аввы Маркиана находилась около Вифлеема. ( < < back) Савва Освященный написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятой всеми Палестинскими монастырями. По свидетельству Симеона Солунского, «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от преподобных Евфимия и Феоктиста (бывших первыми наставниками Саввы в подвигах пустынных), а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона», скончавшегося в 270 году, т. е. короче по преданию Апостольскому. Впоследствии Устав Саввы Освященного обогащен был многими необходимыми и важными дополнениями, согласно требованиям благочестия; еще позднее он затерялся и был возобновлен Софронием, патриархом Иерусалимским. ( < < back) Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии северо-восточная страна Африки, по реке Нилу. египетское слово — значит весы, испытание сердца. Другие производят от греческого «скитос» — кожа, каковое словопроизводство указывает на то, что первоначальные скитники-подвижники не имели правильно устроенных домов, а довольствовались устройством кожаных прикрытий из шкур диких зверей. Скитом назывался особый вид иноческих обителей в смысле отдельных келлий для одиноких отшельников. Это имя, прежде всего, прилагалось к известной местности, в расстоянии 25–30 верст от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта. область знаменитого в древности Египетского города Фивы; этим же именем назывался, по имени главного города, и вообще весь Верхний (южный) Египет. Пустыня Фиваидская была одним из самых излюбленных мест подвижничества древне-христианских иноков, разумеется преп. Моисей Мурин, память которого празднуется 28-го августа. Захария скончался в конце IV века по Р. Хр. Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского был приморским торговым городом в Мало-Азийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан Финикиянами; ныне в развалинах. была небольшая церковь на Сионской горе, единственная в то время во всем городе Иерусалиме, населенном язычниками и носившем название Элии Капитолины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Благодаря предпринятому одним французом-католиком к северу от арки строительству после расчистки места была обнаружена северная часть арки; при этом в «кирпичной стене, возведенной несомненно во времена римской империи», как пишет Розен 50 , была найдена вторая арка меньшей высоты. Потом этот замечательный исследователь убедил имама близлежащей небольшой мечети в том, что южнее должна существовать еще одна подобная арка, но поскольку во время поисков он повредил внутреннее убранство мечети, ему пришлось прервать свои работы на сорок лет. Если принять точку зрения, что триумфальная арка «Се Человек» 51 построена римским императором Адрианом в Элии Капитолине 52 , то раскопки, проведенные рядом с ней, смогли бы послужить основой для дальнейших разысканий. Также на этой улице в 4–5 футах под землей было обнаружено уцелевшее судилище (Лифостротон), построенное из огромных известняковых плит около четырех футов в длину, двух с половиной футов в ширину и двух в высоту, северная часть его расположена в 36 футах от дороги; о том, как далека его протяженность в южном, западном и восточном направлениях, пока не известно. По всей вероятности, это примечательное место сначала граничило с триумфальной аркой. В таком случае его размеры, при которых его протяженность в южном направлении должна была составлять столько же, сколько и в северном, поражают воображение. Не имеет ли основания мнение, что судилище, или Гаввафа, апостола Иоанна 53 могло быть использовано при возведении триумфальной арки? Даже если не разделять эту точку зрения, нужно предположить наличие места, аналогичного этой Гаввафе 54 . Однако, как нам известно, еще итальянские путешественники Сиголи в 1384 году и Фабри в 1483-м 55 считали, что Гаввафа находится именно здесь; по всей вероятности причиной этому послужило находившееся в этом месте сохранившееся до настоящего времени судилище. Безусловно, преторий также располагался неподалеку; это было естественно и к тому же подтверждается историко-топографическими разысканиями 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– В Палестине, – говорил Барлуцци, – каждое из святых мест имеет прямое отношение к конкретной мистерии в жизни Иисуса Христа. Совершенно естественно в этом случае отказаться от типовой архитектуры и попытаться строить архитектурный образ так, чтобы он выражал религиозные чувства, вызываемые именно данной мистерией. Тогда верующий, входя в святилище, легко сможет представить себе соответствующий евангельский рассказ и сосредоточиться мысленно на