Однако из истории известно, что как болгарам, от которых многое перешло на Русь после принятия русскими христианства, так и самим русским, приходилось или жить в непосредственном соседстве, или даже состоять в прямых отношениях с латинским западом. Из истории также известно, что непосредственное соседство с западом даже и в позднейшие времена, когда укрепившееся национальное чувство и обострившаяся религиозная вражда должны бы были, по-видимому, исключать всякую возможность западного влияния на Русь, не проходило бесследным в русской истории, особенно в истории юго-западной Руси. Возможно ли предположить, чтобы в эпоху распространения христианства между болгарами в русскими, когда не только болгарам и русским приходилось состоять в непосредственном соседстве и в прямых сношениях с латинским западом, но и самый разрыв между христианским востоком и христианским западом не был еще окончательно определившимся, запад не оставил никаких следов своего влияния на законодательство и на жизнь? В нижеследующем изложении будет доказано, что в древнем русском правообразовании, наряду с указанными выше элементами, некоторая роль принадлежала и еще одному составному элементу: западно-католическому церковному праву, хотя, может быть, эта роль и не была значительна. Впрочем, едва ли возможно и вообще, по какому бы то ни было вопросу, сразу определить и объяснить предмет, требующий определения и объяснения. А по данному вопросу автор не имел предшественников. Русские исследователи до сих пор не занимались отысканием следов западно-католического права в памятниках древнего русского права. Поэтому предлагаемая работа, как первый опыт, не может претендовать на исчерпывающую полноту и законченность в разработке затронутого предмета. Что же касается системы изложения, то мы отметим в памятниках древнего русского права, в порядке их относительной древности, те черты, которые должны быть приписаны западному влиянию, укажем следы таких понятий и учреждений, которые, по свидетельству истории, имеют своим исгочником не восточную, а западную церковную жизнь, и, следовательно, не могут быть производимы из восточного церковного права. В частности, нашему рассмотрению подлежат: I) так называемый закон судный людем, в краткой его редакции, так как, по ниже излагаемым соображениям, эту редакцию нужно считать более древнею, сравнительно с обширною редацией этого закона; II) замечательный покаянный устав, сохранившийся в некоторых старинных сборниках под названием „заповедь святых отец»; III) так называемая обширная редакция закона судного; IV) некоторые правила о покаянии и разрешений от грехов в старинных кормчих книгах и V) церковные уставы князей Владимира и Ярослава. I. Следы западно-католического влияния в краткой редакции закона судного людям

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В результате географический центр Руси сместился с теплых территорий среднего Днепра в дремучие леса верховьев Волги. Древние русские города Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, а также новые города, такие как Москва, заменили разоренный Киев в качестве культурных центров русской цивилизации. Но это была уже другая культура – упрощенная, более суровая. Надолго исчезли сложные ремесла, почти на два века прекратилось каменное строительство, были утеряны некоторые византийские традиции, в частности в иконописи. Если Киевская Русь имела интенсивные связи с Византией и Европой, то холодная залесская земля была от них слишком удалена. Новые русские земли были отрезаны от культурных центров того времени с юго-востока – татаро-монголами, с запада – крестоносцами. «Упоминания о Руси, столь часто встречавшиеся во французской литературе раннего Средневековья, в XIV веке полностью исчезают… Леса представляют собой как бы вечнозеленый занавес, в начальный период формирования культуры защищавший сознание от все более отдалявшихся миров – Византии и урбанистического Запада» (Д.Х. Биллингтон). Русь переживала культурный упадок в тот момент, когда в Западной Европе вновь была открыта греческая философия, начали создаваться университеты. Татарское влияние, а также жизнь среди бескрайних непроходимых лесов усилили языческие тенденции в русской религиозности. С другой стороны, необходимость коллективных действий для защиты жизни в суровейших условиях, общие страдания и историческая память о цветущей киевской эпохе усиливали ощущение национальной связи. Суровая жизнь на северо-востоке изменяла традиции, характер и мировоззрение русских людей. «Можно без преувеличения сказать, что покрытая лесом равнина определила образ жизни христианского Московского государства в той же мере, в какой пустыня – жизненный уклад мусульманской Аравии. На обеих этих территориях подчас трудно было найти пропитание и дружеское расположение, и славяне, как и семитские народы, развили теплые традиции гостеприимства.

