Из кабинета Ее Величества куда поступило всепокорнейшее прошение преосвященного о разрешении этой постройки, отвечено, что «в С.-Петербурге, доколе не сочинится по плану о церквах штат, позволения быть не имеет». В 1745 г. теже купцы вновь просили разрешения построить каменную церковь именно во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделом священномученика Харалампия; но и эта просьба осталась без последствий. Церковь была между тем необходима и потому в 1751 году последовало новое прошение и на этот раз с успехом: именным Ее Величества указом 8 декабря 1751 г. было дозволено на указанном месте строить церковь во имя Сретения Господня с приделами трех святителей и князя Владимира... Сбор денег и материалов на постройку церкви не обещал скорого ее построения и потому купцы, с разрешения преосвященного (уже не Никодима, а Сильвестра) купили на Выборгской стороне, близ компанийских дворов, деревянную церковь «Происхождения Честных древ Животворящего Креста Христова», которая и освящена была 18 июля 1753 г. Где именно была поставлена эта деревянная церковь, сказать трудно, но она и стояла очень недолго; в данной местности появился богатейший домовладелец, который устранил от дела стройки каменной церкви местных, как видно не крупных торговцев и взял все дела почти исключительно на одного себя. Это был известный русский богач второй половины XVIII столетия, Коллежский Асессор Савва Яковлевич Яковлев. Родом из города Осташкова Тверской губернии, Савва Яковлевич сам сумел составить себе состояние, которое, возрастая больше и больше, дошло наконец до колоссальных размеров, когда он приобрел в Сибири лучшие железные рудники и затем стал снимать у правительства на откуп русские таможни. В шестимесячное царствование Петра III, по Высочайшему Указу от 28 марта 1762 года, ему «обер-директору (чего? торговли?) Савве Яковлеву и обер-инспектору Шемякину с детьми отданы были на откуп все таможенные сборы не только в пределах чисто русских губерний (где они и прежде взимались этими откупщиками), но также в Эстляндии, Лифляндии, Сибири и Оренбургском крае (полн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«С сегодняшнего дня Дева Мария уже не просто обручница Иосифа, – продолжил архипастырь. – Она уже – Матерь Господа, и на Ней была величайшая обязанность сохранять этого Младенца, чтобы Он исполнил высокую миссию – прийти и спасти род человеческий. Если первая женщина, Ева, послушалась диавола-змия, и из-за этого все мы пошли в погибель и смерть, то Дева Мария послушалась архангела Гавриила и сказала: " Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1:38). Господь выбрал Ее для этой миссии за любовь, смирение и кротость. В трудах святых отцов отмечено немало моментов в Ветхом Завете, которые пророчествуют о появлении Девы Марии. Как Ной спасает свою семью от потопа, так и Божия Матерь спасает всех нас благодаря Своему Сыну. Лестница Иакова соединяет небо и землю, и ангелы Божии нисходят и восходят по ней – так и через Богородицу сошел на землю Спаситель. Неопалимая Купина, которая горит и не сгорает, – это тоже пророчество о Ней, которая, будучи Матерью, осталась Девой. Таких пророчеств много, так что люди знали, что обязательно будет Дева и придет Мессия. Это и произошло более двух тысяч лет назад, и теперь мы имеем начальником не Ноя, как неверующие люди, а Христа. Мы все родились в купели Крещения, поэтому называемся христианами. Мы только Ему подчиняемся, только Ему служим. А сегодня мы видим, где наш Начальник – на Кресте. Он так нас любит, что пришел на землю пострадать за нас. Настоящая любовь – жертвенная. Сколько бы мы ни говорили о любви – это все слова. А если ты для кого-то жертвуешь жизнью – это настоящая любовь. Ее и показал нам Господь». «В середине Великого поста мы подкрепляем силы, взирая на Крест Христов. Кто-то, может, жалуется, что за три недели устал от поста, так посмотрите на страдания Господа! Он пришел пострадать, взять наши грехи на себя, а нам трудно на короткое время понести пост, смириться. Посмотрите, как смиряется Христос! В какой еще религии есть Бог, который может умереть за Своих чад? Ни в какой, только у нас! Мы просим помощи у Него, чтобы Он подкрепил нас, чтобы мы перестали грешить, следовать страстям, помыслам, которые лукавый в нас всевает постоянно. Господь подкрепляет всех, кто ограждает себя крестным знамением, призывает непостижимую божественную силу Животворящего Креста, чтобы она оказывала помощь в нашей жизни. Это Живоносное Древо произрастило нам спасение. Всю неделю на середине храма будет лежать Крест Животворящий, чтобы мы приходили, поклонялись ему, испрашивая благословения и помощи. Желаю вам радости духовной, потому что Божия Матерь наполнена благодатью, от Нее исходит только радость. Все праздники Божией Матери радостные. Желаю вам помощи Царицы Небесной силою Честного и Животворящего Креста Господня!» – завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/na...

