Гефеле, Кайзер и др., отодвигают время написания этого послания ко второму веку, когда ап. Варнавы уже не было в живых; а те, которые признают подлинность послания Варнавы, именно Мёлер, Фреппель, Блек и др. доказывают, что послание это написано в первом веке и спустя недолго после разрушения Иерусалима и храма. Это последнее мнение нам кажется более справедливым, потому что имеет за себя гораздо больше оснований, чем первое мнение. Прежде всего, автор ничего не говорит о восстановлении Иерусалима при императоре Адриане в начале II века (119 г.) под именем Элии Капитолины; следовательно, событие это ему было еще неизвестно и он писал свое послание прежде этого события. Затем заблуждение христиан иудействующих, с которыми полемизирует автор послания, представляется в послании именно в той форме, в какой оно существовало только в первом веке, а не в той, какую оно получило впоследствии, приблизительно в начале II века; из послания видно, что притязания христиан иудействующих ограничивались во времена автора только требованием необходимости и обязательности обрядового Моисеева закона как для христиан из иудеев, так и для христиан из язычников, но из послания не видно, чтобы притязания эти простирались дальше, и чтобы противники автора отрицали божество И. Христа, как это делали евиониты II века, выродившиеся из иудействующих христиан I века. Наконец, есть одно место в послании, где разрушение Иерусалима и храма представляется событием весьма недавним, случившимся на глазах как самого автора, так и его читателей, именно в IV главе своего послания автор намекает на разрушение Иерусалима и храма, говоря своим читателям: «подумайте и о том, что вы видели столько знамений и дивных явлений среди народа иудейского, и Господь так оставил его». Все это заставляет нас предполагать, что послание, известное с именем Варнавы, написано не во II, а в I веке и написано спустя недолго после разрушения Иерусалима и храма. Мы еще возвратимся к вопросу о времени написания послания Варнавы, когда будем говорить о подлинности этого послания, а теперь перейдем к изложению содержания послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

монета в ознаменование создания Элии Капитолины. Чеканилась в 130-251 гг. Арка эпохи имп. Адриана (117-138) (ныне в ц. «Се человек»). Фотография. 2008 г. В период Омейядов (предположительно при аль-Валиде) были укреплены стены И., отреставрированы городские акведуки, а у подножия Храмовой горы построены городские кварталы с базарами, банями и дворцом правителя, состоявшим из 6 отдельных зданий. Наиболее крупное из них было связано с мечетью Аль-Акса широким лестничным пролетом. По архитектурному плану оно близко к др. ближневост. дворцам омейядского периода. Постройка, согласно традиции позднерим. вилл, состояла из внутреннего двора, окруженного 2-этажными покоями, к-рые открывались внутрь арочными пролетами. Стены дворца массивные, в нек-рых частях основание уходит под землю на 9 м. Каменная кладка полов имела толстый подготовительный слой из строительного мусора на цементе (4,5 м), а сверху была покрыта тонким слоем terra rosa (15-20 см). Сохранились фрагменты стуковых рельефов c оригинальными геометрическими мотивами пересекающихся квадратов и кругов. Дворец был серьезно поврежден землетрясением 749 г. и более не восстанавливался. И. при Аббасидах В 745 г., после неудачного восстания иерусалимских мусульман против халифа Мервана II, стены города были разрушены. Катастрофическое землетрясение 749 г. и землетрясения 2-й пол. VIII в. сильно повредили мечети и церкви И. Халифы династии Аббасидов также демонстрировали уважение к святыням И. Город посещали халифы аль-Мансур (в 758 и 771) и аль-Махди (780). Они организовали перестройку разрушенной землетрясениями 749 и 774 г. мечети Аль-Акса, причем в процессе реконструкции 771-780 гг. была полностью перестроена вся зап. часть. Здание стало 15-нефным. Три центральных нефа имели стены с окнами, средний возвышался над боковыми (что уподобило центральную часть мечети рим. базилике); стены опирались на новые аркады с очень широкими пролетами между колоннами. Городские стены, однако, не были восстановлены, и И. оказался в серьезной опасности в 798 г., в период междоусобной войны бедуинских племен в Палестине, сопровождавшейся разграблением городов и селений.