самой сути именно здесь, в единственный миг истории свершавшегося таинства. Не выбирать сначала – более или менее стандартно или, наоборот, субъективистски, – ту или иную архитектурную форму и потом все подгонять под нее, а определить основную религиозную концепцию святого места, для которого строится храм, и архитектуру подбирать под нее, под эту концепцию, каждый раз интуитивным и независимым образом. Двигаясь дальше на запад вдоль Виа Долороза, видим перекинутую через улицу арку с лепящимся над ней помещением в два окошка, явно гораздо более позднего времени. Это – арка «Се Человек» (Ecce Homo). Справа арка уходит в стену католического женского монастыря Сестер Сиона. Монастырь построен на месте, приобретенном и расчищенном патером Альфонсом Ратисбонном, крещеным евреем, в середине прошлого века. Оригинальное архитектурное решение соборного храма обители (он называется Нотр-Дам де Сион, или, чаще, по арке, Ecce Homo) позволило гармонично вписать необычную живописную руину в конструкцию здания. Войдя в храм, вы обнаружите, что арка, которую вы видели на улице, является частью центрального пролета куда более грандиозного сооружения. Очевидно, первоначальная арка была трехпролетной. Северная часть органично вошла в состав алтарной абсиды храма, прямо под ней находится его престол. Храм был освящен 3 апреля 1868 г. По данным современных археологов, арка построена при императоре Адриане, в 135 г. н.э., и представляет собой восточные ворота Элии Капитолины. Вопреки воле императора-язычника, думавшего своим строительством уничтожить память о Распятом, история судила иначе: именно монументы, воздвигнутые им на местах евангельских событий, помогли сохранить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В Святой Земле о. Антонин встретился с редким, может быть, единственным на земле напластованием сакральных пространств – вет-хозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев. И ему посчастливилось не только удачно вписаться в процесс палестинского «сакрального проектирования», но и поставить своеобразные авторские «точки»: открыв Порог Судных Врат на Крестном Пути, увидев во сне, а затем построив «Русскую Свечу» на Елеоне, сделав русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроив «приют Закхея» в Иерихоне, православный «Горний Град Иудов» – в Айн-Кареме, дом праведной Тавифы – вЯффе. Ко времени раскопок в Даббаге это был опытный археолог, работавший в Афинах и Иерусалиме, исследовавший целый ряд археологических памятников, связанных с событиями Ветхого и Нового Заветов (раскопки на Елеоне и в Иерихоне). Благодаря подробным отчетам архимандрита Антонина и регулярно производившейся фотофиксации основных этапов работ, мы может сегодня восстановить ход и оценить качество раскопок почти по дням. Культурный слой, как оказалось, составлял до 10 м глубины. Соответственно, «главной статьей расходов был вывоз с места за город мусорной земли, представивший в общности громадную цифру 13.100 ослиных вьюков» (из письма о. Антонина от 9 мая 1883 г.). Результаты раскопок превзошли ожидания. По оценке современного исследователя, «работы дали ответ на конкретные вопросы истории Иерусалима, доказав, что Голгофа и базилика IV в. лежат снаружи от древней (V в. до н. э.) стены, а внутрь города попали только после сооружения стены императора Адриана. Их можно считать также исходной точкой сложения русской традиции изучения храма Гроба Господня». Но что еще важнее, с точки зрения православной науки, был открыт уникальный памятник евангельского времени – Порог Судных Врат, через которые Иисуса вели на Голгофу. Судными эти ворота назывались потому, что возле них римский чиновник, сопровождавший осужденного, зачитывал во всеуслышание окончательный, не подлежащий обсуждению или отмене приговор, вешал его на шею узнику и возвращался в Преторию. Дальше Спасителя, как и других приговоренных к распятию на кресте, сопровождали лишь палачи и легионеры-охранники. По римскому праву, у Судных Врат можно было в последний раз остановить трагическую процессию, если находился кто-либо, кто заявил бы о наличии в его распоряжении новых фактов или обстоятельств, требующих остановки казни и юридического доследования дела. В тот единственный день истории, когда Порог Судных Врат пересек Христос, добровольно взявший на Себя грехи всех людей, всего человечества, никого не нашлось в Иерусалиме, кто захотел или решился бы сказать слово в защиту невинно Осужденного. Александровское подворье

