Там же, кн. II, стр. 1–132; кн. III, стр. 133–322. 74 . – Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX–X вв.: памятники сих веков по сохранившимся спискам XI–XVII вв. Действительного Члена архим. Леонида. (Напечатано под наблюдением С. А. Б.) Там же, кн. III, стр. 1–28. 75 . – Копия с грамоты Ганзейских городов в Новгород. 1448 г. – Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича Н. И. Сверчкову. 1627 г. – Письмо Петра I к Карлу XII. 1698 г. – Сообщены А. Чумиковым. (Напечатаны под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. III, стр. 4–8. 76 . – Материалы для истории приказного судопроизводства в России, собранные К. П. Победоносцевым . (Напечатаны под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. IV, стр. 1–175. 77 . – Сведение о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных. Архим. Леонида. (Напечатано под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. IV, стр. 1–3. 78 . – О мнимой библиографической редкости XVII в. «Служебник, изд. в Москве в 1650 г.» Библиотеки Москов. Синод. Типографии кн. 1005. Там же, кн. IV, стр. 1–8 и отдельно М. 1891 г. (100 экз.). Избран Членом Нижегородской Губернской Учёной Архивной Комиссии в заседании 22 октября 1890 г. Избран Казначеем Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете в заседании 18 ноября 1890 г. 1891 г. 79 . – Библиотека Российская или сведение о всех книгах, в России с начала типографии на свет вышедших. Труд епископа Дамаскина Семёнова-Руднева (по 1713 г.). Издал В. М. Ундольский. С предисловием С. А. Б–ва. Чтения 1891 г., кн. I, стр. I–VIII (Предисловие)+1–40+9–56. 80 . – Арсений Суханов . Исследование. Часть первая. Биография Арсения Суханова. С 3-мя фототипич. снимками. Там же, кн. I, стр. I–IV+1–328; кн. II, стр. 329–440+I–CLX+3 фототипич. maблuцы+I–V (Оглавление). (600 экз.). Исследование это подано было в Московскую духовную Академию на соискание степени Магистра богословия, коей автор и был удостоен после публичной защиты. Отзывы официальных рецензентов профф. Е. Е. Голубинского и Н. Ф. Каптерева см. в «Журналах Совета Московской духовной Академии» за 1891 г. Публичный диспут состоялся 27 октября 1891 г. Речь, произнесённую С. А. Б–вым пред защитою диссертации, см. ниже под 93. Отчёты о диспуте помещены в газетах: 1) Московский Листок 2 ноября 1891 г. 305 ( Е. В. Барсова ). – 2) Московские Ведомости 23 октября 293 и 2 ноября 303. С. Л. – 3) Русские Ведомости 30 октября 1891 г. 299.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Важнейшей своей задачей М. считал духовное просвещение в епархии. 23 авг. 1891 г. он обратился к епархиальному духовенству с воззванием, впосл. ставшим программным. М. призвал пастырей: «Учите ваших пасомых! Учите всех: старых и малых, учите всякий возраст и пол… и в церкви, и в школе, и в доме, и в городах, и в селах, и в деревнях» (Архипастырское послание к пастырям Томской епархии//Томские ЕВ. 1891. 16. Отд. офиц. С. 2). Осуществить эту задачу М. считал возможным через проповедь во время богослужения, внебогослужебные беседы, школьное законоучительство, т. е. «книгою, писанием, словом живым». Насущной потребностью в Томской епархии было развитие школьного дела. К 1891 г. из 382 приходов епархии в 238 не было школ, принадлежавших духовному ведомству, в 178 приходах вне школ оставалось более 63 тыс. детей, в т. ч. 5,5 тыс. в приходах Томского окр. Уже 2 сент. 1891 г. при Томском архиерейском доме была открыта образцовая церковноприходская школа, для к-рой М. разработал учебные программы, написал «изложение истории христианского домостроительства и главнейших догматов о Боге и Святой Церкви». По инициативе М. в Томске были открыты начальные церковные школы - при кафедральном соборе, а потом и при др. церквах города. На съезде благочинных Томской епархии М. убеждал их в том, что в каждом селе необходимо открыть подобные школы и приложить все усилия к тому, чтобы обучение в них находилось на должном уровне. За время архиерейского служения М. на Томской кафедре епархия заняла 1-е место среди др. сибир. епархий по числу церковных школ. Если в начале управления М. епархией в ней было всего 183 церковные школы с 3,7 тыс. учеников, то к 1911 г. число школ возросло до 935 с 45 тыс. учащихся. В 1891 г. уч-ще при Томском архиерейском доме было преобразовано в 6-классное Томское епархиальное жен. уч-ще. В том же году была учреждена епархиальная б-ка, в к-рой в течение всего года по воскресным дням все желающие могли посещать уроки веры, получать исторические и географические сведения, слушать рассказы о жизни российского общества. Большое значение М. придавал и духовно-учебным заведениям. В 1899 г. Томская ДС получила собственное новопостроенное здание, было расширено помещение Томского ЕУ. Особое внимание М. уделял внебогослужебным беседам. Осенью 1891 г. почти во всех приходских церквах и в духовных учебных заведениях Томска были введены внебогослужебные религиозно-нравственные чтения. 18 дек. 1891 г. М. первым из томских архиереев положил начало публичным религиозно-нравственным чтениям для интеллигентной публики. Занятия сопровождались чтением молитв, исполнением церковных песнопений и духовных кантов. По инициативе М. широкое распространение получили сборники духовных песнопений «Первая Лепта» и «Вторая Лепта».

