Глава 2. Судьбы православно-христианской церкви в Сирии и Палестине до прибытия преосв. Кирилла в Иерусалим Судьбы православно-христианской церкви в Сирии и, частнее, в Палестине всегда были неразрывно связаны с политическою историею их. Христианство распространилось и окончательно утвердилось в этом крае еще тогда, когда он находился в подчинении Римской империи. После взятия Иерусалима Титом и рассеяния еврейского народа, от Святого града ничего не оставалось, кроме груды развалин, нескольких остатков городской стены и трех наиболее высоких башен крепости. Здесь, во главе с епископом, приютилась небольшая христианская община, прославившаяся во времена гонений своими исповедниками веры. Уединенное положение Элии Капитолины, – как назвал Иерусалим император Адриан, – в гористой местности, без водяных сообщений и торговли, жившей одним воспоминанием о прежнем величии и о возникновении христианства, наконец, бесплодность ее окрестностей, – все это содействовало к утрате его прежнего выдающегося значения. С падением Иерусалима возрастает значение Кесарии, выстроенной Иродом на берегу Средиземного моря, украшенной этою тщеславною и льстивою династиею великолепными сооружениями и сделавшейся, как местопребывание проконсула, политическим и правительственным средоточием всей Сирии. А так как церковь в иерархическом разделении своих епархий следовала военным и гражданским делениям империи, то кесарийский епископ стал первенствующим духовным лицом, митрополитом среди палестинских епископов. Иерусалимский епископ оказался в подчинении кесарийскому митрополиту, не имен никакой власти над соседними епархиями и занимая в иерархическом отношении на поместных соборах лишь второе место, нередко на вселенских соборах занимал первое место, благодаря тому, что его церковь признавалась апостольским престолом. Такое неестественное отношение было главною причиною взаимного соперничества обоих городов, сперва тайного, а впоследствии явного и страстного, когда равноапостольный Константин осыпал Иерусалим своими благодеяниями 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Д.К. Робертсон (протестант) Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей (Предлагаемая таблица составлена по Курцу, Смиту, арх. Арсению, и др. Первый век собственно не входит в курс истории церкви Робертсона и предлагается здесь для ясности общего хода развития церкви и её истории от Рождества Христова) Годы по Рождеству Христову Событие Рождество Христа Спасителя мира Вступление Тиверия на императорский престол Страдания и крестная смерть Иисуса Христа Мученичество архидиакона Стефана – Иудейское гонение; Рассеяние церкви из Иерусалима; Обращение самарян и прозелитов Калигула император; Обращение ап. Павла Покой церкви при Калигуле Обращение Корнилия и языческих прозелитов; Симон волхв, ересиарх Клавдий император Гонение при Ироде – мученичество св. Иакова Старшего Апп. Павел и Варнава посылаются к язычникам Апостольский собор в Иерусалиме Восшествие на престол императора Нерона Гонение в Иудеи – мученичество св. Иакова Праведного Первое общее гонение язычников на христиан при Нероне Мученичество апп. Петра и Павла Смерть Нерона и восшествие Гальбы на императорский трон Тит император Второе общее гонение – св. ап. Иоанн на острове Патмос; Николаиты, Керинф и другие еретики; Нерва – император; Религиозная веротерпимость Траян император и его указ против гильдий Доношение Плиния императору Траяну о христианстве в Вифинии Третье общее гонение на христиан Мученичество Симеона, родственника Господня и епископа Иерусалимского Мученичество Игнатия, епископа Антиохийского; Послания Игнатия Адриан император Апологии Квадрата и Аристида Основание римской колонии Элии Капитолины на месте Иерусалима Восстание Баркохбы и осквернение Иерусалима; Окончательное разделение между иудейством и христианством; Возникновение гностицизма – иудейские гностики, евиониты и другие; Василид, Валентиниан и другие гностики; Антоний Пий император и его терпимость к христианству; Первая апология Иустина Философа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ I [Греч. Μακριος] († 333), свт. (пам. греч. 16 авг.; пам. груз. 16 авг. и 28 окт.; пам. зап. 10 марта), еп. Иерусалима (с 314); один из сторонников и участников развития Св. земли Палестины как всемирного центра паломничества христиан. М. занял кафедру после смерти еп. Ермона . Блж. Феодорит Кирский (V в.) называл М. «мужем, достойным своего имени (т. е. блаженным.- Авт.) и украшенным различными добродетелями», а также «мудрейшим и божественным» ( Theodoret. Hist. eccl. I 3, 18). В первые годы епископства М. выступил убежденным противником Ария и арианства , как только ересь стала распространяться в Египте и Палестине. В нач. 20-х гг. IV в., когда Арий и несколько его сторонников были изгнаны из Александрии и переехали в Кесарию Палестинскую, их принял еп. Евсевий Памфил, но М. отказался от общения с ними ( Theodoret. Hist. eccl. I 5). М. участвовал в I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. в составе делегации из 17 епископов от общин Палестины ( Mansi. Т. 2. Col. 692-702) и проявил себя как защитник Православия (ДВС. Т. 1. С. 67-69; Theodoret. Hist. eccl. I 16). На Соборе было принято решение о возвышении кафедры Элии Капитолины, к-рая, согласно 7-му канону, получила достоинство митрополии наряду с Кесарией ( Mansi. T. 2. Col. 672; ДВС. Т. 1. С. 73; Rufin. Hist. eccl. 6), а в 326 г. этому городу было возвращено историческое название - Иерусалим . Роль М. в принятии этих решений неясна, однако предполагается, что он был одним из тех советников, с которыми равноап. Константин I Великий обсуждал эти вопросы и к-рые добивались включения их в программу соборных заседаний. Признание нового статуса Иерусалима в определенной мере означало ограничение прав епископов Кесарии Палестинской в управлении Церковью своей провинции. В научной лит-ре встречается мнение о некоем соперничестве между М. и Евсевием Памфилом за первенство в Церкви Палестины (подробно см. Rubin. 1984), однако в источниках не сохранилось к.-л. прямых указаний на это соперничество, наоборот, Евсевий в соч. «Жизнь Константина» отзывается о М. с большим почтением. Об особом благоволении имп. Константина к М. может свидетельствовать известное в древней Церкви предание о том, что император некогда подарил М. позолоченное епископское облачение, которое в сер. IV в., во время голода в Палестине, свт. Кирилл Иерусалимский был вынужден продать ( Sozom. Hist. eccl. IV 25; Theodoret. Hist. eccl. II 27).

