Когда-то мы отворачиваемся от веры. Когда-то мы бунтуем, когда-то погружаемся в быт и проблемы и не хотим думать ни о чем, кроме себя и своих удовольствий. Иными словами, когда-то мы более или менее сознательно погружаемся в грех. И от Святого Иерусалима в душе – того самого Иерусалима, в котором когда-то с радостью встречали Христа – остаются его жалкие развалины. Разгребаешь эту кучу, а на дне ее – забытый Крест Даже меньше, чем развалины – это уже не Святой Иерусалим, а жеманная и совершенно чужая Элия Капитолина, ничего общего с ним не имеющая. Она населена страстями и блестящей и адски пылающей пустотой, причем эти страсти, этот дурман, наркотический кайф занимают место самое святое, где раньше было сосредоточено присутствие Христа – горькое от Его боли и смерти и сладкое от Его Воскресения и открытых дверей рая. Венера усаживается на Голгофу и занимает ложе Гроба Господня. И когда ничто вроде бы не предвещает пробуждения, в разрушенный Иерусалим искалеченной души приходит настойчивая царица Елена – вера. Она призывающей благодатью начинает тормошить все живое, что еще осталось. Она трясет за шиворот, пинает, кричит в ухо самой сопротивляющейся части не желающего отказываться от «обезбоженной» жизни «Я» – такому вот иудею Иуде. И именно рядом с храмом страстной Венеры, храмом погони за удовольствиями, которыми никогда не насытишься (как там было? «всякий пьющий воду сию возжаждет опять» (Ин. 4:13), даже совершенно не христианин Будда знал, что все страдания – от жажды, от желаний, и только освободившись от них, можно перестать страдать – но главного-то Будда и не понял, потому что жил задолго до Христа и совсем в другой части света), обнаружится куча мусора. Ведь ничего, кроме мусора, удовлетворение страсти не оставляет. Выпил эту банку дешевого коктейля – выкинул; съел десяток пирожных – коробку выкинул. Разгребаешь эту кучу, а на дне ее – уже совсем, казалось бы, забытый Крест. Спасение. Его нетрудно узнать – от его прикосновения в душе перестает болеть то, что болело, воскресает то, что умирало.

http://pravmir.ru/razgrebaesh-kuchu-muso...

Однако сами римляне, во исполнение своих административных программ, на месте мятежного города устроили римскую колонию, и исполнителем этого римского принципа явился Адриан, воспретивший иудеям, под страхом смертного наказания, даже приближение к этой колонии, получившей название Элии Капитолийской. Согласно с обычаями того же императора-строителя, Элия украсилась термами, театрами и храмами на наиболее видных и притом возвышенных местах: Юпитера на месте храма Соломонова и – Венеры на Лобном месте (136–138 г.). Иерусалимская епархия в течение II и III столетий оказывается подчиненною митрополии Кесарийской, и только исключительное значение местности дает иерусалимскому епископу особенно почетное значение в областных синодах. В те же годы, когда Константин великий своим указом даровал мир христианской церкви, иерусалимским епископом был св. Макарий, столь же славный своею высокою жизнью, прямотою и твердостью характера, сколько и возвышенным умом. Макарий один из первых поднялся против арианства и после пяти лет борьбы явился на Никейском соборе твердою опорой православия. Вскоре после Никейского собора состоялся приезд в Иерусалим матери Константина, императрицы Елены, имевшей своею задачей отыскание остатков св. Гроба. В результате этих поисков состоялось, как известно, распоряжение императора о постройке на месте Голгофы великолепной базилики и Анастасиса или ротонды св. Гроба. Впоследствии, при раскопках на месте Голгофы, обретены были три креста и таблица с надписью имени Иисуса, уцелевшие от распятия Христова. Это событие является поворотною точкой в истории Иерусалима, начиная собою непродолжительный, но высоко плодотворный период жизни св. города, с 335 до 636 г., т.е. года арабского завоевания. Иерусалим становится разом одним из самых богатых и населенных городов Востока, и на него устремлены взоры всего мира. Три великолепные базилики и ряд церквей выстроены в течение IV и V веков. Окрестности Иерусалима наполняются монастырями, обителями, скитами и монашескими келлиями во всех направлениях: к Вифлеему и к морскому берегу, к Иерихону и по берегам Иордана до Тивериады.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/ierusali...

