Подробный историко-этимологический разбор слова «типикон» – в античной, библейской и византийской письменности – дает А. А. Тирмайер. По его мнению, в современной литургической науке термин употребляется в трех значениях: 1) кафедральный (соборный) типикон; 2) монастырский типикон и 3) типикон как самостоятельная богослужебная традиция (Thiermeyer. 1992, р. 481). Древние славянские переводы Типикона чаще называли себя Устав и Око церковное 2 , но иногда – Типик. Греческое название Типикон закрепилось в результате грекофильской «книжной справы» патриарха Никона . Принципиально реформированное пятое московское издание Устава (1682 г., при патр. Иоакиме) содержит объяснение: «Книга Типикон, сиесть изображение [! – М. А., Ю. Р.], юже обыкохом нарицати: Устав церковный». Синодальные и современные переиздания имеют название: «Типикон, сиесть Устав» (Типикон. 1992). С его содержанием можно ознакомиться хотя бы по обстоятельному описанию прот. Константина Никольского (Никольский. Пособие, с. 111–121). 2. Поместные литургические традиции, или обряды «Обряды», или особенные литургические традиции в отдельных церквах, появляются в христианском мире только после утверждения главных митрополий в качестве центров церковной жизни в больших областях, совпадающих с гражданскими провинциями Римской империи. Первый Вселенский собор (Никея, 325 г.) признаёт три главных кафедры, или митрополии: Римскую, Александрийскую и Антиохийскую, внутри которой особенное уважение заслуживает Элия Капитолина (римское название Иерусалима). Сам Константинополь (бывший городок Византион) будет еще долго принадлежать церковной юрисдикции митрополита Гераклейского (Ираклийского). Четвертый Вселенский собор (Халкидон, 451 г.) определяет пять Патриарших кафедр: Рим, Константинополь (как «Новый Рим»), Александрию, Антиохию и Иерусалим. Каждая кафедра постепенно формирует собственную литургическую традицию, которую будут применять и другие Церкви, находящиеся вокруг нее; хотя вообще существует больше традиций (обрядов), чем кафедр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После него в списке епископов… стоят: Кассиан, за ним Публий, потом Максим, за ними Юлиан, потом Гаий, потом Симмах, потом другой Гаий, опять другой Юлиан, Капитон, за ними Валент Долихиан и после всех Наркисс, тридцатый по преемству от апостолов» . Список Евсевия Кесарийского охватывает период до 196 года. По изысканиям архиепископа Сергия (Спасского), отраженным в его «Полном месяцеслове Востока», этот перечень не полон. В нем пропущены имена епископов, возглавлявших христианскую общину Элии Капитолины в промежуток между Капитоном и Валентом: Илия, Максим Второй и Антонин. Священномученик Ириней Лионский Исчерпывающий перечень Римских епископов, начиная от времени поставленного апостолами Лина и заканчивая концом II столетия, приводит священномученик Ириней Лионский в творении «Против ересей»: «Блаженные апостолы… вручили служение епископства Лину… Ему преемствует Анаклит, после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент… Этому Клименту преемствует Эварест, Эваресту – Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него – Телесфор, который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него – Аникита; после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Елевфер» . Преемником упомянутого последним Елевферия, современника святого Иринея, стал Виктор, занимавший Римскую кафедру со 190 по 202 год. Александрийскую Церковь после Кердона, скончавшегося в 107 году, последовательно возглавляли Прим, или Ефрем, Иуст, Евмений, Марк, Келадион, Агриппин, Иулиан и с 189 по 231 год Димитрий. Преемником священномученика Игнатия на Антиохийской кафедре стал Ирон, вслед за ним ее занимали Корнилий, Ерос, знаменитый апологет Феофил и Максимин, скончавшийся в 201 году. Из «Истории» Евсевия известны имена многих других епископов II века: Клара Птолемаидского, Кассия Тирского, Феофила Кесарии Палестинской, Сотаса Анхиальского, Элия Девельтского, Юлиана Апамейского, Зотика Команского, Сагариса Лаодикийского, Папия, Аверкия и Аполлинария Иерапольских, Мелитона Сардийского, Пальма Амастридского, Поликрата Ефесского, Поликарпа Смирнского, Филиппа Гортинского, Пинита Кносского, Пуплия и Кодрата Афинских, Дионисия и Вакхила Коринфских, Пофина и Иринея Лугдунских.

