Таким образом, новая ветвь мар-Шимъонов явилась в истории как закономерное – с папистической точки зрения – продолжение всего лишь тридцать лет тому назад объявившихся патриархов-унитов. Шимъон XI в 1653 г. писал из Хусрава 123 Иннокентию X, что паства его, католикоса-патриарха, обитает в 28 областях (regionibus) и доходит до сорока тысяч семейств, „и все они – сыны келлии мар-Шимъона“. Читатель, проследив линию Б до конца, убедится, что и персидские мар-Шимъоны достаточно запятнали себя якшаньем с Римом, но в конце концов перестали унитствовать. Особого доверия себе в Риме они, видимо, не заслужили: там, словно чувствовали, что это – совсем не те âmes damnées, какие нужны папе и его приспешникам, и – в конце XVII в. завели особую линию вернопреданных рабов в лице диарбакирских мар-Йосефов. Любопытно отражение „успеха“ Денхи-Шимъона IX на политике Элии (40;И. VII) и его преемников. Предстоятели той ветви сиро-халдеев, которые жили своей народной жизнью и не беспокоились ни о каких щедротах римского престола, теперь и эти консервативные католикосы решаются ударить челом Риму. Элия (VI. VII) был настолько наивен, что думал вступить в общение с папою, отправив к нему исповедание веры 124 , в котором было сказано: «и верую в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, соединенно (maydâît h ­ νωμνως) Бога совершенного и человека совершенного: два естества и две ипостаси во едином лице и едино господство и едина воля» (trên ky nin wa-t h rên qnumin b-ad h parçôpâ wa-d h â mrût h â w-ad h çeb h ynâ). В Риме, конечно, нашли, что это вероизложение переполнено несторианскими заблуждениями, и Сикст V не принял Элию в общение. Но при Элии З (VIII) состоялся в Амиде (Диарбакире) собор, на котором католикос с шестью подведомыми ему епископами осудил заблуждения «Диодора, Феодора и Нестория». После этого уния с Римом состоялась, правда далеко не прочная. 29 апреля 1778 г. для линии А наступило начало конца, Элия АИ (XII. XIII), видимо, пытался закрепить – помощью Рима – преемство католикосов в своем роде. В 1776 г. он рукоположил своего племянника Хормуза в митрополита мосульского и при этом наименовал его «мар-Ханна». На другой же день по смерти своего дяди, 30 апреля 1778 г. мар-Ханна римскими миссионерами был принят в общение с „единоспасающей“ римской церковью. Но сиро-халдеи избрали в католикоса не его, а другого племянника Элии АИ, епископа Ишоява. Этот Ишояв и был последний католикос с именем Элии и, чуть не всеми забытый, умер лишь в 1804 г. 125 . Между тем, и мар-Ханна не думал преклониться пред совершившимся фактом и в 1780 г. заручился от османского правительства фирманом, по которому признана была власть (auctoritas) мар-Ханны над всеми халдеями-несторианами и римскими унитами. Способный человек, по-видимому, рассуждал:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Но христиане не забыли это место. Пусть его сравняли с землей и на этом месте построили языческое святилище, христиане приводили сюда паломников и гостей. Кстати, а были ли христиане в Элии в то время? Хотя римляне приравнивали христиан к иудеям, известно, что христиане здесь жили. Это не были евреи, то есть «обрезанные», это были поселенные по приказу императора Адриана колонисты – греки и сирийцы. Они и стали новыми жителями и строителями Элии. Подавляющее их большинство было язычниками, но были и христиане. Вот как об этом пишет Евсевий Кесарийский: «Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана. Тамошняя Церковь составилась тоже из язычников, и первым после епископов из обрезанных принял служение в ней Марк» ( Евсевий История. 4.6). В 160 году Палестину посетил св. Мелитон Сардийский, и ему показывали это место. Оно оказалось посреди города, у рыночной площади, что потом св. Мелитон описал в Слове на Пасху: «Ныне же посреди широкой площади и города, посреди города и на виду у всех произошло неправедное убийство Праведника» ( Мелитон Слово на Пасху. 94). То есть, святой Мелитон даже не мог представить, что во времена Христа все выглядело иначе. Кстати, языческий город с новостройками, где ничто не напоминало тот город, который знал Христос, совсем не производил впечатления на посещавших город христиан. Мелитон писал: «Драгоценен был дольний Иерусалим, ныне же обесценился из-за горнего Иерусалима» ( Мелитон Слово на Пасху. 45). Новый город настолько не связывался жителями с прежним городом, что его уже никогда не называли Иерусалимом, а христианский епископ жил не здесь, а в другом палестинском городе – Кесарии. В 313 году епископом Кесарии и всей Палестины стал Евсевий, выдающийся церковный историк и писатель. Он знал о месте Голгофы и говорит об этом в труде «Ономастикон», в котором описал все известные ему библейские места Палестины: «Голгофа, краниево место, где был распят Христос; оно указывается в Элии, к северу от горы Сион».

