Город, только в 330 г. объявленный столицей империи — Византий, названный Константинополем, т. е. «градом Константина» или «Царьградом», был самым молодым. Когда уже в V в. стали распределять места, конечно, первенство должно было принадлежать Иерусалиму.  Но от него камня на камне не осталось: после иудейской войны он был с римской пунктуальностью разрушен до основания — так, что плугом пропахали. Это была пустыня, засыпанная щебенкой. Все помнят то место из Евангелия, где читается, что «есть в Иерусалиме на овчей купели место, называемое по–еврейски Вифезда», и там источник, где был исцелен расслабленный, 38 лет лежавший. Этот источник сейчас находится где–то глубоко внизу, метров на 20 ниже поверхности земли. Потом на этом месте был город Элия Капитолина — уже чисто эллинистический город. Иерусалимская община собиралась в подполье, в пустыне, в маленьких городах и деревушках. Поэтому, ввиду такого упадка иерусалимской Церкви, первое место отведено было Риму. Со временем он, правда, несколько утратил свое значение, и его стал теснить Константинополь. Поэтому решили, что церковь Царьграда, — поскольку это царствующий град, — занимает второе место. Третье — самая богатая церковь, Александрийская. Четвертое место — столица малоазийского Востока, Антиохия. И только пятое место занимал Иерусалим, хотя признавалось, что это мать всех церквей и град священный. Пятый век был уже временем торжества канонической системы. Но именно в этом столетии происходят события трагические для дальнейшего развития церковной жизни. В середине V в. полчища гуннов, вторгшиеся с восточных равнин, прошли с огнем и мечом по странам Европы, завоевали Рим, дошли до северных берегов Африки, сметая следы старой цивилизации. Водораздел между западным и восточным христианством пролегал по структуре государственно–политических образований. Деление империи на две части, которое было проведено в IV b., конфликт вокруг территории нынешних Болгарии и Сербии: в чью юрисдикцию она входит, в западную, Римскую или Византийскую, константинопольскую, — это был основной мотив.  Таким образом, определились две судьбы: одна — единая, развивающаяся, процветающая Византийская империя (хотя византийцы называли себя ромеями, считая, что это по–прежнему Римская империя), и другая — раздробленная на множество мелких княжеств Западная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

д. Обучение завершалось преподаванием «науки наук» философии, которую рассматривали как ступень к изучению богословия – «венца и цели всех наук», и истории философии (философские системы Пифагора, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков, неоплатоников). В Александрии и Антиохии продолжали функционировать школы философии, естественных наук и медицинское училище; в Пергаме, Сардах, Эфесе философские школы; в Кесарии, Никодимии, Газе – школы ораторского искусства; в Афинах философская Академия, закрытая императором Юстинианом в 529 г., и школа, риторов; в Бейруте – школа права. В качестве учебников использовались труды александрийских («Грамматика» Дионисия Фракийского , II в. до н.э.; «Всеобщее учение об акцентах и количествах» Элия Геродиана, II в. н.э. и др.) и византийских ученых («Каноны» Феодосия Александрийского, V в.; пособия по орфографии Иоанна Филопона, Георгия Хировоска и др.), а также разнообразные лексиконы. В 425 г. в Константинополе по указу императора Феодосия II была основана Магнаврская высшая школа (Auditorium Specialiter nostrum) с кафедрами греческой и латинской грамматики, риторики, философии и права. Преподавательскую работу на греческом и латинском языках вели десять греческих и десять латинских грамматиков, два профессора права, один философ, три латинских и пять греческих риторов. Школа размещалась в экседрах (полукруглый выступ в портике с местами для сидения) на южной стороне Капитолия. В годы правления Юстиниана I (527565) многие «эллинские» философы, риторы, грамматики, правоведы, медики, работавшие в Константинополе, были подвергнуты преследованию, а их книги сожжены. С распространением христианства стали возникать богословские школы, училища и академии в Александрии, Антиохии, Эдессе (закрыта в 489 г. в связи с распространением в ней несторианского учения), Нисибисе, палестинской Кесарии, Эфесе и других византийских городах. В них изучались и комментировались Писания, труды раннехристианских авторов; преподавались наряду с теологическими предметами (экзегеза объяснение и толкование библейских текстов; гомилетика, излагающая правила церковного красноречия или проповедничества; литургика, рассматривающая составные части церковного богослужения, историю его происхождения и развития; апологетика [греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До этого наряду с церковно-приходскими школами существовали так называемые народные школы, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. 