Почему строки о премудрости читаются в этот праздник? Потому что заключительные слова притчей о «древе живота» Церковь относит к Кресту Христову. В Кресте Господнем (Его распятии) людям открылась любовь Божия к каждому отдельному человеку и к человечеству в целом. Высшая премудрость земли — это умереть со Христом для рабства греху, отвергнуть вражию гордыню, креститься «в смерть Его», чтобы и воскреснуть для жизни в Нем и с Ним. ИРМОСЫ КАНОНА НА ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ 1. Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящу, тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи вопреки, написав непобедимое оружие. Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Перевод: Моисей начертал крест на Чермном море: ударив жезлом прямо, он разделил море для пешешествовашего Израиля, а ударив поперек, он вновь соединил воды над фараоновыми колесницами и тем вполне изобразил непобедимое оружие (крест). Потому воспоем Христу, Богу нашему, ибо Он прославился. 3. Жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает священника: неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение. Перевод: Жезл (Аарона) берется для изображения тайны, ибо он процветанием предуказывает в Аароне избранного Богом священника; и в Церкви, прежде бесплодной, ныне процвело древо креста для ее силы и утверждения. 4. Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество. Перевод: Услышал я тайну домостроительства Твоего, Господи, уразумел дела Твои и прославил Твое Божество. 5. О, треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь, имже паде древом прельстивый, тобою прельстився, Богу пригвоздившуюся плотию, подающему мир душам нашим. Перевод: О, треблаженно ты, древо, на котором был распят Христос, Царь и Господь, чрез которое пал обольстивший (Еву) деревом, быв сам уловлен пригвоздившимся на тебе плотию Богом, дарующим мир душам нашим. 6. Воднаго зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображаше яве; тем тридневен изшед, премирное воскресение прописаше плотию пригвожденнаго Христа Бога, и тридневным воскресением мир просвещшаго.

http://pravoslavie.ru/1930.html

Храм лесоводов России неслучайно посвящен этому празднику, одно из песнопений которого призывает к участию в торжестве и окружающую природу: «Да кропит вся земля радование, да веселятся древа дубравная». Греческое слово «προοδος» буквально означает «предъисхождение», «несение впереди», «изнесение» древа или части от подлинного Креста Господня. Праздник изнесения Честного Креста установлен 1 августа (14 августа по новому стилю) Константинопольским патриархом Лукою при византийском императоре Мануиле Комнине, когда во время эпидемий Честное Древо Животворящего Креста с крестным ходом износилось из царской сокровищницы Влахернского храма в Константинополе, торжественно переносилось по улицам с водосвятием и полагалось в храме Софии, где совершалось богослужение. После соборной молитвы у святыни эпидемии затихали. В Русской Церкви это празднество — в просторечии «Первый Спас» — соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Для строительства в Лисино целого комплекса построек и создания церкви — их главной доминанты, был приглашен профессор архитектуры Императорской Академии художеств, главный архитектор Петергофа зодчий Николай Бенуа. В молодости он был помощником архитектора Константина Тона при сооружении им Храма Христа Спасителя в Москве. Проект каменного храма был лично одобрен императором Александром II при посещении им Лисинского учебного лесничества 20 октября 1858 года. Государь император Александр II со свитой приезжал в Лисино для участия в охотах более 80 раз. С середины XIX века вплоть до 1917 года дивные лисинские леса были местом царских охот, в которых принимали участие и высокие иностранные гости — представители европейских королевских дворов, а также легендарный канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Кроме храма Н. Бенуа воздвиг в поселке Лисино-Корпус Охотничий дворец и каменное здание Егерского училища. Лесоводы были ценителями прекрасного и стали единомышленниками с архитектором, поскольку сами служили украшению лисинской местности, которая была творческой лабораторией не только науки — вдохновлялись этими местами и многие деятели культуры. На охоту в лисинские угодья приезжали классики русской литературы А.К. Толстой и Н.А. Некрасов. Современники называли лисинский ансамбль «маленьким красивым городом» с окружающими лесами и пейзажным парком с великолепными группами деревьев и кустарников.

