293 Скорее всего эти работы были произведены в правление императора Адриана, когда по его приказу на месте Иерусалима была организована колония Элия Капитолина. 294 В это время иерусалимской церковью управлял св. Макарий I (313—333). 295 То есть диоцезом Восток. 296 Минь, опираясь на Сократа и Феодорита утверждает, что речь здесь идет ( Δρακιλιανο τω διετοντι το των ) о префекте претория. 297 Скрытая аллюзия к известному месту Апокалипсиса, Евсевий опять соотносит грядущее избавление от Антихриста во время Второго Пришествия с настоящим для него избавлением от императоров-гонителей. 298 После разрушения Иерусалима в 71 г. от Р.Х. Титом, на его месте в 123 г. Адриан построил город Элию Капитолину. По его приказу на месте Иерусалимского храма был возведен храм Юпитера Капитолийского. 299 Минь приводит отрывок стихотворное описание этого мрамора, принадлежащее Григорию Назианзину, orat 32: ...θελεις δομους αμετροισιη κρυσοροφους, γραφης τε και ψηφιδος σοφσμους, πλακος λαμψιν αισχρας αντιχον πολυχωυν ... 300 Возможно, способ покрывать крыши церквей свинцом, слабо распространенный на Востоке, был принесен св. Константином из Галлии, где он был весьма распространен. Так, св. Григорий Турский сообщает о разрушении храма Вассо-Галате при императоре Галлиене и также говорит о свинцовой крыше («История Франков», I.32). 301 Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один — Богоявление. 302 Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24:50), на горе Елеонской. 303 В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями. 304 Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L. 8, cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. — прим. переводчика.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

41 О De locis sanctis как о богословско-экзегетическом инструменте см.: ÓLoughlin T. Op. cit. P. 83–142. 43 «…eruditissimus in scripturis presbyter Adamnanus» (Beda Venerabilis. De locis sanctis. XIX, 4). 44 До нас дошло 164 рукописи «Церковной истории» и 47 рукописей De locis sanctis (см. Westgard J.A. Bede and the Continent in the Carolingian Age and Beyond//The Cambridge Companion to Bede/Ed. S. DeGregorio. Cambridge University Press, 2010. P. 211). В XII в. монах монастыря Монтекассино Петр Диакон написал свою книгу De locis sanctis, почти целиком состоящую из фрагментов трактата Беды и «Паломничества Эгерии». О рукописной традиции De locis sanctis Адамнана см.: Meehan D. Op. cit. P. 30–34. 45 Vita SS. Willibaldi et Wynnebaldi//Ed. O. Holder-Egger. (MGH, SS 15.1). Hannover, 1887. P. 80–117. Англ. пер. см.: Talbot C.H. The Anglo-Saxon Missionaries in Germany. L., 1981. P. 153–177. См. также: Lapidge M. Anglo-Latin Literature 600–899. L., Rio Grande, 1996. P. 12. 46 Bernard the Monk. Travels//Itinera Hierosolymitana, 309/Ed. T. Tobler, A. Molinier, trans. J. H. Bernard. 1893. P. 261–269. 48 Beda Venerabilis. De locis sanctis/Ed. J. Fraipont. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. P. 251–280. 51 См. Ibid., 7–8. Падение Иерусалима при Тите произошло в 70 г. н.э. Император Адриан построил на месте Иерусалима город Элия Капитолина между 130 и 135 гг. 52 Porta villae fullonis. Белильщик – суконщик. Названы так, потому что в нише рядом с воротами находилась могила суконщика, видимо местночтимая (Ritter C. The Comparative Geography of Palestine and the Sinaitic Peninsula, Volume IV. 1865. P. 97). См. также Ис. 7:3 : поле белильничье. 68 См. Adamnanus. De loc. sanc. I, III, 4–24. Позже Беда будет цитировать эту главу De locis sanctis («О святых местах в Иерусалиме») от начала и до этого места в «Церковной истории». См.: ЦИ. V, 16. 71 Экседра (греч. ξδρα) – в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями; иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

5 То есть, по мысли святителя Григория, сливают во Христе две природы – Божественную и человеческую, не различают их в Воплощенном Сыне Божием. 6 Здесь блаженный Иероним полемизирует с ложным мнением александрийского писателя Оригена (около 185 – около 254), утверждавшего, что в духовном мире происходит непрекращающаяся и повторяющаяся череда греховных отпадений небесных духовных сущностей от их Бога и Творца. Подобное же рассуждение присутствует у блаженного Иеронима и в его «Толковании на Евангелие от Матфея», при изъяснении содержания молитвы «Отче наш» (6:10): «Да приидет Царствие Твое. Чтобы как ангелы непорочно служат Тебе на Небе, так и люди служили на земле. Пусть покроются стыдом от этой мысли те, которые сочиняют, будто на Небе ежедневно происходят разрушения. В самом деле, к чему послужит нам подобие Небес, если на Небе есть грех». 