Завязался весьма интересный разговор – один из тех, что так любили вести образованные люди в античные времена, особенно на природе, прогуливаясь среди цветущей зелени. – А что ты думаешь об этом, какое мнение твое о Боге и какая твоя философия? – спросил Трифон собеседника с приятной улыбкой. Хорошо, что к этому моменту он и его приятели успели присесть на мраморную скамью. Этот обходительный ученый грек, облаченный в греческий плащ философа, назвался христианином! Забыв о приличиях, молодые люди стали громко смеяться: в начале II века о христианах ходили самые нелепые слухи… Забыв о приличиях, молодые люди стали громко смеяться. В начале II века о христианах ходили самые нелепые слухи, вплоть до того, что они поедают присыпанных мукой младенцев и поклоняются голове осла, а также множество скабрезных анекдотов о «вечерях любви». Даже Трифон не удержался от снисходительной улыбки и заметил: – Вы, христиане, приняли ложный путь, вообразили себе Какого-то Христа и ради Него так безрассудно губите вашу жизнь. Философ попытался было что-то объяснить, но товарищи Трифона не могли успокоиться и громко гоготали. Иустин встал, чтобы уйти, и тут Трифон с умоляющим видом схватил его за край плаща, заявив, что ни за что не отпустит, пока тот не выполнит обещания и не поделится своей философией. Иустин согласился продолжить беседу наедине. Товарищи Трифона со смехом удалились, а двое любителей мудрости стали прогуливаться по аллеям и беседовать. Но когда они дошли до скамейки, где в тени деревьев можно было укрыться от зноя, там уже сидели приятели Трифона и громко рассуждали о недавней иудейской войне. А поговорить было о чем! В 132 году в Иудее вспыхнул мятеж против власти римлян, на его подавление император Адриан направил большое войско. В 135 году Иерусалим вторично был разрушен и теперь даже переименован: отныне это была римская колония Элия Капитолина, названная в честь Юпитера Капиталийского. По тому месту, где некогда стоял Иерусалимский храм, прошелся плуг, а борозда была засыпана солью – по древним римским обычаям это означало, что здесь ничего нельзя строить без особого разрешения Сената.

http://pravoslavie.ru/71468.html

Место погребения Господа Иисуса Христа после Его Воскресения стало для Его учеников и последователей местом поклонения. Видимо, желая смутить христиан и воспрепятствовать им приходить ко святой могиле, император Адриан в 135 г. воздвиг в этой части города Элия Капитолина храм богине Венере. Но тем самым он только выделил это место и косвенно помог равноап. царице Елене отыскать Святой Гроб. По воле Константина Великого еп. Иерусалимским Макарием в 326–335 гг. над Гробом был возведен величественный храм Воскресения, освященный 17 сентября 335 г. Естественная скала с погребальной пещерой — Гробом Господним — была обработана как отдельный мавзолей, который стал центром ротонды церкви Воскресения (Анастасис). На восток от церкви был устроен двор (Трипортик), за ним простиралась пятинефная базилика Мартирион. Ее алтарь был развернут на запад, в сторону Гроба. В крипте базилики находилась церковь Обретения Креста Господня. С востока базилика завершалась атриумом, выходившим на Кардо Максимус, главную улицу Элии Капитолины. Скала Голгофа примыкала к базилике с юга, на ее вершине была устроена отдельная церковь, и в алтаре установлен высокий крест. В V в. ротонда обрела дополнительные апсиды и купол. После завоевания Иерусалима султаном Омаром в 638 г. христиане сохранили за собой церковь. Катастрофа произошла в 1009 г., когда египетский правитель халиф аль-Хаким приказал полностью разрушить храм. Пострадала и скала с пещерой Гроба Господня, но Тридневное ложе Господне осталось нетронутым. Лишь в 1042–1048 гг. усилиями императора Константина Мономаха храм был отстроен заново, при этом планировка западной части храма V–VII вв. была частично сохранена. В результате Первого крестового похода (1099) Иерусалим стал важнейшим религиозным центром западно-христианского мира. Крестоносцы в 1149 г. перестроили храм, приспособив его под нужды многочисленных пилигримов и постаравшись придать ему подобающее величие. В последующие исторические периоды храм часто страдал от рук людей и стихии, но редко ремонтировался. Капитальные работы здесь были проведены только в XIX в., когда после страшного пожара 1808 г. пришлось восстанавливать обрушившийся купол. В середине ХХ в. была проведена реставрация основных приделов храма, а в 2016-2017 гг. - реставрация Кувуклии.

http://sobory.ru/article/?object=20579

В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолов поражала мощь иерусалимских строений: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13:1). Где Христос шел на Голгофу? Фото Владимира Ештокина Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня. Надо понимать, что Via Dolorosa — это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата — это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии. К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом. Где Пилат судил Христа? Другой вопрос, который для археологов остается открытым, — это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата. Реконструкция дворца Ирода, макет Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8). Где находится Голгофа и Гроб Господень? Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132–135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

http://foma.ru/gde-naxoditsya-golgofa.ht...

