Как развивался в эпоху Древней Руси язык, оставленный русичам святыми Кириллом и Мефодием 19 мая в Лектории «Правмира» состоялась вторая лекция А.Г. Кравецкого «Церковнославянская письменность Средневековой Руси». Кравецкий Александр Геннадьевич, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка ИРЯ РАН. Специалист по истории церковнославянского языка Нового времени и церковной истории. Автор книг: Церковнославянский язык. М., 1996; Изд. 5. М., 2012 (Соавт. А.А. Плетнева). История церковнославянского языка в России (XIX–XX вв.). М., 2001. (Соавт. А.А. Плетнева). Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). М., 2012 Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Том 1-3. М., 2001–2003 (Соавт. А.А. Плетнева, Гезела-Афанасия Шредер и Гюнтер Шульц) Святитель Афанасий Ковровский. Биографический очерк. Владимир, 2007; Изд 2. Владимир, 2012 В прошлый раз мы говорили о начальном этапе истории церковнославянского языка, о деятельности Кирилла и Мефодия и о создании славянской письменности. Сегодня речь пойдет о церковнославянской письменности в Древней Руси, затем на следующей лекции мы поговорим о церковнославянском языке в синодальный период русской церковной истории и закончим цикл XX – началом XXI века. Сегодняшняя тема – Древняя Русь. Но, прежде чем мы будем об этом говорить, – некоторое резюме того, о чем мы говорили в прошлый раз. Мне хочется, чтобы еще раз прозвучала мысль о том, что церковнославянский язык создавался не для одного какого-то конкретного славянского народа. Для всех славянских народов, которые пользовались церковнославянским языком, он был более или менее понятен, но не отождествлялся со своим родным разговорным языком. Созданный греками Кириллом и Мефодием на основе южнославянских диалектов, впервые этот язык использовался в Моравии, то есть у западных славян. Затем, уже впитав моравские элементы, славянская книжная традиция переходит в Болгарию к южным славянам, и затем на Русь к славянам восточным.

http://pravmir.ru/aleksandr-kravetskiy-t...

134 Смирнов В. Россия в бронзе: Памятник Тысячелетию России и его герои. Новгород, 1993. С.76–77. 138 НА РТ Ф.10; Оп.1; Д.10160 «С документами явившихся к вступительным в Академию экзаменам лиц». (В аттестате Тобольской духовной семинарии дается другая дата рождения – 24.07.1880 г.). 139 НА РТ Ф.10; Оп.1; Д.10160 «С документами явившихся к вступительным в Академию экзаменам лиц». 140 НАРТ Ф.10; Оп.1; Д.10121 «О вызове воспитанников в состав нового Академического курса и предоставлении Священному Синоду сведений о составе нового курса». 141 Протоколы заседаний совета Казанской Духовной Академии за 1900 год. Казань. Цент. Тип. 1900.– С.75–134. 151 НАРТ Ф. 4; Оп.1; Д.127653, л.26–27, 141 «Ведомости о церквах и белом духовенстве». НАРТ Ф. 4; Оп.1; Д.129959, л.4–5, 110–111 «Ведомости о церквах и белом духовенстве». НАРТ Ф. 4; Оп.143; Д.1, л.34, 50, 60, 84 «Списки за 1912 г.». НАРТ Ф. 4; Оп.1; Д.130099, л.50–52 «Отчеты благочинных о состоянии церквей и духовенства за 1912 г.». НАРТ Ф. 4; Оп.145; Д.14, л. 282. «Отчеты благочинных о состоянии церквей и духовенства за 1913 г.». 154 А.В. Журавский. Каз. период жизни владыки Нектария, епископа Яранского//Православная жизнь. 1997. С.7–8. 158 Султанбеков Р.Ф., Харисова Л.А., Галямов А.Г. История Татарстана XX век. 1917–1935 гг., IV часть: Учебное пособие для общеобразовательных заведений. Казань: Хетер, 1998. – 416. С.58. 161 Священный Собор Православной Российской Церкви: 1917–1918 гг. Обзор Деяний. Третья сессия/Сост. А.Г. Кравецкий, Г. Шульц. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2000. С.290–291. (На следующий день, 24 августа, в Москве в ответ на такие действия советской власти было сделано соборное заявление РПЦ, где говорилось, что действия новой власти «ставят Православную Церковь перед лицом неизбежного исповедничества и мученичества, а российскую коммунистическую власть обрисовывают как власть, сознательно стремящуюся к оскорблению народной веры, очевидно в целях ее уничтожения. Здесь уже нет, дыхания Духа Божия, нет, даже духа человеческого, здесь дышит дух зла, ненависти и разрушения».)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