http://pravoslavie.ru/35507.html

В неравной борьбе, по свидетельству Диона Кассия, погибло более полумиллиона иудеев. Тысячи пленных по самым низким ценам продавались на рынках Газы и Хеврона, а не проданный остаток был отослан в Египет. Укрывавшиеся в пещерах беглецы, служившие предметом охоты для римлян, доходили до такого состояния, что должны были питаться трупами, валявшимися повсюду. Помимо этого, Адриан жестоко отмстил иудеям за их мессианские надежды и приложил все старания к тому, чтобы подавить в них все мечты о политической свободе. Подобно Антиоху Епифану, пытавшемуся иногда эллинизировать Палестину, и Адриан хотел превратить её в языческую страну. Священный город иудейский, – будущая столица ожидавшегося мессианского царства, был выстроен вновь, но по образцу городов греческих. На месте, где стоял некогда храм Иеговы, было воздвигнуто капище Юпитеру Капитолийскому; на Голгофе был построен храм Венеры, а городские улицы украсились статуями богов римских, греческих, финикийских и статуей самого императора. Оскорбление, нанесённое национальному чувству иудеев, увеличивалось ещё тем, что на южных воротах города было сделано рельефное изображение свиной головы, а древнее название – Иерусалим, было заменено новым Элия Капитолина. Так заплатили иудеи за свою первую попытку основать мессианское царство по самоизмышлённому идеалу. Эта неудача надолго заставила иудеев забыть мессианские мечты, но не подавила их окончательно. Когда в конце IV в. началось великое переселение народов, когда у прежней всемирной империи отнимались одна за другою большие области и даже самый «вечный город» пал под ударами варваров, иудейские надежды на Мессию оживились вновь. В войнах и бедствиях увидели, согласно раввинским толкованиям, признаки скорого пришествия Мессии, а на основании изречения Сивиллы ожидали наступления его в 440 году. Возбуждённый подобными надеждами, один человек на острове Крите стал выдавать себя за Мессию и вместе с тем за Моисея. В течение целого года он путешествовал по острову, проповедуя о наступлении мессианского времени и обещая всех, желающих следовать за ним, вести по морю, как по суше в обетованную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

н.э. (неважно, что тогда город назывался Элия Капитолина). Первые 69 1 / 2 седмин рассматриваются более буквально – как 486,5 лет; при этом первым помазанником считается иудейский учитель и лидер Йехуда-ха-Наси (2-я пол. II в. – нач. III в.), вторым помазанником называется Неемия бен Хушиэль – руководитель иудейской общины в 614–617 гг., когда с помощью персов иудеи вновь овладели Иерусалимом и три года контролировали его (кстати, при этом жестоко преследуя христиан, о чём автор кратко упоминает). Последние же полседмины почему-то уже рассматриваются не буквально, а как 1335 лет; в итоге автор получает 1949 г. – год победы Израиля в первой арабо-израильской войне и признания государства Израиль большинством мировых держав. Наконец, в Дан.11–12 автор обращает внимание на фразу: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдёт тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трёхсот тридцати пяти дней» ( Дан.12: 11–12 ). Здесь точкой отсчёта опять (как и в предыдущем пророчестве) считается 614 г., к нему прибавляются 1290 и 1335 лет, так что получается 1904 и 1949 гг. соответственно. Это – годы гонений на еврейский народ в XX в.: сначала еврейские погромы в России, потом Холокост в Европе. Указанный период страданий завершился для евреев в 1949 г., когда окончательно формируется государство Израиль. Рамки данной рецензии не позволяют провести детальный анализ всех приведённых интерпретаций 14 . В качестве примера рассмотрим авторское толкование Дан.7 с христианской точки зрения. Автор выбирает принятую в критической библеистике коллективную интерпретацию Сына Человеческого и отождествление этого образа со «святыми Всевышнего»; в итоге, сам образ рассматривается как символ Израиля, в более широком смысле – как символический образ угнетённых и обездоленных людей (каковыми и были иудеи во время гонений Антиоха Епифана). Такое мнение, во-первых, не учитывает тот факт, что в Дан.7–14 речь идёт о поклонении Сыну Человеческому; следовательно, «различие между фигурой «Сына человеческого» и народом Божьим остаётся» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Начало II столетия ознаменовалось появлением Симона Бар-Кохбы (Сына Звезды), в Талмуде называемого Бар-Козибой (Сыном