Лк.7:39 . Видев же фарисéй воззвáвый егó, речé в себе, глагóля сéй áще бы был прорóк, ведел бы ктó и каковá женá прикасáется емý: яко грешница éсть. Лк.7:40 . И отвещáв Иисýс речé к немý: Симоне, имам ти нечто рещи. Он же речé: учителю, рцы. (Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.) Сказал сам в себе, т. е. подумал. Пророк, т. е. особый посланник Божий, которому Бог сообщает Свои откровения и который, по Божию откровению, может знать сердца людей. Фарисеи не дозволяли себе никакого внешнего отношения к явным грешникам. Симон фарисей поэтому полагал, что и Иисус Христос, если бы был святым человеком, пророком, то узнал бы, что женщина, приблизившаяся к Нему, грешница, и удалил бы ее от Себя. Лк.7:41 . Иисýс же речé: двá должникá беста заимодáвцу некоему: един бе дóлжен пятиюсот динáрии, другий же пятиюдесят: Лк.7:42 . не имýщема же има воздáти, обема отдá. Котóрый ýбо ею, рцы, пáче возлюбит егó? Лк.7:43 . Отвещáв же Симон речé: мню, яко емýже вящше отдá. Он же речé емý: прáво судил еси. (Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.) Когда Симон фарисей, при виде подошедшей к Господу женщины грешницы, подумал: если бы Христос был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему; тогда Иисус Христос высказал (/рече) Симону притчу, которою довел его до того, что он невольно обвинил сам себя в том, что не так понял Господа, как следовало бы, и ошибочно подумал о Нем. (Что такое притча – чит. в объясн. 36 ст. 5 гл. и 4 ст. 8 гл.) Динарий это – еврейская монета, равняющаяся 20 коп., 500 динариев равняются нашим 100 руб., 50–10. Возлюбит – т. е. будет питать чувство благодарности, уважения и любви в знак своей признательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И тако архимандрит со священники и дияконы и со всею братьею преклоняются святителю. Святитель приим честный крест и целова л.252. его и паки рукою благословяет (чит. благословляет) архимандрита со священники и всю братию. И по благословении поведоша его в церковь честно Святыя Троицы. Он же, яко обычен (чит. обычай) есть святителем, начаша (чит. нача) святыя иконы целовати и ста на месте, иде же бе преже стояше архимандрит, и повеле священноиноку Пафнотию начати малую вечерню. И по отпусте входит в келию ва (чит. во) архимандричю, и тако от многа труда почи мало. По мале же времени и всеношное пение воздавше на херувимех седящаго (чит. седящему) Христу Богу нашему. И по совершении всенощнаго пения молебное пение совершив, и воду освятив, и своею печатию запечатав, еже послано бысть ко благочестивому царю. И божественну литогию (чит. литоргию) служа со всем освященным об. По скончании же божественыя литоргии идоша на место, иде же бе гроб преподобнаго отца Данила, и отверзше полатку и пойде внутрь ко гробу – с ним же пойдоша весь освященный собор – и виде преподобнаго Давила аки жива суща, и вся по чину, яже на нем, и прежде о том возвестишася. Святителю же зряще (чит. зрящу) преподобнаго, и глагола ту предстоящим: «зрите сего новаго исповедника и не прельщайтеся умом, будете ми, яко иногда свидетели пред царем, не един бо аз зрю сего светилника пресветлаго, но и вы вси зрите, яко нововозсиявшее солнце. Беяху (sic) же внутрь при гробе преподобнаго предстоящий (чит. предстоящии) л.253. детелие. Сие бо вашей любви хощу подщатися явственно исповедати, да не возревнует сердце ваше на мое худоумие, занеже предолжих (чит. предложих?) писанное сие и руководственое исправление. Первейши бо и начальнейший бо, иже Бога боящийся и царево повеление усердно исправляюще великое архиерейство имущии, смиренныи Иона, митрополит Ростовский и Ярославский. Инии же со святителем сослужители, иже с ним быша, Богом спасаемаго града Переяславля и иже имена тщуся явствено произявити, да не усумнительно будет сердце неразумных человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

