Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) Вызволение хлопской Руси На пепелище Руси Ярослава Переяславская Рада, утвердившая воссоединение южной и северной частей раздробленной монгольским нашествием единой Руси Владимира и Ярослава, нам обычно рисуется так. Собрались в Переяславле лихие, усатые полковники, сотники и казачьи судьи; вышел к ним батько-гетман, мудрый Богдан-Зиновий Хмельницкий, стал под бунчуком, поклонился казачьему братству и сказал свою историческую речь, а в ответ единым голосом воскликнули, выхватив свои острые, кривые сабли лихие полковники: – Волим под Царя Восточного, Православного! – Все ли так соизволяете? – спросил старый гетман. – Все! – прогремел единодушный ответ. Так рассказывают нам об историческом акте, свершившемся 8го января 1654 г., страницы ходких учебников. Так парадно, стройно и торжественно представляют его нам авторы исторических романов, так рисуем его и мы самим себе. Но последние седые бандуристы и теперь еще поют на полтавских и нежинских базарах: – Богдане, неразумный гетмане! – Ты предав Украину панам да прелатам… А ведь песня – хранилище народной памяти. Где же правда? Как родилось, где и почему возникло это противоречие? Заглянем вглубь веков и попытаемся разгадать его, сопоставляя не только дошедшие до нас записи того времени, но и анализируя их при помощи нашего теперешнего опыта, опыта, данного нам пережитыми нами годами. Многому они нас научили. Что представляла собой современная Украина в первой половине XVII b., в то время, когда она не носила еще этого названия, но хранила и отстаивала грудью свое прежнее родовое имя – Русь? Ведь впервые именуется она Украиной лишь в Андрусовском договоре 1667 г., да и то в качестве польской пограничной провинции. Юго-западная Русь, простиравшаяся от Днепра до Сана, Русь Малая, Русь Белая, Русь Червонная, Русь Галицкая, Русь Волынская, Русь Подольская – Русь Владимира и Ярослава, ставшая Украиной – окраиной ополяченной Литвы и тогда лишь возрождавшаяся на пожарище татарского погрома; подлитовская Русь, беспрерывно принимавшая на свою грудь жестокие удары то крымских и турецких орд, то литовских и польских полков, истекавшая кровью в этой борьбе, но неустанно боровшаяся за то, чтобы остаться русскою Русью…

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Разделы портала «Азбука веры» Партесное пение (лат. partes – голоса) – тип церковного пения , в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Партесное пение берет свое название от слова «голоса», поскольку оно разделяется на голоса или партию. Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать и 48. В партесном пении различают исполнение композиций с постоянным и переменным многоголосием. Постоянное многоголосие обычно представляет 4х голосные обработки мелодий знаменного и других распевов. Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов. Родина партесного пения – Юго-Западная Русь. В борьбе с унией и католичеством православные христиане Юго-Западной Руси стремились разработать тип пения, отличный от католического органного звучания («органного гудения»). Инициаторами разработки такого пения стали православные братства. Открывая школы при монастырях, они вводили изучение партесного пения в храмах, в храмовых хорах. Покидая Юго-Западную Русь, православные христиане несли партесное пение в Московское государство, где господствовало одноголосное хоровое знаменное пение. Таким образом, партесное пение, пришло на смену знаменному пению. В богослужебное  употребление партесное пение введено в 1668 году с согласия восточных патриархов. До начала XVII века церковный хор на Руси, какие бы голоса в нем ни участвовали, строился в одноголосье и неизменно вел и оканчивал свои песнопения в унисон, или октавами, или с добавкой еле слышной квинты к основному финальному тону. Ритм церковных песнопений был несимметричен и всецело подчинялся ритмике распеваемого текста. Начало XVII века на Руси стало рубежом в истории развития церковного пения – эпохи гармонического, или партесного пения. Его родина Юго-Западная Русь, которая в борьбе с унией и католичеством противопоставила католическому «органному гудению» свои православные «многоголосные составления мусикийские» как одно из средств удержания православных от совращения в латинство. Инициаторами и организаторами их были юго-западные братства, открывавшие школы при православных монастырях с обязательным обучением церковному пению и заводившие хоры при церквях.