http://pravenc.ru/text/293782.html

На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, взял Иерусалим и разграбил его ( 3Цар.14:22–26 ). Потом он был взят и разграблен Иоасом, царем Израильским, в царствование Амасии ( 4Цар.14:13–14 ), Ассириянами, в царствование Манассии ( 2Пар.33:11–16 ), Навуходоносором, в царствование Иоакима ( Дан.1:1–4 ), и в царствование Иехонии, сына его ( 4Цар.24:10–14 ), и, наконец, в царствование Седекии ( 4Цар.25 ). Навуходоносор сжег и совершенно разрушил город. 70 лет спустя, Иерусалим был восстановлен Иудеями по дозволению Кира. Впоследствии Иерусалим был взят Антиохом Епифаном. Возвращенный Иудою Маккавеем, он был тщетно осаждаем несколькими царями Сирийскими и пользовался миром до времени Гиркана и Аристовула, когда Помпей взял его после трехлетней осады и разрушил стены его. В конце царствования Нерона Тит осадил Иерусалим во время иудейской Пасхи, взял его и отдал на разграбление воинам и в добычу пламени. В 134 году Адриан решился восстановить Иерусалим; восстановленный город получил название: Элия Капитолина; прежнее же название возвращено ему только во время Константина и Елены. Древний Иерусалим занимал три холма: один на юго-западе, самый обширный и самый высокий, это гора Сион, древняя крепость Иевусеев; другой – на западе; он в Св. Писании не носит особого названия; при Антиохе Епифане он получил название Акры; третий – на востоке, названный Мориа, на котором был построен храм. Первоначально Мориа отделялась от Акры долиною, но Симон Маккавей засыпал ее, Мориа с Αкрοю образовали один холм. Впоследствии Иерусалим занял четвертый холм на севере, названный Везефою (новый город). С этой стороны Иерусалим не был защищен природою местности, и потому осады Иерусалима всегда производились с северной стороны. С трех других сторон глубокие долины делали город неприступным. Восточный овраг назывался долиной Кедрон, южный – долиной Енном, западный – долиной Гигон. На западе Иерусалима находилась Голгофа. При возобновлении Иерусалима под именем Элии Капитолины, Адриан включил ее в черту города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Несомненно, теория о 5-ти патриархах не имеет для себя авторитета апостольской традиции, а есть аккомодация к историческим отношениям Церквей, как, например, они сложились в V-oм веке. Собственно говоря к XI-мy веку осталась одна приятная идеология для таких патриархов, как Александрийский или Антиохийский. К этому времени три восточных патриархата, находившиеся уже давно, с VII-ro века, под властью мусульман, в каноническом отношении были подчинены патриарху Константинопольскому. Кроме указанных патриархов, на Востоке выдавались три митрополита, которые позже получили титул экзархов : это митрополит Кесарии Каппадокийской, Ефесский в Малой Азии и Ираклийский во Фракии. Архиепископ Кесарийский был предстоятелем диоцеза Понтийского, включавшего в себя 8, позднее 10 провинций (Галатию, Вифинию, Каппадокию, Понт и другие). Епископ Ефесский имел под собою 10, а потом 12 провинций (Асию, Лидию, Памфилию, Геллеспонт, Писидию, Ликаонию и другие). Епископ Ираклийский простирал свою власть над 6-ю провинциями — Фракией, Родопами, Нижней Мисией, Скифией и другими. Эти 5 диоцезов — Египет, Антиохия, Понт, Ефес, Фракия — соответствовали (составляли) области Понтийской префектуры Ориента, к которой ранее принадлежала и Палестина, епископы которой — включительно с епископом Элии Капитолины — принадлежали митрополиту Кесарийскому. Епископы. Хорепископы. Избрание епископов . В порядке возведения в епископский сан в то время вообще можно различать три момента: а) избрание (с активным участием клира и народа), б) постановление (καταστασις), то есть утверждение избранного кандидата «согласием», «судом» и «решением» епископов, высказывавшихся лично на Соборе или чрез грамоты и в) хиротония (χειροτονια, χειροτονειν). В древней Церкви твердо установилась практика избрания епископов посредством ψηφος και δοκιμασια. Ωηφω — значит камешек, шарик, в дальнейшем баллотировка, подача голосов. Δοκιμασια — это испытание пригодности, суждение о правоспособности лица, проверка, аппробация. Самая молитва посвящения начиналась в древности словами: «Ψηφω και δοκιμασια των θεοφιλεστατων επισκοπων η θεια χαρις προχειριζεται».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

