Церковь , одержав триумфальную победу над язычеством, забыла об этом уроке и в течение многих веков относилась ко всем христианским еретикам, а вместе с ними и к иудеям и язычникам, так, как в древности римляне относились к христианам, без различия между верованиями и сектами. Все государственные церкви от императоров–христиан Константинополя до русских царей и правителей Южно–Африканской республики в большей или меньшей мере преследовали несогласных, непосредственно нарушая принципы и методы Христа и апостолов, впадая в плотское заблуждение относительно духовной природы царства небесного. §14. Гонения со стороны иудеев Источники I. Дион Кассий: Hist. Rom. LXVIII. 32; LXIX. 12–14; Иустин Мученик : Apol. I. 31,47; Евсевий: H. Eccl. IV. 2. и 6. Раввинистические предания в Derenbourg: Histoire de la Palestine depuis Cyrus jusqúà Adrien (Paris 1867), pp. 402–438. II. Fr. Munter: Der Jüdische Krieg unter Trajan и. Hadrian. Altona и Leipz. 1821. Deyling: Aeliae Capitol, origines et historiae. Lips. 1743. Ewald: Gesch. des Volkes Israel, VII. 373–432. Milman: History of the Jews, Books 18 and 20. GRÄTZ: Gesch. der Juden. Vol. IV. (Leipz. 1866). Schürer: Neutestam. Zeitgeschichte (1874), pp. 350–367. Упорное неверие и лютая ненависть иудеев к Евангелию проявились в распятии Христа, в побиении камнями Стефана, в казни старейшины Иакова, в неоднократном заключении Петра и Иоанна, в дикой ярости по отношению к Павлу и в убийстве Иакова Праведного. Неудивительно, что ужасный Божий суд в конце концов постиг неблагодарный народ; священный город и храм были разрушены, и христиане нашли убежище в Пелле. Но столь трагическая участь сокрушила только национальную гордость иудеев, а их ненависть к христианству осталась прежней. Они стали причиной смерти Симеона, епископа Иерусалимского (107); они особо активно участвовали в сожжении Поликарпа из Смирны; они разжигали ярость язычников, хуля секту Назарянина. Восстание Бар–Кохбы. Новое разрушение Иерусалима Жестокое угнетение при Траяне и Адриане, запрет на обрезание, осквернение Иерусалима языческим идолопоклонством побудили иудеев организовать новое мощное восстание (132 – 135 г. по P. X.). Псевдомессия Бар–Кохба (сын звезд, Чис. 24:17 ), впоследствии называемый Бар–Косиба (сын неправды), встал во главе бунтовщиков и приказал самым жестоким образом убить всех христиан, которые не присоединятся к нему. Но полководец Адриана нанес лжепророку поражение в 135 г.; больше полумиллиона иудеев было убито в ходе отчаянного сопротивления, громадное количество народа было продано в рабство, 985 населенных пунктов и 50 крепостей сравняли с землей, почти вся Палестина была опустошена, Иерусалим снова был разрушен, и на его руинах была воздвигнута римская колония, Элия Капитолина, с образом Юпитера и храмом Венеры. На монетах Элии Капитолины изображены Юпитер Капитолийский, Вакх, Серапис, Астарта.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

8. Как характеризует христиан Лукиан в «Истории Перегрина»? 9. Описание последних дней какого мученика напоминает рассказ Лукиана об аресте Перегрина? 10. Какой император основал римскую колонию Элия Капитолина? От чего происходит наименование Элии Капитолины? 11. В правление какого императора окончил свою жизнь Поликарп Смирнский ? Какое место в истории христианской агиографии занимает описание страданий Поликарпа? 12. При каком императоре пострадал Иустин Философ ? 13. Кто такая Маркия? Каким образом она смогла поддержать христиан в конце II века? 14. Как относились к христианам императоры первой половины III века? ТРЕТИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН И ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА В Римской импЕРИИ 1. Каковы хронологические границы третьего периода гонений на христиан? 2. Каковы особенности третьего периода гонений на христиан? 3. Почему император Декий начал гонение на христиан? 4. Что он требовал от христиан своим указом? Каким образом указ приводился в исполнение? 5. Что такое либеллы? 6. Почему в гонение Декия было много отпадших? Какие существовали категории отпадших? 7. Какие события середины III века в Александрии и Карфагене изменили отношение народа к христианам? 8. Какие указы против христиан издал император Валериан в 257 и 258 годах? 9. Как относился к христианам император Галлиен? 10. Когда началось гонение на христиан Диоклетиана? Кто мог быть его подлинным инициатором? 11. Кто управлял империей после смерти Диоклетиана? 12. Что говорилось в эдикте императора Галерия 311 года? 13. Какую связь с этим эдиктом имел Миланский эдикт 312 года? 14. Что провозглашал Миланский эдикт 313 года? Какие авторы сохранили его текст? ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. БОРЬБА ЦЕРКВИ С ГНОСТИЦИЗМОМ Блок 1 1. К чему приводило соприкосновение язычества и христианства в области мысли? 2. Как относились к христианам Тацит, Плиний Младший и Марк Аврелий? 3. Чем критика христианства Цельсом отличается от критики христианства философом Порфирием? 4. В каком веке начали возникать гностические учения? Какие реалии жизни Римской империи способствовали развитию гностических учений?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 64 г. до Р. Х. Антиохия, как и вся Сирия, вошла в состав Римского гос-ва. Нек-рое время в вост. и юж. областях сохранялась власть местных династий (Коммагена, Набатейское царство), но и эти полунезависимые образования были упразднены к III в. по Р. Х. С 27 г. до Р. Х. Сирия стала имп. провинцией с центром в Антиохии, управлявшейся легатом императора (лат. legatus Augusti pro praetore). После подавления иудейского восстания в 70 г. Иудея, до этого входившая в состав пров. Сирия, была выделена в самостоятельную провинцию. Ряд сир. городов получил от римлян статус колоний: Бейрут и Гелиополь (Баальбек) - в правление имп. Августа , Птолемаида - в правление имп. Клавдия , Элия Капитолина (на месте Иерусалима) - в правление имп. Адриана . Сама Антиохия, сохранив муниципальную автономию, до основания в К-поле новой столицы империи оставалась фактической столицей рим. Востока. На протяжении I-II вв. по Р. Х. она становится 3-м по величине и значению городом Римской империи (после Рима и Александрии), сохраняя это положение до VI в. В античной Антиохии были представлены многие народы и верования Востока, что подтверждается упоминаниями письменных источников о разнообразных храмах и религ. памятниках города. Политические и экономические связи города со странами мира привлекали в Антиохию финикийцев, персов, египтян, индийцев и арабов. Большинство местного населения составляли сирийцы, подвергшиеся эллинизации, а также греки. Др. наиболее значительной этнической группой в Антиохии была иудейская община. Иосиф Флавий сообщает, что Селевкиды привлекли иудеев в город тем, что дали им права полноправных граждан (Иуд. древн. XII 119). Иудейское население еще более увеличилось после 200 г. до Р. Х., когда Иудея была присоединена к Селевкидской державе. Исследователи считают, что в то время в Антиохию переселились от 20 до 45 тыс. иудеев, к-рые составили наиболее крупную иудейскую общину в Сирии. В основном они жили в юго-зап. части города и имели статус общины (πολτευμα), жившей по своим внутренним законам.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Главное значение этого правила в том, что оно определяет соблюдение преимуществ и старшинства древних, впоследствии патриарших, кафедр. На IV Всел. Соборе представитель Рима Пасхазин пробовал ссылаться на это правило в искаженной редакции той части его, где упоминается римский епископ. Однако, ему был дан там же решительный ответ и противопоставлена древнейшая его редакция, которая и вошла в нашу Книгу Правил. О преимуществах Церквей имеют значение определения последующих Соборов. Настоящее правило устанавливает принцип твердых границ Церквей и необходимость согласия Первоиерарха на всякое постановление епископа в его области. Ср. Ап. 34; I Всел. 4; II Всел. 2 и 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; VI Всел. 36; Антиох. 9 и 19; Карф. 13. 7 . Поскольку утвердилось обыкновение и древнее предание, чтобы чтить епископа, пребывающего в Элии (Иерусалиме), то да имеет он последование чести, с сохранением достоинства, присвоенного митрополии. Элиа, упомянутая в этом правиле, это Элия Капитолина – город построенный на развалинах Иерусалима. Т.о. оно устанавливает достоинство Иерусалимской кафедры. 8 . О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно святому и великому Собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедать, как присоединяться и последовать будут определениям Кафолической и Апостольской Церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния установлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям Кафолической Церкви. И так где, или в селах, или в городах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних, да будут в том же чине. Если же там, где есть епископ Кафолической Церкви, некоторые из них приступят к Церкви, явно есть, что епископ православной Церкви будет иметь епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь иметь будет, разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Если же то ему неугодно будет, то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретает для него место или хорепископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Гробница напротив Церкви была вырезана в скале, которая обычно называется Голгофой, где был распят Иисус. Возможно, что скальные породы Голгофы были nefesh, или мемориальным монументом . Однако эта гипотеза нуждается в более тщательном исследовании, прежде чем можно будет утверждать это с уверенностью. Следующая эпоха, свидетельства которой находятся в церкви Святого Гроба, — это период правления римского императора Адриана. В 70 г. н.