Невозможно изобразить словами человеческого языка всю ту спасительную силу, которая источается на нас от Креста. Силою Креста совершали бесчисленные и дивные знамения и чудеса Апостолы и все святые. Этою силою Константин Великий , будучи еще язычником, победил вражеское воинство, увидев перед тем на небе Крест в ослепительном сиянии с надписью: «Сим победиши». Сила Креста сломила язычество. Крест еще раз, как никогда, ярко озарит весь мир через Россию, которая всегда и неизменно была, есть и будет с Крестом, не только как с священным символом, но и как с основою своей жизни. Крест, как знамение Сына Человеческого и орудие нашего спасения, в последний раз увидят все племена земные при втором пришествии Господа, к великой радости истинных Его последователей и на великое и безысходное горе всех, которые в земной своей жизни не следовали за Христом. Зная спасительное значение Креста Господня, потщимся, возлюбленные, поклониться Кресту с истинною верою в его спасительную для нас силу, во все блага, которые от него проистекли и будут проистекать в нашей жизни до скончания века. Зная его спасительную силу, будем ежедневно прибегать к нему, как к живому, с такими словами церковной молитвы: «Радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа... даровавшого нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякого супостата. О, пречестный и Животворящий Кресте Господень! помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и всеми святыми во веки. Аминь». Конечно, мы хорошо узнаем всю спасительную силу Креста только тогда, когда ее испытаем в своей собственной жизни, когда станем на путь действительной и мученической борьбы с своими страстями. Постоянно прибегая в этой борьбе к Животворящему Кресту Господню, мы будем ощущать дивную его для себя помощь. Тогда мы не только будем поклоняться Кресту своею истинною верою в его спасительную силу, во все, дарованные нам от него блага, но будем прославлять Крест своею истинною христианскою жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

II. При ежегодном воспоминании сего события положено выносить из алтаря крест для благоговейного чествования, а в соборах, лаврах и многих монастырях – повторять древнее воздвижение, т. е. поднимание креста на все четыре стороны и затем осенение народа, с пением: «Господи, помилуй»! Чувства, выражаемые этою краткою молитвой, могут вполне соответствовать состоянию верующих, при взгляде на крест Христов, чрез который совершена всемирная жертва Голгофская за весь мир: «иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный (по дерзости сделанный) Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Да пробудит же это воспоминание в сердцах христиан беспредельную благодарность и любовь к своему Спасителю, пролившему за нас Свою кровь на кресте! Прилично при этом вспомнить и о благочестивой ревности равноапостольной царицы Елены и сына ея – равноапостольного царя Константина, даровавших православной церкви свободу и открывших для ней столь великую святыню. Подумай при этом каждый христианин и каждая христианка, что вы сделали и что можно сделать для благоукрашения местного своего храма; а подумавши об этом, старайтесь быть, по крайней мере, усердными чтителями благочестивых обрядов православной церкви, имеющих целию укреплять и возвышать в сердцах наших чувства веры и дух молитвы. Смотря на крест Христов – орудие нашего спасения – нельзя не видеть его силы и величия. Составитель канона на «воздвижение креста Господня», св. Козьма Маюмский величественно изображает силу и величие спасительного орудия страданий Христовых. Животворящую силу креста он видит еще в ветхом завете, когда одни только прообразования его уже творили дивные знамения. Так св. Моисей рассек Чермное море жезлом, «крест начертав впрямо» (т. е. в прямоту), и опять соединил его «вопреки написав непобедимое оружие» (т. е. крест в широту). Равным образом он же победил Амалика простертыми руками «крест вообразив», – подавал врачевство уязвленным змиями, привязав змия на «древе – образе креста», – услаждал горькие воды Мерры древом «во образ креста». Пророк Иона спасся из утробы водного зверя, «крестовидно длани распростер». Праведный Иаков возлагал руки свои, при благословении сынов иосифовых, «действие являя жизненосного креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