С этой точки зрения ничуть не является неожиданным, что известия о сыне Ефремовом-Иосифовом довольно позднего происхождения и не восходят за грань II-ro века нашей эры 1568 . Мы не придаем решающей важности самой хронологической дате и теоретически готовы допустить, что она служить отголоском седой иудейской старины. Для нас это наблюдение ценно лишь по внутренней связи его с другими о немотивированности мессианских скорбей для раввинизма, который по своим началам отрицал их абсолютно. Посему фактические сведения более раннего времени и иного характера своей неоспоримостью дороги для нас в качестве подтверждения прочих принципиальных соображений. Они вскрывают нам самый процесс иудейского мессианского мышления и показывают его действительный ход. Он, очевидно, состоял в постепенном расчленении общей мессианской идеи, а совсем не наоборот, потому что чрез это рушились бы все фарисейские упования. Отсюда ясно, что подобная дифференциация была допущена для удовлетворения фактической неотразимости, ибо она не укладывалась в рамки обычной иудейской схоластики. И нельзя отрицать, что в реальных условиях эпохи было достаточно принудительных поводов 1569 . Мессианские чаяния достигли крайнего напряжения, и их самозванные носители сменялись непрерывной чередой. Тем болезненнее и сокрушительнее был горький опыт тяжелых огорчений, убивавших все надежды. Народ жаждал свободы, но каждая попытка только крепче сковывает кольцо чужеземного ига и держит его в позорных цепях. Под ударами Римских мечей падают все жалкие привилегии, в потоках крови гибнет святыня Израилева, среди бурного пламени низвергается самый храм, и при зловещем зареве этого колоссального пожара победно водружается кощунственный орел. Наконец, и город исчезает с лица земли, при чем его славное имя предается полному забвению ради ненавистной Элии с наложением на всех оскорбительного fiscus judaicus в жертву Юпитеру Капитолийскому в замену прежней полусиклевой дани. Не легко себе и вообразить, до какой степени были страшны эти роковые удары для иудейского религиозного созерцания 1570 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Согласно другим данным, Пилат умер своей смертью в Галлии, где и сегодня экскурсоводы показывают его могилу, якобы обозначенную обелиском, на ипподроме в г. Вьенн. Вряд ли это имеет какое-либо отношение к действительности. Примечательно всё же, что до сего дня расположенная рядом гора носит имя римского прокуратора. Крепость Антония или Врата Ессеев? К вопросу о локализации места судебного процесса над Христом Среди паломников, посещающих Иерусалим, до сегодняшнего дня распространено мнение, что арка Ecce Homo на маршруте Via Dolorosa в Старом городе расположена в точности над тем местом, куда Пилат вывел перед толпой Спасителя в багрянице и терновом венце и произнёс: Се Человек! (Ин. 19, 5). Гидам, а порой и самим паломникам известно, что многие места «остановок» так называемого Крестного пути имеют символическое значение и далеки от исторической действительности. История Иерусалима знала немало штурмов, осад, захватов, в результате которых город неоднократно превращался в руины (за всю историю город подвергался разрушению около 80-ти раз). Благодаря современным археологическим раскопкам сделано немало открытий, которые кардинально изменили представление, как выглядел Иерусалим времён Христа. Обнажённые культурные слои смогли поведать о том, как очередные хозяева (римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, аюбиды, монголы, турки) перепланировали «под себя» древний Иерусалим. Например, сегодня очевидно, что арка Ecce Homo - это фрагмент триумфальной арки императора Адриана, воздвигнутой в 135 г. по Р. Х. Лифостротон на современном маршруте Via Dolorosa - не что иное, как мостовая Элии Капитолины (города, построенного римлянами на месте разрушенного Иерусалима во II в.). Подземные гроты, обустроенные под камеры с плоскими возвышениями, на самом деле в прошлом были конюшнями, и только в 1911 г. Иерусалимская Патриархия стала считать это место одним из мест временного заключения Спасителя под стражу и назвала «Заточением Христовым», и т. д. Ещё в XIV в. монахи ордена францисканцев для благочестивых шествий Страстной Пятницы обозначили места, которые согласовались, по их мнению, с евангельским повествованием, и именно эти «остановки» составляют Via Dolorosa - «Скорбный путь», который сегодня проходят почему-то и православные паломники. За отправную точку францисканцами были взяты постройки медресе Джавилийа на месте разрушенной в 70 г. крепости Антония (сегодня медресе эль-Омарийя).