э. римляне подавили первое иудейское восстание; тогда они разрушили Иерусалим и сожгли храм. Менее 70 лет спустя, в 132 г. н.э., евреи снова подняли восстание под предводительством равви Акибы и Бар Кохбы. Римлянам понадобилось три года, чтобы подавить второе иудейское восстание. Затем император Адриан изгнал иудеев из Иерусалима и полностью перепланировал город, основав в его границах новый город — Элия Капитолина. По этой же причине он изменил название страны с Иудеи на Палестину. На месте карьера и сада с кладбищем Адриан сконструировал гигантскую возвышенную платформу, почти сравняв с землей прямоугольные стены. На вершине платформы он построил небольшой поднятый подиум, а на вершине подиума храм. Хотя останки стен Адриана являются незначительными, их существование бесспорно. Поскольку область имела неровности, карьер и была изрезана гробницами и торчащими неотесанными скалами, для построения этой платформы было необходимо поднять уровень этого места. Многие из блоков (ashlar), использованных Адрианом для сохранения стен платформы, были в действительности старыми блоками эпохи Ирода, оставшимися после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э . Они идентичны по размерам и виду тем, которые найдены на Храмовой горе. Стены Адриана выглядели подобно стенам эпохи Ирода, более всего напоминая западную стену Храмовой горы (Стену Плача). Верхняя часть сохранившихся стен Адриана была декорирована пилястрами или колоннами с внешней стороны. Таким образом, платформа Адриана копировала ограждение Храмовой горы Ирода, хотя, к сожалению, до настоящего времени пилястры не сохранились. Этот стиль может быть виден, однако, в стенах традиционных гробниц патриархов (пещера Махпела) в Хевроне . То, что Адриан пытался копировать стены Ирода на Храмовой горе, имеет особое значение. Вместо храма Ягве Адриан построил на своем возвышении храм Венеры (Афродиты).

http://bogoslov.ru/article/398967

На месте развалин Иерусалима Адриан основал языческий город – Элия-Капитолина (в честь императора и Капитолийской триады – Юпитер, Юнона, Минерва). Евреям вплоть до правления Константина Великого (см. примечание 55) было запрещено входить в Иерусалим. Адриан, продолжая бывшие до него гонения на христиан, обуздал между тем ярость их преследователей требованием судебного разбирательства для определения вины обвиняемых. 92 Юлиан Отступник (331–363), Римский император, правивший с 361 года, племянник Константина Великого (см. примечание 55). Воспитанный почитателем эллинской культуры, под влиянием ритора-язычника Ливания и неоплатоника Максима, Юлиан тайно ненавидел христианство. Поэтому его вступление на престол вызвало у язычников ликование: язычество вновь стало государственной религией. С особым торжеством новый император совершал многочисленные жертвоприношения, зачастую самолично. Понимая, что кровавыми гонениями изжить христианство невозможно, он надеялся уничтожить его посредством тонкой политики: то, что казалось обществу терпимостью к различным христианским партиям и сектам, в действительности являлось следствием расчета, что в результате внутренней борьбы христианство само придет к падению. Юлиан запретил христианским ученым преподавать философию и поэзию в школах; чтобы посмеяться над пророчеством Спасителя об Иерусалимском Храме (о том, что от него не останется и камня на камне (см.: Мф. 24, 1–2 ; Мк. 13, 1–2 ; Лк. 21, 5–6 )), приказал иудеям восстановить его, дав при этом и средства. Однако трижды являвшийся из-под земли огонь истреблял начатые постройки, так что иудеи в ужасе отказались от предпринятого дела. Естественно, что все привилегии государственной религии принадлежали при Юлиане уже не христианству, а язычеству. На знаменах империи вместо Креста помещались изображения языческих богов, воинские церемонии снова приобретали языческий характер. Политика Юлиана в отношении религии постепенно повела к стеснению всех христиан, что стало все более ощущаться во всех житейских делах: на службе предпочитались язычники, споры и суды решались в их пользу: у христиан отбирались храмы, ими возведенные или восстановленные, со всем имуществом при