Патриарх Кирилл: Церковь традиционна и современна, она делает вечные Божественные истины — актуальными Потому неправы те, кто называет Церковь косным и неподверженным реформам институтом, как неправы и те, кто считает, что Церковь слишком озабочена тем, как воспринимают ее современные люди. 7 сентября, 2012 Потому неправы те, кто называет Церковь косным и неподверженным реформам институтом, как неправы и те, кто считает, что Церковь слишком озабочена тем, как воспринимают ее современные люди. 6 сентября 2012 года, в день памяти перенесения мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи первого Московского святителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Ваше Высокопреосвященство, владыка Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня у нас особый день. Мы празднуем перенесение мощей святителя Петра в этот Успенский собор, которое произошло в далеком 1479 году. Это событие взволновало Русь, которая вошла в очень ответственный период своего исторического развития — то была эпоха завершения всех процессов, направленных на воссоздание единого русского государства. И личность митрополита Петра, память о нем имела огромное значение для понимания того, что делал царь Иван III, для понимания того, что происходило в Отечестве нашем. Жизнь святителя Петра удивительна. Он как бы олицетворяет собой всю историческую Русь, Святую Русь. Он родился на юго-западе Руси, на Волыни, которая тогда входила в Галицкое княжество. Сегодня, говоря о западе Украины, мы сразу вспоминаем о межконфессиональных трудностях, о тех бедах, которые постигли, в том числе и в наше время, православных людей, о тех жителях Западной Руси, чье национальное самосознание не связывает себя с Православием и уж тем более с Московским Патриаршим престолом, — хотя и там есть люди, которые сегодня как исповедники несут православное самосознание. Так вот, им в помощь — в первую очередь святитель Петр, который родился на западе современной Украины, с 12-летнего возраста воспитывался в монастыре, получил хорошее книжное образование, а затем стал замечательным пастырем и духовником.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-cerkov...

Русская Православная Церковь чествует святого князя Владимира Москва, 28 июля 2004 г. Сегодня Русская Православная Церковь чествует святого равноапостольного князя Владимира. До крещения Русь была варварской страной, обогащавшейся за счет набегов на соседние племена. Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь. Этот переворот совершен святым равноапостольным князем Владимиром. Владимир был сын воинственного Святослава. Будучи еще в детском возрасте, Владимир был призван новгородцами на княжение и уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрынею. По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Княжил Владимир в Новгороде в 969 - 977 годах. Великим князем Киевским был в 980 - 1015 гг. В 988 году Владимир принял христианство. Летописцы описывают эту историю так. К князю Владимиру в Киев приходили представители разных народов, желая обратить князя-язычника в свою веру. Приходили мусульмане из Болгарии, католики из Германии и хазарские иудеи. Все восхваляли свою религию. После всех пришел православный священник из Византии, рассказал о Боге, о сотворении мира, о загробной участи праведных и грешных людей. Князя очень взволновал рассказ посланника Византии, но креститься он пока не стал, а отправил десять умнейших мужей в Болгарию, Германию и Византию, посмотреть все подробно, кто как служит Богу. Вернувшиеся послы рассказали обо всем увиденном. И если мусульмане, католики и иудеи ничем не привлекли внимания посланных людей, то православное богослужение в Византии поразило их так, что они сказали князю Владимиру, что и не поняли, на небе они были или на земле… К тому же, напомнили бояре князю, бабушка Владимира – святая княгиня Ольга – была православной христианкой, а она была мудрейшая женщина. Князь Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческою царевною Анной, сестрою императоров Василия и Константина. Крещение его, видимо, происходило в Херсоне, греческом городе на юго-западном берегу Крыма. Удивительно по своему символическому значению и то, что Владимир откладывал свое крещение, так как сильно заболел глазами и начал практически слепнуть. Он хотел вылечиться сначала у лекарей от недуга, затем креститься и жениться на царевне Анне. Но царевна написала ему, чтобы он не откладывал крещение и исцелится. «Если вправду исполниться это, - сказал Владимир, - то поистине велик Бог христианский». После крещения князь Владимир совершенно исцелился. Прозрел и телесными очами и духовными.