http://pravoslavie.ru/28333.html

После присоединения Подкарпатской Руси к СССР этот край даровал Русской Православной Церкви целую плеяду священнослужителей. По всей территории Великой России служат в храмах Божиих выходцы из Закарпатья, особенно из колыбели Православия под Карпатами - юго-восточного региона Мараморош, граничащего с Румынией. Где только не встретишь священнослужителей-русинов - на Русском Севере и на Урале, в Западной Сибири и на Дальнем Востоке, в Центральной России и на Юге. А сколько pycuhob-»зapoбimчah» трудится по всей России и за её пределами. В конце XIX - начале XX вв. они, вследствие массовой безработицы, покидали «старый край» и в поисках лучшей доли эмигрировали в США, Канаду, Южную Америку, основав там многочисленную карпаторусскую диаспору, до сих пор противостоящую бандеровской диаспоре из Галичины. Тем не менее, Русь под Карпатами - всё ещё невидимый, потаённый Китеж-град, покрытый Карпатскими горами, как водами легендарного озера Светлояр. Нам, русским людям, ещё предстоит открыть этот таинственный Китеж-град на самом западе исторической Руси. Геннадий Лукиных, публицист, славист, член Российского авторского общества, член МОО «Объединение русинов» ( Москва ), почётный член Русинского общества имени Нестора Кукольника (Ростов-на-Дону) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Обычный день стал ужасом для мамы малышки из России В этом регионе России заболеваемость туляремией выросла ШОК: у всех умных людей есть именно это число в дате рождения В России пропавшего грудничка нашли в холодильнике семьи Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Союз с западными государями в попытке сбросить иго предполагал, как непременное предварительное условие, признание Папы главой Вселенской Церкви. Подобное предположения отнюдь не является продуктом чистой спекуляции, но основано на горьком историческом опыте, который сполна пережила Западная Русь. Александр предпочел, по словам Г. Вернадского, «дикую Азию» «цивилизованному Западу»: предпочел «отдать в рабство тело, но не исказить душу». Он отверг сделку, суть которой заключалась в продаже души за сомнительную выгоду включения в мир западного христианства на правах его неполноценного и зависимого клиента. Перед лицом агрессии с Запада, с которой он столкнулся на окраине Новгородской земли, мудрый князь предпочел терпеть иго восточных завоевателей, вместо того чтобы в неравноправном союзе с католическим орденом и с католическими королевствами Западной Европы попытаться сбросить это иго. Тем более что разорение и завоевание русских княжеств ордой Батыя осознано было на Руси как попущенное Богом наказание за грехи: «За умножение беззаконий наших попусти Бог поганыя... нас кажа (наказуя), да быхох встягнулися (воздержались) от злых дел. И сими казньми казнит нас Бог, нахоженьем поганых; се бо есть батог (бич) Его, да негли (чтобы) встягнувеся от пути своего злаго». Сделанный Великим князем Александром выбор предопределил на будущее исторический путь России и русского народа и место нашей страны в системе мировых цивилизаций. В представлении современных западников, этот выбор был неразумным и даже скандальным: как можно было предпочесть восточных варваров, язычников, инославным братьям по христианской вере! Подобный выбор в ту пору предлагался и еще одному выдающемуся русскому князю, самому могущественному в Юго-Западной Руси, – Даниилу Галицкому. В стремлении освободить свое княжество и в перспективе всю Русь от татарского ига он готов был к союзным действиям с соседними католическими государями – Польским, Венгерским, – с которыми, впрочем, в прошлом он воевал. С ним вступил в переписку Папа Иннокентий IV, и Даниил не лишил его надежды на обращение в католичество, в награду за что был удостоен королевского титула, но в конце концов на прямое требование признать для себя и своего народа высшую духовную власть Римского престола Даниил ответил отказом.