7 Вульгата – авторитетнейший латинский перевод Библии (Ветхого и Нового Завета), осуществленный в конце IV – начале V столетия блаженным Иеронимом Стридонским . Название «Вульгата» происходит от латинского словосочетания versio vulgata, то есть «общепринятый перевод». 8 Здесь идет речь о совершившемся во время Иудейской войны взятии Иерусалима (70 год) римскими войсками во главе с императором Веспасианом и его сыном Титом; город оказался опустошен, иудейский храм сгорел дотла. 9 После подавления так называемого Второго еврейского восстания (132–135) император Адриан основал на руинах окончательно уничтоженного Иерусалима новый город, названный в честь императора – Элия Капитолина (135 год). 10 Здесь блаженный Иероним полемизирует с ересью Аполлинария Лаодикийского (ум. 390), осужденной Церковью на II Вселенском Соборе (381 год), а также на Поместном Соборе в Риме в 382 году. Аполлинариане ложно утверждали, что Сын Божий, восприняв в Своем Воплощении человеческие тело и «неразумную душу», не воспринял высшую составляющую человеческой природы – дух или ум, который оказался в Нем замещен Самим Логосом, Сыном Божиим. Блаженный Иероним в ответ на это воспроизводит известнейший контраргумент против этой ереси, который был сформулирован святителем Григорием Богословом : если бы Сын Божий не воспринял в Воплощении человеческий дух или ум, то Он и не исцелил бы его в Себе, а значит – не спас бы одну из составляющих нашей человеческой природы. И тогда это означало бы, что мы вообще не спасены. Ведь человек может спастись лишь целиком – в полноте своей людской природы. Как пишет святитель Григорий Богослов в «Первом послании к Кледонию», «ибо невосприятие [Христом в Воплощении] не уврачевано, но что [в Нем] соединилось с Богом, то и спасается». Блаженный Иероним так же, в согласии с ним, подчеркивает: «Если бы Он (Христос) не воспринял бы хоть что-то из человеческой природы, то и не спас бы».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

79 Этот Симон был от вергнут... Петром и Павлом.– См.: «Деяния апостолов» (8:14) где сказано, что Петр и Иоанн (а не Павел) отвергли Симона 80 Сам же Нерон... покончил с собой...– В 68 г. против Нерона восстали преторианцы. Нерон бежал из Рима. Последние часы он провел на вилле одного из своих вольноотпущенников, находящейся на четвертой миле от Рима, где, так как сенат объявил Нерона врагом, он с помощью своего советника покончил с собой. (См.; Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964. Кн. 6. Гл. 48–49). 81 В это же время...– Эта глава (26) скомпилирована из отдельных мест «Церковной истории» Евсевня, «Хроники» Иеронима и сочинения Орозия. 82 ...храм был сожжен, u шестьсот тысяч иудеев погибло...– Храм в Иерусалиме был разрушен в 70 г. н. в., во время Иудейской войны. В «Хронике» Евсевия – Иеронима сообщается, что после того как Тит Флавий Веспасиан захватил Иудею и разрушил Иерусалим, он умертвил 600 тысяч человек (Col. 545–546). 84 ...от Элия Адриана, преемника Домициана...– Публий Элий Адриан был третьим преемником Домициана. 85 ...он восстановил город.– Адриан в 123 г. попытался построить на месте разрушенного Иерусалима город Элию Капитолину, на месте же разрушенного Иерусалимского храма возвести храм Юпитера Капитолийского. Эти мероприятия вызвали восстания в Иудее, продолжавшиеся с 132 по 135 г. 86 ...безумная ересь Маркиона и Валентина...– Маркион и Валентин (сер. II в.) – представители гностицизма в христианстве. Христианские гностики пытались совместить религиозное учение о спасении с представлениями греко-римской и восточной мистической философии и тем придать более универсальный характер своей религии. Они отвергали весь Ветхий Завет и евангельский миф о Христе как Богочеловеке. (См.: Ринович А. Б, О раннем христианстве. М., 1959 С. 308–309). 87 ...и философ Юстин...– Юстин, прозванный философом и мучеником, жил и писал в середине II в. Кроме апологетических произведений, Юстин написал ряд трактатов, направленных против еретиков. 88 ...был сожжен на костре... блаженнейший Поликарп...– См. «Хронику» Иеронима (Со). 551). О гонениях на христиан в Азии писал Евсевнй в своей «Церковной истории» (IV, 15). Он подробно рассказывает о том, как Поликарп при императоре Вере в г. Смирне принял вместе с другими христианами мученическую смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   Более всего император Константин встречал противодействие себе в Риме, где в особенности сильна была языческая партия. Это противодействие язычников, обнаружившееся в особенности во время празднования Константином двадцатилетия своего царствования, охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал себе новую, собственно христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи, Константинополе, стали воздвигать христианские храмы, вместо языческих богов и богинь ставить священные изображения.    