13 июня 1884 года государем были утверждены «Правила о церковноприходских школах», согласно которым попечение о начальном образовании вверялось православному духовенству. Церковно-приходские школы стали открываться во многих местах России, часто в самых глухих и отдаленных селениях, где они были единственными источниками просвещения для народа. При восшествии на престол императора Александра III существовало около четырех тысяч церковно-приходских школ, а в год его кончины была уже тридцать одна тысяча, и в них обучалось более миллиона мальчиков и девочек. Вместе с числом школ укреплялось постепенно и их положение. Первоначально эти школы основывались на церковные средства, на средства церковных братств и попечительств и отдельных благотворителей. Потом к ним на помощь пришла государственная казна. Для заведования всеми церковно-приходскими школами был образован при Святейшем Синоде особый училищный совет. 160 Великое иудейское восстание против римлян, вошедшее в историю под названием Первой Иудейской войны, было в 66–73 годах и закончилось рассеянием евреев по всему миру. Иерусалим был обращен в руины. В 130 году римский император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. 161 Завоевание Палестины персами произошло в 614 году; Палестина вошла в империю Сасанидов. Тогда же персы под предводительством царя Хосроя захватили и разграбили Иерусалим и вырезали его христианское население. В 625–628 годах персы были изгнаны византийским императором Ираклием; с 629 года Палестина вновь стала провинцией Византии. В 628 году византийский император Ираклий победил персидского царя, освободил из плена христиан, патриарха Иерусалимского и Честное Древо Креста Господня. 14 сентября Крест был водружен на прежнее место. 162 Мусульмане-арабы завоевали Палестину около 636 года. Она вошла в государство Омейядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Закладка главного престола и места храма происходит 18 октября того же 1657 года а 1 сентября 1658 года здесь вполне уже разворачивается строительство Воскресенского собора и Ново-Иерусалимского монастыря. Такое сакральное значение царскому письму патриарх Никон придавал не случайно. Как известно, в 135 году до Р.Х. в честь императора Элия Адриана древний палестинский Иерусалим был переименован в Элию Капитолию, и только обратившийся ко Христу император Константин Великий вернул городу через двести лет, вскоре после 325 года, прежнее имя, назвав при этом его " Новым Иерусалимом " (в земном значении - возобновленным). Алексея Михайловича давно сравнивали на православном Востоке (да и в России) с Константином Великим, называли " новым Константином " . Патриарху Никону поэтому чрезвычайно нужно было, чтобы " новый Константин " и дал название подмосковному " Новому Иерусалиму " . Так и произошло. Центром " новоиерусалимского " комплекса стал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, а его центром, в свою очередь,- собор Воскресения Христова, построенный в соответствии с храмом Гроба Господня в Иерусалиме. Собор строили, руководствуясь кипарисовой моделью, " Проскинитарием " Арсения Суханова, а затем ортогональными чертежами храма Гроба Господня, сделанными католическим монахом Бернардино Амико и изданными во Флоренции в 1620 году, но попавшими Россию позднее, уже во время строительства собора на Истре О Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря, истории его создания и завершения написано достаточно много и подробно. Поэтому мы ограничимся лишь некоторыми замечаниями, связанными с богословскими аспектами всего замысла. Воскресенский собор в плане, внутреннем устройстве и общих размерах довольно точно воспроизводит храм Гроба Господня в Иерусалиме. Патриарх Никон создал копии Голгофской церкви, которая была освящена еще при нем и в которой он особенно любил служить, низких, как бы пещерных храмов под Голгофой, Гроба Господня, центрального алтаря Воскресения Христова, " камня миропомазания " , плиты " середина вселенной " , темничного придела с церковью во имя Божией Матери (освящена тоже при Никоне), заалтарных церквей, подземной церкви Константина и Елены с приделом Обретения Креста Господня и т.п.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

