Архиереи: еп. Лев (Черепанов; 1927 - 29.08.1929), сщмч. еп. Августин (Беляев, назначен 1.10.1929, власти отказали в регистрации), еп. Герман (Вейнберг; 3.04.1930-1933), еп. Александр (Толстопятов; 21.08.1933 - 15.07.1936), еп. Тихон (Шарапов; 17.07.1936 - 19.08.1937), в 1937-1944 гг. кафедра не замещалась, исп. митр. Николай (Могилевский; 5.07.1945 - 25.10.1955), архиеп. Иоанн (Лавриненко ; 31.05.1956 - 14.04.1957), архиеп. Алексий (Сергеев ; 14.03.1957 - 20.02.1958), архиеп. Иннокентий (Леоферов; 28.08.1958 - авг. 1960), митр. Иосиф (Чернов; 15.09.1960 - 4.09.1975), еп. Серафим (Гачковский; 13.12.1975 - 14.04.1982), архиеп. Ириней (Середний ; 16.07.1982 - 28.03.1984), еп. Евсевий (Саввин ; 1.04.1984 - 20.07.1990), архиеп. Алексий (Кутепов; 20.07.1990 - 7.10. 2002), митр. Мефодий (Немцов; 7.05.2003 - 5.03.2010); митр. Александр (Могилёв; с 5.03.2010) Арх.: ЦГА Казахстана. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 7; Архив С.-Петербургской митрополии. Личный фонд митр. Антония (Мельникова). Д. 101; [ Тихон (Шарапов), еп. Алма-Атинская епархия в 1937 г. Ркп.]. Лит.: Кратенко А. Как разрушали Покровский собор//Почему вернулся атаман?: Очерки по истории Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 1991; Колотуша В. Открытие православного Семипалатинска//Свет Православия в Казахстане. 1994. 4/6 (13/15); Т. В. Воспоминания о старце Севастиане Карагандинском. М., 1994; Очерки по истории Русской Православной Церкви в Караганде//Свет Православия в Казахстане. 1995. 8, 10; Крест над красным обрывом. М., 1996; Карагандинский старец Севастиан. М., 1998; Материалы, связанные с вопросом о канонизации священномученика архиепископа Семипалатинского Александра (Щукина, 1891-1937)/Синодальная комиссия РПЦ по канонизации святых. М., 1999; Александр (Толстопятов), архиеп. Путь к спасению: Мысли и думы. Пермь, 2000; Проскурин Ф., прот. Быть ли монастырю под Семипалатинском?//Свет Православия в Казахстане. 2000. 2 (69); Святитель Николай, митр. Алма-Атинский и Казахстанский/Сост. В. Королёва. М., 2000; Смагуловы Т. и О. Об одном из старейших приходов Павлодарского Прииртышья//Свет Православия в Казахстане. 2000. 5 (72); Ходаковская О. Епископ Семиреченский и Верненский Пимен. Серг. П., 2000.

