Церковь , одержав триумфальную победу над язычеством, забыла об этом уроке и в течение многих веков относилась ко всем христианским еретикам, а вместе с ними и к иудеям и язычникам, так, как в древности римляне относились к христианам, без различия между верованиями и сектами. Все государственные церкви от императоров–христиан Константинополя до русских царей и правителей Южно–Африканской республики в большей или меньшей мере преследовали несогласных, непосредственно нарушая принципы и методы Христа и апостолов, впадая в плотское заблуждение относительно духовной природы царства небесного. §14. Гонения со стороны иудеев Источники I. Дион Кассий: Hist. Rom. LXVIII. 32; LXIX. 12–14; Иустин Мученик : Apol. I. 31,47; Евсевий: H. Eccl. IV. 2. и 6. Раввинистические предания в Derenbourg: Histoire de la Palestine depuis Cyrus jusqúà Adrien (Paris 1867), pp. 402–438. II. Fr. Munter: Der Jüdische Krieg unter Trajan и. Hadrian. Altona и Leipz. 1821. Deyling: Aeliae Capitol, origines et historiae. Lips. 1743. Ewald: Gesch. des Volkes Israel, VII. 373–432. Milman: History of the Jews, Books 18 and 20. GRÄTZ: Gesch. der Juden. Vol. IV. (Leipz. 1866). Schürer: Neutestam. Zeitgeschichte (1874), pp. 350–367. Упорное неверие и лютая ненависть иудеев к Евангелию проявились в распятии Христа, в побиении камнями Стефана, в казни старейшины Иакова, в неоднократном заключении Петра и Иоанна, в дикой ярости по отношению к Павлу и в убийстве Иакова Праведного. Неудивительно, что ужасный Божий суд в конце концов постиг неблагодарный народ; священный город и храм были разрушены, и христиане нашли убежище в Пелле. Но столь трагическая участь сокрушила только национальную гордость иудеев, а их ненависть к христианству осталась прежней. Они стали причиной смерти Симеона, епископа Иерусалимского (107); они особо активно участвовали в сожжении Поликарпа из Смирны; они разжигали ярость язычников, хуля секту Назарянина. Восстание Бар–Кохбы. Новое разрушение Иерусалима Жестокое угнетение при Траяне и Адриане, запрет на обрезание, осквернение Иерусалима языческим идолопоклонством побудили иудеев организовать новое мощное восстание (132 – 135 г. по P. X.). Псевдомессия Бар–Кохба (сын звезд, Чис. 24:17 ), впоследствии называемый Бар–Косиба (сын неправды), встал во главе бунтовщиков и приказал самым жестоким образом убить всех христиан, которые не присоединятся к нему. Но полководец Адриана нанес лжепророку поражение в 135 г.; больше полумиллиона иудеев было убито в ходе отчаянного сопротивления, громадное количество народа было продано в рабство, 985 населенных пунктов и 50 крепостей сравняли с землей, почти вся Палестина была опустошена, Иерусалим снова был разрушен, и на его руинах была воздвигнута римская колония, Элия Капитолина, с образом Юпитера и храмом Венеры. На монетах Элии Капитолины изображены Юпитер Капитолийский, Вакх, Серапис, Астарта.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

8. Как характеризует христиан Лукиан в «Истории Перегрина»? 9. Описание последних дней какого мученика напоминает рассказ Лукиана об аресте Перегрина? 10. Какой император основал римскую колонию Элия Капитолина? От чего происходит наименование Элии Капитолины? 11. В правление какого императора окончил свою жизнь Поликарп Смирнский ? Какое место в истории христианской агиографии занимает описание страданий Поликарпа? 12. При каком императоре пострадал Иустин Философ ? 13. Кто такая Маркия? Каким образом она смогла поддержать христиан в конце II века? 14. Как относились к христианам императоры первой половины III века? ТРЕТИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН И ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА В Римской импЕРИИ 1. Каковы хронологические границы третьего периода гонений на христиан? 2. Каковы особенности третьего периода гонений на христиан? 3. Почему император Декий начал гонение на христиан? 4. Что он требовал от христиан своим указом? Каким образом указ приводился в исполнение? 5. Что такое либеллы? 6. Почему в гонение Декия было много отпадших? Какие существовали категории отпадших? 7. Какие события середины III века в Александрии и Карфагене изменили отношение народа к христианам? 8. Какие указы против христиан издал император Валериан в 257 и 258 годах? 9. Как относился к христианам император Галлиен? 10. Когда началось гонение на христиан Диоклетиана? Кто мог быть его подлинным инициатором? 11. Кто управлял империей после смерти Диоклетиана? 12. Что говорилось в эдикте императора Галерия 311 года? 13. Какую связь с этим эдиктом имел Миланский эдикт 312 года? 14. Что провозглашал Миланский эдикт 313 года? Какие авторы сохранили его текст? ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. БОРЬБА ЦЕРКВИ С ГНОСТИЦИЗМОМ Блок 1 1. К чему приводило соприкосновение язычества и христианства в области мысли? 2. Как относились к христианам Тацит, Плиний Младший и Марк Аврелий? 3. Чем критика христианства Цельсом отличается от критики христианства философом Порфирием? 4. В каком веке начали возникать гностические учения? Какие реалии жизни Римской империи способствовали развитию гностических учений?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главное значение этого правила в том, что оно определяет соблюдение преимуществ и старшинства древних, впоследствии патриарших, кафедр. На IV Всел. Соборе представитель Рима Пасхазин пробовал ссылаться на это правило в искаженной редакции той части его, где упоминается римский епископ. Однако, ему был дан там же решительный ответ и противопоставлена древнейшая его редакция, которая и вошла в нашу Книгу Правил. О преимуществах Церквей имеют значение определения последующих Соборов. Настоящее правило устанавливает принцип твердых границ Церквей и необходимость согласия Первоиерарха на всякое постановление епископа в его области. Ср. Ап. 34; I Всел. 4; II Всел. 2 и 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; VI Всел. 36; Антиох. 9 и 19; Карф. 13. 7 . Поскольку утвердилось обыкновение и древнее предание, чтобы чтить епископа, пребывающего в Элии (Иерусалиме), то да имеет он последование чести, с сохранением достоинства, присвоенного митрополии. Элиа, упомянутая в этом правиле, это Элия Капитолина – город построенный на развалинах Иерусалима. Т.о. оно устанавливает достоинство Иерусалимской кафедры. 8 . О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно святому и великому Собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедать, как присоединяться и последовать будут определениям Кафолической и Апостольской Церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния установлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям Кафолической Церкви. И так где, или в селах, или в городах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних, да будут в том же чине. Если же там, где есть епископ Кафолической Церкви, некоторые из них приступят к Церкви, явно есть, что епископ православной Церкви будет иметь епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь иметь будет, разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Если же то ему неугодно будет, то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретает для него место или хорепископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Без этого интереса к древностям, склонности к поэтическому творчеству, художественной одаренности и глубокой интуиции на грани озарения не состоялась бы Русская Палестина, которая отнюдь не была конгломератом отдельных, по случаю и по сходной цене приобретенных объектов недвижимости. Россия никогда не получила бы этого уникального феномена в истории религии и культуры, если бы с самого начала архимандрит Антонин приобретение собственности, археологическое исследование, строительство странноприимного дома, а затем и храма не наполнял богословской идеей, если бы за каждым его обретением не стояло глубокой и точной религиозной интуиции. Русская Палестина вызревала и созидалась как некое сакральное пространство русского вхождения в святыни Святой Земли. В Иерусалиме отец Антонин встретился с наслоением сакральных пространств ветхозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев.  Антонину посчастливилось не только удачно включиться в этот процесс «сакрального проектирования», но и поставить — для своего времени — своеобразные авторские «точки»: он открыл Порог Судных Врат на крестном пути, «увидел», а затем построил Русскую Свечу на Елеоне, сделал русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроил «приют Закхея» в Иерихоне, дом праведной Тавифы — в Яффе, православный «Горний Град Иудов» в Айн-Кареме. Отец Антонин не всегда сразу, при первом знакомстве «видел» (прозревал) священное значение и место того или иного памятника в истории. Скорее даже наоборот. Первоначальными факторами, определявшими его ход мыслей о святых местах, которым предстояло стать со временем русской собственностью, были неустроенность православных паломников, самой святыни и православного богослужения (а иногда и его отсутствие).  Эта трехчастная схема мотивации с небольшими вариациями воспроизводится в истории всех антониновских приобретений в Святой Земле. Ценнейший источник сведений — дневник отца Антонина. Он, например, позволяет проследить последовательные этапы превращения Горней из загородного имения в выдающуюся по значению святыню Русской Палестины, с возникновением храма и формированием монастыря. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4972681...