в) " Наконец, должно возлагать на себе знамение св. креста так, чтобы действительно начертывался на нас св. крест, – и чтобы этот крест, по наставлению св. церкви, верхним концом своим касался нашего чела, нижним – нашей груди или персей, боковыми – наших мышц. Иначе, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста: как и ожидать от него спасительных действий? Полагая на себе знамение св. креста во время молитвы и запечатлевая им свое чело, грудь и рамена, мы тем самым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш ум с его мыслями и познаниями, наше сердце с его чувствованиями и желаниями и наши силы душевные и телесные с их деятельностию. А посему как нерассудительно поступают те христиане, к сожалению, весьма многие, которые творят на себе крестное знамение с такою невнимательностию, поспешностию и небрежностию, что вовсе не начертывают на себе св. креста, а представляют движением своей руки как-будто какую-то детскую забаву, лишенную всякого смысла!» (См. слова и речи Макария, митр. моск.). Приведем здесь подлинными словами учение церкви об образе совершения крестного знамения. В «Православном исповедании» на вопрос: как мы должны изображать на себе знамение честного и животворящего креста, дается такой ответ: «должно изображать крест правою рукою. Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца»; потом, ниспустив руку в том же виде на перси, говори: «и Сына»; отселе, перенося руку на правое плечо и провождая до леваго, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй меня грешнаго. Аминь». («Православное исповедание», ответ на вопрос 51, ч. I). III. Научимся же отселе быть внимательными к крестному знамению, которое на себя возлагаем, и будем возлагать его не только с живою верою, но и с величайшим благоговением, какое подобает священнодействию, – возлагать именно так, как заповедует нам св. церковь , будем возлагать его всегда с ясным представлением в уме своем того самого креста, на котором был распят Владыка неба и земли и принес Себя в умилостивительную жертву правде Божией за наши грехи. (Свящ. Г. Дьяченко ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вместе со своими спутниками и местными жителями святая Елена поднялась на гору, носившую тогда название Олимп. Она повелела сбросить в пропасть статую стоявшего здесь Зевса Олимпийского, разрушить языческое святилище, а вместо него заложить каменный храм. В новом христианском храме святая Елена оставила крест, составленный из древа крестов двух разбойников, а в центр вложила частицу Животворящего Креста Господня и один из Гвоздей. Так она положила начало обители в честь Святого Креста - Ставровуни. Возблагодарив Господа в своих молитвах, святая Елена спустилась с горы, прошла по острову и заложила еще несколько храмов, где оставила частицы Истинного Креста. Вскоре бедствия, до того посещавшие жителей острова в течение многих десятилетий - мор, нестерпимая засуха, нашествие ядовитых змей, - чудесным образом прекратились. Многие киприоты, покинувшие ранее эту благословенную землю, вернулись обратно, чтобы под сенью Честного Креста обрабатывать землю, строить новые дома и храмы. С тех пор гора и возникший на ней монастырь получили название Ставровуни (по-гречески " ставрос " - крест и " вуно " - гора). С 1988 года в Ставровуни восстановлен статус закрытого мужского монастыря и посещение обители женщинами запрещено. Обитель неоднократно разрушалась и перестраивалась, но в своей основе сохранила древний храм X века. В письменных источниках о храме Креста Господня впервые упоминается в " Алексиаде " , написанной в 1092 году Анной, дочерью византийского императора Алексия I Комнина (1081-1118 гг.). В начале XII в. паломничество в монастырь Креста совершил игумен Даниил, постриженник Киево-Печерской Лавры, путешествовавший по Святой Земле в 1104-1107 гг. В " Житии и хождении Даниила, игумена Русской земли " Кипр упоминается как остров " обилен всем добром " . В Ставровуни игумен Даниил посетил главный храм, " где царица Елена поставила большой кипарисовый Крест на изгнание бесов и на исцеление всяких недугов... Бывают у этого Креста знамения и чудеса. И ту недостойный аз, поклонился святыне той чудесной, и видех очима своима грешными благодать Божию, сущу на месте том...