http://pravenc.ru/text/2561414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИППОЛИТ РИМСКИЙ [лат. Hippolytus Romanus] (III в.), раннехрист. писатель; часто отождествляется с одним из рим. мучеников, пресвитером или епископом. Более точная идентификация личности и аутентичность отдельных творений, сохранившихся под именем И. Р., остаются предметом научных дискуссий. Сведения о жизни Разделяются на 4 группы: данные древних авторов, сообщающих о жизни и творениях И. Р.; данные агиографической традиции; сведения, содержащиеся в творениях самого И. Р.; надписи на троне-постаменте статуи, обнаруженной в Риме в XVI в. и, возможно, связанной с И. Р. Древние христианские авторы Хотя И. Р. упоминают мн. древние писатели, исторически достоверных свидетельств о нем крайне мало. I. Евсевий Кесарийский. Свидетельство «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, относящееся, по мнению исследователей, к начальной редакции сочинения (примерно 302-303 гг.; см.: Barnes T. D. The Editions of Eusebius " Ecclesiastical History//GRBS. 1980. Vol. 21. N 2. P. 191-201), является древнейшим и, видимо, единственно достоверным. Имя И. Р. упоминается трижды, но только 2 случая точно относятся к одному и тому же лицу. По словам Евсевия, все материалы, к-рые он использовал, были обнаружены им в б-ке Элии Капитолины (Иерусалима). Евсевий пишет, что в период правления имп. Каракаллы (211-217) «в полной силе находилось много даровитых церковных писателей; письма, которыми они обменивались, сохранились, и найти их легко и сейчас» ( Euseb. Hist. eccl. VI 20. 1). Среди этих писателей он перечисляет Берилла , еп. Бостры Аравийской, Ипполита (к-рого Евсевий называет «предстоятелем (προεστς) другой Церкви») и Гаия, жившего в Риме при еп. Зефирине (Ibid. VI 20. 2-3). В разделе о времени правления имп. Александра Севера (222-235) Евсевий снова возвращается к упомянутому Ипполиту и говорит: «Тогда же Ипполит среди прочих памяток написал книгу «О Пасхе», где, высчитывая время, дает Пасхалию на 16 лет, начиная 1-м годом царствования императора Александра.

http://pravenc.ru/text/Ипполита ...