И распространяюще место у гроба святаго, готовляше пришествие настоятелю – емуже в то время с передиреченными мнихами: со Иевом и Гаврилом в высоте стоящим – внезапу же падеся земля от десныя страны и обья по выю его. Настоятель же, видя велию нужду иконома, взя древо и сниде внутрь, аще бо и древностию одержим, не могий труды полагати, хотя иконома избавити л. 248. объятия земнаго, имаше бо землю и сыпаше в судно. Преже помянутый мних Иев и Гаврил свыше извну ужем судном землю влачаше и испрашняше (чит. влачаша и испражняша), по мале же времени опряташе (чит. опряташа) 1693 иконома. И обще приникнуше (чит. приникнуша) ко гробу преподобнаго и велий (sic) слезами просяще прощения, такожде и между собою любовно прощение сотворивше, и на всемогущаго Спаса, и на Пречистую Его Матерь, и на молитвы преподобнаго сего отца надеяся, отверзше гроб святаго и узреша мощи его яко миром помазаны. Одежда же святаго мало тлению предадеся; на главе же его скимный венець подобно быти яко нову, образ же лица его обращен на десную страну, зря церковь Святыя Троица, юже при себе созда. Десною ж [приб. своею] рукою мантию держа при ребрех своих; лице [лице] же его пренодобническими сединами об. украшено. Мы же, видевше толику благодать преподобнаго отца нашего Данила, от радости вопияху (чит. вопияхом): «Господи, Господи, Боже наш! Что Ти возможем принести противу благоутробия Твоего, или кими гласы воспоем тя, на херувимех седящаго, яко и по смерти угодшия Тебе яко живи нам предгаеши (чит. прелагаеши). Благодарим тя, преподобне отче нашь Даниле, яко не оставил еси нас сирых заблудити от пути истиннаго, но спал (чит. спасл) еси нас своим ныне явлением. И посем настоятель устроиша (чит. устрои) над мощьми гробницу древяную, и по чину вся добре устроив и 1694 учреди, и оболкшеся во освященныя ризы, и понахидное пение, и, довольно помолившеся, поклоняние сотворше. И тако осхавльше гроб преподобнаго и по л.249 . ствии укрепльше полатку, и разыдошася койждо во своя келии, славяще и бдагодаряще Бога, давшаго нам толику благодать рабом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

11 в три: в три или даже. 17 Далее: не д. чит. 28 по святой любви: любочестно. 23 γκρτων. 2181 он разослал их (акты). 2 страну и открыто возвестил и 3 заблуждения: мерзости. 4 яснее: весьма мудро (σοφς Епиф. м. б. σαφς? – ясно). 6 проливал. 7 сколько в нем было: добровольно. 12–15 Евфимии – в пречестном храме всесвятой и непорочной и всехвальной, благодатной Госпожи, 16 и истинно без лжи: неложно истинно. 21 преукрашенного пастыря и. 25–29 Далее – Максим: А святый Максим, приснопамятный, превосходнейший, всемудрейший, великий поборник истины и сомученик тех (вышеназванных святых), величайший и максим, 31–32 не д. чит. 34 μγιστος СМ Епиф. 219 2 его: коего 3 являет (буквально: выбрасывает, источает). 4–6 в который – у Бога: его кончины доныне, непрестанно сияющие всем и открывающие его дерзновение пред Богом. 7 и: о чем 8 (об этом): не д. чит. 10 достоверно: открыто 11 чуде. А: чуде, – а. 13 Схемарис. 14 бодрствуя: находясь на страже с своими. 15 не однажды, но часто. 16 всем. Мы же: всем, – мы же. 17 высоты: непроходимости. 18 недоступности: не д. чит. 20–22 происходившего тогда в тех местах: – итак св. Максим вместе с Анастасием его учеником. 23 Перберу. 24 упомянутую Лазику. 30 буду не д. чит. 32. σχημρεως 33 βιζ 34 περβρ λαζικ. 2201 будущее о Господе: не д. чит. 7 вышеприведенное: предлежащее (т. е. посылаемое). 8–9 и притом – произошедшее: вернее же – богоначертанное письмо вместе с приложенными к нему. 11 из той же самой третьей ссылки – Лазики. 12 и имеем: не д. ч. 13 знаменательным: не д. ч. 15–19 тонкими – останками: святыми древками и другими его, также собственноручно написанными, как после страдания так равно и прежде страдания, книгами и томами многочисленнейших трудов его и собственноручных сочинений, – как истинно священный и святые сокровища и останки. 20 священное письмо нам истинно ничтожнейшим Феодосию 22 монахам: братьям (т. е. монахам), чрез авву Григория, игумена монастыря 24. Батарару: Ветараруос (Bεtaρaρoως), в святое Христа Бога нашего воскресенье (668 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Твое же слово, благочестивый государь, бысть ко мне: повеле (чит. повели) воспросити ми, подавшаго тебе об. государю начертание, кого волят ко свидетельству мощей преподобнаго. Аз же твое царево повеление со усердием исправих – старца иконома воспросих, он же глагола ми, дабы послали мощи преподобна свидетельствовали смиреннаго Иону, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго; поведает же той старец велию веру его имуща к киновии Пресвятыя Троицы и к преподобному Данилу». Благочестивый же государь-царь, услышав глаголы сия, и глагола святителю: «дай же тому иконому грамоту общую от нас, да даст ю Ионе митрополиту, он да почтится (чит. потщится) и исправит повеление наше и преподобнаго отца Данила мощи да свидетельствует, патриарх же да исполнит царево повеление». И исправл написание и даде иконому. л.251.  