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru С 11 по 14 сентября 1904 года обитель отпраздновала два знаменательных события - трёхсотлетие существования сей обители и двухсотлетие святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. В память этих торжеств 12 сентября 1905 года был заложен каменный трёхпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а в празднование 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых - торжественно освящён. Горячее участие в строительстве этого храма принял казначей монастыря иеромонах Ксенофонт, который лично ходатайствовал перед епископом Екатеринбургским и Ирбитским Никанором. Благодаря умелому докладу казначея Владыка вдохновился на воздвижение собора и рекомендовал о. Ксенофонту опытного архитектора А. Б. Турчевича. Храм должен быть трёхпрестольным. Главный престол в честь праздника Возвижение Честного и Животворящего Креста Господня, два придельных - в честь Успения Пресвятой Богородицы и святого праведного Симеона. 12 сентября 1905 года в праздник перенесения мощей Святого, епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром была совершена торжественная закладка величественного храма. 11 сентября братиею Верхотурской обители по благословению архирея произведён был выбор нового настоятеля, им стал бывший казначей монастыря иеромонах Ксенофонт. В 1909 году храм был построен и освящён 11 сентября 1913 года. к 300-летию Дома Романовых. В 1914 и 1916 годах были освящены придельные храмы. Когда освящали Симеоновский придел. в монастырь привезли царский подарок - сень для раки с мощами святого праведного Симеона. Сень была выполнена по заказу Царской Семьи на московской фабрике поставщиков Двора их Императорских Величеств " товарищества И. П. Хлебникова, сыновья и Ко " по проекту архитектора С. С. Кричинского. Вся сень вызолочена под старое золото с серебряной надписью: " Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны, Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914, мая 25 " .

http://sobory.ru/article/?object=05754

Под потолком храма (калорифер) предложено было устроить четырех кирпичные каналы, по которым должен проходить нагретый воздух к четырем жаровым душникам под четырьмя лотками. Душники для испорченного воздуха должны размещаться вверху подошвы четырех лотков центрального сводчатого перекрытия. В окнах предложено было вставить железные решетки, подоконники выполнить внутри цементные, а снаружи покрыть железом. Крышу из двенадцати фунтового железа предложено было покрасить медянкою. Стены внутри храма должны быть оштукатурены. Стропила предложено было использовать из пяти вершкового леса, кружала - из двухдюймового, мачта - из семи вершкового восьмигранника. Оконные рамы предложили прислонные, двери филенчатые. Колокол должен быть установлен приблизительно до 50 пудов. Работы необходимо было производить с соблюдением технических условий. В августе 1902 г. был составлен акт по освидетельствованию грунта на новом кладбище на месте предполагаемого строительства храма. В акте было отмечено, что поверхностный слой земли на глубину 3/4 аршина, представлял из себя растительную землю. Дальнейший грунт на глубину пять аршинов и глубже представлял твердую красную глину. Грунтовые воды отсутствовали, поэтому грунт отнесли к весьма надежному для строительства храма. Строительство велось на средства, пожертвованные по завещанию А.И. Алковой и представленных купцом Смирновым от имени М.М. Смирновой денег. Храм строился по плану составленному г. Бодуновым. 26 мая 1903 г. началось строительство каменного храма во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на новом кладбище по Московскому тракту. В сентябре 1908 г. благочинный церквей Барнаула протоиерей А. Завадовский сообщил городской Думе о предстоящем освящении нового каменного храма на загородном кладбище и просил назначить церковного старосту. Сам он предложил на должность старосты заведующего барнаульским винным складом Потомственного Почетного гражданина А.Н. Моденовского с условием, если последнему разрешит его начальство. В октябре 1908 г. городская Дума на своем заседании рассмотрела вопрос о выборе церковного старосты кладбищенской церкви во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. Так как данная церковь была безприходная, то городская Дума должна была выбрать старосту на трехлетие с 1908 по 1911 г.г. Гласные предложили свою кандидатуру на должность церковного старосты, а именно купца В.Д. Сухова, за которого проголосовали единогласно.