http://sobory.ru/article/?object=00110

В храме сохранились и фрагменты оригинальных фресок XVIII века в основном нефе и боковых алтарях центральных часовен. Заслуживает внимания пятиярусный иконостас с реликварием в терезианском стиле. Скоро ему исполнится 250 лет, а он до сих пор выглядит таким величественным и нарядным, поэтому безусловно, является основным украшением Крестовоздвиженского храма. Самым богатым элементом иконостаса являются царские врата, украшенные митрой и жезлом - точной копией тех, которые были подарены императрицей Марией Терезией епископу Андрею Бачинскому. Взор посетителей сразу же приковывает плафонная композиция " Воздвижение Честного Креста " , выполненная всё тем же Иосифом Бокшаем в 1938 году. Невероятно красивыми являются работы одного из первых епархиальных художников Ф. Выдры, находящиеся в алтарной части храма. В соборе бережно хранится частица Креста, на котором был распят Иисус - вакуумная капсула с кусочком животворящего Креста, является неотъемлемым украшением распятия в Крестовоздвиженском храме. Также в соборе хранится мантия иезуитов XVII века. Эту мантию с орнаментами скворцов (родословный герб рода Другетов) подарили ужгородским иезуитам магнаты Другеты. Она является самой ценной и старой реликвией собора. А самая загадочная часть собора - подземелье с криптой. Оно хранит много тайн и заслуживает внимания туристов, чтобы почтить память тех, кто здесь покоится (около 70 захоронений уважаемых людей Закарпатских земель в специальных нишах). Собор построен из кирпича, его главный фасад увенчан портиком с треугольным фронтоном на четырёх колоннах коринфского ордера. По бокам сильно вынесенного неоклассического портика возвышаются восьмигранные трёхъярусные башни с курантами. Изначально, башни-колокольни были деревянные, а уже в 1814 году перестроены в камне. В обоих башнях установлены колокола. Колокол с левой башни, который весит 1 тонну, является самым известным в Ужгороде и именуется Иваном. Его брата с правой колокольни - гиганта весом 3 тонны, называют колоколом Богородицы. А ещё есть 2 небольших колокола, названные в честь св. Николая и апостолов Петра и Павла. На обеих башнях кафедрального собора есть часы с курантами, которые отбивают время каждый час - это самые большие и самые старые часы Ужгорода. Их в дар собору в 1878 году купил в Вене некий Августин Енковский.