Они составлены преимущественно на основании следующих книг: Wiltsch: Handbuch d. Kirchl. Geogr. Und Statistik. Bingamii: Originum sive antiquitatum ecclesiasticarum Lib. IX. Le Quien: Oriens Christianus. Moritz: Register к церк. Истории Штолберга. Рера: Описание Палестины. Олесницкий: Святая земля. Норов: Путешествие по Святой земле. Его же: Путешествие к семи Малоазийским церквам, упоминаемым в апокалипсисе. Преосвещ. Порфирий Успенский : Путешествие в Синайский монастырь. Его же: Путешествие по Египту и Нубии и т.д. Патриарх Иерусалимский Иерусалим и Палестина были первым отечеством христианской церкви, первоначальная история церкви происходила здесь. – Тем не менее, патриарх иерусалимский, как патриарх, образовался даже позднее других, потому что Иерусалим в 70 году I-beka был разрушен и до IV века на месте его существовал только маленький, почти исключительно языческий город Элия Капитолина. В это время, когда иерусалимское епископство лишилось своей паствы, духовная юрисдикция в Палестине принадлежала митрополиту Кесарии Палестинской, главного города Палестины в гражданском отношении. Такие права имели кесарийские митрополиты почти в течение четырех веков. Из письма Иеронима в Паммахию можно, по-видимому, заключать, что Палестина в это время находилась еще под церковным управлением антиохийского архиепископа. Но нет никаких определенных доказательств на то, что митрополит кесарийский, управляющий Палестиною, получал посвящение от антиохийского патриарха подобно другим митрополитам антиохийского округа. Впрочем, и в это время, в течение первых трех веков, епископ Элии Капитолины, ради священных мест, находящихся здесь и в окрестностях, пользовался в Палестине преимуществом чести наравне с митрополитом кесарийским. По крайней мере так было с конца II-ro века. В доказательство этого можно напр. указать на то, что Наркисс, епископ иерусалимский, вместе с Феофилом, епископом кесарийским, имел председательство на соборе епископов всей Палестины по вопросу о праздновании Пасхи и занимал второе место.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

После разрушения города и храма христиане оставались в пределах Иерусалима, переименованного при имп. Адриане в Элию Капитолину,- возможно, с тем, чтобы сохранить имевшиеся там святыни; однако с того времени литургические обычаи иерусалимских христиан утратили значение для др. Церквей (что проявилось, в частности, в спорах о дате празднования Пасхи). Во II-III вв. основными центрами христ. богослужения стали такие города, как Рим, Карфаген, Эфес, Антиохия, Александрия и др.; в частности, традиции Александрии и особенно Антиохии (кафедра к-рой была подчинена Элии Капитолине) постепенно проникали в Палестину и могли оказать влияние на богослужение иерусалимских христиан. Формирование Развитие И. б. как полностью самостоятельной и разносторонней традиции началось в IV в., после того как св. равноап. имп. Еленой был обретен Крест Господень (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ) и при ее участии по повелению и на средства св. равноап. имп. Константина Великого был сооружен комплекс церковных зданий на месте Голгофы и пещеры Воскресения Христова (см. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). Если в доконстантиновскую эпоху в городе засвидетельствовано существование только одной христ. церкви на Сионе (хотя нельзя исключать, что христиане собирались для совершения богослужения не только там), то уже к V в. в Иерусалиме усердием визант. императоров и др. благодетелей был построен ряд храмов и мон-рей, а число клириков и монашествующих, равно как и жителей города (во II-III вв. Элия Капитолина представляла собой совсем небольшое поселение), многократно увеличилось. Самые ранние свидетельства об И. б. (в частности, о чинах Крещения и Миропомазания, Евхаристии, службах суточного круга и периоде Великого поста ) содержатся в Огласительных и тайноводственных поучениях свт. Кирилла Иерусалимского, а также в «Итинерарии» (Паломничестве, или Дневнике) паломницы Эгерии , к-рые датируются IV в. (подробнее см. соответствующие статьи), и в проповедях прп. Исихия Иерусалимского 1-й пол. V в.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимское ...