http://pravoslavie.ru/140044.html

Виноградов В. Б. 1963 – Виноградов В. Б. Сарматы Северного Кавказа. Грозный, 1963. Виноградов В. Б. 1966 – Виноградов В. Б. Локализация Ахардея и сиракского союза племен//СА. 1966. 4. С. 38–55. Виноградов Ю. А. 2003 – Виноградов Ю. А. Усобица сыновей боспорского царя Перисада I//Материалы и исследования по археологии Кубани. Вып. 3. Краснодар, 2003. С. 83–86. Виноградов Ю. Г. 1989 – Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийского полиса вв. до н. э. Историко-эпиграфическое исследование. М., 1989. Виноградов, Золотарев 1999 – Виноградов Ю. Г., Золотарев М. И. Херсонес изначальный//ДГ, 1996–1997 гг. Северное Причерноморье в античности: Вопросы источниковедения. М., С. 91–129. Воронов 1979 – Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар, 1979. Воронов 1980 – Воронов Ю. Н. Диоскуриада – Себастополис – Цхум. М., 1980. Воронов 1998 – Воронов Ю. Я Древняя Апсилия. Сухум, 1998. Вулих 1974 – Вулих Н. В. «Тристии» и «Послания с Понта» Овидия как исторический источник//ВДИ. 1974. 1. С. 64–80. Вулих 1996 – Вулих. Я В. Овидий. М., 1996. Высотская 1972 – Высотская Т. Я Поздние скифы в Юго-Западном Крыму. Киев, 1972. Высотская 1979 – Высотская Т. Я Неаполь – столица государства поздних скифов. Киев, 1979. Высотская 1989 – Высотская Т. Н. Скифские городища. Симферополь, 1989. Гаврилюк 1987 – Гаврилюк Н. А. Пища степных скифов//СА. 1987. 1. С. 21–34. Гаглойти 1966 – Гаглойти Ю. С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966. Гайдукевич 1949 – Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949. Гайдукевич 1969 – Гайдукевич В. Ф. О путях прохождения кораблей в Понте Эвксинском//КСИА. 116. М., 1969. С. 11–20. Гайдукевич 1987 – Гайдукевич В. Ф. Античные города Боспора: Мирмекий. Л., 1987. Гандева 1968 – Гандева Р. Овидий и населението на антична Добруджа//Годишник на Софийския университет. 62. 1. 1968. Гаспаров 1978 – Гаспаров М. Л. Овидий в изгнании//Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1978. С. 189–224. Гаспаров 1979 – Гаспаров М. Л. Вергилий – поэт будущего//Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979. С. 5–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь они обосновались у литовского гетмана Григория Алексеевича Хоткевича в его имении в Заблудове. Сюда перевез и здесь развернул Иван Федоров ту самую типографию, в которой он на Москве напечатал первопечатные Евангелие и затем Апостол. Прежде первопечатной книгой считался Апостол. Здесь, в Заблудове первой печатной книгой вышло в 1569 г. «Евангелие Учительное» (по рукописи XIV в.). Это собрание святоотеческих слов и поучений на воскресные и праздничные дни. Затем он напечатал здесь Псалтырь и Часослов (1570 г.). По смерти своего мецената, гетмана Хоткевича, Иван Федоров с этой типографией перебрался во Львов и там напечатал в 1574 г. Апостол. Но обеднел и заложил типографию еврею (1579 г.). Типография эта впоследствии была выкуплена у еврея Львовским Братством. Петр Тимофеев из Заблудова перешел в Вильну и там печатал книги в русской типографии Мамоничей. А разорившийся Иван Федоров из Львова вызван был в Острог князем К.К. Острожским, задумавшим напечатать первую русскую (славянскую) Библию во вновь заведенной им типографии. Это – знаменитая Острожская Библия, которая вернулась потом в Москву, ибо и здесь в Литве она печаталась при содействии Москвы путем посылки рукописей. Так юго-западная Русь отблагодарила Москву за своевременную помощь ей в деле церковного просвещения. Собственно «русское» книгопечатание появилось значительно раньше Москвы, еще в самом начале реформации, руками русского же человека, Григория Скорины. Он был родом из Полоцка. Проходя школу в Праге, он стал латинянином и принял имя Франциска. Однако остался патриотом своего народа и переложил библейские книги Ветхого Завета на разговорное западнорусское наречие и сумел напечатать эту Библию в Праге. Это так называемая «Русская Библия». С переездом в Вильну, Скорина напечатал еще и Апостол и Следованную Псалтырь на деньги православных виленских купцов. Православные виленцы ценили в своем земляке-католике его русский патриотизм. Да Скорина и был «плохим католиком». Этот эпизод коллаборации православных с «особенным» римо-католиком имел место еще до Люблинской унии и до появления иезуитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Иной продавал пожалованное ему право на духовную должность другому. Ряды высшей иерархии наполнились шляхтичами, иногда знатных фамилий, которые, получив духовный сан, не покидали старых привычек к разгульной и буйной жизни и дозволяли себе такие поступки, как например набеги на соседние местности с толпою вооруженных слуг и разбои (Кирилл Терлецкий, еписк. Луцкий); к низшему духовенству они относились с таким же презрением, как шляхта к холопам; сами стремились стать наравне с польскими магнатами и католическими бискупами, которые занимали места в сенате. Власть митрополита была не страшна таким епископам и они