Со времени Константина Иерусалим опять стал называться этим именем, вместо названия Элия Капитолина, данного ему при Адриане.    Мать Константина, святая царица Елена, по его поручению отправилась в Палестину. Здесь она обрела крест Господень, устроила храмы на Голгофе, на Елеонской горе, в Вифлееме и в Хевроне у дуба Мамврийского.    Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, какие возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался о примирении разделенных. Одна из великих заслуг Константина – созвание первого Вселенского собора.    Преданный всею душою Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал предсмертную болезнь, то с благоговением принял это великое таинство и мирно, среди молитвы, скончался 21 мая 337 года. История усвоила ему имя Великого, Церковь за великие заслуги, оказанные им, именует его равноапостольным.    – Впоследствии Константин сам признался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство. «Я отчуждался от бывших доселе правителей, – говорил он, – потому что видел дикость их нравов». 24. Последняя борьба язычества с христианством в Римской имп...    Несмотря на благие меры императора Константина в пользу Церкви, язычество еще было сильно в Римской империи. Сыновья Константина – Константин II, Констант и Констанций не имели его такта и искусства в управлении империей и раздражали языческую партию. Язычники успели подготовиться к борьбе с христианством и нашли себе орудие и руководителя в лице императора Юлиана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

А. А. Ткаченко Христианские общины в Палестине во II - нач. IV в. После подавления римлянами восстания Бар-Кохбы прежний Иерусалим, сложившийся еще в эпоху Ахеменидов и достигший расцвета при царе Ироде, перестал существовать. Город был разрушен почти до основания; оставшееся в живых население было продано в рабство либо бежало; эдиктом имп. Адриана иудеям было запрещено жить в Иерусалиме и его окрестностях. На месте разрушенного города был основан новый рим. полис - колония Элия Капитолина. Новое население, состоявшее первоначально из рим. ветеранов и переселившихся сюда греков, не было связано с прежней историей Иерусалима, Палестины, с традициями и культурой иудеев. Вместе с иудейским населением из Иерусалима исчезли и христиане; первоначальная община ИПЦ, состоявшая преимущественно из принявших крещение евреев, перестала существовать. Евсевий Кесарийский указывает, что вскоре в Элии из язычников сложилась новая Церковь и уже ок. 136 г. 1-м епископом новой общины ИПЦ стал Марк ( Euseb. Hist. eccl. IV 6; Idem. 1956. S. 201). Однако, учитывая тяжелые последствия восстания и карательной кампании римлян, разрушение и полную перестройку города, на к-рую ушло время, это сообщение следует считать малодостоверным. О еп. Марке и времени его предстоятельства в ИПЦ ничего не известно. Вслед за «Хроникой» Евсевия традиционно датами его пребывания на престоле считаются 136-143 гг. ( Idem. 1956. S. 201-203), однако их достоверность невозможно проверить по иным источникам. Евсевий приводит также имена неск. преемников еп. Марка и приблизительные сроки их пребывания на престоле, но к.-л. сведений о жизни общины Иерусалима до 80-х гг. II в. не сохранилось. Т. о., мы не можем установить время возрождения христ. общины в Иерусалиме (Элии). Известно лишь, что, когда в сер. II в. христиане вновь появились в этом городе, в их общине уже были выходцы из греч. или эллинизированной среды, ранее бывшие язычниками. Первым епископом Иерусалима после возрождения общины, о к-ром мы располагаем значительными сведениями, был св. Наркисс, занявший престол в 80-х гг. II в. ( Idem. Hist. eccl. V 12; Idem. 1956. S. 209). На период его епископства пришлось начало пасхальных споров в христ. Церквах всей империи. Римский еп. Виктор (189-199) выступил с требованием унификации традиций празднования на основе обычая рим. общины, где Пасха отмечалась в воскресенье после 14 ниссана. Как и большинство Церквей, палестинские общины во главе с Кесарией и Элией поддержали Виктора. Ок. 198 г. в Кесарии состоялся Собор (один из древнейших известных в истории Соборов), на к-ром палестинцы заявили о том, что придерживаются тех же обычаев, что и Александрийская Церковь, к-рая праздновала Пасху согласно с рим. общинами ( Idem. Hist. eccl. V 22-25). Тем не менее добиться единства в тот период не удалось, и разногласия в традициях празднования Пасхи оставались важным вопросом еще в IV в., когда в их разрешении участвовал Никейский Вселенский Собор 325 г. ( Idem. Vita Const. III 18-20).