Для священника слова гореть и светить будут синонимами, а сгорание означает не уничтожение, а конечное слияние земного, малого света в человеке с вечным истинным Светом небесным, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. ( Ин.1:9 ). Молитвенная жизнь самого пастыря и всей общины верующих несомненно принесут благословенный плод пастырского душе-попечения, объединяет пастыря и пасомых в одну христианскую семью, идущую общей дорогой в Царство Небесное. Огради, Господи, мя и моих чад духовных силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста, и сохрани нас от всякого зла. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября 1975г г. Тула Священное Писание о пастырстве. Приложение 1 (Избранные места Библии для размышления о своем личном священническом пути) 1. Господь Сам является Пастырем верующих и образцом пастырства для священников «Господь – Пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях, и водит меня по водам тихим. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды, ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною…» ( Пс.22:1–4 ). «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных ( Исх.40:11 ). «Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так я пересмотрю овец Моих, и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. Буду пасти их на хорошей пажити и загон их будет на высоких горах. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог . Потерявшуюся овцу отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» ( Иез.34:11–16 ). «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И я даю им жизнь вечную, и не погибнуть во век; и никто не похитит их из руки Моей». ( Ин.10:27–28 ). «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию Завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа». ( Евр.13:20 ). 2. Доброе пастырство

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Изображение Животворящего Креста, находящееся в церкви при въезде в г. Калугу с северной стороны. По ведомости 1763 года значится принадлежащей к Лаврентьеву монастырю состоящая на большой Московской дороге каменная часовня, с таковою же келью, в 1 ½ версте от монастыря. Поводом к построению на месте Крестовской часовни, нынешней Крестовоздвиженской церкви, было особое достойное примечания событие 30 . Один отставной Полковник Павел Сергеевич Чебышев, приехав в 1827 г. в Калугу, для лечения тяжкого своего недуга, видел 15 августа во сне, что он совершенно выздоровел после поклонения Честному Животворящему Кресту в какой-то неизвестной ему часовне. Пробудившись от сна и выехав, по совету врача из дома пользоваться свежим воздухом, больной нечаянно приблизился к неизвестной ему до толе часовне, и будучи введен в оную, весьма обрадовался, увидев в ней те самые предметы и всю обстановку их, какие виделись ему во сне. С верою и упованием на всесильную помощь Божию, помолившись Кресту Господню, больной, по принятии святой воды, опущенной с ног (изображённого на Кресте резьбой) Господа нашего Иисуса Христа, вдруг почувствовал в себе силу и крепость, вышел из часовни уже без посторонней помощи и возвратился в квартиру совершенно здоровым. В благодарение Господу за свое чудесное исцеление Полковник Чебышев дал обет устроить на месте часовни храм во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста. Но обету его суждено было исполниться лишь после его смерти, (последовавшей в 1829 году), при посредстве супруги его Натальи Павловны Чебышевой в 1830 году. Тогдашний Калужский Архипастырь Преосвященный Епископ Гавриил, известясь