не слушали его также, как священники их самих. Низшее духовенство было принижено, невежественно, материально не обеспечено, предавалось пьянству и другим порокам, Оставаясь без руководства пастырей, народ обрекался на шатанье в вере и нравственную неустойчивость. Все чувствовали тяжесть своего положения: митрополит тяготился ослушанием епископов и своевольством короля, епископы непослушанием причтов и вмешательством мирян в церковные дела, миряне недостойною жизнью пастырей. Какая сила могла вывести из такого положения и уничтожить церковные нестроения? – Власть митрополита была для этого слишком слаба, соборы почти не собирались, в епископах не доставало единодушия и ревности к церковным интересам; некоторые еще возлагали надежду на силу константинопольского патриарха, но другие безнадежно говорили: «не настоит ли время погибели православной Церкви?» А между тем в эту – то именно пору понадобилась для нее вся крепость сил, стойкость и единодушие членов, так как открылась широкая и энергичная пропаганда католицизма. В 1569 г. Литва и югозападная Русь объединились с Польшей в одно государство – «Посполитую Речь» (люблинская уния). Началось более тесное сближение литовско – русских православных с польскими католиками (на сеймах, в сенате и т. д.), особенно в высших классах общества; польская шляхта получила право владеть землями в литовско – русских областях и держать патронат над православными церквами; литовско – русские князья и паны заражались стремлениями, интересами и образом жизни польских шляхтичей; православные епископы сильнее стали стремиться к тому, чтобы сравняться в своем положении с католическими бискупами; русская и литовская народность обрекалась на унижение и постепенное вымирание под давлением польской культуры (полонизации).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Кавелин причиною явления ставит то, что должно необходимо вести к следствиям противоположным, но нам не нужно возражать г. Кавелину, он сам себе возражает: «Пока род, – говорит он, – был немногочислен и линии еще не далеко разошлись, род еще мог держаться, а что ж должно было произойти, когда после родоначальника сменились три, четыре поколения, когда княжеская линия имела уже свои семейные и родовые предания и общеродовые интересы ступили на третье, четвертое место? Естественно, к роду должны были все охладеть». Разве здесь не противоречие? Сперва говорится, что родовое начало рушится, когда княжеская ветвь становится малочисленнее, а потом утверждают, что родовое начало ослабело вследствие разветвления рода! Род раздробляется вследствие разветвления, к роду все должны были охладеть. Вследствие чего же, спрашивает г. Кавелин и отвечает: «Вследствие того, что вотчинное, семейное начала нисходящие разорвали род на самостоятельные, друг от друга независящие части или отрасли». Но теперь, когда большой род разорвался на малые роды или семьи, то что мешает им развиваться опять в роды или большие семьи? Быть может, малочисленность ветвей, как прежде говорил г. Кавелин? Нет, ничто не мешает. «Этот процесс, – говорит г. Кавелин, – повторялся несколько раз; из ветвей развивались роды. Эти роды разлагались семейным началом и т.д. до тех пор, пока родовое начало не износилось совершенно». Нужно ли говорить, как приведенное мнение г. Кавелина соответствует действительности, фактам? Но оно именно явилось вследствие отрешенности от фактов, от всякой живой, исторической связи событий, от живых исторических взаимодействующих начал, между которыми главное место занимают личности исторических деятелей и почва, на которой они действуют, ее условия. Родовым княжеским отношениям нанесен был первый сильный удар, когда Северо-Восточная Русь отделилась от Юго-Западной, получила возможность действовать на последнюю благодаря деятельности Андрея Боголюбского; но как образовался характер, взгляд, отношения последнего, почему он пренебрег югом, почему начал новый порядок вещей, и почему этот порядок вещей принялся и укоренился на севере и не мог приняться на юге – это объяснит только исследование почвы севера и юга, а не сухое, отвлеченное представление о том, как семейное начало разлагало родовое, но не могло разложить, пока то само не износилось совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Но это дело нестаточное: как нам такого сопрестольника великих чудотворцев и достохвального жития мужа, святого и преподобного нашего отца и богомольца Иова митрополита от Пречистой Богородицы и великих чудотворцев изгнать, а сделать греческого закона патриарха». «Вследствие подозрительности, ясные следы которой видны повсюду, иметь патриархом иностранца, грека, должно было казаться крайне неудобным», пишет по этому поводу С. М. Соловьев. Переговоры тянулись еще полгода, и лишь в 1589 г. был учрежден в Москве патриарший престол и первым всея Руси патриархом избран был митрополит Иов. Вместе с ним владыки новгородский, казанский и крутицкий были возведены в митропиты, а еще шесть епископов