В итоге в книгу вошли несколько работ, в частности о Святых Тайнах, о молитвенной жизни, о сновидениях и о нападении помыслов. Старец признавался, что, составляя статью о воплощении Сына Божия, углубился в тему так, что даже плакал, когда писал ее. Заслуживает внимания такая просьба: «Статейку о заграничных иерархах не надо исключать из сборника. Пусть они прочтут, бояться не надо. Дождусь ли я этого сборника, чтобы увидеть его, не знаю» (22.11.1954). Все, кто участвовал в издании книги, имели скромные доходы, поэтому материальная сторона дела была под вопросом. Отец Иоанн тоже старался решить возникающие проблемы. «Много ли собрали моих писем? Дмитрий Дороган сказал мне, что можно напечатать здесь, в Финляндии, и не так дорого – таким способом, как были напечатаны молитвенники Г. Светловского. Поузнавай, можно сделать сбор? Клавдия Корелина, Тит, Шульц, и еще подыщи кого-нибудь. Это мое мнение, а вы там как хотите, так и делайте» (14.11.1955). По просьбе издателей отец Иоанн написал предисловие. Иоанн Исаев, больной и немощный инок, переписал текст красивым почерком, и затем рукопись отправили в Хельсинки. Отец Иоанн попросил Инну Коллиандер сделать рисунок для обложки сборника: старец – монах сидит и пишет письма. Это пожелание не было исполнено, очевидно, из-за техники печати. Тогда отец Иоанн сам нарисовал обложку. Впрочем, он остался недоволен своим произведением: «Обложка не очень удалась. Лучше все-таки, чем ничего». Отец Иоанн предложил назвать книгу: «Письма о духовной жизни». Издатели придумали другое название: «Письма валаамского старца». Отец Иоанн согласился. По ходу работы возникали серьезные разногласия. Особенно много спорили, какие письма включать в книгу, а какие отложить. Каждый настаивал на своем и пытался убедить старца в своей правоте. Отец Иоанн выслушивал всех, старался каждого понять и примирить. Потом он полностью отстранился от участия в подготовке книги и доверил всю оставшуюся работу Титу Коллиандеру. Составитель сборника Тит Коллиандер. Фото 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

217 Печатается впервые по машинописи из архива Е. В. Апушкиной. Сокращенная, со многими неисправностями, публикация Н. Э. Шульц: Е. Четверухина. Старец Герасим – игумен Чудова монастыря//Московский журнал. 1994. 3. С. 26–30. Исходя из контекста воспоминаний, можно предположить, что написаны они в 1947 г. Автор воспоминаний – Евгения Леонидовна Четверухина (1883 †1974), урожденная Грандмезон (Гран-Мезон) – вдова священномученика прот. Илии Николаевича Четверухина (см. прим. 201). Происходила из благочестивой московской дворянской семьи; отец – офицер, потомок французских эмигрантов. После того, как отец вышел в отставку, Грандмезоны переехали из Ярославля в Москву, где глава большого семейства (восемь детей) продолжил службу чиновником. Женя хорошо играла на рояле и пела, а после окончания гимназии и музыкальной школы даже давала уроки музыки. В 1907 г. стала духовной дочерью старца Алексия Зосимовского (см. прим. 27), а в 1908 г. обвенчалась с И. Н. Четверухиным. После ареста о. Илии она всю оставшуюся жизнь отдала Церкви: пела и читала на клиросе во многих храмах Замоскворечья. Привела в порядок записи своего супруга, дополнив их своими воспоминаниями. Под конец жизни матушка получила от Бога несомненный дар прозорливости. См.: М. Эрастова-Аллио. Матушка Евгения Четверухина//Православная жизнь. Джорданвилль. 1994. 2. С. 10–19. Воспоминания о старце Алексии см. в изд.: Старец Алексий Зосимовой пустыни. Париж. ИМКА-Пресс. 1989; Старец Алексий и Зосимова пустынь/Сост. С. В. Фомин//К свету. 14. М. 1994; Протоиерей Илья Четверухин, Евгения Четверухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. В воспоминаниях речь идет об игумене Герасиме (Анциферове, 1829 †21.7.1911), насельнике Чудова монастыря, стоявшем гробовым у раки с мощами Митрополита Московского Ионы в Успенском соборе Московского Кремля и предрекшего епископство архимандриту Арсению (Жадановскому) . 218 Протоиерей Илия Николаевич Четверухин (1886 †1932) – родился в Москве в семье учителя и воспитателя Московской военно-фельдшерской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

