Интерьеры церкви были украшены иконами работы Ф. А. Бруни, В. К. Шебуева и других известных художников. В церкви размещались многочисленные святыни и трофеи Конногвардейского полка; на стенах были размещены доски с именами и фамилиями павших солдат и офицеров полка. В храме хранилось Малое Евангелие, напечатанное в 1625 году при патриархе Филарете, некогда принадлежавшее Петру I. Особым почитанием пользовалась икона Благовещения Пресвятой Богородицы, пожертвованная церкви великим князем Николаем Николаевичем-старшим и Патриархом Иерусалимским. В сентябре 1929 г. здание Благовещенской церкви, закрытой 11 октября 1928 г., было снесено как якобы мешавшее трамвайному движению по площади Труда (так в 1918 году стала называться Благовещенская площадь), хотя трамвайные пути, проложенные еще в самом начале XX века, огибали церковь, и ее существование реально нисколько не мешало движению трамваев. Шульц мл. с. " Храмы Санкт-Петербурга. История и современность " . Санкт-Петербург. - " Глаголъ " , 1994. Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда. Авторы-составители В.В.Антонов, А.В.Кобак. - Ленинград, 1988 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Конном полку Полк сформирован в 1730 указом Императрицы Анны Иоанновны и занял казармы близ Смольного двора. Здесь богослужение вначале происходило в доме генерал-лейтенанта В. Ф. Салтыкова (б. подворье архиепископа Феофана Прокоповича), где уже имелась церковь Иоанна Предтечи. 4 июня 1741 неподалеку, на втором этаже бывших Кикиных палат, в большом зале, была заложена и 12 декабря 1749 освящена, в присутствии Елизаветы Петровны, полковая Благовещенская церковь, для которой год спустя Б. Растрелли возвел колокольню. В 1772 штык-юнкер Яковлев написал образа для нового иконостаса. Храмом полк пользовался до конца 1799 года. В 1801, когда полк переехал из Таврического дворца в дом Гарновского у Измайловского моста, там же обосновалась и его церковь. Новые иконы для нее исполнил акад. Г. И. Угрюмов. После переделки дома церковь в 1803 была заново освящена, а в 1807 была перенесена в казармы у Поцелуева моста на Мойке, заняв боковой флигель на углу Конногвардейского переулка, где и находилась более сорока лет до появления нового отдельного храма.

http://sobory.ru/article/?object=34117

В. Церкви Красного Села и Дудергофа. Красное Село, 2006. С. 18-19), кладбищенские ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга. 1994. С. 214. 14(705); Бицадзе Н. В. «Храмы-грады» в контексте рус. культуры кон. XIX - нач. XX вв.//Рус. галерея. М., 2001. 2. С. 46), храмы-усыпальницы ( Михайлова Л. Г. Об атрибуции Казанской церкви-усыпальницы Каменских в Перми//Из истории худож. культуры Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985. С. 42-51). Мн. новые мон-ри и общины создаются в честь К. и. (напр., барнаульский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь , Болотовский Казанский жен. мон-рь в Рязанской епархии (1900), каслинский Казанский жен. мон-рь (1901); жен. общины: Терская в Тамбовской епархии, Ахтырская (1904), Осташковская (1907), варнавинская Новоказанская в Костромской епархии; Казанской иконы Божией Матери (Серафимо-Алексеевский) Бахаревский жен. мон-рь (1908) в Пермской епархии, Васюринский Казанский муж. мон-рь в Ставропольской епархии, омский в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1910), оренбургский Казанский жен. мон-рь (1915)). Казанские церкви возводились к 300-летию царствующего Дома Романовых. В пос. Вырица под С.-Петербургом Казанским правосл. братством, основанным по благословению С.-Петербургского митр. Владимира (Богоявленского) , в 1913 г. заложен, а в 1914 г. освящен деревянный шатровый Казанский храм в стиле древнерус. зодчества по проекту архитекторов М. В. Красовского и В. Р. Апышкова. Вырицкому храму суждено было стать одним из духовных центров послереволюционной России. 