После смерти Ирода, сын его Архелай жестокостями своими не уступал отцу; он выказывал явное неповиновение римским повелителям, был вызван в Рим, и император Август, лишив его власти, заточил в крепость. Вслед за тем наступает период совершенной утраты иудеями своего политического существования, и причиной всему являются «Зилоты» (ревнители), которые вооружили народ против языческой тирании. В царствование Нерона, в 71 году по Р.Х., римские полчища, под предводительство сначала Веспасиана, а потом сына его, жестокого Тита, осадил Иерусалим и, после 5–месячной осады, срыли его до основания, причем погибло множество народа, будто бы до миллиона человек. Число это невероятно, но объясняется тем, что взятие Иерусалима происходило во время Иудейской Пасхи, когда стечение народа бывало многочисленное. Затаенная на продолжительное время ненависть иудеев к завоевателям-язычникам, за поругание еврейских обрядностей, разразилась в царствование императора Адриана, в 133 году по Р.Х., открытым восстанием. Адриан двинул на них войска под предводительством Юлия Севера. Евреи были совершенно уничтожены и ни одного еврея не осталось в Иерусалиме; Адриан запрещал евреям даже приближаться к этому городу. В 136 году на развалинах древнего Иерусалима Адриан решился основать новый город и назвал его «Элия Капитолина», в честь собственного своего прозвания Элий и в честь Юпитера Капитолийского, которому и воздвигнут был храм на месте бывшего иудейского. Но, чтобы предать забвению христианские святыни, Адриан построил новую иерусалимскую стену, которая была возведена позади Голгофы, так что это святое место было включено в черту нынешнего города. В царствование преемников Адриана евреи купили себе ценой золота право приходить плакать на развалинах Сиона. Царствование Константина Великого , озаренного светом истинной веры, было эпохой возрождения для Иерусалима. При Константине святыня иерусалимская вновь воссияла для мира и начала привлекать к себе поклонников из всех стран. Благочестивая мать первого христианского царя – Елена, несмотря на свои 80 лет, прибыла в Палестину в 326 году, посетила все священные места и воздвигла на них многие храмы. К этому же периоду относят и постройку храмов: Св. Гроба и Вифлеемского. Освящение храма Воскресения происходило 13 сентября 355 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поставление К. было совершено Акакием вместе с его единомышленником Патрофилом, еп. Скифопольским ( Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 38. 2), и, возможно, др. арианствующими иерархами ( Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 683-684). Акакий был недоволен еп. Максимом, последовательным сторонником никейского учения о единосущии, и, несомненно, надеялся на то, что поставленный им во епископа К. займет сторону ариан. Этого, однако, не произошло. Как можно судить по сохранившимся сочинениям К., он никогда не занимал арианскую или околоарианскую позицию, неизменно придерживаясь триадологии никейского исповедания (см.: Lebon. 1924), хотя и от употребления термина «единосущие» он также, за единственным возможным исключением, воздерживался. К недовольству Акакия в отношении богословских взглядов К. скоро добавился церковно-политический конфликт, связанный со статусом Иерусалима . Этот город в сер. IV в. бурно развивался: после разрушения войсками Тита в 70 г. в ходе 1-й Иудейской войны древняя столица Иудеи находилась в запустении до 30-х гг. II в., когда по повелению имп. Адриана на ее руинах был создан небольшой и не имевший существенного значения г. Элия Капитолина. Его епископская кафедра естественным образом оказалась в подчинении у кафедры главного города региона - Кесарии Приморской. Но при святых равноапостольных имп. Константине I Великом и Елене в Иерусалиме, получившем прежнее название, и его окрестностях в годы епископства Макария началось строительство храмов на местах распятия, воскресения и рождения Христа, был обретен честной Крест Господень. При еп. Максиме главный храмовый комплекс города (см. ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ) был освящен, и Иерусалим стал центром паломничества христиан со всей Римской империи. При К. строительство церквей на св. местах продолжилось, постоянно рос поток паломников, мн. из к-рых оставались в городе надолго или навсегда. Иерусалим снова превращался в центр всего региона, а внимательное отношение к св. граду со стороны христианских императоров еще более увеличивало его значение, что было подтверждено 7-м прав. Вселенского I Собора . Это полностью осознавал и К., постоянно подчеркивавший в своих проповедях и посланиях уникальность и особый статус Иерусалима. Поэтому уже «вскоре по вступлении на иерусалимское епископство»,- пишет Созомен,- он, «как предстоятель апостольского престола, спорил о правах митрополита с Акакием Кесарийским» ( Sozom. Hist. eccl. 4. 25. 2), который не признавал богословскую позицию I Вселенского Собора в целом, а следов. и принятые Собором решения по частным вопросам, включая правило об особом статусе Иерусалима.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