о благочестивом желании г. Чебышевой, испросил на сие святое дело благословение Святейшего Синода, и деятельно помогал осуществлению оного, так что храм сей, благодаря усердию храмоздательницы и других доброхотных дателей, окончен в течении одного года и освящен тем же Епископом Гавриилом, при многочисленном стечении народа. Самое положение новосозданной церкви за городом, но вблизи его, при Ямской Слободе, тотчас указало гражданам Калуги на исключительное назначение сей церкви: принимать под сень своей святыни отходящих от сей жизни, с обязанностью приносить выну бескровную жертву о их вечном упокоении.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Каменная колокольня построена в 1888 году. На втором её этаже устроена однопрестольная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери по обету игумении Таисии с сёстрами в память и благодарность за избавление обители от губительного пожара 1879 года, истребившего почти весь Оренбург. Иверский храм освящён 19 сентября 1893 года с благословения епископа Макария при игумении Иннокентии (1892–1913). В 1906 году тщанием иеромонаха Дмитриевского Борисо-Глебского монастыря Московской епархии о. Виталия на колокольне сооружены башенные часы на его средства. На святых воротах церкви – живописные изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских, Архангела Михаила и свт. Николая Чудотворца. Позднее купол Иверской церкви и колокольни был украшен позолоченными звёздами. Третий храм – на монастырском хуторе, деревянный, во имя Архистратига Михаила, начат постройкой в 1901 году, окончен в 1904 году, освящён епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом 6 сентября 1904 года. В 1910 году, при игумении Иннокентии, он был украшен стенною живописью сёстрами-живописцами. Хутор расположен в 35 верстах от монастыря на речке Каргалке. В монастыре проводились храмовые праздники: главный – 15 августа, посвящён Успению Пресвятой Богородицы, накануне славословия бывал крестный ход с обнесением вокруг храма Плащаницы Успения Богоматери при чтении «заупокойнаго трисвятаго»; 14 сентября – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; 9 мая – праздник свт. и Чудотворца Николая, на котором бывало великое скопление народа из окрестных сёл; 8 июля – явление Казанской иконы Божией Матери; 20 июля – св. пророка Илии; праздник Иверской иконы Божией Матери справлялся в день спасения обители от пожара –16 апреля; 27 июля – св. вмч. и целителя Пантелеимона. Особо чтимых икон было три. Из них наибольшим почитанием оренбуржцев пользовалась икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»; празднование в честь неё совершалось торжественно 25 января. Эта икона была написана в Оренбурге живописцем Михаилом, учеником Строгановых (впоследствии подвижник Святой Афонской Горы схимонах Макарий). Монастырю икона пожертвована купчихой Анастасией Антоновной Килимовой в 1864 году. Иверская икона Божией Матери, спасшая обитель от пожара, написана на Афоне в русском Пантелеимоновском монастыре и прислана оренбургскому монастырю в дар крестьянской девицей Анной Суркиной в 1874 году. Козельщанская икона Божией Матери прислана в дар монастырю 8 октября 1870 года из села Козельщины от графини Марии Владимировны Капнист по благословению о. Иоанна Кронштадского. В ковчеге-гробнице хранились частицы мощей святых мучеников Евфимия, Игнатия, Аккакия и Древа Животворящего Креста Господня, присланные в 1874 году с Афона старанием иеросхимонаха Вассоя (Балабанова) настоятелем афонского Пантелеимоновского монастыря игуменом Макарием.