124. Миних Б.Х. (1683-1767 гг.), граф, генерал-фельдмаршал, служил инженером в различных западноевропейских армиях, с 1721 г. на русской службе, в 1742-1762 гг. в ссылке. 125. См.: Шульц С.С. Храмы С.- Петербурга (история и современность). Справочное издание. - СПб.: " Глаголъ " , 1994. - с.90. См. также: Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. - Вып.2. - М.: Товарищество " Образование " , 1911-1915. - с.20. 126. Оноприенко Н.В. Рождество Христово в Морском Корпусе. Из былого. -//РМ, 1952, - с.6. 127. Там же. 128. Кнорринг Н. Ук. Соч. - с.153. 129. Берг В. Ук. соч. - с.55-68. 130. Варнек П.А. в кн.: Узники Бизерты. - с.226. 131. Рышков Николай. -//МС, 1921, - с.3-4. 132. См.: Зернин А. Бал. Из жизни Морского Корпуса. -//РМ, 1953, - с.6.; Зернин А. На миноносце. Из быта Морского Корпуса. По случаю юбилейного года Навигацкой школы. -//РМ, 1952, - с.6. 133. Оноприенко Н.В. Ук. соч. - с.6. 134. Наш Приход. - Париж, 1949, - с.32. 135. См.: А.В. Празднование юбилея Навигацкой школы. -//РМ, 1951, - с.4. 136. Романов Николай II Александрович (1868-16.7.1918 гг.), сын Александра III, российский император с 1894 по 3.3.1917 гг., свергнут Февральской революцией, отрекся от престола, в марте 1917 г. арестован, вместе с семьей выслан в Тобольск, затем в Екатеринбург, где расстрелян по приказу Уральского областного совета в подвале дома купца Ипатьева. Канонизирован РПЦ. 137. Бизерта. -//РМ, 1953, - с.4. 138. Малиновский С., прот. Тунис. -//РМ, 1951, - с.4. 139. Нам пишут из Туниса. -//РМ, 1947, - с.4. 140. Там же. 141. Русская церковь в Бизерте. -//РМ, 1949.21.12. 142. Пантелеимон (Рудык Петр) (1896(8?)-1968 гг.), окончил православный богословский факультет Варшавского университета. Несколько лет был архимандритом Почаевской Свято-Успенской лавры. Епископ Львовский с 1941 г., в 1941-1943 гг. управлял Киевской епархией Автономной Украинской Церкви, с 1944 г. архиепископ. Эвакуировался в Германию, присоединился к РПЦЗ, направлен в Тунис, переведен в Буэнос-Айрес, затем управлял Эдмонтонской и Канадской епархией. Похоронен на кладбище при храме Рождества Богородицы в мест. Реббит Хилл (Канада).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Все имевшие место в прошлом акты, нарушавшие эту элементарную и общепризнанную истину, заслуживают самого безоговорочного осуждения и не должны бы находить себе подражания. Мы считаем, что одна только постановка на очередь и серьезное рассмотрение вопроса о срытии собора, в золотой книге которого, к слову сказать, в числе подписей лиц, посетивших его и молившихся в нем, хранится и подпись ныне благополучно царствующего короля шведского, набрасывает уже некоторую тень на международную репутацию нашего государства, имевшего доселе славу страны, руководившейся в отношении к своим меньшинствам принципами справедливости и равноправия. Принятие же этого проекта и его осуществление нанесли бы непоправимый ущерб моральному престижу республики на международной арене. Мы не говорим уже о связанной с этим непростительной растрате народных средств, столь необходимых для производительных целей и удовлетворения бесчисленных народных нужд, и об уничтожении ценного имущества. Дело государства должно быть направлено на созидание, а не на разрушение, особенно когда это последнее грозит не только физическим, но и духовным ценностям. Обращая ваше, господин глава государства, господин председатель Государственного собрания, внимание на все эти сами собой напрашивающиеся соображения и имея в виду, что законопроект внесен в Государственное собрание лишь отдельными членами его и основан отчасти на ошибочных данных, мы высказываем твердую надежду, что широкое понимание задач современного культурного и демократического государства не даст заглушить