8 июля 1918 г., в день празднования Казанской иконе, после зверского убийства имп. Николая II и царской семьи в Екатеринбурге, в Казанском соборе на Красной площади в Москве Патриарх Тихон во время литургии сказал слово, осудившее это преступление власти (Акты свт. Тихона. С. 143). В мае 1922 г. проводилось изъятие ценностей иконостаса Казанского собора в Петрограде (СПб епархия в XX в. С. 96). Серебряные ризы с икон местного ряда иконостаса, где стояла Казанская икона, отрывались и ломались, потому что было решено свозить их не в Эрмитаж, а в Горфинотдел.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В петровское время распространился тип церквей-ротонд. Одна из ранних, ц. Рождества Пресв. Богородицы в Марфине (городской окр. Мытищи; 1701-1707, зодчий В. И. Белозёров (?), заказчик кн. Б. Голицын), представляет собой «ротонду в ротонде» (малая ротонда внутри большой) с симметричными крестообразными притворами и алтарем. Скупой, но изысканный декор фасадов выполнили иностранные мастера. Сходный тип был применен в скромной по архитектуре ц. прп. Сергия Радонежского в Хотминках (совр. дер. Хатминки Наро-Фоминского района; 1710, заказчик Б. А. Голицын, не сохр.; Кириллов. 1994). Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове. 1714–1722 гг. Фотография. 2017 г. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове. 1714–1722 гг. Фотография. 2017 г. Шедевром петровского времени является ц. Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове Серпуховского района (1714-1722, строители Л. фон Фикин, А. Шульц и др., заказчик Г. Ф. Долгорукий), воплотившая идеальный образ храма-ротонды эпохи Ренессанса и барокко. Храм освятили лишь в 1754 г. ( Зубарев. 1991; Николаева. 1996). Двусветный центральный круглый объем под мощным куполом с фонарем и люкарнами окружен низкой обходной галереей-аркадой, украшенной статуями 12 апостолов и евангелистов. Пышный барочный ордерный декор украшает фасады. Автором проекта, возможно, был сам заказчик, европейски образованный человек. Необычная для России постройка имеет ряд европейских прототипов ( Пилипенко. 2007): Темпьетто ап. Петра в Риме (1502, архит. Д. Браманте); изображение храма Соломона с картины Рафаэля «Обручение Марии» (1504); неосуществленные рим. проекты ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини (1520, архит. А. да Сангалло-мл.) и ц. Ecclesia Triumphans в Колизее (1676-1679, архит. К. Фонтана). Церковь во имя прп. Исаакия Далматского в Степановском. 1702–1732 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя прп. Исаакия Далматского в Степановском. 1702–1732 гг. Фотография. 2012 г. Под влиянием архитектуры нем. кирх строились продолговатые центрично-осевые 8-гранные храмы: белокаменная Никольская ц. в усадьбе Полтево Балашихинского р-на (1706, заказчик Ф. М. Апраксин) с 3-ярусным завершением «иже под колоколы», прототипом для к-рой послужила ц. Св. Троицы в Карлсфельде (Саксония; 1684-1688, архит. И. Г. Рот; Микишатьев М. Н. Некоторые проблемы формообразования и развития типа протестантского храма в архитектуре Голландии и Германии в XVII-XVIII вв.//Архитектура мира. М., 1992. Вып. 1. С. 87-95). К тому же типу относится Михеевская ц. в Троице-Сергиевом мон-ре (1734), более скромная по формам и без ярусного верха. Уникальна башнеобразная 4-ярусная «иже под колоколы» ц. св. Исаакия Далматского в Степановском Раменского р-на (1702-1732, заказчики М. П. Гагарин, А. И. Остерман) с ордерным декором фасадов и 2-этажным храмовым пространством внутри мощного кубического основания. Необычная архитектура храма явно навеяна нем. образцами.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

— Фриц идет, — проговорила она, принимаясь за оставленную работу. Я посмотрел в окно, никого не было видно. — Он далеко еще, не увидите. — А как же вы-то его увидали? — Я не вижу его. — Ида улыбнулась и добавила: — Мой нос полицеймейстер, я его сигару слышу. В эту минуту щелкнула калитка палисадника и под окном действительно явился Шульц. Не знаю почему, я не поднялся, не заявил ему о своем присутствии, а остался вовсе не замечаемый им по-прежнему за простенком. — Ну да, — начал Шульц, — я всегда говорил, что беды ходят толпами. — Тише, — проговорила Ида. Она встала, затворила дверь из магазина в комнаты и снова села на свое место. — Что такое? — Вот что, — начал Шульц, — Маня оставила мужа. Ида вскочила и стала у шкафа. Шульц говорил голосом нервным и дрожащим. — Мне вот