Сохранилось еще одно свидетельство, подтверждающее, что Дмитрий Честной родился в 1804 г. На обороте одного из писем Аввакума из Китая есть запись, сделанная неизвестным лицом: «1869-го года. Для памяти. 1). Брат наш отец Архимандрит Аввакум родился 1804-го года в феврале месяце, – в миру Димитрий Честной. По окончании Академического курса 1829 года ноября 19-го дня, постриженец Александроневской Санкт-Петербургской Лавры». Далее в записи приводятся сведения о брате Дмитрия – Алексее Честном. «Многочисленные подробности свидетельствуют о том, что автор хорошо знал и самого Аввакума и его семью, поэтому следует признать наиболее вероятной датой рождения Дмитрия Честного февраль 1804 г.» , - такой вывод делает С. А. Васильева. Место рождения о. Аввакума из существующих источников также не совсем ясно: «Русский биографический словарь» называет «погост Родик» Осташковского уезда Тверской губернии. Но населенного пункта с названием Родик в Осташковском уезде не было. По-видимому издатели Словаря по недосмотру пропустили опечатку. И.П. Соколов, уроженец Тверской губернии, в статье, посвященной о. Аввакуму (1899 г.), приводит правильное название: «погост Рожок» того же Осташковского уезда. И действительно, существовал погост Рожок, расположенный в 30 верстах от Осташкова на озере Селигер, по правую сторону Старорусского тракта. В этом небольшом, но имевшем церковь погосте, и родился Дмитрий Честной. Следующие сведения о Дмитрии Честном относятся к 1817 году. Он упоминается в списках, присылаемых из уездных училищ в Тверскую духовную семинарию, в числе «поступивших в высшее отделение низшаго отделения». . На этом листе не указано уездное училище, представившее сведения, но предыдущая запись содержит данные об учениках Старицкого уездного училища, а написана она тем же почерком и на такой же бумаге, что и интересующая нас. Затем Дмитрий Честной упоминается в «Годичной ведомости о учениках Старицкого духовного уездного училища за 1818 г.» В списке высшего отделения первым номером значится: «Дмитрий Честной Старицкого уезда села Бабина священника Семена Димитриева сын. Лет – 14, поступил в ученики – сентября 1-го дня 1815 года, поведения честного, способностей хороших, прилежания изрядного, успехов очень хороших» .

http://pravoslavie.ru/41044.html

18 . Архиепископ Казанский и Свияжский Афа­насий (в миру Андрей Григорьевич Соколов; 1801–1868) – выпускник Санкт-Петербург­ской духовной академии (1825), ректор Чер­ниговской (1830–1832), Тверской (1832–1838) и Санкт-Петербургской (1828–1842) духовных семинарий. Епископ Томский и Енисейский (1841–1853), архиепископ Иркутский и Нерчинский (1853–1856), Казанский и Свияжский (1856–1866). 19 . Архиепископ Казанский и Свияжский Ан­тоний (в миру Яков Гаврилович Амфитеатров; 1815–1879), почетный член Императорской академии наук. Выпускник Киевской духовной академии, ректор Киево-Софийского духов­ного училища (1840–1845), ректор Киевской духовной семинарии (1845–1851), ректор Киевской духовной академии (1851–1858), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1858), епископ Смоленский (1859– 1866), архиепископ Казанский и Свияжский (1866–1879). 20 . Митрополит Палладий (в миру Павел Иванович Раев, 1827–1898) – выпускник Ки­евской духовной академии (1852), инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1862–1864), ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1864–1866), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1866–1869), епископ Вологодский и Устюжский (1869–1873), епископ Там­бовский и Шацкий (1873–1876), архиепископ Рязанский и Зарайский (1876–1882), архиепи­скоп Казанский и Свияжский (1882–1887), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1887–1892), митрополит Санк­т-Петербургский и Ладожский (1892–1898), первоприсутствущий член Святейшего Синода. 