Второй раз Иерусалим был разрушен в 135 году, после неудачного восстания Шимона Бар-Кохбы. Не совсем, правда, неудачного – воодушевленные иудеи удерживали свою столицу целых три года, а многие даже поверили, что их предводитель и есть обещанный Мессия. (Есть небезосновательное предположение, что вот здесь-то дороги иудаизма и христианства разошлись окончательно – до этого момента христианство воспринималось как одна из мессианских иудейских сект.) Римский император Адриан такой наглости не потерпел, город в очередной раз разрушил, иудеям, да и христианам, запретил к нему даже приближаться, а на почитаемых местах установил языческие храмы. Между христианами и иудеями он разницы особой не видел – все одно варвары – так что осквернил не только место Иерусалимского Храма, где последователи Бар-Кохбы попытались восстановить свою святыню, но и христианские «ориентиры» – холм Голгофы и кладбище рядом с ним, где, очевидно, и находился Гроб Господень. Мстительный император установил там капище Венеры. Но почему-то мы в эту историю верим Иерусалима не стало. На его месте возникла римская колония Элия Капитолина, с которой у нынешнего Старого города Иерусалима общего гораздо больше, чем у Святого града времен Иисуса Христа. Сложно предположить, что почти двести лет спустя от даже самой крепкой человеческой памяти хоть что-то осталось. Где уж было сохраниться деревянным крестам, выброшенным на помойку? И тем паче какой-то особый хранитель преданий старины иудей Иуда, чьи бабушки и дедушки не могли входить в город больше одного раза в год, а в редкие посещения вряд ли интересовались Голгофой и свалкой с крестами – фигура совсем фантастическая. Предание об исцелении тяжелобольного и воскрешении умершего с помощью обретенного креста скептик даже не будет рассматривать. Обретение Креста святой Еленой. Художник Cola dell’Amatrice Но почему-то мы в эту историю верим. Сердцем верим. Что-то в душе на нее отзывается. Наверное, потому, что эта история – она про душу как раз и есть. Потому, что вся эта история – про покаяние и возвращение ко Христу. Вернее, об обретении Его. Он никуда от нас не уходил, Он все время стоял рядом с нами.

http://pravmir.ru/razgrebaesh-kuchu-muso...

Крыша Храма Гроба Господня – сложная система строений, подсобных помещений, переходов. На фото: коптский монах беседует с паломницей, сидя на территории эфиопского монастыря, что на восточной части крыши Храма Гроба Господня В 135-м, во время второго иудейского восстания, император Адриан еще раз разрушил Иерусалим, а на его руинах возвел новый город Элия Капитолина. Планировка нового поселения значительно отличалась от Иерусалимской и напоминала римский военный лагерь; это был прямоугольник с пересекающимися под прямым углом улицами. Как пишет историк Церкви Евсевий Кесарийский (ок. 275-339), император-язычник засыпал святыни христиан землей, желая вытравить всякую память о христианстве. Поверх насыпи Адриан поставил храм, вероятно в честь Венеры. Благодаря такому усердию императора святые места были не только сохранены, но даже и местоположение их оказалось точно и надолго зафиксировано. Очередь перед входом в кувуклию. У каждого паломника есть десять секунд, чтобы поклониться гробу Спасителя. Задержаться не позволит строгий привратник Сменив множество владельцев, пережив несколько землетрясений и войн, «старый город» даже планировку военного лагеря унаследовал лишь в общих чертах, не говоря уже о планировке более раннего периода. И сейчас, когда следуешь за гидом по популярному у паломников маршруту В и а Долороза (лат. Via Dolorosa , «Путь Скорби»), якобы повторяющему крестный путь Иисуса Христа от Судилища до Голгофы, невольно смущаешься. Особенное недоумение вызывают таблички с номерами, указывающие точные места тех или иных событий. «Остановка V , здесь крест взял Симон Коринеянин», — уверенно и бодро поясняет гид и указывает место на стене, на которое якобы оперся Господь Своей рукой (тут же предлагается коснуться углубления в камне и загадать желание). Не слишком доверчивый паломник может усомниться в том, что человечество в течение двух тысяч лет хранит память о таких мелких подробностях. Усомнившись в одном, недолго подвергнуть сомнению и все остальное. Где тут миф, а где реальность?

http://pravmir.ru/shest-lic-odnogo-gorod...