http://sobory.ru/article/?object=29013

Господь наш не принуждает нас к ношению креста Его, т. е. к такому страданию, какое Он понес за нас. Он не говорит: „если кто хочет идти за Мной, возьми крест Мой“, но: „всякий возьми крест свой». Господь наш знает, что мы не в состоянии понести Его креста, а наши кресты по силе своей мы можем носить, с помощью Его. У каждого человека есть свой крест, т. е. свое какое-либо бедствие, греховные вожделения, плотские борения на дух, искушения от врага невидимого, гонения от видимого, озлобления, обиды, злословия, осуждения, утрата близкого друга, потеря детей, или имения, телесные недуги и другие какие-либо страдания: все это – наши кресты. Когда человек ради любви Божией терпеливо переносит их, то сообщается страданию Господню, бывает сообразен кресту Его: и наши страдания Господь наш вменяет, как Свои страдания. Господь страждет в нас, как в Своих истинных членах; а мы, страждущие, как бы собираем оставшиеся по трапезе укрухи, собираем от страданий Господних некие останки, как говорит Апостол: исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей ( Колос. 1:24 ). И когда Апостол хвалится крестом Господним, то хвалится вместе и своим; а хвалящийся крестом своим хвалится вместе и Христовым. Христос начал страдать, а мы доканчиваем и довершаем, восполняем недостаток скорбей Христовых в теле нашем. А что крест Господень (т. е. страдание Господне) соделал великое и преславное, подобно тому как и наши кресты, т. е. наши страдания, по благодати и при помощи пострадавшего за нас Христа, соделывают великое и преславное, – это мы сейчас увидим. По преступлении Адамовом рай был заключен для рода человеческого, и никто в течение пяти с половиною тысяч лет не мог отверзть его. Все, даже и святые угодники Божии, по окончании сей временной жизни шли не в рай, а в ад, как сказал святой Иаков, сетуя по сыне своем: сниду сетуя во ад ( Быт. 37:35 ). Кто же отверз райскую дверь? – Христос, новый Адам. Каким ключем? – крестом. Крест это – ключ от замка райского, как говорит святой Златоуст. И разбойник вошел в рай не крестным ли страданием? Хотя он был распят и за злые дела свои, однако сердцем своим начал сострадать Христу, говоря: „мы праведно по делом наю восприемлева: сей же ни единаго зла сотвори, и тотчас услышал от Господа: аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи ( Лук. 23:41–43 ), – в тот же час со креста пошел в рай. Рассуждая об этом, св. Златоуст говорит: „нет ничего посредствующего между крестом и раем: крест и тотчас – рай, т. е. между крестом страдания христианского и раем посреди нет каких-либо препятствий, преград, но тотчас при кресте – рай, так что страждущий что-либо ради любви Божией со благодарением, несомненно, уже стоит в дверях райских: крест и тотчас – рай. Итак, что соделал крест Христов, то получил крест разбойника: страдание Христово отверзло рай, а страдание разбойника вошло в рай: действие того и другого велико и преславно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но немного таких людей, которые достигают эту истину, и с преданностью воле Божьей и с надеждою получения будущих благ, во славу Божию, благоразумно переносят скорби настоящей жизни. Большая часть людей ищет блаженства там, где его нет, т. е. на земле, в мимолетной славе и в суетных и скоропреходящих наслаждениях мира сего, вместо истинных благ гоняясь за тенью, забывая при этом, что за преступными наслаждениями следуют страдания и мучения, а за христианское терпение скорбей уготовляются человеку и в сей жизни дарования духовные, и в будущей вечные несказанные блага и нескончаемая радость и наслаждение. В одном из древних христианских городов был некоторый благочестивый муж, богатый и славный, по имени Филофей. По смерти жены у него остались три дочери. Имя старшей, превосходившей других красотою и разумом, была Ставрофила (крестолюбица, крестоносица). Так она была названа потому, что в праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня впервые увидела свет Божий. Ближайшая к ней по летам называлась Илария, а младшая Гонория. Имена, нареченные им от родителей, впоследствии оказались согласными с наклонностями и нравами каждой, потому что Ставрофила стремилась к благочестивой жизни, Гонория искала чести и славы, а Илария любила только забавы и наслаждения мира сего. Филофей за городом имел сельское поместье. Туда однажды в весеннее время отправились дочери его, чтобы успокоиться от городской молвы, приятно провести время в сельской тишине и насладиться чистым, благорастворенным воздухом. На пути, который пролегал по лесу, Ставрофиле пришло желание посетить находившийся в недальнем расстоянии храм, посвященный животворящему кресту Господню. Она стала упрашивать и сестер своих сопутствовать ей туда, но сестры отказались от сего, предпочитая спокойствие и приятное препровождение времени благочестивому предложению Ставрофилы, и предоставили ей одной отправиться, куда привлекало её внутреннее сердечное настроение. Со скорбью оставила их Ставрофила, обещаясь скоро возвратиться к ним. Но не зная хорошо дороги в лесной местности, она незаметно прошла храм Св. Креста, и думая, что приближается к нему, все более удалялась от него и долго блуждала по лесу, переходя туда и сюда по разным тропинкам. Не зная, что делать, Ставрофила наконец села под ветвистым деревом и предалась отдохновению. Обдумывая свое положение, она стала так размышлять: как я теперь, переходя с одного места на другое, удалилась от святого храма Креста Господня, так многие души, блуждая по распутьям мира, уклоняются от правого пути спасения, впадают во многие грехи, а наконец и навсегда отторгаются от небесного отечества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Однако в Иерусалиме он каждодневно, несмотря на болезнь свою, обходил святые места, поклоняясь Господу; когда же не мог идти вследствие своего недуга, то полз на коленях, – но ни одного дня не оставлял, чтобы не прийти к святой церкви Воскресения и Кресту святому. Видев его так каждодневно трудящегося, несмотря на болезнь свою, некоторый молодой инок, именем Марк (впоследствии описатель жития его), начал служить ему ради Бога. Сей Марк был послан святым Порфирием в Фессалонику с письмом, дабы разделить между младшими братьями его оставшееся после родителей имение, а часть, – принадлежащую Порфирию, принести к нему, чтобы он мог раздать ее нищим. Марк, отправившись, разделил все как следовало, а часть Порфириеву продал за три тысячи златниц; кроме того из родительского золота Порфирию досталась еще часть – тысяча и четыреста златниц, а также одежда и серебро. Всё это Марк доставил в Иерусалим святому Порфирию, которого он обрел совершенно здоровым. Порфирий же, приняв принесенное, тотчас раздал то нищим и на бедные монастыри, а сам стал нищ. Потом святой рассказал о том, как он исцелился от своей болезни. «Когда я был на всенощном недельном бдении в великой церкви, – поведал он, – то сделался у меня приступ болезни. Не имея сил терпеть более, я пошел и возлег при святой Голгофе, и от великой болезни был как бы в исступлении. И увидел я Спасителя нашего, ко кресту пригвожденного, и одного разбойника с Ним, на другом кресте висящего, и начал взывать, говоря: «помяни меня, Господи, когда придешь во Царствии Твоем». Спаситель же сказал разбойнику: «сойди с креста и исцели его от телесной болезни, как Я тебя исцелил от душевной». Разбойник, сошедши ко мне с креста своего, обнял меня и облобызал, и воздвиг от земли говоря: «приди ко Спасителю». Приступив к Господу, я увидел Его сшедшим с Креста, и Он сказал мне: «приими древо сие и храни его». Я же, приняв крест Христов, начал носить его и тотчас пришел в себя, и оказался весь здоровым, как будто никогда не болел». В непродолжительном времени после этого блаженный Порфирий был поставлен от патриарха Иерусалимского пресвитером, и было ему вручено на хранение Честное Древо Животворящего Креста, положенное в особый закрытый златой ковчег, а другая часть его была отнесена в Царьград святою царицею Еленою .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Что совершилось? Совершилось наше спасение через страдания и крестную смерть Спасителя. Христос умер на кресте для того, чтобы «попрать смерть» и «воскреснуть» и «сущим во гробах живот даровать». Перед Своими страданиями Христос говорил ученикам: Когда вознесён буду (на Крест), то всех привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). И вот ещё вися на Кресте, Он привлёк к Себе сердца не только любящих Его (Богоматери, апостола Иоанна, жён мироносиц, Иосифа Аримафейского и других), не только еврея-разбойника и римского сотника, сказавшего у Креста: Истинно Человек Сей был Сын Божий ( Мк. 15:39 ), не только отдельных лиц, но и народ. Расходясь от Голгофы, народ, по выражению евангелиста, бил себя в грудь ( Лк. 23:48 ), чувствуя свою вину перед Крестом Господним. И вот, сегодня Он привлекает и нас. Сегодня святая Церковь зовёт нас: «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся, на нём же Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство». Сегодня, братия и сестры, взирая на Крест Господень, должны и мы признать свою вину перед Распятым на Кресте, ибо и мы продолжаем грешить и распинать Господа нашего Иисуса Христа и как бы терзать и бредить раны и язвы Его своим противлением воле Божией. Смысл сегодняшнего праздника Воздвижения Креста Господня в том заключается, братия и сестры, чтобы расположить нас к покаянию, чтобы почувствовать и нам свою вину перед Распятым на Кресте и благоговейно склонив свою голову, попросить помощи и укрепления на борьбу с грехами и неправдами нашей жизни. Сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами апостола Иоанна, который был свидетелем того, что произошло на Голгофе: Свидетельствую, – говорит он, – о сем и говорю правду, чтобы вы поверили ( Ин. 19:35 ). Верим ли мы? Верим, верим, Господи! Верим тому, что всё это было совершено на Голгофе и что совершено было ради нас и ради нашего спасения. Верим этой правде. Верим, Господи, и Твоей неизреченной любви к нам, грешным. Верим в Животворящий, Спасительный Крест Господень. Ведь Крест «хранитель вселенной, красота Церкви, верных утверждение, ангелов славы и демонов язва».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