русских – в архиепископы, после чего богато одаренный патриарх Иеремия был отпущен обратно в Константинополь с грамотою к султану Мураду и поручением достигнуть согласия на учреждение патриаршего престола в Москве от других восточных патриархов. Это последнее поручение выполнить ему было, очевидно, нелегко, т. к. лишь только через два года митрополит терновский привез в Москву грамоту с их согласием, а одновременно и просьбу к Годунову о присылке шести тысяч золотых. Речь об этом даре велась, очевидно, еще в Москве, потому что точно указанная константинопольским патриархом сумма, очень значительная по тому времени, была ему тотчас же отправлена в венгерской и португальской монете, – русской золотой валюты тогда еще не существовало. Кроме того, как сообщает один из лучших исследователей вопроса об учреждении патриаршества на Руси Зернин, патриарху было послано от царя сорок сороков соболей, тридцать сороков куниц, десятеры цки горностайные, пятнадцать пудов рыбьего (моржового) зуба и множество ценной церковной утвари. Патриарх Иов и Борис Годунов также отправили ему ценные дары, а торговому представителю Руси в Царьграде было предписано выдать патриарху еще собольих, куньих и других мехов, а также и шестьсот венгерских золотых. Религиозная и одновременно государственно-политическая цель, поставленная перед собой окрепшей национально-великороссийской Русью, была достигнута, о чем Годунов поспешил тотчас же известить юго-западную литовскую Русь в специальном наказе послам в Литву Салтыкову и Татищеву. Но и восточные патриархи применили все силы, чтобы отстоять свой приоритет над Москвою. Патриарху всея Руси было предоставлено лишь пятое последнее место, после Константинопольского, Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского патриархов. «Наша страна», Буэнос-Айрес, 16 мая 1957 г., с . 5. Цка (устар.) – мех. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2580  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Пропагандируемые украинофилами идеи и ценности воспринимались представителями русофильской русинской интеллигенции как нечто нелепое, чуждое и враждебное. «До войны никто из нас даже не слышал о подобной чудовищности, что мы украинского происхождения. …Это украинское чудовище появилось у нас неожиданно, – писала в 1930 г. издававшаяся в восточной Словакии «Народная газета» и с осуждением заключала. – …Хотят нас убедить, что нам нет дела до России, ибо мы – русины – украинцы…» Полемика украинофилов и русофилов, доминировавшая в местной карпато-русской прессе в течение всего межвоенного периода, затрагивала весь спектр мировоззренческих вопросов, ярко отразив такую особенность традиционного русинского мировосприятия, как приверженность идее восточнославянского единства и историческому наследию Древней Руси. Русофилы рассматривали Россию как преемницу Киевской Руси, исходя из существования единого русского народа в составе великороссов, малороссов и белорусов. Русофильская пресса в Подкарпатской Руси и Словакии поддерживала и всячески пропагандировала идею общерусского единства, включая «южных русских» и белорусов. «Название «русский» не свойственно только одному великоросскому племени, но в равной мере принадлежит и южноруссам, и белорусам; оно является родовым понятием, объединяющим всю совокупность видовых понятий, – утверждал В. Вилинский в своей статье «Корни единства русской культуры». – Несмотря на разделение прежде единой русской земли, ни в Северо-Восточной, ни в Юго-Западной части ея не забывалось бывшее общим для обеих частей имя Русь». Карпатские русины рассматривались местными карпато-русскими интеллектуалами как малая, самая западная ветвь общерусского дерева, сохранившаяся только благодаря духовной связи с Россией. «В славянском мире немало есть исторических примеров, когда славянская ветка, занесенная в чужестранную пустыню, погибала в песках, – писал В.К. Могильницкий, представитель союза карпато-русской молодежи «Возрождение» в Праге. – Сколь счастливы мы – карпатороссы. И причиною тому является то обстоятельство, что наша веточка все еще держится и питается соками великого русского дерева. Как только мы допустим объявить себя «самостоятельным» племенем, как только оторвемся мы от живительной традиции наших достопамятных предков, мы погибнем». Наибольшим радикализмом в полемике с украинофилами отличалась русинская пресса в восточной Словакии. Если представители украинского течения доказывали «украинскость» русинов, то русинские традиционалисты-русофилы отрицали само существование украинцев как отдельного народа. Печатный орган Русской Народной партии в Словакии «Народная газета» публиковала острые полемические статьи, утверждавшие, что украинское национальное движение было не более чем искусственным феноменом, изобретенным в Берлине и Вене с целью расколоть русский народ и ослабить его единство.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/23/karpat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010