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Территория Храмовой горы в период Элии частично застраивалась языческими храмами. В ее окрестностях найдены строительные надписи о крупных работах времен императоров Антонина Пия и Септимия Севера (сер. II - нач. III в.). Анонимный паломник из Бурдигалы (334) упоминает, что евреи, приходя оплакивать разрушение Иерусалимского храма, были вынуждены молиться рядом с языческими статуями. В наст. время предполагается, что на Храмовой горе находился и главный языческий храм города в честь Юпитера Капитолийского (или Капитолийской триады). На сев. стороне форума, приблизительно на месте храма Гроба Господня, находился храм Венеры. Крупный храм Асклепия был построен у купели Вифезда. Дамасские ворота города были оформлены 3-пролетной аркой в честь имп. Адриана (впосл. она была включена в линию сев. стены и сохр. до наст. времени). Арка в вост. части города (в совр. мон-ре жен. конгрегации Богоматери Сиона), построенная во II в. и традиционно известная под названием «Се человек», ошибочно связывалась с евангельскими событиями как одна из остановок Крестного пути Спасителя. Фрагмент росписи стены в одном из жилых домов Иерусалима. I в. по Р. Х. Фрагмент росписи стены в одном из жилых домов Иерусалима. I в. по Р. Х. Элия II-III вв. представляла собой провинциальный полис с небольшим числом жителей (до 10 тыс.). После иудейских восстаний произошла полная смена населения И. Во II-III вв. в городе в основном жили рим. ветераны и переселенцы из различных греч. городов, к-рых привлекал статус Элии как рим. колонии и возможность получить рим. гражданство. Резкий рост населения и городской застройки отмечается с сер. III в. Большинство населения было грекоязычным, но, вероятно, присутствовали и выходцы из Аравии и Сирии, говорившие на арамейском и сирийском. Христ. община возродилась к сер. II в. Первые надежные сведения о ней относятся ко времени епископства св. Наркисса (с 80-х гг. II в.). Община была немногочисленна и по своему значению для Церкви Палестины уступала общине Кесарии Палестинской. Достоверных сведений о жизни христиан в Элии нет. На основании косвенных данных можно предполагать, что в нач. III в. у христиан уже был свой храм (епископское богослужение при св. Наркиссе упом. Евсевий в «Церковной истории»; Euseb. Hist. eccl. VI 6). Известно, что уже в сер. III в. пользовалась почитанием пещера Рождества Христова в Вифлееме ( Orig. Contr. Cels. I 51). История христианского И.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Правление на Востоке Римской империи равноап. Константина Великого (324-337) вновь сделало П. объектом постоянного внимания имперской власти. П. приобрела чрезвычайную важность в контексте его прохрист. реформ как область, где жил и совершил чудо Спасения Иисус Христос и зародилась христ. Церковь. По приказу Константина Элии Капитолине было возвращено историческое название Иерусалим; была инициирована обширная программа развития П. как главного центра для паломников-христиан из всех концов ойкумены. Уже при Константине здесь началось строительство крупных храмов, призванных объединить под своими сводами христиан, приходивших отовсюду поклониться местам, связанным с новозаветной историей (см. статьи Иерусалим , Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме , Вифлеем , Святая земля ). В IV-V вв. как следствие этих преобразований новая вера распространялась в П., вероятно, быстрее, чем в большинстве др. провинций империи. Деятельность мн. живших в П. христ. епископов, ученых, подвижников оказала большое влияние на развитие христ. культуры во всем мире. Среди отцов Церкви, подвизавшихся в П.,- святители Макарий, Кирилл и Иувеналий Иерусалимские, Епифаний Кипрский , блж. Иероним Стридонский , ученые-богословы Ориген , Евсевий Памфил, историки Секст Юлий Африкан , Геласий Кесарийский, агиограф Кирилл Скифопольский . К сер. IV в. в П. появились первые мон-ри, и регион вскоре стал одним из древнейших центров развития культуры христ. монашества (см. в ст. Иудейская пустыня ). Среди анахоретов П. наиболее известными в христ. традиции стали преподобные Иларион Великий , Евфимий Великий , Феодосий Великий , Савва Освященный . Синагога в Капернауме. V — нач. VI в. Фотография. 2009 г. Фото: Eddie Gerald/Wikimedia Commons Синагога в Капернауме. V — нач. VI в. Фотография. 2009 г. Фото: Eddie Gerald/Wikimedia Commons В рамках политики религ. толерантности иудеи в П. пользовались свободой; до VI в. рим. (визант.) власти неоднократно подтверждали права иудеев исповедовать свою веру. Они по-прежнему имели право посещать Иерусалим раз в году. Тем не менее гос-во пыталось законодательно стимулировать иудеев к принятию христианства, хотя и малоуспешно. Под давлением этой политики, а также бытовых конфликтов с христианами присутствие иудеев в П. сокращалось. По подсчетам израильского исследователя М. Ави-Йоны, во II в., после подавления восстания Бар-Кохбы, в П. насчитывалось ок. 200 иудейских поселений, но ко времени араб. завоеваний в сер. VII в. их оставалось уже менее 50. Единственными городами, где иудеи все еще составляли большинство, оставались Тивериада и Сепфорис. На этом фоне происходил стремительный рост христ. общин в П., к-рых в III в. было всего 18, в IV в.- 36, в V в.- 96 ( Avi-Yonah. 