«Мы не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища, и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…» 21 «Рай на земле». Эта классическая фраза, повторяемая столь часто, что она стала общим местом, в действительности взята из начальной главы более раннего литургического толкования (ок. 730 г.) Константинопольского патриарха Св. Германа Ï « Церковь  – рай на земле, где Господь Небесный пребывает и повелевает». 22 Менее ясной, нежели источник этого описания, является чрезвычайно сложная история того, что в первую очередь вызвало эту классическую реакцию: не просто византийской системы богослужения, но и архитектурного и декоративного обрамления, а также мистагогии, которая истолковывает ее. Я настаиваю на всех трех составляющих, так как византийский синтез – это не просто первый элемент, обрядовая церковная служба в вакууме. Как Г. – И. Шульц продемонстрировал в своем превосходном исследовании византийской литургии, одной из отличительных черт византийского обряда является тесная взаимосвязь литургического символизма (обрядовой церковной службы), литургического обрамления (архитектуры/иконографии) и литургической интерпретации (мистагогии). 23 Любая подлинная история византийского обряда должна учитывать их взаимодействие в развитии традиции. Я разделяю историю византийского литургического синтеза на пять частично совпадающих фаз: 24 1 . Палеовизантийская или до-Константинова эра, о которой нам мало что известно. 2 . «Имперская фаза» периода поздней античности или патристики, особенно со времени правления Юстиниана I (527–565 гг·) и его непосредственных преемников. В этот период создается система соборного богослужения, которая просуществовала еще некоторое время спустя после латинского завоевания (1204–1261 гг.), совпадая таким образом с третьей и четвертой фазами. 3 . «Темные века» с 610 до ок. 850 г·, особенно период борьбы с иконоборчеством (726–843 гг,), кульминационный момент которой – студийская реформа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Защук, бывшая зав. музеем (с большим трудом отстраненная), жена полковника, странная, эксцентричная женщина, при изъятии церковных ценностей была за противодействие арестована, религиозна до крайней фанатичности, свою службу сочетавшая с поклонением старцам... " 17 июня 1927 года Лидия Васильевна вновь была арестована. По делу проходило 11 человек: монах (Зленко Кирилл Евдокимович), сын священника, Владимир Иванович Дoбpoxomob(IX), жена полковника Шульца, Клеопатра Антоновна Шульц, жившая в Оптиной с сыном Борисом, стремившегося бежать от большевиков в Польшу, а также бывший земский начальник - Подашевский Борис Петрович, имевший переписку с поэтом Бальмонтом, учитель Козельской школы Беляев Николай Никифорович, являвшийся тайно постриженным монахом, а также монахиня Анастасия (Бабкова) и Зубов Борис Федорович, служивший на должности музейного завхоза. Он обвинялся в том, что давал пользоваться лошадьми иеромонаху Никону. К тому же на его квартире было совершено тайное пострижение в монахи барона Михаила Михайловича Таубе(Х) (с именем Агапит), тоже арестованного 16 июня 1927 года у себя на квартире в Оптиной пустыни. В секретном доносе о Таубе говорилось, что он " неоднократно в коленопреклоненном состоянии у старцев был заставаем, в данное время продолжает служить в музее в качестве научного сотрудника (на днях получившего повышение и вознаграждение) и поддерживающего живую тесную связь с монахами, проживающими в музее и вне его " . " По нашему мнению, - сообщают издатели Оптинского альманаха, - он сотрудничал с органами ОГПУ " . Постриг барона совершил 39-летний прп. исп. Никон (Беляев), арестованный в тот же день, 17 июля. Во-первых, ему припомнили знакомство с Бальмонтом и совершенный тайный постриг барона, а во-вторых, обвинили в том, что он вел обширную переписку с верующими, имел влияние на монашескую жизнь в Козельске, куда выехал после закрытия монастыря, а, следовательно, активно занимался контрреволюционной деятельностью. Отец Никон хорошо знал Л.В. Защук. Комментировать же поведение на следствии Лидии Васильевны Защук предоставим документам, которые свидетельствуют не в пользу следователя, а в пользу арестованного. Ее вызвали на допрос сразу после ареста, и на вопрос следователя об отношении к новой власти Лидия Васильевна с легкой иронией ответила:

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/08/...