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

В 1551 г. умер Шимъон VII. Начались quasi-bыбopы преемника ему, и на этот раз серьезно заявила о себе партия недовольных. Они находили совсем не полезным для церкви, что сан католикоса почти 100 лет переходит, словно по наследству, все к членам одной и той же фамилии; да и личность племянника двух дядей, который собирался воссесть на кафедру католикосов, по-видимому, была антипатична этой партии, состоявшей из множества мирян, монахов и священников и трех епископов: арбельского, адрбайганского и саламасского 121 . Недовольные держали два совещания – в Газарте и в Мосуле – и решили: искать для своего избранника хиротонии в – Риме!!! Этим проручествуемым в католикоса оказался Сулака 122 , монах из монастыря Раббан-Хормуз. 18 ноября 1552 г. этот ставленник был уже в Риме, 20 февраля 1553 г. произнес исповедание веры, 9 апреля был Юлием III рукоположен – под именем Иоанна – в патриарха халдейской церкви, что в Мосуле, а 12 ноября того же 1553 года прибыл уже в Диарбакир. Утвердиться в Мосуле новому патриарху не удалось. Шимъон VIII бар-Мама не дремал: он подкупил диарбакирского вали, и тот посадил «патриарха милостию римскаго престола» в темницу, где Сулака в начале 1555 г. и был убит. Однако он успел кое-что сделать: он вовремя рукоположил Авдишо в митрополита газартского и Хормуза во архиепископа амидского, нарекши этому последнему имя Элии. – По смерти Иоанна, Авдишо был избран в патриарха халдейского, в Риме утвержден в этом сане и был даже одним из отцов тридентского собора; а Элия Хормуз отправился, вместе с привезенными Сулакою из Рима доминиканами, миссионерствовать в Малабар. – Сами же папистические писатели признают, что преемник Авдишо Явалаха – или как он ни назывался – не получил «апостольской конфирмации», потому что за нею в Рим и не обращался; видимо, этот халдейский патриарх был весьма равнодушен к делу унии с Римом, и оно могло бы умереть своею естественной смертью . Но в 1565 г. возвратился из Индии архиепископ Элия Хормуз, чемпион униональной идеи, и возымел сильное влияние на ход церковных дел. Под влиянием этого Элии Хормуза в 1575 г. примкнул к «православным халдеям» отложившийся от Элии VI архиепископ саламасский и се’рдский Денха со своею паствою. По смерти Явалахи ок. 1580 г. Денха – с именем Шимъона IX – избран был в патриарха халдейского, и ревностный Элия Хормуз сам ездил в Рим и в 1582 г. привез новому мар-Шимъону паллиум. Резиденцией Шимъона IX был город Урми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Однако можно быть уверенным в одном: епископ Элии внутри провинции имел первенство над всеми епископами, за исключением митрополита Кесарийского. Можно провести здесь параллель с постановлением, содержащимся в 12 правиле Халкидонского Собора в отношении городов, решением императора получающих наименование митрополий: «...единою честью да довольствуется, так же как и епископ, управляющий его Церковью, сохранением собственных прав истинной митрополии» 307 . 7-е правило, достаточно неопределенное по содержанию, не решало сути самого дела. В период, последовавший за Никейским Собором, соперничество между Кесарийской кафедрой и кафедрой Элии еще более усилилось; со всей остротой выявилось противоречие между принципом основания апостолами и принципом следования политической географии в установлении первенства архиерейских кафедр. Существовавшая конъюнктура сыграла в пользу Иерусалима. После установления «Константинова мира» вновь значительное внимание было обращено на Святые места. В 325 г., вскоре после Никейского Собора, епископ Макарий получил разрешение на снос главного языческого капища Элии. На следующий год св. Елена, мать императора, паломницей прибыла в Святой град. Константин