Евангелист Лука обстоятельство указания предателя помещает после установления Таинства Причащения, тогда как Матфей и Марк – прежде. Надобно предполагать, что сии последние повествуют о нем хронологически точнее. Различие это конечно неважное, когда самые события рассказаны совершенно согласно (Мих.). Лк.22:14 . И егдá бысть чáс, возлежé, и обанáдесяте апóстола с ним. (И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,) Егда быст (когда настал) час, т. е. определенное законом время совершения ветхозаветной Пасхи, – вкушения пасхального агнца. У Матфея и Марка сказано: когда настал вечер. Возлеже (возлег), т. е. сел. (Чит. о сем объясн. 37 ст. 11 гл.). По Евангелию Иоанна ( Ин.13 ), Иисус Христос предварил самое совершение тайной вечери умовением ног Своим ученикам (Об обычае умовения ног чит. в объясн. 38 ст. 7 гл.) Там так повествуется об этом: Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы, называете Меня Господом, Учителем, и правильно говорите, ибо Я точно то. И так, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Лк.22:15 . И речé к ним: желáнием возжелех сию пáсху ясти с вáми, прéжде дáже не приимý мýк: Лк.22:16 . глагóлю бо вáм, яко отсéле не имам ясти от нея, дóндеже скончáются во цáрствии Бóжии. (и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.) Желанием возжелех (очень желал Я) и пр. Эта Пасха была особенная, потому Господь особенно и желал совершить ее с Своими учениками: она была последняя, которую Господь праздновал с ними во время земной жизни (ст. 16), и при совершении ее Он был намерен, в замен этой ветхозаветной и прообразовательной вечери, установить новозаветную, истинную вечерю Своего Тела и Крови, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

4. нъ же вщавъ реч: писано не хлб живъ бдетъ человкъ, но всцмъ глгол исходщемъ изо устъ Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих Не о хлебе едином и пр. Спаситель говорит искусителю, что не нужно творить чудо превращения камней в хлебы, а что можно удовлетворить голод и другими предметами, по указанию или действию Божию, почему и указывает на изречение из книги Второзакония (8:3), где говорится, что Бог , напр., питал манною народ Израильский в пустыне. Это ближайший смысл изречения. Но в нем содержится указание и на духовную пищу, которою питается верующий человек, т. е. на слово Божие, на божественные заповеди и повеления, исполнение коих составляет духовную пищу, более нужную для человека, чем пища телесная ( Ин.4:34 ). При этой духовной пище забывается и телесный голод (Мих.). «Не забывают ли люди о пище, слушая приятную беседу далее человеческую? Не тем ли естественнее забыть о пище среди сладостной беседы с Богом?» (Пав. Кишин.). 5. Тогда потъ во стый градъ, и постави на крил церковнмъ, Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма 6. и глагола аще снъ верзис низ: писано бо к агглмъ своимъ заповсть теб (сохранити т), и на ркахъ возмтъ т, да не когда преткнеши камень ног твою. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею Поят (берет) Ею диавол. Это не значит, что диавол нес Иисуса по воздуху, или принудил Его, против Его воли, но повел или сопровождал Его (Слич. Мф.17:1 ). Во святый град (город), т. е. в Иерусалим. Святым называется Иерусалим потому, что там был святой храм, где совершалось богослужение (о Иерусалиме чит. в объясн. 1 ст. 2 гл.) На крыле церковнем на кровле храма. Вероятнее всего на той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Крылом храма могла называться эта часть его, потому, что по форме уподоблялась распростертым крыльям птицы (о храме чит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

с нем. с предисл. Н. Суворова. Ярославль, 1882. XXII, 177 с. Суворов Н. С. Курс церковного права: в 2 т. Ярославль, 1889. Т. 1. С. 3. Суворов Н. С. Курс церковного права. С. 11. Павлов А. С. Курс церковного права [чит. в 1900–1902 г.]. Сергиев Посад, 1902. С. 5. См.: Маассен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести/рус. пер. Суворова. Ярославль, 1882. См.: Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов. Ярославль, 1884. Цит. по: Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 437. Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 437. Павлов А. С. Курс церковного права [чит. в 1900–1902 г.]. С. 30. Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 438. Там же. Томсинов В. А. Николай Семенович Суворов (1848–1909). Биографический очерк//Суворов Н. С. Учебник церковного права/под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. С. XVII. Там же. С. XXI. Дорская А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова. С. 17. Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Харьков, 1893. Т. 1. С. 125–126. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XVIII–XIX. Цыпин В., прот. Каноническое право//Православная энциклопедия. Т. XXX. М., 2012. С. 390. Прокошев П. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. С. 73–74. Рычагова О. Е. Развитие науки церковного права в XIX — начале XX в России//Вестник Омского университета. 2002. 2. С. 96. Суворов Н. С. Курс церковного права: в 2 т. Ярославль, 1890. Т. 2. С. 1. Последующие посмертные издания по понятным причинам больше не корректировались и осуществлялись по последнему прижизненному изданию 1908 г. В 1925 г. «Учебник церковного права» эмигрантами из России был издан в Праге. В 2004 г. «Учебник церковного права» был переиздан (по изданию 1908 г.) в серии «Русское юридическое наследие». См.: Аннотация книги//Суворов Н. С. Учебник церковного права/под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. (Сер. «Русское юридическое наследие»).   Источник: Баган В.

