«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Древней Церкви, 2 «Лекции по истории Древней Церкви, второй том. История церкви в период до Константина Великого» Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» — блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). «Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период до Константина Великого» посвящены истории Церкви до Константина: борьба с язычеством в жизни и мысли; внутренняя жизнь Церкви — формирование догмата, обряда и дисциплины. Отдел первый. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли I. Цepkobь послеапостольская и Римская империя Характерный признак положения первенствующей церкви определяется названием ее «ecclesia pressa» («гонимая, угнетаемая Церковь»). Действительно, этот период до того исключителен, что вопрос об отношении государства к христианской церкви отодвигает все другие вопросы на задний план. Если посмотреть с отдаленной точки на это время, то представилась бы одна картина —  — борьбы за существование. Важнейшие вопросы внутренней церковной жизни явились бы как подробность в этой картине. Что устоит: дух или цифра, — вот главный вопрос этого периода. 1. Мученичество     Борьба церкви с внешней силой государства нашла выражение в мученичестве. Церковь послеапостольского периода, ecclesia pressa, была церковь мучеников. Мученичество — в высшей степени характеристичное явление; что оно тесно связано с этим временем, видно из того, как трудно передать на других языках греческое понятие «martus». Древние восточные народы перевели его буквально, следовательно, без комментария. Греческое martus; значит свидетель. Ему соответствует сирийское sohdo, testis, от глагола sehad, testatus est, арабское sahid шахид (Лук. XXIV, 48), temoin veridique, от глагола шахида, rendre temoignage de, эфиопское самаъыт, послух, от глагола самыъа (=евр.) — услышал, асмыъа — послушествовал=свидетельствовал, армянское vkaj (Лук. XXIV, 48) от глагола vkajel. свидетельствовать, грузинское, кажется, мотцаме, т. е. также свидетель . Новые славянские, не исключая и западных (чешское mucedlnik, польское meczennik), при переводе истолковали это слово, но не совсем верно. Напротив, западные народы, начиная с латинского, оставили греческое слово без перевода; латинское martyr перешло во все романские, до румынского включительно, и германские языки (немецкое Martyrer), впрочем, с толкованием в славянском смысле (Marter=мучение, истязание, пытка), равно как и в мадьярский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Закрыть itemscope itemtype="" > Раскол в Эфиопской церкви преодолен 17.02.2023 434 Фото: apcnews.ru Священный синод Эфиопской Православной церкви Тевахедо заявил 15 февраля, что раскол, наметившийся в прошлом месяце, преодолен. Трое епископов, пытавшихся создать альтернативный синод, покаялись и примирились с церковью, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Благовест-инфо. Как сообщалось ранее, 22 января в одной из сельских церквей в провинции Оромия трое архиереев – представителей народа оромо – без согласия Патриарха и синода Эфиопской церкви рукоположили 26 новых епископов, заявив о создании альтернативного «инклюзивного» синода. Инициаторы разделения, во главе которого встал архиепископ Юго-Западной Шевы Абуна Савирос (Севир), утверждали, что руководство Эфиопской церкви, в котором преобладают этнические амхарцы, дискриминирует верующих самой многочисленной народности страны – оромо. Вскоре после этого, 26 января, синод в Аддис-Абебе отлучил от церкви Абуну Савироса и его единомышленников – архиепископов Абуну Зену Маркоса и Абуну Эвостатеоса, а также всех других клириков, принявших участие в незаконной хиротонии. Что касается успехов «инклюзивного синода», то в южных провинциях Эфиопии (за исключением Оромии) большинство верующих отказалось принять новых епископов. В самой же Оромии раскол был поддержан местными властями. 4 февраля в ходе столкновений верующих с силовиками погибло не менее 13 человек, которых в Эфиопской церкви уже назвали «мучениками». Вчера трое епископов, создателей «инклюзивного синода», в сопровождении премьер-министра Эфиопии Абия Ахмеда и других представителей государственных властей были приняты Патриархом Абуной Матиасом (Матфием). Изначально правительство выступало за проведение переговоров, в которых канонический и «альтернативный» синоды выступали бы как равноправные стороны, однако Эфиопская церковь отвергла такой вариант. Трое архиереев, ушедших в раскол, раскаялись в содеянном и приняли благословение Патриарха. Констатируя преодоление раскола, Абий Ахмед (сам он родился в семье оромо-мусульманина и амхарки-христианки и в зрелом возрасте принял протестантизм) заявил, что «церковь останется единой вплоть до пришествия Жениха». Ранее премьер-министра активно критиковали за поддержку раскола.