Святой Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что во времена апостольские начиналось паломничество во Иерусалим для поклонения святым мощам, блж. Феодорит Кирский говорит о том же 5 . Особенно часто стали посещать паломники и богомольцы Иерусалим с IV века, после обретения Креста Господня св. царицей Еленой. До этого времени существующий как провинциальный римский гарнизонный город, Иерусалим получает совсем новую значимость и облик через архитектурное и духовное осмысление святых мест, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа. Христианское почитание распространяется на всю Палестину, которая отныне именуется не иначе как Святая Земля 6 . Стремление «материализовать» обладание святостью в виде всевозможных священных реликвий рано стало неотъемлемым свойством христианской Церкви и ярко отпечаталось в сложении «материально-художественной» оболочки раннего христианства. В христианизации Палестины, начатой Константином Великим , участвовали женщины его семьи и близкие к нему священнослужители. Они же положили начало традиции «благочестивых раскопок», длившейся все средневековье и не оставленной поныне. На соборе в Никее (325 г.) император Константин огласил грандиозный план «открытия святых мест» Палестины, и прежде всего Иерусалима. К тому времени около 200 лет даже слова «Иерусалим» официально не существовало, его сменило название – Элия Капитолия. Равноапостольному Константину пришлось начинать с возведения церквей на месте Рождества (над гротом в Вифлееме), Вознесения (на Масличной горе) и, главное, на месте обретения Креста 7 . В сочинении Евсевия Кесарийского «Жизнь Константина» подробно описан ход работ: снос храма Венеры (стоявшего, как полагали, на месте гробницы Христа) и срытие оскверненной земли. При этом копавшие неожиданно очутились перед выступом природной скалы, который был признан Голгофой. Епископ Евсевий Кесарийский так повествует о деяниях императора Константина: «Император, возлюбленный Господом, предпринял… работу, также достойную внимания, в провинции Палестины. …Ему казалось, что это был его долг построить памятник, достойный почитания, на самом благословенном месте, на месте Воскресения Спасителя в Иерусалиме. Итак, он отдал приказание построить дом молитвы, не без помощи Божией, но вдохновленный на это дело духом Самого Спасителя» 8 . Св. Константин приказал построить на месте Голгофы церковь , не считаясь с затратами, и руководил строительством через епископа Иерусалимского Макария. Женщины императорской фамилии – св. императрица Елена, мать Константина, и Евтропия – построили церкви у Мамврийского дуба, на Масличной горе и в Вифлееме, а также организовали в Иерусалиме поиски, приведшие к открытию Святого Креста. После работ св. Елены в Иерусалиме открытие древностей на многие столетия стало восприниматься исключительно как метод обретения реликвий 9 .

http://azbyka.ru/o-palomnichestve-i-stra...

Следующее событие, которое мы могли бы связать с археологией – это Тайная Вечеря , совершенная накануне Крестных страданий Господа Иисуса Христа. В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной Вечери, которое носит название Сионской Горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами, и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Внутри нее находится михраб, направленный в сторону Мекки. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская Горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы не можем установить достоверно. Церковь, называемая Сионской горницей В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Подлинность ее доказана недостаточно точно. Однако, если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра , сказанные в день Пятидесятницы: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (Деян 2:29). В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида. Но даже если место нахождения Сионской горницы определено правильно, паломники в Иерусалим должны понимать, что это не та самая Сионская горница, в которой Христос вкушал хлеб и вино с учениками. Более того, существуют исторические затруднения для реконструкции домов и зданий времен Господа Иисуса Христа. Это связано с тем, что Иерусалим был несколько раз разрушен. Первый раз это произошло в 70 году, когда римляне буквально не оставили камня на камне. Во втором веке город был перестроен императором Адрианом, и на месте разрушенного Иерусалима был основан римский город Элия Капитолина. При императоре Константине и императрице Елене, его матери, были произведены значительные изыскания, в результате которых был найден крест Господа, найдено место Его погребения. А в 614 году город был разрушен персами, которые сожгли Иерусалим и разрушили храм Гроба Господня.

