Особенно часто стали посещать паломники и богомольцы Иерусалим с IV века, после обретения Креста Господня св. царицей Еленой. До этого времени существующий как провинциальный римский гарнизонный город, Иерусалим получает совсем новую значимость и облик через архитектурное и духовное осмысление святых мест, связанных с земной жизнь Господа Иисуса Христа. Христианское почитание распространилось на всю Палестину, которая отныне именуется не иначе как Святая Земля 131 . Стремление «материализовать» обладание святостью в виде всевозможных священных реликвий рано стало неотъемлемым свойством христианской Церкви и ярко отпечаталось в сложении «материально-художественной» оболочки раннего христианства. В христианизации Палестины, начатой Константином Великим , участвовали женщины его семьи и близкие к нему священнослужители. Они же положили начало традиции «благочестивых раскопок», длившейся все средневековье и не оставленной поныне. На соборе в Никее (325 г.) император Константин огласил грандиозный план «открытия святых мест» Палестины, и прежде всего Иерусалима. К тому времени около 200 лет даже слова «Иерусалим» официально не существовало, его сменило название – Элия Капитолия. Равноапостольному Константину пришлось начинать с возведения церквей на месте Рождества (над гротом в Вифлееме), Вознесения (на Масличной горе) и, главное, на месте обретения Креста 132 . В сочинении Евсевия Кесарийского «Жизнь Константина» подробно описан ход работ: снос храма Венеры (стоявшего, как полагали, на месте гробницы Христа) и срытие оскверненной земли. При этом копавшие неожиданно очутились перед выступом природной скалы, который был признан Голгофой. Епископ Евсевий Кесарийский так повествует о деяниях императора Константина: «Император, возлюбленный Господом, предпринял … работу, также достойную внимания, в провинции Палестины. … Ему казалось, что это  был его долго построить памятник, достойный почитания, на самом благочестивом месте, на месте Воскресения Спасителя в Иерусалиме. Итак, он отдал приказание построить дом молитвы, не без помощи Божией, но вдохновленный на это дело духом Самого Спасителя» 133 .

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

«Петр и Иоанн, хотя от Самого Господа, читаем мы у Климента (Еве. 11,1), предпочтены были (другими учениками), однако, по Вознесении Спасителя, не стали состязаться о славе, но Иерусалимским епископом избрали Иакова Праведного». То же (первенство Иакова) мы видим и на апостольском Соборе. Но со времени падения Иерусалима (69-70 г.), звезда иерусалимской Церкви померкла. От старого города остались лишь три башенки и часть городской стены возвышавшейся над Сионом… Однако, после катастрофы, несколько иудейских и христианских семейств вернулись в опустошенную местность и среди развалин образовали небольшое поселение (Еве. Ц. И. III, 4, 32, 35; IV, 4). Так на месте древнего Иерусалима возникла немногочисленная христианская община, время от времени дававшая мучеников за веру (Еве. III, 20, 32) и построившая для богослужебных собраний небольшой храм на том месте, где после Вознесения Господня первые христиане совершали Евхаристию. Язычество также водворилось во св. местах; на развалинах древнего Храма, по императорскому повелению, было сооружено святилище Юпитера Капитолийского. Следствием этого явились кровавые восстания иудеев под начальством Баркохбы. Оно было жестоко подавлено в 135 г. Адрианом. Иерусалим вторично был разрушен. Иудеям было запрещено даже приближаться к тому месту, где стоял Иерусалим. Самое имя Иерусалима было запрещено. Он назван был в честь супруги Августа — Элия Капитолина. Вскоре, однако, и здесь образовалась довольно значительная христианская община, но уже христиан из язычников. Древнее предание, после Симеона, преемника и двоюродного брата Иакова Праведного, который умер мученически при Траяне 120-ти лет от роду, до 18-го года правления Адриана, указывает еще 13 иудео-христианских епископов. (Такое количество вызывает большие недоумения). Все эти епископы были обрезанными; а отсюда следует, что община оставалась иудео-христианскою. После восстания Баркохбы уже в языко-христианской общине первым епископом был Марк, которого Евсевий датирует 19-м годом царствования Адриана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