1. Исторический очерк В истории христианского Иерусалима и его святых мест можно установить несколько периодов с определенным характером. Из них первый период, протекающий со времени Спасителя до Константина великого , можно назвать переходным, сохраняющий римско-иудейский, языческий характер. Около 41-го г. Агриппа первый производил сооружение своих стен вокруг Иерусалима, не успев, однако, вполне закончить обводной стены. Около 64-го г. закончены были работы по святилищу иерусалимского храма; но уже в следующем году начались известные волнения, а между 66–70 гг. в Иерусалиме господствовала анархия. По случаю взятия Иерусалима в 70 г., в истории Тацита помещено известное описание города, а у Иосифа Флавия даны сведения о разрушениях, исполненных римлянами после взятия города. Тит, – по словам Иосифа, – приказал разрушить весь город до основания, за исключением той части стены, которая смотрела на запад, где он решился устроить цитадель, и трех самых высоких башней на Сионе. «Проезжая затем по Иерусалиму, Тит – по словам иудейского историка, – убедился в том, что он представляет совершенную пустыню и что мерзость запустения воцарилась на святом месте». Но археология, имела уже много случаев убедиться, в том, что фразы историков о полном разрушении древних городов мало отвечают действительности, а более риторики. Пожары древних городов покрывали их территорию такой массой мусора, который закрывал нередко не только фундаменты древних зданий, подвалы и остатки стен, но даже нижние этажи, а – по обычаю древних – для построек фундаменты устраивались поверх развалин и куч мусора, их скрывавшего. В восточных городах, среди развалин, находят себе приют семьи бедуинов, и в Иерусалиме на холме Сиона, посреди развалин бывшей крепости, устроилась бедная слободка, в среде которой христианская община руководилась, ради святости места, епископом. Однако сами римляне, во исполнение своих административных программ, на месте мятежного города устроили римскую колонию, и исполнителем этого римского принципа явился Адриан, воспретивший Иудеям, под страхом смертного наказания, даже приближение к этой колонии, получившей название Элии Капитолинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

16-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) (ок. 136/7-154/5 или 160/1). М. упомянут в «Церковной истории» Евсевия Памфила (нач. IV в.) как 1-й епископ из язычников, занявший кафедру после подавления римлянами иудейского восстания Бар-Кохбы и превращения Иерусалима в римскую колонию Элия Капитолина. До этого местную церковь составляли за малым исключением выходцы из иудеев. Сведения о епископстве М. крайне скудны; известны лишь приблизительные его даты. Год начала епископства М. Евсевий Памфил привел в своей «Хронике», однако в дошедших до нас лат. и арм. переводах «Хроники» он указан по-разному. По лат. версии, епископство М. началось в 136 г. (2151-й год Авраама, 3-й год 228-й Олимпиады, 19-й год правления имп. Адриана ). В арм. переводе указан 137 г. (2152-й год Авраама, 20-й год правления Адриана). Евсевий нигде в своих сочинениях не отметил прямо, сколько времени М. занимал кафедру. Дата кончины М. в 2 версиях «Хроники» Евсевия также указывается с разницей в год: в лат. версии - 160 г. (2176-й год Авраама, 4-й год 134-й Олимпиады, 23-й год правления имп. Антонина Пия ), в арм. версии - 161 г. (2177-й год Авраама, 1-й год правления имп. Марка Аврелия ). Т. о., по Евсевию, М. занимал кафедру без малого 23 года. Византийские хронисты нач. IX в. Георгий Синкелл и патриарх Никифор I К-польский приписывали М. всего 8 лет епископства. Георгий Синкелл 1-й раз упомянул М. под 5621 г. от Сотворения мира, а последний - вместе с его преемником Кассианом под 5630 г. Это соответствует 8 годам при эксклюзивном счете, но относится к 129-138 гг. по Р. Х., т. е. Синкелл относит начало епископства М. ко времени до восстания Бар-Кохбы. При этом конец его епископата связывается уже с правлением Антонина Пия. Несмотря на сбивчивость этой хронологии, 8 лет епископского служения М. представляются достоверной цифрой. В полном соответствии с византийской традицией араб. хронист X в. патриарх Евтихий Александрийский говорил о 8 годах епископства М., однако указывал на период со 150 по 158 г. (13-21 гг. правления Антонина Пия).