Он же приим благоговейно и со усердием, и немедленно устремися ко граду Переяславлю и нимало закоснев во обитель преклонися, и к богоспасаемому граду Ростову приспе месяца ноябрия 1696 в 20 день, и тамо от святителя в дому его благословению сподобляется. Давшую ему написанную от царя и от архиерея епистолию радостно прочте и глагола ему подавшаго епистолию 1697 : «се готов есмь ваше желание совершити». Святитель же Иона митрополит, ни мало закоснев и не медля, оставляет Ростов и касается Переяславлю граду и прииде во обитель Святыя Живоначалныя Троицы месяца того же в 27 день. Тоя же обители об. мандрит Тихон, видя святительский приход, и тако со священники оболкшеся еже во освященическую (чит. священическую) одежду и дияконн устроиша со благовонны[ми] 1698 кадилы. Настоятелю же взеше (чит. вземше) честный крест, священником же и иноком, последствующим и великим звоном 1699 , настоятелю священнодияконом же пред честным крестом вкупе грядущим и обращающеея кадяще честный крест, святителю же вшедшу во святыя врата, и нача кланитися (чит. кланятися) святым нконам. Священнодияконом же покадившим святителя трижды, святитель же благословля (чит. благословляет) рукою своею на обе страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Обретоша же многоцелебныя мощи его месяца ноября во 18 день, на памя[ть] святых мученик Платона и Романа. И в почесть преподобному отцу настоятель, и священницы, и вся собранная братия устроиша в навечери (sic) у гроба преподобнаго пети понахидную служьбу. На утрони же совершается божественая служба литоргия со всем освященным собором и братию неоскудною пищею препокойти и приходящии упокоити, такоже многою пищею покоити (sic). И по учрежении братии настоятель и иконом снидошася на собор во едину келию и начаша писания строити ко благочестивому царю яже о пренодобнем, и написанием (чит. с написанием) вскоре уклонися иконом к об. граду Москве, и написание давше в руце святейшему патриарху. Он же с радостию приим и прочте и. И сотвори совет сыну своему, благочестивому царю; царь же повеле воспросити, кого волят ко свидетельству мощем преподобнаго. Святитель же, слыша от царя, и воспроси подавшаго ему писание: «се бо ми царь повеле воспросити тя, кого волите ко свидетельству, – архиерея или архимандрита, или единаго кого от игумена (чит. от игумен)?» Старец же иконом глаголя (чит. глагола): «владыко святый, воля твоя да будет, аще волиши, посли, преосвященный владыко, единаго от святителей». Патриарх же к нему глаголах (чит. глагола): «старче, превыше мера хощешь сотворити дело сие, и велико будет истощание обители». Подавый же писание рече: «владыка пресвятый, воля Бога вышняго да будет». И паки святитель глагола: «коего желаеши да исполню хотение сердца твоего л.250. и пошлю святителя». Старец же рече: «владыко святый, и аще волищи, великий архиерее, посли сына своего смиреннаго Иону, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, зело бо веру имеет ко обители Пресвятыя Троица и преподобному отцу Данилу 1695 . Святитель же, сие слышав от старца, совет сотвори к сыну своему, благочестивому царю, глагола ему: «благочестивый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русий (чит. Русии) самодержец, града Переаславля, пореклому Залесково, киновий (чит. киновии) Пресвятыя Троицы, иде же лежат мощи великаго в чюдесех и пресланнаго и богоноснаго отца нашего, игумена Данила, – тоя бо обители старец иконом Никита, подав тебе государю-царю написанная чюдеса, яже быша от преподобнаго отца Данила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Итого в постоянные пособия выписана сумма 1248 ,, б) пособия единовременные:: 1) Вдове помощника инспектора Новгородской семинарии Вере Белявской 2) Бывшему профессорскому стипендиату, а ныне помощнику инспектора Московской семинарии С.