http://pravenc.ru/text/2561280.html

41 . Аврелий Пруденций Клемент. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе 1887, XXXIX, 2, 191–221: XL. 3, 17–107; 4, 330–352:1888, XLI, 2, 410 (416)–515; XLII, 3, 177–190; 1889, XLIII, 2, 359–433; XLIV, 3, 240–259; 1890, XLV, 1, 3–62. 41а. Тоже. Отдельный оттиск. Москва, 1889 (1890). Стр. 414–209. Сочинение на степень доктора богословия. Рец. 1) Проф. В. Д. Кудрявцев (по присуждению Макариевской премии в Академии. Журналы Совета Московской Духовной Академии 1890 года. Москва, 1890 (1891), 20–22. 2) Проф. В. О. Ключевский и доц. А. В. Мартынов (по присуждению степени доктора богословия). Ibid. 312–335. 3) Журнал М-ва Народ. Просв. 1890, 5, отд. II, 216–217 (Кн. новости). 4) Проф. И.В. Помяловский (Рецензии сочинений, удостоенных Св. Синодом премий Митр. Макария в текущем году). Христ. Чтение 1892, II, 9–10, 352–362. 42 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия студента 44–го курса Моск. Дух. Академии Александра Охотина, Толкование св. Амвросия Медиоланского на книгу Бытия. Журналы Совета Московской Духовной Академии 1889 года. Москва, 1889 (1890), 170–171. —16— 43 . Отзывы о сочинениях: а) на степень кандидата богословия студента 45-го курса Алексея Корсаковского, «Исповедь» блаж. Августина, как материал для характеристики самого Августина и его времени. Журналы Совета Московской Духовной Академии 1890 года. Москва, 1890 (1891), 75–76; б) на степень магистра богословия Петра Гурьева, Феодор, епископ Мопсуестский. Москва, 1890. Ibid. 340–342. 44 . Гимны Святого Амвросия Медиоланского . (Латинский текст и стихотворный русский перевод, со введением). Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе 1891, XLVIII, 4, 417–449. 45 . О происхождении гимна Те Deum laudamus (Тебе Бога хвалим). Ibid. 1891, XLVIII, 4. 450–460. 46 . Жизнь Святого Павлина Нольского. Душеполезное Чтение 1891. II, 7. 336–343; 8, 455–462; III, 10, 232–242. 47 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия студента 46–го курса Алексея Смирнова, Отношение сочинения Св. Амвросия Медиоланского De officiis ministrorum к сочинению Цицерона De officiis. Журналы Совета Московской Духовной Академии 1891 года. Москва, 1891, 214–215.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Журнал « Братское слово » был посвящён изучению церковного раскола и разрешён к изданию указом Святейшего Правительствующего Синода Русской православной церкви совету братства святого митрополита Петра в городе Москве; выпускался под редакцией секретаря Николая Ивановича Субботина . Данное печатное периодическое издание выходило с 1875 по 1876 год четыре раза в год; в 1876 году выпуск «Братского слова» временно прекратился. Семь лет спустя, в 1883 году, выпуск издания. При «Братском слове» издавались «Материалы для истории раскола за первое время его существования», которые будущий академик Украинской академии наук Н. П. Василенко охарактеризовал как «в высшей степени ценные сборники». Журнал, прекратил своё существование в 1899 году. Указатель к «Братскому слову» за 15 лет существования Архивы журнала «Братское слово»: 1875. 1–2 1875. 3–4 1875. Критические заметки о 1 книжке Братское слово (ХЧ 1875. Критические заметки о 2 и 3 книжках братского слова (ХЧ 1876. т. 1 1876. 3–4 1883 г. 1884. т. 1 1884. т. 2 1885. т. 1 1885. т. 2 1886. т. 1 1886. т. 2 1887. т. 1 1887. т. 2 1888. т. 1 1888. т. 2 1889. т. 1 1889. т. 2 1890. т. 1 1890. т. 2 1890. 15–16 1890. 18–20 1890. 8–9 1891. 11–12 1891. 13–14 1891. 13 1891. 15–17 1891. 19 1891. 8–9 1891. т. 2 1892. 1 1892. 2 1892. 3 1892. 7 1892. т. 1 1893. т. 1 1893. т. 2 1894. т. 1 1894. т. 2 1895. т. 1 1895. т. 2 1897. т. 1 1897. т. 2 1898. т. 1 1898. 5 1899 Содержание 1875 3–4 Книга 3 Отдел 1. Из материалов для истории раскола в начале XVIII столетия: Иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни, сказание об обращении раскольников заволжских. 1700–1705 г. С. 12–207. Отдел 2. Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью российскими патриархами. Иеромонах Филарет (окончание). С.208–230. О просфорах на проскомидии. Свидетельства древле-письменных и древле-печатных книг. Его же. С.231–253. Отдел 3. Записка игумена Павла о трех беседах с беспоповскими наставниками, происходивших в городе Режицах 26, 27 и 28 февраля 1875 года. С.254–315.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли ФОТОГАЛЕРЕЯ В Горненской обители Иерусалима простились с матушкой Георгий (Щукиной) — почетной настоятельницей, три десятилетия возрождавшей и созидавшей монастырь. Молитвенницей за наше Отечество у величайших святынь Святой земли. Матушка Георгия преставилась ко Господу на Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, празднуемый в этом году 6 февраля. Пережившая в детстве блокаду, потерявшая всех близких, она и сама по ошибке была отправлена некогда в морг, но Господь дал ей долгую жизнь до 90-летия, отмеченного в конце прошлого года, жизнь, которую матушка Георгия всю без остатка посвятила служению Его Святой Церкви. Отпевание и погребение матушки Георгии состоялось сразу на второй день по кончине – 7 февраля. Сегодня, на третий день по отшествии матушки Георгии, – день кончины ее ближайшей подруги пюхтицкой схиигумении Варвары (Трофимовой; †8.02.2011). Пока сестры Горненской обители сосредоточились в молитве о любимой и дорогой духовной матери, мы публикуем фотогалерею памяти игумении Георгии, чья жизнь вмещает всю эпоху, как ее называют, Второго Крещения Руси и возрождения Русской Православной Церкви. К юбилею матушки мы публиковали ее воспоминания: Надеемся, что наши читатели пришлют свои рассказы о матушке Георгии или сообщат свои контакты при желании устно поделиться воспоминаниями для записи нашим журналистом: editor@pravoslavie.ru vk fb tw ok @ g+ lj Валя Щукина до пострига vk fb tw ok @ g+ lj Монахиня Георгия (Щукина) vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с отцом Николаем Гурьяновым в домике батюшки vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с матушкой Варварой (Трофимовой) vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтица vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкий Успенский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкие поленницы vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с матушкой Варварой (Трофимовой) на Соловках vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкие игумении vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия и отец Николай Гурьянов у домика батюшки vk fb tw ok @ g+ lj Паломничество в монастырь преподобного Александра Свирского

