Остальные епископы, как это повторяется всегда и везде в подобных случаях, может быть не без воздыханий, остались на местах. Это облегчило положение приходского духовенства, до известной степени сдержало от волнений и мирян. Но, как показал опыт, под официальным пеплом унии таился широко разлитый православный огонь. Десять лет спустя после этого сам Казимир в рапорте к папе не скрывает, что в его Литве и союзной Польше живет «великое множество еретиков и схизматиков и число их со дня на день возрастает». Что подразумевает в этой печальной фразе Казимир? Пишется это письмо в минуту катастрофической самоликвидации проведенной через Григория Болгарина унии. Уния кое-как продержалась около 10 лет и растаяла совершенно. В 1469 г. Григорий вернулся в православие к полному удовлетворению и успокоению своей митрополии. Вот о чем воздыхает Казимир. Вот что значит «возрастание числа православных и появление великого множества еретиков и схизматиков». Литовская Русь стала опять монопольно православной. Opignon publique – скрытая воля народа была такова. Мы не знаем в точности форм сопротивления народа единственной, бросающейся в глаза подробности – диаконским возглашениям и молитвам о «вселенском архиерее, папе римском», но они несомненно портили настроение Григорию и вызывали много интимных переговоров с местными архиереями и понижали всякий пыл Григория, если только он у него был для проведения унии. Народ ее саботировал. И разговоры о ней, о падении Царьграда, как Божьем наказании за унию, и о неприятии унии простым византийским народом – все это укрепляло сопротивление унии в православной народной массе. Оно очень симптоматично засвидетельствовано в данные критические десятилетия стихийным соборным творчеством православной народной массы здесь в юго-западной Руси в форме знаменитых западнорусских братств. В самый год падения КПля, в 1453 г. во Львове прихожане всех 8-ми русских приходских церквей образовали общее православное русское братство с центром при Успенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Патриархи избирались на Поместных Соборах. Кандидаты во епископы и священники избирались в соответствии с древней традицией Церкви - народом Божиим. Соборы - Владимирский (1274), Виленский (1509) и Стоглавый (1551) - выработали ряд мер к тому, чтобы преградить доступ к занятию священнических мест лицам порочной жизни, малограмотным и несведущим. Согласно постановлениям этих Соборов, епископы производили испытания, или «обыски», кандидатам на священническое или епископское место. «Обыск» проходил в присутствии духовного отца кандидата, иных духовных лиц и представителей самых уважаемых из мирян. Если епископ или епископы находили кандидата достойным, то хиротония проходила в том приходе или на той кафедре, куда рукополагался будущий священник или епископ. Мирянам, в обязательном присутствии тех, кто участвовал в «обыске» задавался вопрос «Аксиос?» (достоин?). Закончилась эта русская симфония на Петре I. Аргументом отмены Петром I патриаршества, явилось устранение возможности вырасти «русскому папе». Здесь надо отметить, что эти опасения имели под собой серьезные основания. Так само обретение автокефалии Российской Церковью в 1448г. было связано с попыткой утвердить над Россией действие флорентийской унии и власть папы. От Русской митрополии эту Унию подписал митр. Исидор. Когда еретик Исидор в Успенском соборе Московского Кремля вышел служить в кардинальском облачении, Великий князь Василий II Тёмный приказал его арестовать - фактически, даже не являясь Царем, осуществил акт цезарепапизма. И Русь участи Византии избежала. Но не вся. На Юго-Западной Руси, которая тогда еще была под поляками - епископы вошли в унию с Римом - это т.н. Брестская Уния (1596г.). В результате православие там было объявлено вне закона, и четверть века продолжались жесточайшие гонения на православных (описано, например, Н.В. Гоголем в «Тарасе Бульбе»). В это время много разного случалось, например, казаки Сагайдачного ходили на Москву против молодого Русского Царя Михаила Романова. Затем, разобравшись, где и кто враги на самом деле, замирились с Царем и фактически на казачьих саблях вернули православие в Киев. Это пожалуй единственный случай в истории, когда миряне (казаки) изгнали своих епископов-еретиков.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/31/...