http://ruskline.ru/politnews/2023/02/17/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление 1. Введение Схождение Благодатного огня, важнейший обряд Православной Церкви, происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Неизвестно, когда впервые появился этот обряд, но он без сомнения восходит к традиции и символике ранней Церкви: впервые о нем упоминает монах Бернард в середине IX века, возможно, что возник он во времена Карла Великого, когда паломничества на Святую Землю всячески поощрялись и стали очень популярными. В сущности, обряд символизирует триумф христианской веры, повторяемый из года в год, в ознаменование первой Победы после Голгофы. Патриарх входит в Кувуклию, расположенную над Гробом, в которой только на это время гасят все свечи и лампады, и происходит Чудо схождения Благодатного огня. Затем Огонь раздается огромному множеству людей, окружающих Храм и разносится по всему миру. До войны, Огонь, тщательно сохраняемый, добирался до самых дальних уголков России. Турецкое правительство, опасаясь, что фанатизм и возбуждение пасхальной толпы могут привести к массовым беспорядкам, обычно размещало большую воинскую часть внутри Храма и на его территории. 2. Совершение обряда Обряд совершает Православный Патриарх. Принимает участие также епископ Армянской апостольской церкви, единственный кто сопровождает Патриарха в Кувуклию, а также представители Коптской и Сирийской церквей, представители Эфиопской церкви не участвуют. По сути своей обряд является богослужением Православной Церкви, поэтому представители других конфессий предварительно получают разрешение у Православного Патриарха на участие, проходя в православный алтарь для выражения своего почтения. 3. Участники обряда Помимо Патриарха и епископа Армянской церкви в богослужении периодически участвуют следующие клирики и миряне: епископ, архимандрит, драгоман и […] Православной и Армянской церквей, мирянин от каждой из этих церквей и по одному представителю священства или мирян от Коптской и Сирийской церквей. От Коптской церкви часто представителем является мирянин, который приобрел привилегию получить Благодатный Огонь.

http://azbyka.ru/ceremoniya-shozhdeniya-...

Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг — отстаивать традиционные нравственные ориентиры 22 марта 2013 г. 14:26 Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской , Болгарской и Православной Церкви в Америке . И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии»   С.В. Чапнину  рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . — С кем из новых Предстоятелей Вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать? — Новый Патриарх Антиохийский Иоанн X ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой Горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление. Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю Патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/2863175.ht...

Митрополит Иларион: Когда я говорил о том, что Отдел внешних церковных связей превращается из церковного МИДа в церковное оборонное ведомство, то я имел в виду, что нам все чаще и чаще приходится оборонять священные границы нашей Церкви. Как известно, не мы создавали Церковь именно в тех границах, в которых она существует, а потому не нам ее и разрушать. Поэтому мы должны отвечать и на вызовы, которые приходят извне, в частности, на то нападение на нашу Церковь Константинопольского Патриархата , которое было сделано с целью расчленить и ослабить нашу Церковь, а именно — оторвать православных верующих Украины от православных верующих всей Русской Православной Церкви. Если говорить об Африке, действительно, на Африканском континенте во многих странах сейчас очень неблагополучная ситуация. Даже в такой, казалось бы, традиционно христианской стране, как Эфиопия, христиане сегодня подвергаются гонениям. В Нигерии уже многие годы зверствует террористическая группировка, которая просто уничтожает христиан целыми семьями и даже целыми селениями. Это трагедия, на которую так называемое цивилизованное сообщество обращает очень мало внимания, на Западе об этом очень мало говорят. А между тем христиане Африки с большой надеждой и упованием смотрят на Россию и ее Президента, на Русскую Церковь и Патриарха. Недавно новостные агентства облетела фотография, где эфиопские христиане (это была большая группа людей) вышли навстречу русским гостям и несли плакаты с надписями: «Спасибо Путину», «Спасибо Патриарху Кириллу». Конечно, христиане Африки нуждаются в защите России. Русская Православная Церковь не по своей воле, а в силу сложившихся обстоятельств создала в Африке Патриарший экзархат , чтобы дать каноническое убежище тем африканским священнослужителям, которые не пожелали последовать за Александрийским Патриархом в признании и легитимизации украинского раскола. Е. Грачева: Владыка, 28 января в удаленном формате состоялось заседание Священного Синода. На повестке был только один пункт: ответ на заявление Синода Александрийской Церкви о «вторжении» Русской Православной Церкви в ее пределы. Александрийская Церковь назвала это «шантажом со стороны Москвы». То есть пока Вашингтон с Москвой перекидываются депешами, в Церкви тоже происходит жаркая переписка. Что ответил на это Священный Синод?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5899184...