http://pravmir.ru/archeologia-evangelia/

Спаситель был распят на Голгофе – Лобном месте. К этому выражению – Лобное место – мы привыкли. Например, в Средние века место, где публично казнили преступников, обычно называлось лобным. Это название очень древнее. Святые отцы, истолковывая его происхождение, говорят, что название места казни Спасителя основывается на иудейском предании. Когда пред всемирным потопом Ной вошел в ковчег, он взял с собой великую святыню – кости Адама. После потопа сыновья Ноя должны были расселиться по земле, и каждому из них он передал часть костей этого великого древнего праведника. Симу достался лоб Адама, самая честная часть его святых мощей, погребенная потом именно на Голгофе. И там, где был погребен первый человек, и должно было совершиться искупление и самого этого человека, и всех его потомков. Тела казненных и орудия казни бросали в находившуюся рядом с Голгофой яму для нечистот (это место, где и был обретен Крест Господень, известно – теперь оно находится в храме Воскресения Христова). Поскольку считалось, что бесчестно казненный преступник уже не может быть предан настоящему погребению, то его предавали земле таким образом – слово «погребение», наверное, здесь не уместно. Но вдруг пришли Иосиф с Никодимом, Пилат уступил просьбам таких знатных людей и отдал им тело Спасителя, а в яму был брошен только Крест. В 70 году по Рождестве Христовом после очередного неудачного восстания иудеев против римлян Иерусалим был окончательно разрушен, а земля, на которой он стоял, вспахана и засеяна солью. Впоследствии места всех былых святынь, и христианских, и иудейских, были застроены, иногда даже языческими храмами. Город стали называть Элия Капитолина, а место распятия Спасителя оказалось забытым. Прошло несколько столетий. Христианская вера вопреки всем ожиданиям наконец восторжествовала после продолжительных гонений и преследований. Сбылись слова, которые вы слышали сегодня в апостольском чтении: «Крест для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных иудеев и эллинов Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1, 23–24). И призванные эллины (под которыми, конечно, подразумевается языческий мир вообще, не только греки) восторжествовали, и власть над империей была передана христианскому государю, императору Константину Великому.

http://pravmir.ru/kakoj-siloj-osvyashhen...

В богослужении праздника есть две характерные особенности. Люди стоят на службе с зажженными свечами и освященными вербами. Эти действия предметно живописуют духовный пафос праздника. Горящая свеча означает радость, которую испытывает верующий, зная о том, что во Христе он всегда имеет опору и утешение, надежду и упование в жизни и после смерти. А ветки вербы напоминают о крестном древе, а значит, о кресте и страданиях за нас Спасителя. Красноватый цвет вербы говорит о крови Христовой, пролитой за нас на кресте. То, что ветка не сухая, а оживающая и распускающаяся наводит на мысль о воскресении Христовом и будущем всеобщем воскресении из мертвых 8 . Праздник всей своей символикой вводит нас в волнующие дни последней недели поста. Она называется Страстной, от славянского слова страсти – страдания, когда мы можем по – особому близко сопережить страшные страдания Христовы и войти в свет Его воскресения. Если сделаем это усилие над собой, то обязательно почувствуем, как благотворна и живительна уже сама мысль о страдающем и воскресшем Христе. 1 Иерусалим. Самые древние письменные свидетельства находятся в египетских… текстах 19–18 вв. до Р. Хр.=Rusalimum. В письмах фараону Аменофису 4-му царь города Абдихеб называет его Урусалим. Ассирийские царские надписи Урсалиму. Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета 70 толковников) предлагает форму – Ierousalem. В Новом Завете встречается вариант Ierosolima. Этимология слова спорная, самым вероятным является перевод как «Основание Бога Салима (мира)…После второго восстания (132–135 гг. по Р. Хр.) город был назван по имени императора Aelius Hadrianus (Элий Адриан)…Элия Капитолина. В арабской традиции после завоевания города халифом Омаром в 638 г. Иерусалим называется al-?Quds (Святость). Собственно начало Иерусалима как города следует отнести к среднему периоду эпохи бронзы около 1800 г. до Р. Хр., когда на юго-восточном холме возникает поселение, окруженное стенами… Основание Иерусалима совпало с возникновением многочисленных городов (20–18вв. до Р. Хр.), жителями которых были западные семиты, которых обычно называют хананеями…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010