После опустошения юго-западной Руси татарами, Даниил построил много новых городов, и один из этих городов – Холм излюбил больше других, так что перенес в него свой стол из Галича, ославившегося своими враждебными боярами. В Холме он и умер в 1264 г. и похоронен: но там не только забыто место его погребения, забыто и само его имя. Там же «у святей Богородицы» погребены сыновья его Роман († 1260 г.) и Шварн, великий князь литовский, князь холмский и белаский († 1268 г.) и правнук, юный князь, Михаил Юрьевич († 1284) 4 . Другому городу, построенному Даниилом, суждено играть более значительную роль в истории галицкой Руси: это – Львов, названный в честь сына Даниилова Льва. Львов не предназначался для жительства князей и никогда не был резиденцией русских князей: это была крепость; но впоследствии при ней образовался город, имевший административное и политическое значение 5 . После Даниила княжество его распалось между его наследниками; но внук Даниила Юрий Львович (1301–1315) опять собрал свою владимиро-галицкую Русь в одно государство и в противоположность Великой Руси, которая слагалась при Калите в могущественное государство, именовался князем Малой Руси. Княжескими столицами были Владимир и Галич, где князь принимал послов других держав и где заключались договоры с другими государствами. Смерть внука Юрия Львовича, Юрия II Андреевича, в 1336 г., положила конец владимиро-галицкому квяжеству. В областях Галицко-Владимирского княжества было пять православных епархий: владимирская, перемышльская, холмская, галицкая и луцкая. Древнейшая епархия на Волыни, владимирская, основана в первое время просвещения Руси христианской верой. Первым епископом ее был Стефан, поставленный или посланный в 992 г. киевским митрополитом Леонтием во Владмимир на Волыни. К ведомству владимирских святителей принадлежала не только вся Волынь, но и нынешняя Галиция (Червенские города) и вся страна между Бугом и Вислой (впоследствии Люблинская земля). Это продолжалось около 130 лет. Затем, уже в начале XII века, учреждена епархия в Перемышле (1120 г.); около 1157 г. в Галиче 6 и в начале XIII в. в Угровске (при впадении Угера в Буг, на север от Холма) 7 . Последняя епархия вскоре переведена была в Холм 8 . Таким образом, для забужанской Руси открыты были три православные епархии. Впрочем, некоторые полагают, что в Галич переведена была в то время Перемышльская епископия, восстановленная потом в XIII столетии. 9 – В XIV столетии (1326) учреждена отдельная от Владимирской епархии Луцкая епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Преемником св. Петра был поставлен святитель Феогност (1328), и что любопытно, прибыв на Русь, прежде всего, посетил волынскую землю. «Много забот доставляли м. Феогносту церковные дела в юго- и северо-западной Руси, где Польша и Литва, поделившие исконные русские земли, старались иметь там отдельных митрополитов, не связанных с Москво й. М. Феогносту пришлось добиваться в Константинополе упразднения открывавшихся патриархом периодически галицких митрополий». В 1347 г. патриарх упразднил галицкую митрополию. Патриаршая грамота об этом включала и золотую буллу. « Народ русский долгое уже время, в течение уже почти четырехсот лет, признавал одного митрополита, всегда управлявшего митрополиею Киевскою... " Святейшие епископии, находящиеся в стране Малой России, названной Волынью, как-то Галицкая, Володим ирская, Холмская, Перемышльская, Луцкая и Туровская, с того самого времени, как народ русский по благодати Христовой познал Бога, входили в состав митрополии Киевской, которою ныне управляет... кир Феогност... Между тем в бывшее незадолго пред сим время нестроения не только заправлявшие делами государства, но и предстоятель Церкви вопреки долгу... приготовили всякий вред и бедствие, а также сделали и то нововведение , что отделили от святейшей митрополии Киевской помянутые епископии Малой России и подчинили их власти архиерея Галицкого, рукоположив его из епископа в митрополита. Это послужило к нарушению обычаев... Ибо тамошние христиане не терпели, чтобы древний их обычай был отменен. ...мое величество заблагорассудило, постановило и определило издать настоящую золотую буллу, да будут вновь подчинены святейшей митрополии Киевской, находящиеся в сказанной Малой России святейшие епископии - Галич, Володимир, Холм, Перемышль, Луцк и Туров... Соответственно этому, как надлежало, и наша мерность собранных при нас святейших архиереев... постановила, чтобы названные епископии: Галиция, Володимир, Холм, Перемышльь, Луцк и Туров - вновь вошли в состав святейшей митрополии Киевской и были подчинены ей, как прежде, и на все последующее непрерывное время, а все находящиеся в них боголюбезнейшие епископы почитали митрополитом и первым между ними Киевского и повиновались ему, как было изначала " » 8 ..