http://pravoslavie.ru/10583.html

Уроки Ивана Великого РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_103926.html 17 марта 2014 Светлана Галанинская Уроки Ивана Великого Интервью со скульптором Виктором Воробьевым В начале было слово. До нас дошло мало высказываний Ивана III, но мы точно знаем, что он постоянно говорил: " Русская земля – моё Отечество " . Вне всякого сомнения он имел право так говорить. Он происходил из рода Рюрика, был прямым потомком по мужской линии Владимира Святого, Владимира Мономаха, Александра Невского и Дмитрия Донского и являлся главой старшего великокняжеского дома. Но иметь права – это одно, а править всей Русью – другое. Вся шестивековая история Руси до начала правления Ивана III – история бесконечных усобиц и распада, приведшая к раздробленности и монголо-татарскому игу, попаданию юго-западных русских княжеств под власть Литвы. Именно Иван III положил этому конец. Как известно, демократия без ограничителя в виде сильной центральной власти, способной принимать законы и контролировать их соблюдение, всегда вырождается в олигархию. Монархия без ограничений – в тиранию. Ивану III удалось соединить эти два начала и утвердить в России монархию, построенную на религиозно – нравственных началах, выражающую чаяния большинства. Поэтому именно при Иване Третьем северо-восточная Русь стала единой, суверенной европейской страной со своей национально-религиозной идеей. В то же время на фоне падения Византийской империи и в условиях, когда православные находились под гнётом либо мусульман-турок, либо европейцев-католиков Святая Русь оказалась единственным в мире независимым православным государством . В ответ на действия по разделу Русской митрополии, предпринятые проживавшим в Риме Константинопольским патриархом-униатом, Иваном III была создана автокефальная Русская православная церковь... Всю жизнь Иван Великий защищал, объединял, созидал свою землю. " Русская земля – моё Отечество " означало: один народ, одна православная вера, один язык, одно государство. И в этом государстве все люди, независимо от их национальности и религии, были одинаково защищены законом . Изданный Иваном Великим Судебник начинался со слов, " ...посулов от суда и от печалования не иметь, а судом не мстить и не дружить никому " .

http://religare.ru/2_103926_1_21.html

Патриарх Кирилл: Те, кто молится и трудится для сохранения Святой Руси, подвергаются нападкам, как и свт. Алексий И то, что сегодня происходит, о чем многие из вас хорошо знают, по сути не отличается от происходившего во времена святителя и чудотворца Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. 25 февраля, 2013 И то, что сегодня происходит, о чем многие из вас хорошо знают, по сути не отличается от происходившего во времена святителя и чудотворца Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. 25 февраля 2013 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, где покоятся честные мощи свт. Алексия. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди: Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником для всей исторической Руси, для всей Святой Руси — с днем памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, главы нашей Церкви, избранного, несомненно, по Божиему предопределению, как это явствует из его жития, в то трудное время, когда раздиралась тело единого государства, единой Святой Руси. Мы хорошо знаем, как татаро-монгольское полчище захватило Русь, разорило Киев, так что жить в этом городе было невозможно ни великому князю, ни митрополиту всея Руси. Тогда промыслом Божиим путь руководителей Руси устремился на северо-восток, и местом временного пребывания главы государства и главы Церкви стал город Владимир. Но затем, опять-таки по промыслу Божию, действующему через святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, кафедра русских Первосвятителей переместилась в град наш престольный — город Москву, и уже отсюда избранный на общерусский митрополичий престол святитель Алексий управлял всей Церковью — в то самое время, когда многие силы работали на то, чтобы навсегда оторвать западную и особенно юго-западную часть Руси от всей страны. Силы были могущественные и в военном, и в политическом, и в материальном смысле, и действительно, многим искушениям поддался наш народ, на многие лживые слова ответил действиями, которые ослабили единство Святой Руси.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-te-kto...

Патриаршее слово в день памяти святителя Алексия Московского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 25 февраля 2013 г. 17:16 25 февраля 2013 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, где покоятся честные мощи свт. Алексия. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником для всей исторической Руси, для всей Святой Руси — с днем памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, главы нашей Церкви, избранного, несомненно, по Божиему предопределению, как это явствует из его жития, в то трудное время, когда раздиралась тело единого государства, единой Святой Руси. Мы хорошо знаем, как татаро-монгольское полчище захватило Русь, разорило Киев, так что жить в этом городе было невозможно ни великому князю, ни митрополиту всея Руси. Тогда промыслом Божиим путь руководителей Руси устремился на северо-восток, и местом временного пребывания главы государства и главы Церкви стал город Владимир. Но затем, опять-таки по промыслу Божию, действующему через святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, кафедра русских Первосвятителей переместилась в град наш престольный — город Москву, и уже отсюда избранный на общерусский митрополичий престол святитель Алексий управлял всей Церковью — в то самое время, когда многие силы работали на то, чтобы навсегда оторвать западную и особенно юго-западную часть Руси от всей страны. Силы были могущественные и в военном, и в политическом, и в материальном смысле, и действительно, многим искушениям поддался наш народ, на многие лживые слова ответил действиями, которые ослабили единство Святой Руси. Именно в это время и был избран святитель Алексий. Понимая всю ответственность, которая лежала на Церкви в деле сохранения церковного и народного единства, он устремился туда, где произрастали тернии конфликтов, способных разрушить единство Отечества нашего. Но враги не допускали святителя посетить эти места. Можно представить, какой скорбью горело его сердце, но он молил Господа о сохранении единства Руси, и мы знаем, что при его жизни не произошло никаких потрясений, — они случились позже. Именно этим святитель Алексий особо вошел в историю Руси и в историю Церкви нашей — как хранитель, сберегатель единства Руси и единства Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2813358.ht...