21 Архиепископ Казанский и Свияжский Павел (в миру Петр Васильевич Лебедев; 1827– 1892) – выпускник Санкт-Петербург­ской духовной академии (1853), инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1859–1861), ректор Смоленской духовной семинарии (1861–1866), ректор Санкт-Петер­бургской духовной семинарии (1866–1868), епископ Выборгский, викарий Санкт-Пе­тербургской епархии (1868–1869), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1869–1871), архиепископ Кишинев­ский и Хотинский (1871–1882), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1882–1887), архиепископ Казанский и Свияж­ский (1887–1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Колосов Иванродился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Михаил Максимов, дьячек; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Телепнево, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 2 об.). Колосов Павел, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Осип Иванов, пономарь; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ивановское, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 9 об.). Копьев Владимир, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Александр Семенов, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Куритниково, Борисоглебская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 27 об.) . Копьев Николай, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Александр Симеонов, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Куритниково, Борисоглебская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 13 об.). Копьев Яков, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Александр Семенов, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Куритниково, Борисоглебская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 2 об.). Крылов Александр, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Петр Григорьев, диакон; Московская губерния, Клинский уезд, село Тешилово, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 27 об.). Крылов Александр, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Павел Иванов, дьячок; Московская губерния, Рузский уезд, село Борзецево, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 14 об.). Крылов Василий, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец:Андрей Евфимов († до 1866 г.), пономарь; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Буйгород, Богоявленская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 8 об.). Крылов Николай, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Василий Евграфов († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Синьково, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 5 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Я выразился, что он болел чутъем. Куда идти, что делать, чтобы излечить, оздоровить жизнь от тех язв, которыми так запружена жизнь. Я вспоминаю эпизод, который был рассказан Каблуковым. Когда профессор Булгаков делал свой доклад, где он призывал духовенство сплотиться в боевую рать, Михаил Семенов наэлектризовано заявил: «Я только что сдал в редакцию статью, совершенно такую же, как Ваш доклад, С Н , но когда я вслушался в Ваш доклад, в речь свою, но сказанную другим человеком, мне стало страшно себя и я отрекаюсь от своих слов. Передо мною встал Христос, и я чувствую, что я не со Христом». Вот потому я и выражаюсь, что он болел чутьем. Он себя спрашивал, со Христом ли он. Говоря о прокаженной земле, говоря о светлом будущем человечества, веруя это светлое будущее человечества, мистически, молитвенно, Михаил Семенов достойнейшим образом записал себя в достойные представители этого светлого будущего человечества. Я кончу свою краткую речь лишь простой формулировкой: «Михаил Семенов – борец с проказами и гнойностью земли помер от гнойного заражения всего организма. Михаил Семенов – вдохновенный пророк наших дней – Михаил Семенов был крестоносцем и этим крестоносцем он завершил свою жизнь, как подзаборный и бездомный бродяга нашей русской жизни». Председатель Нам сейчас было бы весьма желательно выслушать спокойное слово владыки Иннокентия 309 , рукополагавшего еп. Михаила. Но аудитория сейчас несколько утомлена и, может быть, желательно сделать перерыв. Тогда только на 10 минут, причем гг. действительных членов я просил бы не забыть подать свои баллотировочные листки. Перерыв. Мы продолжим наше заседание, и слово сейчас будет принадлежать владыке Нижегородскому старообрядческому Иннокентию. Вл Иннокентий До 1906 г. я архимандрита Михаила, профессора Петербургской духовной академии, знал только по его сочинениям и по газетным отзывам, и только в 1906 г. летом он приезжал в Н. Новгород, где читал две лекции: одну против Ренана, а другую о социализме. На лекции о социализме присутствовал и я, так как лекция эта была публичная.