что пишет муж ее. Не беспокойтеся давать мне свечки, я вам прочту и так, — и Шульц прочел холодное, строгое и сухое письмо Бера, начинавшееся словами: «На девятое письмо ваше имею честь отвечать вам, что переписка между нами дело совершенно излишнее». Далее в письме было сказано, что «мы с Марией расстались, потому что я не хотел видеть ее ни в саване, ни в сумасшедшем доме». Известное нам дело было изложено самым коротким образом, и затем письмо непосредственно оканчивалось казенною фразой и крючковатой подписью Бера. — Как вам это нравится? — спросил Шульц, дочитывая письмо. Ида молчала. — Ведь этого не может быть! Ведь это вздор! все это выдумка! — Не говорите только, пожалуйста, об этом матери. — Конечно, — уронила Ида. Шульц посмотрел в глаза свояченице и, черкнув по зажигательнице спичкой, сказал: — Я думаю, однако, пению время, а молитве час. Вы еще молоды, чтобы надо мною смеяться. — А!.. Вот то-то б вам поменьше хлопотать! Да! да не das ist nicht möglich, а это gewiss, Herr Schulz, gewiss… вы погубили нашу Маню. — Покорно вас благодарю, — произнес с шипением Шульц. — Вы! вы! и вы! — послала ему в напутствие Ида, и с этими словами, с этим взрывом гнева она уронила на грудь голову, за нею уронила руки, вся пошатнулась набок всей своей стройной фигурой и заплакала целыми реками слез, ничего не видя, ничего не слыша и не сводя глаза с одной точки посередине пола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

— А мне доставляет большое удовольствие заметить вам, что вы еще раз ошибаетесь: я нечестный человек, господин Шульц. Шульц немного сконфузился и спросил: — Отчего? Истомин рассмеялся; он встал на ноги и, заложив руки в карманы, отвечал: — Оттого, господин Шульц, что несколько раз хотел быть как следует честным человеком, и мне это никогда не удавалось, — теперь охоты более к этому не имею. Еще оттого, господин Шульц, что не стоит быть честным человеком, и, наконец, оттого, господин Шульц, что быть честным человеком значит или быть дураком, или походить на вас, а я не хочу ни того, ни другого. — Я, господин Истомин, хочу не замечать ваших невежливостей… — Шульц поперхнулся, сдавил рукою горло и добавил: — Я удивляюсь только, господин Истомин, как вы можете быть так покойны. — Значит, вы не большой мудрец, господин Шульц; большие мудрецы ничему не удивлялись. — Может быть… Простите, пожалуйста; я не для разговоров к вам пришел… у меня горло сдавливает, господин Истомин. — Ага! сдавливает — это хорошо, что сдавливает; я слыхал, что с приближением к полюсам все собаки всегда перестают лаять! Шульц так и подпрыгнул. — Лаять! — вскрикнул он. — Лаять! Я лаю, господин Истомин; я лаю, да я молчком не кусаюсь, да-с; я верная собака, господин Истомин; я не кусаюсь. Один человек на свете, которого я захотел загрызть, — это вы. Я вызываю вас на дуэль, господин Истомин. — Сделайте милость! мне давно хочется убить кого-нибудь, и я очень рад, что это будет такой почтенный человек, как вы. Позвольте, вот одно короткое распоряжение только сделаю. Истомин подошел к столу и написал: «Я застрелился оттого, что мне надоело жить». Он подал эту записку мне и сказал, не глядя мне в глаза: — Это про всякий случай, если я подвернусь под негоциантскую пулю. С этим вместе Истомин достал из стола пару пистолетов и подал их оба на выбор Шульцу. — Извольте, я могу стреляться без секунданта, а моя квартира, надеюсь, гораздо безопаснее парголовского леса. Лицо у Истомина было злое и кровожадное. — Я так не могу, — отвечал Шульц. — У меня жена, дети и состояние: мои распоряжения нельзя сделать в одну минуту. Будемте стреляться послезавтра за Коломягами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Шульц собственноручно поставил этот картон на окно, у которого обыкновенно помещалась за прилавком Ида. Далеко можно было читать эту вывеску и имя негоцианта Шульца. Впрочем, вывеска эта не принесла никакой пользы. Преемников госпоже Норк Шульц отыскал без помощи вывески и сам привел их к теще. Заведение, квартира, готовый товар и мебель — все было продано разом. Старушка удержала за собою только одну голубую мебель, к которой она привыкла. — А вы, сестра, не оставите