Так исполнилось видение Порфирия, в котором он видел Господа, дающего ему хранить Свой Крест. Прошло три года после того, как преподобный Порфирий был поставлен в пресвитеры. В это время в городе Газе преставился епископ, именуемый Эней. Верные из жителей Газы пришли вместе с клириками в Кесарию Палестинскую 1637 к митрополиту, под ведением которого была Газа, блаженному Иоанну, моля его дать им епископа, могущего словом и делом сопротивляться идолопоклонникам, которых в Газе было очень много. Митрополит Иоанн, заповедав всем пост, молился Богу, чтобы Он указал ему мужа достойного и способного к тому делу; и было ему открыто в видении о преподобном Порфирии, пресвитере Иерусалимском, хранителе Животворящего Древа. Тотчас же митрополит написал послание к святейшему патриарху Иерусалимскому, в котором он просил послать к нему отца Порфирия, не говоря, однако, о причине такой просьбы. Патриарх же, призвав Порфирия и показав ему письмо митрополита, повелел ему идти в Кесарию. Сперва преподобный Порфирий усомнился, а потом сказал: – Да будет воля Господня! Потом, вышедши от патриарха, он сказал своему ученику: – Брат Марк, пойдем и поклонимся святым местам и Древу Честного Животворящего Креста: ибо мы не скоро его увидим. Ученик сказал: – Почему ты так говоришь, отче; я думаю, что ты пробудешь в Кесарии не более одной седмицы? Святой отвечал: – В прошедшую ночь я видел Спасителя, сказавшего мне: «отдай Мне сокровище (Древо Крестное), которое Я положил у тебя: ибо Я хочу сочетать тебя с невестой, правда убогой и отверженной людьми, но добронравной; а ты, взяв ее, укрась, чтобы она забыла прежнюю нищету свою, ибо хотя она и бедна, но не чужая Мне, искренняя сестра Моя. Смотри же, чтобы взяв ее и строя дом, ты не приобрел что-нибудь неправдой или хищением или беззаконно: ибо и Меня прогневаешь сим, и ее оскорбишь. Надейся и не малодушествуй, и все тебе будет послано, откуда и не ожидаешь». Вот что возвестил мне Господь в ночном видении, и я боюсь, как бы не было наложено на меня бремя чужих грехов, когда я имею множество своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Ливадийском храме совершались важные события, как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году старом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой Иоанн Кронштадский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Фёдоровной… Сам Николай II и его мать императрица Мария Фёдоровна собирались провести обряд венчания сразу же после миропомазания. Но этому воспротивились родственники. Они считали, что брак императора – акт государственного значения и должен осуществиться в столице со всей присущей этому событию торжественностью. А будь Николай II настойчивей, в скромной Ливадийской церкви появилась бы новая русская императрица Александра Фёдоровна. После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В те времена только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий. Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо неё панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживёт и украсится заново. Так оно и случилось. В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились богослужения. Конечно, возрождение храма шло медленно: иконостас сначала был фанерным, затем появился дубовый аналой, на котором воспроизвели резьбу мраморного обрамления старинных дверей. Слева и справа от отреставрированного алтаря встали резные дубовые киоты для главных икон: Божией Матери «Державная» и Святого Иоанна Кронштадского. По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003. Крестовоздвиженская Церковь в Ливадии  — это дворцовая церковь при Ливадийском дворце, которая по желанию императрицы Марии Александровны была освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Построенная при Александре II, она была задумана как сокровищница и хранилище религиозных реликвий Российского императорского дома; была заложена 8 (21) сентября 1862 г. и строилась по проекту профессора архитектуры И.А. Монигетти.