себя голосом политической страсти и ложно понятого национального самолюбия и что грозящая внутреннему мирному содружеству граждан Эстонии и ее внешнему престижу опасность будет предотвращена. Евсевий, архиепископ Нарвский и Изборский; Иоанн, епископ Печерский; Русская фракция Государственного собрания: М. Курчинский, П. Баранин, В. Григорьев; Нарвский епархиальный совет: и. о. председателя протоиерей В. Каменев, члены: В. Немирович-Данченко, А. Хреновский; Русский национальный союз: А. Егоров, Э. Шульц, И. Булатов; Союз русских просветительных и благотворительных обществ: Е. Гильдебрандт, Г. Чупилин, Д. Селедец, А. Томасов; Русский центральный учительский союз: Г. Алексеев, С. Шиллинг, А. Пешков, И. Ларионов, В. Болбуков; Русская академическая группа: Г. Гейнрихс. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В вотчинах велено было сделать и строительные орудия для Монастыря – каменщицкие лопаты и молотки, с вотчин поступали и топоры, и заступы, лопатки, железные молотки 718 . Пилы заморского дела к ветряной пильной мельнице куплены были в Канцелярии Городовых Дел 719 . Запасы строительных материалов – кирпича, извести, плиты, – не пошедшие тотчас же в дело, были ссужаемы к строению зимнего царского дома, дома Царицы на Фонтанке, к строениям казенным и частным высокопоставленных лиц: в Адмиралтейство, Меншикову, вице-губернатору Клокачеву, маршалку Алсуфьеву 720 . Поставка материалов затруднялась по разным причинам и представляла собою большую тяготу. Бревна большою прибылою водою оторвало от берега и угнало вниз по Неве 721 . Судно унесло в реку Лаву, другое замерзло и стояло до весны 722 . Барка с камнем от непогоды нагрузилась на другую барку и затонула 723 . Главным, стихийным тормозом было в вешнее и осеннее время «распутье великих грязей и разливных рек» и «дальние расстояния» 724 . Получение Свинорецкой извести сопровождалось неудачей: «в реке вода ушла и река обсохла», так что вывезти известь оказалось невозможно 725 . Не хватало новоманерных судов, а староманерные задерживали в дороге и не пропускали в столицу, требуя перегрузки на новоманерные суда 726 . В 1723-м году быль заказ от Монастыря в Старую Руссу комиссару Литвинову на 3.000 кленовых дерев и 2.000 липовых. Литвинов послал только 2.000 липовых дерев, купленных по 8-и денег, но так как деревья были отправлены в судне староманерном, то не были пропущены в Петербург и были задержаны в Ладоге. Как ни хлопотал Монастырь, но никто не решался нарушить строгий царский указ, воспрещающий доступ в столицу судам староманерным. Дело разрешено было тем, что из Невского Монастыря было предписано поднять судно из Новой Ладоги в Николаевскому Ладожскому Монастырю и за счет судовщика, позволившего себе отправить груз на староманерном судне, деревья, «выняв из судна, посадить при оном Монастыре на доброй земле в удобном месть, выкопав 20 рвов по 33 сажени», «а в приидущую весну, мая в первых числах, оные деревья, выняв из земли и положа в новоманерное судно, со всяким осторожным убором поставить к Невскому Монастырю». Строитель Николаевского Ладожского Монастыря, иеромонах Гавриил весною 1724-го года просил разрешения убрать деревья из Монастыря, так как ими занят был монастырский капустный огород. Новый садовник Оган Иоган Георгий Шульц (Iohan Georg Schultzen) дал заключение, что деревья следует доставить к посадке осенью, «а ежели их перевезти к посажению нынешнею весною, то оные повредятся». Овощи разрешено было садить между деревьями. К осени уцелело только 200 дерев, остальные погибли 727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Монашество он видел нестяжательным и беспопечительным в отношении материального, хотя не всем в руководстве Русской Церкви это нравилось. Прп. Максим был монахом-исихастом, познавшим на опыте умное трезвение и делание Иисусовой молитвы. Он писал: «Знай, что чистая и непрестанная молитва, которую всегда слышит Всевышний, есть та, которая постоянно пламенеет в сердце от благодати