И. Голощапову 3) Вдове священника Андреевской, при 4-й Московской гимназии, церкви, Иоанна Виноградова (кандид. выпуска 1895 г.) – Анне Виноградовой 4) Заштатному священнику Сергею Виноградову Итого в единовременные пособия выдано в) пособия заимобразные: 1) Священнику Московской Космодемьянской, на Тверской, церкви, о. Сергию Лебедеву на лечение 2) Профессорскому стипендиату помощнику инспектора Московской духовной семинарии С.И. Голощапову (сроком на 1 год) Итого в заимообразные пособия выдано —68— д) особые расходы: 1) Делопроизводителю Комиссии Η.И. Кедрову на канцелярские и почтовые расходы и прочие мелочные нужды 2) Затрачено на покупку одного 5% закладного листа Государственного Дворянского Банка с купоном май 1909 г. за 03836 3) Уплачено в контору Государственного Банка за хранение принадлежащих комиссии %-х бумаг (по распискам за 406841, 420956, 492111, 500284, 541237) и обмен купонного листа Итого в особый расход выписана сумма 1051 ,, Итого всего за 1909 год выписало в расход 2679 ,, За вычетом из суммы прихода 3425 р. 43 к. суммы расхода 2679 руб. 57 коп. в кассе Комиссии на 1-е января 1910 г. состояло: процентными бумагами 28400 р. наличными деньгами Примечание. Процентные бумаги находятся на хранении в Государственном Банке по распискам оного, а наличные деньги в главной Сберегательной кассе по книжке Комиссии за 85686 и из них производятся текущие расходы. 1 Едом и Адам одного корня (быть красным) с адама – земля, почва, красноватая земля (см. Onomastica Sacra ed. Lagarde). 2 В начале стиха чит. и согл. мн. греч. Мар Конст Ал поздн. Не чит. 03 Мир. отвещав же Асс. 1-е ему чит Кнр. согл. мн. греч. но слав. не чит. Кнр. чит λγει, но все επεν. Мар Зогр Мир оп. и после Господь мой – очевидно по ошибке гомиотелевтона. Нек. лат. приб. tu es, а D on .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—271— 125 взьмь) и Тому, блаженче (99 преблажене, 25 блажене), сраспялся ecu (99 сраспятся, 125 спропяся, др. спротивяся? 98 распялся): благословите (в тип. этим словом кончается стих), поя, дела Господня (98. 211. 213 не чит.) Господа, – 88. 211. 213 приб: и превозносите Его во веки. Устранившись всякого смертоносного удовольствия, блаженный, ты соделал всего себя безукоризненным зеркалом божественным: благословите, (воспевая), Господа (все) дела и превозносите Его во (все) веки. Акр. ξ – ενθες. Ркп. и печ. чит. μλπων, кроме Вен авг. – Вм. κηλδωτα СМ. в прочих κηλδωτον. Вм. θεον 292 πρς? Прочее ср. к предш. стиху. Слав: Устранився (99 вустранися, переставляя этот стих на место первого, а первый – сюда, – 125 странен быс) всякие (125 всея) сласти (99 страсти), блаженне, смертоносные (99 смртьные), тебе (98. 211. 213 себе, 99 сам ся, 125 оп. 126 самого) соделал ecu (99 седея, 125 др. седела) всего (тип. все) нескверно 99 нескверяньно, 125 нескврьняно, др. нескврьнено 98 несквернено) зерцало (99 зрчало 125 зрьчало) божественное (98. 211. 213 нет 99 бжие), поя: благословите вся дела. (Тип. только: блгте...) Господня Господа (98. 211. 213 этих слов не имеют, но прибавляют и превозносите Его во веки). Необузданного тирана нечестивой жестокости не устрашился ты, но как непоколебимая крепость православия устоял непреклонно: благословите, (воспевая), Господа (все) дела и превозносите Его во (все) веки. Акр. – πηνος. Вм. δυσσεβος т. е. τυρννου СМ. печ. авг. и ркп. греч. и слав. чит. δυσσεβ т. е. μτητα Аф. и Кон. янв., что лучше. Вм. κλνητος, СМ и печ. авг. чит. κρδαντος ркп, и печ. янв. Вм. μτητα ркп. 291 μτητι. Вм. μλ πων печ. авг. и ркп. чит. κρζων печ. янв. и др. вар. см. прим. к предш. стихам. В тепер. слав, и 98. 211. 