http://bogoslov.ru/article/6195473

– Автор, при составлении настоящей статьи, пользовался преимущественно этими перечисленными пособиями (буквальные заимствования из первых восьми, а также из Догматик – еп. Сильвестра, архиеп. Филарета, м. Макария и др. отмечались вносными знаками). Остальная иностранная литература указана обильно: у Herzog-Hauck " a, Otto Bardenhewer " a, К. Krumbacher " a, Jos. Langen " a, Русская литература: переводы творений св. Иоанна Д., сочинения о нем указаны у архиеп. Филарета (ор. cit.), у проф. С. А. Терновского (см. его сочин.: Русская и иностранная библиография по истории Византийской церкви IV-IX вв.: алфавитный список авторов и краткий обзор их трудов, Киев 1885), у проф. А А. Бронзова (ор. cit), и др., – в «указателях» к русским «дух. Журналам»... Чит. о св. И. Дамаскине также: в «Энцпклопедич. словаре» Брокгауза-Ефрона (полут. 10, Спб. 1893, стр. 61–62); в «Минеях-Четьях на русск. яз.»: «Житиях святых на руск. яз., изложены по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского » (кн. 4-я, декабрь – под 4 числом, когда празднуется память св. И. Д.; Москва 1903, стр. 97–117); в «Полном Месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (изд. 2-е, Владимир 1901, т. IÏ «заметки», стр. 494 и др.); в различного рода «Житиях святых» (напр.. архиеп. Филарета: «Жития святых», изд. 3, Спб. 1900 г., декабрь, стр. 78– 90; Дестунис, Жития святых; изд. 3-е, Спб. 1904, декабрь, стр. 29–39 и др.)... Проф. А. А. Царевский , Св. Иоанн Дамаскин , как православный богослов и церковный христианский песпопевец, Казань 1901 [ср. J. Thibaut, Etude de mustque Byzantinë La notation de St. Jean Damascene ou Hagiopolite в «Изв. Рус. Археолог. Инст. в Константинополе» III (София 1898), стр. 138–179. Чит. также диссертацию H. М. Богородского, Учение св. И. Дамаскина об исхождении Святого Духа, изложенное в связи с тезисами Боннской конференции 1875 г. (Спб. 1879). A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines... edited by William Smith... and Henry Wace... III (London 1882). стр. 409–423.Cp. S.Rauschen, Grundriss der Patrologie (Freib. im Breisg. 1903), § 69. B. Schmid. Grundlinien der Patrologie (Freib. im Breisg. 1904), § 112. Simeon Vailhe, Date de la mort de saint Jean Damascene («Echos d " Orient», 56,1906, p. 28– 30). Проф. A. A. Некрасов, Чтение греческого текста святых Евангелий (Казань 1888), стр. 163–200: Учение св. Иоанна Дамаскина о личном отношении Духа Святого к Сыну Божию; по поводу Боннской конференции. Проф. Б. М. Мелиоранского цитов. выше диссертация (о Георгии Кипрянине etc.). Ср. замечания в книге проф. А. А. Бронзова , Нравственное богословие в России в течении XIX столетия (Спб. 1901, стр. 139).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Бог клялся – для большего удостоверения человека в непреложности Его слова и клялся Самим Собою, потому что Ему больше нечем и некем клясться ( Евр.6:13–14 ). Без страха (небоязненно). Здесь разумеется не страх Божий, который обыкновенно служит основанием благочестия (чит. 50 ст.), но небоязненность пред врагами видимыми и невидимыми (из руки враг наших избавльшимся – по избавлении. Слич. ст. 71). Видимые враги, это враги евреев и враги царства Мессии. Служимы Ему, – разумеется служение посредством религии. В святости, т. е. в праведности в отношении к Богу, и правде – в справедливости в отношении к людям (Феоф). Во вся дни живота (жизни) нашего, т. е. до скончания века, так как царство Христово вечно. Лк.1:76 . И ты, отрочá, прорóк вышняго наречéшися: предыдеши бо пред лицéм Госпóдним, уготóвати пути егó, (И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,) Здесь св. Захария пророчествует о своемъ сыне, Предтече Мессии. Высказывает он пророчество свое словами Архангельского о нем благовестия и словами пророков Исаии и Малахии (ст. 37. Ис.40:3 ; Мал.3:1 ). Наречешися, т. е. будешь (ст. 32). Пророк Вышняго, т. е. будешь особенным посланником Божиим, чтобы по Божественному вдохновению возвещать волю Божию людям. Предъидеши (Чит. объясн. 