святаго умиления на истребляющих страсти углях смирения. Эта молитва направляет ум в самые небесные врата и, возведя его туда, ставит пред небесным престолом» 729 . Бернард Шульц в своем стремлении опровергнуть искусность прп. Максима в богословии называет его «паламистом» 730 . Но понимал ли этот немецкий профессор-иезуит, что тем самым он возносит похвалу прп. Максиму? Прп. Максим был пламенным проповедником покаяния, это проявлялось как во время его пребывания в Ватопеде, так и в течение его путешествий за пределы монастыря и в Россию. Его слова всегда проникнуты покаянным духом, исполнены чувства своей греховности и изобилуют призывами к покаянию с надеждой на милость Божию, к памяти – без впадения в отчаяние – о суде и вечных муках 731 . Мы уже говорили, что он любил монастырь своего покаяния, и его постоянным желанием было в него возвратиться. В письме к митрополиту Макарию он писал: «Благоизволите убо, благоизволите, Господа ради, сотворити милость о мне бедном, дадите мне видети Святую Гору, молитвенницу всей вселенней, отдадите мя вашим богомольцем преподобным отцем и братии моей» 732 . Великому князю Василию III он писал: «Воздай паки нас добре и опасне честному монастырю Ватопеди, издавна нас ждущу и чающу по вся часы, по подобию птенцов, питающия их жаждущих, да не лишимся многолетных тамошних трудов и потов наших, ихже положихом о надежди нашего тамо о Господе скончания» 733 . В письме царю Ивану Грозному он опять просит о возвращении в свой монастырь, подчеркивая, что лишен мирного и спасительного пребывания на Святой Горе, где он в течение десяти лет трудился телесно и духовно с надеждой положить там свои кости 734 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая категория оценок Собора – это исследования западных специалистов. Их труды были опубликованы тогда, когда архивы были еще недоступны: о патриаршестве (Wuyts A. Le patriarcat russe au Concile de Moscou de 1917–1918. Rome, 1941), о приходе (Prichodjko M. Die Pfarrei in der neueren Gesetzgebungen der russischen Kirche. Brixen, 1947), о монашестве (Rezac I. De monachismo secundum recentiorem legislationem russicam. Roma, 1952), об участии мирян (Jockwig F. Der Weg der Laien auf das Landeskonzil der Russischen Orthodoxen Kirche Moskau 1917/18. Werden und Werwirklichung einer demokratischen Idee in der Russischen Kirche. Wurzburg, 1971). Третья категория исследований – это труды, изданные в последние годы после открытия архивов. Первым описание соборных архивов сделал Г. Шульц (Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in Rußland 1917/18–ein unbekanntes Reformpotential. Gottingen, 1995). С тех пор вышло только несколько трудов, опирающихся на архивные данные: о богослужении (Балашов К, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М., 2000), о церковно–государственных отношениях (Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890–х – 1918 гг.). М., 2002), о юридических и дисциплинарных вопросах (Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004), о роли женщин в Церкви (Prokschi R. Die Rolle der Frau in der Kirche. Ein intensiv diskutiertes Thema auf dem Landeskonzil der Russischen Orthodoxen Kirche von 1917–1918//Ostkirchliche Studien. Bd 49. 2000. C. 105–144). Источники данного исследования подразделяются также на три категории. В первую входят церковные и канонические документы, относящиеся к предсоборному периоду – Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия (СПб., 1906–1909) – или к самому Собору (Собрание определений и постановлений...). Ввиду того, что эти документы содержат многочисленные ссылки на церковные каноны , мы пользовались собраниями канонических постановлений в издании G. A. Rhalles, М. Potles (Афины, 1852–1854), канонов Поместных и Вселенских Соборов, изданных Р.