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Апостолы и евангелисты и вообще писатели первых веков наверное тоже изучали пророчества не по переводам, а в подлиннике, однако это не мешало им утверждать то же, что утверждает Православная Церковь . Что касается другого, сходного с предыдущим возражения, что каждое пророчество может иметь два толкования, то, конечно, ум человеческий очень гибок и изворотлив, особенно на злое, и всегда может придумать какое-либо объяснение каждому явлению, каждому событию, противоположное общепринятому. Но именно в пророчествах встречаются столь определенные места, которые при всей изворотливости ума человеческого едва ли могут иметь два объяснения. Возьмем, напр., пророчества о времени пришествия Спасителя; не даром весь мир почти, как гласит история, ждала пришествия Мессии именно около того времени, когда родился Христос. А главное, это возражение применимо только к отдельным пророчествам, если же взять их во всей их совокупности, то мы увидим, что тут никаких других толкований немыслимо допустить, кроме общепринятого. В этом отношении очень поучительна книга Кейта: «Доказательства истинности христианской веры, основанного на пророчествах»; в этой книге, кроме пророчеств о пришествии Мессии и т. п., рассматриваются еще пророчества, касающиеся судьбы различных народов и древних городов, причем путём сопоставления их с исследованиями новейших путешественников доказывается, что все пророчества этого рода исполнились с буквальною точностью, в роде того, напр., как исполнилось пророчество Христа о разрушении Иерусалима и иерусалимского храма. «Не останется камня на камне» ( Лк.21:6 ), – сказал Иисус Христос , и действительно, история гласит, что император Адриан в конце концов, после нескольких попыток евреев восстановить город, велел вспахать, пройти плугом все то место, где был древний город, в знак совершенного уничтожения города, основав на развалинах римскую колонную «Элия Капитолина». Как бы сознавая всю недостаточность приведенных возражений, некоторые из современных скептиков говорят еще, что некая шайка обманщиков, в течении целых веков морочащая глупое человечество, составила это пророчество уже после совершившихся событий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

Более того, против отождествления храма Гроба Господня с Голгофой говорило то, что этот храм построен в центре города, тогда как Голгофа находилась за чертой города – казни могли совершаться только вне города, это же подтверждает Ин. 19:20 ! В 19-м веке протестанты открыли «настоящий» Гроб Иисуса Христа, паломничество к которому продолжается по сей день. Это гроб времен Христа, находящийся к северу от города. Называют это место «Садовая гробница». Однако сегодня ученые склоняются в пользу того, что традиционный храм Гроба Господня на самом деле стоит на Голгофе. Так, археологически подтверждено то, что прежде было известно только из древних книг, – это место во времена Христа действительно было за городом! Как же оказалось, что жизнь Иерусалима выплеснулась за пределы городских стен? Это произошло очень давно, практически сразу после Распятия Христова. Уже в 40-е годы 1-го века, то есть, едва через десять лет после Смерти Христа, Ирод Агриппа предпринял расширение города, и Голгофа была включена в черту города, который «все более распространялся за стены» ( Флавий Война. 5.148). В этих местах устраивают рынок и места для размещения иудейских паломников, прибывающих поклониться Храму. Значит, по законам ритуальной чистоты, Голгофа очищается. В частности, освобождаются гробовые пещеры и переносятся останки людей. Мы помним, что Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса в новом купленном здесь гробе. После Иудейской войны Иерусалим сравняли с землей. Постепенно евреи опять начали его обживать, пока в 135 году не вспыхнуло новое иудейское восстание под руководством Бар-Кохбы. Римляне его жестоко подавили и запретили евреям под страхом смерти вообще здесь селиться. На месте Иерусалима начинается строительство языческого города Элия Капитолина. Холм Голгофу сравняли с землей, затем это место выровняли, засыпав булыжником. Сделали платформу, и на ней построили языческий храм Венеры и форум. Внешне уже абсолютно ничего не напоминало о Голгофе, которая всего сто лет назад видела Распятого и Воскресшего Иисуса.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