http://azbyka.ru/partesnoe-penie

Закрыть itemscope itemtype="" > Малорусский вопрос 11.05.2011 761 Время на чтение 6 минут Созданная в XX веке советской властью украинская нация на сегодняшний день фактически представляет собой конгломерат трёх разноустремлённых национально, религиозно и политически субэтносов – малороссов (восток и юг), западноукраинцев (Галиция, Буковина, Волынь) и подкарпатских русинов (Закарпатье), причём последние заявляют о себе, как о четвёртом восточнославянском народе . На востоке и юге государства Украина всё чаще вспоминают о своём малорусском происхождении и, соответственно, былом общерусском единстве в противовес агрессивно навязываемой властями официальной галицко-украинской этнической концепции. Её суть заключается в том, что галичане самые «правильные» украинцы и именно к их европейскому менталитету, греко-католической вере и языку должны стремиться остальные сограждане. Малороссы, малорусы, малороссияне, южнорусы, а наиболее часто просто руськи – исконные исторические и народные самоназвания населения Юго-Западной Руси, отвечающие национальному самосознанию малорусского (малороссийского, южнорусского) народа. Малороссия, Малая Русь, Малая Россия, Южная Русь, Украйна Малороссийская, Украйна – исторические названия юго-западных русских земель. Русь Малая традиционно означает Русь первоначальная, исконная, то есть метрополия. Укрáин (пограничных об­ластей) на Руси, как известно, было много: малороссийская, слободская, си­бирская, зауральская, семиреченская, забайкальская и т.д. Соответственно, укрáинными звали многих жителей Русской земли. Наименование с этнической окраской стало применяться с начала XX века в Австро-Венгрии и имело политический характер. Обратимся, однако, к преданьям старины глубокой. В историческом фольклоре Украины (Галиции в том числе) нет ни слова о древнерусском периоде. Тем не менее, государственные деятели Киевской Руси запечатлены на нынешних украинских дензна­ках – гривнях, позаимствован­ных у древних русичей. Современная украинская исто­рическая наука упорно считает и Ярослава Мудрого, и Великого, и их наследников «украинскими» князьями. Миф, созданный мазепинцами ещё в конце XIX века, ныне возведён в ранг официальной историко-идеологической доктрины государства Украина. Соответственно, весь древнерусский период до Батыева нашествия при молчаливом согласии российских и белорусских историков объявлен староукраинским. Всё это произошло в лихие 90-е годы XX века, когда всё и вся, в том числе и в исторической области, можно было легко «прихватизировать».

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поле русской культуры Часть вторая. Золотая Орда 30.08.2012 858 Время на чтение 22 минут Часть первая. Русская земля Набег татарской конницы на Русь во многом отличался от пиратских рейдов скандинавов на «равнину» прежних веков. Викинги волей-неволей выступили организаторами единого экономического пространства, дотоле чрезвычайно раздробленного разрозненными славянскими общинами. Русская земля появилась вместе с военным сословием, которое стало охранять свои пределы от вторжений непрошенных пришельцев. Конечно, викинги были достойными сынами дикой Северной Европы, но в расовом отношении не столь уж отличались от колонистов-славян, благодаря чему смешенные браки быстро стали обычным явлением... Впрочем, не будем в новой редакции пересказывать историю Русской земли. Татары пришли с востока. Прежде чем напасть на Русь, они успели завоевать Китай, Хорезм, часть Индокитая, Персию, Переднюю Азию, Кавказ, Волжскую Булгарию - от многих городов и даже государств остались лишь руины и пепелища. От многих народов - только смутные воспоминания. Утверждения, что Русь стала «щитом» для всего христианского мира, приняла на себя всю ярость кочевников и спасла Европу от разора, являются досужим вымыслом. Татары были хорошо знакомы с несторианами, которые после изгнания из Византии рассеялись по всей Евразии до Дальнего Востока. Несториане не слишком были далеки от истины, когда рассказывали кочевникам о грубых нравах неотесанных европейцев; в ту пору все богатства христианского мира были сосредоточены лишь в Византии. Но христианская империя сама подверглась погрому крестоносцев, и ее правители бежали в Переднюю Азию. В том, что христиане предпочитают жить в бедности, татары могли воочию убедиться, проскакав по Руси, а затем по странам Центральной Европы. Натиск с востока сопровождался разрушением почти всех крупных русских городов (за исключением Новгорода), истреблением военной знати, массовым угоном наиболее дееспособного мирного населения в рабство. Чудовищный террор был самым эффективным психологическим оружием, которым татары пользовались столь умело, что создали самую обширную империю за всю историю человечества. Особо впечатлительные натуры решили, что пришла «погибель земли Русской». Близлежащее Булгарское царство действительно погибло, как были полностью изведены недавние союзники русских князей - половцы. Но Русь не исчезла, скорее всего, потому, что многие жители сумели укрыться во время набега в дремучих лесах и там переждать смертоносный ураган. Татары, будучи прирожденными кочевниками, одинаково неуютно чувствовали себя в тропических зарослях Индокитая и в таежных дебрях северных широт Евразии. Благодаря этой особенности, урон, нанесенный завоевателями северо-восточной Руси, был меньше, нежели урон, причиненный юго-западной Руси, находившейся в более открытой лесостепной зоне.