них, и передавались язычникам; в Антиохии он приказал окропить жертвенной кровью все продаваемые на рынках припасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«градом Константина» или «Царьградом», был самым молодым. Когда уже в V в. стали распределять места, конечно, первенство должно было принадлежать Иерусалиму . Но от него камня на камне не осталось: после иудейской войны он был с римской пунктуальностью разрушен до основания — так, что плугом пропахали. Это была пустыня, засыпанная щебенкой. Все помнят то место из Евангелия, где читается, что «есть в Иерусалиме на овчей купели место, называемое по-еврейски Вифезда», и там источник, где был исцелен расслабленный, 38 лет лежавший. Этот источник сейчас находится где-то глубоко внизу, метров на 20 ниже поверхности земли. Потом на этом месте был город Элия Капитолина — уже чисто эллинистический город. Иерусалимская община собиралась в подполье, в пустыне, в маленьких городах и деревушках. Поэтому, ввиду такого упадка иерусалимской Церкви, первое место отведено было Риму. Со временем он, правда, несколько утратил свое значение, и его стал теснить Константинополь. Поэтому решили, что церковь Царьграда, — поскольку это царствующий град, — занимает второе место. Третье — самая богатая Церковь, Александрийская. Четвертое место — столица малоазийского Востока, Антиохия. И только пятое место занимал Иерусалим, хотя признавалось, что это мать всех церквей и град священный. Пятый век был уже временем торжества канонической системы. Но именно в этом столетии происходят событий, трагические для дальнейшего развития церковной жизни. В середине V в. полчища гуннов, вторгшиеся с восточных равнин, прошли с огнем и мечом по странам Европы, завоевали Рим, дошли до северных берегов Африки, сметая следы старой цивилизации. Водораздел между западным и восточным христианством пролегал по структуре государственно-политических образований. Деление империи на две части, которое было проведено в IV в., конфликт вокруг территории нынешних Болгарии и Сербии: в чью юрисдикцию она входит, в западную, Римскую или Византийскую, Константинопольскую, — это был основной мотив . Таким образом, определились две судьбы: одна — единая, развивающаяся, процветающая Византийская империя (хотя византийцы называли себя ромеями, считая, что это по-прежнему Римская империя), и другая — раздробленная на множество мелких княжеств Западная.

http://pravoslavie.ru/1984.html

Деяния святых апостолов и Послания Павла указывают на Иакова Праведного, брата Иисуса, как на лидера ранней иерусалимской церкви. Он и его преемники были центром притяжения иудеев-христиан вплоть до разрушения города императором Адрианом в 135 г. Изгнание евреев из нового города Элия Капитолина привело к назначению епископов из числа не-евреев, под контролем архиепископов Кесарии и, в итоге, Патриарха Антиохии. Общая значимость Иерусалима для христиан вне Святой земли пережила период упадка во времена преследований христиан в Римской империи, но вновь возродилась около 325 г., когда император Константин I и его мать Елена одарили Иерусалим церквями и святилищами, сделав его первостепенным центром христианского паломничества. Согласно церковному историку Сократ Константинопольский), Елена (оставшаяся в памяти, как святой покровитель археологов) утверждала, что с помощью епископа Макарий I Иерусалимский нашла Крест Христа, разобрав храм Венеры, построенный поверх соответствующего участка местности. В 325 г. Иерусалим был особо упомянут в VII Каноне Никеи, даже не став ещё столичной епархией. В середине IV века в Иерусалиме началась византийская эпоха правления, длившаяся до VII века. В этот период было построено большое количество кафедральных соборов, храмов и монастырей по всему округу города Иерусалима. Были открыты теологические кафедры, семинарии и иконописные школы в самом святом для христиан городе. В частности, именно тогда было воздвигнуто первое комплексное архитектурное сооружение вокруг погребальной пещеры Гроба Господнего, Голгофы, Камня Помазания и вдоль всей улицы Виа Долороза. Тогда весь этот комплекс назывался «Святые сады». На каждом святом месте было воздвигнуто по храму, монастырю или часовне. Так, были воздвигнуты монастыри в честь первых христианских мучеников и святых Ветхого Завета: пророка Илии, пророка Иоанна Крестителя, св. Анны, св. Харлампия, св. Стефана, св. Иакова, монастырь Успения Богородицы, монастырь святых Константина и Елены, монастырь Честного Креста, и многих других. Также был построен комплексный монастырь «Святой Софии» на Храмовой горе, где находился разрушенный Иерусалимский храм. Последующие периоды [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иерусалим

