Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иов, игумен Почаевский (+ 1651) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 окт. в день преставления, 28 авг. в день обретения мощей и 10 окт. вместе с Собором Волынских святых После татарского нашествия вся Юго-Западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце XV в. была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры. В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской. В 1596 г. над православной верой, по попущению Божию, разразилось страшное несчастие. Дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами нестойкими в православии, и эта епископы согласились признать власть Папы на соборе, созванном в Брест-Литовске. Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным Православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать. Тогда многие стали уходить в степи и за Днепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры. Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными Православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге Духовную академию и типографию, и они много писали в защиту Православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/437828/

Введение История русской церкви со стороны ее источников Летописи Исторические периоды, их число в русской церковной истории Христианство на Руси до св. Владимира Славянские племена, среди коих появилось христианство Предание о проповеди ап. Андрея среди славянских племен в Новгороде Крещение Аскольда и Дира Крещение Ольги (945–954) Отношение Святослава к христианству Правление Ярополка Крещение св. Владимиром всей Руси и утверждение христианства на Руси Св. равноапостольный князь Владимир (980–1015 г.) Мнение проф. Е. Голубинского о повествованиях летописи Общее крещение Руси (Киевлян) (988–90) Храмы-памятники, посвященные св. Владимиру Святые Борис и Глеб Ярослав, довершитель дела Владимирова Ярослав, довершитель дела Владимирова со стороны духовной Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира Крещение Вятичей, Корел и распространение между ними христианства Влияние церкви на жизнь государства и общества Взаимоотношения церкви и государства Управление. Митрополия и митрополиты Епископская кафедра, епископы и епархиальное управление Чиновники Епархиального управления Приходское духовенство и приходы Средства содержания духовенства высшего и низшего Духовенство в домонгольский период в роли миротворцев, князей в их ссорах и междоусобиях Общественное положение духовенства Отношение Русской церкви к Римской Просвещение Киевская Русь Колонизация Суздальско-Владимирской Руси Характеристика удельных веков Монгольский период Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III Разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную Александр Невский Александро-Невский монастырь и его достопримечательности Митрополит Максим Митрополит Петр Митрополит Феогност Митрополит Алексий Преподобный Сергий Радонежской Соловецкий Зосимо-Саватеевский монастырь Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия. Михаил-Митяй, Киприан, Пимен Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты Московские и всея Руси Митрополит Иона Митрополит Феодосий Митрополит Филипп I Митрополит Геронтий Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках Москва – третий Рим Митрополит Симон Нил Сорский Иосиф Волоцкий Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Святитель Филипп, митрополит Московский Церковная власть и права митрополитов. Органы митрополичьей власти. Государственное значение митрополитов Епархиальное управление Новгородские владыки, их местное значение и отношение к митрополиту Московская митрополия и епархии Московской митрополии Древнерусский приход Хронологическая таблица Библиографический указатель  

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ночной царский крестный ход в Москве Приход храма в честь Царственных Страстотерпцев в Ясеневе приглашает москвичей почтить память Царской Семьи 16.07.2018 2578 Время на чтение 3 минуты 17 июля вся православная Россия, все почитатели Царя-Страстотерпца Николая II Александровича и Его Венценосной Семьи будут принимать участие в торжественных богослужениях, посвященных 100-летию их мученической кончины за Святую Православную Русь. Главные события будут происходить на месте Царской Голгофы в Екатеринбурге, где в памятную ночь, когда 100 лет назад в подвале Ипатьевского дома пролилась кровь Царственных Мучеников, на месте их страдания в Храме-на-Крови состоится торжественное Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Кириллу будут сослужить члены Священного Синода, другие архиереи и сонм духовенства. По завершении Божественной литургии состоится традиционный Крестный ход от Храма-на-Крови в монастырь в честь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. На ночную Божественную литургию и царский Крестный ход в последние годы собирается около ста тысяч богомольцев со всех уголков России и из-за границы. Наверное, в год 100-летия убиения Царственных Страдальцев соберется еще больше православных, желающих почтить память Царской Семьи. Однако далеко не все верующие смогут быть в этот день в Екатеринбурге, не все смогут принять участие в крестном ходе на Ганину Яму. У православных москви чей будет возможность и в столице принять участие в царском Крестном ходе и ночном богослужении. Приход храма в честь святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе приглашает всех желающих присоединиться к ночному царскому Крестному ходу в Москве, который организуется силами прихода, об этом сообщает сайт храма. Храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев строится в Юго-Западном округе Москвы в районе Ясенево (Ясногорская улица, д. 21) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках «Программы-200». В настоящее время возведён малый деревянный храм в честь святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе, который был освящен 21 апреля 2018 года. Тогда же состоялась и первая Божественная литургия. Настоятель храма - священник Димитрий Бабурин.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/12/no...