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/31/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крым как символ возрождения России 15.04.2014 328 Время на чтение 3 минуты Екатерина Великая назвала Крым «лучшей жемчужиной» своей короны. Итак, в короне Российской Державы в продолжение 23 лет на самом видном месте была дыра. Это место оставалось пустым с тех пор, как Крым был вырван из неё. Крым не просто один из регионов русского мира, отторгнутых от России, он первый в их числе по своей значимости. Первым он и вернулся в восстанавливающуюся империю. Крым всегда был лакомым куском для сильнейших государств региона, боровшихся в разное время за обладание им. В 1783 году полуостров был присоединен к Российской Империи. Крым занимает особое место в осознании русскими смысла своей истории. За те годы, что Крым был частью России, он стал русскими по населению и языку, и его потеря воспринималась особенно тяжело. За пределами России не было такого компактного места проживания очень крупной русской общины, тем более столь сильно связанного с величественными и героическими страницами нашей истории. Теперь подробней скажем о культурно-историческом значении Крыма. Выдающийся русский мыслитель А.С. Хомяков писал: «Величие ума и мысли принадлежит только великим народам». На множестве исторических примеров можно убедиться, что, вообще говоря, это так. Прежде чем Россия достигла своего наивысшего расцвета в области культуры, образования и науки, она стала империей. Замечательно, что значительную роль как в военно-политическом, так и в научно-культурном развитии государства сыграло возвращение юго-западных русских земель в состав России. Мы говорим о Киеве, Смоленске и территориях левобережной Малороссии, отвоеванных в результате русско-польской войны 1654-1667 годов. Независимая политически, усиливающаяся в военном отношении северо-восточная Русь не имела такого уровня образования, как юго-западная, где Киевская, Львовская и Виленская академии имели степень учёности сравнимую с общей тогда всем европейским университетам. Правда, ввиду политической зависимости от Речи Посполитой и религиозной (Лишь в 1686 году Киевская Митрополия перешла из подчинения Константинопольскому патриархату в подчинение Московскому), южнорусские академии не приносили стольких литературных плодов, как другие европейские. Объединение северо-восточной и юго-западной Руси в составе одного государства привело к культурному возрождению. Западная образованность пала на добрую почву и плоды не заставили себя ждать. Именно из Киево-Могилянской коллегии (будущей академии), основанной киевским митрополитом Петром Могилой, вышли Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Дмитрий Ростовский, Симеон Полоцкий, сыгравшие ключевую роль в становлении высшего образования в России. Итак, лишь объединившись в XVII веке в одно государство, русские смогли создать державу мирового уровня, давшую человечеству не только выдающихся государей и полководцев, но и великих учёных и философов, писателей и поэтов, музыкантов и художников и многих других.

http://ruskline.ru/special_opinion/krym_...

Несостоятельность мнения о католичестве древней России довольно обстоятельно доказана еще в прошлом, XVIII столетии, между прочим, известным защитником и борцом за православие, преосвященным Георгием Конисским (+1795 год). В предисловии к своему краткому, но очень обстоятельному трактату, основанному на достоверных свидетельствах, преосвященный Конисский объясняет самые побуждения к возникновению мнения о мнимом католичестве древней России, неизвестного до 1595 года (начало унии). По взгляду автора «записки», Россия от самого основания своего всегда была чужда всякого мнения и постановления, образовавшегося в Риме после разделения церквей. Но римские первосвященники не теряли надежды обратить православную Русь в латинство и непрестанно тревожили её то послами, то грамотами, то подарками (?), то обещаниями, то похвалами; наконец, когда все усилия к обращению её остались тщетными, решились записать Россию, по крайней мере на бумаге, своею: мало помалу стали вносить русских святых в свои святцы; так явились наряду с Францисками, Людовиками, Пиями наши – Антоний, Владимир, Ольга, Сергий Радонежский, а в 1720 году на Замостьском соборе определено торжественно праздновать память святых мучеников князей Бориса и Глеба, убиенных будто бы за римско-католическую веру. Усерднее и искуснее всех обрабатывали это дело иезуиты. По мнению профессора Ж. Губера, автора (только что появившегося) капитального труда об иезуитах, «последние положительно были неспособны писать исторические трактаты, проникнутые любовью к истине; иезуиты не ограничивались точным воспроизведением прошлого, а совершали подлоги, умалчивали обо многом, что было им неудобно, и придавали событиям известную политическую окраску; общество иезуитов