ли себе чего? — отозвался Шульц, надевая в магазине свою высокую негоциантскую шляпу. — Нет, ничего, — отвечала Ида. — Любимое что-нибудь? — У меня вещей любимых нет. — Фортапьян, Идочка, фортепьян-то себе оставь, — послышался из залы голос Софьи Карловны. — Нет, мамочка, не надо, — отвечала, встрепенувшись, Ида. — Оставь, дружок, — убеждала, выползая, старушка. — Мама, да какая я музыкантша? — Мне когда-нибудь вечерком поиграешь; я люблю, когда ты играешь. — Я вам на сестрином поиграю, когда прикажете, — отвечала, рассмеявшись, Ида. — И то дело; есть у нас и своя этакая балалайка, — зарешил Шульц и отправился домой писать с преемником условие. В этот же день Шульц, обогнав меня на своем гнедом рысаке, остановился и рассказал, что он перевозит свояченицу и тещу «в свою хату». — Что ж им торомошиться-то больше? — рассуждал он. — Слава богу, есть своя изба, хоть плохенькая, да собственная, авось разместимся. — Он понизил голос до тона глубокой убедительности и заговорил: — Я ведь еще как строил, так это предвидел, и там, помилуйте, вы посмотрите ведь, как я для них устроил. Ведь не чужие ж в самом деле, да, наконец, у них ведь и свое есть. — Есть разве? — Ну да, еще бы! Тысяч восемь теперь всего-то наберется. Случись ведь что со старушкой, так ведь сестре на всем готовом и процентов истратить некуда. Да что: я вам скажу, еще дай бог всякому так кончить, как они. Шульц крикнул кучеру: «Пошел!» Вот уж и слово кончить применилось к тебе, дорогая Ида Ивановна! Вот и масштаб для тебя составлен и дорога твоя предусмотрена: непочатыми будут твои капиталы, и процентов тебе не прожить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Шульцы ушли к себе довольно поздно; старуха оставила Иду спать на диване в своей комнате и несколько раз начинала беспокойно уверять ее, что кто-то стучится. Ида раз пять вставала и ходила удостовериться. — Нам велика, Иденька, двоим эта квартира, — старалась старушка заговаривать с дочерью, когда та возвращалась. — Подумаем, мама, что сделать, — отвечала, укладываясь, Ида. — Непременно надо подумать. — Подумаем. — И то… я, знаешь, Идочка, без шуток, право, в нынешнем году поеду к Мане. — Что ж, мама, и прекрасно; поезжайте с богом. — А то тоска мне. — Да поезжайте, душка, поезжайте. Старуха заснула. Глава двадцать четвертая Прошла неделя, Вермана схоронили; Шульц перебрался в свой дом, над воротами которого на мраморной белой доске было иссечено имя владельца и сочиненный им для себя герб. Шульц нигде не хлопотал об утверждении ему герба и не затруднялся особенно его избранием; он, как чисто русский человек, знал, что «у нас в Разсеи из эстого просто», и изобразил себе муравейник с известной надписью голландского червонца: «Concordia res parvae crescunt». У Фридриха Фридриховича переход в свой дом совершился со всякой торжественностью: утром у него был приходский православный священник, пел в зале молебен и служил водосвятие; потом священник взял в одну руку крест, а в другую кропило, а Фридрих Фридрихович поднял новую суповую чашу с освященною водою, и они вместе обошли весь дом, утверждая здание во имя отца, и сына, и святого духа. В зале, когда священник разоблачился и стал благословлять подходящую прислугу, Шульц тоже испросил и себе его благословения и поцеловал его руку. Священник сконфузился. — Батюшка! — проговорил Шульц. — Этого наш долг требует. Священник хотел что-то отвечать, но Шульц предупредил его. — Оно, конечно, это ни для меня и ни для вас не нужно; но это так долг повелевает. Шульц пригнулся к уху священника и, слегка кося глазами на суетившуюся прислугу, добавил: — Для них этот пример совсем необходимый. Священник согласился. — Основательно, весьма основательно, Фридрих Фридрихович, — ответил он Шульцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

