П.В. Долгоруков Бароны и дворяне Будберги Фамилия фон-Бённинггаузен-фон-Будберг (von Bönninghausen, genannt Budberg), известна была уже в четырнадцатом веке в Вестфалии, откуда переселилась в Лифляндию в начале шестнадцатого века 289 . Рётгер (Röttger) фон-Будберг, ротмистр римско-имперских войск, живший в половине XV века, женат был на Метте фон-Дельвиг и от этого брака имел сына, Рётгера, служившего полковником в войске Курфирста Кёльнского, и женатого на Доротее фон-Торк. Сын их Лаудольф переселился в Лифляндию. Он имел, от брака с Урсулою Соббе (которая по матери и по бабушке своим, приходилась роднёю гермейстеру Плеттенбергу), сына Готгардта, бывшего шталмейстером первого Герцога Курляндского Готгардта Кеттлера, и женатого на Маргарите фон-Мецрад. От этого брака родились: дочь Анна, жена Оттона Фитингофа, и 3 сына: 1) Готгардт, родоначальник старшей, курляндской ветви дворян Будберг; 2) Вильгельм, о коем будет речь далее; 3) Лаудольф, умерший холостым. Второй сын Готгардта, женат был на Доротее Медем; имел сына, Готгардта-Вильгельма, (рождение 8 декабря 1605 † 31 июля 1682), бывшего полковником шведской кавалерии, лифляндским ландратом, и одним из депутатов лифляндского дворянства на стокгольмском сейме 1660 года. Он женат был на Анне Пален (рождение 1615 † 20 апреля 1688). С него мы начинаем поколенную роспись. отцовский ОТ РЕТГЕРА БУДБЕРГА КОЛЕНО VI: Готгардт-Вильгельм КОЛЕНО VII: Магнус-Вильгельм, шведский майор, рождение 26 декабря 1633 † 16 апреля 1678; женат на Фитингоф Барон Готгардт-Иоанн, эстляндский ландрат; женат на вдове Цёгё, рождённой Таубе А.Барон Леонгард-Густав, шведский подполковник и лифляндский ландрат † 1708; женат на Урсуле-Христине Леионштиерна Барон Готгардт-Вильгельм, шведский полковник и комендант в Дюнамюнде, рождение 31 августа 1644 † 31 марта 1710; женат на Екатерине-Варваре Адеркас, рождение 21 июля 1665 † 11 марта 1725 Магдалина-Доротея, за шведским генерал-майором Густавом-Карлом ф. Вульфен Маргарита, за шведским подполковником бароном Шульц

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

75. Феофан (Быстров) , архиеп. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя . Киев, 2004. 76 . Феофан Затворник , свт. Начертание христианского нравоучения: В 2 т. М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; Паломник, 1994. 77 . Феофан Затворник , свт. Толкование посланий апостола Павла. 1 Послание к коринфянам. М., 1998. 78 . Феофан Затворник , свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к галатам. М., 1996. 79. Феофан Затворник , свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к ефесеям. М., 1998. 80 . Феофан Затворник , свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к колоссаям и филиппийцам. М., 1998. 81 . Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. 82 . Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания. Творения. М., 1994//ЖМП. 1992. 11–12. 83 . Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Пророческие книги Ветхого Завета//Чтения общества любителей духовного просвещения, 1873, I полугодие. 84 . Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Пространный христианский катехизис. М.: Синодальная типография, 1895. 85 . Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Руководство к познанию книги Псалмов, особенно систематическому и богословскому//Чтения общества любителей духовного просвещения, 1872. 86 . Флавий Иосиф. Иудейская война. М., 2004. 87 . Флавий Иосиф. Иудейские древности. 88 . Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. (Репринт по изд.: М.: Путь, 1914). М.: Лепта, 2002. 89 . Хергоезерский А. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998. 90 . Шульц С.Д. Ветхий Завет говорит.../Пер. с англ. 3-е изд. М.: Духовное возрождение, 2000. 91 . Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет: В 2 кн. М.: ПСТБИ, 2003. 92 . Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Казань: Пролог, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В 1948 году симферопольский уполномоченный по делам Православной Церкви донес в Москву, что архиепископ Лука читает в кафедральном соборе серию проповедей антиматериалистического характера. «Смелые проповеди и поступки архиепископа, которые пугали неверующих медиков, будили опасения в крымском обкоме, привлекали вместе с тем к владыке сердца множества людей. С любовью и благодарностью говорили о нем верующие и неверующие пациенты. Тайком в храм заходили студенты, учителя, инженеры, библиотекари. Руководитель археологической службы Крыма, профессор Павел Николаевич Шульц, крупный ученый и партизан военных лет, вспоминает, как он с женой приходил в собор послушать проповедь владыки о взаимоотношениях религии и науки. За это его вызывали в обком, допрашивали, угрожали, лишили заслуженного ордена. В пятидесятых годах владыка Лука вместе с Щульцем пытались спасти от разборки стоящую на дороге из Симферополя в Старый Крым церковь XIV века. Власти объявили, что церковь в аварийном состоянии. По просьбе архиепископа, археологи осмотрели здание и нашли, что храм может служить еще два-три столетия. Владыка получил заключение специалистов и тут же потребовал, чтобы церковь древних христиан передали христианам нынешним, дабы они могли восстановить в ней церковную службу. Памятник архитектуры, конечно, тут же разобрали на кирпичи, профессору же Шульцу история эта едва не стоила партийного билета, в обкоме на него кричали: «Партиец, а помогаешь мракобесам! Сопротивляешься антирелигиозной пропаганде?!» с. 186, 187.] Необходимо отметить, что взаимоотношения с властями, особенно с уполномоченным по церковным делам, были очень тяжелыми для владыки. Разными путями хотели они закрыть как можно больше церквей. В ход шли любые причины. То в храме отыскивалась маленькая трещина, которая на бумаге вырастала до неимоверных размеров, то возводилась клевета на священника, чтобы его изгнать из прихода, а храм закрыть. В таких случаях святитель всячески защищал священников. В это время снова стали повсеместно закрывать храмы. Для создания видимости законности этих действий КГБ выработал ряд правил, по которым храм мог быть закрыт. Одно из них гласило, что храм подлежит закрытию, если в нем шесть месяцев нет священника. Священников в Крыму, как и по всей стране, не хватало, и к осени 1949 года симферопольский уполномоченный погасил лампады в храме города Старый Крым, а затем в селах Желябовке и Бешарани. В опасности оказались церкви еще нескольких населенных пунктов Крыма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В 50-х годах они оба, Войно и Шульц, пытались спасти от разборки стоящую на дороге из Симферополя в Старый Крым армянскую церковь четырнадцатого века. Власти объявили, что церковь – в аварийном состоянии. По просьбе Луки археологи осмотрели здание и нашли, что храм может служить еще два-три столетия. Лука получил заключение специалистов и тут же потребовал, чтобы церковь древних христиан передали христианам нынешним, дабы они могли восстановить в ней церковную службу. Памятник архитектуры, конечно, тут же разобрали на кирпичи, атеисту же профессору Шульцу история та едва не стоила потери партийного билета, в обкоме на него кричали: «Партиец, а помогаешь мракобесам! Сопротивляешься антирелигиозной пропаганде?!» По большим православным праздникам в квартире на Госпитальной улице появляется еще один гость – староста синагоги Френклах. У толстяка Френклаха двойная симпатия к архиепископу: в свое время Лука распознал у него заворот кишок и, можно сказать, спас от смерти. Старик появляется на Госпитальной с неизменной фразой: «Я пришел поздравить папку (отца)». Пожимая руку архиерею, добавляет: «Мы у себя сегодня молились за Ваше здоровье». Это не простая любезность. В синагоге действительно нередко молятся за православного иерея, особенно когда узнают, что Лука болен. В стране, где десятки тысяч людей вынуждены по команде, махая флажками, выражать свою «сердечность» приезжим королям и президентам, подлинная искренняя симпатия народа прорывается подчас в формах самых неожиданных. В начале 1951 года Лука прилетел самолетом из Москвы в Симферополь (летал он очень охотно), на аэродроме никто его не встретил. То ли телеграмма задержалась, то ли что еще, а в результате полуслепой старик растерянно застыл перед зданием аэропорта, не зная, как добраться до дома. Горожане узнали его. Кто-то спросил, что случилось, кто-то помог занять место в автобусе. Но самое удивительное произошло, когда Лука собрался сходить на своей остановке. По просьбе пассажиров шофер свернул с маршрута и, проехав три лишних квартала, остановил автобус у самого крыльца дома на Госпитальной. Архиерей покинул автобус под аплодисменты тех, кто едва ли хотя бы раз в жизни бывал в православном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Но и здесь не неуместна замена библейских выражений 424 . А кто подобное средство считает мерою, которая может оказаться «обоюдоострою», тому