не только позволяло себе подлоги и искажение истории, но и отрицало самые достоверные исторические документы и заменяло их новыми, собственной фабрикации» 2 . Что иезуиты делали в странах католических и протестантских в Европе, то они ещё свободнее и безнаказаннее позволяли себе в Юго-Западной России и Польше, куда они прибыли по приглашению кардинала Гозиуса, возлагавшего на них большие надежды в борьбе с распространением реформации и православия. Когда они, в XVI веке, вторглись со своею проповедью в пределы Юго-Западной России, им нужно было для успеха, ad gloriam majorem Dei 3 разгласить и доказывать то, что Русь издавна была вся католическою и что она в схизме (расколе) очень недавно. И как нет лжеучения, которое не имело бы своих последователей, то поверили и иезуитам. С некоторого времени стали почти по всей Европе писать и печатать, что русские до XV столетия были униатами».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Одно из наиболее характерных явлений русской церковной жизни составляют православные церковные братства; чтобы уяснить то громадное значение, которое эти братства приобрели в XVI и XVII веках, необходимо бросить взгляд на их историческое происхождение. Церковные православные братства размножились и укрепились в западнорусском крае в ту эпоху, когда край этот, находясь под владычеством Польши, сделался с конца XVI века ареной борьбы между православием и католичеством. Которое из этих вероисповеданий было в крае издревле господствующим, как завязалась борьба между ними, и каким путем этот край перешел во власть Польши, – все эти вопросы, существенные для всестороннего выяснения причин укрепления и размножения на западе России церковных православных братств, разработаны в настоящее время в исторической литературе весьма подробно, и весь труд при изложении на них ответа состоит в удачном выборе и в правильной группировке материала, который в изобилии заключается в многочисленных исторических сочинениях, памятниках и сборниках. Распространение православия на Руси. Широкое распространение христианства во всей древней Руси история относит ко временам св. Владимира, крестившего русский народ в исходе X века. 1 Вместе со св. Владимиром, как известно, приняли св. крещение и его сыновья, которым он роздал тогдашнюю Русь в уделы, послав вместе с князьями священников, и заповедав им крестить и учить народ по всем городам и селам, и строить храмы; «еже и бысть», прибавляет летопись. Вслед за крещением были тотчас же приняты меры к водворению на Руси, в городах и селах, народного просвещения в христианском духе. Владимир повелел собрать детей знатных, средних и убогих, раздавая их по церквам, священникам со причетники в научение книжное. «И тако Владимир просвещен сам, и сынове его, и земля его». 2 , 3 При Киевском митрополите Леонтии, в 992 году, Русь была уже разделена на епархии, и в областях вошедших затем в состав «северо-западной и юго-западной России» были учреждены епископские кафедры, кроме Киева и Белгорода, еще во Владимире на Волыни, в Чернигове, а также, по всеми вероятиям, в Полоцке и Турове. 4 , 5 Вместе с водворением христианства были также немедленно приняты меры и к упорядочению всего церковного строя и суда, чему незыблемым свидетельством являются распространенные по всей великой, западной и червонной Руси церковные уставы св. Владимира и сына его Ярослава Мудрого. В правление этого последнего государя христианская вера начала, как выражаются летописи, «плодитися и разширяти», и его церковные уряды – с предоставлением духовенству суда по делам веры, браков и наследства – были продолжением и подробным развитием начал св. Владимира. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Юго-западный край и остальная Россия Геннадий Лукиных   00:10 12.05.2016 1139 Время на чтение 4 минуты События, развернувшиеся на территории нашего Юго-западного края за последние 25 лет, не перестают удивлять нас, сторонников общерусского национально-государственного единства. Действительно, ещё в бытность существования СССР на территории исторической России никто и предполагать не мог, что в среде русского населения Малороссии, Подолии и Волыни вдруг пышным цветом расцветёт некий «национализм», направленный прежде всего против великорусской части русского народа. Не будем много говорить о Галичине, так как после захвата Галицко-Волынского княжества во второй половине XIV века Польшей она была подвержена мощнейшей многовековой полонизации и окатоличиванью, несмотря на извечное стремление галицких русинов к воссоединению с Матерью-Русью. Судьба уготовила этому древнему русскому краю шесть столетий быть сначала под ярмом польских панов, а затем австрийско-немецких оккупантов. В результате именно на галицко-русской земле появился и окончательно оформился так называемый «украинский национализм», который в наше время уже можно смело назвать необандеровским нацизмом. Не удивлюсь, если вследствие грядущего развала бандеровского «государства» древняя Галицкая Русь вновь окажется в руках польских панов. К сожалению, этот край уже полностью потерян для возрождающейся России.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/12/...

