ЖУРНАЛ 10 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об установлении дня памяти преподобного Ионы Киевского в Неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в день обретения его мощей (1993). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить установление дня памяти преподобного Ионы Киевского в Неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в день обретения его мощей (1993). ЖУРНАЛ 11 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Житомирского и Новоград-Волынского Никодима о переносе празднования Собора святых земли Житомирской с 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) на 12/25 августа (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить перенести празднование Собора святых земли Житомирской с 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) на 12/25 августа (старый/новый стиль). ЖУРНАЛ 12 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Нежинского и Прилукского Климента о переносе празднования в честь Перекопской иконы Божией Матери с 9/22 мая (старый/новый стиль) на 10/23 мая (старый/новый стиль) и Ладанськой (Прилуцкой) иконы Божией Матери с 28 июля/10 августа (старый/новый стиль) на 29 июля/11 августа (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) перенести празднование в честь Перекопской иконы Божией Матери с 9/22 мая (старый/новый стиль) на 10/23 мая (старый/новый стиль). 2) перенести празднование в честь Ладанськой (Прилуцкой) иконы Божией Матери с 28 июля/10 августа (старый/новый стиль) на 29 июля/11 августа (старый/новый стиль). 3) Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Церковь строилась поэтапно. Сначала на левой стороне от трапезной 22 ноября 1859 года освятили придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, потом 23 октября 1860 года в храме освятили придел на правой стороне в честь Успения Божией Матери, а 6 октября 1866 года освящена вся церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. При освящении храма было указано писать церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а в обиходе она называлась Крестовоздвиженская единоверческая церковь. В 1866 году при церкви создано церковно приходское трёхгодичное училище для людей разного сословия, в штате которого состоял учитель. Церковь и кладбище при ней обнесены каменною оградою. Притч состоял из священника и дьякона, а причетническую дальность по желанию прихожан исправляли два простолюдина. На содержание притча жалованье не поступало. «Церковь утварью, книгами и ризницею достаточна. Приходно-расходные книги о суммах свечной и кошельковой от 1847 года ведутся исправно и хранятся в целости в ризнице. Обыскная книга, выданная в 1843 году Духовной консисторией, хранится в церковной ризнице и ведется исправно. Копии с метрических и исповедных книг с 1843 года ведутся исправно и хранятся в церковной ризнице. Земли при церкви пахотной, сенокосной и лесной не имелось». Все здания, принадлежащие церкви, построены на церковной земле трудами и на средства прихожан: каменная четырехкомнатная сторожка, деревянный дровяник, дом для дьякона и два каменных склада, (каждый в два ряда), арендные деньги с которых поступают в пользу церкви. Под кладбищем и строениями церковной земли имеется две с половиной десятины, по ведомости никакими межевыми знаками не ограничены. На церковной земле проживал священник в собственном деревянном доме с флигелем. Священник Феодосий Евфимиев, крестьянский сын, 17 сентября 1863 году Преосвященнейшим Нектарием по просьбе прихожан с. Городца Крестовоздвиженской единоверческой церкви был прислан из Семеновского уезда. В 1879 году священник церкви за воздаяния отлично украшению и пастырского служения награждён бархатною скуфьею, а также набедренником.