распорядился воздвигнуть великолепное здание вокруг Гроба Господня. На освящение храма в сентябре 335 г. по приглашению императора прибыли многочисленные епископы 308 . Вскоре забывается и само название Элия, и город называется уже согласно древнему обычаю – Иерусалим. Во время арианских споров Иерусалим был цитаделью Православия. В 346 г. епископ Макарий созвал здесь Собор, поддержавший св. Афанасия 309 . Св. Кирилл Иерусалимский ведет себя отнюдь не как суффраган епископа Кесарийского, в поддержку своей позиции он ссылается на апостольское происхождение своей кафедры 310 . Напротив, разделение Палестины в конце IV в. на три провинции ослабило положение Кесарийской кафедры 311 . Однако положение остается достаточно неясным – первенство Иерусалима признается отнюдь не всеми. Во многих случаях епископы Кесарийские пользуются своими правами первоиерарха 312 . Блж. Иероним резко критиковал епископа Иерусалимского Иоанна за то, что тот обратился к Феофилу Александрийскому за разрешением спорного вопроса, возникшего в Палестине. Согласно мнению блж. Иеронима , который утверждает, что опирается на никейские правила, Иоанн должен был обратиться к епископу Кесарийскому, а далее при необходимости – к епископу Антиохийскому 313 . В том, что касается обращения в Кесарию, блж. Иероним формально был прав. Относительно же Антиохии ссылка на никейское законодательство представляется весьма спорной. Такая ссылка основывалась на расширительном толковании правила 6, не соответствующем намерению законодателя. Вообще говоря, если епископы Кесарийский и Иерусалимский когда-нибудь и соглашались друг с другом, то только в том, что необходимо избегать вмешательства епископов Антиохийских в дела Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Кардинальное преобразование Элии началось в 20-х гг. IV в., при рим. имп. Константине Великом (в вост. части Римской империи - 324-337), когда христ. Церковь получила легальный статус и покровительство власти. Вероятно, общий замысел возрождения И. сложился в ходе консультаций императора с епископами Палестины Евсевием Кесарийским и св. Макарием Иерусалимским в период проведения I Вселенского Собора в Никее в 325 г. По завершении Собора имп. Константин вручил еп. Макарию грамоту, к-рой санкционировалось строительство обширных храмов на местах, почитаемых христианами как свидетельства новозаветной истории, а также предлагалось местным светским властям содействовать Церкви в этих работах ( Euseb. Vita Const. III 25-30; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9; Theodoret. Hist. eccl. I 17). В 326 г. Элии было официально возвращено название И. В 327 или 328 г. в И. прибыла св. Елена, мать имп. Константина. В ее присутствии еп. Макарий провел масштабные работы в центре города: был разрушен храм Венеры рядом с форумом и на его месте открыта пещера, в к-рой, согласно преданию, был погребен Спаситель. Рядом были найдены 3 древних креста, один из к-рых был признан Крестом Распятия Спасителя, а 2 других - крестами разбойников, казненных вместе с Ним ( Euseb. Vita Const. III 42-45; Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41-48; Rufin. Hist. eccl. X 7-8; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9, 17; Sozom. Hist. eccl. II 1-2, 4, 26; Theodoret. Hist. eccl. I 17-18; Theoph. Chron. P. 23, 25-27). Вскоре по приказу имп. Константина на месте храма Венеры был заложен новый грандиозный христианский комплекс, состоявший из ротонды Гроба Господня и базилики-мартирия. Одновременно было начато возведение базилик на вершине Елеонской горы, неподалеку от места Вознесения, и в Вифлееме, над пещерой Рождества. Еще одна базилика была построена при Константине у Мамврийского дуба, на месте явления ангелов Аврааму. Программа возрождения И., реализованная в ранневизант. эпоху, состояла в преобразовании Элии в культовый и паломнический центр для всех христиан Римской империи, в к-ром должным вниманием и почтением пользовались бы все сохранившиеся реликвии земной жизни Спасителя и Его спутников, свидетельствующие об истинности веры христиан. Места, хранящие память о новозаветной истории, но прежде заброшенные, должны были быть благоустроены, чтобы принимать большое число паломников; для проведения регулярных богослужений требовалось возведение многочисленных храмов.