По другому сказанию. Крестное дерево выросло в раю и потом вынесено было оттуда рекою Тигром на грешную землю. Но о райском дереве позаботились сами ангелы, и по их указанию благочестивый сьн Адама, Сиф, которому апокрифические книги вообще приписывают непосредственное сношение с ангелами, зажег это дерево при «реке Вавилоне», и оно горит несгораемо до сих пор под охраною страшных зверей. Во искупление смертного греха Лота ( Быт. 19: 36 ) Авраам повелел ему достать огня у реки Вавилона. В то время, когда звери спали, Лоту удалось взять три головешки и принести их своему дяде Аврааму, который велел посадить их в землю и поливать водою, пока оне не взойдут. Послушный Лот усердно принялся за поливку головешек, но злые духи, желая воспрепятствовать искупительному делу, в виде странников встречали по дороге Лота и выпивали у него воду. Несмотря на препятствия, Лот своим терпением достиг того, что головешки пустили корни, и выросло из них то самое дерево, которое послужило потом для Креста Господня. Последнее сказание и изображено на стенах собора Крестного монастыря, а самое место, где росло честное древо, указывают в алтарной пещере в северо-восточном углу храма. Крестный монастырь, один из самых древнейших в Палестине, построен грузинами. Вскоре после принятия христианства, они стали посещать Святую Землю и выстроили здесь свои обители. В одном Иерусалиме когда-то насчитывалось двенадцать монастырей, сооруженных ими. Но в трудные годы Грузинского царства, когда грузин очень стеснили персы, все эти монастыри стали приходить в упадок. Иные были разрушены, а иные перешли в руки греков, армян и латинян. Крестным монастырем завладели греки, и они устроили при нем духовную семинарию в 1853 году. Памятники грузинского происхождения монастыря сохранились во множестве до сих пор. На стенах изображены грузинские цари и святые, например, Мириан, Вахтанг Горгослан, Баграт IV Курополат и др. Осмотрев внимательно стенную живопись и приложившись к отверстию в серебряном круге, где по преданию, росло честное древо Животворящего Креста Господня, мы поспешили вернуться в Иерусалим, в русский собор Святой Троицы, к выносу плащаницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью? Это значит: возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и Слова Божия, благословения и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных». Святой Симеон Солунский пишет так: «Вода Крещенская – хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссозидающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду, а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу». Существует малое и великое водоосвящение. Малая агиасма – «то микрон агиасма» (греч.) – это вода, освящаемая погружением в нее Честного Креста, при совершении чинопоследования водосвятного молебна: «Причастием же воды сея и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее», – молится священник и далее просит: «Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь и исцели наша недуги душевныя же и телесныя милостию Твоею», то есть наряду с освящением воды просит об исцелении. И далее: «И сподоби нас исполнитися освящения Твоего воды сия причащением; и да будет нам, Господи, во здравие души и тела». Малое водоосвящение подобно великому, то есть совершаемому в навечерие и в самый день Богоявления, – подобно, но есть сокращение этого последнего. Великая агиасма – «то макрон агиасма» (греч.) – освящается, кроме троекратного погружения в нее Честного Креста, еще крестным знамением в ней, внутри нее совершаемым, благословением священника и молитвами и песнопениями: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово». Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская (Крещенская) святая вода, или святая вода малого освящения. Крещенская вода потребляется внутрь в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки), строго натощак, утром, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот больного без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.