http://sobory.ru/article/?object=01386

В архитектурном отношении церковь интересна сочетанием русской apxumekmypы XVII в. с элементами классицизма, появившимися после перестроек. Рядом с церковью проводилась ежегодная Борисоглебская ярмарка (24 июля). Приход Крестовоздвиженской церкви в Шуе - 130 дворов, деревнях Бильдюхино, Змиево, Остапово, Камешково, Литвинцево, Алешово (в пределах 6 верст от церкви) - 292 двора, 412 мужчин, 508 женщин (1898 г.). В Крестовоздвиженском приходе две каменные церкви: холодная пятиглавая Крестовоздвиженская и теплая Георгиевская. Колокольня и ограда - каменные. Время основания Крестовоздвиженской церкви неизвестно, но по народному преданию - она есть одна из древнейших церквей в городе. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков указал, что в 1629 г. была сия церковь деревянная. Каменною она сделана в 1693 г., в котором 25 сентября была освящена, как это видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в церкви. До 1801 г. Крестовоздвиженская церковь была бедною, что доказывают старая церковная опись и приходо-расходная книга. С этого же года, с поступлением в приход Крестовоздвиженский богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселевых, приехавших в Шую на жительство из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благолепный вид. Ветхости ее означенными купцами все были исправлены, церковная бедная утварь заменена новою, лучшею. Потом весь храм был ими возобновлен и украшен. По возобновлении его он был вновь освящен 23 сентября 1823 г. Парфением, епископом Владимирским и Суздальским. В церкви три престола: главный – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и придельные – в честь св. благ. князей Бориса и Глеба (устроен в 1776 г.) и в честь Божией Матери Тихвинской (устроен в 1823 г.). Престол в главном алтаре бронзовый, с отлитыми бронзовыми барельефами: с западной стороны - Тайная Вечеря, с южной – Рождество Христово, с восточной – Снятие с Креста и с северной - Благовещение Божией Матери с отлитыми херувимами вокруг, по углам и избранными святителями. Весь престол вызолочен через огонь и утвержден на основании из белого мрамора.

http://sobory.ru/article/?object=06292

В этот период у христианства Палестины было два больших, всячески пытавшихся подавить его ненавистника: иудейство, центром которого являлась Тивериада, и эллинизм, оплотом которого была Газа. Будучи почти полностью уничтоженным за долгое время гонений, с наступлением мира христианство в Палестине очень быстро начало подниматься на ноги и вскоре дало свой ответ, обратившись к своим обидчикам с благовествованием Христа. Принявший Христа иудей Иосиф сохранился в истории Иерусалимской Церкви как первый палестинский миссионер, проповедовавший среди иудеев. Его проповедь была настолько успешна, что в таких городах как Тивериада и Диокесария, населяемых в основном иудеями, где совершенно отсутствовала христианская община, были построены храмы. На проповедь среди эллинов Палестины вышел святой Илларион, последователь основателя монашества, преподобного Антония Великого. Святой Илларион был приглашен в Газу некой женщиной, с чего и началась его миссионерская деятельность. Именно он ввел впервые монашеский образ жизни в Палестине. Вскоре святой Иларион основал и первую обитель, которая в последствии явилась центром его миссионерской деятельности. Возведение храмов на Святых Местах В 326 году по просьбе Иерусалимского епископа святого Макария I (314-333) Святой Град посещает мать Константина Великого благочестивая императрица Елена. Целью ее приезда был поиск древа Честного Креста Господня, а также очищение Святых Мест от языческих капищ. С этого момента в истории Иерусалимской Церкви начинается новая эпоха расцвета и славы. К 326 году большинство из христианских святынь были погребены и покоились под толстым слоем земли. Прежде всего был откопан холм Голгофа, затем пещера Святого Гроба Господня, невдалеке от которой были обретены три креста - честной Крест Спасителя и кресты распятых с Ним разбойников. Часть обретенного Креста была оставлена в Святом Городе, а остальное животворящее древо было отправлено императору Константину Великому, который, в порыве неудержимой радости, сразу же повелел возводить на Святых Местах величественные храмы, известив об этом соответствующим посланием Иерусалимского епископа Макария, а также управителя той эпархии, своего близкого друга Дракиллиана.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже 3 придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, с сохранением древнего канона. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии. Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг.  Большинство икон в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI — началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным. Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранную звонницу, завершенную высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: 2 оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками. С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт, вновь открыт в том же 1940 г. В 1950 г. в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

http://patriarchia.ru/db/text/191060.htm...

При виде многочисленных чудес, в которых проявляется сила Креста Христова, святой Димитрий Ростовский говорит в своем слове на Воздвижение: «Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов наших; поэтому достойно всякого почитания это Древо благословенное. Если в большом почете хранилось в храме Соломоновом то оружие, которым Давид обезглавил Голиафа, то тем б!ольшего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос не человека, но диавола, этого адского Голиафа, со всем его воинством победил. До Христова пришествия бес имел силу, потому что у людей не было оружия противиться ему, а теперь есть Крест Христов; только положи на себя крестное знамение – и он тотчас убежит от тебя. Он связан крестною силою, а если связан, то как может тебе повредить? Если же вредит, ты сам свяжи его, то есть положи на себе знамение Креста Господня – и он будет связан. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем – и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем – и он удалится от тебя. Понуждает твой язык разглагольствовать? Крестом прогони. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради свой слух Крестом Христовым». Это советует нам и святой Иоанн Дамаскин , который говорит: «Крест дан нам в знамение на челе, так же как Израилю было дано обрезание. Крестом отличаемся мы, верные, от неверных, крестом знаменуемся, крест есть щит, оружие и одоление на диавола; это печать, чтобы не мог прикоснуться к нам погубитель». Дорогие братия и сестры, совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в распятого Господа. Распятый на Кресте Иисус Христос – наш Спаситель и Бог, Крест – это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому. Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня слова Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф. 10:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