17 ст.). Пред лицем Господним, т. е. пред Господом, воплотившимся Иисусом Христом. Уготовати (приготовить) пути. Иисус Христос представляется, как царь, предводитель своего народа (как войска), при возвращении его на родину из плена. У восточиых народов было в обычае, когда войско под предводительством царя находилось в поход, посылать вперед вестников, чтобы объявить приближение их, приготовить нужное им, устранить препятствия на дороге, уровнять дороги и т. п. Христос и есть Освободитель человечества из плена греха, проклятия и смерти. Иоанн же Предтеча Его есть вестник, приготовлявший иудеев к принятию Мессии. Во тъме и сени смертней седящия. Под тьмою разумеется духовное невежество и слепота, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.18:10 . человека двá внидóста в цéрковь помолитися: един фарисéй, а другий мытáрь. 11 . Фарисéй же стáв, сице в себе моляшеся: Бóже, хвалý тебе воздаю, яко несмь якоже прóчии человецы, хищницы, непрáведницы, прелюбодее, или якоже сéй мытáрь: 12 . пощýся двакрáты в суббóту, десятину даю всегó елико притяжý. (два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю.) Внидоста в церковь (вошли во храм). О храме чит. в объяснении 9 ст. гл. О фарисеях и мытарях чит. в объяснении 12 ст. 3 гл. Став. Можно понимать это так: занял отдельное от других место и, быть может, по самомнению, чтобы не оскверниться чрез прикосновение к ним, по горделивому фарисейскому мнению, нечистым людям, впереди их, поближе к святилищу. В себе моляшеся (молился сам в себе), т. е. в своем уме, в своей душе (Сл. 20, о. Мар. 11:31 и др.). В молитве фарисея прямо выражается его самовозношение и унижение, даже порицание других, хотя он и начинает ее благодарением Бога. Он ставит себя выше не только многих, но и всех прочих: я не таков, как прочие люди или как сей мытарь. В самохвалении он перечисляет главнейшие свои добродетели, которыми, по его мнению, он превосходит других, даже и праведников: пощуся двакраты... десятину даю и пр. Пощусь два раза в неделю (двакраты в субботу), т. е. кроме обыкновенных, всеобщих постов, я еще пощусь, – значит, делаю в этом отношении больше, чем другие: так как поститься два дня в неделю закон ветхозаветной Церкви не предписывал; это – пост, введенный преданием и добровольно принятый фарисеями. Даю десятую часть (десятину). У евреев был закон давать Господу, т.е. в храм, на содержание его и служителей в нем: священников и левитов, и на нищих десятую часть из полевых плодов и скота ( Лев.27:30 ; Чис.18:21 ); фарисей же давал десятую часть из всего, что приобретал, т. е. от годового дохода, следовательно, также делал больше, чем сколько требовалось законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.9:32 . Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Но они не разумели сих слов (не разумеваху глагола). Т. е. и теперь, когда Господь так прямо и не один раз говорил Апостолам о Своих страданиях, смерти и воскресении, они все-таки не понимали слов Господа; потому что это предсказание прямо противоречило принятому тогда представлению о Мессии (чит. объясн. 10 ст.). Зач. 41. Учение Христово о том, больше в царстве небесном, и об изгонявшем бесов именем Христовым. Читается в пяток 30-й недели по Пятидесятнице и в день св. Игнатия Богоносца , 20 декабря. Учение Иисуса Христа о том, кто больше в царстве небесном, у еванг. Матфея передается подробнее, чем у Марка ( Мф.18:1–5 ); но св. Марк некоторыми чертами пополняет сказание Матфея. Рассказ об изгнании бесов именем Христовым передается только св. Марком. Мк.9:33 . Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Мк.9:34 . Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собой, кто больше. В Капернаум. О Капернауме чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. Спросил Апостолов: о чем дорогою вы рассуждали между собою (что на пути в себе помышляете)? По сказанию евангел. Матфея, ученики сами спросили Иисуса Христа о том, кто больше в царстве небесном. Вопрос этот возник у Апостолов по случаю некоторого предпочтения Петра, сделанного Господом, когда Он сказал Петру следующие слова: ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою. И дам тебе ключи царства небеснаго и пр. ( Мф.16:18–19 ). По сему поводу, ученики Христовы, идя по Капернауму к дому, в котором остановился Господь, рассуждали, кто больше в царстве их Учителя. Когда же пришли в дом, то Господь, зная помышления учеников, спросил их, о чем они рассуждали. Апостолам же было стыдно признаться, и они сначала молчали, но потом, уже видя, что нельзя укрыться, сами спросили Господа, но спросили в общих чертах, а не лично относительно самих себя. Кто больше в царстве небесном или Христовом? Апостолы понимали царство небесное в смысле земного, которое будто бы учредит на земле их Учитель, как Мессия, какого царства неправильно ждали от Мессии все иудеи. Это царство, по их мнению, будет могущественнейшим, и в нем будут высшие и низшие места и должности, а с этим высшие и низшие почести. Такое неправильное понятие о царстве Мессии иудеи имели оттого, что неправильно понимали описание сего царства пророками. Пророки описывали царство по подобию земных царств, а иудеи вместо того, чтобы понимать это в духовном смысле, понимали в чувственном, земном. Кто больше? Апостолы считали уже наступившим это царство небесное или Мессии ( Мф.20:21 ), поэтому и спрашивали; так как известно, что и они не чужды были человеческих заблуждений до времени сошествия Св. Духа на них, – до обновления чрез Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его Пророка ли и проч. Иудеи почитали Иоанна за пророка, но И. Христос говорит, что он даже выше пророка, потому что он не только пророк, но и предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь: ей, глаголю вам, и лишше пророка (да, говорю вам, он больше пророка). О нем, как о предтече, прибавляет Господь, было предсказано самими пророками: сей бо есть, о немже есть писано: се Аз посылаю ангела Моего и проч. Так предсказано о предтече Христовом у пророков Малахии (3:1) и Исаии (40:3). Приготовить путь, т. е. уровнять путь. Чит. в объясн. 3 ст. 3 гл. Не воста в (из) рожденных женами болий Иоанна Крестителя, говорит Господь еще о величии Иоанна. Но чтобы Иудеи не почитали Иоанна выше Его Самого, Господь прибавляет: Мний же (меньший) в царствии небесном, болий (больше) его есть. Под меньшим Господь разумеет Самого себя (Злат. Феофил. Евфим. Зигаб. и др.). Меньший по возрасту, ибо Спаситель был моложе Иоанна, и по мнению тех многих, которые говорили, что Он ядца и винопийца, тогда как Иоанн был великий постник; также говорили: не плотников ли Он сын? друг мытарей и грешников, и унижали Его. О царстве небесном чит. в объясн. 2 ст. 3 гл.). 12. же кртител досел нбное ндитс нждею и нждницы восхищаютъ дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его От дней Иоанна Крестителя, т. е. со времени явления его для проповеди о наступающем царстве Христовом, с того времени, как он указал на пришедшего Христа. Силою берется (нудится), не ожидается как грядущее, а уже берется как наступившее. Здесь разумеется и вообще трудность в достижении царства небесного; но особенно указывается та сила, та стремительность, с каковыми начали искать достижения царства небесного со времени проповеди Крестителя и явления Христа. Выражение силою берется взято от осады и взятия крепости или города. И таковые, употребляющие усилие, стремящиеся, и достигают, получают (восхищают) это царство (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

331 Ж. М. Н. П. 1849 года. Май. стр 64, 67; Supplem. ad Hist. Rus. Monum. 62; Акт. Зап. Рос. Т. III. 4 – чит. Послание Виленских православных граждан Львовскому Братству, с благодарностью за доставление вновь изданной оным Славяно-греческой грамматики, и с посылкою книг «Чин Виленского Братства» и «Маргарит». Здесь Виленское Братство просит, между прочим, «сто или двести книг (?) пошлите нам, учинивши им цену слушную; а мы с подякованьем вашей любви, возвещенная пошлем. При них дьяка или дву, могущих достойне разсудити е и иных научити, молим, пошлите, имже зде житие и всяк достаток в потребу телесную достойне будет». 