Иудействующие христиане не могли признать Бар-Кохебу за Мессию Израиля и отказались принять участие в восстании. Они поплатились за это, потому что повстанцы преследовали их со всем ожесточением, какое можно себе представить в таких случаях. 120 Победа римлян обеспечила спокойствие их общинам, которые продолжали свое незаметное существование. Замыслы Адриана были осуществлены: на месте Иерусалима была воздвигнута римская колония Элия Капитолина со своими светскими зданиями, театром, языческими капищами. На том холме, где прежде стоял храм, был сооружен Капитолий в честь Юпитера и поставлена статуя императора. Не забыли и мест священных для христиан: на Голгофе был воздвигнут храм Венеры. Пребывание в новом городе было запрещено евреям под страхом смерти. При таких условиях иудействующие христиане должны были держаться от него в отдалении, что они и сделали. В иудейско-христианском мире власть, по-видимому, очень долго оставалась в руках родственников Спасителя: Иаков был «брат Господень»; Симон, который занял его место в качества главы иерусалимской церкви и дожил до царствования Траяна, также был родственником Христа. Два сына другого «брата Господня», Иуды, были выданы полиции Домициана. Их отправили в Рим, и сам император допрашивал их. Он убедился, что такие ничтожные люди не могли быть ему опасны, и что царствие небесное ничем не грозит римской империи. Сыны Давида были возвращены на родину, где они сделались «предстоятелями церквей» 121 . Епископ Симеон не отделался так дешево; мы знаем по Егезиппу, что он претерпел мученичество при Траяне, в то время когда Аттик был правителем Палестины (ок. 107 г.) 122 . Во времена Юлия Африкана в середине III века были еще Desposyni (люди Господни), которые пользовались большим уважением в кругах христиан из иудеев. 123 Евсевий 124 сообщает список древних епископов иерусалимских, которые по его словам шли в непрерывном порядке до времен иудейского восстания при Адриане (132 г.). Первые два, Иаков и Симеон, доводят нас до 107 г.; таким образом на остальные 25 лет приходится 13 епископов, что уже слишком много. Если принять весь список и хронологическую границу Евсевия, то естественно допустить, что в него вошли епископы не только Пеллы, но и некоторых других колоний первобытной иерусалимской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Когда же разгневанное небо залило все потоками воды, и земля утонула в слезах, которые лило небо об ее бесчестии, тогда эта вода, покрывавшая вершины гор, размыла могилы праотцев. Мир был к жизни возвращен. Обнажались высокие утесы и долины, казавшиеся черными, глубокими пропастями. Ни шелеста ни звука. И солнце, восходя и закатываясь, освещало бесконечную, мертвую пустыню, мокрую, как будто от слез. Но вот, словно зеленоватым лучом осветились склоны гор. Изумрудом засверкали долины. И земля улыбнулась небу цветами. С вершины Арарата разбегались звери, разлетались птицы, наполняя звуками, криками, песнями оживавшую пустыню. Длинный караван лентой потянулся по горам будущей Иудеи. На вершину Сиона пришел Ной поклониться могилам праотцев. Он нашел кости Адама и похоронил их под скалой- черепом, возвышавшейся словно надгробный мавзолей. Такое предание исстари веков витало над Голгофой, пугавшей воображение своей странной загадочной формой. Христианство , приняв старое предание, продолжило его. По этому христианскому преданию, капля крови Спасителя, стекшая через трещину скалы, коснулась черепа Адама. И праотец проснулся от тысячелетнего сна, ожил и явился многим в Иерусалиме, возвещая радостную весть искупления. Какая странная судьба Голгофы, этого места ужаса и радости искупления. Там, где сейчас стоит коленопреклоненная толпа и громко сказанным словом не смеет встревожить таинственного молчания, разлитого в воздухе, там раздавались исступленные крики сатурналий в честь богини любви и наслаждений. Император Адриан решил совсем покончить с Иерусалимом. Город был казнен. Все было срыто с лица земли. Иерусалима более не существовало. Был город Элия Капитолина. Все места, священные для евреев и, тогда уже многочисленных, христиан, были посвящены богам. Пусть самого воспоминания об их вере не будет! Там, где солнце привыкло освещать золотую крышу Соломонова храма и золотую лозу, венчавшую эту крышу, оно освещало теперь колонны храма Юпитера Капитолийского. Место между Голгофой и Святым Гробом было сравнено, засыпано мусором и щебнем. Над местом Гроба Господня возвышался храм Юпитера-Сераписа, а над Голгофой стояло капище Венеры-Астарты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010