http://sobory.ru/article/?object=36047

   Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.    Теперь крест — наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.    Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (1 Петр. 2:24), «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, — воспевает сегодня Церковь, — Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, — нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом.    Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих в течение целых трех столетий, не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В храме было несколько частиц Животворящего Креста Господня, до 30 частиц мощей, часть главы вмч. Пантелеимона. Имелась собственная библиотека. Планировалось, что келья должна была стать скитом, о чём даже имелись документы, но из-за вмешательства греков это преобразование не совершилось. В 1905 году интенсивно развивавшейся обители о. Пантелеимона довелось пережить гонения со стороны греческих националистов. Группа людей, вооруженных топорами, напали на русскую Крестовоздвиженскую келлию и принялись крушить здания обители, разбивать окна, ломать стены. В результате учиненного побоища 8 русских иноков были ранены и сильно избиты. Причина такого гонения на русских монахов кельи Честного Креста — неисполнение ими приказания ничего не строить на территории обители. Целью же нападения было изгнание русских монахов из обители после того, как они ее восстановили заново из руин и превратили в цветущий сад. В послереволюционный период в Крестовской келлии еще долго теплилась жизнь. Так, в воспоминаниях афонского монаха Макария читаем: «Однажды я гостил несколько дней в Крестовской келлии на Провате, у отца Лота, старца келлии. Келлия отличалась уютностью своих построек и имела маленькую церковку во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В отдельном маленьком домике была небольшая, хорошо подобранная библиотека, в которой я и проводил время в книжных занятиях. Моими друзьями были иеросхимонахи: отец Константин, отец Мелитон и отец Филарет». Вл. Маевский, посетивший примерно в то же время Крестовоздвиженскую келлию, тепло вспоминает гостеприимного наместника отца Филарета, заботливых схимонаха Досифея, отца Исайю и сурового хранителя костницы обители отца Мелитона. Осматривал он также хозяйство обители, поддерживаемое трудами неутомимых насельников. Были там тогда и прекрасные виноградники с цистернами для сбора дождевой воды, парники и мастерские. «Хорошо мне всегда во всех русских келлиях. Но все же должен при этом признать, что особенная радость и покой наполняют мою душу, когда я нахожусь в келлии Воздвижения Креста Господня, где живописная природа и чарующие виды сливаются с исключительно симпатичным характером и укладом жизни милейших ее насельников», — вот его благодарный отзыв об этой русской святогорской обители.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

И в самом деле, мы сегодня совершаем это торжество, и оно происходит во всех концах мира, во всех храмах, по всей вселенной – в Америке и в Африке, в Австралии и в Китае (там мало христианских храмов, но они там есть). Всюду происходит воздвижение Креста и прославление Креста. Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. Все остальные праздники – Евангельские. Это единственный — не евангельский, а исторический праздник. Он как бы продолжает Евангелие. Кроме того, что в нем утверждается всемирная слава Церкви и торжество веры и учения, он свидетельствует, что Евангелие продолжается, что проповедь апостолов, которая описана в Деяниях как бы не имеет завершения. Если вы возьмете Деяния апостолов и почитаете их (это было бы хорошо, боюсь, что мало кто помнит это), то вы увидите, что текст их как бы незавершен. Он не кончен, потому что когда апостол Лука написал книгу Деяний, проповедь апостолов не кончилась. Апостольская проповедь до сих пор не кончилась. Что бы мы не говорили об упадке веры, который, несомненно, имеет место, что бы мы не говорили о разных вражеских действиях и нападениях на Церковь, которые множатся и это все действительно есть. Но, тем не менее, есть и апостольская проповедь, и строятся новые храмы во всех концах вселенной, там совершаются службы, туда приходят люди и апостольская вера торжествует, именно как свидетельство. Я повторяю снова, это мне кажется важным, что каждый имеет возможность принять эту любовь Божию. Это очень радостно и это главное, что мы сегодня торжествуем. Слава Богу, что мы с вами прикоснулись к любви Божией, к этой славе Божией, и к этим дарам Божиим, Господь нас собрал здесь, чтобы поклониться Кресту, что мы с вами здесь и совершаем. Храни вас всех Господь силою Честного Животворящего Креста, молитвами святых древнего времени, нового времени, настоящего и будущего времени. Господь да сохранит всех нас в Своей Святой Церкви, утвержденной Крестом.