http://sobory.ru/article/?object=05376

Как Моисей вознес змея в пустыне, так подобает вознестись и Сыну Человеческому, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Не послал Бог Сына Своего, чтобы Он судил мир, по чтобы мир был спасен через Него. О, великое благочестия дело: смерть умерла, когда на древе умерла Жизнь! Аллилуиа. Спаси нас, Христе Спаситель, силою Креста. Спасший Петра на море, помилуй нас. Вот Крест Господень – убегайте, противники; победит лев от колена Иуды, корень Давида. Аллилуиа. Нам же должно хвалиться о Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Знамением Креста от врагов наших освободи нас, Боже наш. Поклоняемся Тебе, Христе, и благодарим Тебя, ибо Крестом Твоим Ты искупил мир. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе. Псалом да скажет имени Твоему, Господи! О, Крест досточтимый, который принес спасение несчастным! Какие я принесу тебе похвалы, ибо ты предготовал нам небесную жизнь. О, победа Креста и удивительное знамение, сподоби нас в небесном судилище (curia) получить триумф. Осуждается мучение убийственной смерти, когда на Кресте Христос уничтожил наши узы прегрешений. Царь возносится на высоту, когда знаменитый трофей Креста получает поклонение от всех христиан во веки. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя, ибо Крестом Твоим Ты искупил мир. Через древо мы сделались рабами и через святой Крест мы стали свободными; плод древа обольстил нас, Сын Божий искупил нас. Спаситель мира, спаси нас. Ты, Который искупил нас Крестом и своею кровью, помоги нам, преклонив колена, умоляем Тебя, Боже наш. Молитвы Боже, радующий нас годичными торжествами, в сегодняшний день Воздвижения св. Креста подай, молимся, чтобы, как мы познали на земле тайну его, так и на небе заслужили награду его искупления. Через Того же Господа нашего. Псалмы Вместо рядовых: на 1-й и 2-й вечерне 109, 110, 111, 116. На утрене 1–4, 10, 20. На Литургии Входное: «Нам же надобно хвалиться Крестом Господа нашего, в котором спасение, жизнь и воскресение наше, через который мы спасены и освобождены». Пс. 66:1 : «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Все эти многочисленные  разные  «веры» и признание их равноправия и якобы одинаковой ценности есть не что иное, как результат  скрытого богоборчества,  следующего древне-римскому принципу: «Divide et impera!»  – «разделяй и властвуй!» Гораздо легче победить истинную веру в Бога, искусственно раздробив ее на части – на множество  разных «вер»,  что мы сейчас и видим на земле, хотя, по здравой логике,  все должны были бы быть теперь христианами и, притом, – христианами истинными. Величайшим знамением и символом истинной христианской веры, как орудия, которым совершено наше спасение – наше искупление от греха, проклятия и смерти – является Честный и Животворящей Крест Господень. Таковым он был от начала христианства, таковым и останется до скончания века. Вот почему идет такая борьба против него, свидетелями которой мы являемся особенно в самое последнее время, когда эта борьба стала достигать своего наивысшего напряжения. В самом деле. Где мы сейчас, даже в так называемых «христианских странах», увидим изображение Честного и Животворящего Креста Господня? Увы! Наше победное знамение – Крест Христов заменен сейчас всевозможными иными символами и эмблемами, которые всюду и на каждом шагу попадаются нам на глаза. Лишь на очень немногих зданиях, да и то далеко не на всех, именующих себя «христианскими храмами», найдем мы изображение креста – да и то изображается он теперь иной раз так, что его сразу и не заметишь. Уже в катакомбах первых христиан находим мы символические изображения креста и распятого на нем Христа, а современные «христиане» зачастую стыдятся креста Господня и даже гнушаются им. Нынешние места погребения усопших весьма часто уже не увенчиваются крестами, а в некоторых странах кладбищенские управления, под разными предлогами, даже прямо  запрещают  ставить на могилах изображения креста. Крест, видите ли, «мешает» стричь траву и держать кладбище в чистоте и порядке!.. Знаем мы отлично,  кому  это «мешает» крест Господень и чем мешает! Но как это ни странно, против креста нередко выступают теперь люди, даже именующие себя «христианами», которые кощунственно называют крест «виселицей», как бы совершенно забывая, что «на кресте Господь пригвоздил рукописание грехов наших» ( Кол. 2, 14 ), и что поэтому