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Немногим ранее Совет по делам РПЦ предложил ликвидацию Полоцкого монастыря, и уполномоченный по БССР Семенов поддержал это предложение, подчеркнув, что «Полоцкий монастырь не приспособлен для монастырских целей: не имеет ограды и находится на территории военного городка» . В своем же докладе о монастырях Семенов отметил, что легче будет закрыть Полоцкий женский монастырь, так как для этого имеются более веские мотивы, чем для закрытия Гродненского женского монастыря, а тем более Жировицкого мужского. Уполномоченный подчеркнул, что для закрытия Полоцкого монастыря также необходимо будет решать вопрос о переселении 48 монахинь, большинство из которых были преклонного возраста, нетрудоспособные и больные. Был предложен вариант — часть монахинь, которые ранее проживали в Полоцке, переселить к родственникам, а 10–15 монахинь переселить в Гродненский монастырь. Правда, Семенов предположил, что против такого переселения будут возражать «гродненские товарищи». Республиканский уполномоченный в конце своего доклада о монастырях сделал вывод: «Следовательно, если ставить вопрос о закрытии монастырей, то более подходящий в этом отношении Полоцкий женский монастырь. В связи с этим требуется дополнительное изучение возможности размещения монашек по квартирам их родственников, проживающих в гор. Полоцке и его окрестностях» . В марте 1959 г. уполномоченный Семенов получил из Москвы сообщение от заместителя председателя совета П. Г. Чередняка о том, что к нему будет направлен сотрудник совета для решения вопроса о сокращении монастырей и согласования с республиканскими органами. Семенову было рекомендовано подробно изучить состав монашествующих для дальнейшего их определения . На совещании белорусских уполномоченных в мае 1959 г. Семенов сообщил, что руководство БССР поддержало ходатайство гродненских областных организаций о закрытии местного женского монастыря. Совет по делам РПЦ не возражал против закрытия, все материалы были отправлены в Совет Министров БССР для практического решения этого вопроса . В 1959 г. республиканский уполномоченный выезжал в Жировицкий мужской монастырь для изучения возможности переселения туда монахинь в связи с намеченной ликвидацией гродненской обители . Согласно решению Совета по делам РПЦ, было намечено закрыть Гродненский монастырь в 1960 г., а монашествующих переселить в Жировицкий монастырь. Но дата закрытия монастыря еще не была окончательно согласована «в инстанциях» .

http://bogoslov.ru/article/6177573

Игнатий, архиепископ Воронежский и Задонский (Семенов Матфей Афанасьевич ) Родился 5 августа 1791 года в селе Покшеньге Пинегского уезда Архангельской губернии в семье бедного пономаря. Детство его проходило в постоянной нужде и лишениях. Однако бедные материально родители его были богаты духовно и воспитывали своего сына в духе благочестия. Уже в младенческом возрасте в нем была замечена особая любовь к храму Божию. Как рассказывал впоследствии сам преосвященный, «мать при всех недосугах принуждаема была плачем дитяти нести его в церковь , когда там совершалась служба, и держать на руках до тех пор, пока она кончится». Вместе с отцом он проводил в церкви целые дни, часто там и засыпал. Мальчиком он читал и пел на клиросе и даже иногда по поручению своего деда-священника читал поучения. Когда пришло время поступать ему в училище, родители не хотели расставаться с сыном и ввиду крайней нужды просили местного преосвященного епископа Парфения определить их сына в соседний приход причетником (дьячком, псаломщиком – прим. ред.). Но преосвященный Парфений, взглянув на мальчика, сказал: «Я вижу, что мальчик с дарованиями и хочет учиться». Так юный Матфей был определен в семинарию. Вскоре Матфей Семенов стал одним из лучших ее воспитанников. Кроме обязательных уроков в семинарии, он занимался самообразованием, читал много книг, писал сочинения и с одним из лучших своих товарищей критически их разбирал. Начальство семинарии обратило внимание на талантливого ученика. В 1808 году, когда он был еще в философском классе, его назначили лектором, а затем учителем французского языка в семинарии. В 1811 году Матфей Семенов окончил семинарию и был назначен учителем греческого языка и всеобщей истории в Архангельское уездное училище, а с 1814 года начал преподавать еще Священную историю, географию и катехизис. В 1815 году Матфей Афанасьевич Семенов был назначен инспектором уездного и приходского училищ. Ревностно принялся он за порученное ему дело и зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Он был строгим воспитателем, но воспитанники уважали и любили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской духовной семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших ее классах. В 1811 году он окончил семинарию. 