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Со времени брака великого князя Литовского Ягайлы с польскою королевою Ядвигою, польское духовенство, и в особенности иезуиты, утвердившиеся в Литве с 1566 года, всячески старались обратить русское население Литовского княжества в католицизм. Князь Острожский изданием Библии, которая питала живую веру современников Владимира и Ярослава, хотел дать своим единоверцам надёжное оружие, «меч духовный», в борьбе с панством, «благочестию некое дарование духовное оставити», как выразился он в предисловии. Та же мысль руководила, вероятно, и прочих, вышеупомянутых издателей и переводчиков книг Св. Писаний. С этою же целью – защитить веру предков от напора католицизма, князь Острожский и ему подобные открывали школы и даже высшие училища наук или «академий» (в Остроге, вместе с типографией, в Слуцке); основывались «братства» (во Львове – в 1439 г., в Вильне – в 1458 г.); а учёный князь Курбский рассылал письма 94 , где изобличал козни иезуитов и старался распространять переводные греческие сочинения против папизма 95 . С кафедр церковных раздавалась и свободная проповедь Слова Божия. Борьба с католицизмом за свободу совести подняла дух юго-западных соотечественников наших и побудила их искать опоры и света, как в умственном образовании, так и в живом источнике духовной силы в Слове Божием. b) Северо-Восточная Русь XVI века. Исчезновение училищ, тьма невежества и тщетная борьба против неё архиепископа Геннадия; упадок духовной деятельности и живого знания Св. Писания; Иосиф Волоколамский в отношении к Св. Писанию. – Упадок церковной проповеди; суеверие и грубость нравов, обличённые на Стоглавом соборе 1551 г.; надменность невежества и коренная причина её. Отрадные исключения: Нил Сорский, св. Филипп. митрополит Московский, св. Геннадий, архиепископ Новгородский, и его библейская деятельность, св. Гурий и пр. – Упадок живого благочестия в монастырях Иную картину представляет современная северо-восточная Россия, вошедшая постепенно в состав Московского государства. Мы указали уже на упадок просвещения здесь под влиянием монгольского ига: положение это с течением времени все ухудшалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Трактат посвящен описанию скандинавских стран, хотя этому разделу предшествует традиционная краткая характеристика всего обитаемого мира. Соотношение, как объемов, так и содержания этих частей наглядно свидетельствует о приоритетах древнеисландских географов и о той картине мира, которая существовала в скандинавском обществе на рубеже XII-XIII вв. Составитель трактата проявляет также живой интерес к церковной истории перечисляемых стран и городов: он приводит сведения об апостолах, крестивших ту или иную страну, и особенно внимателен к местным скандинавским святым. Описание скандинавских стран основывается на местных источниках, возможно, норвежского происхождения, поскольку Норвегии здесь уделено много места. Из исландских саг, посвященных открытию и заселению Гренландии («Сага об Эйрике Рыжем», «Сага о гренландцах» и др.), почерпнуты сведения о дальних западных пределах ойкумены викингов. «Описание Земли I» дает краткую характеристику Восточной Европы, в которой приводятся названия четырех городов Руси: Киева, Новгорода, Полоцка и Смоленска. Издание текста и перевод на русский язык: Мельникова 1986. С. 72–84. [Описание Земли I] 958 Говорят, что Земля была разделена на три части со [следующими] названиями. Одна часть называется Азией, она протянулась с северо-востока на юго-запад и доходит до середины Земли. В этой части Земли, в восточной половине мира, находятся три Индиаланда 959 . В самом дальнем Индиаланде христианство проповедовал апостол Варфоломей, и там он окончил свою жизнь. В том Индиаланде, который лежит рядом, проповедовал апостол Фома, а также [и] в том [Индиаланде], который ближе сюда, и там он умер, во славу Господа. В той части мира, которая называется Азией, стоит Нинивеборг, величайший по размеру из всех городов; длиной он в три дневных перехода, а шириной – в один. В той же части мира расположен и Вавилон Древний и Великий. В нем правил Навуходоносор, а теперь [город] заброшен, так, что люди не могут там жить из-за змей и всяческих тварей. В Азии находятся Иерусалим и Антиохия, в ней апостол Петр основал свой епископский престол, и там он первым из всех людей служил мессу. Малой Азией называется земля на выступе Великой Азии, там насаждал веру апостол Иоанн, и его гробница находится в том городе, который называется Эфес. В Египталанде находятся Вавилон Новый и тот главный город, который называется Александрией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Александр Григорьевич Лукашенко - вождь Русского мира См.: Лукашенко о ситуации на Украине//http://vk.com/rojtv 5. Граждане юго-востока Украины — не овцы на заклание Политическое фантазерство... 