http://pravoslavie.ru/144341.html

Вводящий различие природ утверждает, что Петр и Павел иноприродны [друг другу], и исповедует число человеческих природ бесконечным, что нелепо. Поэтому не следует говорить применительно к божеству, что если природная единица, или божество, отличается от троицы ипостасей, то природная единица и троица ипостасей составляют четверицу 14 . Поэтому природой наполняется каждая из ипостасей, но вещь с вещью, которой наполняется, не сочисляется. Так же как этого не происходит со статуей и бронзой, ведь двое есть одно. Пер. с греч. Тимура Щукина. Комментарии Тимура Щукина и Олега Ноговицина. От переводчика: Выражаю признательность С. Б. Акишину, который самым активным образом помогал мне в подготовке перевода. 1 Этот тезис нужно рассматривать вкупе с п. 7, где говорится о том, что от частного мы восходим к общему. Таким образом, единичные вещи познаются только благодаря тому, что в нашем уме присутствует общее, но и общее не может функционировать, если не будет спровоцировано действием, направленным на постижение единичного, т. е. действием непосредственного (очевидно, чувственного) познания предмета. Подобная гносеология, восходящая к перипатетикам, вообще характерна для школы Аммония, в частности, для Иоанна Филопона (см., например: Jo. Philop. De Intell. 23.53–24.58, ed. Hayduck 1897). 2 Ср.: «…каждая природа не в одинаковом смысле определяется как то, что она есть, но в двояком. В одном смысле – когда мы рассматриваем общее значение каждой природы само по себе, например, природу человека, лошади, не существующую ни в каком индивидууме. В другом смысле – когда мы видим эту самую общую природу существующей в индивидуумах и получающей в каждом из них более частное существование, соответствующее не какому-либо другому, но именно этому индивидууму и только ему одному» (Jo. Philop. Arb. 7, фр. у Иоанна Дамаскина : Jo. Dam. De haeresibus 83.59–65; Kotter 1981, 52; рус. пер.: Иоанн Дамаскин 2002:143). Рассматривая этот параграф изолированно, можно подумать, что аноним и Иоанн Филопон используют схожие логические ходы. Однако из дальнейшего текста видно, что это не так: для анонима индивидуация не предполагает возникновения частной природы, целиком отличной от общей, понятой как ее экземпляр, получивший статус действительного бытия в ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ob-obshhej-p...