Закрыть День памяти героев Ледового побоища Также сегодня мы чтим память архитектора И.Е.Старова, адмирала Д.Н.Сенявина, скульптора И.П.Мартоса, публициста С.Н.Глинки, богослова В.В.Болотова, психиатра В.П.Сербского, героя Ф.Ф.Сорокина и конструктора В.Г.Грабина 18.04.2024 5 Время на чтение 14 минут Фото: culture.ru Сегодня Святая Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси (1652), мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303), преподобного Пуплия Египетского (IV), преподобных Феоны, Симеона и Форвина (IV), преподобного Марка Афинского (400), преподобного Платона, исповедника Студийского (814), преподобной Феодоры Солунской (892), священномученика Алексия пресвитера (1930), священномученика Николая пресвитера (1931). Сегодня день памяти воинов, павших в Ледовом побоище – под таким названием вошло в историю сражение, которое состоялось 5 апреля 1242 г. В этот день Св. блгв. Великий Князь Александр Ярославич Невский разгромил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера. Сражение состоялось в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Александр Невский расположил русскую рать в узкой южной части Чудского озера юго-западнее озера Вороний Камень и навязал врагу сражение в избранном месте, прикрывавшем пути на Великий Новгород и Псков. Войско противника – ливонские рыцари, рыцари и кнехты Дерптского и других епископств, датские крестоносцы – выстроилось «клином». Александр, ударив по неприятелю сбоку, смешал их ряды и разгромил. Русские войска одержали решительную победу: было убито 400 рыцарей и взято в плен 50, гораздо больше пало на поле сражения кнехтов, а также воинов из чуди и эстов. Разбитые рыцари бежали на запад; русские воины преследовали их по льду озера. Немцы вынуждены были отказаться от всех завоеваний в пределах коренных русских земель. На льду Чудского озера героические русские воины «остановили надвигавшуюся на Русь волну немецко-рыцарской агрессии, остановили многовековой немецко-рыцарский Drang nach Osten, приведший ранее к покорению и порабощению ряда народов Центральной и Восточной Европы». Победа Александра Невского навсегда спасла северные исконные русские области от вторжения католицизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/de...

Закрыть Победить, или предать Христа. Православная Держава Россия Россия может победить только как самобытная Русская цивилизация 12.04.2023 773 Время на чтение 9 минут Фото: из открытых источников «Лёд тронулся» и почти растаял. Колониальной зависимости от Запада, основанной на навязанных США всему миру правилах, приходит конец. Ветер Перемен подул с Востока и грозит сдуть европейскую цивилизацию в океан безрассудства. Кто устоит в этом хаосе бури и натиска, борьбы всех против всех? – Ни тот ли, кто укоренен в бытии, чья культура опирается на Божественные первоосновы мироздания? Некогда христианская Европа предала свою веру, свой разум, свою совесть. Последним хранителем Христианства – «высшей ступени религии, когда-либо достигнутой человеком в процессе исторического развития» (Н.О. Лосский), – остается в мире Россия. Как некогда уходящая в небытие Византия передала на хранение и умножение Ковчег Завета, так и теперь гибнущая на наших глазах Западная, предавшая Христа, цивилизация оставляет все свои дары, достижения культуры и науки, Православной христианской России. Домом Пресвятой Богородицы называют Святую Русь. – А для Сына почему мы не можем найти у себя места, за пределами душ наших в государственном устроении, державном строительстве? Такие государства как Иран, Пакистан, Саудовская Аравия живут по шариату, Мусульманскому законодательству. Монголия, Непал, Шри-Ланка и другие государства Юго-Восточной Азии придерживаются предписаний Буддизма. Лишь у Спасителя мира нет дома-государства на Земле, ибо последнее Католическое христианское государство, Ватикан, ежечасно предаёт Христа в угоду глобалистским извращенцам. Как не нашлось места на постоялом дворе для Новорожденного в начале нашей эры, так и на её закате нет больше места в колыбели Русского мира для защитников Православия – насельников Киево-Печерской Лавры, захваченной бесноватыми прислужниками давно нехристианского Запада. В противостоянии с западной цивилизацией Россия может победить только как самобытная Русская цивилизация, укорененная в своих традиционных духовных основаниях, средоточием которых является Православие, как чистота и полнота Христианства.