Деяния святых апостолов, изъясненные профессором Московской Духовной академии Димитрием Боголеповым. Последовательное истолковательное чтение Содержание От издателей Введение. Писатель книги Повод к написанию Время и место написания Цель написания Содержание и разделение книги Развернутое содержание и основные тезисы Толкования Первая часть. Церковь Христова из иудеев (гл. 1–12) I. Открытие основанной Христом Церкви чрез сошествие Святого Духа на верующих (1, 1–2, 47) 1. Предисловие к книге (1, 1–3) 2. Вознесение Иисуса Христа на небо (1, 4–11) 3. Жизнь верующих после вознесения Господня (1, 12–14) 4. Причтение Матфия к лику апостолов (1, 15–26) 5. Сошествие Святого Духа на верующих (2, 1–13) 6. Первая апостольская проповедь и обращение ко Христу около трех тысяч человек (2, 14–41) 7. Внутреннее состояние и внешнее положение Церкви Христовой (2, 42–47) II. Церковь Христова в Иерусалиме (3. 1–7, 60) 1. Новое умножение числа верующих в Иерусалиме (3, 1–26) 2. Апостолы на суде в синедрионе (4, 1–31) 3. Деятельная любовь первых христиан и опасность извращения ее в лицемерие. Анания и Сапфира (4, 32–5, 11) 4. Дальнейшее распространение Церкви в Иерусалиме и новое нападение синедриона на апостолов (5, 12–42) 5. Избрание семи диаконов (6. 1–7) 6. Первомученик Стефан (6, 8–7, 60) III. Церковь Христова во всей Иудее и Самарии и в переходе к язычникам (8, 1–12, 25) 1. Гонение на Церковь в Иерусалиме и распространение ее в Самарии. Обращение эфиопского вельможи (8, 1–40) 2. Обращение Савла (9, 1–31) 3. Апостольская деятельность Петра вне Иудеи и Самарии. Петр в Лидде и Иоппии (9. 32–43) 4 . Апостол Петр призывается перенести Евангелие к язычникам (10, 1–11, 18) 5. Обращение язычников к вере Христовой в Антиохии (11, 19–30) 6. Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову (12, 1–25) Вторая часть. Церковь Христова среди язычников (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла (13, 1–15, 35) 1. Распространение Церкви Христовой на острове Кипр (13, 1–12) а) Начало апостольских путешествий святого Павла б) Обращение проконсула Сергия Павла 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Древние александрийские анафоры Предисловие Среди различных христианских богослужебных систем («обрядов») древняя богослужебная система Александрийской Церкви выделяется своими цельностью, самостоятельностью и, что немаловажно, тем, что она лучше других засвидетельствована в источниках такого раннего времени, как III–IV вв. 1 Возникший уже в I в. и развивавшийся сначала в греко-язычной, а затем также и в коптской среде александрийский обряд просуществовал до VII–XI вв., когда оказавшаяся под властью арабов греческая община Александрии и Египта была предельно ослаблена. После XII в. Александрийская Православная Церковь отказалась от своего древнего обряда и перешла, как и все другие Православные Поместные Церкви, на константинопольский («византийский»), сохранив в своём богослужении лишь совсем незначительные в масштабе целого обряда особенности. Так, на вопрос Александрийского патриарха Mapka III (XII в.), обращённый к знаменитому канонисту того времени, патриарху Феодору IV Вальсамону, о том, можно ли совершать литургии, известные под именами ап. Марка и ап. Иакова, тот ответил резко отрицательно 2 ; иными словами, самобытная александрийская традиция ослабла в то время настолько, что в авторитетности было отказано литургии ап. Марка, совершавшейся