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В Святой Земле о. Антонин встретился с редким, может быть, единственным на земле напластованием сакральных пространств – ветхозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев. И ему посчастливилось не только удачно вписаться в процесс палестинского «сакрального проектирования», но и поставить своеобразные авторские «точки»: открыв Порог Судных Врат на Крестном пути, увидев во сне, а затем построив Русскую Свечу на Елеоне, сделав русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроив «приют Закхея» в Иерихоне, православный «Горний Град Иудов» – в Айн-Кареме, дом праведной Тавифы – в Яффе. Пустырь на окраине Яффы, в урочище, носившем арабское название «Дарбатейн Табита», был одним из первых купленных им участков. В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что в Иоппии (греческое название Яффы) жила христианка-подвижница, творившая добрые дела, именем Тавифа, что значит «серна». Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Но апостол Петр пришел и сказал: встань. Протянул ей руку – и она встала, живая и невредимая. Святой Дух, сошедший на учеников Иисуса в день Пятидесятницы, дал им силу и власть не только проповедовать на разных языках, но и творить чудеса, лечить, исцелять. Даже воскрешать из мертвых... Антонину как раз и посчастливилось приобрести место, где находился когда-то дом праведной Тавифы, и раскопать в саду гробницу ученицы апостола Петра. Невольное волнение охватывает, когда вспомнишь, что апостол Петр проповедовал где-то здесь, на берегу Средиземного моря, жил в доме Симона Кожевника (сейчас на этом месте мечеть), и, отбросив дела, когда ему сообщили о смерти девушки по имени Серна, торопливо шел с этого холма, этим садом, по этой дорожке, как идут сейчас все паломники, к часовне в самой глубине участка. Разумеется, часовня построена в XIX в., а тогда Петр просто спустился вниз по ступеням, туда, где по древнему обычаю положено было тело умершей. На полу – мозаика византийской эпохи. Она не говорит нам о смерти, эта часовня. Здесь властно звучит, утверждаясь на все времена, совсем другой завет и другое обетование: «Аз есмь Воскресение и Жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В ходе первой иудейской войны (66 – 73) Иерусалим был разорен войсками римского императора Тита Флавия (41 – 81). В 70 г. был разрушен Храм Соломона. Позже император Адриан (117 – 138) построил на этом месте языческий храм Юпитера и капище Венеры. Город был переименован в Элию Капитолину (Aelia Capitolina). Коренные жители переселились в Заиорданье, и, таким образом, христианская первообщина прекратила свое существование. Со временем в Элии Капитолине образовалась новая Церковь , а ее епископ вплоть до середины V в. находился в каноническом подчинении митрополиту Кесарии Палестинской (Антиохийская Церковь ). Исключительно тяжелое положение Иерусалима, по сравнению с другими центрами христианства, и бедствия, постигающие город, были причиной того, что Иерусалимская Церковь не занимала среди других Церквей подобающего ей места. Возрождение Иерусалима началось в IV в. благодаря деятельности царицы Елены и императора Константина Великого , который вернул городу его имя и построил множество храмов, связанных с земной жизнью Спасителя. С этого времени Иерусалим и Святая Земля становятся местом паломничества христиан со всех концов света. В 326 г. было учреждено Святогробское братство (монастырь Святого Гроба), цель которого – защита вверенных ему христианских святынь. Первый Вселенский Собор (325) признал за Иерусалимским епископом права областного митрополита. Четвертый Вселенский Собор (451) определил епископу Святого Града Иерусалима в диптихе Церквей занимать почетное пятое место. На этом же Соборе Предстоятель Иерусалимской Церкви был увенчан титулом Патриарха. Иерусалимские Патриархи поначалу оспаривали отведенное им пятое место, пользуясь авторитетом Иерусалима, как колыбели христианства и местом жизни Спасителя. Но в силу политических процессов Иерусалим как город не имел сколько-нибудь заметного влияния на жизнь Византии и даже не являлся центром префектуры. В это время и в последующие века Палестина была одним из очагов развития монашества. Вслед за учеником прп. Антония Великого , Иларионом Великим (ум. 372), здесь подвизались знаменитые подвижники: Евфимий Великий (ум. 473), Феодосий Киновиарх (ум. 529), Савва Освященный (ум. 532), основатель великой Лавры, устав которой и поныне является нашим современным богослужебным уставом. В середине V в. в Иерусалимской Церкви было ок. 10 тыс монахов. 6.3. Судьбы Иерусалимского патриархата в арабский, латинский и османский периоды