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Этого мало. Даже в пределах Палестины первенство перешло к епископу главного города провинции, именно епископу кесарийскому 1392 . Епископы Элии отступили на второй план. Все же значение иерусалимской общины, как материнской церкви, было слишком высоко в глазах христиан. Психологически, говорит Зом 1393 , было не возможно, чтобы епископ Иерусалима и св. мест κατ» ξοχν был подчинен кесарийскому митрополиту, как простой суффраган. Следствием этого явилось уравнение на соборах положения епископа Элии с положением кесарийского иерарха. Палестинские соборы по поводу споров о пасхе происходили, как передает Евсевий, под председательством Феофила кесарийского и Наркисса иерусалимского 1394 . То же мы наблюдаем и в III веке. В первой половине III в. Ориген , как известно, был этими же двумя епископами рукоположен в пресвитера 1395 , что вызвало письменный запрос к ним александрийского епископа Димитрия, ответ на который был дан также со стороны «Александра епископа иерусалимского и Феоктиста, епископа кесарийского» 1396 . То же мы видим на соборах в Антиохии по поводу новоцианства 1397 и по делу Павла Самосатского 1398 , на которых оба эти епископа выступают совместно, как первые епископы Палестины. Наконец их равноправность ясно выступает из слов Дионисия в письме к римскому епископу Стефану, а также из церковной истории Евсевия, который одинаково дает списки епископов как Элии, так и Кесарии, признак, что он считает положение их совершенно одинаковым 1399 . И вот это именно их равноправное положение на соборах и было признано никейским собором в каноне 7-м. Положение это было единственное в своем роде и, как исключение из общего правила, потребовало специального утверждения собора. В то время, как по общему правилу, установленному 4-м и 5-м никейскими канонами, в главе всякой гражданской провинции должен стоять один митрополит, епископ главного города провинции, канон 7-ой в управлении провинции Палестины утвердил status quod ante: власть в провинции принадлежит митрополиту кесарийскому, но на всех соборах совершенно равное с ним по чести место принадлежит епископу иерусалимскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Так поступили жители Антарада (Тортозы) на финикийском побережье; Константин вполне одобрил такое разрушение и заново отстроил город, дав ему свое имя 113 . Порт города Газы (Маюма) поступил таким же образом; Константин назвал его по имени своей сестры, Констанции, и возвел на степень города 114 . Отречься от старых богов было вернейшем средством снискать расположение монарха 115 . Можно легко себе представить, сколько частных и коллективных обращений совершилось по таким соображениям. Впрочем, были и случаи сопротивления. Несмотря на пример Маюмы, Газа сохранила свои храмы и осталась в язычестве. Разрушив храм Венеры в Илиополе, император попытался обратить население. Он распространял в большом количестве свои послания с увещанием к обращению, построил огромный храм, послал туда целый клир, организовал раздачу милостыни, но все было тщетно: он никого не привлек к христианству. Между проявлениями благосклонности императора к христианству самым ярким примером является официальное прославление