25 января 1812 по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов определен учителем греческого языка и всеобщей истории Архангельского уездного духовного училища. Одновременно он исполнял обязанности иподьякона при архиерейских служениях. 26 сентября 1813 года в дополнение к учительской должности Семенов был определен инспектором Архангельских училищ. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис. 14 июля 1816 года Матвей Семенов перемещен на должность профессора греческого и французского языков Архангельской духовной семинарии. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был произносить проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на М. Семенова была возложена хлопотная и ответственная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все должности будущий архипастырь исполнял «с неутомимою деятельностью, полною отчетливостию и с совершенным усердием». 25 июля 1820 года в Архангельском монастыре во имя Архангела Михаила ректором духовной семинарии архимандритом Павлом (Моревым) Матвей Семенов был пострижен в монашество и наречен Игнатием, в память священномученика Игнатия Богоносца . 1 августа инок Игнатий произведен в иеродиакона, 15 августа – во иеромонаха. Преосвященный Иосиф (Величковский) с благословения Св. Синода 3 февраля 1821 года возвел Игнатия в сан игумена и назначил настоятелем Николаевского третьеклассного монастыря 1 . Прекрасное знание Игнатием греческого языка стало известно в северной столице и первого марта 1821 года он был перемещен на должность бакалавра греческого языка Петербургской духовной академии, куда прибыл 11 апреля. 12 июля того же года Игнатий выдержал экзамен и вскоре был утвержден в степени магистра богословия, а 26 июля занял в академии кафедру богословских наук Одновременно он был назначен библиотекарем академии, где проводил все свободное время и привел книжное собрание в образцовый порядок 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Господь да управит дело ко благу святой церкви. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Марта 16, 1866 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1866 г. I отд. 2 ст. 395. 182. Поздравление графа Д. А. Толстого с праздником Св. Пасхи в 1866 году 29 Марта 1866 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Христос Воскресе! Радуйтеся о Нем; и радость Его да будет новою силою для вашей жизни. Благодарю за Ваше общение со мною в сей радости. Ранее приветствовал бы я Вас, но изнемог, так что великие дни принужден был провести не с великою церковью, но в моей домовой церкви, и то с трудом. По той же причине и на всемилостивейшие слова Государя Императора и Государыни Императрицы не довольно поспешно только ныне ответствую. Покорнейше прошу поднести Его Императорскому Величеству препровождаемое при сем мое всеподданнейшее письмо. Благословение и милость Господня да пребудет с Вами. Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Марта 29, 1866 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1866 г. I отд. 98. 183. Письмо Митрополита Филарета с изъявлением верноподданнических чувств по случаю избавления Государя от опасности 4 Апреля 1866 года 6 Апреля 1866. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Благословен Бог и дивен Бог в избавлении Государя Императора от опасности. Желаю со вверенным мне духовенством представить Его Императорскому Величеству наши верноподданнические чувства в всеподданнейшем письме 154 . Ожидаю, какое разрешение о сем получит генерал-губернатор для других сословий. Верноподданническое чувство в сильном движении и одушевляется религиозным; после благодарственного соборного молебствия в кафедральной церкви Чудова монастыря, народ просил, чтобы оно повторено было на Кремлевской площади, что и исполнено. Потом, по желанию также народа, совершено молебствие пред Иверской часовней, и как здесь местность мала, то просили совершить молебствие на Красной площади, что и разрешено мною. Ныне купечество изъявляет желание, чтобы в один из следующих дней совершено было благодарственное молебствие на Красной площади, против памятника Минина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ) Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ) Благословенный (12.12.1777, С.