крест для нас не есть более орудие страшной позорной казни, каким он был в древности, а – «сущия радости знамение» – знамение нашего  спасения,  нашего  искупления,  а потому и должно быть нами не презираемо, а любимо, чтимо и достопоклоняемо, как величайшая святыня наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Избрав второе, они в конце концов зачеркивают и самый крест и все домостроительство Христово, как отрицатели этого домостроительства, и тем обнаруживают лживость своих заявлений. Если бы они были хотя сколько-нибудь искренни, то должны бы чтить прежде всего икону, как действующую и производящую причину креста, ибо все, о чем говорится, что оно существует в отношении к чему либо, ниже того, чрез что оно существует. И если действительно досточтим крест, то тем более досточтима икона, стоящая к нему в отношении причины, ибо крест существует по причине иконы, а не обратно – икона по причине изображения креста. Ведь когда начертывается на первом плане образ Христа, то вместе уже с Ним изображается и крест, который начертывается сообразно положению вытянутого тела и распростертых рук и является необходимо и естественно соразмерным с изображением тела. Кто скажет, что начертывающий таким образом икону Господа, даже не желая того, начертывает одновременно и изображение креста, тот не уклонится от истины. Из сказанного разве не ясно безумие и нечестие иконоборцев? Они делают вид, что почитают менее чтимое, но в тоже время совершенно отвергают более чтимое. Но так поступают они не потому, что почитают крест, – разве могут почитать его те, которые много раз низвергали его, сожигали и попирали скверными и грязными —179— ногами, – а для того, чтобы не показаться, что они ниспровергают в основе все святыни церкви, когда стараются при всяком случае уничтожить божественное изображение Христа, ибо тяжело им видеть Христа на иконе. Подобно тому, кто, желая избавиться от естественного недостатка, изменяет свою наружность украшениями, и они в почитании (креста) стараются найти для себя благовидное оправдание. 36 . – Что же нужно сказать об изображении креста? Они попирают и бесчестят, можно сказать, даже первообраз креста, чтимое и поклоняемое у нас верующих честное и животворящее древо. Частицы этого древа, по древнему обычаю оправляемые у христиан в золото и серебро и называемые предохранителями (φυλακτρια), мы носим на шее ниспадающими на грудь в охранение и обезопашение жизни нашей и для спасения душ и тел наших.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В феврале 1238 г. Юрьев был взят полчищами Батыя, и во время общего разгрома города собор был разграблен татарами и опустошен. В начале XVII ст. Георгиевский собор вместе с другими церквами подвергся новому разорению от поляков, кои так опустошили собор, что в течение более столетия он находился в самом печальном состоянии. Суздальский и Юрьевский епископ Афанасий (1735-37 гг.), заботясь об улучшении материального быта собора и его причта, в 1736 г. повелел приписать к собору два городских прихода: Успенский и Благовещенский. Усердием прихожан собор был обновлен и снабжен в достаточном количестве всеми богослужебными принадлежностями. В конце XVIII ст. прихожане своими средствами соорудили 4-ярусную каменную колокольню. В 1817 г. теплая Троицкая церковь была расширена и в ней устроен другой престол – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В соборе три престола: в холодном – во имя св. вмч. Георгия, в теплом – в честь Св. Живоначальной Троицы и в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Собору принадлежат здания: каменная часовня, построенная в память избавления императора Александра II от угрожавшей ему опасности во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г., и каменная сторожка, находящаяся внутри соборной ограды. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице. Земли при соборе: огородной, сенокосной и пахотной имеется 45 дес. Причт собора: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание причта получается: процентов с церковного капитала 552 руб. 17 коп.; от земли 900 руб., за требоисправления и другие церковные службы 2753 руб., а всего до 3652 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. В приходе собора числится 149 дворов, душ муж. пола 725 и жен. 843. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=00203

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010