http://pravmir.ru/krestovozdvizhenie-kaz...

Кондак, гл. 4: Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней словесныя твоя овцы питая, и целебен дар от Христа Спаса приял еси, во еже немощи душевныя и телесныя целити всех с верою к тебе приходящих. Темже и ныне, святе, молися всем имя твое призывающим от наветов вражиих спастися и помиловатися душам нашим. 14. На Воздвижение честного животворящего Креста Тропарь, гл. 1: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Ирмосы канона, гл. 8 [Св. Козьмы Маюмского]. 1. Крест начертав, Моисей впрямо 205 жезлом Чермное пресече, Израилю пешеходящу, тоже 206 обратно фараоновым колесницам 207 ударив, совокупи, вопреки 208 написав непобедимое оружие. Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Моисей, начертав жезлом продольную линию креста, разделил Чермное море, так что Израиль пошел по нем пешком, ударив же по морю поперек, против фараоновых колесниц, он изобразил непобедимое оружие [т. е. крест], и вновь соединил море. Поэтому запоем Христу, Богу нашему: ибо Он прославился! 3. Жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает 209 священника, неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете Древо Креста, в державу и утверждение. Жезл Ааронов принимается за таинственный прообраз, ибо своим ростком он предуказывает священника. И в Церкви, прежде бесплодной, расцвело древо Креста, ей в усиление и утверждение. 4. Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество. Услышал я тайну промысла Твоего, Господи, уразумел дела Твои и прославил Божество Твое. О, трижды блаженнейшее Древо, на котором распялся Христос, Царь и Господь, через которое пал обольстивший древом, будучи сам уловлен пригвоздившимся на тебе плотью Богом, дарующим мир душам нашим. Иона, распростерши в утробе морского зверя крестообразно руки, ясно прообразовал спасительное страдание; а вышедши из нее на третий день, предизобразил сверхъестественное воскресение Христа Бога, пригвожденного плотью и просветившего мир воскресением на третий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Такова радость Церкви, которую она сообщает своим чадам, постоянно питая и обновляя их. Все это происходит благодаря неповторимой красоте слов песнотворца, среди которых эксапостиларий занимает одно из ведущих мест. _______ Следующий великий праздник — Воздвижение Креста Господня хотя и празднуется лишь через месяц с небольшим после праздника Преображения, но несет в себе уже черты надвигающейся осени. Значительно звучат слова стихир и тропаря. Торжество нарастает от самого начала и набирает силу к концу, почему и все празднование происходит на высоком подъеме души. Торжественны стихиры, высокой радостью звучат слова канона, само же торжество — изнесение и воздвижение Креста Господня — совершается почти в конце службы. Слова светильна величественны и относительно кратки. Они звучат, повторяясь, подготавливая людей к изнесению благословенного Древа. Обычно они поются громко и торжественно, сохраняя все тот же высокий настрой, который взят с начала службы. Крест, хранитель всея вселенныя, — радостно, громко, с высоким подъемом звучат первые слова эксапостилария, — Крест, красота Церкве, — поется дальше, — Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Дивно в этом светильне изложена основная идея праздника, утверждена она высокими звуками духовной радости. Несмотря на то, что само благословенное Воздвижение Креста состоится в конце службы — после великого славословия, слова эксапостилария своей высотой воодушевляют верующих и ведут их к этому моменту. Вся служба праздника пронизана высокой радостью силы Креста Господня, а эксапостиларий эту высоту поддерживает и при самом изнесении Честного Древа. Крест, хранитель всея вселенныя, — напевает про себя или говорит себе каждый верующий, поклоняющийся спасительному Древу. — Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Эти слова помогают достойно участвовать в торжестве самого выноса Животворящего Древа и надолго сохраняются в сердце, держа душу в красоте и сладости духовно совершившегося праздника.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010