святых мест, упоминаемых в Евангелии и Ветхом Завете. Уже давно благочестивая любознательность обращалась к местам, отмеченным в свящ. писании. Смуты, войны, всевозможные перевороты не могли стереть воспоминаний об Израильском храме; несмотря на все превращения, испытанные Иерусалимом, христиане знали еще, где Христос был распят и погребен. Церковь Элии, в которой епископы Наркисс, Александр и их преемники собирали верующих, находилась, как предполагали, на месте того дома, где Христос совершил последнюю вечерю, и где ученики Его сходились в первые дни христианства. Другие предания размещались вокруг города и по всей Палестине. Во втором веке епископ Мелитон приходил из Азии в страну Евангелия 116 ; позднее Александр каппадокийский и его преемник, Фирмилиан, также с благочестивой целью посетили св. места 117 . Юлий Африкан , родом из Элии 118 , проявил необычайную ревность в изыскании библейских воспоминаний в Палестине и других странах 119 . То же было и с Оригеном ; между прочими евангельскими памятниками он упоминает о Вифлеемской пещере, где родился Христос 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо он отнят у Иевусея и отдан Богу, и даже правильнее ему называться Иерусалимом, потому что в нем Соломон построил храм. А Элией он называется ради истребившего иудейский народ царя Элии Адриана, как теперь царствующие по прибавляемому титулу называются Августами. Как прежде по обычаю цари Египта назывались Фараонами, а цари Иудеев – Иродами. А у римлян в древности Элии, а теперь Августы. А когда иудеи то же самое начали при Константине, рассвирепев и возгордившись, то божественный [император] двинулся против них, отрезал им уши, наложив на теле признак ослушания – по подобию верховного из апостолов Петра, который вынул нож и отрезал ухо рабу архиерея. Под ножом разумей Святой Дух, Который наставляет великого Апостола, под архиереем – закон, под рабом – непослушный люд иудеев. Так он явился непослушным святому царю, и поэтому повсюду царь водит его сквозь народ, так что видят все, какая им нанесена телесная рана. И все народы на земле умудрены этим страшным случаем. Царь в конце концов препятствует дерзкому безумию. Но это древнее и было прежде нас. Скажу и другое, что произошло в наши годы; что знают даже очень юные. При Юлиане, который всех превзошел бесчестием, который отверг обеты ко Христу, и присоединился к идольскому заблуждению, было, что он звал иудеев на свою гнусность идольских жертвоприношений, и обласкивал их, на свою же погибель, ибо делал это лицемерно, со скрытой мыслью излагая о древнем и принадлежащем Закону служении, говорил, что это причина им приносить жертвы и совершать необходимые служения, и творить всесожжения: так мол и ваши отцы служили Богу, принося жертву. Неразумные и беззаконные иудеи даже не желали [этого] тогда, исповедуя то, что теперь здесь сообщено – что неправедно и беззаконно приносить жертвы вне града Иерусалима. И в этом они получили последнее мщение за беззаконие, если они выберут приносить жертвы на чужой земле. И они сказали: «Если ты хочешь видеть нас приносящими жертвы, о царь, отдай нам град, воздвигни нам храм, покажи нам Святая Святых, поставь жертвенник, и мы будем приносить жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