некогда такими великими отцами Церкви, как свтт. Афанасий Великий и Кирилл Александрийский 3 ! Тем не менее, древний александрийский обряд продолжал жить в коптской и отчасти эфиопской среде, а в XX в. уже отмечавшиеся древность, самостоятельность и цельность этого обряда вызвали к нему новый всплеск интереса со стороны богословов, патрологов и историков богослужения. Ниже вниманию читателя предлагаются русские переводы сохранившихся древних анафор Александрийской Церкви. Анафора, т. е. центральная молитва Божественной литургии, является ядром главного христианского богослужения – Евхаристии, – а значит, и богослужебной традиции вообще. На сегодняшний день существует огромное число публикаций, касающихся как отдельных анафор, так и истории их происхождения в целом, однако практически все они сделаны западными учёными и поэтому плохо известны русскому читателю – как справедливо отмечал проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ IV (1816, сел. Надж-Абу-Закали близ Ахмима, совр. мухафаза Сохаг, В. Египет - 18.01.1861, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 5 июня 1854), реформатор, способствовавший просвещению копт. общины и церковному возрождению. Род. в крестьянской семье, в миру носил имя Давуд Тумас Башут. В возрасте 22 лет стал послушником Антония Великого мон-ря , в следующем году принял там постриг с сохранением имени. Уже через 2 года был игуменом мон-ря и вскоре основал школу для обучения монахов близ г. Бени-Суэйф. Просветительская и подвижническая деятельность молодого игумена привлекла внимание патриарха Петра (Бутроса) VII аль-Джавили (1809-1852). В 1851 г. он делегировал игум. Давуда (по нек-рым сведениям, рукоположив его во епископа - Порфирий (Успенский). 1901. С. 342-343) для улаживания догматических споров в Эфиопской Церкви , к-рая тогда подчинялась копт. Александрийскому патриарху, но миссия не увенчалась успехом. Вернувшись в Каир в июле 1852 г., после смерти патриарха, Давуд вопреки воле усопшего не был сразу избран его преемником. Распространился слух, что в Эфиопии игумен был вовлечен в заговор против егип. правительства. Группа копт. духовных и светских лидеров, поддерживавших др. претендента на Патриарший престол - епископа Ахмимского, собралась ночью в церкви для интронизации своего кандидата, но была разогнана сторонниками Давуда. В качестве компромисса 19 апр. 1853 г. было решено назначить последнего на нововведенную должность митрополита Каирского. Лишь более года спустя, доказав свою лояльность к властям и способность стать духовным главой общины, Давуд занял Патриаршую кафедру с именем Кирилл IV. В копт. традиции К. именуется «отцом реформ»: его недолгое Патриаршество дало импульс к «пробуждению» Коптской Церкви для религиозно-богословской и общественно-политической деятельности. Считая своей главной задачей просвещение общины, основное внимание новый патриарх уделял вопросам образования. В 1855 г. были открыты 1-я школа при копт. Патриархии и 1-я в Египте школа для девочек (в Каире); всего за годы предстоятельства К. начали работать порядка 12 учебных заведений. Патриарх регулярно посещал основанные им школы, следил за обучением детей и даже лично проводил занятия. В школах помимо религ. дисциплин преподавали арифметику, географию и др. науки, араб., копт., тур., франц., итал. и англ. языки. По распоряжению К. в мон-ре св. Антония была основана копт. типография.