http://pravenc.ru/text/2562238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ II Еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (посл. четв. II в.). Согласно визант. хронистам нач. IX в. Георгию Синкеллу и К-польскому патриарху Никифору I , М. был 27-м епископом Иерусалима и занимал кафедру 4 года между правлениями епископов Апиона (иначе Капитона ) и Антонина . По «Хронике» Георгия Синкелла, если считать, что Марк I , к-рый занимал кафедру 8 лет, правил после обращения Иерусалима в Элию Капитолину (ок. 136/7), то епископство М. приходится на период ок. 177/8-181/2 гг. Евсевий , еп. Кесарии Палестинской, не упоминает М. в «Церковной истории», но в «Хронике» включает его в общий список преемников Апиона (Капитона), к-рый завершается 2-м сроком еп-ства Наркисса . Этот список Евсевий поместил под 6-м годом правления имп. Коммода (186). В «Церковной истории» Евсевия есть сведения, что Наркисс был 30-м епископом и 15-м «из язычников» после 15 епископов «из обрезанных» ( Euseb. Hist. eccl. V 12), хотя приводимый здесь Евсевием поименный список епископов от Марка до Наркисса явно неполон. В нем всего 13 имен вместо указанных самим же Евсевием 15: кроме М. отсутствует имя его преемника Антонина, а также Илии (I) , к-рый, по Георгию Синкеллу, был непосредственным предшественником Апиона (Капитона). Однако если историчность Илии вызывает сомнения и его имя зачастую опускается даже в офиц. списках, издаваемых Иерусалимской Православной Церковью, поскольку он не упомянут и в «Хронике» Евсевия, то имя М. присутствует как в этом источнике, так и у опиравшихся на него визант. хронистов. Согласно Александрийскому патриарху Евтихию (X в.), М. занял кафедру в 6-й год правления Септимия Севера, а Антонин сменил его на кафедре в 10-й год правления этого императора. Т. о., ограничивая, согласно визант. традиции, срок епископства 4 годами, патриарх Евтихий относит его к 198/9-202/3 гг. Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 12; idem. Chron. T. 2. P. 172-174; Georg. Sync. Chron. P. 433; Niceph. Const. Chron. Col. 1037; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 991. Лит.: Papebrochius D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis Sanctae Hierosolyminatanae Ecclesiae//ActaSS. Mai. T. 3. P. XII. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561626.html

2. Еще в самом начале своей деятельности Ориген из дискуссий с иудеями понял, что прежде чем спорить, нужно договориться об общем тексте, на основании которого можно вести дальнейший разговор. Церковь использовала Септуагинту; синагоги использовали переводы Симмаха, Феодота и особенно Аквилы, обращенного в иудаизм из христианства (ок. 140 г.). И, конечно, в иудейских переводах были подчищены определенные тексты. С другой стороны, и среди христиан была тенденция слегка изменять некоторые пророчества, чтобы сделать их еще более очевидными. Ориген понял, что совершенно необходимо выявить подлинный текст Ветхого Завета, чтобы никто из раввинов не мог обвинить христиан в подлоге. Так была создана Гекзапла . Это синоптическое издание Ветхого Завета, переписанного Оригеном в шесть (а местами и в восемь) параллельных колонок. Первая колонка была на иврите, затем давалась транскрипция греческими буквами, а затем - 4 перевода. За образец была принята Септуагинта. Ориген отметил все места, отличавшиеся в Септуагинте от еврейского текста, и все места, отсутствующие в еврейском тексте. Различия были весьма значительными. Например, история с Сусанной из Книги Даниила отсутствовала в еврейском тексте. Ориген был уверен, что она была изъята иудеями, т. к. еврейские старцы представлены в ней в невыгодном свете. Однако взгляды Оригена по этому поводу были подвергнуты сомнению его старшим современником - христианским ученым и историком Секстом Юлием Африканом. Его можно назвать первым христианским антикваром. Он родился в Элии Капитолине (Иерусалиме), много путешествовал. Был при дворе царя Эдесского Абгара Великого, где подружился с Вардесаном и даже охотился с ним и с наследным принцем. В поисках Ноева ковчега Юлий Африкан посетил Арарат. Он тщательно обследовал все библейские места в Палестине. Некоторое время он жил в Александрии и даже был там рукоположен в пресвитеры. В 222 г. он поехал в Рим, где произвел своей эрудицией такое впечатление на императора Александра Севера, что тот назначил его своим главным библиотекарем. Африкан составил хронику всеобщей истории, в которой он отнес Воплощение к 5500 г. по сотворении мира. Закончил свою хронику Африкан 221 г. по Р.Х. Этот труд послужил главным источником не только для Евсевия, но и для целого ряда византийских историков. Кроме того, Африкан написал книгу - собрание разных сведений, подобную «Естественной истории» Плиния. В нее входили сведения о ветеринарии, военной тактике, риторике, текстуальный разбор гомеровских текстов, статья о магии и многое другое. Юлий Африкан - первый известный нам христианин, писавший на светские темы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434700/