Словом, перед пожилой женщиной стояла задача почти сказочная: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что...» И главное: самого города Иерусалима к тому времени... уже не было! Куда делся Иерусалим? То есть как — «не было Иерусалима»? А куда же он пропал? Никуда. Просто древний город до неузнаваемости изменился и даже потерял свое имя. Как это случилось? Через несколько десятилетий после Вознесения Христа, в семидесятом году, Иерусалим разрушила римская армия. Совсем! До основания! Как предсказывал Иисус, там не осталось камня на камне. Так римляне усмирили иудеев, которые то и дело восставали против власти римского императора над их землёй. Название у города разрушители отняли: на его месте была построена римская колония, которую назвали Элия Капитолина. Улиц, по которым когда-то ходили Иисус и Его ученики, почти не осталось: какие-то дома просто исчезли, где-то стояли новые строения, по всему городу, там и тут попадались языческие храмы и святилища, стояли статуи римских богов... Почти три столетия римские императоры старательно стирали память о Иерусалиме, чтобы никто никогда и не вспомнил о городе «бунтовщиков и смутьянов». Вот в это потерявшее прежний облик место и прибыла, проделав долгий тяжёлый путь, мать императора Константина, Елена. Но где же она? Попробуем отыскать ее в Элии Капитолине... Загадочная старушка Какое жаркое солнце! Узенькая мощеная улочка выводит на базарную площадь Элии Капитолины. Толпа гудит! Женщины несут кувшины с водой, бегают босые дети, продавцы разложили свои товары и торгуются с покупателями. Пестрят одежды гостей со всех концов света: у одних на головах — белые в полоску покрывала, другие одеты чуть ли не в лохматые шкуры, на крепких римских воинах — сверкающие шлемы и кожаные доспехи. Там пекут ароматные лепешки, здесь продают ковры, а вот глиняная посуда, и специи, и шелка, и бараны, и виноград, и оливковое масло. Дремлют рядом с погонщиками навьюченные верблюды. Хозяин снимает тюки с лохматого ослика... А это кто? Из дверей старого дома выходит старушка в потрёпанной одежде. Прижимает к себе какой-то свёрток. Идет через базар, по пути раздавая нищим милостыню. Заходит в ворота другого дома... Что ей там нужно?

http://foma.ru/krest-na-kotorom-raspjali...

49,10; 2 Пет. 3,12-13). Это было время ожидания Мессии - Христа, о чем красноречиво говорят многие библейские и внебиблейские свидетельства. Это мессианское ожидание и иудеев, и эллинов, и других народов Востока обобщенно выразил в первой половине II века по Р. Х. Иустин Философ (который был родом из Самарии, а жил в Риме) словами: " Иисус Христос есть новый Закон и Новый Завет и надежда (prosdohia) всех тех, которые из всех народов ожидают Божественных благ " (Диалог с Трифоном Иудеем, 11, 4). Время Христа в Палестине и Иерусалиме отражено в Евангелиях и Деяниях святых апостолов. Сегодняшние святые места в Святой Земле в большинстве случаев представляют собой географию биографии Христа, как это заметил еще святой Кирилл Иерусалимский. Палестина и Иерусалим являются материализованной (опредмеченной) земной биографией Христа, земной топографией Его небоземной биографии. Это, помимо всего прочего, подтверждают и современные археологические исследования и находки на территории Палестины, которые в последние годы совместно делают христианские и израильские археологи и библеисты. Римские завоеватели разрушили многие библейские памятники и следы ветхозаветного и христианского времени в Святой Земле: сын Веспасиана военноначальник Тит в 70 году разорил Иерусалимский храм (в 73 году была захвачена и известная по трагедии еврейского народа крепость Мецанда=Масада на берегу Мертвого моря); в 133 году император Адриан полностью разорил Иерусалим и на его месте основал новый город " Элия Капитолина " (с храмом Юпитера на месте храма Яхве!). Уже во время первого покорения Иерусалима христиане покинули город и бежали в Заиорданье (Трансиорданию), откуда в первой половине II века потихоньку начали возвращаться в Палестину и в Иерусалим. При разорении в 133 году Иерусалима императором Адрианом иудеи были рассеяны в диаспору (которая для многих из них началась еще раньше). В последующие века им было запрещено возвращение в Иерусалим и для них осталось лишь одно печальное паломничество к Стене Плача - остатку последнего славного храма царя Ирода, который посещал и чье разорение со скорбью предрекал Христос (Мф.

http://pravoslavie.ru/put/040202155845.h...