http://pravenc.ru/text/76700.html

преподобнаго Иова Анзерского (в схиме Иисуса) святых преподобных отец, старцев Оптинских: Льва (1768 †1841) Макария (1788 †1860) Моисея (1782 †1862) Антония (1795 †1865) Илариона (1805 †1873) Амвросия (†1891) Анатолия †старшаго†(1824 †1894) Исаакия I (1810 †1894) Иосифа (1837 †1911) Варсонофия (1845 †1913) Анатолия †младшаго†(1855 †1922) Нектария (1853 †1928) Никона исповедника (1888 †1931) преподобномученика Исаакия II (1865 †1938) и святых новомучеников и исповедников Российских: святителя Тихона, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси (†1925) священномученика Владимира, митрополита Киевскаго и Галицкаго (†1918) священномученика Вениамина, митрополита Петроградскаго и Гдовскаго и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (†1922) священномученика Петра, митрополита Крутицкаго и Коломенскаго (†1937) священномученика Серафима, митрополита Ленинградскаго и Гдовскаго (†1937) священномученика Фаддея, архиепископа Тверскаго († 1937) священномученика протоиерея Иоанна (†1917) священномученика протопресвитера Александра († 1937) святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (†1918) И святых новомучеников и исповедников Алма-Атинских: Николая, митрополита Алма-Атинскаго (Могилевского, 1877 †1955) Евгения, митрополита Горьковскаго (Зернова, 1877 † 1937) Захария, архиепископа Воронежскаго (Лобова, 1865 † 1937) Александра, архиепископа Семипалатинскаго (Щукина, 1891 †1937) Уара, епископа Липецкаго (Шмарина, 1880 †1938) Мефодия, епископа Петропавловскаго (Красноперова, 1868 †1921) Дамаскина, епископа Стародубскаго (Цедрика, 1877 † 1937) Пимена, епископа Верненскаго и Семиреченскаго (Белоликова; 1879 †1918) схиархимандрита Севастиана (Фомина; 1884 † 1966) архимандрита Вениамина (Зыкова, 1870 †1937) архимандрита Григория (Ребезы, 1872 †1937) архимандрита Маврикия (Полетаева, 1880 †1937) архимандрита Феогена (Козырева, 1862 †1939) протоиерея Александра (Дагаева; 1862 †1920) протоиерея Александра (Сереброва, 1868 †1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Н. Отголоски. По поводу «Записок отшельника»//Свет. 1891. 14 марта. А-т Заблуждение отшельника//Новое время. 1891. 20 марта. Дневник//Гражданин. 1891. 24 марта. Шевелев А. М. Н. Катков//Московские ведомости. 1891. 20 июля. Розанов В. В. (1856–1919). Европейская культура и наше отношение к ней//Московские ведомости. 1891. (Лернер). Ю. Н.: Ю. Н. Говоруха-Отрок. Несколько слов по поводу кончины К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Языков Дим.: Д. Д. (1850–1918), библиограф. Краткий некролог и перечень сочинений К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Некролог//Новое время. 1891. 14 нояб. Субботин Н.И., профессор Москов. Духовной академии. К. Н. Л. – Из Сергиева Посада//Московские ведомости 1891. 316, 319. Vox. Маленькие заметки//Московские ведомости. 1891. 319, 326. Заметка в «Московском иллюстр. газете». 1891. 304. Заметка в «Московском листке». 1891. 317, 320. А.А. К. Н. Л.//Московская иллюстр. газета. 1891. 21 нояб. Н. Отголоски//Свет. 1891. 22 нояб. Памяти К. Н. Л.//Гражданин. 1891. 317. Южный: М. Г. Зельманов//Гражданин. 1891. 320. Ф. Ч.: Ф. П. Чуфрин. Последние дни К. Н. Л. в Троице-Сергиевом Посаде//Гражданин. 1891. 322. Заметки в «Московских церковных ведомостях». 1891. 47 и 48. Заметка в «Русском вестнике». 1891. 112. Заметка в «Церковных ведомостях». 1891. 49, прибавл., с. 1768–1769. Райский: Н. Г. Вучетич (?) (1845–1912) 988 . Поэт-воин//Гражданин. 1891. 332. Александров А. А. (1861–1930). Заметка о Л. в журнале «Нива», 2 (Лернер). Соловьев Вл. С. Памяти К. Н. Л.//Русское обозрение. 1892. I. Розанов В. В. Эстетическое понимание истории//Русский вестник. 1892. II. Теория исторического прогресса . Там же. II и III. Архимандрит Антоний (Храповицкий, 1863–1936), позднее митрополит. Как относится служение общественному благу к спасении собственной души//Вопросы философии и психологии. 1892. III. . Согласно христианскому взгляду, спасение души нельзя отделять от душевной и деятельной любви к людям, как это делает Л. Архим. Антоний также упрекает Л. в незнании Св. Писания – так, он приводит несуществующее изречение апостола: начало премудрости Божией – страх Божий, а плод его – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