http://pravenc.ru/text/1840421.html

Новости проекта Похороны Его Святейшества архиепископа Абуны Тимофея прошли в кафедральном соборе Святой Троицы Член Священного Синода Эфиопской Православной Церкви Тевахедо, ректор университета Святой Троицы и хранитель кафедрального Свято-Троицкого собора, Его Святейшество Абуна Тимофей, доктор богословия, был похоронен 8 апреля 2021 г. ( 29 марта 2013 г.), после мессы в Свято-Троицком соборе. Похороны прошли в присутствии Его Святейшества Абуны Матфия, Патриарха-Католикоса Эфиопии, Эчегхе трона святого Такла Хайманота и Архиепископа Аксумского, а также друзей и родственников. Администрация Свято-Троицкого университета, персонал, учителя и ученики выражают соболезнования в связи со смертью благословенного отца Абуны Тимофея и свидетельствуют обо всем хорошем, что он сделал для Церкви. Биография Его Святейшества архиепископа Абуны Тимофея (доктора богословия) (1931 (1923) – 2021 (2013)) Рождение Его Святейшество Абуна Тимофей родился в мае 1931 (1923) года в семье госпожи Кахсы Кайлу и господина Баламбараса Тесфа Текле в провинции Тыграй в районе Бизет недалеко от православной церкви Спасителя Мира. Он получил семейное имя Хабте Селассие Тесфа. Его Святейшество Абуна Тимофей в раннем возрасте воспитывался в семье. Как только он стал достаточно взрослым, чтобы ходить в школу, его дядя-монах приобщил мальчика к церковному вероучению. Он также учился читать и писать в соседней церкви. Духовное образование и монашеская жизнь Его Святейшество Абуна Тимофей покинул свой родной поселок и отправился в древний город Аксум для дальнейшего обучения. Хабте Селассие Тесфа поступил в монастырь святого Абуны Пентелевона, где углубил свои знания в христианском вероучении, обучаясь вместе с монахами. В 1950 (1942) году он уехал из Аксума в Асмэру, где был принят бывшим архиепископом Эритреи и Тыграя, Его Святейшеством Абуной Марком, и вернулся в свой родной город, где начал служение в качестве диакона. Молодой диакон отличался искренностью, послушанием и твердыми моральными принципами.

http://texts.aquaviva.ru/abuna/

Пётр Заведеев Церковная История (общая) Церковь есть общество верующих, соединенных таинствами, Богослужением и обрядами. Как общество, она имеет свою историю возникновения и развития до настоящего своего состояния. Эта история разделяется – на общую до отделения Римской церкви и на частные церковные истории. Церковь Российская имеет свою историю, а Западная – свою. Общая история разделяется на три периода. Период первый Распространение церкви. Первоначальная церковь христианская, основанная Иисусом Христом, состояла из немногих лиц, окружавших Христа, но потом этой церкви суждено было сделаться всемирною. По сошествии на апостолов Св. Духа, они начали проповедовать Христа Сына Божия, распятого иудеями и воскресшего в третий день. Проповедь эта имела необычайный успех и число верующих все увеличивалось. Тотчас же по сошествии Св. Духа, после речи Петра обратилось ко Христу 3000, а чрез несколько времени у Красных ворот по исцелении хромого 5000 человек. Сначала апостолы проповедовали во Иерусалиме, а потом разошлись по разным странам. В 36 году совершилось призвание ап. Павла, который до этого времени был иудеем и преследовал христиан всюду, где только мог. По тем же побуждениям он отправился и в Дамаск, но на дороге услышал голос, говоривший на еврейском языке: «Савл, Савл! что ты меня гонишь». Савла слепого и слабого привели спутники в Дамаск. Здесь Анания, бывший из числа семидесяти учеников, по повелению Господа, явился к Савлу и исцелил его, возложив на него руки. Савл стал видеть и крестился. После этого он, покоряясь Божественному призванию, начал проповедовать в Дамаске же, что Иисус распятый есть Сын Божий. Слышавшие дивились тому, как из гонителя Савл сделался проповедником христианства. Между тем апостолы проповедовали Евангелие в разных странах. Филипп – один из семи диаконов проповедовал о Христе жителям Самарии и обратил ко Христу Эфиопского вельможу. Основание христианской церкви между язычниками в Кесарии и Антиохии. В то время, как ап. Павел проповедовал в Иоппии, в Кесарии жил некто Корнилий сотник из полка, называвшегося Италийским. Он был отец благочестивого семейства. Ему однажды явился ангел и сказал, чтобы он послал за апостолом Петром, дабы тот, пришедши, научил его как спастись. Петру в это время было видение плащаницы, наполненной всякими гадами. Когда пришли посланные от Корнилия, он понял, что значило видение и, нимало не сомневаясь, пошел в Кесарию и крестил дом Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010