Лжи). Отношение к этому человеку было неоднозначным, но самый авторитетный раввин того времени – равви Акиба принял его, уверовал, благословил и провозгласил Мессией. Объявленный Мессией, Бар-Кохба поднимает второе восстание против римлян. В то время римский император Адриан начинает восстановление Иерусалима под названием Элия Капитолия. На месте Голгофы и Храма Соломона он воздвигает капища римских богов и богинь. Иудеи восприняли это как величайшее осквернение своих святынь. И вот Бар-Кохба, как Мессия, поднимает восстание, и ведет иудеев. Интересна его молитва, сохранившаяся в Талмуде: «Господи, можешь не помогать, только не мешай!» Эти слова очевидно проникнуты духом антихриста. «Я пришел во имя Отца, и Меня не приняли. Другой придет во имя свое, и его примите…» Ждать пришлось недолго; со времени Христа прошла всего сотня лет. Закончилось все разгромом восстания римской армией. С тех пор иудеи рассеяны по всей земле. Сама иудейская синагога была вынуждена признать Бар-Кохбу лжемессией. Представьте себе трагедию эмаусских путников. Мы редко задумываемся о ней. Ведь они уверовали в живого Христа, и вот уже третий день как оказывается, что Иисус из Назарета, Тот Иисус, Который насытил пятью хлебами пять тысяч человек, Тот Иисус, Который произнес Нагорную проповедь, исцелял и изгонял бесов, мертв! Неужели Он оказался, страшно вымолвить это слово, обманщиком? Уже третий день, как Его нет на земле, значит, пророчества не сбылись! Путники говорят об этом Воскресшему Иисусу, и, как мы знаем, Господь открывается им в преломлении хлеба. Но какое испытание веры! Какую трагедию духа суждено было пережить этим людям! Так же пришлось разувериться в Бар-Кохбе и иудеям. Но на этом антихристианство не закончилось. Саббатей Цви в заключении История иудаизма знает еще одного лжемессию – Саббатея (Шабтая) Цви. Шел XVII век. Это время было неласковым к иудеям. Еще полыхали костры инквизиции, существовали гетто – еврейские кварталы, за пределы которых иудеям выходить запрещалось, систематически устраивались погромы, вызывая ответную ненависть иудеев по отношению к христианам.

http://pravoslavie.ru/58221.html

31 Церк. ист: 10, 4. Что Евсевий вступил на епископскую кафедру прямо после Агапия – за это говорит то обстоятельство, что свой перечень епископов, занимавших Кессарийскую кафедру до гонения, Евсевий оканчивает Агапием (церк. ист. VII, 32). 55 Herzog. Realencyclopedie B. IV, S. 223. По словам св. Афанасия (de Synodis n. 17), Евсевий в письме к Ефратиону будто бы утверждал, что Христос не есть истинный Бог . Но из вышесказанного можно выводить, что Евсевий был довольно осторожен в своих выражениях и не мог допустить в своем письме такой резкостию. Другия доказательства подложности письма к Евфратиону см. у Vincenzi, Hictoria critica quaestionis inter Origenis adversarios pars. III, pag. 66–67 edit. 1865. 65 Это слово было отвергнуто на соборе против Павла Самосатскаго, потому что в нем усматривали тогда обозначение полнаго, уничтожающаго бытие двух лиц тождества. Baur. Dogmengeschichte s. 502. 69 Παρκστατικν εναι τ μοοσιον τ πατρι το μηδεμαν μφρειαν προς τ γεννητ κτσματα τν υν τοδ θεο φρειν, μονω δε τ ρατρ τ γεγεννηκ τι κατ πντα τροπον μοιον, κα μεναι ξ τρας τινς ποστδεως τε κα οσας, λλ εκ τς το πατρ ς. 70 Осуждая Ариево положение о Сыне Божием: πρν γεννηθναι οκ ν, Евсевий, по догадке Неандера (Gesch. der. religion I. 2. S. 261 not), употребил софистическую хитрость, отнесши в своем уме это γεννηθναι к человеческому рождению Иисуса Христа, и значит опровергал только то лжеучение, вовсе не арианское, по которому Иисус Христос не существовал до Своего рождения от Девы Марии. 96 Марк Аврелий очень не любил Антиохийцев за их частыя волнения (Капитолина; жизнь Парка гл. 25); над императором Вером антиохийцы позволяли себе насмехаться и ругаться публично, на театральной сцене (Его же жизнь Элия Вера гл. 7); император Адриан просто ненавидел Антохийцев за их дурной характер (Элия Снарциана, об импер. Адриане гл. 14). Наконец, Иоанн Златоуст в своих речах говорил о «безумном невежестве Антиохиан, об их чувственности, о том, что дела их превзошли преступление иудеев и нечестие язычников, что они бесновались и пустословили в своих спорах за епископов, проклиная друг друга и возбуждая насмешки в язычниках. (Беседы на разные случаи т. 2. стр. 323).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