189) Ркп. 105 (529). To же, конца XVII в., в л., 500 лл. См. А. Е. Викторова ibidem, стр. 23. По свидетельству И. М. Сибирцева этой рукописи ныне нет ни в семинарской, ни в миссионерской библиотеках. В «Материалах для истории литературы славянской» П. М. Строева (в Императорской Академии Наук, см. ниже) есть: 1) копия имеющагося в сей рукописи сказания о Максиме греке – «осмой убо тысящи» (варианты по этой копии отмечены выше стр. XXX и след., ркп. обозначается Ар.) и 2) «сказания главам» в сей рукописи (95 глав) и находящихся в этой же рукописи оглавлений 2-х других рукописей. Варианты сказания по списку П. М. Строева и ркп. собрания П. И. Щукина 82 (см. выше стр. CCLVIII, ркп. 73 и ниже стр. CCCIX, ркп. 236) буквально те же самые. Оглавление сей ркп. Архангельской, находящееся в бумагах П. М. Строева, тождественно с имеющимся в той же ркп. П. И. Щукина. «Второе оглавление списано з древния книги Максима святогорца» (55 глав), «третье оглавление Максимовы книги нынешних времен новособранные» (101 глава) и приписка, имеющаяся после второго оглавления (см. в Описании ркпп. П. И. Щукина и здесь Антониева Сийского монастыря) – дословно сходны, те же самые, в ркп. П. И. Щукина и бывшей Архангельской. После второго оглавления П. М. Строев заметил у себя: «сия книга находится в Сийском Антониевом монастыре (по описи ), в 4-ку, полууст., 371 лист. Только в ней 57 глав. Итак, здесь две опущены. Сийский монастырь, июля 10 д. 1829 г.». После третьего оглавления Строев записал: «выписано из ркп., хранящейся в библиотеке Архангельской семинарии 558/6, в лист. Все сочинения по первому оглавлению находятся в оной. Оно писано в конце XVII в. Мая 13, 1839. Архангельск». Число листов, формат, век – те же самые в обеих рукописях. Это полнейшее тождество дает основание заключить, что ркп. Архангельской семинарии 529 (558), исчезнувшая из нее после 1876 г. (когда видел ее еще А. Е. Викторов ), находится ныне в Москве, в собрании П. И. Щукина за 82. Ркп. эта была в семинарской библиотеке еще в 1791 г. См. А. Е. Викторова о. с., стр. 51. (Ркпп. 183–185 и 188 просмотрены И. М. Сибирцевым).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В 1891 году: «Святая Русь» или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси обще и местно чтимых до века. Справочная книга по русской агиографии. (Памятники, изд. Общ. Любит. Древн. Письм., т. 97); «Описание рукописей монастырей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского», составленное в 1820-х годах П. М. Строевым (там же, т. 98); «Рукописи сербского письма XIII–XVIII веков, находящиеся в библиотеках Московской губернии» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «О родине и происхождении глаголицы и о ее отношении к кириллице» (Сборник отд. русского яз. Академии Наук, т. 53). – Отдельно: СПб. 1891 г.; «Заметка о слове «искоуриловице» («Русский Филолог. Вестник», 1891 г., кн. I); «Эпиграмма на Сенковского», сороковых годов («Русский Архив», кн. VII); «Житие св. Феодора, архиепископа Ростовского», по синодальному списку 1723 года («Душеполезное Чтение», кн. V–VII). Отдельный оттиск, М., 1891 г. После же смерти архимандрита Леонида были напечатаны следующие его труды: «Слово о житии преп. Афанасия Высоцкого», Кариона Истомина («Душеполезное Чтение», 1892 г., книги 1, 6, 8, 9); «Памятные записи пятнадцатого века» («Русский Архив», 1894 г., кн. 6); во 2-й кн. «Христианского Чтения» за 1900 г. напечатано «Письмо архим. Леонида к московскому митрополиту Филарету», от 20 августа 1866 года. И. Корсунский , «Наместник Сергиевой лавры, архимандрит Леонид» («Душеполезное Чтение», 1892 г., 1 и 7). – Д. Корсаков, «Архимандрит Леонид (Кавелин) » («Журнал М. Н. Пр», 1891 г., декабрь, 126–146 