисей простер над ними свой жезл, отвязал их и пошел в комнаты царя; львы, ласкаясь, пошли за ним, как собаки за своим господином. Фараон был глубоко поражен этим, равно как и тем, что лица Моисея и Аарона блистали, как лица ангелов Божиих. Чего вы хотите, спросил он их? Иегова, Бог еврейский, отвечали они, послал нас сказать тебе: отпусти народ мой совершить служение мне в пустыне. Попуганный фараон велел им прийти на другой день. Когда они ушли, фараон позвал волхва Валаама и двух сыновей его, Ианния и Мамврия, и рассказал им о случившемся, Валаам сказал: эти люди такие же волхвы, как и мы; позови их, и мы испытаем их. Далее следует рассказ о состязании волхвов с Моисеем и Аароном в чудесах и проповедь Моисея пред фараоном о Едином Боге. Фараон приказал принести список, в котором были записаны имена всех богов египетских; он искал в них имени Иеговы, о котором говорил Моисей, но не нашел его. Моисей сказал, что Иегова есть Бог богов и это есть имя Его, и просил отпустить евреев в пустыню для совершения служения Ему; но фараон не послушал Его, и Бог наказал Египет страшными казнями. При рассказе о побиении первенцев египетских в Яшар замечено, что даже картины и статуи первенцев, умерших прежде этого дня, уничтожались, падали на землю и разбивались; а тех первенцев, которые были погребены в домах, собаки вырывали и волочили их кости на глазах египтян. Дочь фараона, воспитавшая Моисея, ночью вместе с фараоном пришла к Моисею и сказала ему: это ли благодарность за все, что я для тебя сделала, что ты навел такое бедствие на меня и на дом отца моего?... Но коснулась ли тебя, заметил ей Моисей, хотя одна из тех казней, которыми Бог поразил Египет, а между тем ты перворожденная у своей матери? Он представил ей, что фараон и египтяне сами навлекли на себя это бедствие, потому что противились Иегове. – Видя Моисея непреклонным, фараон отпустил народ еврейский. В то время, как евреи, собираясь в путь, забирали у египтян разные золотые и серебряные вещи, Моисей думал только о том, чтобы вытащить из Нила гроб Иосифа и взять с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В завещании Иакова сказано: Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод. И увидел он, что покой хорош и что земля приятна: и преклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани ( Быт. 49:14–15 ). На основании этой характеристики Иссахар в завете представляется таким человеком, который ходил в правоте сердца, и был трудолюбивым делателем у отца и братьев, не ленивым в делах, не завистливым, не зазорливым. Указывая на себя, сообразно с этим, Иссахар дает наставления своим детям: «храните, дети мои, закон Божий и стяжите простоту и в незлобии ходите, не порицая заповедей Господних, ни дел ближнего, но возлюбите Господа и ближнего убогого и болящего помилуйте, употребляйте силы свои на возделывание земли... Другой части не дано вам, кроме тука земли и плодов её... Левий и Иуда прославлены Господом между детьми Иакова. Ибо Господь сделал их своим наследием и одному дал священство, а другому царство; поэтому повинуйтесь им и ходите в простоте сердца». – Пророческая часть завета заключается в предсказаниях Иссахара о будущей судьбе его потомства. «Знайте, дети мои, говорит Иссахар, что в последние времена дети ваши оставят простоту и незлобие, и прилепятся к нечестию, оставят заповеди Господни и пристанут к Велиару, оставят возделывание земли и пойдут в след своих помыслов, рассеяны будут между народами и сделаются рабами врагов своих». 471 Завет Завулона. В завете Завулона много интересных подробностей о продаже Иосифа братьями. По своему кроткому и любящему характеру, Завулон любил Иосифа и страдал душою, узнав о намерении братьев убить его. Я втайне много плакал, говорит он, потому что я боялся братьев моих, которые положили убить мечем того, кто откроет их тайну. Впрочем, когда они хотели убить его, я много просил их со слезами, чтобы они не совершали этого беззакония. Когда Симеон и Гад пришли убить Иосифа и Иосиф начал просить их о помиловании, Завулон заплакал, и Иосиф, видя его плачущим, спрятался за него, умоляя братьев. Рувим убедил братьев не убивать Иосифа, но бросить в один из пустых колодцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010