Несмотря на то что все церковные историки однозначно указывают на год 30-летия правления имп. Константина, т. е. на 335 г., как на год освящения храма, а арианские споры происходили в осеннее время, ни один из историков не отмечает 13 сент. как день освящения храма Св. Воскресения. Однако уже с нач. V в. память обновления храма празднуется именно в этот день. А. Баумштарк считал, что эта дата была избрана имп. Константином, поскольку совпадала с dedicatio рим. храма Юпитера Optimus Maximus на Капитолийском холме ( Baumstark A. Liturgie comparée/Rev. par B. Botte. Chevetogne, 19533. P. 203). Согласно альтернативной гипотезе М. А. Фрейзера, дата 13 сент. была избрана в связи с тем, что в 335 г. она совпала с датой 10 тишри по иудейскому календарю, т. е. с Днем очищения (Йом Киппур): т. о., выбор даты был мотивирован антииудейской полемикой ( Fraser. 1997. P. 25-28). Однако сомнительно, чтобы иудейский календарь раввинистической традиции, к-рый также в период поздней античности только формировался (см. в статьях Календарь и Иудейское богослужение ), имел большое значение для христ. церкви Элии Капитолины (Иерусалима) в нач. IV в., учитывая, что евр. население было изгнано из Иерусалима после восстания Ш. Бар-Кохбы (132-135). Не менее вероятной кажется гипотеза, что дата 13 сент. была избрана случайно или по простому совпадению с сентябрьскими идами в год tricennalia Константина Великого ( Permjakovs. 2012. P. 87-88). Одно из позднейших преданий о событии обновления храма Воскресения Христова в 335 г. отражено в «Слове на обретение Честного и Животворящего Креста» Александра Кипрского (Саламинского) (VI в.), в к-ром сказано, что именно свт. Афанасий Александрийский совершил освящение храма Воскресения Христова, помазав его миром, «прежде прибытия других епископов», т. е. епископов Тирского Собора (PG. 87γ. Col. 4065-4068). М. ван Эсбрук датировал «Слово...» царствованием имп. Юстиниана ( Esbroeck. 1979. P. 102-103). Описание обновления храма Воскресения Александром явно анахронично (напр., указание на помазание миром как на центральный элемент чина освящения храма) и не соответствует описаниям событий сент. 335 г., но искусственное «введение» свт. Афанасия в повествование позволяло читателям VI в. объяснить, каким образом освящение, совершенное противниками Афанасия - арианствующими епископами, могло стать одним из основных церковных праздников в Иерусалимском Патриархате. Праздник в иерусалимском богослужении IV-IX вв.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Однако сами римляне, во исполнение своих административных программ, на месте мятежного города устроили римскую колонию, и исполнителем этого римского принципа явился Адриан, воспретивший иудеям, под страхом смертного наказания, даже приближение к этой колонии, получившей название Элии Капитолийской. Согласно с обычаями того же императора-строителя, Элия украсилась термами, театрами и храмами на наиболее видных и притом возвышенных местах: Юпитера на месте храма Соломонова и – Венеры на Лобном месте (136–138 г.). Иерусалимская епархия в течение II и III столетий оказывается подчиненною митрополии Кесарийской, и только исключительное значение местности дает иерусалимскому епископу особенно почетное значение в областных синодах. В те же годы, когда Константин великий своим указом даровал мир христианской церкви, иерусалимским епископом был св. Макарий, столь же славный своею высокою жизнью, прямотою и твердостью характера, сколько и возвышенным умом. Макарий один из первых поднялся против арианства и после пяти лет борьбы явился на Никейском соборе твердою опорой православия. Вскоре после Никейского собора состоялся приезд в Иерусалим матери Константина, императрицы Елены, имевшей своею задачей отыскание остатков св. Гроба. В результате этих поисков состоялось, как известно, распоряжение императора о постройке на месте Голгофы великолепной базилики и Анастасиса или ротонды св. Гроба. Впоследствии, при раскопках на месте Голгофы, обретены были три креста и таблица с надписью имени Иисуса, уцелевшие от распятия Христова. Это событие является поворотною точкой в истории Иерусалима, начиная собою непродолжительный, но высоко плодотворный период жизни св. города, с 335 до 636 г., т.е. года арабского завоевания. Иерусалим становится разом одним из самых богатых и населенных городов Востока, и на него устремлены взоры всего мира. Три великолепные базилики и ряд церквей выстроены в течение IV и V веков. Окрестности Иерусалима наполняются монастырями, обителями, скитами и монашескими келлиями во всех направлениях: к Вифлеему и к морскому берегу, к Иерихону и по берегам Иордана до Тивериады.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/ierusali...