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Я вышла от батюшки самым счастливым человеком...» Воспоминания игумении Георгии о встречах с преподобным Серафимом Вырицким Валерий Филимонов   Игуменья Георгия (Щукина)   Лариса Кудряшова   04:51 25.02.2022 1900 Время на чтение 7 минут На фото: Архиепископ Брюссельский  и Бельгийский Симон, настоятельница Горненской обители в Иерусалиме игумения Георгия, В.П. Филимонов и протоиерей Алексий Коровин. 2000 год     При исследовании жития Вырицкого старца иеросхимонаха Серафима (Муравьёва) и написании книги о нём, Валерий Павлович Филимонов опросил более ста очевидцев и живых свидетелей  подвигов и чудотворений преподобного. Миряне и священнослужители, военные, владыки Русской Православной Церкви, дети и подростки, начальники и совершенно простые люди десятилетиями находили помощь, совет, молитву, сведения о своих родственниках, с которыми разлучила война, находили духовную и материальную помощь, работу и очень часто – благословение Вырицкого старца на свою дальнейшую жизнь. Благословение преподобного на монашество с указанием мест, где придётся нести своё служение Господу, получила и молодая девушка Валечка Щукина, ставшая впоследствии игуменией Георгией, настоятельницей Горненского женского монастыря в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в городе Иерусалиме.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/25/...