Затем из Малой Азии на восток – через Бактрию и Персию в Индию. Хотя, как мы сказали выше, христиан было меньшинство, и их население как острова или оазисы были рассеяны по всему христианскому миру, но в это время в некоторых местах стали образовываться значительные христианские церкви. Главнейшие христианские церкви Иерусалимская церковь Прежде всего значительной церковью была церковь Иерусалимская. Это была вначале самая важная и самая значительная из всех церквей. Здесь жил, проповедовал, умер, воскрес и вознесся Иисус Христос . Здесь оставались памятники Его жизни и страданий. Можно сказать, Сам Иисус Христос основал Иерусалимскую церковь . Здесь жили в первые годы по Вознесении Христовом апостолы. Потом до конца 60-х годов здесь оставался апостол Иаков, брат Иисуса Христа по плоти, которому, по преданию, Сам Иисус Христос заповедовал быть главой Иерусалимской Церкви и утвердить здесь христианство. Сюда сходились проповедники христианские с отчетами об успехах своей проповеди, сюда обращались они за советом, за разрешением взаимных недоумений. Так в 51–52 году сошлись сюда для решения вопроса о том, нужно ли или не нужно лицам, обращавшимся в христианство из язычников, соблюдать ветхозаветные иудейские обряды. Таково было вначале значение Иерусалимской Церкви, но с течением времени это значение начинает падать. Здесь возникло не совсем правильно понимание ветхозаветных обрядов. Между иудеями, обращавшимися в христианство, явилась излишняя ревность к соблюдению древних иудейских обрядов. Стали требовать, чтобы эти обряды соблюдали и христиане из язычников. Произошло волнение, и некоторая часть христиан отделилась от общества. Вскоре затем постигшие Иерусалим политические события заставили проживавших здесь христиан удалиться отсюда. В 67-м году, после восстания иудеев против римского владычества, христиане еще раньше разрушения города удалились в горы, в город Пеллу и там спаслись от участи иудеев, т.е. от рассеяния. Во II-м в., при Адриане, когда уничтожены были последние остатки Иерусалима, и на месте его был выстроен новый город Элия-Капитолина, христиане возвратились в Элию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

И тогда мы зададим вместе с учениками этот страшный вопрос: «Но ведь это же невозможно?» И Господь отвечает: «Возможно! Невозможное для человека возможно для Бога». Может быть, потому Господь так и смиряет сейчас Россию и к нищете приводит нас, чтобы мы научились ценить свое причастие, присоединение, прикосновение к благой воле Божией. Чтобы и мы могли сказать: «Да кроме Тебе никоеяже пожелаю красоты». Вот тогда, может быть, и любовь наша к Отечеству, и служение ближнему, и вера наша будет чище и глубже. Потому вспомним сейчас тех преподобных киево-печерских, которые нетленно почивают в Киеве, матери городов русских, вспомним Иова, пустынника Почаевского, который, оставив все, ушел и затворился в пещере, куда потом пришло множество народу и воссияла великая западная Лавра. Бог ждет. Он даст нам все необходимое для поддержания телесных наших сил. Но Он говорит: «Я благодарю вас за ваше. Но Мне нужно не вашего, а вас. (См.: 2 Кор.12:14 ) . Сын, дай мне твое сердце!» ( Притч.23:26 ) И вот, братья и сестры, приходя в церковь, прежде всего, мы должны приобретать духовную силу той высокой нравственной чистоты и любви к Богу, которая делает для нас все остальное, хотя по-прежнему очень важное, очень нужное, – второстепенным, а жизнь нашу – радостной. Аминь. 10 сентября 2000 года. Львов. XVII. Слово на престольный праздник Воскресения словущего Поздравляю вас всех, православные, с престольным праздником нашего храма. Удивительный это праздник, и особенно важный для нас, братья и сестры! Праздник этот в честь построения государственного храма царем Константином и матерью его, благочестивой Еленой, на месте страдания, смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. Иерусалим – священный град. Там был воздвигнут величественный храм истинного Бога царем Соломоном, обновленный после двукратного разрушения и уничтоженный римской властью до основания. И самый град Иерусалим был превращен в пустыню. И вот, когда царь Константин, победив всех сопротивляющихся проповеди Евангелия, провозгласил православную веру государственной верой, и царица-мать, благочестивая Елена, преодолевая все трудности, отправилась искать среди обломков камней в разрушенном граде – даже