  Иерусалим   Превращение Иерусалимской кафедры в патриарший престол произошло поздно. Епископ Элии Капитолины, маленького города Палестины I, который находился в зависимости от Кесарии, едва ли мог предположить, что ему удастся занять первенствующее место в Церкви, рядом с епископами гораздо более значительных городов империи. Однако при Константине Элия снова стала Иерусалимом. Более того, являясь Святым Градом и благодаря своему авторитету, она уже на Никейском соборе получила особые почести. Святой Ювеналий (422?-458), честолюбивый и деятельный епископ, c пользой использовал это особое положение [ Honigmann, 1950 ]. Еще при императоре Феодосии II он добился издания закона (сам закон не сохранился), согласно которому в его юрисдикцию стали входить не только три епархии Палестины, но и вся Аравия, а также Финикии I и II. На Эфесском соборе он встал на сторону святого Кирилла Александрийского и открыто выступил против епископа Антиохийского, теоретически от которого находился в зависимости. Святой Ювеналий претендовал на шесть епархий, которые он пытался отделить от Антиохии. На втором Эфесском соборе, где он сопредседательствовал вместе со своим союзником Диоскором Александрийским, Ювеналий добился этого, о чем свидетельствует одно императорское послание, где он упоминается как архиепископ. Создание патриархии, включающей в себя Палестину, Финикию и Аравию, видимо, произошло в 450 г. Однако после смерти Феодосия II и Халкидонского собора наступил переломный момент. В начале Халкидонского собора Ювеналий появился в качестве обвиняемого, но, поменяв лагерь, он восстановил свое положение и добился, после переговоров с Максимом Антиохийским, признания за ним юрисдикции патриаршего типа, ограниченной, однако, только тремя Палестинами. Собор подтвердил это состояние, которое больше не оспаривалось. После 451 г. Ювеналию пришлось преодолеть серьезный кризис: переход в оппозицию на Халкидоне вызвал восстание монашеских кругов в Палестине. Монах Феодосий был избран епископом Иерусалимским и поставил в городах Палестины епископат, целиком враждебный собору. Ювеналий и епископы, занявшие сторону Халкидона, взошли на свои кафедры только при помощи войск. В течение последующего полувека Ювеналий и его преемники веля себя с умеренностью, избегая открытых выступлений за собор или против него [ Perrone, 1980 ].

http://bogoslov.ru/article/391372

Возможно, это место было выбрано потому, что в древности там была пристань, сохранились древние камни, но они уже далеко от воды. В Галилее, которая является северным регионом Израиля, мы пробыли несколько дней, а после наш путь лежал на юг, туда, где две тысячи лет назад Иоанн Предтеча погружал в воды Иордана приходящих к нему людей. Река поменяла русло, этого места теперь нет, но на территории соседней Иордании найдены остатки византийских храмов и каменные лестницы, которые когда - то вели к воде. На израильской стороне существует условное место, где паломники опускаются в воду в белых крещальных рубашках. В пустыне, которая лежит вокруг есть несколько монастырей, но мы посетили лишь греческий Монастырь преподобного Герасима Иорданского, дружившего с львом по имени Иордан. В этом монастыре стоит очень интересная скульптура льва Иордана. Дальше к югу когда-то располагалась прекрасная долина, в которой стояли Содом, Гоморра и ещё несколько таких же городов, а теперь плещется такое солёное озеро, что в нём ничего не живёт. Как вы уже догадались - это Мёртвое море, самое низкое место на Земле. Концентрация соли в нём такова, что можно лежать на спине и не тонуть. От Мёртвого моря мы повернули на запад и через пару часов были в Иерусалиме.  Иерусалим , Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23: 37). Мы, как и древние паломники, шедшие в святой город, увидели его с Елеонской горы. Но, конечно увидели другой Иерусалим. Тот был разрушен римлянами, а на его месте из древних камней была построена Элия Капитолина. Сбылось предсказание Христа, не осталось камня на камне и даже Стена Плача, вовсе не стена, а часть платформы, на которой когда - то стоял Храм Соломона, а теперь находятся исламские святыни. На Елеонской горе был сад, в котором Спаситель молился до кровавого пота в ночь перед распятием, сад сохранился, самым древним оливам около тысячи лет.

http://radonezh.ru/analytics/zemlya-gde-...

Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8). Другой более серьезный вопрос – подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня, который уже не первый век волнует умы людей. После восстания Бар Кохбы (132-135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был построен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан. Каменоломня под Гробом Господним При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда равноапостольная царица Елена искала Крест и Гроб Господень, был виден заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за расколовшей ее трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста. Место обретения Креста. Вверху — отверстие цистерны В XIX веке английский офицер Гордон, исходя из предположения, что Голгофа должна была находиться вне стен города (а это подтверждают слова апостола Павла в послании к Евреям о том, что Господь должен был пострадать вне стана) решил, что Голгофа находится совсем в другом месте. Вне современного Иерусалима. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города далеко не совпадают. Но, тем не менее, в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп с двумя могилами внутри нее. Это место известно как Садовая могила. Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы, считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий. Современный вид Голгофы

http://pravmir.ru/archeologia-evangelia/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010