http://azbyka.ru/cvyatynya-v-dome-o-svya...

  Подойдя к Арсению, старец сказал: «Сынок, ты почему не идёшь в свою келью? Посмотри, ведь никого из отцов на дворе нет: все после повечерия разошлись по кельям и молятся наедине с Богом». Арсений заплакал и рассказал старцу об искушении. Выслушав Арсения, тот принёс кусочек воска с частицей Честного и Животворящего Древа Креста Господня. Дав святыню Арсению, старец сказал: «Сынок, иди спокойно к себе в келью и ничего не бойся». Как только Арсений вошёл в келью и закрыл за собой дверь, он снова услышал грубый голос: «Молитвами! Святых! Отец!» — «Аминь»,—ответил Арсений. Дверь открылась. В келью вошёл некто в полицейской форме и начал грубо кричать: «Эй, ты!.. Дрянь-монах!.. Тебя ещё не постригли, а ты уже всякие щепки в келью тащишь?!» Он то кричал, то заливался издевательским хохотом, но приблизиться к Арсению, державшему частичку Животворящего Древа, не мог. А как только Арсений воскликнул: «Господи Иисусе Христе!» — лже-полицейский исчез. Так, следя за собой и получая помощь от старцев обители, Арсений преодолевал разнообразные искушения и шёл вперёд, подражая святому Арсению Великому и спрашивая себя постоянно: «Арсений, ради чего ты вышел из мира?»   Искоренив себя из мира, он старался теперь искоренить из себя всё мирское, отсечь себя от всего и от всех, чтобы стать истинным монахом, «отрезанным от всех и сообразующимся с каждым»...     1    См. Старец Паисий Святогорец. Письма. С. 41. 2    См. Лк. 12:49. 3    Возможно, речь идёт о философе-кинике Кратете Фивейском. Комментарии Всего комментариев: 6 2017/10/24, 22:23:09 Спаси Господи! 2017/10/22, 11:08:23 Спаси Бог,Защитник Людей,за внимательность и ревность о правде Божией! И не только нимб! Но и забыли или поленились написать,Святой!.. Преподобный Паисий Святогорец,молись о нас,чтобы нам быть во всём Божием точными и не умалять ваше святое,духовное и Божественное достоинство,превосходство и высоту. Аллилуиа!Аминь! Федюня Тортиков 2017/10/21, 23:54:16 Отцы спаси Господи! Скажите есть ли новое житие на русском? Это не то, что писал иеромонах Исаак?

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010