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во-вторых, в содержании «Послания» есть данные для отрицания его подлинности. Автор называет апостолов людьми крайне грешными. Трудно допустить, чтобы так мог говорить сотрудник апостола Павла. В описание иудейских обрядов он вносит такие добавления, неточности и ошибки, каких не мог допустить апостол Варнава , левит по происхождению, долго проживавший в Иерусалиме. Наконец, из «Послания» видно, что оно написано христианином из язычников. «Бог вразумляет всех нас, – говорит он, – не обращаться прозелитам к закону иудейскому». 2 . По месту своего происхождения «Послание» принадлежит, по всей вероятности, Александрии. Здесь берет свое начало предание о нем. Памятник цитируется прежде всего Климентом и Оригеном . В Александрии он высоко ценился и ставился наряду с соборными посланиями апостолов. На александрийское происхождение послания указывает его дух и внутреннее содержание: в нем резко сказывается отрицательное отношение к историческому факту и букве Писания, увлечение аллегорическим методом толкования, составляющие характерную черту александрийского богословия. 3 . Что касается времени возникновения памятника, то легко определить его terminus a quo 19 . В 16-й главе «Послания» читаем: «За то, что иудеи постоянно воюют, храм их разрушен врагами». Ясно, что памятник написан после разрушения Иерусалимского храма в 70 году. Труднее определить terminus ad quem – время, позднее которого памятник не мог быть составлен. Заметка автора в 16-й главе: «Храм их разрушен, и теперь подданные их врагов восстановят его» – понимается некоторыми учеными в смысле указания на распоряжение Адриана построить на месте Соломонова храма храм Юпитеру Капитолийскому. Это распоряжение, сделанное в 130 году, вызвало восстание иудеев в 132 году. «Послание» ничего не говорит об этом последнем, следовательно, заключают исследователи, оно написано вскоре после издания эдикта о построении колонии Элии Капитолины на месте разрушенного Иерусалима, то есть в 130 или в 131 году. Однако эта, по-видимому точная, дата является сомнительной потому, что в приведенных словах под храмом, который построят язычники, можно разуметь храм духовный, чистое сердце, в котором живет Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Восемнадцать столетий прошло с тех пор, но ни одно раззорение ни до, ни после этого не было так ужасно и не врезалось так сильно в память человеческую, как разрушение Иерусалима Титом. Как точно тогда исполнились слова Иисуса Христа, предсказавшего такое полное раззорение Иерусалима, видно уже из того одного, что из колоссальных сооружений, современных Спасителю, дошло до нас всего лишь несколько жалких каменных обломков. Лет 60 спустя, под предводительством равви Бар-Кохеба, провозглашенного ожидаемым Мессией, Евреи попытались восстать еще раз, но Иерусалим вновь был взят и восстание потушено в крови несчастного народа. Оставшиеся в живых Евреи тогда были рассеяны по лицу всей вселенной, но самый Иерусалим быль возобновлен Адрианом в 136 г. и получил наименование Элии-Капитолины, которое удержалось до самых времен Константина; Евреям было воспрещено под страхом смертной казни, посещение этого города, возбуждавшего в них столько воспоминаний. Глумление язычников над почитателями Бога истинного дошло до того, что статуя Венеры была поставлена на месте Гроба Господня, а на месте храма Соломонова воздвигнут был храм Юпитеру. Иерусалим в дни Иисуса Христа Как, однако, ни старались язычники вырвать с корнем древо истинного Богопочтения, и как ни торжествовали они свою победу, окрестив новым языческим именем священный град Давида и Христа, но зерно, восшедшее из крови Спасителя, все более разрасталось и готово было произрастить древо, которому суждено было прикрыть всю вселенную. На место ветхозаветных Евреев, рассеянных по лицу земли, новозаветные христиане стали не только посещать места своего искупления, но и селиться близ них. Палестина, освященная стопами Иисуса Христа, стала еще более святой в глазах возрастающего христианства. Лишь только утишились военные брани, как со второго века по Р. X. нам становятся известны уже имена христанских паломников, стремящихся со всех концов древнего мира на поклонение святыням Иерусалима, куда привлекала их также слава великих епископов церкви Иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Голод доходил до того, что матери закалали собственных младенцев для снеди. Бежавших же от голода Римляне распинали тысячами, и все окрестности города покрыты были их крестами. Но никакие убеждения не могли склонить отчаянных Иудеев к покорности. Напоследок Иерусалим взят приступом и вместе с храмом обращен в груды камней и кучи пепла. Более миллиона