В новозаветные времена проблема обороны стала существенно иной, чем во времена Давида. Тогда было достаточно отремонтировать мощные хананейские укрепления нижнего холма. В новозаветные же времена основной проблемой стала защита как восточного, так и западного холмов вместе со стремительно расширявшимися к северу пригородами. Естественной защитой южного и восточного пределов являлись глубокие долины Еннома и Кедрона, которые было несложно укрепить. Север был защищен двумя стенами. Первая уходила в западном направлении примерно от средней части ограды Храма. Вторая начиналась в районе северо-западной оконечности храмовой зоны и, очевидно, сходилась с первой где-то возле нынешних Яффских ворот и крепости, хотя точное их местоположение неизвестно. Если Храм Гроба Господня стоит на месте крестных страданий и захоронения Иисуса, то линия второй стены должна была проходить так, что храм этот оставался за ее пределами. Поскольку подобное направление стены представляется весьма неудовлетворительным в смысле обороны, некоторые ученые полагают, что храм стоит вовсе не на месте смерти Иисуса и что вторая стена замыкала гораздо большую зону, будучи построенной на большей высоте. Около 42 г., в правление Ирода Агриппы, еще дальше к северу началось строительство третьей стены, которая призвана была защищать пригород, называемый Иосифом Безета. Впрочем, стену эту не удалось закончить до начала первого еврейского восстания против Рима в 66 г. История поисков места казни и захоронения Иисуса может быть вкратце изложена следующим образом. В 313 г. Константин Великий прекратил гонения на христиан. Христианам даровалась свобода вероисповедания, кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества – церквей, кладбищ и другой недвижимости (Евсевий, Eccl. Hist. 9.9). Гонения кончились, но вражда между христианами и язычниками продолжалась. В Иерусалиме, в то время носившем имя Элия Капитолина, эта вражда проявлялась в особенно острой форме. Население города, священного и для христиан, и для иудеев, выселенных оттуда императором Адрианом, было в основном языческим, многие из этих язычников в прежние годы активно участвовали в антихристианских выступлениях и стали владельцами отобранной у христиан собственности. Иерусалим превратился в один из центров языческого культа: его главными святилищами были храм Юпитера Капитолийского и храм Афродиты-Венеры, построенные при Адриане.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Впрочем, до нач. V в. случаи явного вмешательства Антиохийского престола в церковные дела острова неизвестны. В 416 г. Патриарх Антиохии Александр I в послании к папе Иннокентию I добивался признания своей власти над Кипром; сохранился только ответ папы, ставивший решение этой проблемы в зависимость от древней традиции ( Mansi. IV. Col. 1465-1470). На Эфесском Соборе (431) Кипрские епископы в отсутствие Иоанна I Антиохийского добились признания автокефалии. Спустя неск. лет Петр Гнафевс попытался вновь поставить этот вопрос, но имп. Зинон отказал ему в поддержке, поскольку обретение на Кипре мощей ап. Варнавы давало острову статус Церкви, основанной апостолом. Архиепископ Константии, столицы Кипра, получил привилегии носить одеяния из красного шелка и скипетр как пастырский посох, пользоваться киноварью для подписи и титулом «Блаженнейший». 3-й самостоятельной Церковью, выделившейся из состава АПЦ, была Иерусалимская. Уже Никейский Собор (325) определил Иерусалиму «последование чести» ( κολουθα τς τιμς), т. е. особое почетное место в ряду церковных кафедр (I Всел. 7). Однако собственной юрисдикции небольшой город Элия Капитолина, возникший во II в. на месте разрушенного Иерусалима, не имел и занимал 2-е место среди кафедр, подчиненных Кесарии Палестинской, одной из митрополий АПЦ. Между этими городами в IV - нач. V в. шла борьба за первенство в Палестине. Свт. Ювеналий Иерусалимский, получивший уже сан митрополита, на Эфесском Соборе (431) требовал даже подчинить ему Патриарха Антиохии. Хотя его претензии и не были удовлетворены, имп. указом ему были подчинены неск. епархий АПЦ: провинции Палестина I, II, III, Финикия I и II, Аравия. На Халкид. Соборе (451) в результате соглашения свт. Ювеналия с Патриархом Максимом Антиохийским на территории Палестины возникла самостоятельная Иерусалимская Православная Церковь . V. Одно из важнейших направлений развития церковной жизни АПЦ раннего периода - монашество. В отличие от егип. сир. монашество в целом было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью.

http://pravenc.ru/text/115764.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010