213 этот стих пропущен, но в типогр. читается так: 99 Соурова мчтля (125 безоумью томителевоу) злочьстивая (125 и др. нечьстивого в обеих соотв. δυσσεβ) соуровьства не оустрашися (125 не оужасеся). н (125 но) яко стлб (125 —272— стлеп) став (125 ста) непреклоньн незыблем (125 и непоколебьемый, др. непоколеблен правоверья. блгте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель же, ревнуя по Господе л.255. Вседержителе, больма 1703 хотя преславити угодника Божия, вземше трупия (sic) гробнаго и давше человеку тому, он же со благоговением приимаше и дая козловательным (sic) человеком. Оле, чюдо пресдавно и удивлению достойно! В той част, уцеломудришася и бяше остроумнии, яко же и проччий (чит. прочии) человецы. Они же видяше збывшееся на себе благоутробие Божие и святителю сами 1704 возвестиша исцеление свое. Святитель же повеле звонити во вся канбаны (чит. кампаны). По времени же доволне сотвори святитель преподобному неколико метание, и по получению прощения входит в церковь Пресвятыя Троицы, и по подобию став на своем месте, и глагола всем, иже ту предстоящим: «днесь бо нам царево повеление исполнишася, об. но и ныне молю вашу любовь: почтитеся (чит. потщитеся) возвестити ми яже преже бывших чюдес преподобнаго отца Данила, да с написанными чюдесы послю аз епистолию ко благочестивому царю». И предстоящии же реша ему различная чюдеса преподобнаго. Святитель, все исправив добре и написав епистолию, и посылая предиреченнаго мниха Никиту ко благочестивому царю, к царствующему граду Москве. А сам святитель устремися путным шествием ко граду Ростову, иде же бе прежде. Иконом же Никита по пристижению царствующа града Москвы написанную от святителя епистолию вдавше в руце святейшему патриарху. Патриар (чит. патрпарх) же по прочтении сотвори совет к сыну своему, благочестивому царю и (чит. о) написанной епистолии и о чюдесех преподобнаго отца л.256. Царь же, слышав сие, повеле многих ради чюдес преподобнаго над мощьми его церковь строити плинфенную и вапами 1705 украсити ю и завещав многих ради добродетелей преподобнаго отца Данила праздновати дважды в году: первое – на преставление его ко Господу Богу, второе – на обретение честных и многоцелебных мощей его, благодатию и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же слава ныне и присно и веки веков. Аминь. Во окрестных странах преславнаго царствующаго л.88 . града Москвы, во граде Переславле, пореклом Залескии, того же града бе некто человек, именех Иоан Андреев, саном сын болярскои, житие имея измлада непорочно и богоугодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Не без цели, несомненно, упоминается и об отце Анны и о колене, из которого происходил ее отец. Отец ее, вероятно, чем-либо был известен; колено же Асирово отличалось кротостию и миролюбием ( Быт.49:20 ). При храме Иерусалимском, в зданиях, окружавших его, жили вдовы, посвящавшие себя на служение Богу и проводившие время в молитве и некоторых трудах для храма. В число их вступила Анна, и вела жизнь праведницы. Дух Святый, открывший Симеону, что Младенец Иисус есть Мессия, открыл это и Анне, и она, исполнившись радости, излила свою душу в хвалениях к Богу (/исповедашеся Господеви, – славила Господа) и глаголаше, (говорила) о Нем, вероятно, в том смысле, как и праведный Симеон, всем ожидавшим явления Спасителя, – избавления чрез Него от греха и следствий греха (Чит. объясн. 68 ст. 1 гл.). Зач. 8-е. Возвращение св. Семейства в Назарет. Двенадцатилетний Иисус в храме в Иерусалиме и затем в доме Иосифа в Назарете. Лк.2:39 . И яко скончáшася вся по закóну Госпóдню, возвратишася в Галилéю, во грáд свóй назарéт. (И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.) Яко скончашася вся (когда Мария и Иосиф совершили все) по закону Господню, т. е. обряд очищения Марии и посвящения Господу младенца Её Иисуса (Чит. ст. 22–24). Возвратишася (возвратились) в Галилею. Святое семейство возвратилось в Галилею не прямо после сего обряда, а, как повествует еванг. Матфей, после бегства во Египет ( Мф.2:23 ). По совершении всего по закону Господню в Иерусалимском храме (ст. 29), Иосиф намерен был возвратиться в свое постоянное местопребывание – в Назарет; но, вдруг получив повеление от Ангела ( Мф.2:13 ), совершил, вместо сего, путешествие в Египет и уже по прибытии оттуда, возвратился в Назарет. Еванг. Дука, как сказано выше (1 ст.), опускает путешествие святого Семейства в Египет. Подобный способ повествования нередко замечается у священ. писателей (Чит. Деян.9:26 ; Гал.1:17–18 ). О Галилее и Назарете чит. объясн. 26 ст. 1 главы. Лк.2:40 . Отрочá же растяше и крепляшеся дýхом, исполняяся премýдрости: и благодáть Бóжия бе на нéм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010