727 Элия Капитолина (совр. Иерусалим) – название, данное императором Адрианом в 130 г. Иерусалиму. Город получил свое прежнее название Иерусалим после того, как мать Константина Великого Елена побывала в нем в 326 г. и в ее присутствие рабочие нашли пустую гробницу, которая была признана Христовой, а люди вновь стали называть город Святым городом. Однако еще в начале пятого века город иногда называли Элием (Ср.: Палладий Еленопольский . Диалог о житии св. Иоанна Златоуста . VII. С.63:181). 728 Аравия Петрейская – область между Палестиной и Египтом (точнее, между Нилом и Аравийским заливом) (Strabo XVII.1. 21), где находилось Набатейское государство. 729 Петра (Села) – столица Набатейского царства, расположенного в северной Аравин. Город основан около VI в. до н. э. набатеями. Страбон упоминает о Петре при описании похода римлян под предводительством Элия Галла против арабов (Strabo XVI. 4. 22–24). 732 Город Теридон находился в устье Евфрата на побережье Персидского залива (Strabo XVI. 3. 2). 733 Антиохия (Антиохия на Оронте, Антиохия Великая) (современная Антакия в Турции) – город, расположенный в 25 км от Средиземного моря и его порта в Селевкии Пиерийской. Город находится между рекой Оронт и горой Сильпий. Через него протекает река Пармений. Страбон подробно пишет о ней в XVI книге (Strabo XVI. 2. 4–7). 737 Апамея – город на полуострове, образованном озером и рекою Оронтом в ее среднем течении. Город построен царем Македонии Антигоном. Родина стоика Посидония (Strabo XVI. 2. 10). 738 Эмеса (Емиса) – город на реке Оронте (недалеко от озера Оронта). Родина императора Гелиогабала (218–222 гг.). 739 Самосата (Самосаты) – город в Коммагене, расположен на Евфрате (Strabo XVI. 2. 3). На рубеже VI–VII вв. местность относилась к провинции Евфратесия. Родина античного писателя сирийского происхождения Лукиана. 740 Пальмира – центр оазиса Тадмур. «Пальмовый» город был построен царем Соломоном, как сообщается в «Хронографии» Иоанна Малалы (Mal. Во 143). Столица царства Одената, после убийства которого в 267 г. его жена Зеновия продолжала агрессивную политику, но в 272 г. была побеждена войсками императора Аврелиана. Город был разрушен Аврелианом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Когда вновь воцарился мир, часть иудеохристианской общины вернулась на развалины города и его предместий. Иудейские духовные власти занимали теперь в отношении христиан еще более враждебную, чем раньше, позицию; именно от них исходила инициатива полного разрыва в виде отлучения от церкви 299 . Во время своей поездки на Восток с 129 по 131 г. император Адриан решил на месте Иерусалима воздвигнуть римский город; несомненно, это послужило одной из причин нового восстания евреев под руководством Симона БарКохбы. Восстание, вспыхнувшее в 132 г., было окончательно подавлено только в 135 г. Вскоре на месте Иерусалима действительно был построен новый город, получивший название Colonia Aelia Capitolina в честь императора-победителя (Aelius Hadrianus); были предприняты все усилия, чтобы как можно яснее обозначить полный разрыв с прошлым. На месте храма было поставлено языческое капище, посвященное Юпитеру Капитолийскому. Императорским указом иудеям запрещалось не только проникать в город, но даже и приближаться к нему 300 . В Элии не замедлили появиться христиане, вероятно из язычников, однако трудно сказать, когда именно оформилась организованная община. Евсевий подчеркивает, что ранее епископы Иерусалима были «из обрезанных» ( των εκ περιτομς επισκπων), теперь же дело обстояло не так. Первым епископом нового города стал Марк 301 . Хотя с точки зрения гражданского права вновь построенный город считался совершенно новым образованием, для христиан духовное и каноническое преемство сохранялось, что символизировалось «престолом Иакова», стоявшим в храме 302 . Следует отметить, что Евсевий называет город то Элия, то Иерусалим 303 . Хотя сам он был епископом Кесарии, гражданской столицы провинции Палестины, он приводит полный список епископов Святого Града; такие же списки он приводит для Рима, Александрии и Антиохии. Тем самым Евсевий подчеркивает значение этой кафедры, которую он именует «апостольским престолом» 304 . Нежелательные последствия имело то обстоятельство, что в канонических отношениях между Кесарией и Элией имелась некая неопределенность: с одной стороны, и до официального постановления по этому вопросу со стороны отцов Никейского Собора в целом признавалось, что епископы гражданских митрополий обладают определенными преимущественными