Ряд литургических исследований принадлежит Альфонсу Раэсу, включая труд «Восточные литургии, общие понятия, основные элементы» . Доминиканец Ирине-Энри Далмэс издал книгу «Литургии Востока» , а другой доминиканец — Пьер-Мари Ги наряду с другими публикациями является автором «Литургии в истории» . Специалистом по армянским литургическим манускриптам с обширной библиографией является Шарль Рену. Х. Энгбердингу , ученику Баумштарка, помимо ряда других работ по литургике, принадлежат исследования о происхождении и эволюции восточных анафор, прежде всего анафоры Василия Великого. Исследования в области литургики ведутся также на греческом, сербском, румынском и болгарском языках. Наиболее известные греческие литургисты — Панайот Трембелас, чьи работы включают монографию по истории раннехристианского богослужения, а также ряд критических изданий источников и Иоанн М. Фундулис. Наиболее известный сербский литургист и историк церковного искусства — Лазарь Миркович, один из основных трудов которого — монография о православных праздниках . Протоиереи Петре Винтилеску и Ене Браниште — известные современные румынские литургисты. Работы протоиерея Петре Винтилеску включают «Курс по истории Литургии» , в то время как протоиерей Ене Браниште является автором ряда учебников по литургике , а также работы «Литургия с элементами церковного искусства» . Стоит обратить особое внимание на работу немецкого исследователя Шульца Ханса-Иоакима (Shulz H. J.) «Византийская Литургия: значения символов и свидетельство веры» . Х.-И. Шульц в области изучения Литургии византийского чина специализируется на тщательном изучении литургических текстов научными методами с опорой на источники, фокусировке на эволюции богословия Таинств Церкви, начиная с IV в., и на толкования Литургии значительными комментаторами . В своем превосходном исследовании византийской Литургии «Византийский церковный обряд» ученый продемонстрировал, что одной из отличительных черт византийского обряда является тесная взаимосвязь литургического символизма (обрядовой церковной службы), литургического обрамления (архитектуры и иконографии) и литургической интерпретация (мистагогии). Вопрос изучения Проскомидии, чина, предваряющего Божественную литургию, рассмотрел Мандала М. в своей работе «La protesi della liturgia nel rito byzantino’greco» . В России XXI век ознаменован научными исследованиями различных аспектов богослужения византийской традиции, которые включают в себя историю чинопоследований, структурных изменений в богослужении, символическое значение храма и многое другое. Все эти аспекты по большей части отражены в трудах Алексея Мстиславовича Пентковского и священника Михаила Желтова.

http://bogoslov.ru/article/6194141

то указывает позднейшаго писателя, что наконец непонято, как Ап. Иаков мог сделать опыт подобнаго упражнения в греческом языке». (Введ. в н. зав. кн. Герчке стр. 233. М. 1869 г.). Но чтоб не видеть определенной цели послания, нужно отказаться от здраваго смысла. Существеннаго же противоречия Павлу никто никогда из благомыслящих и не видел в послании Иакова. А указанныя выше свидетельства далеко оставляют за собою мнение, будто это послание есть произведение позднейшаго писателя. Далее сомнение в том, что как мог писать послание на греческом языке Иаков, тоже неуместно. Ведь известно, что греческий язык был во времена апостолов во всеобщем употреблении; на нем именно объяснялись между собою, иже в разсеянии – ο ν τ διασπορ – иудеи и христиане из иудеев. Да если бы язык греческий не был хорошо известен Иакову, то как бы к нему обратились враги христианства фарисеи с просьбою о том, чтобы он в праздник пасхи, во время стечения народов, с крыла церковнаго сказал к народу речь в отклонение всех Иудеев, уважавших его, от веры в Распятаго, и что он при этом случае в последний раз засвидетельствоват и словом и бровию, что Иисус есть действительно Сын Божий (Егезипп у Евсев. кн. 2, гл. 23. стр. 95–97. Спб. 1858г.). А если вспомнить о чрезвычайных дарованиях времен Апостольских, о которых повествует книга Деяний (2, 1–12), то возражение de Wette не только неуместно, но исторически невежественно. Так отвергали некоторые протестанты и все рационалисты: Фатер и Деветте – подлинность пятокнижия Моусен; Бретшнейдер – подлинность книги Иова и Псалтири: Лев, Штеглцн, Гитццх, Михаелис и Розе – подлинность в це лом составе или по частям св. пророков; Шульц и Шультес – каноническое достоинство Евангелий от Марка и Луки; Штедлин – подлинность Евангелия от Иоанна, а Гейс – подлинность всех четырех Евангелий. Также заподозрили или совершенно отвергли: Деветте – Деяния апостольския, Клудий – послания Св. Петра и вместе с Евалъдом и Бретшнейдером – все три послания Св. Ап. Иоанна. Землер и Ейхгорн сомневались в подлинности части послания к Римлянам (XV и XVI главы), Мейергоф доказывал подложность послания к Колоссаям, Шмидт и Керн сомневались в подлинности 2 послания к Солунянам, Шлейермахер отвергал подлинность 2 послания к Тимофею, Ейхгорн – подлинность всех, так называемых пастырских посланий Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