1984). В V в. ряд районов Галилеи, прежде заселенных почти исключительно иудеями, такие как Капернаум и Назарет и их окрестности, стали преимущественно христианскими.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Четырём колоннам тосканского ордера на фасадах соответствуют едва выступающие пилястры. Фасады прорезаны заключёнными в неглубокие ниши полуциркульными оконными проёмами, над которыми помещены прямоугольные филёнки. Портики красивых пропорций завершены треугольными фронтонами; карнизы украшены рядом мелких зубчиков. С востока и запада к основному кубическому объёму примыкают также симметрично решённые полукружия алтарной апсиды и притвора, более низкие по высоте, чем собственно храм. Подобным приёмом выделяется основная часть здания, которое, несмотря на небольшие размеры, выглядело стройным и монументальным. Этому впечатлению способствуют и особенности композиции верха. Над кубом возведен высокий аттик, центральный объём перекрыт куполом, центрирующим всю постройку. С четырёх сторон купол прорезан люкарнами, в обрамлении которых ещё чувствуется влияние характерной барочной формы волюты. Недостаточно известно, что представляла собой венчающая часть памятника, которая теперь полностью исчезла. Никаких ранних зарисовок с его видом не сохранилось. На единственной фотографии 1920-х – 1930-х гг. церковь запечатлена на заднем плане, в группе других культовых построек, и на её основании можно составить лишь самое общее представление о характере завершения, однако говорить об особенностях её форм довольно трудно. Немного сведений имеется и об внутреннем убранстве. Судя по перечню различной церковной утвари, составленному в 1791 году, в храме был установлен иконостас «вызолочен весь» и имелись иконы «живописной изрядной работы». В настоящее время внутреннее убранство полностью утрачено. Внутренняя композиция собственно храма решена включённой в четырёхгранный объём ротонды с 8-ю полуциркульными нишами, зрительно расширяющими внутреннее пространство. В декоративном убранстве широко использованы многочисленные белокаменные детали – сложнопрофилированнные карнизы, базы, капитоли колонн, цоколи, придающие нарядность и известную изысканность облику здания. Общая декоративность возрастала и благодаря применению двухцветной окраски, красного с белыми деталями. Тем самым она перекликалась с цветовым решением стоящей рядом колокольни, выполненной из кирпича с белым камнем, чрезвычайно характерным для московской архитектурной школы. Комментарии и обсуждение Пётр Дмитриевич Еропкин был московским генерал-губернатором с 1786 по 1790 год. 6 апреля 2012. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04382

М. похоронен в ц. Санта-Кроче во Флоренции. В 1787 г. при участии его знатных почитателей из Англии над могилой М. был воздвигнут кенотаф с надписью: «Имя его выше всяких похвал» (Tanto nomini nullum par elogium). Сочинения М. был автором комедий, новелл, диалогов, исторических сочинений; он работал в разных поэтических жанрах - писал поэмы, сонеты, карнавальные песни, капитоли (стихотворные рассуждения в терцинах - «О честолюбии», «О неблагодарности», «О случайности» и «О судьбе»). Но известность ему принесли политические трактаты «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Политическое учение М. определялось двойственностью его отношения к гос-ву, совр. представления о к-ром в ту эпоху только формировались. М. описывает процесс зарождения власти одновременно с моралью и правом из «естественного», или животного, состояния людей: сначала они избирали для общей защиты самых сильных, затем самых умных. Потом правители стали передавать свои полномочия по наследству, но т. к. сыновья не обладали качествами отцов, влиятельные люди их свергали и устанавливали собственную власть. Затем история повторялась, и охрану законов поручали уже всему народу, но поскольку народовластие вырождалось в анархию, правление снова переходило к одному лицу. Описываемый М. цикл смены политических форм основывался на учениях Аристотеля, Полибия и Цицерона. М. выделял 3 «здоровых» режима: монархию, аристократию и народоправство, и 3 «дурных»: тиранию, олигархию и анархию. Смена режимов происходит по естественным законам, в силу присущего всем вещам свойства «коррупции», разложения; мудрый правитель не может остановить этот процесс и придать «общественной материи» произвольную форму: если народ испорчен, его способна упорядочить только сила единоличного властителя; если же нравы населения здоровые, учредить такой скверный (tristo) образ правления, как монархия, нельзя. Политик должен приспосабливать свои действия к «общественной материи» и к обстоятельствам, учитывать «качества времени».

http://pravenc.ru/text/2561518.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010