правами в своей провинции; с другой стороны, Иерусалимская кафедра (Элия) обладала престижем, который сообщал ей моральный авторитет, действие которого выходило за пределы Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Христиане проявляют невероятную быстроту действий, когда случится происшествие, касающееся всей общины, и прямо-таки ничего не жалеют. Поэтому к Перегрину от них поступали значительные денежные средства, так что заключение в тюрьме само по себе превратилось для него в хороший источник доходов. Ведь эти несчастные уверили себя, что они станут бессмертными и будут жить вечно; вследствие этого христиане презирают смерть, а многие даже ищут ее сами. Кроме того, первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому софисту и жить по его законам. Поэтому, приняв без достаточных оснований это учение, они в равной мере презирают всякое имущество и считают его общим. И вот, когда к ним приходит обманщик, мастер своего дела, умеющий использовать обстоятельства, он скоро делается весьма богатым, издеваясь над простаками» (О смерти Перегрина, 11–13) 38 . Лукиан высмеивает христиан, но делает это по-доброму, испытывая к ним жалость. Христиане наивны, доверчивы, заботятся друг о друге как о самых близких и родных. Это все может вызвать к ним даже симпатию. Описание обстоятельств ареста очень напоминает происходившее с Игнатием Богоносце м. Его навещали в темнице, к нему приходили представители малоазийских Церквей, а он направлял в эти Церкви свои послания. Положение христиан при императорах Адриане, Антонине, Марке Аврелии и Коммоде Император Траян усыновил Публия Элия Адриана. Адриан (117–138) был очень деятельным императором. На месте разрушенного Иерусалима он основал римскую колонию, назвав новый город в честь себя и в честь храма Юпитера Капитолийского, заложенного на месте храма, – Элия Капитолина. Именно это наименование Иерусалима встречается в христианских источниках последующих столетий, в том числе и в канонических определениях Вселенских соборов. Адриан жестоко подавил последнее анти-римское восстание Иудеев, восстание Бар Кохбы. При Адриане мученическую кончину примет римский епископ Телесфор (+135/137).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 Обрати внимание на то, что, согласно повествованию Иосифа об Иудейской войне (кн. 7, гл. 18), Иерусалим получил такое наименование потому, что Мелхиседек, основатель города, когда создал храм (ερν), от него назвал город Иерусалимом (εροσλυμα), а прежде он назывался Салим (Σλυμα) (Jos. Flav. De bell. VI, 10//TLG 0526/004, 438. 3–4). Другие же, как Прокопий (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 198), говорят, – и это, пожалуй, вернее – что из названий этого города «Иевус» и «Салим» составилось это сложное название «Иевусалим», а в искаженном произношении «Иерусалим». Но как бы то ни было, название «Иерусалим» – целиком еврейское, означающее «видение мира», согласно отцам. Впрочем, кое-кто говорит, что оно составлено из еврейского и греческого слов (как и слово «антиминс» состоит из греческого и латинского), но в таком случае оно уже не означает «видение мира». Называемый прежде Иерусалимом, этот город, согласно Диону, позднее получил имя Элии Капитолины. Элия – от императора Адриана, носившего имя Элий. Иерусалим, ранее разрушенный, перепаханный быками и засеянный, по словам Евсевия (Euseb. Demonstr. Evang. VIII//PG 22, 636В), и едва узнаваемый по местности, согласно Григорию Богослову (Greg. Nazianz. Or. 6. 18//PG 35, 745B), Адриан переименовал в Элию, как говорят Феодорит (Theod. Cyr. In Is. 6, 13 //PG 81, 272B) и Евсевий (Euseb. De Theophania 9//PG 24, 649A). А Капитолиной он назван потому, что тот же самый Адриан, как указывает уже упомянутый Дион, на месте храма Божия выстроил храм Юпитера, почитаемого на Капитолии в Риме. 22 Кесария получила такое название потому, что Ирод, согласно Евсевию, выстроил ее в честь Кесаря Августа (раньше она называлась Стратоновой Башней) (Idem. Hist. eccl. II, 10//PG 20, 160A); в ней находились и статуи Кесаря и Рима, как свидетельствует Иосиф в «Иудейских древностях» (кн. 15, гл. 13) (Jos. Flav. Antiq. XV, 9. 6//TLG 0526/001, 15. 339. 4). Три Кесарии было в Асии: одна – митрополия Палестины, о которой мы сказали; вторая – Каппадокийская, которая называлась Мазой Кесаревой, согласно Созомену (кн. 5, гл. 4) (PG 67, 1224A), а также Мазакой; и третья – Филиппова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010