Они составлены преимущественно на основании следующих книг: Wiltsch: Handbuch d. Kirchl. Geogr. Und Statistik. Bingamii: Originum sive antiquitatum ecclesiasticarum Lib. IX. Le Quien: Oriens Christianus. Moritz: Register к церк. Истории Штолберга. Рера: Описание Палестины. Олесницкий: Святая земля. Норов: Путешествие по Святой земле. Его же: Путешествие к семи Малоазийским церквам, упоминаемым в апокалипсисе. Преосвещ. Порфирий Успенский : Путешествие в Синайский монастырь. Его же: Путешествие по Египту и Нубии и т.д. Патриарх Иерусалимский Иерусалим и Палестина были первым отечеством христианской церкви, первоначальная история церкви происходила здесь. – Тем не менее, патриарх иерусалимский, как патриарх, образовался даже позднее других, потому что Иерусалим в 70 году I-beka был разрушен и до IV века на месте его существовал только маленький, почти исключительно языческий город Элия Капитолина. В это время, когда иерусалимское епископство лишилось своей паствы, духовная юрисдикция в Палестине принадлежала митрополиту Кесарии Палестинской, главного города Палестины в гражданском отношении. Такие права имели кесарийские митрополиты почти в течение четырех веков. Из письма Иеронима в Паммахию можно, по-видимому, заключать, что Палестина в это время находилась еще под церковным управлением антиохийского архиепископа. Но нет никаких определенных доказательств на то, что митрополит кесарийский, управляющий Палестиною, получал посвящение от антиохийского патриарха подобно другим митрополитам антиохийского округа. Впрочем, и в это время, в течение первых трех веков, епископ Элии Капитолины, ради священных мест, находящихся здесь и в окрестностях, пользовался в Палестине преимуществом чести наравне с митрополитом кесарийским. По крайней мере так было с конца II-ro века. В доказательство этого можно напр. указать на то, что Наркисс, епископ иерусалимский, вместе с Феофилом, епископом кесарийским, имел председательство на соборе епископов всей Палестины по вопросу о праздновании Пасхи и занимал второе место.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

После разрушения города и храма христиане оставались в пределах Иерусалима, переименованного при имп. Адриане в Элию Капитолину,- возможно, с тем, чтобы сохранить имевшиеся там святыни; однако с того времени литургические обычаи иерусалимских христиан утратили значение для др. Церквей (что проявилось, в частности, в спорах о дате празднования Пасхи). Во II-III вв. основными центрами христ. богослужения стали такие города, как Рим, Карфаген, Эфес, Антиохия, Александрия и др.; в частности, традиции Александрии и особенно Антиохии (кафедра к-рой была подчинена Элии Капитолине) постепенно проникали в Палестину и могли оказать влияние на богослужение иерусалимских христиан. Формирование Развитие И. б. как полностью самостоятельной и разносторонней традиции началось в IV в., после того как св. равноап. имп. Еленой был обретен Крест Господень (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ) и при ее участии по повелению и на средства св. равноап. имп. Константина Великого был сооружен комплекс церковных зданий на месте Голгофы и пещеры Воскресения Христова (см. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). Если в доконстантиновскую эпоху в городе засвидетельствовано существование только одной христ. церкви на Сионе (хотя нельзя исключать, что христиане собирались для совершения богослужения не только там), то уже к V в. в Иерусалиме усердием визант. императоров и др. благодетелей был построен ряд храмов и мон-рей, а число клириков и монашествующих, равно как и жителей города (во II-III вв. Элия Капитолина представляла собой совсем небольшое поселение), многократно увеличилось. Самые ранние свидетельства об И. б. (в частности, о чинах Крещения и Миропомазания, Евхаристии, службах суточного круга и периоде Великого поста ) содержатся в Огласительных и тайноводственных поучениях свт. Кирилла Иерусалимского, а также в «Итинерарии» (Паломничестве, или Дневнике) паломницы Эгерии , к-рые датируются IV в. (подробнее см. соответствующие статьи), и в проповедях прп. Исихия Иерусалимского 1-й пол. V в.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимское ...