ничто не мешает избегать и ее, и, например, в истории об Иосифе, просто говорить, что он был брошен в темницу по наветам жены Пентефрия. Оговорки некоторых дидактолов , что они – против внесения в св. историю «нравственно-опасного, но без излишней щепетильности (Pruderie)» 425 , ясно показывают, что, в настоящем случае, очень легко перейти границы – темной стороной считать не только беззаконные движения плотской страсти, но решительно все, что, так или иначе, может напоминать об инстинкте пола или, даже лишь отдаленно, относиться к нему. Есть учебники по св. истории, в которых обходят не только такие выражения, как «взыграся младенец во чреве» (хотя эти слова, едва ли когда-либо и кому-то подавали повод к какому-нибудь соблазну), но и самое слово «раждать» 426 , забывая, что дети множество раз вне школы слышат это слово и решительно без всякого вреда для чистоты своего воображения. некоторых дидактологов смущает слово «зачинать» 427 . Ревнуя за «сохранение целомудрия в слове», Дистервег к словам специального референта по религиозному обучению делает примечание: «в новых, даже сверху рекомендуемых, библейских историях есть речь о беременности, о возвращении в недра матери и т. д. Непонятно!» 428 . Отто Шульц – замечание оказывается направленным против него – признает, что действительно он допустил это выражение в своем учебнике, при рассказе о грехопадении ( Быт. 3:16 ), о Рождестве Иисуса Христа ( Лук. 2:5 ) и о беседе Иисуса Христа с Никодимом ( Ин. 3:4 ); однако за него педагогический авторитет Гюбнера, употребление таких выражений в Евангелии, слышание их в церкви и, наконец, примеры школьной практики. Он и сам было задумывался, но решил, что ничего, как скоро на опыте дети понимают выражение о «чреве матери», и худа от этого, решительно никакого, не выходит. Этого мало – ему припомнилось время его студенчества, и тогда раз, он 18-ти летний, должен был заменить учителя в Гальском вдовьем доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

У Монастыря были свои рыбаки – монахи Филарет, Маркелл и Пимен. Монах Филарет, в мире Филимон Архипов Воробей, из крестьян вотчины Иверского Монастыря, Старорусского уезда, принял монашество в1715-м году, 62-х лет, в Николаевском Староладожском Монастыре, в Невском он был с 1716-го года 1624 . В 1720-м году он был в Ладожском Монастыре и при возвращении в Невский вез с собою рыболовные принадлежности 1625 . Монах Маркелл был с 1720-го года 1626 . и в том же году был возвращен в свой Ладожский Монастырь, «понеже рыбная ловля окончилась и дела ему никакого нет» 1627 . Монах Пимен, принявший монашество в том же Монастыре на год позднее и имея от роду 58 лет, из крестьян Михайловского погоста, вотчины Новгородского Духова Монастыря, был в Невском с 1722-го года 1628 . В 1720-м году, в апреле, был нанять за 3 рубля крестьянин, обязавшиеся пасти до морозов на монастырском скотном дворе монастырскую роговую скотину 1629 . Для досмотра за часами в Монастыре был особый «часоводец». В 1720-м году он довольствовался жалованьем кузнечного ученика – в 4 рубля в год 1630 . В 1722-м году новый часовод потребовал себе прибавки содержания до 24-х рублей в год на монастырской служительской пище. Домогательство его повело к тому, что был объявлен на досмотр за часами торг, и 2 кузнеца согласились взять на себя «содержание часоводства» за 5 рублей и 5 четвертей ржаной муки в год. Содержание часов отдано было тому из двоих, который пообещал, сверх досмотра за часами, еще и «ученика учить» 1631 . С 27-го апреля 1719-го года в Монастыре садовником служил по контракту Голландец Юрий Антонов Герцын, или Гарцын, или Герсен, получая жалованья 100 рублей деньгами и 15 четвертей хлеба. 31-го июля 1723-го года ему, по его желанию, дан абшит для возвращения на родину 1632 . По уходе Герцына сад и огород оставались под надзором садовых работников. 1-го августа 1723-го года подписал контракт на 1 год новый садовник – иноземец Цесарской земли Яган Георг Шульц – Iohan Georg Schultzen. Кроме управления садами и огородами, он обязался выучить учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На прошедшем под председательством Ленина 21 ноября 1917 г. заседании СНК был заслушан доклад Д. П. Боголепова о запрещении выдачи средств церковным учреждениям. Первая публикация проекта концептуального документа, характеризовавшего религиозную политику большевиков, появилась в статье «Первые шаги на пути отделения церкви от государства» (Правда. 