б) Второе средство – животворящий крест Христов. «Оружие на диавола крест Твой, Господи, дал еси нам», воспевает святая церковь (Хвал. стих. 8 гл.). Даже сами демоны поневоле сознаются, что крестное знамение «связывает, палит их, как огонь, и далеко прогоняет» (См. в Ч.-М. Житие Киприана и Иустины, окт. 8 д., жит. Варлаама и Иоасафа, ноябр. 19 д.). К преподобному Симеону столпнику явился однажды диавол на великолепной колеснице, во образе светлого ангела, и сказал: «слыши, Симеоне! Бог послал меня к тебе с колесницею и конями, чтобы взять тебя на небо, как Илию; ибо ты достоин сего». Симеон лишь только хотел правой ногой ступить на эту мнимую колесницу, но прежде сотворил крестное знамение, – и диавол, во мгновение ока, исчез с колесницею («Чет.-Мин.» житие св. Сим. сент. 1 д.). Преподобная Феодора и другие святые крестным знамением тоже прогоняли бесов (сент. 11 д., жит. Пелаг. окт 8, Григ. нояб. 17 д.). Но чтобы эта непобедимая, непостижимая, божественная сила честного и животворящего креста не оставляла нас грешных, для сего нужно употреблять крестное знамение не просто по обыкновению, по привычке, не с небрежением, как это часто мы делаем, и потому лишаемся силы крестной, но с полным сознанием силы и важности святого креста, со страхом и благоговением, с сердечною и твердою верою в крестные заслуги Христовы и с воспоминанием страстей Христовых. «Должно изображать крест не просто, одними перстами», говорит св. Златоуст (на Матф. беседа LIV), «но прежде начертать его в мысли, со всею верою... с воспоминанием всей силы креста, всего крестного дела». в) Третие оружие против демонов – молитва и пост. Христос Спаситель однажды сказал: нечистый дух не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Mapk. IX, 29 ). «Кто молится с постом, – учит св. Златоуст, – тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося и постящегося». («Толковое Евангелие» еписк. Михаила, стр. 335).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) У нас, как и у предков наших, есть весьма опасные враги, против коих, как можно чаще, надобно призывать на помощь непобедимую силу креста Христова. Это наши злыя наклонности и страсти. Кого не сильны сразить оне? – И кто, сраженный ими, может оставаться и быть истинным сыном церкви и отечества? – Между тем от этих врагов не защита ни ум и познания, ни доброта сердца и мягкость характера, ни самый навык в добродетели; одна всемогущая сила благодати, один крест Христов только могут соделать нас победителями страстей. Будем же подобно предкам нашим употреблять сие, Самим Богом данное оружие, на поражение невидимых врагов наших, в твердой уверенности, что поражение их, необходимое для нашего частного благосостояния, весьма важно и для благоденствия целого отечества: ибо, если величие его есть плод благословения Божия, то грехи наши, ослабляя сие благословение, по тому самому вредят не только нам, но и целому отечеству. в) При сем случае сама собою представляется вниманию великая разность между нами и благочестивыми предками нашими в употреблении и изображении крестного знамения. У них крест Христов был всем для всех. Начинали-ль какое дело, – крестились. Оканчивали-ль его, – опять крестилис. Крестом ограждались, отходя ко сну; крестом осенялись, восставая от сна. С крестом садились за трапезу, с крестом восставали от нея. Знамение святого креста выражало внезапную радость; оно же свидетельствовало и о внезапной печали и опасности. Так было у предков наших! У нас, к сожалению, крестное знамение начинает делаться редкостию, и когда является, то большею частию в таком виде, что его трудно узнать. Недугующие расколом чада церкви ревнуют, конечно, не по разуму, прививая спасение к кресту осмиконечному, но не хорошо, весьма не хорошо и то, что у некоторых христиан крест сделался, можно сказать, вовсе безконечен, так что не знаешь, какое дать название той несчастной линии, которую они чертят на себе вместо знамения крестнаго. Да не будет сего между нами! Господь и Спаситель наш простер на кресте Божественные руце Свои, дал пригвоздить их, и в таком виде, среди ужасных мучений, предал за нас дух Свой Отцу: мы ли будем тяготиться тем, чтобы это положение Его на кресте правильно изображать на себе?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 4-ой беседе Кирилл упоминает о том, что «вся вселенная имеет уже части древа крестного» . Далее в 13-ой беседе проповедник говорит о том же самом . Видимо, к тому времени почитание Креста как вещественной святыни распространялось все более и более . Несомненно, что импульс этому был дан деятельностью святой императрицы Елены, которая в последние годы своей жизни очень активно занималась поиском и открытием целого ряда реликвий – тех, что были связаны с жизнью и смертью Христа Спасителя. Кстати об этом, хотя и вскользь, упоминает и сам святитель Кирилл в своем Послании императору Констанцию в 351 году . Более того, и сам обычай ношения частиц священных предметов во многом мог быть инициирован примером самой императрицы-матери. Дело в том, что в самом древнем (по крайней мере, в текстологическом отношении, если не содержательно) сообщении о нахождении Креста святой Еленой, находящемся в «Слове на смерть императора Феодосия» Амвросия Медиоланского , рассказывается следующее. После того как Елена в районе Голгофы нашла Крест Христов, она решила продолжать поиски в том же месте и, как утверждает Амвросий, нашла дощечку с надписью, а кроме того и гвозди, «при помощи которых Господь распят был и, обретя, один из них употребила в узду, а другой — в диадему: один — для красоты, а другой — для проявления своей веры и благочестия», а затем «… Послала сыну своему Константину диадему, украшенную драгоценными камнями и обогащенную камнем искупления крестного, послала и узду. Константин все это употреблял, и это употребление перешло и к последующим царям. Итак, начало верных Императоров свято, когда в узде. И это устроено для того, чтобы прекратилось гонение и наступило благочестие» . То есть она, на первый взгляд, произвела своего рода «талисманизацию» реликвий, употребив их подобно оберегам для своего часто участвовавшего в сражениях сына . Однако, вполне возможно, что подобное использование святыни носило символический характер – и частица или целые гвозди должны были играть ту функцию, о которой говорит святитель Амвросий в своем слове: «Справедливо на голову положен гвоздь, чтобы там была помощь, где имеем чувства.