04 .12.1952 Новый Валаам Боголюбивейшая раба Божия Елена! Твое письмо от первого декабря я получил четвертого, сразу же пишу тебе. Судьбы Господни непостижимы нам, грешным, и никакой ум понять не может, и не будем допытываться, кому какой крест Господь даст. Если и поносит, и срамит нас А. Ж., то не будем смущаться и осуждать ее, но будем молиться, чтобы Господь помог ей и избавил ее от бед и скорбей. Знай, что поношения и посрамления, хоть и неприятно переносить их, но очень полезно и спасительно для нас; если будешь внимать себе построже – узнаешь опытом. Надо бояться похвалы, ибо она воспитывает тщеславие и самомнение; горе, если похвала будет выше дел. Твои письма не затрудняюсь читать, хорошо, что пишешь о разных событиях. Бедный К. Шульц опять наступил на пробку. Передай им мой привет, пусть не унывают, Господь поможет им исправиться. Теперь я стал тоненький, благодарю Господа, что Он вразумил меня ехать к доктору. Стараюсь пить мало и есть без соли, если ем без соли, [то] и на питие не позывает. [...] На всех вас призываю Божие благословение. Многогрешный схиигумен Иоанн 23 .12.1952 Новый Валаам Достопочтимая о Христе раба Божия Елена! Посылку твою и письмо я получил своевременно. Сердечно от души благодарю за все твои заботы и хлопоты. О переходе в общину хорошо ты решила, ибо избежишь разной болтовни. А совет твой отцу Владимиру, чтобы написал мне о своих скорбях, – нехорошо, что ты его сделала. Вот тебе епитимья: тридцать три поясных поклона, с Иисусовой молитвой, десять поклонов Божией Матери, десять – Иоанну Предтече. Я полагаю, что отец Владимир не напишет, а если напишет, мой совет не удовлетворит его. Это я пишу по своим чувствам. Преподобный Моисей Скитский говорил: «Приходящих ко мне за советами одних утешал, и уходили с пользой душевной, а другим, к стыду моему, ничего не мог сказать на пользу, и уходили неутешенные». Вот святые и то не все могли сказать полезное и утешить. А я кто такой, чтобы мог утешать в скорбях? Если кто и получал пользу от моих советов, это совершалось по вере просящих. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

77. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. 1 Послание к коринфянам. М., 1998. 78. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к галатам. М., 1996. 79. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к ефесеям. М., 1998. 80. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к колоссаем и филиппийцам. М., 1998. 81. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. 82. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания. Творения. М., 1994 //ЖМП. 1992. 83. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Пророческие книги Ветхого Завета //Чтения общества любителей духовного просвещения, 1873, I noлyroдue. 84. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Пространный христианский катехизис. М.: Синодальная типография, 1895. 85. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Руководство к познанию книги Псалмов, особенно систематическому и богословскому//Чтения общества любителей духовного просвещения, 1872. 86. Флавий Иосиф. Иудейская война. М., 2004. 87. Флавий Иосиф. Иудейские древности. 88. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. (Репринт по изд.: М.: Путь, 1914). М.: Лепта, 2002. 89. Хергоезерский А. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998. 90. Шульц С. Д. Ветхий Завет говорит…/Пер. с англ. 3–е изд. М.: Духовное возрождение, 2000. 91. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет: В 2 кн. М.: ПСТБИ, 2003. 92. Юнгеров П. А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Казань: Пролог, 2006. 93. Юнгеров П. А. Псалтирь в русском переводе с греческого текста. Св. — Троицкая Сергиева лавра, 1996. 