На корешке переплета – книжная наклейка из бумаги белого цвета со вписанным от руки чернилами номером рукописи «2570». На обороте верхней крышки сохранились записи: карандашом – «Муз 2570» и чернилами – «15 р.». На непронумерованном л. I в верхнем правом углу записано: «40815/1902 г.», на обороте листа: чернилами – «х 41» и карандашом – «149/1 р.». К оборотной стороне верхней крышки переплета прикреплен листок с кратким описанием рукописи: «Инв. 40815. Муз 2570. Хождение старца Леонтия в Иерусалим. XVIII в. Полууст. русск. 4°. лл. 237». Текст «Хождения» имеет необычное для списков этой редакции окончание: «И поидохом ис Киева и достигохом царствующаго града Москвы молитвами московских чудотворцев. Славу, и честь, и поклоняние за вся славимому Богу приносим во веки. Аминь». 8. ГИМ. Собр. П.И. Щукина No 245. Рукопись третьей четверти XVIII в. (водяные знаки Ярославской мануфактуры Саввы Яковлева – типа Клепиков, I, No 771 – 1765 г., No 766 – 1764 и 1774 гг.); 4° (21, 5 х 16, 5); 169 л. (166 III непронумерованных листа в конце рукописи с владельческими и читательскими пометами); скоропись. Нумерация листов арабскими цифрами дается чернилами в верхнем правом углу. При нумерации допущены пропуски между л. 3 и 4, 26 и 27. Поля в рукописи очерчены с двух сторон чернилами, тонкие вертикальные линии идут от верхнего до нижнего края листа. Киноварных заглавий и инициалов нет. Заголовки выделяются в отдельные строки, писаны теми же чернилами, что и весь текст (см. л. 1, 32 об., 47 об., 57, 63, 69, 112, 126 об., 136 об.). Переплет – деревянные доски, обтянутые кожей. Листы рукописи имеют красный обрез. В конце рукописи на непронумерованных листах имеются владельческие и читательские пометы. На обороте первого листа – запись, сделанная чернилами, но зачеркнутая и частично смазанная, поэтому при ее чтении возникают трудности: «Читал сию книгу и не нашел в ней ничего хорошаго, нет ни складу, ни ладу, ни (правописания, ни произношения ?)... ни хороших выражений... ни приятнаго слогу. Что ето за книга? Кто будет ее читать, тот... будет от скуки умирать. А. (П...?)». Ниже на этом же листе другим почерком сделана запись (чернила выцвели): «Сия книга (Николая Матвеича?) Мельникова»; такая же владельческая запись находится на обороте третьего непронумерованного листа. На корешке переплета имеются две наклейки из белой бумаги: «Щу 245», «245. Хождение старца Леонтия конца XVIII века». На внутренней стороне верхней обложки сохранился книжный знак из белой бумаги: «из собрания П.И. Щукина» со вписанным от руки шифром рукописи: «No 245» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Епископа Пермского и Соликамского Иринарха об утверждении игумена Антония (Щукина) наместником Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря с. Калинино Кунгурского района Пермской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумена Антония (Щукина) наместником Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря с. Калинино Кунгурского района Пермской области. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Пермского и Соликамского Иринарха о преобразовании Богоявленского мужского скита в Верхней Курье г. Перми в Пермский Богоявленский мужской монастырь и об утверждении архимандрита Стефана (Сексяева) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Богоявленского мужского скита в Верхней Курье г. Перми в Пермский Богоявленский мужской монастырь. 2. Утвердить архимандрита Стефана (Сексяева) наместником Пермского Богоявленского мужского монастыря в Верхней Курье, освободив его от должности наместника Свято-Троице Стефанова мужского монастыря г. Перми. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Епископа Пермского и Соликамского Иринарха об утверждении иеромонаха Варфоломея (Сибирякова) наместником Пермского Свято-Троице Стефанова мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить наместником Пермского Свято-Троице Стефанова мужского монастыря иеромонаха Варфоломея (Сибирякова) с возведением его в сан игумена. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Пермского и Соликамского Иринарха о благословении на открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в г. Кунгуре Пермской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в г. Кунгуре Пермской области для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла об освобождении архимандрита Авеля (Македонова) от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Пощупово Рыбновского района Рязанской области и об утверждении настоятелем данной обители Преосвященного Епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии.

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

Щукинское, урочище. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село Щукинсное. Церковь в селе каменная, построена в 1867 году на средства прихожанина Василия Игнатьева Васильева, имеет один престол в память положения ризы Божией Матери (2 июля). В приходе 7 деревень: Бородина (2 вер.), Мало-Просекова (3 вер.), Шистова (5 вер.), Шмакова (10 вер.), Подсохина (9 вер.), Ошуркова (5 вер.), Крутнихинская (7 вер.). Всего дворов 502. Прихожан: муж. пола 1539, жен. пола 1542. В приходе одна приписная церковь в дер. Ошурковой, во имя св. Троицы и часовня в дер. Шмаковой, во имя Арх. Михаила. Церковной земли: усадебной 5 дес. 1600 кв. саж., пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес. Церковного капитала 14 руб. 11 коп. Жалованье священнику 130 руб., псаломщику 30 руб. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Для священника имеется деревянный дом, построенный в 1910 году, для диакона помещения нет, для псаломщика есть. В селе Щукинском и дер. Ошурковой имеются церковно-приходится школы. Ближайшее село Верхне-Суерское (7 верст). Расстояние от Консистории 355 вер., от благочинного 20 вер., от уездного города 100 верст. Адрес: ст. Лебяжье, с. ж. д. Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года/Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913. Точная дата основания д. Щукиной, расположившейся на берегу речки Чактары, не установлена. Речка эта является правым притоком реки Суери, пойма которой активно заселялась после строительства в начале 1740-х гг. военных форпостов, ограждавших возникающие поселения от набегов кочевников. Достоверно известно, что в 1749 г. здесь уже существовала д. Щукина, вероятно получившая свое название от прозвища крестьян, поселившихся в ней первыми. В административном отношении новое поселение состояло в ведении Верх-Суерской слободы, которая относилась к Ялуторовскому дистрикту Тобольской провинции Сибирской губернии. В 1782 г. слобода вошла в состав Ялуторовского уезда Тобольского наместничества, которое в 1796 г. было упразднено, а уезд перечислен в образованную в этом году Тобольскую губернию. Одновременно в нем вместо Верх-Суерской слободы была образована одноименная волость, в состав которой включена и д. Щукина. После открытия здесь в начале 1860-х гг. самостоятельного прихода деревня получила статус села. В Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда с.Щукинское состояло до ликвидации в 1924 г. уездного и волостного деления.

http://sobory.ru/article/?object=56043

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010