Границы Волынской епархии. Её пространство, народонаселение, устройство поверхности, реки, озёра, болота, почва, царство ископаемых, климат, разделение на округи и её управление Волынская епархия, пределы которой совпадают с пределами Волынской губернии, составляет одну из трёх епархий юго-западного края Европейской России 42 . Границами её служат на севере – Гродненская и Минская губернии, на востоке – Киевская губерния, на юге – Подольская губерния, на юго-западе и западе – Австрийская империя (Галицкая или Червонная Русь) и на северо-западе – Люблинская губерния. Епархия эта лежит между 49° и 52° северной широты и между 41¼° и 47½° восточной долготы. Она занимает пространство в 63,126 кв. вёрст. По пространству своих площадей уезды епархии располагаются в следующем порядке: 1) Овручский – самый большой – занимает 9272,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 2,9 кв. вёрст; 2) Ровенский – 7567 кв. вёрст, из которых под озёрами 3,5 кв. вёрст; 3) Житомирский – 6732,1 кв. вёрст; 4) Луцкий – 6625,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 9,4 кв. вёрст; 5) Ковельский – 6459,1 кв. вёрст, из которых под озёрами 38,9 кв. вёрст; 6) Новоград-Волынский, – 6381,4 кв. вёрст; 7) Владимир-Волынский – 5692,8 кв. вёрст, из которых под озёрами 45,5 вёрст; 8) Дубенский – 3477,7 кв. вёрст; 9) Заславский – 3055,2 кв. вёрст; 10) Кременецкий – 2919,1 кв. вёрст; 11) Острожский – 2693 кв. вёрст; 12) Староконстантиновский – самый меньший – 2249,8 кв. вёрст. На этом пространстве епархии живёт народонаселения всего – 2,140,490 человек. По числу жителей, города епархии располагаются в следующем порядке: 1) Житомир – 54,827 душ обоего пола; 2) Староконстантинов – 17,978 д. об. п.; 3) Острог – 16,522 д. об. п.; 4) Ковель – 13,980 д. об. п.; 5) Луцк – 13,771 д. об. п.; 6) Новоград-Волынск – 13,586 д. об. п.; 7) Кременец – 10,579 д. об. п.; 8) Заслав – 10,117 д. об. п.; 9) Владимир-Волынск – 8,042 д. об. п.; 10) Ровно – 7295 д. об. п.; 11) Дубно – 7255 д. об. п. и 12) Овруч – 6478 д. об. п.; всего в городах жителей – 180,430 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

КНЯЗЬ ДАНИЛО РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ В XIII веке весь ход исторических событий в юго-западной Руси долгое время вращается около личности Даниила Галицкого. Чтобы понять значение этой личности в свое время, необходимо бросить взгляд на предшествовавшие события в этом крае. Юго-западная Русь, Галичина, как во внутреннем строе своей жизни, так и по внешней обстановке, находилась в таких условиях, при которых все более и более слабела связь, соединявшая ее с остальными русскими землями. Хотя и здесь не угасало сознание народного сродства с последними; но история указывала им различные между собой пути: это видно уже в XII веке. Галицкая земля до 1188 года находилась в княжении рода Ростислава Владимировича (внука Ярослава I). Володарь, сын Ростислава, по смерти несчастного Василька, сделался единым князем и передал после себя (1141) власть сыну своему Владимиру, обыкновенно называемому Владимирком. Ему наследовал сын Ярослав, названный в полку Игореве «Осмомыслом». Соединенная в одних руках, галицкая страна была долго избавлена от внутренних княжеских междоусобий и, благодаря счастливым условиям своей природы, находилась, сравнительно с другими русскими землями, в цветущем состоянии. Власть княжеская совсем не имела здесь монархической силы. Князь был князем по старой славянской идее; видно, что завоевание русскими князьями этой хорватской земли и присоединение ее к общей системе русских земель под властью единого княжеского рода не изменили древних общественных привычек. Князья, правившие Галичем, были избираемы и зависимы от веча. Но само вече находилось в руках богатых и сильных владетелей земель - бояр. Они, как видно, успели до того возвыситься над остальною массою народа, что исключительно управляли делами страны. Впрочем, есть известия о том, что люди незнатного происхождения попадали в бояре, из чего надобно полагать, что галицкая аристократия основывалась не столько на знатности родов, сколько на удаче и богатстве. Галицкие князья находились в такой зависимости от веча, что оно судило не только их политическую деятельность, но и домашнюю жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/435570/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010