После 65 лет евреи снова восстали против римлян. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен и было приказано пройти плугом по улицам в знак того что здесь больше не город, а поле. Евреи которые остались в живых, бежали в другие страны. Позднее на развалинах Иерусалима вырос небольшой город " Элия Капитолина " . Падение иудеев и Иерусалима имеет то значение, что большие гонения на христиан со стороны евреев прекратились. Вопросы. (1) Кто были первые христиане? (2) Как относились к христианам евреи которые не пошли за Иисусом Христом? (3) Кто жил и кто управлял Иерусалимом? (4) Какое было отношение евреев к римлянам и почему? (5) Что происходило от 67-го и до 70-го года в Иерусалиме? (6) Что произошло через 65 лет и почему? (7) Какое имеет значение падение Иерусалима для Церкви? 3.2 Гонение от язычников (19) Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Эти гонения продолжались два с половиной века. Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников - это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по прежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ жизни: 1. Вместо эгоизма - проповедывала любовь, 2. На место гордости ставила смирение; 3. Вместо роскоши, доходившей в римской империи до страшных размеров, учила воздержанию и посту, 4. искореняла многоженство, 5. возвысила значение рабов, 6. призывала богатых к милосердию и благотворительности. Историю гонений на христиан в первые три века можно разделить на три периода: 1. Правительство римское в течение всего первого века не обращает особое внимания на распространение христианства. Если христиане подвергаются гонениям, то это из за личных побуждений со стороны императоров, а не из за законов. 2. В начале второго века воздвигаются на христиан гонения из побуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от воззрений и характера правителей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Почему эпиклезис «Завещания» заимствует для выражения святыни новозаветного таинства Евхаристии ветхозаветный образ? Ответ надо искать в истории раннего христианства. Христианская Церковь возникла в недрах ветхозаветного иудейства, и апостольское благовестие вне Палестины в первую очередь распространялось среди иудеев рассеяния, составлявших в отдельных центрах Римской империи довольно многочисленные колонии 31 . События 70-х годов, когда Иерусалим был превращен в развалины, а затем 130-х годов, когда на месте его был построен языческий город Элия Капитолина и евреи в административном порядке были выселены из Иерусалима, содействовали укреплению иудейского элемента в Церкви. В некоторых местах этот элемент давал себя чувствовать настолько сильно, что Церкви приходилось принимать меры к ограничению религиозных иудейских традиций у христиан из евреев. Так, LXV апостольское правило выступает против постящихся в субботу и воскресенье; Лаодикийский собор требует, чтобы в субботу наряду с ветхозаветными книгами читалось и Евангелие 32 , и под угрозой анафематствования запрещает христианам «иудействовати и в субботу праздновати» 33 . «Завещание» – памятник сирийского происхождения. Здесь, в Сирии, иудейский элемент среди христиан занимал значительное место. Не случайно Евхаристический канон «Завещания», как отмечалось выше, с конструктивной стороны следует общему порядку иудейской пасхальной вечери и в отдельных выражениях обнаруживает сходство с традиционным для этой вечери повествованием о выходе евреев из Египта. Эпиклезис «Завещания», как и евхаристические благодарения «Дидахэ», предназначались для христиан, в основном происходивших из евреев. Этим обстоятельством объясняется то, что образ для выражения тайны пресуществления в нем заимствуется из истории патриарха еврейского народа Авраама. Что касается Евхаристического канона «Египетских церковных постановлений», то он, конструктивно будучи близким канону «Завещания», со стороны формы эпиклезиса отличается от него. Он выражен словами: «Усердно молим Тебя послать Духа Твоего Святого на приношения сей Церкви (supplicesque oramus Те, ut mittas Spiritum Timm Sanctum super oblationes hujus ecclesiae), равно и всем причащающимся их воздать святость, чтобы они исполнились Духа Святого, и к утверждению веры их в истине, чтобы они прославляли и восхваляли Тебя в Сыне Твоем, Иисусе Христе, в Котором Тебе хвала и власть во Святой Церкви и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь» 34 . Эта форма эпиклезиса генетически опять же связана с Тайной вечерей. Вспомним, что когда апостолы причастились Тела и Крови Христовых, Спаситель в последней прощальной беседе с ними сказал им: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» ( Ин.14:15, 16, 17, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