При Константине Великом христианскую церковь волновали язычники, еретики и раскольники, но защиту от них церковь нашла в императоре, который, для поддержания православия, созвал первый Вселенский собор. При Константине возник из своих развалин Иерусалим, освященный проповедию, деяниями и страданиями Спасителя. Город этот более 150-ти лет был в запустении; на святых местах христианских были языческие храмы; город носил языческое имя Элии Капитолины. Мать императора, св. Елена, отправившись в 326-м году в святую землю, обрела там животворящий крест Господень и построила храмы на Голгофе, в Вифлееме, в Назарете и на горе Елеонской. Церковь называет ее равноапостольною, так как она своими подвигами содействовала распространению христианства в пределах Римской империи. Будучи верным сыном церкви, Константин однакоже, с одной стороны из уважения к таинству крещения, с другой – желая перед смертию очиститься от всех грехов своей жизни, не принимал его до кончины и состоял в разряде оглашенных. Чрез 10 лет после смерти матери, он крестился в праздник Пасхи и умер в предместии Никомидии, в 337-м году по Рождестве Христове, 65-ти лет от роду. Тело его с торжеством перенесено в Константинополь и погребено в храме св. апостолов. II. Свв. равноапостольные цари Константин и Елена предлагают нам два великие урока для нашего подражания: первый тот, чтобы мы обращались в всех случаях своей жизни к силе честного и животворящего креста Господня, – второй тот, чтобы мы по примеру их содействовали распространению и утверждению среди неведущих истинного Бога христианской веры. а) «Сим побеждай!» гласила чудная надпись, виденная св. равноапостольным Константином при дивном небесном знамении креста. И император побеждал им не только своих внешних врагов, но и врагов внутренних: крест Христов был для него всегдашнею охранительною и руководящею силою и в его духовной благочестивой жизни, чем он и прославился паче всего, за что он и причтен церковию к лику святых. Да и как не быть победоносным кресту Христову, когда им Христос, Спаситель наш, однажды на всегда, на Голгофе поразил всех врагов нашего спасения; как не быть ему победоносным, когда в нем сокрыта спасительная непреоборимая сила Богочеловека, Христа Спасителя нашего?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Процесс укрупнения Поместных Церквей на этой стадии не закончился. Исключительным положением К-поля было обусловлено и его церковное возвышение. Несмотря на возражения со стороны Римской кафедры, II Вселенский Собор в 381 г. постановил: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим» (II Всел. 3). Халкидонский Собор включил в юрисдикцию К-польского епископа, помимо Фракийского, на территории к-рого была расположена столица империи, не входившая при этом в его состав, также Асийский и Понтийский диоцезы (IV Всел. 28). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, кроме Равеннской, Миланской и Аквилейской Церквей, а затем и на весь Запад с 3 его префектурами. Впосл., в эпоху императоров иконоборцев, вост. часть префектуры Иллирик, а также Юж. Италия и Сицилия были переведены из юрисдикции Рима в юрисдикцию К-поля. Рим. папы смогли позже восстановить контроль над Юж. Италией и Сицилией. Вселенский I Собор предоставил первенство чести в Палестине епископу Элии Капитолины, т. е. Иерусалима, «Матери всех Церквей» (I Всел. 7). Это привело впосл. к полной самостоятельности Иерусалимской Церкви, выделенной из Антиохийского Экзархата. В границах своего диоцеза осталась Александрийская Церковь, включавшая Египет, Сирию и Пентаполь. Ко времени Халкидонского Собора окончательно сложился диптих первых епископов христ. Церкви: Римский, К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. В таком порядке 5 первых престолов перечислены в 36-м прав. Трулльского Собора. Епископы этих 5 первенствующих престолов в VI в. стали титуловаться патриархами. В IX в. сложилось учение о пентархии, согласно к-рому в Церкви может быть лишь 5 патриархов, подобно тому как есть только 5 чувств, и вся Вселенная должна быть поделена между ними. Теорию пентархии отстаивал патриарх Антиохийский Петр III ; его рассуждение было внесено в «Синопсис Стефана Ефесского», а оттуда через Аристина оно попало в «Кормчую» свт. Саввы и, следов.,- в печатную «Кормчую» (гл. 40); сторонником этого учения был и патриарх Феодор IV Вальсамон. Теория пентархии, лишенная и канонических, и исторических оснований, давала впосл. представителям К-польского Патриархата мнимые доводы в отстаивании церковной гегемонии над негреч. правосл. Церквами. Тенденция, выразившаяся в этой теории, существует и в наст. время, она служит одной из причин осложнений во взаимоотношениях между Поместными Церквами.

http://pravenc.ru/text/2579748.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010