стр.). – М. И. Семевский, «Путевые очерки, заметки и наброски. Поездка по России в 1888 году», гл. III. «Троицкая лавра» («Русская Старина», 1889 г., кн. 5, стр. 498–502). – Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц», вып. XI, стр. 91–116. – «Исторический Вестник», 1891 г., кн. 12, стр. 861–862. – «Новое Время», 1891 г., 5624. – «Московские Ведомости» 1891 г., 293, 295, 296, 301, 306. – «Русский Вестник» 1891 г., кн. 12, стр. 358. – «Церковные Ведомости» 1891 г., 44. – «Всемирная Иллюстрация» 1891 г., 46. – «Душеполезное Чтение» 1891 г., 12. – «Московский Листок» 1892 г., 81. – «Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древн. Рос.»,1892 г., кн. II. – «Московская Иллюстрированная газета», 1891 г., 296–298. – «Библиографические Записки» 1892 г., 1, 2, 9, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Севир Антиохийский. Пятое послание к Экумению, которое начинается словами: «Когда я прочитал послание, предназначенное для боголюбивого пресвитера Петра...» (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) Не исповедуется нами обособленность природ, из которых состоит Еммануил, – этого мы избегаем. Так же как мы поддерживаем единство без смешения (обособленность – это то, что выражено в естественных определениях), распределяя и разделяя свойства по каждой из природ. Севир Антиохийский. Послание к Евсевию Схоластику, которое начинается словами: «Так как ты возразил мне в своем письме...» (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) Мы снова скажем, что «сущность» означает общее, а «ипостась» частное, тогда как «естество» и «природа» имеет иногда значение общего, а иногда частного или обособленного. Это основано на различном использовании этих терминов, которое обнаруживается у святых отцов. Ибо ты узнал, что и «сущность» иногда употребляется в частном значении «ипостаси», и «ипостась» по случаю также бывает употребляема вместо сущности. По этой причине мы склоняемся к тому, чтобы не прибегать к такому словоупотреблению как ненаучному. Севир Антиохийский. Послание к Марону, начинающееся словами: «Когда Нааман сириец...» (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) Достаточно, я думаю, было сказано о сущности и ипостаси. Но имя «природа» иногда ставится на место сущности, а иногда на место ипостаси. Ибо даже целый человеческий род мы в общем смысле называем природой, как например: «Всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим» ( Иак. 3, 7 ). С другой стороны, мы говорим об одной природе в связи с отдельным человеком, как то Павлом, или Петром, или тем же Иаковом. Следовательно, там, где мы именуем все человечество единой природой, мы используем имя «природа» в родовом смысле вместо «сущности», однако там, где мы говорим, что существует единая природа Павла, имя «природа» употребляется вместо «единичной ипостаси». Так, мы называем Святую Троицу единой природой, употребляя термин «природа» вместо «сущности» – термина, означающего род.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Св. Симеон Новый Богослов (Д. С. Бирюков) Св. Симеон Новый Богослов. Гимн тридцатый Михаил Пселл (Т. А. Щукин) Михаил Пселл. О всеобщем учении (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) Из богословских сочинений (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) Иоанн Итал (Т. А. Щукин) Иоанн Итал. Вопросы и ответы (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) Схолии к «О небесной иерархии» (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) Николай Мефонский. Полемика с латинянами и с Сотирихом, учение о Пятидесятнице и опровержение Прокла в контексте учения об иерархии причин и проблемы универсалий (Д. С. Бирюков) Николай Мефонский. Опровержение Начал теологии философа-платоника Прокла (фрагменты) (пер. С. Б. Акишина) ПОЛЕМИКА С ЛАТИНЯНАМИ И ЛАТИНОМУДРТВУЮЩИМИ Патриарх Фотий и полемика с латинянами о Filioque (Д. А. Шабанов) Св. Фотий Константинопольский. Слово тайноводственное о Святом Духе Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии (Г. И. Беневич) Письмо Петра Патриарха Антиохийского к архиепископу Граденскому [Доминику] Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа (Г. И. Беневич) Изложение свитка веры [Томоса] против Векка Святейшего и Вселенского патриарха кир Григория Кипрского Святейшего патриарха Григория [Кипрского] самая сильная апология против нападок на его свиток Исповедание патриарха кир Григория ПАЛАМИТСКИЕ СПОРЫ От составителя Св. Григорий Палама (Д. С. Бирюков) Факрасиса протостратора краткое изложение диспута святейшего Фессалоникийского кир Григория и Григоры философа, который состоялся в палатах перед лицом императора (фрагменты). Текст и комментарии (пер. Д. А. Поспелова) Сколько видов Божественного единства и разделения, и что в Боге, как мы научены, имеется не только ипостасное разделение, но и разделение, согласно общим исхождениям и действиям, и что, согласно двум этим видам единства и разделения, мы научены мыслить Его нетварным, даже если Варлаам и Акиндин этого не одобрят (фрагмент) (пер. Д. В. Бугая и Д. А. Поспелова) Григорий Акиндин (Д. С. Бирюков) Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже-царице (пер. Д. А. Поспелова)

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, Преосвященный Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. 15 мая 1891 года без возведения в сан архиепископа был награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 8 сентября 1896 года. Погребён на кладбище Покровского миссионерского монастыря. Труды Переводы с русского на якутский язык: Все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса. Псалтырь, Служебник, Бытие, Требник, Каноник, Часослов. Указание пути в Царствие Небесное». (Поучения митрополита Иннокентия Вениаминова »). Литература «Церк. Вед.» 1891, 20, стр. 170. 1892, 9, стр. 80 «Приб. к „ЦВ“» 1888, 4, стр. 88. 1891, 16–17, стр. 542–960. 1891, 37, стр. 1257. 1893, 8, стр. 327. 1896, 37, стр. 1343–1345. 1896, 46, стр. 17–17–1718. 1900, 14, стр. 575–584. 1900, 18, стр. 720–728. 1903, N9 50, стр. 1966 «Прав. Собес.» 1898, октябрь, стр. 378. 1901, январь, стр. 105. 1901, март, стр. 320–321 «Изв. Каз. Еп.» 1867, 20, стр. 545. 1869, 4, стр. 98. 1884, 2, стр. 33. 1887, 12, стр. 285 «Церковн. Вестн.» 1891, 14, стр. 222–223. 1891, 21, стр. 332. 1891, 29, стр. 449–450. 1891, 37, стр. 588. 1891, 39, стр. 621. 1891, 46, стр. 729 «Самар.Еп. Вед.» 1886, 9, оф. стр. 183–210; неоф. 185–208. 1886, 10, стр. 199–208 «Русск. Архив» 1910, 1, кн. 1, стр. 107 «Странник» 1872, т. 1, стр. 12. 1891, т. V. стр. 177 «Прав. Обозрен.» 1885, сент., стр. 193–201. 1886, май-июль, стр. 367–391, 409–416. 1870, январь, стр. 17–18 «Мисс. Обозрен.» 1904, сент., стр. 551 «Богосл. Вестн.» 1901, март, стр. 67 «Воскреси. День» 1890, 17. Статьи И.К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский» «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на» 1894 г. стр. 50. 1896 г., стр. 48–49 «Список архиереев Иерархии Всерос.» СПб., 1896, 402, стр. 57 Барсуков И. «Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского» (скончался 08.09.1896 г.) СПб., 1902 Булгаков стр. 1416–1417 т. I, стб. 747. т. II, стб. 2215 т. IV, стб. 1101. т. VIII, стб. 234–235 т. XVI, стб. 377–378 (труды). Igor Smolitsch 417 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

62 . От проф. А.А. Спасского – а) его брошюра: Значение Византии в истории западноевропейской цивилизации. Сергиева Лавра, 1902; б) книга: О гонениях на христиан. Москва, 1854. 63 . От проф. С.С. Глаголева – его труды: Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной церкви. Харьков, 1900, в двух экз.; б) Религии Китая. Москва, 1901; в) Несколько слов по поводу сравнения православного богословия с алхимией и астрологией. Москва, 1901; г) Очерки по истории религий, часть 1-я. Сергиева Лавра, 1902. 64 . От проф. Е.К. Редина – его труды: а) Античные боги (планеты) в лицевых рукописях сочинения Козьмы Индикоплова. СПб., 1901; б) 25-летний юбилей Харьковского историко-филологического Общества. Харьков, 1902; в) О некоторых лицевых рукописях „Шестоднева“ Иоанна, экзарха Болгарского; г) Критический разбор научных исследований. Харьков, 1902; д) Проф. А.