Восемнадцать лет в Индии В серии «Церковь в дневниках и воспоминаниях» издательства Сретенского монастыря вышла книга, способная за несколько дней самого приятного чтения сделать своего читателя большим специалистом по истории христианства в Индии,  — хотя, конечно, и не в той мере, в какой был им архимандрит Андроник (Елпидинский,1894—1959) , русский миссионер и блестящий публицист первой половины непростого XX века, окончивший свои земные дни в Америке. Его труд «Восемнадцать лет в Индии» был опубликован через год в Буэнос-Айресе, и вот впервые печатается на Родине, которую о.Андроник покинул в 1949 – и как оказалось, навсегда. ПРЕДИСЛОВИЕ Архимандрит Андроник (Елпидинский) Восемнадцать лет в Индии. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. —384 с. : ил. — (Серия «Русская Православная Церковь в дневниках и воспоминаниях») И ндия — далекая и загадочная страна для русского человека. Упоминания о ней не часто встречаются в древней отечественной литературе. Из житий святых известен рассказ об Иоасафе, царевиче индийском, и его отце Авенире — повествование, пришедшее на Древнюю Русь в конце XI — начале XII века из Византии. Первый отечественный литературный памятник, сообщающий об этой стране как стране, просвещенной святым апостолом Фомой, является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, жившего в первой половине XI века. Много позднее об этой стране упоминает тверской купец Афанасий Никитин, совершивший свое далекое путешествие в Персию, Индию и Турцию в 1466-1472 годах. Но в его описании не содержится сведений об индийских христианах, так как он не смог побывать на южных территориях Индии. XIX век расширил связи России с ее географическими соседями, в том числе и на Востоке. Православные миссионеры успешно развивали отношения с Древневосточными Церквами: Армянской, Коптской, Эфиопской. Большая заслуга в этом принадлежала архимандриту Порфирию (Успенскому). Маланкарская Православная Церковь также одна из древневосточных Церквей. По преданию, ее основание восходит к общинам, основанным в Индии апостолом Фомой на так называемом Малабарском берегу (юго-западное побережье полуострова). В V ве ке церковные общины организационно принадлежали к господствовавшему в Аравии и Северной Индии восточно-сирийскому (несторианскому) патриархату Селевкии-Ктесифона.

http://pravoslavie.ru/54046.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мост между Вторым Римом и Третьим К 230-летию основания Севастополя 16.06.2013 486 Время на чтение 11 минут Сразу же после присоединения Крыма к России, 8 апреля 1783 года, к берегам полуострова по распоряжению императрицы Екатерины II был направлен фрегат «Осторожный» под командованием капитана второго ранга Ивана Берсенева для выбора гавани у юго-западного побережья, на котором предполагалось построить стратегически необходимый военный порт. Осмотрев бухту у посёлка Ахтиар, расположенную неподалеку от развалин древнего города Херсонес, Берсенев рекомендовал её в качестве базы для кораблей будущего Черноморского флота. 14 июня 1783 г., 230 лет назад, под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи (Томаса Маккензи) были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: дом командующего Севастопольской эскадрой, часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской. Но, конечно, история Севастополя начинается не с конца XVIII века. Мы знаем о том, что изначально Русь крестилась в Киеве, а ведь сам великий киевский князь Владимир принял Крещение в греческом городе Херсонес, находящемся ныне в черте современного Севастополя, города русской боевой славы, который принадлежит, по издевке истории, Украине. Севастополь - удивительный город. Впервые мне довелось побывать в нем зимой, в середине февраля. Там уже была настоящая весна. На улицах не лежало ни клочка снега. В утренних сумерках я шел по одной из красивейших в мире набережных. Внизу, словно огромный овраг, доверху полный туманом, лежала бесконечная Севастопольская бухта - если не самая красивая в мире, то самая удивительная. Где-то там, судя по торчащим из тумана трубам и влажно горящим сигнальным огням, стояли на якоре корабли. В центре Севастополя, на здании городской библиотеки, висел транспарант с портретом молодого Льва Толстого в военной форме и словами писателя: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости, и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...» Да, как-то сразу понимаешь, что Севастополь - не курорт. Это - город-герой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