-Петербург -19.11.1825, Таганрог), имп. Всероссийский (с 12 марта 1801). Старший сын имп. Павла I Петровича и императрицы Марии Феодоровны. Современники А. отмечали такие черты его характера, как «христианское смирение и величавость», мягкость, скромность, любознательность, впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние. Биографы А. писали, что он обладал твердым, решительным, но скрытным характером, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью. А. воспитывался под руководством бабки, императрицы Екатерины II , к-рая пригласила к нему образованнейших наставников и учителей. Воспитателем буд. императора был швейцарец Ф. С. Лагарп - философ, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам, законоучителем и духовником - прот. Андрей Самборский, долгое время служивший при рус. посольстве в Англии, в числе учителей также состояли писатель М. Н. Муравьёв и географ П. С. Паллас. В 1793 г. А. вступил в брак с принцессой Луизой Марией Августой Баденской (1779-1826), нареченной в Православии Елизаветой Алексеевной. У них родились 2 дочери - Мария (1799-1800) и Елизавета (1808-1810). A. взошел на престол в результате переворота - убийства в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павла I недовольными его политикой заговорщиками из среды гвардейского офицерства. В манифесте 12 марта 1801 г. A. объявил, что будет управлять «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великой». Он восстановил отмененные Павлом I «жалованные грамоты» дворянству и городам, освободил дворянство от телесных наказаний. Была упразднена Тайная экспедиция, освобождены ок. 1 тыс. заключенных и ссыльных, возвращены на службу до 12 тыс. опальных чиновников и военных, специальный указ запретил применение пыток во время следствия.

http://pravenc.ru/text/64316.html

Павел Божанов – из Архангельской Семинарии в октябре 1800 года. Студенты Иван Барановский, Иван Двинов, Алексей Зайков и Василий Афитвенский – из Тверской Семинарии в декабре 1800 года. Андрей Атеницкий – из Костромской Семинарии в декабре 1800 года. Ученики нижнего грамматического класса: 43 ученика. Обучались: 1) латинской этипологии, 2) российской грамматике, 3) катихизису. Обучены: 1) читать и писать по-русски и 2) по-латински. Поступали из Семинарий Астраханской, Александро-Невской Академии, Московской Академии, Тверской, Архангельской, Казанской, Владимирской, Смоленской, Ярославской Семинарий, Киевской Академии. Ученики Русского класса: 19 учеников. Учили: 1) российскую грамматику и 2) по-русски писать. Умели: 1) читать по-русски». В 1800 году в армейской семинарии было 109 учеников и почти все из семей военного духовенства. Следует отметить, что в армейскую семинарию поступали далеко не все желающие и имеющие на то право как в 1800, так и в последующие годы. Так, в письме к епископу Смоленскому Димитрию от 30 января 1801 года от имени обер-священника армии и флота П. Я. Озерецковского сообщается: «Из присланных из Епархии Вашей учеников не все по усмотрению моему оказались способными обучаться в Армейской Семинарии; а потому ненадёжные отправлены будут мною обратно при сообщении в Вашу Консисторию с тем, чтоб они навсегда оставались в Епархии Смоленской». Некоторых не принимали в семинарию из-за возраста (сын полкового священника Елисаветградского гусарского полка Роговского – сын Стефан, 20 лет). В письме в Минскую духовную консисторию от 25 июля 1801 года сообщается о том, что семинарист Терентий Федорович «по летам своим оказался неспособным продолжать учение в оной Семинарии». И в феврале 1801 года в Смоленскую епархию были возвращены 16 человек, не способных обучаться в армейской семинарии. 14 февраля 1801 года в Воронежскую духовную консисторию отправлено уведомление о том, что мест в армейской семинарии уже нет. Подобные уведомления были направлены 18 февраля 1801 года в Новороссийскую и Нижегородскую духовные консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010