4. Re: Граждане юго-востока Украины — не овцы на заклание " Бесчеловечность или непрофессионализм?! А может просто продажность?!... " ............................ Это измена! 3. Re: Граждане юго-востока Украины — не овцы на заклание А легитимна ли сама ситуация в связи с возбуждением дела ? Гнать их в шею с Крыма, переподчинить региональные управления Крыму, так как налицо зрада и преступный антигосударственный сговор этих чиновников. На западенщине кто выполняет распоряжения властей киевских? Никто. Там уже не только сепаратизм, но и государственный переворот уже свершился. Значит, нынешнее СБУ на стороне бандитов и западных военных интервентов. Следовательно, никакие возбуждения с их стороны дел просто нелегетимны. Они не имеют на это права ни юридического, ни морального. Но если они себя так ведут, значит показывают озабоченность америкосов , и других своих прямых начальников, реальной возможной независимостью исконно русской земли. Но не все ещё на русской земле продаются, Крымом они подавятся. 2. Re: Граждане юго-востока Украины — не овцы на заклание Дорогой Вадим Васильевич, уважаемые наши братья! Как мы можем помочь этой нашей общей беде, мы, простые русские люди? Сердце наше с вами, наши молитвы за вас, за Русь нашу Святую, в который раз терзаемую супостатами изнутри и снаружи. Когда же мы научимся поверять свои судьбы истинным радетелям, умницам-богатырям, умеющим противостоять хитрости и коварству наших врагов. Глядя на Яценюка (основную надежду его соплеменников из-за океана) сразу понимаешь, что эти качества - главное орудие современных агрессоров. Именно такие персонажи - " головной мозг " горилл- " резаков " с грязных майданов, а также пятой колонны, засевшей во всех щелях государственной машины. У нас такие же болячки. СПАСИ ВАС, СПАСИ И СОХРАНИ СВЯТУЮ РУСЬ, ГОСПОДИ!

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/11/gr...

Повесть временных лет говорит о том, что с давних времен, с 8 века, Русь управлялась двумя сообществами, вне её находящимися и славянские земли Европы разделившими. Юг и юго-восточную часть славянского сообщества, включая Киев и Чернигов, Ополье, Полесье, Северскую землю контролировал Хазарский каганат. Северную и западную часть, нынешние земли Белоруссии, Пскова, Новгорода, до Вятки и Ростова контролировали варяги. Хазарский каганат – это тюркское сообщество, сформировавшееся в начале 8 века и в конце 8 века создавшее государство, причем религиозными системами государства были ислам и иудаизм. Значительная часть знати и правители, каганы (отсюда распространенная еврейская фамилия Коган), были иудаистами. Часть хазар были мусульманами. Варяги были 100 % язычниками. Они разделили между собой Русь и её эксплуатировали. Варяги именовали Русь Гардарики – страной городов, казалось бы. И многие любящие Россию люди говорят, какая развитая была наша страна, её называли в скандинавских сага Гардарики. Это двойная ошибка: и филологическая, и историческая. Филологически, гардр – это не город, город – это бург. Гардр – это огороженный двор, отсюда наше слово городить, старый индоевропейский корень. Это что-то обнесенное частоколом. С точки зрения исторической, на Руси никаких городов не было. Было два-три протогородских славянских поселения. Киев, который по преданию основали славянские князья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, Чернигов, возможно, Ростов. Но уже не Новгород, который был основан позже. Городов было очень мало, и норманнов, скандинавов, которые в это время плавали вокруг всей Европы и завоевывали земли по всей Европе – отсюда Нормандия, Англия была завоевана, Сицилию и южную Италию, постоянно пытались завоевать южную Испанию. Норманнская наемная дружина была личной охраной византийского императора. Для них был известен мир городской культуры, поэтому Русь их городами поразить не могла. Поразила другим. В отличие от остальной Европы, на Руси видимо каждое поселение, каждый хутор были частоколом отгорожены друг от друга. Мы и сейчас с вами знаем, когда едем по Европе, мы не видим заборов. Приезжаем в Россию – каждый дачный поселок это сплошные заборы. Забор – это, видимо, особенность русского менталитета, начинается она давно, намного раньше, чем история 19 или 20 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде в этом союзе, завязавшемся по воле хана, заметно было действие преимущественно материальной силы или случайных, временных отношений: союзные князья большею частью