При императоре Адриане (117–138) была сделана попытка построить на руинах Иерусалимского храма святилище Юпитеру Капитолийскому и запретить обрезание. Это спровоцировало Второе иудейское восстание под предводительством Симона Бар-Кохбы (то есть «Сын звезды», при этом имелась в виду звезда Давида – Числ 24: 17 ). Согласно некоторым источникам, знаменитый рабби Акива признал его Мессией. Римляне жестоко подавили восстание в 135 году. Иудеям запретили входить в Иерусалим под страхом смерти. На месте древнего города был построен языческий город Элия Капитолина 155 , а на месте Храма был возведен храм Юпитеру. 5.2. Обзор социальной среды Первые христиане были иудеями, и влияние иудаизма на новозаветный корпус несомненно. Евангелия пронизаны всевозможными ссылками, параллелями и аллюзиями на ветхозаветные Писания, праздники, институты и традиции. Однако, как говорилось ранее, со времени Александра Македонского иудеи жили в эллинистическом мире. В частности, возможно, ко времени Рождества Христова большинство иудеев говорили по-гречески. Еврейские библейские книги были переведены на греческий, а некоторые неканонические книги (например, 2 Макк) сразу писались на греческом языке. Всевозможными путями окружающий мир влиял на иудеев. По различным оценкам в новозаветный период в Римской империи насчитывалось около четырех миллионов иудеев, что составляло заметный процент от всего населения. Но существенно больше половины их уже проживало в рассеянии (диаспоре), так что в Александрии Египетской было больше иудеев, чем в Иерусалиме (по сведениям Филона, два из пяти районов этого второго по величине города Римской империи были полностью заселены иудеями), а в Сирии – больше, чем во всей Палестине. И наоборот, в Галилее, где вырос и жил Спаситель, иноплеменных язычников было больше, чем евреев. Большинство христианских общин находилось в городах. В городах соприкасались люди разного происхождения. Возможно потому, что население было смешанным, существовала потребность «принадлежать» к чему-то. Об этом говорят многочисленные ассоциации и организации: профессиональные, торговые, религиозные союзы и братства, молодежные клубы и т.п. В частности, люди, не имевшие гражданства, могли ощутить общность в таких объединениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Святая царица Елена, несмотря на то что у нее не было никаких указаний, кроме евангельских, на то место, где был распят Иисус Христос, с верой в Бога и горячим сердцем отправилась в город, который к тому моменту даже Иерусалимом не назывался, а носил языческое название Элия Капитолия, чтобы найти Господень Крест. И она его нашла. Нашла, потому что Господь вел ее за Собой. Нашла, потому что Крест Господень должен был воссиять над всем миром. Нашла, потому что для нас Крест Честной Животворящий – это не просто ограждение от всякого зла, это не просто символ нашей веры, но это самое главное выражение того, как нас всех любит Господь. Движимая любовью ко Господу, царица Елена обрела Честной Животворящий Крест. По священному Преданию, мы знаем, что, начав раскопки и докопавшись до глубоких цистерн, куда были сброшены кресты, на которых были распяты Иисус Христос и два разбойника, царица Елена обрела три креста. Для того чтобы понять, какой из этих крестов Крест Господень, их поочередно приложили к умершему человеку, которого несли на погребение мимо раскопок. Когда ко гробу приложили Крест Господень, совершилось великое чудо, мертвец ожил, воскрес. Слух о том, что совершилось великое чудо – нашли Крест Иисуса Христа – моментально распространился по городу, люди толпами сбегались к этому месту, и все хотели видеть обретенный Крест. Тогда этот Крест стали высоко поднимать – воздвизать, чтобы все люди могли увидеть святыню. Люди падали на колени и с верой в Бога и с благоговением восклицали: «Господи, помилуй!» Так всему миру стало известно об обретении Честного Креста Господня. А для нас, христиан, это стало особым знаком нашей веры. Это послужило тому, что все христиане стали считать крест неотъемлемой частью нашей веры. Крест – это не только изображение, которое мы сейчас видим на середине храма, которое носим на своей груди, которое я сейчас держу в руках. Крест – это сила Христовой любви. И когда Господь со словами: «...