Видимо, при разрушении города в 70 г. городские стены были срыты не до основания и их остатки впоследствии были использованы во время строительства стен Элии Капитолины при императоре Адриане после посещения им захваченного города в 130 г. Сегодня в Александровском подворье, занимающим площадь в 1.433 кв. м., реконструированы и доступны для обозрения двое ворот. Одни – уже упомянутые Судные врата, другие – арка в более узкой стене, которая явно не была частью городской стены. Предлагается два варианта ее атрибутации. Первый: это часть стены языческого храма, построенного при Адриане. Распространенная ошибка на различных сайтах – упоминание «Капитолия Адриана» и храма Юпитера. Очевидно, что Капитолий был в Риме, а в Иерусалиме при Адриане был построен форум, который так и назывался – Форум Адриана. Форум этот находился примерно в 500-600 метрах восточнее нашей арки, так что к нему она никакого отношения не имеет. Другая распространненная ошибка – храм Юпитера. Храм этот был построен на месте Второго Храма на Храмовой горое (г. Мория). А на месте Храма Гроба Господня стоял храм Афродиты, к которому имеющаяся арка и могла относиться. Второй вариант атрибутации – это арка, бывшая частью Храма Гроба Господня свв. Константина и Елены. В этом случае ее следует датировать не II, а IV веком. По окончании раскопок в связи с важностью обнаруженных находок русское консульство было решено открыть вне Старого города. Сегодня это так называемоеРусское подворье. А на выкупленном участке 13 сентября 1887 г. было заложено здание, которое должно было включать археологические реликвии, жилые и рабочие комнаты Духовной миссии ППО и церковь во имя Александра Невского, ангела основавшего ППО императора Александра III. Строительство церкви завершилось в 1896 г. и 22 мая она была освящена. Церковь представляет собой прямоугольное в плане бескупольное здание, с двускатной крышей, своего рода базилику. Престол церкви – это древний престол, найденный в этом месте при раскопках, возможно, престол одного из приделов первого Храма Гроба Господня.

http://elitsy.ru/holy/temple/25753/

Согласно мнению Его Превосходительства В.Н.Хитрово, расчищаем прежде всего северную сторону места, где и прежде обозначала себя большая комната около 15 метров длины и в 5 с половиной ширины, с остатками стен в полтора метра толщины... обозначились основания как бы косяков бывшей двери малых размеров из эпохи, вероятно крестоносцев, нарушающие архитектурный план целого». В сентябре 1883 г. великий князь Сергей Адександрович передал о. Антонину еще 400 рублей серебром на продолжение раскопок, в результате которых был обнаружен участок городской стены с воротами, относящийся, судя по особенностям кладки, к периоду Второго Храма. Сие означает, что Иисус Христос, идя по Скорбному Пути к Голгофе, должен был ступить на порог найденных ворот. Врата эти известны как Судные, ибо римляне у них повторяли вынесенный преступникам приговор, после чего он уже не мог быть обжалован. Слева от Порога Судных Врат в кладке имеется бойница, размеры которой позволяют пройти человеку. Эта бойница атрибутируется как «игольное ушко», упоминавшееся Христом («Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие небесное» (Матфей, 19:24; Лука, 18:25)). Видимо, при разрушении города в 70 г. городские стены были срыты не до основания и их остатки впоследствии были использованы во время строительства стен Элии Капитолины при императоре Адриане после посещения им захваченного города в 130 г. По окончании раскопок в связи с важностью обнаруженных находок русское консульство было решено открыть вне Старого города. Сегодня это так называемое Русское подворье . А на выкупленном участке 13 сентября 1887 г. было заложено здание, которое должно было включать археологические реликвии, жилые и рабочие комнаты Духовной миссии ППО и церковь во имя Александра Невского, ангела основавшего ППО императора Александра III. Русский консул Д. Н. Бухаров, о. Антонин, архитектор Г. Франгья и члены ППО послали Великому Князю Сергею Александровичу телеграмму с собщением об этом событии: «Первый камень на раскопках торжественно положен сегодня при большом стечении народа...».

http://sobory.ru/article/?object=08671

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010