само имя Иерусалима было уничтожено, это место называлось Элия Капитолина, – вот там, среди обломков Голгофы, где найти Гроб Господень? Но были там люди преданные, тайно скрывавшиеся и от римских властей, и от своих соплеменников, отвергавших Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы и военная служба ведут свое дело по христианскому учению. Здесь можно привести некоторые меры которые провел император Константин в пользу христиан: 1. Прекратил языческие игры, 2. Освободил духовенство от гражданских должностей и церковные земли от общих повинностей, 3. Отменил смертную казнь через распятие, 4. Издал строгий закон против иудеев восставших на Церковь, 5. Позволил освобождать рабов при церквах, 6. Запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям себя на дому, оставив это право только обществам, 7. Повелел по всей империи праздновать Воскресный день, 8. Отменил бывшие у римлян законы против безбрачия (в ограждение христианских девственников и девственниц), 9. Предоставил Церкви право получать имущество по завещаниям, 10. Допустил христиан к занятию высших государственных должностей, 11. Начал строить христианские храмы и запретил вносить в них, по существовавшем обычаю в языческих капищах, императорские статуи и изображения. Самое большое сопротивление императору Константину было в Риме, где была сильная языческая партия. В конце концов император решил оставить Рим и перенести столицу в Константинополь. Константинополь стал христианским центром и столицей Римской империи. Со времени Константина Иерусалим опять стал называться этим именем, вместо названия Элия Капитолина, данного ему при Адриане. Мать Константина, святая царица Елена, по его поручению, отправилась в Палестину. Здесь она отыскала крест Господень и устроила храмы на Голгофе, на Елеонской горе и в Вифлееме. Во время Константина появились в Церкви раскол, споры и волнения. Это было неправильное учение (ересь) Ария. Чтобы остановить эту смуту, император Константин, по примеру Апостольского Собора, созвал первый Вселенский Собор. Это одна из его великих заслуг. Преданный всей душою Церкви, Константин скончался мирно, среди молитвы 21-го мая 337 года. История дала ему имя Великого; Константин великий. Церковь за его великие заслуги, именует его равноапостольным; святой равноапостольный Константин. Равноапостольный значит что он равен, по своим заслугам, апостолам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Как мы знаем из истории, спустя около сорока лет после крестной смерти и воскресения Спасителя в Палестине началась эпоха так называемых Иудейских войн – восстаний еврейского народа против римского владычества. Восстания эти, увы, как и прорек Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, кончились не освобождением, а полным разгромом повстанческих войск, страшными бедствиями для еврейского народа, изгнанием евреев из Иерусалима и последующим рассеянием иудеев по всему миру. Иерусалимский храм был разрушен до основания, город также в значительной степени снесен, а земля, на которой он стоял, перепахана плугом и засыпана солью – по старинному римскому обычаю, символизирующему окончательную гибель всех, кто дерзает противиться Риму. Даже само имя Иерусалима было уничтожено: на его месте была основана римская колония Элия Капитолина, с языческим населением и множеством языческих капищ. Новая «колония» в разоренной войнами Палестине отнюдь не процветала, и местные жители всех вероисповеданий и происхождения влачили довольно жалкое существование. Вот таким и предстал Иерусалим перед благочестивой Еленой – разоренным, полным языческой «мерзости запустения» на месте великих святынь Ветхого и Нового Заветов… Это зрелище не могло не наполнить болью сердце благочестивой царицы. И она решила употребить те немалые средства, которыми щедро снабдил свою мать перед дальним путешествием император Константин, на то, чтобы положить хотя бы начало восстановлению великого города и его святынь. Этот замысел Елены принес еще более удивительные плоды, чем она сама могла ожидать. Когда по приказанию матери императора снесли стоявший на Голгофе храм Венеры, в ходе земляных работ в какой-то древней яме обнаружили обломки трех деревянных крестов и с ними табличку с красноречивой надписью «Царь иудейский» на трех языках! Ни у кого не оставалось сомнений, что найден был тот самый крест, на котором распяли Спасителя; вероятно, римские солдаты после казни просто выкинули все три креста в ближайшую яму и забыли про них. А в сухом, практически пустынном климате Палестины даже дерево может сохраняться очень и очень долго.