кто хочет идти за Мною, пусть возьмет крест свой и за Мной идет» (см. Мф.16:24 ), вручает нам крест, Он хочет нам вручить прежде всего силу Своей любви, чтобы мы в этом мире действовали как Он, чтобы мы силой Его любви раздвигали пространство нашей жизни, чтобы вся сила, которая у нас есть, была силой Его любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Слава Тебе, погребенному и воскресшему! Слава Тебе, учителю человеков, в Тебя уверовавших! Слава Тебе, восшедшему на небеса! Слава Тебе. воссевшему одесную Отца; приидеши во славе Отца со ангелами святыми, в некий грозный и страшный час, дабы судить души, отвергнувшие Твои пресвятые страдания. Силы небесные поколеблются: все ангелы, архангелы, херувимы и серафимы в страхе и трепете предстанут пред сияние славы Твоей; содрогнется земля до основания, и всякое дыхание проникнется дрожью пред Твоим державным величием. И в сей час да укроет меня рука Твоя под крыла Твои, да избегнет душа моя грозного огня, зубовного скрежета, тьмы внешней и вечного плача, дабы восславить мне Тебя в песнопении: Кирилл Иерусалимский (†386) На месте еврейского Иерусалима римляне воздвигли новый город, Элия Капитолина. Вместо Храма явился Капитолий, посвященный трем римским божествам — Юпитеру, Юноне и Минерве; следы этого Капитолия можно обнаружить и поныне. На том месте, где был распят и погребен Христос, воздвигли храм Венеры. Несмотря на все эти преобразования, христиане, сплоченные вокруг своих епископов Нарцисса, Александра и их преемников, продолжали собираться в той самой церкви, где Господь провел тайную вечерю. Епископ Кесарийский Евсевий, престол которого был неподалеку, между Яффой и Хайфой, посвятил несколько произведений библейской географии; он же поведал об испытаниях, постигших тамошних христиан во время диоклетиановых гонений, в своей книге «Палестинские мученики». ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ После Миланского эдикта 313 г. изменилось многое. В тот самый год и родился — предположительно в Иерусалиме или в окрестностях города — Кирилл, коему суждено было стать украшением здешней епархии. Когда собрался Никейский собор, ему было двенадцать лет. Мы почти ничего не знаем о его семье и воспитании. Судя по его ораторскому искусству, он учился в хорошей школе. Он был ловким импровизатором и умел, когда надо, отделывать свой слог. Гениальностью он не отмечен, но талантом наделен безусловно. В византийских богослужебных «Минеях» дается описание его внешности, неизвестно кем и когда составленное: росту среднего, бледен, слегка курнос, брови нависшие, волос долгий, белая борода густа у щек и разделена на подбородке, «вполне крестьянского облика». Может, он и был простоват с виду, но его слог и остроумие пленяли жителей Тарса, а они слыли просвещенными и взыскательными слушателями. Вообще об облике его лучше судить по сочинениям, а не по этому скорее всего вымышленному описанию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

(См.: Созомен. Указ. соч. С. 366–367.) В числе других городов, с которыми предание связывает пребывание Спасителя в Египте, контские источники упоминают Гелинополь, Гераклиополь и др. Исторически эти сведения не вполне достоверны, однако в них видно стремление возвысить Египет, которые, таким образом, оказывался тоже святой землей. Следуя этой традиции, Палладий, вероятно, имея в виду предание, рассказанное Созоменом, стремится подчеркнуть особое значение Церкви города Гермополя. (См.: Maspero G. Histoire des patriarches d’Alexandrie. Paris, 1923. P. 25, n. 6.) 364 B Египте было два города, носящих имя Гермополя: Гермополь Малый, находящийся в Ливии, и Гермополь Большой, расположенный в Фиваиде. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 145, n. 4.) 365 В греческом подлиннике τς ββλους πσας νδιαϑτους α σπουδαας. Прилагательное νδiaϑετoc указывает на тο, что имеются в виду богодухновенные книги Священного Писания, то есть те, которые входили в его канон. (См.: Diaiogue. Т. 1. Р. 146, n. 1.) 366 Элия Капитолина – название Иерусалима, которое в 130 г. дал воссозданному городу император Адриан. Созомен сообщает, что «Диоскор и Аммоний удалились в Иерусалим, а оттуда пришли в Скифополис и пребывание там, по причине множества пальм, листьями которых монахи пользовались для обычных своих работ, признали удобным, ибо за ними следовало до восьмидесяти человек». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 572–573.) 367 В других источниках об этом письме ничего не сообщается. (См.: Dialogue. Т. 1. Р. 148, n. 2.) 368 В греческом подлиннике αταλαμβνουσι τ στρατπεδον. Слово τ στρατπεδον (лагерь) в данном контексте имеет значение «дворец». При строительстве императорской резиденции за образец был взят укрепленный римский лагерь. Дворец Диоклетиана в Пальмире также именовался лагерем. (См.: Downey G. Ор. cit. Р. 322, n. 23.) 