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/12/po...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 4. Пустынники Рославльских лесов Лес Козельской засеки, где находилась Оптина пустынь, тянулся так далеко, что достигал Смоленской губернии, Брянских (или Брынских – от села Брынь) лесов. Так и называли иногда эти леса: Брянские (ближе к Оптиной – Жиздринские). Они тянулись непрерывной полосой. Около семидесяти лет (с середины XVIII века до 1820–1830-х годов) в Брянских лесах существовало православное пустынножительство. Здесь жили удивительные по чистоте и неприхотливости жизни отшельники. Гонения на монастыри, проходившие под видом борьбы с беспорядками в них, начатые Императором Петром I и продолжавшиеся при Императрицах Анне Иоанновне и Екатерине Алексеевне, привели к тому, что в них начал быстро угасать молитвенный и вообще монашеский дух. Вместо иноков обители зачастую наполнялись больными и увечными солдатами. Пострижение сделалось весьма редким и труднодостижимым. Во многих монастырях не оставалось порой никого, кроме престарелых, доживающих свой век священноиноков, не имевших сил совершать богослужения. Бывало такое положение и в Оптиной пустыни. Настоятели сменялись слишком часто. «Последствия показали, – писал автор жизнеописания преподобного Моисея Оптинского иеромонах Ювеналий (Половцев) , будущий архиепископ Литовский, – как мало соответствовали эти распоряжения настроению народного духа. При общем вызванном ими упадке монастырей в русском народе в то время крепко держалось усердие к монашеской жизни, которое, надеемся, и не иссякнет, пока будет существовать православная Русь. Любителей монашеской жизни было много во всех сословиях, но так как в тогдашних монастырях они не находили себе места или не могли удовлетвориться тогдашнею жизнью монастырскою, то многие из них удалялись из России в Афонские и Молдавские монастыри, а другие укрывались в лесах» 24 . Далее отец Ювеналий пишет: «Сохранились отрывочные сведения, что в то время появились пустынножители в разных местностях России. Так, например, известно, что настоятель Миголовской, или Миголощской, пустыни (Новгородской губернии) Марк по упразднении этой обители и обращении ее в приходскую церковь удалился на пустынный остров и там подвизался до конца своей жизни в безмолвном уединении. Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия были пустынники в Тверской губернии (Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях, но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.Д. Тальберг: Попытка воцерковления истории России Имя Николая Дмитриевича Тальберга несомненно известно ныне всякому интересующемуся русской духовной литературой. В последние годы в разных издательствах увидели свет три его основные книги: «История Христианской Церкви», «Святая Русь» и «История Русской Церкви». Тем не менее, творчество этого даровитого и плодовитого историка (в полноте своей), да и сама его биография, все еще остаются terra incognita (земля неведомая) не только для отечественного, но и в какой-то мере для зарубежного русского читателя. Поэтому обратимся к жизнеописанию Н.