«Ибо в страданиях рождается слава!» О многострадальном сербском народе и посвященном ему фестивале Ольга Орлова 18 октября в Москве открылся Международный русско-сербский фестиваль «Сербское утешение русскому сердцу». 10 дней, с 18 по 28 октября, в новом здании ПСТГУ (Московском епархиальном доме по адресу: Лихов переулок, 6) и на других площадках будут проходить встречи, кинопоказы, конференции. Как сказано на анонсирующем сайте , этот фестиваль – выход туда, где сливаются Святая Русь и Небесная Сербия, вдохновляя действовать в истории. «Час мужества пробил на наших часах…» Косовская битва Чем же может утешить нас столь многострадальный сербский народ? Эсхатологическим ожиданием Страшного Суда? К нему с локализацией «Косово наших дней» отсылает один из фильмов фестивальной программы… Такое всегда теплое, буквально светящееся внутренним светом улыбки лицо митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича)… Памяти святителя посвящен вечер на открытии фестиваля, его преемник по Черногорской кафедре митрополит Иоанникий (Мичович) уже в Москве, служил в минувшее воскресенье литургию в Сретенской обители. Там, в кадрах фильма, – ужасы расправ, это же своими руками владыка Амфилохий собирал фрагменты растерзанных тел. А лицо у него всё то же – озаренное. «Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом», – говорил и преподобный Паисий Святогорец. Страдают сербы сквозь века. Поселившись некогда на юго-западной окраине православного мира, эти пограничники оказались вплотную к католическому и исламскому рубежам. Для сербов Православие – это изначально был выбор Креста. «Без Креста нет Христа», а именно крестное служение Ему и явление тем самым Его в этот надорванный отречением от Бога мир и есть суть веры православной. «Смысл жизни в богослужении и богоявлении», – говорил сербский преподобный Иустин (Попович), которому посвящен один из фильмов фестиваля. Не так давно знаменитую сербскую песню на стихи святителя Николая (Велимировича) (о нем тоже будет показан фильм-житие) «Вера вечна, вера славна – наша вера православна» перевел на русский и украинский языки митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан – тот самый, кто арестован сейчас СБУ за «пропагандистскую литературу», среди которой, возможно, были и эти переводы. И в русском, и в украинском речь идет о единой Руси, как это поется словами святого отца и самими сербами.

http://pravoslavie.ru/148809.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иов Почаевский, прп. - житие Преподобный Иов Почаевский (память 28 августа и 28 октября по старому стилю) После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры. В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской. В 1596 г. над православной верой, по попущению Божьему, разразилось страшное несчастие: дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами не стойкими в православии, и эти епископы согласились признать власть папы на соборе, созванном в Брест-Литовске. Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать. Тогда многие стали уходить в степи и заднепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры. Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге духовную академию и типографию, и они много писали в защиту православия. На следующий же год после объявления унии, Анна Гойская, ради укрепления православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери.

http://pravicon.com/info-2523

Приём Ольги Константином Багрянородным (миниатюра Радзивилловской летописи) Древней Руси на заре ее истории повезло на умных и энергичных правителей. Это показал Олег. Это же подтвердил и Игорь. После смерти великого воителя Олега непрочная Русь стала распадаться: восстали древляне, стремящиеся отложиться от Киева, к ее границам подошла новая тюркская орда печенегов. Но Игорь решительными действиями предотвратил обе опасности. Древляне были вновь завоеваны и обложены данью, так что Игорь стал для них главным врагом. С печенегами же князь сумел договориться. Прошли те времена, когда конница степняков беспрепятственно рыскала по славянским селениям. Теперь им навстречу вышла сильная русская рать, и печенеги почли за благо заключить мир. При Игоре произошло дальнейшее объединение восточнославянских племен. В состав Руси вошло юго-западное племя уличей. В правление Игоря появилось и официальное название Руси – Русская земля. Именно так именовалось восточнославянское государство в договорах Руси с греками. Теперь все русские земли, кроме вятичей, платили дань Киеву. К тому времени Игорь, уже зрелый человек, был женат на «варяжке» Ольге, которая принадлежала к знатной семье. В некоторых сказаниях говорится, что Игорь увидел ее, когда охотился в псковских лесах, совсем юной, и был пленен красотой и умом девушки. Тогда на Руси еще не было практики заключения княжеских браков с особами только княжеской или королевской крови, и Ольга стала женой великого князя. Поразительно и другое: при обычае на Руси многоженства, нет известий о том, что Игорь имел кроме Ольги и иных жен. Уже это говорит не только о его любви и преданности своей единственной жене, но и об их исключительных человеческих качествах. Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» впервые называет в статье о женитьбе Игоря: «и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Иоакимовская летопись уточняет, что принадлежала она к роду князей изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в X–XI веках не меньше двадцати, но все они со временем были вытеснены Рюриковичами или сроднились с ними посредством браков. Некоторые из династий были местного, славянского происхождения, другие – пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто – русские имена и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику.

http://pravoslavie.ru/3481.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010