258. Виффорон ( Βηθθορν), до которого преследовал Иисус царей, доставшийся сынам Иосифовым, т. е. Ефремовым; и есть два селения, приблизительно на 12 милиариев от Элии, по пути в Никополь, из коих верхнее зовется Виффорон, выстроенное Соломоном, а нижнее было отлучено Левитам. 258. Беторон (Bethoron), до которого Иисус преследовал враждебных царей, доставшийся в жребий сынам Иосифовым, т. е. Ефремовым; есть два селения приблизительно на двенадцатом милиарии, от Элии, по дороге в Никополь, из коих одно, по причине своего местоположения, зовется Беторон верхний, выстроенный Соломоном, а другое – Беторон нижний, данный во владение Левитам. 259. Бетлабоот (Bethlabooth), в колене Симеонове. 260. Вифлеем ( Βηθλεμ), колена Иудина, в 6 милиариях от Элии к Ю., по пути, ведущему в Хеврон; тут показывают гробницы Иессея и Давида. Вифлеемом назывался и сын Ефрафов, как в Паралипомепон. 260. Вифлеем (Bethleem), город Давидов, в жребии колена Иудина, в котором родился Господь и Спаситель наш, на шестом милиарии к Ю. от Элии, по дороге, ведущей в Хеврон, где показываются гробницы Иессея и Давида, и приблизительно в тысячи шагах башня Адер (Ader), что переводится: башня стада, обозначая, что по некоему пророчеству пастыри заранее узнали о рождестве Господнем. Возле того же Вифлеема показывается гробница Архелая, некогда царя Иудейского, возле которой начинается тропинка, сворачивающая с общественной дороги к нашим келиям. Назывался Вифлеем и сын Ефратов или Мариин, как подробнее читаем в книге Паралипоменон; читай тщательно историю. 261. Вифлеем ( Βηθλεμ), жребия Завулонова, отличный от Иудина. 261. Вифлеем (Bethleem), в колене Завулоновом; в отличие от него другой Вифлеем зовется Иудиным. 262. Бетмаха (Bethmacha), до которого Иоав преследовал мятежника Савея; потом, как мы читаем, он был взят царем Ассирийским; теперь есть селение, называемое Махамим (Machamim), по дороге из Елевферополя в Элию, на восьмом милиарии. 263. Вифнамран ( Βηθναμρν), по ту сторону Иордана; его выстроило колено Гадово, и до ныне есть селение Вифнамарис ( Βηθναμαρς) приблизительно на 5-м милиарии от Ливиады к С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

692. Маханарат (Machanarath), предел города Аммана, которой зовется и Филадельфия. 693. Махмас ( Μαχμς), доныне большое селение в пределах Элии, называемое Махмас, в 9 милиариях близ Рамы. 693. Махмас (Machmas), доныне указывается, в пределах Элии большое селение, удерживающее древнее название, отстоя от Элии на девять миль, возле селения Рама. 694. Махоф ( Μαχθ), колена Вениаминова. 694. Махот (Machoth), в колене Манассиине. 695. Мапсар Тирский ( Μαψρ Τρου), Аквила: колесница Тира, Симмах: укрепление Тира. 695. Мабсар Тира (Mabsar Tyri), что Аквила и Симмах переводят: укрепленный Тир. 696. Маон ( Μαν), страна Моава, как (говорит) Иеремия. 696. Маон (Maon), страна Моавитов, по Иеремии. 697. Меддава ( Μεδδαβ), существующий и доныне город Аравии, и теперь еще называемый Медава ( Μηδαβ), близ Есевона. 697. Медаба (Medaba), город Аравии, близ Есебона, доныне сохраняющий древнее название. 698. Меевра ( Μεεβρ), Аквила – по ту сторону, Симмах – с противоположной стороны. 698. Меебер (Meeber), что Аквила перевел: π πραν, Сим мах – ξ ναντας;, т.е. по ту сторону или напротив. 699. Мефлем ( Μεθλμ), предел Неффалимов. 699. Меелеб (Meeleb), предел Неффалимов. 700. Мело ( Μελ), город, выстроенный Соломоном. 700. Мелло (Mello), город, выстроенный Соломоном; Симмах и Феодотион перевели, исполнение; и о нем говорится подробнее в книгах еврейских вопросов. 701. Мемфис ( Μμφις), у Осии город Египта, у Иезекииля и у Иеремии; иудеи, бежавшие, с Иеремией, жили в Мемфисе. 701. Мемфис (Memphis), города Египта, о котором упоминают пророки Осия, Иезекииль и Иеремия; и иудеи, бежавшие из Иерусалима с Иеремией, жили и Мемфисе. 702. Менсиф ( Μενσθ), где сражался Иеффай; и ныне есть селение Мааниф (Мясг), в 9 милиариях от Есевона, по дороге в Филадельфии. 702. Меннит (Mennith), где сразился Иеффай; ныне, указывается селение Манит (Manith), на четвертом милиарии от Есебона, по дороге в Филадельфию. 703. Мерра ( Μερρ), горечь, место в пустыне, где Моисей, бросив дерево, превратил бывшую горькою воду в сладкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010