1917. 3/16 декабря. (205)), статья, подписанная М. Г., с примечанием редакции, что «автор данной статьи священник» (это был Михаил Галкин). Через день после публикации «Правды» несколько иная редакция галкинского проекта была напечатана в газете «Раннее утро», а затем (6 декабря) в газете «Утро России» под заголовком «Проект отделения церкви от государства» (Утро России. 1917. 6 декабря; Раннее утро. 1917. 5 декабря. в публикации газеты «Раннее утро» материал имеет заголовок «Проект отделения церкви» ( Историю появления декрета см.: Кравецкий А. Г. К истории появления «декрета об отделении церкви от государства»//Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний/Сост. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А., Шредер Г. А., Шульц Г. М., 2002. Т. 1. С. 424–435. Более подробно см.: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 г.: Сборник документов/Отв. ред. прот. Владимир Воробьёв, отв. сост. Л. Б. Милякова. М., 2016). – Примечание. 571 Имеется в виду убийство Великого князя Сергея Александровича в 1905 г. террористом Каляевым. – Примечание. 574 Это был один из распространявшихся слухов, Владивосток был взят в январе 1918 г. – Примечание. 575 61-е и 62-е Деяния Собора (7/20, 8/21 декабря 1917 г. Председатель: Патриарх Тихон. Повестка дня: 1. Текущие дела. 2. Доклад Редакционного отдела «Положение о Священном Синоде и Высшем Церковном Управлении». Докладчик И. И. Соколов . 3. Избрание 10 членов Священного Синода и 10 их заместителей. 4. Сообщение Комиссии по обследованию делопроизводства Хозяйственного управления. 5. Избрание 12 членов Высшего Церковного Совета: 5 клириков, 1 монашествующего и 6 мирян и стольких же их заместителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений, двух приложений.   Основное содержание работы Во Введении излагаются цели и задачи исследования, обосновывается его актуальность и вкратце обобщаются результаты изучения иконографии сюжета в русском и зарубежном искусствоведении. Изучение процессов, вследствие которых происходили изменения в трактовке темы Воскресения, предпринято в первой главе «Проблема трактовки образа Воскресения в отечественной науке». Необходимость обозначить проблематику изучаемой темы обусловила обращение к данному вопросу в начале исследования, хотя в хронологическом плане мы рассматриваем здесь поздний этап интерпретации темы Воскресения в России. Глава состоит из семи параграфов. В первом параграфе «Традиция наименования образа в исследовательской литературе» рассматривается его интерпретация в русском и зарубежном искусствоведении с конца XIX в. по настоящее время. Как выясняется, в научной литературе «Сошествие во ад» и Анастасис считаются одним и тем же изображением. Во втором параграфе «Процесс переименования образа в России» приводятся данные о его названии в описях хранений соборов и монастырей, в иконописных подлинниках XV-XIX вв., где названия «Сошествие во ад» не обнаруживается. Вследствие новой интерпретации возникает проблема соотнесения образа с Воскресением. Она рассматривается в третьем параграфе. Как выясняется, исследователи предполагают некую православную или особенную русскую традицию изображения Воскресения через страстной образ, являющий смерть и сошествие во ад (Г. Драгас,  Х. Шульц) . Вторая группа исследователей предполагает, что этот образ мог стать праздничным вследствие его расположения  в манускриптах над пасхальным евангельским чтением (А. Картсонис, М.-О. Лорке). Другие следствия нового понимания, связанные с богословием православной иконы, рассмотрены в четвертом параграфе. Прежде всего это проблема литургического использования образа. Также рассматриваются следствия, связанные с трактовкой образной системы иконы: понимание его топоса как ада, где встречаются Спаситель и прародители; рассматривается предположение о том, что он показывает воскрешение Адама до воскресения Христа. Исследуется мнение, что Христос здесь изображен в состоянии своей смерти. Эти представления признаются не соответствующими мнению церкви, выраженному, например, Анастасием Синаитом; кроме того, противоречащими богословию иконы православной церкви. Наконец, как одно из следствий переименования образа следует указать современное мнение о том, что в православной традиции вообще невозможна икона Воскресения. Новые исследования в истории и идеологии иконоборчества заставляют по-новому пересмотреть представления о принципиальной невозможности такого образа.