Евреев погибло во время осады, а от несметного числа пленных и обилия золота, найденного победителями в Иерусалиме, упала цена рабов и металла. Сам победитель – язычник Тит, удивленный гибельными следствиями победы, признал себя орудием гнева небесного и отказался от титла: иудейского. Достоверность всех этих бедствий Иерусалима свидетельствует История и дошедшая до наших времен книга Иудея Иосифа Флавия, не только современника, но и действователя в этой страшной войне. Так пришла кровь праведников на род богоотступный! пришла в то время, когда многие из Иудеев, современных Иисусу Христу, еще не успели приложиться к отцам своим; пришла так, что не только Иудеи, самые язычники увидели и исповедали карающий перст Божий! Так исполнились пророчества Моисея и Господа! В то же время верные предостережению своего Учителя христиане сохранили себя непричастными гражданским смутам и браням, заблаговременно оставили землю, оставленную Богом, а прочие спаслись бегством в горы Пеллы. XXVI. Продолжение того же Но ни разрушение Иерусалима, ни всемирное рассеяние Иудеев, не вразумило слепотствующих: они по-прежнему продолжали с упорством мечтать о Мессии – завоевателе, о независимости и о восстановлении Иерусалима. Пользуясь сим, один за другим стали являться между ними лжехристы и лжепророки, и обманутый ими народ вновь восстал против Римлян, сначала в разных местностях Империи, а напоследок, опять во всей Иудеи под начальством лжемессии, назвавшего себя Варкохевой – сыном звезды, на память той, которая по пророчеству Валаама должна была воссиять от Иакова. Еще полилась кровь Иудейская и новые сотни тысяч подверглись рабству. После того Иудея окончательно обращена в пустыню, на месте Иерусалима воздвигнут новый город под названием Элии Капитолины, на месте Соломонова храма поставлено капище Юпитеру, и, чтобы сделать этот город недоступным для Евреев, на вратах его поставлено было изваяние противного им животного – свиньи.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ее вполне можно было разделить на 9 митрополий, так что 45 епископов (9x5) как раз соответствовали тому числу, с каким явился Кирилл.  Таким образом, в александрийском экзархате патриаршество не привилось. Египет остался при прежней форме правления. Убеждение в главенстве александрийского епископа было убеждением всех епископов египетских, и когда Диоскор александрийский впал в ересь, египетские епископы оказались как бы без вождя. Без александрийского епископа они отказывались от участия во всех важных делах: так, между прочим, они отказались подписать δρος Халкидонского собора на том основании, что они все делали под руководством своего архиепископа александрийского. И отказались не только сторонники Дио–скора, но даже и противники его. Таким образом, здесь для развития патриархата был положен предел.   в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты  В Антиохии дела обстояли с идеальной правильностью. Развитие антиохийского патриархата не подвергалось никаким потрясениям. Но, к несчастью, Антиохии как бы на роду было написано не расти, а малитися. Заняв не второе, а третье место в списке патриархатов, она была сдвинута и с этого места вследствие возвышения Константинополя. Кроме того, она должна была выделить из себя новый патриархат — иерусалимский.  Происхождение иерусалимского патриархата является делом одного лица — Ювеналия иерусалимского, хотя прецеденты были и раньше, только неудачные. Возвышение иерусалимского епископа имело в своей основе чисто церковные воззрения. Разрушенный до основания при Адриане, Иерусалим влачил жалкое существование под именем Элии Капитолины. Значение — политическое — этого городка было так ничтожно, что епископ иерусалимский должен был занять скромное место суффрагана митрополита Кесарии палестинской. Но память о древней славе этой скромной кафедры живо сохранялась в христианской церкви: здесь Элию Капитолину игнорировали и знали только Иерусалим. Поэтому епископ «апостольского иерусалимского престола» разделял с кесарииским митрополитом честь председательства на соборах; Оригена вместе рукополагают и кесарийский Феоктист, и иерусалимский Александр. На соборе Антиохийском 272 года иерусалимский епископ занимает место выше кесарийского. И замечательный факт: Евсевий, сам митрополит кесарийский, в своей истории сообщает непрерывный ряд епископских пре–емств на иерусалимской кафедре — и не делает этого относительно кафедры кесарийской. Авторитет иерусалимской церкви в его глазах был так велик, что он представляет собой превосходящую славу пред какой–то Кесарией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010