Д. Тальберга , не зная которого вряд ли возможно вполне понять и оценить все сделанное этим талантливым и трудолюбивым человеком. Николай Дмитриевич появился на свет 10(22) июля 1886 г. под Киевом, в дачной местности, именуемой Коростошев. Род Тальбергов по отцовской линии не имел в России глубоких корней. Первый из известных у нас представителей этого шведского рода – Карл Генрих прибыл в Ригу во времена правления Императрицы Екатерины II. Сын его (и одновременно прадед историка) Карл Готтхильф уже защищал новое свое отечество в войне 1812 г. А дед Герман Карлович в Царствование Императора Николая I перебрался в Юго-Западный край, где в Киевском университете св. Владимира служил инспектором. Сын последнего, доктор уголовного права Дмитрий Германович Тальберг, был уже в этом университете ординарным профессором. Женат он был на потомственной дворянке Бессарабской губернии Виктории Егоровне Лазо. Это и были родители Николая Дмитриевича. Таким образом, по матери он приходился близким родственником известному большевицкому деятелю Сергею Лазо. Немало переживаний выпало в детстве на долю Николая. В раннем возрасте он лишился сначала отца, а через два года матери. Детство его прошло под кровом брата его отца Владимира Германовича Тальберга, а потом сестры матери в Подольской губернии. Учился он сначала в Киевском Екатерининском реальном училище, а с 1898 г. – в Императорском училище правоведения. Именно в этом закрытом привилегированном учебном заведении Николаю Тальбергу впервые пришлось столкнуться с разрушительным духом революции. Дело в том, что группа учащихся, наслушавшись крамольных речей на митингах 1905 г., решила и в своем училище произвести коренную ломку традиционного строя. Николай Тальберг , собрав вокруг себя благонамеренное большинство, сумел пресечь крамольный замысел. То было первое столкновение с враждебной реальностью, первая победа. Именно в эти годы он сформировался как бескомпромиссный государственник, горячий сторонник сохранения Российской державности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) Замолчанный историей Не будет большою редкостью встретить интеллигентного русского человека, окончившего среднее и даже высшее учебное заведение до революции, т. е. тогда, когда во всех классах гимназии преподавалась отечественная история, который, услышав имя царя Феодора III Алексеевича, недоуменно поднимет брови и лишь потом, прикинув что-то в уме, скажет: – Ах, да, это сын царя Алексея Михайловича, наследовавший ему перед Петром… Болезненный и даже слабоумный… Не оставивший по себе никакого следа… Пустое место на страницах истории… Этот интеллигент будет в известной степени прав. Короткому царствованию Феодора Алексеевича составители утвержденных для средней школы дореволюционных учебников уделяли действительно лишь несколько незначительных строк, которые создавали у учащихся впечатление об этом царствовании, как о каком-то прорыве в Российской истории, о пустом месте в ней. Но так ли это было на самом деле? Наследовавшему престол от своего рано умершего отца царю Феодору Алексеевичу было суждено принять Российское государство в очень трудный его период. Внешняя политика России была осложнена далеко еще не решенной борьбою за освобождение южной и юго-западной Руси от длившейся уже почти три века польско-литовской интервенции; общее военное положение ко дню кончины царя Алексея Михайловича складывалось для России далеко не благоприятно: в Польше в это время установился некоторый твердый государственный порядок взамен феодального хаоса, разрывавшего ее при короле Иоанне-Казимире; многочисленные конференции русских и польских дипломатов безуспешно искали решения вопроса и бывали принуждены пользоваться компромиссами временных перемирий; кроме того, в борьбу вступила новая мощная сила в лице привлеченной Польшей Оттоманской Империи и эта сила действовала против России; сама южная Русь пребывала в состоянии полного политического хаоса, то распадаясь на сферы влияния отдельных гетманов, то временно объединяясь, под давлением со стороны какой-либо из борющихся сил; военная же активность самого Русского царства была заторможена его внутренними противоречиями, главнейшими из которых были: достигший кульминации своего напряжения раскол в русской Церкви и тесно связанная с ним борьба боярских партий в самом Кремле.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2004 8 мин., 30.03.2004 Пролог: (на заставке – фото NASA) Архиепископ Иоанн ( Шаховской ) (1902-1989). Земля : Стихотворение («Шар такой чудесной выточки…») //Фома. - – 2004. – С.2-3. – (рубрика « Пролог »). Вопрос номер один: (на заставке – фото Алексея Толчинского)   Что такое, по-вашему, целомудрие? Возможно ли оно в наши дни? // Фома. - – 2004. – С.4-8. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос отвечают: Сергей Верейкин , журналист. – С.5; Дмитрий Менделеев , ведущий телепрограммы «Библейский сюжет» (канал «Культура»), руководитель московской православной телекомпании «Неофит» при Свято-Даниловом монастыре. – С.5-6; Заруи Мигранян , доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО. – С.6; Сергей Лукьяненко , писатель-фантаст. – С.6; Алексей Осипов , профессор Московской Духовной семинарии и академии. – С.6-7; Ольга Будина , актриса, лауреат Государственной премии РФ. – С.7; Зоя Гончаревская , акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета «Дружбы народов». – С.7-8; Константин Эггерт , журналист. – С.8; Диакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента), профессор богословия. – С.8. См. также: Скворцов Л. И , доктор филол. наук, редактор «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. (Отклик на подборку ответов на вопрос «Что такое целомудрие?», опубликованную в журнале «Фома» - за 2004 год)//Фома. - – 2005. – С.103. – (рубрика « Отклики »).   Реклама: С.9. Анонс новой книги диакона Андрея Кураева (исполняет функции иностранного агента) «Кино: перезагрузка богословием», выпущенной издательством «Фома центр»//Фома. - – 2000. – С.9. Заблуждения и парадоксы: Неизвестный Владимир (О святом равноапостольном князе Владимире, крестившем Русь тысячу лет назад)/Авторы: Виталий Каплан , Роман Маханьков. Ил.: Святой князь Владимир. Мозаика. Санкт-Петербург, Академия художеств, мозаичное отделение, 1880-е годы; Крещение киевлян. С рисунка В. П. Верещагина и др.//Фома. - – 2004. – С.10-15. – (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). – Литература (4 назв.)

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-21-a...

Церковь во имя вмч. Пантелеимона в с. Шевченкове. Ок. 1200, 1998 гг. Фотография. 2007 г. (до нач. 90-х гг. XX в. в юрисдикции УПЦ) Территория И.-Ф. е. является частью исторической области Галицкая Русь (Галичина) на сев.-вост. склонах Карпат (совр. Зап. Украина). В XI в. эти земли входили во Владимиро-Волынскую епархию , с сер. XII до нач. XVI в.- в Галицкую епархию , к-рая в XIV в. неск. раз преобразовывалась в митрополию. После 1415 г. Галицкие епископы неизвестны. С 1458 г. территория совр. Ивано-Франковской обл., ставшая частью Западнорусской митрополии , находилась под управлением Киевских митрополитов. Галицкая кафедра не замещалась, в Галиче (ныне районный центр в Ивано-Франковской обл.) действовали наместники митрополита, но фактическая адм. власть над духовенством принадлежала старостам, назначавшимся польск. королем. В кон. 40-х гг. XV в. на Галицкую митрополию из Рима был поставлен униат Иоаким, 16 янв. 1458 г. папа Каллист III объявил о поставлении на Галицкую кафедру униата Макария Серба. Позднее назначений униат. епископов в Галич не было, поскольку главным направлением политики польских духовной и светской властей было насаждение в регионе католичества, а не поддержка унии. В 1539 г. территория И.-Ф. е. вошла в состав новообразованной правосл. Львовской и Каменец-Подольской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия ), в 1700 г. перешедшей в унию. В 1772 г., по 1-му разделу Польши, основная часть Галиции, в т. ч. территория совр. И.-Ф. е., вошла в Австрийскую империю. В XVIII в. главным оплотом Православия в Галиции был Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит близ совр. Ивано-Франковска, единственный начиная с 20-х гг. XVIII в. правосл. мон-рь в Галиции. В 1785 г. имп. Франц Иосиф II издал указ о его закрытии и обитель была разрушена. Юж. и вост. части территории И.-Ф. е. с кон. XIX в. входили в униат. Станиславскую епархию, которая выделилась в 1885 г. из Львовской архиепархии. Станиславская епархия охватывала значительную часть территории совр. Ивано-Франковской и юго-запад совр. Тернопольской областей Украины, включала Буковину С 1921 по сент. 1939 г. Галиция являлась частью Польши.

http://pravenc.ru/text/200517.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010