http://bogoslov.ru/article/2456923

За тем, простилась со всеми сестрами и выслушала молебствие, отслуженное Пресвятой Богородице. По полудни: не смотря на болезненные страдания, сделаны Ее, к удивлению нашему, все остальные любвеобильные распоряжения; прочитан по ее желанию Канон на исход души; a во время всенощного бдения, стихиры и многие другие молитвословия. Вчерашнего 15 числа утром, вновь сподоблена приобщения Святых Таин; в 9 часов изъявила желание выслушать Акафист Спасителю, a в 11 часов утра выслушала читанные ей Часы и вечерние коленопреклонные на сей день Святыя Троицы, Молитвы. По полудни: дыхание ее сделалось более затруднительным; но в 9 часов вечера, она изъявила желание слушать чтение всенощных Стихир и всех молитв с канонами. Сего 16 числа утром назначила в последний раз, и выслушала чтение Акафиста Божией Матери, после чего не произносила уже никаких слов; но свет ума ясно отражался на ее движениях, до последней минуты жизни Ея. Составленное Ею, в 1864 году, домашнее духовное завещание, по исполнении с нашей стороны, сделанного на конверте назначения, имеем честь представить в подлиннике, вместе с конвертом, на Архипастырское благоусмотрение. Мая 16 дня 1866 года. 2 Ее дочери: Марья Павловна Леонтьева – начальница Воспитательного общества Благородных девиц (Смольный Монастырь); Надежда Павловна Шульц – начальница Женского Духовного училища в Царском Селе; Елисавета Павловна Шипова – начальница Духовного женского училища в Ярославле. 3 См. Описание финляндских войн. 1808 и 1809 годов Бантыш-Каменского и Михайловского Данилевского. 21 Игуменья Маврикия душевно уважавшая м. Феофанию, любила рассказывать своим близким следующий случай из ее жизни: «В бытность свою в Петербурге, я была однажды y обедни в Казанском Соборе. М. Феофания смиренно стояла позади меня. Вдруг подходит к ней барыня и говорит: – Сними с меня салоп, голубушка, и подержи пока я y обедни постою. – Всю обедню М. Феофания продержала салоп неизвестной барыни, которая опять подошла к ней с словами. – Надень, милая вот тебе за труды; докончила она подавая ей пять копеек. – И забавно было мне видеть, как мир часто унижает тех, кого сам ублажал, и радость переполнила мою душу, смотря с каким незлобивым смирением поклонилась М. Феофания, исполнив послушание барыни, которая может быть сама сочла бы за счастье послужить генеральше Готовцовой, будь она не в монашеском одеянии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Селезнев М.Г. Альтернативы Синодальному переводу? «Мир Библии», РБО, М., 1994. Селезнев М.Г. Контрасты и краски библейского текста (с точки зрения переводчика). Альманах ББИ «Мир Библии», выпуск 5, М., 1998 . Сергий (Голубцов), архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева. Богословские труды, сборник 22. Изд. Московской Патриархии, М., 1981. Феофан (Быстров) , архиепископ Полтавский. Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Иегова (магистерская диссертация). СПб, 1905. Филарет (Дроздов) , святой, митрополит Московский. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Св. писания. Творения. Изд. «Отчий дом», М., 1994. Хергозерский Алексий. Обозрение пророческих книг Ветхаго Завета. Изд. И.Л. Тузова. СПб, 1899. Чарльзуорт Джеймс. Свитки Мертвого моря. Пятьдесят лет открытий и споров. Альманах ББИ «Мир Библии», выпуск 6, М., 1999. Шифман И.Ш., д.и.н. Учение. Пятикнижие Моисеево. Изд. «Республика», М., 1993. Штаудингер Роман, диакон. Образ пророка Иеремии в Св. писании, в иудейской и христианской традициях. Дипломное сочинение. МДА, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, 2003, рукопись. Шульц Самуил Дж. Мир Ветхого Завета. Логос, Международный Библейский институт. Druckhaus Gummersbach, 1991. Эби Эрнст. Краткое введение в Библию. Изд. «Свет на Востоке», Корнталь, 1989. Эричиэ Даниэль К. Богословские аспекты перевода Библии. «Мир Библии», РБО, М., 1994. Юнгеров П.А. доктор богословия, профессор. Введение в Ветхий Завет, кн. 1, ПСТБИ, М., 2003. Юнгеров П.А. доктор богословия, профессор. Введение в Ветхий Завет, кн. 2, ПСТБИ, М., 2003. Acher, Gleason L., Einleitung in das Alte Testament. Bad Liebenzell: VLM, Verlag der Liebenzeller Mission, 1989. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 2. – 2008. - 472 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010