94. Tarazi, Paul Nadim. The Old Testament. Introduction. Vol. 1 Historical Traditions. Crestwood, N. Y., 1991. notes Примечания 1 В силу ограниченности объема курса из неканонических книг здесь будут кратко рассмотрены только книги Маккавейские, поскольку с их помощью мы сможем «перебросить мостик» от ветхозаветной библейской эпохи к новозаветной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Прошу святых молитв ваших недостойный сомолитвенник схиигумен Иоанн Боголюбивых рабу Божию Елену, м. Платониду, Лидию и А. Сергеевну! Поздравляю с праздником Рождества Христова и с наступающим Новым годом! Умудри вас Господи в христианском благочестии. [...] Пишешь, что редко видишь людей, а как столкнешься – и гнев в сердце просыпается. Ведь и змея, когда лежит, смирная бывает, а как подойдешь к ней – и зашипит. Получил от Нади Шульц длинное письмо. Пишет: Константин послал в Аргентину сборник писем знакомому адвокату Надашвили, который остался очень доволен, и вот его отзыв: «Прекрасная книга, в этих простых письмах схимника Иоанна изложено много христианской мудрости и истины, взятых притом на каждый случай практической жизни человека – со всеми ее невзгодами, переживаниями и покаяниями. Главное же в книге сама личность отца Иоанна». Еще пишет Надя: «Константин радуется о том, что имеет возможность читать в переводе на финский язык наши письма. Они будут печататься в «Hehkuvee Hiillos“ u „Aamun Koitto». Кто переводит, я не знаю, ничего не пишет мне епископ Павел. Кончаю писать. Призываю на вас Божие благословение. Многогрешный схиигумен Иоанн 20 .01.1957 Боголюбивая раба Божия Елена! Христос посреди нас! Посылаю тебе письма и ответ на них, потрудись послать воздушной почтой Людмиле и Тамаре. Еле-еле собрался написать им. Прилагаю доллары, перемени на марки. Не торопись – когда будет тебе свободно. Монах Евагрий мирно скончался. Блаженная его кончина. Все время был в памяти и мирный. Утром причастили его, и в десять часов скончался. Какие были деньги и пожитки – раздал монахам. Я посещал его, и он благодарил меня за посещение. В болезни никого не беспокоил. Упокой его, Господи, во Царствии Своем. Тяжеловато, иногда приходится слушать, кто начнет говорить о духовной жизни и о молитве, а своих опытов нет. Кончаю писать. Леность и немощь обуяли меня. Храни тебя Господь и Его Пречистая Матерь Приснодева Мария. Многогрешный схиигумен Иоанн 28 .01.1957 Уважаемая о Христе раба Божия Елена!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Если бы имущие поступали по-христиански, то и не было бы той правды обличения социализма, которую ныне нельзя отрицать. Церковь не связывает себя с теми или иными практическими средствами социальной помощи и любви, они изыскиваются человеческим разумом и подсказываются опытом жизни, но она благословляет всякое братолюбивое делание и призывает к нему каждого в своем звании. 6. В попечении о массах народных, подвергающихся особому духовному соблазну от социализма, церковь призывает пастырство и мирян возжигать светочи христианского просвещения среди рабочих, создавать для него очаги, соединять их около веры и церкви Божией, вызывая к жизни православные содружества и объединения среди рабочего люда. Особенно желательно нарождение в крупных центрах православных рабочих братств, группирующихся около приходского или же собственного храма, имеющих своего святого покровителя и образующих духовный оплот для своих членов, а также и вновь притекающих в города. Такие братства не должны преследовать каких-либо иных целей, кроме религиозных, содействуя проникновению христианского духа в общественную жизнь. 1 Священный Собор Российской Православной Церкви. Отдел о внутренней и внешней миссии. Протоколы заседаний Отдела//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. 337. С. 111 (далее: Протоколы Отдела). 2 Священный Собор Российской Православной Церкви. Отдел о внутренней и внешней миссии. Докладные записки и рапорты должностных церковных лиц о положении дел в местных миссионерских организациях, справки, заявления членов Отдела и другие материалы по разработке реформы внутренней миссии//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. 340. С. 30. 4 Далеко не полную библиографию см.: Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Первая сессия/Сост. А.Г. Кравецкий, А.А. Плетнева, Г.-А. Шредер, Г. Шульц. М., 2002. С. 412–424. 5 Протоколы Отдела. Л. 112а – 112в. Материалы этой публикации являются частью книги «Между проповедью и диалогом. Церковная миссия в эпоху культурных перемен», которая должна появиться в издаваемой Круглым столом по религиозному образованию и диаконии книжной серии «Церковные реформы. Дискуссии в Российской Православной Церкви начала XX века (Поместный Собор и предсоборный период)». Работа выполнена при поддержке фонда Russia Cristiana. Читать далее Источник: Кравецкий А.Г. «Корысть неимущих против корысти имущих...» (Сергей Булгаков. [Христианство и труд]. Доклад, прочитанный 9/22 февраля 1918 года на заседании Отдела о внутренней и внешней миссии Поместного Собора Российской Православной Церкви)//Отечественные записки. 2005. 6 (21). С. 47-53. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010