–Р. Joannou (Рим, 1862), и кодексами канонического права Никодима Милаша (Православное церковное право. СПб., 1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя сказать, что и в настоящее время, когда штунда вполне выяснена, были вполне готовы к борьбе с ней: много есть пастырей, которые, успокоив себя тем, что в их приходах нет штунды, что она к ним скоро «не придёт», а, может быть, и совсем «не придёт», считают преждевременным приготовлять себя к борьбе со штундой путём изучения противосектантской литературы и Священного Писания . Такая косность со стороны пастырей тем менее извинительна, что в настоящее время, с открытием благочиннических библиотек, открылась лёгкая возможность восполнить пробелы по части сектантства путём изучения противосектантских сочинений, имеющихся в каждой благочиннической библиотеке. 1) Распространение штунды начато было у нас немцами колонистами. Прежде, в конце 60-х и начале 70-х годов пропаганда штунды велась открыто. В русскую деревню приезжал немецкий учитель штундистов, созывал православных крестьян и наставлял их в догматах новой веры – штунды. Легкие для понимания ложные мнения штунды скоро усваивались слушателями, и вслед за этим немец-пропагандист в ближайшей реке совершал перекрещивание православных людей в штунду. Так вели дело пропаганды штунды Онкен, Шульц, Иоганн Гергард и их ученики, в деревнях Основе, Игнатовке, Рясно поле (Одесского уезда) и других. Если в конце 60 и начале 70 годов пропаганда штунды немцами велась открыто, то теперь она ведётся косвенными путями. Немец-колонист в культурном и экономическом отношении, несомненно, стоит выше нашего крестьянина, и это обстоятельство даёт немцам лёгкую возможность вести пропаганду протестантизма на почве экономических сношении, пользуясь такими мелочами в них, которые для постороннего наблюдателя почти не уловимы. Если, например, к немцу попадётся русский работник, он старается накормить его скоромной пищей в пост, наговорив ему при этом массу нелепостей, соблазняющих тем не менее нашего неразвитого крестьянина, о православном богослужении, православных священниках и обо всём, что напоминает русскому человеку Православную Церковь . Покупают ли немцы землю вблизи русской деревни, что в последнее время наблюдается очень часто, они непременно постараются дело поставить таким образом, что вся русская деревня очутится в экономическом от них закрепощении, которое с течением времени переносится и в религиозную область. Немцам, например, необходимо нанять подводы для доставки хлеба в торговый пункт, и они нанимают исключительно единоверных им русских штундистов, разыскивают их за 20–30 вёрст, только бы не дать заработать православному населению деревни. Конечно, всё это мелочи, но ведь вся-то экономическая жизнь нашего крестьянина держится на этих мелочах, и однако эти мелочи дают возможность немцам проводить в русское население края свои воззрения, проникнутые духом протестантизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

29 Матушка (нем.). 30 Вы должны (нем.). 31 Истории (нем.). 32 Отель «Венеция» (франц.). 33 Маменька (франц.). 34 Господин (франц.). 35 И я тоже (франц.). 36 «Последний день приговоренного к смерти» (франц.). 37 При согласии и малые дела вырастают (лат.). 38 Это невозможно (нем.). 39 Конечно, господин Шульц, конечно (нем.). 41 «Всеобщая газета» (нем.). 42 «Самопомощь» (англ.). 43 Здесь должен чувствоваться большой перерыв в Плодомасовской хронике. Наступающий очерк представляет эпоху гораздо позднейшую, когда Плодомасова уже умерла. Глубокое старчество Марфы Андревны передается лишь устами ее фаворитного карлика Николая Афанасьевича. Очерк этот частию вошел в хронику «Соборяне». (Прим. автора.) 44 Браво, мой маленький верноподданный (франц.). 45 Писано в начале. 1870 года. (Прим. автора.) 46 Добрый вечер (франц.). 47 Тогда на нижегородской ярмарке немало обращалось фальшивых бумажек, фабрикованных будто бы где-то вблизи Красноярска и потому называвшихся в народе «красноярками». (Прим. автора.) 48 Подобно Ристори (франц.). 49 Старых московских бояр (франц.). 