369 Эта церковь имеет знаменательную историю. Свт. Григорий Богослов , став епископом Константинополя, все храмы которого были захвачены арианами, начал проповедовать в доме одного своего родственника, впоследствии обращенном в храм, который получил имя Анастасия, что значит «воскресение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Собор вынес особое «Определение о викарных епископах». Его принципиальная новизна заключалась в том, что к ведению викарных епископов предполагалось отнести не только круг дел, касающихся епархиального управления, как это имело место в синодальный период, но и управление отдельными частями епархии. Издание этого Определения было продиктовано насущной потребностью в увеличении числа епархий и мыслилось как 1-й шаг в этом направлении. В 20-х гг. XX в. в РПЦ насчитывалось не менее 200 архиереев, но ввиду многочисленных арестов, заточений и ссылок архиереев остававшимся на свободе викарным епископам приходилось замещать правящих архиереев; т. о., в РПЦ не сложилось устройство Е. у. с разделением епархии на округа во главе с викариями. Е. у. по «Положению об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. Учитывая реальные обстоятельства церковной жизни, сложившиеся в 40-х гг. XX в., Поместный Собор 31 янв.- 2 февр. 1945 г. в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» пересмотрел «Определение об епархиальном управлении», принятое в 1918 г. Согласно Положению 1945 г., епархиальный архиерей носит титул по своему кафедральному городу. Еще при Заместителе Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергии (Страгородском ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в 1927 г. было выпущено постановление о том, чтобы епархии именовались по новым названиям своих кафедральных городов (следствием этого постановления было появление титулов епископов Ленинградского, Калининского, Куйбышевского). Каноническим основанием такого переименования, смутившего мн. церковных людей, является I Всел. 7: в нем епископ города, в древности именовавшегося Иерусалимом, носит уже новый титул - по названию города, данному ему языческим имп. Адрианом,- Элия Капитолина . Лишь после того как город вновь стал именоваться Иерусалимом, его епископы стали титуловаться Иерусалимскими. На основании ст. 24 Положения 1945 г. епархиальный архиерей назначался указом Святейшего Патриарха. В статье говорится лишь об одном моменте в поставлении епископа - об утверждении его избрания. Само избрание осуществлялось Синодом под председательством Патриарха. I Всел. 4 для избрания епископа предполагает собор по крайней мере 3 епископов митрополии и согласие всех остальных, изъявленное посредством издания грамот. В практике РПЦ отсутствующих епископов представляют члены Синода, вызываемые поочередно.

http://pravenc.ru/text/189999.html

То есть этот вопрос один из самых интригующих в истории – где располагался преторий, место суда над Спасителем по-прежнему остается открытым и остается загадкой библейской археологии Нового Завета.   Священник Александр Тимофеев , преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии. Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Расположение гробницы Господа Иисуса Христа и ее подлинность были и остаются, наверное, одним из самых интересных и интригующих вопросов библейской археологии на протяжении уже столетий. Мы знаем, когда была обнаружена гробница Господа Иисуса Христа. Опять же в IV веке, во времена святого равноапостольного Константина и его матери царицы Елены, когда епископ Иерусалимский Макарий предпринял масштабные поиски мест, связанных с евангельской историей. Надо понимать, что Иерусалим в то время представлял собой античный город, который назывался Элия Капитолина, и планировка которого была значительно изменена по сравнению со временем Господа Иисуса Христа. В этом городе мало что напоминало тот самый Иерусалим времен I века, в котором ходили Господь и апостолы, в котором произошли евангельские события. После второго иудейского восстания император Адриан приказал полностью перестроить город. На месте разрушенного храма был построен храм в честь Юпитера Капитолийского, точнее, в честь римской триады. Была изменена планировка города, в центре была построена огромная дорога – Кардо Максимус (Cardo Maximus). А те части города, которые раньше лежали за его пределами, вошли внутрь городской стены. В частности, это произошло и с местом гробницы Господа Иисуса Христа, и с Голгофой. В исторических источниках довольно определенно указано, об этом пишет, например блаженный Иероним Стридонский, что со времен Адриана до правления Константина – период примерно в 180 лет – место, свидетельствовавшее о Воскресении, было занято статуей Юпитера. Указывается, что над самим местом погребения Господа была построена платформа и огромный языческий храм в честь Венеры.

http://academy.foma.ru/tag/biblejskaya-a...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010