С. Лебедев. Харьков, 1901. 65 . От и. д. доцента Академии П. В. Тихомирова – его —187— брошюры: а) Реализм Спенсера, Харьков, 1900; б) Типы гносеологических учений. Сергиева Лавра, 1900; в) Гносеология Риля. Москва, 1901, 66 . От и. д. доцента Академии Н. Г. Городенского – его брошюры: а) Отношение нравственности к религии. Сергиев Посад, 1895; б) Учение о прирождённости у Лейбница. Сергиев Посад, 1898; в) Нравственная философия Вл. С. Соловьева . Сергиева Лавра, 1899; г) Нравственное значение страданий с христианской точки зрения. Сергиев Посад, 1896; д) Полемика Локка против теории прирождённости и его собственные воззрения по вопросу о происхождении знания. Сергиев Посад, 1898. Все брошюры в двух экз. 67 . От П.И. Щукина – его издания: а) Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина, части 9 и 10. Москва, 1901–1902; б) Бумаги, относящиеся до отечественной войны 1812 г. Часть 6-я. Москва, 1901; в) Русские портреты собрания П.И. Щукина, вып. 3-й. Москва, 1902. 68 . От члена Главного Управления по делам печати Μ. В. Никольского – его труд: Сирийские пергаменные евангелия Императорского Московского Археологического Общества. Москва, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Nic. Greg., antirrh. I, 2.1: 231.17-20 (Beyer), пер. Т. А. Щукина. Idem., 235.28-30, пер. Т. А. Щукина. Dion. Ar., d. n. V, 9: PG 3, 825A (слова, составляющие цитату, выделены курсивом). Nic. Greg., antirrh. I, 2.5: 307.5-22 (Beyer), пер. Д. С. Бирюкова и Т. А. Щукина. Таким образом, следует скорректировать высказывание И. Полемиса, который пишет о Григоре и Варлааме Калабрийском, что для них непосредственный опыт переживания Бога возможен лишь в платоническом смысле: путем причастности его сущности ( Polemis 1996 , р. 10). На самом же деле причастность Божественной сущности, в рамках учения Григоры, характерна для всего тварного сущего, в то время как различной является мера познания, или осознания умным сущим присутствия Бога и его причаствуемости миру. В своей же полноте сущность Божия, согласно Григоре, не может быть постигнута, как беспредельная, см. например: antirrh. I, 1.8: 199.16-18 (Beyer). См. более полную цитату при прим. 67. PG 4, 332C-D, пер. Г. М. Прохорова с изм., цит. по изд.: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник 2002 , с. 435. Согласно указателю, составленному Б. зухлой, данная схолия отсутствует в сирийском переводе схолий. Sym. N. Theol., hymn. XLVII (LII), 31-41. «И вот Божия сущность - везде, ибо, как сказано в Писании, Дух наполняет все (Прем. 1, 7) по своей сущности; везде и обожение, неизреченно присущее этой сущности и неотделимое от нее как ее природная сила. Но как огонь невидим, если нет материи или чувствилища, воспринимающего его светоносную энергию, так и обожение невидимо, если не оказывается материи, восприимчивой к явлению Божества; когда же получит пригодную пребывающую в непомраченном состоянии материю, а такова всякая очищенная разумная природа, не отягощенная покровом многообразного зла, тогда и обожение созерцается как духовный свет, а вернее, и обоживаемых делает духовным светом» ( tr . III, 1.34, пер. В. Вениаминова [В. В. Бибихина], цит. по изд.: Григорий Палама 2003 , с. 298). Очевидно, что понимание свт. Григорием присутствия сущности Божией в тварном мире близко к ареопагитской теме, подхваченной, в частности, схолиастом, прп. Максимом и Григорой, согласно которой Бог отдает Себя сущему всецело, в то время как сущее причаствует его в меру своей вместимости; разница в том, что у Паламы делается акцент на направленной ко всему тварному сущему потенции обожения , актуализация которой доступна лишь для очищенной умной природы, в то время как у остальных авторов в рамках данной темы не делается на этом акцента.

http://bogoslov.ru/article/487738

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010