50 Редакция «Пчелы» состояла тогда из П. С. Усова, П. И. Мельникова (Печерского), П. И. Небольсина, Н. П. Перозио, С. Н. Палаузова, В. В. Толбина, И. Н. Шиля, К. П. Веселовского и меня, и никто из нас не питал к покойному Бенни никаких неприятных чувств и ничего худого за ним не знал. Расположенность к нему была так велика, что известный своей деликатностью Павел Степанович Усов даже вида не подавал Бенни, что он, г-н Усов, получал внушения не держать Бенни в числе своих сотрудников. Об этом обстоятельстве, известном очень многим живым до сего времени людям, стоит упомянуть в доказательство, что Бенни никогда не был протежируем никаким особым ведомством, а, напротив, из-за него выпадали хлопоты тем, кто с ним водился. Таких хлопот, и подчас довольно серьезных неприятностей, вволю выпадало на долю нескольких лиц, но более всех досталось на мою. Помимо тех низких клевет, которые распускали на мой счет люстраторы бенниевских писем за то, что я не разделял мнений, к которым они настроивали всех, кого могли, и создали благородному юноше горестную славу и в других сферах, где Бенни тоже был на примете, близость моя с этим человеком казалась столь подозрительною, что самое невиннейшее мое желание, отправляясь за границу, проехать по Литве и Галичине подало повод к наведению обо мне весьма курьезных справок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Осенью 1714 г. только начатые строительные работы были остановлены из-за указа Петра I, изданного 9 октября, согласно которому под страхом ссылки и конфискации всего имущества «на несколько лет» в России запрещалось каменное строительство кроме Санкт-Петербурга. Целью указа было ускорение застройки новой столицы государства. В 1717 г. Долгорукову удалось получить государево разрешение на «достройку» храма в Подмоклове. Основные строительные работы к этому времени были уже завершены, что подтверждается архивными материалами. В челобитной 1716 г. крепостной князя Г. Ф. Долгорукова Андрей Рыжиков сообщал, что стены церкви, выстроенные в 1714 г. фон Фикиным, дали «расседины». Новым руководителем строительства был назначен «голанской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт», который посчитал эти повреждения неопасными для строящегося здания. Однако сооружение вскоре развалилось, а назвавшийся архитектором Крафорт оказался самозванцем. 28 мая 1717 г. князь Григорий Долгоруков снова заключил контракт с артелью Андрея Опурина, начинавшей строить храм в 1714 г., и с ярославским каменщиком Алексеем Дмитриевым «с товарищи». Сумма за работу, в сравнении с первоначальным контрактом, была увеличена, но с поставленной задачей артель не справилась. Вероятно, сказалось отсутствие архитектора. 5 мая 1718 г. был заключен новый контракт – с артелью московского каменщика Ивана Каландина, имевшего к тому времени большой опыт строительства каменных зданий. Руководство строительными работами было возложено на иноземца Андрея Шульца. Подрядчики обещали за строительный сезон возвести церковь из кирпича, заказанного за несколько дней до этого, 29 апреля, московским мастерам Трофиму Захарову и Мине Игнатьеву. 27 сентября был сделан заказ Максиму Васильеву, крестьянину села Нижнее Мячково, на партию белого камня (известняка) для украшения храма скульптурами. Известняк был поставлен к 19 мая 1719 г. 9 апреля 1720 г. был заключен контракт с артелью резчиков под руководством московского мастера Ивана Афанасьева Зимина на украшение храма резьбой и скульптурами 12 апостолов и 4 евангелистов по имеющимся рисункам. Наблюдение за работой резчиков, которая должна была быть выполнена в течение лета, осуществлял все тот же Андрей Шульц. Вероятно, украшение белокаменным декором церкви в Подмоклове было завершено в установленные сроки, в теплый сезон 1720 г., и во всяком случае, не позднее весны 1722 г., т.к. 21 мая этого года постановлением Святейшего Синода было запрещено иметь «в церквах иконы: резные, вытесанные, изваянные…».

http://sobory.ru/article/?object=01602

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010