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Канонически дело решено было правильно. Но с этим не хотел согласиться Фотий тирский, митрополия которого была урезана в пользу новой, и он по-прежнему продолжал ставить епископов в города, отошедшие к новой провинции. Евстафий не признавал их и отлучал. Вселенский собор стал на ту точку зрения, что церковь должна решать дело по своим канонам, не обращая внимания на императора. Первенство по-прежнему было оставлено за кафедрой тирской. Это дело послужило сигналом для улажения отношений соседней с Тиром кафедры иерусалимской . Как известно, Константинополь и Иерусалим в историческом отношении имеют сходство. Элия Капитолина поднялась в в. вследствие открытия святых мест и паломничества. Она была под властию митрополита кесарийского, которым в это время был Евсевий, церковный историк, persona gratissima в глазах императора. Следовательно, о каком либо изменении церковных отношений не могло быть и речи. На первом вселенском соборе все было оставлено по-прежнему, хотя епископ иерусалимский и был признан вторым после кесарийского. Но это не соответствовало общему христианскому воззрению на Иерусалим, и епископы Иерусалима стали постепенно усваивать себе права митрополита. Несмотря на то, что второй вселенский собор подчеркнул значение Иерусалима, как матери церквей, но перемен в отношениях не произошло, и на палестинских соборах по-прежнему председательствовал митрополит кесарийский. Но Ювеналий иерусалимский умел воспользоваться обстоятельствами. За отсутствием кесарийского митрополита, он явился на Ефесский собор в качестве представителя трех Палестин и занял второе место после Кирилла александрийского. По возвращении в Палестину, Ювеналий почувствовал себя хозяином своего положения и поспешил вознаградить себя за торжество православия. Он чрезвычайно расширил свои канонические права и стал рукополагать в пределах совершенно ему не подлежащих. Кирилл александрийский, узнав об этом, серьезно возмутился и написал к архидиакону Льву (будущему папе), чтобы определить канонические права Ювеналия, потому что от его действий страдает авторитет первого вселенского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Когда в других местах Послания он доказывает осуществление пророческого текста, он обыкновенно точно отмечает, что пророчество исполнилось, и как оно исполнилось (сравн. 16:4, 5, 8). Ничего подобного мы не видим в рассматриваемом месте: свою мысль, что последнее искушение приблизилось, он доказывает ссылкой на пророчество Даниила, и в нем ищет признаков, по которым читатели должны узнать конец Мира – когда он начнется – но самое истолкование этих признаков он предоставляет их проницательности, присоединяя к приведенным пророчествам простое предостережение: «вы должны разуметь». Наконец, автор как будто видел в пророчестве последовательность не царей, а царств; на это указывают те изменения, какие он сделал в тексте пророка Даниила: там, где Даниил говорит о царях ( βασιλει ς), автор Послания ставит царства ( βοκηλει αι). Кроме того, он два раза вставляет в свой текст выражение φ’ ν которое скорее может быть понятно в отношении к царствам, так как невозможно представить одновременного низложения трех царей, преемственно следовавших один за другим в одном и том же царстве. В результате во всех рассуждениях Варнавы остается бесспорным только указание на какую-то политическую катастрофу, вызывающую в памяти таинственные пророчества Еноха (апокрифическое) и Даниила, которые свидетельствуют о близости последнего искушения ивсокращений Господом времен и дней для ускорения пришествия Возлюбленного к наследию Своему. Во втором месте – 16 глава – речь идет о разрушении и воссоздании храма. Но понимание этого места затрудняется неясностью текста Послания: о восстановлении какого храма говорит автор Послания, и кто такие «слуги их врагов», которые восстановят его? По взгляду новейших исследователей (А. Harnack, P. Ladeuze) здесь нужно видеть указание на храм Юпитера, который при Императоре Адриане построен был на месте древнего иудейского храма. Futurum « νοικοδομσουσιν» – «восстановят» – в связи с « νυ ν» – «ныне» – объясняют в том смысле, что ко времени написания Послания возобновление города, который стал называться «Элия Капитолина», уже было начато, но постройка храма только ожидалась в будущем;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010