— Эх, батюшка, да зовите меня просто Федор Федорычем. Ведь это вшистко едно, цо конь, цо лошадь. — Так-с, Федор Федорыч; так-с. — Ну, так этому и оставаться. Два дня происходила переноска мебели и установка хозяйской квартиры, на третий день вечером был назначен банкет. Берта Ивановна говорила, что банкет следует отложить, что она решительно не может так скоро устроиться, но Шульц пригнал целую роту мебельщиков, драпировщиков и официантов и объявил, чтоб завтра все непременно было готово. — Ужасно это, ей-богу, у тебя все как вдруг, Фриц, — говорила, слегка морщась, Берта Ивановна. — А вы вот лучше смотрите-ка, Берта Ивановна, как бы мы с вами в новом доме не поссорились, — отвечал ей супруг, собственноручно приколачивая с обойщиком карнизы драпировок. Берта Ивановна с этих пор не возражала уже мужу ни слова. Банкет был громкий; были здесь все, кого знал Шульц и кто знал Шульца: старый хозяин, новые жильцы собственного дома, пастор, русский священник и три конторщика. — У нас, батюшка, по-христиански — с чадами и домочадцы, — говорил Шульц, указывая священнику на жавшихся в уголке трех младших конторщиков, вступающих завтра в должность по новооткрываемой конторе. Выпито было столько, что сам Шульц, поправляя потный хохол, шептал: — Однако, черт возьми, мы, что называется, кажется, засветили! Но тем не менее он, однако, опять наседал на гостей с новой бутылкой и самыми убедительными доводами. Наливая стакан своему домовому доктору, который выразил опасение, не будет ли в новом доме сыро, — Шульц говорил: — Это, Альберт Вильбальдович, сырость вытягивает. Доктор отвечал: — Но для здоровья — особенно у кого короткая шея… это… Доктор лукаво погрозил Шульцу с улыбкою пальцем. — Да; но иногда-то? иногда? — Ну, иногда… да, это конечно! — заканчивал доктор. Шульц напал на священника. — Вино, батюшка, веселит сердце человека. — До известной меры-с, Федор Федорыч, до известной меры, — отвечал священник. — Ну, этого в писании не сказано. — А, не сказано-с, но там зато сказано: «не упивайтесь, в нем бо…» — Священник кашлянул и договорил: — «в нем бо есть грех».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Миссионерские поездки Ондры по новороссийским колониям были обнаружены в 1870 году. Во время этого путешествия Ондра крестил несколько человек в Одессе, участвовал в окружной конференции в Старом Данциге, посетил Новый Данциг и, наконец, был заарестован в кол. Гофнунгсбурге. Отданный на поруки своим единоверцам Клюеру и Виллеру, он возвратился в Рогувку, давши подписку больше не пропагандировать. Но в 1872 г. Ондра опять миссионерствует в Новороссии. Эта поездка была замечена, но никаких неприятностей ему не создала 29 ; тогда он стал безбоязненно совершать свои путешествия до изгнания, постигшего его за пропаганду среди православных. Из второстепенных миссионеров баптизма заметен Иоганн Прицкау, который действовал, главным образом, в Старом Данциге, но иногда делал поездки и по другим колониям. Прицкау до сих пор состоит пресвитером староданцигской баптистской общины 30 . Ещё обращают на себя внимание пропагандисты Христиан Фишер, Вильгельм Шульц, Карл Кениг, Георг Клунд, Август Либиг и др. Хр. Фишер, из поселенцев колонии Ландау, 1868 г. был избит своими односельцами за пропаганду баптизма. По его жалобе сделано было колонистам внушение терпимее относиться к баптистам 31 . Это его первая услуга баптизму своими боками. После этого Фишер начал смело пропаганду. Задержанный в январе 1872 г. вместе с Кенигом в кол. Ландау, он был сдан в Одессе на поруки Иоганну Виллеру, а в феврале вместе с ним действовал в кол. Рорбах 32 . Впоследствии Хр. Фишер перенёс свою деятельность в Екатеринославскую губ., где до последнего времени состоял пресвитером в кол. Фриденсфельд 33 . Отто Вильгельм Шульц – прусско-подданный из Кёнигсберга. Свою деятельность в России Шульц начал на Волыни, где был некоторое время пресвитером в Горчике. Строгость и резкость в обращении и проповедях скоро вызвали против него неудовольствие, и он должен был оставить общину. Шульц отправился в миссионерскую поездку по новороссийским колониям и основался в кол. Новый Данциг, как пресвитер 34 . Его пропаганда была замечена в мае 1872 г., когда он пытался открыто перекрестить новоданцигских колонистов. Шульц был арестован и передан судебному следователю, но скоро освобождён без всякого наказания 35 ; тогда он совместно с Карлом Ондрой перекрестил тех колонистов, которых помешали ему крестить ранее 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010