становились под руку московского государя, уступая его материальному давлению и его влиянию в Орде или движимые патриотическими побуждениями, по которым некоторые из них соединились с Димитрием Донским против Твери и Мамая. Теперь этот союз расширился под действием новой связи, входящей в его состав, – интереса религиозного. Действие этого интереса обнаруживается среди православных князей, подвластных Литве. Мы покинули юго-западную Русь в минуту ее разгрома татарами в 1240 г. С половины XIII столетия в соседстве с этой Русью начинает подниматься княжество Литовское. В XIII и XIV вв. литовские князья постепенно подчиняют себе разъединенные и опустошенные княжества Западной Руси. Эта Русь со своими князьями не оказывала особенно упорного сопротивления Литве, которая освобождала ее от татарской неволи. С тех пор начинается могущественное культурное и политическое влияние Западной Руси на Литву. Уже к концу XIV в. Литва и по составу населения, и по складу жизни представляла из себя больше русское, чем литовское, княжество. Но в 1386 г. литовский великий князь Ягелло (Яков), воспитанный в православии своею матерью, рожденной княжной тверской Юлианией, женился на наследнице Польского королевства Ядвиге и принял католичество. Этот династический союз Литвы и Польши завязал роковой для соединенного государства религиозно-политический узел. С тех пор началась при содействии польско-литовского правительства католическая пропаганда в Западной Руси. Пропаганда эта особенно усилилась во второй половине XV в., когда Литвой правил сын Ягелло Казимир IV. Православное русское общество оказывало стойкое противодействие католическим миссионерам. В Западной Руси начиналось сильное брожение, «замятия великая» между католиками и православными. «Все наше православное христианство хотят окрестить, – писали оттуда, – за это наша Русь вельми ся с Литвою не любят».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Носить оружие разрешалось лишь князьям, их телохранителям, посыльным в Орду, да еще тем, кто стерегли преступников, дожидающихся татарского суда. Как и в дохристианскую эпоху, на Руси вновь доминировала грубая сила. Разного рода лихоимцы сбивались в стаи и терроризировали деревни и села: осмелели туземные племена, к которым татары относились зачастую снисходительнее, чем к православным; воспряли славяне-язычники. Политические бури, происходящие в Большой Орде, заносили в Русь отряды беглецов и преследователей, которые вступали в жаркие схватки, а затем победители занимались грабежами и чинили разнузданное насилие по отношению к мирному населению: после чего убирались восвояси, как дурное наваждение. Только пепелища и руины, горы изуродованных мертвых тел свидетельствовали о произошедших бесчинствах. Налетали и «правительственные отряды», занимались внеплановыми реквизициями, отбирали ремесленников, мастеровых, угоняли людей в дальние края на тяжелые работы. Русь была дальнезападной окраиной гигантской империи и до нее порой доходили лишь отголоски и слабеющие вибрации, а эпицентры событий и потрясений обычно находились в монгольских степях или столицах Поднебесной. Татары заморозили славянскую колонизацию. Кто проживал в канун нашествия в определенной местности, там и должен был проживать в дальнейшем. Разного рода притязания на земли соседей внутри разноплеменной Орды пресекались в зародыше. Все территории от Желтого до Средиземного морей считалась владениями Золотого рода - самого могущественного из известных в человеческой истории владетельных родов. Вполне естественно, что русские князья не могли не прислушиваться к политическим отголоскам, приходящим из далеких степей; пытались как-то расшифровать их смысл и направленность, чтобы быть готовыми к внезапным переменам. Разумеется, всего нельзя было предвидеть и предугадать. Никто на Русской земле не мог никому гарантировать личной безопасности. Но однозначно более спокойным было проживание в лесном краю, нежели в открытом поле. От Волжской Булгарии не осталось камня на камне. Юго-западная Русь хирела на глазах; зачастую бедные люди не знали, где укрыться от жестоких всадников. В самый канун XIV века митрополит проехал дорогой, которую еще проложил Андрей Боголюбский, и обосновался в разоренном Владимире. В Волго-Окском треугольнике сохранилось немало монастырей, которые вообще не подвергались разграблению. Более того, число монастырей в лесном краю постоянно росло. Переезд митрополита, отдалившегося от Константинопольского патриарха на тысячу километров, означал то, что в населении северо-восточной Руси первоиерарх видел свою основную паству.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/31/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010