338 История Русской Церкви преосвящ. Филарета. Ч. IV. стр. 104 и 105; также – Словарь мит. Евгения о писателях духовного чина. Т. II. стр. 44. 339 В привилегии этой говорится, между прочим: «incolae Mo hilowienses alias Ratusz et scholam christianam fundabunt et congtruent.» (Бел. Архив. Ч. I. стр. 36). 351 Сведения извлечены: из древней Российской Библиотеки – Новикова (Том XVI, 1791 года); – описания Киево-Софийского собора (1825 года) – митрополита Евгения; – истории Российской иерархии Амвросия; – и истории Киевской Академии, иеромонаха (что ныне епископ Винницкий) Макария Булгакова . 357 Там же, Т. XXXI. стр. 204–224: чит. здесь протест о нападении схоластиков иезуитской коллегии на Братство Луцкое. 358 В конце Луцкого помянника записан, 1778 года Октября 30; «род иеромонаха Августина Славенского в монастыре Луцком Брацком философии профессора и того ж монастира векараго» (то есть – наместника) – см. Киевлян за 1841 г, стр. 312, в примечании. 362 Петр Аркудий, грек, уроженец острова Корфу. Епископ Ипатий Поцей привез его из Рима, надеясь иметь в нем усердного себе помощника для поддержания Унии, и на первый случай поручил ему в управление Братскую школу в Бресте, уступив на содержание её и богатую свою «бенефицию» Тороканскую. Из современных актов Литовской метрики (Запис. кн. 85. л. 226, и кн. 88. л. 232; видно, что Ипатий в посл дствии возвел любимца своего в сан архипрезвитера Пинского, потом архимандрита Лаврашевского и Кобрынского. Аркудий однако, около 1613 г. возвратился в Рим и остальное время жизни своей провел там на службе при Ватиканской библиотеке . Из сочинений его, писанных на латинском языке в защиту Унии, известны следующие: 1) Antirresis, написанное против Апокризиса Христофора Бронского. 1598 г.; 2) De concordia Ecclesiae Occidentalism septem sacramentis, и 3) Opuscula aurea theologica quorumdam clarissim. Virorum graecorum circa processionem s. Sancti. 1629 г., перепечатанное потом римскою пропагандою.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

3. Симеон , первый царь Болгарский, «книголюбец», знаменитый покровитель просвещения († 927 г.), составил выбор из слов Златоустого, на славянском языке, назвав его Златоуструем; в его выборе 136 слов Златоустого (в Имп. пуб. библ. спис. XII век., в Б. Моск. Успен. Соб. XV в. 16. 65, в библ. Моск. дух. ак. ркп. 1574 г.). Чит. век Болгарского царя Симеона, соч. Палаузова, СПб. 1852 г. 4. Иоанн Экзарх Болгарский, или иначе, «строитель церковный Болгарския земли», при князе Симеоне. Он а) составил Шестоднев из сочинений Василия Великого , Севериана Гевальского и Иоанна Златоустог о, с прибавлением своих размышлений о создании мира. «Эти шесть рассуждений, говорит он в предисловии, не от себя мы составили, но в ином месте приводили точные слова из Шестоднева Василия, в другом только мысли его; точно так же пользовались Иоанном и другими». В том же предисловии труд посвящается Симеону: «Освети твое сердце Господи, царю великий, христолюбче Симеоне!» А в четвертом слове Экзарх укоряет остававшихся между славянами язычников, чего не могло быть при втором Симеоне – Романе, который притом только носил имя князя Болгарского, по не был и малым царем. б) Ныне известны четыре Слова – сочинения Иоанна Экзарха, из которых одно издано по рукописи XII века (Чт. Общ. Ист. 1848 г. 7), четвертое: о погребающихся в церкви, помещено в вел. Мин. М. Макария (под 16 ч. янв.). в) I. Экзарх перевел Богословие Дамаскина, или книгу «Небеса», Диалектику его, Грамматику. Последнюю переводил он так, что не только объяснял правила славянскими примерами, но и самые правила иногда изменял по духу Славянского языка. Он же без сомнения перевел и мелкие статьи Дамаскина – о месяцах и о книгах канонических (чит. Калайд. Иоанн Экзарх. М. 1825. Кирилл и Мефодий). Ему же надобно приписать и перевод Изборника, в 1073 году переписанный с переменами для князя Святослава: по списку Кирилло-Белозерскому в нем говорится: «великый в царех Симеон желанием зело вжела». Изборник по содержанию своему близок к богословию и диалектике Дамаскина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010