http://bogoslov.ru/article/1119843

древо единственно знаменитое! никакой лес такого не вырастит по росту, цвету и семени: сладкое, сладкое (бремя) железо, древо сладкое бремя носит на себе. Приклони ветви, древо высокое, колесница расширь недра, и твердость да смягчится, которую дало рождение; и Вышнего Царя члены распростри на мягком стволе. Одно достойно ты было носить жертву мира, а также и пристанище предуготовить ковчегом (своим) миру, потерпевшему крушение, который кровь священная искупила, пролитая Агнца телом. Вечная да будет блаженной Троице слава, равная Отцу и Сыну, равная честь Утешителю. Одного Троичного имя да восхвалит вселенная. Аминь. Респонсории и антифоны Это знамение Креста будет на небе, когда Господь придет на суд. О, Крест, светлейший всех звезд, известный миру, весьма любезный людям, святейший всех, который один был достоин носить сокровище мира, сладкое древо, приятные гвозди, носящий сладкое бремя, спаси настоящий сонм, сегодня в твоих похвалах соединенный. Христу Царю, за нас на Кресте вознесенному, придите поклонимся. Знаменитое древо возвышается, вера Христова сияет, когда Крест всеми почитается. Славный день празднует святая Церковь , когда победоносное возвышается древо, на котором наш Искупитель победил лукавого аспида. Слово Отца, вися на древе, открывает путь нашего спасения. Древо это достойнейшее, посреди рая находящееся, на котором Виновник спасения своею смертью победил смерть всех. Крест, блистающий превосходной красотой, который возвратил император Ираклий страстно желающей душой. Нам же должно хвалиться о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, в котором наше спасение, жизнь и воскресение, через который мы спасены и освобождены. Твоему Кресту поклоняемся, Господи, и почитаем славное Твое страдание. Когда святое знамение возвышается к небу, вера Христова укрепляется. Являются божественные чудеса, прообразованные жезлом Моисеевым. От прикосновения ко Кресту восстают мертвые и поведают величие Бога. Это знамение Креста будет на небе, когда придет Господь для суда. Тогда будет открыт мрак сердца нашего. Когда сядет Сын Человеческий на престоле величества Своего и начнет судить всех огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010