http://sobory.ru/article/?object=10365

III. Братие! Будем же отныне с верою, благоговением и страхом Божим совершать на себе спасительное крестное знамение, которое только при этих условиях будет всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов. Между тем, так ли многие из нас крестятся, как заповедала нам св. церковь ? Какое это крестное знамение, когда мы не стараемся ни сложить персты своей руки как должно, ни начертать на себе полный и правильный крест Христов; когда мы непонятным движением руки выражаем только нашу невнимательность и небрежность? Все это показывает, что мы не внимательны ко св. и великому делу молитвы нашей пред Богом. А как страшно совершать с небрежением такое святое дело, каково служение Богу и молитва! Господь, негодуя на лицемерие древних израильтян, говорил: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами, чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» ( Матф. 15, 8–9 ). Стойте всегда в храме Божием благоговейно, слушайте церковное чтение и пение внимательно, молитесь Господу Богу усердно; изображайте на себе крест во всей точности и полноте! Ограждайте себя крестным знамением не только на молитве, церковной и домашней, но и всегда, во всякое время и при всяком случае, призывая на себя силу и помощь распятого Господа и вознося молитву к честному и животворящему кресту: «непобедимая и непостижимая и божественная сила честного и животворящего креста, не остави нас грешных» (стих. на велик. повечер.). Аминь (Сост. Г. Д. по «Проп. Иннокентия, архиеп. херс.» т. 1, и «Сеятел. благоч.» прот. Нордова, т. I.). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопрос был рассмотрен всесторонне, и на основании Св. Писания, Свящ. Предания и рассудочных соображений отцы пришли к следующему определению: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди , служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а непризрачно вочеловечился, и служит на пользу нам… На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической церкви, – ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой, – со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества», только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться во святых церквях Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению делалось это обыкновенно и в древности, потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» (Деян. всел. соб. 592–594 стр.). Соборное определение подписано было всеми отцами при единодушных возгласах: «все мы так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны и подписались. Это вера апостольская; это вера православная» (Деян. всел. соб. т. VII, 610 стр.), и скреплено царскою печатью и подписью императрицы и наследника престола. Собор был объявлен седьмым вселенским. Акты или соборные деяния разосланы были по церквям. Таким образом, вопрос был решен и смуте умов на время положен был конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Догмат иконопочитания Для Православной Церкви иконопочитание является догматом, утверждённым Седьмым Вселенским Собором в Никее (787 г.), то есть непререкаемым и обязательным для всех верующих правилом веры. В заключительном оросе (определении) Собора сказано: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздаётся изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней» 2 . За этот догмат и право почитать иконы и священные изображения многие православные люди претерпели ссылки, жестокие гонения и мучения, отдали свою жизнь и здоровье, став мучениками и исповедниками в период иконоборчества, которое длилось на христианском Востоке более ста лет (730–843). Так что иконопочитание, как и все догматы Церкви, говоря словами апостола Павла, «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6:20 ). Из ороса Собора следует, что священные изображения возводят ум верующего от образа к первообразу – к самому изображённому лицу (Христу, Богородице, ангелам и святым), и честь, воздаваемая иконе, относится не к её веществу и не к естеству изображённого на ней, а к ипостаси, то есть к личности (Божественной или тварной). Именно поэтому священные изображения должны размещаться в достойных местах и чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана) и возжжением свечей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

И вот настало время главной христианской службы – Божественной литургии. Помнится, соврем еще недавно стояли мы, дрожа от резкого северного ветра, под открытым небом на этой же сопке, поросшей иван-чаем, и владыка призывал всех встать полукругом, чтобы прикрыть от непогоды Чашу с Телом и Кровию Христа. А теперь чудом Божиим вырос здесь прекрасный храм. Поистине, “невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18,27). “Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовестить нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем...” - звучали в храме слова евангельского чтения. Чувствовалось, что именно мы те самые нищие, сокрушенные сердцем, и что посреди нас невидимо находится Сам Спаситель, благовествуя и исцеляя. Воистину и для нашего города наступило “лето Господне благоприятное” (Лк. 4, 17-20). Освящение Спаса-на-водах происходило накануне Отдания праздника Честного и Животворящего Креста Господня. Когда пред Причастием наш замечательней архиерейский хор запел “Крест-хранитель всея вселенныя, Крест - верных утверждение, Крест - царей держава...” - мне сразу же вспомнилось, как еще полтора года назад мы стояли на месте будущего храма и с печалью смотрели на зверски спиленный крест, поставленный было боголюбивыми людьми. Тогда остался только обрубок от одного из толстых бревен. Крест неизвестные уничтожали два раза. Но непобедимою и непостижимою Крестною силою Распятый и Воскресший Спаситель побеждает врагов. И не случайно в дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершилось освящение храма. СЛОВО АРХИПАСТЫРЯ После завершения литургии епископ Мурманский и Мончегорский Симон произнес проповедь: -Дорогие братья и сестры! С Божией помощью мы завершили строительство и совершили освящение святого храма. Нам известно, как тяжело переносили наши бабушки и дедушки, родители закрытие и разрушение церквей, это было для них большим горем. Их сердца надрывались от скорби. Мы тоже видели своими глазами полуразрушенные и разрушенные храмы, которые в изобилии были на нашей земле.

http://sobory.ru/article/?object=03405

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух. Тропарь свв. отцам VII-ro Вселенского Собора, глас 8: Препрославен еси, Христе Боже наш,/светила на земли отцы наша основавый/и теми ко истенней вере вся ны наставивый,/Многоблагоутробне, слава Тебе. ДОГМАТ о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.

http://pravicon.com/info-3116

Из указа этого видно, что церковь во имя Апостолов Петра и Павла первоначально дозволено было построить вновь каменную в 1755 году преосвященным Лукою, епископом казанским и свияжским, по ходатайству первого местного губернатора Ивана Ивановича Неплюева для гарнизона крепости Оренбург. Церковь эта, как видно из клировой ведомости за 1785 год, была одноштатной, т.е. причт ее состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. В 1786 году церковь Петра и Павла сгорела. В 1795 году по резолюции преосвященного Амвросия, архиепископа казанского, на прошение прихожан сгоревшей в 1786 году деревянной церкви города Оренбурга во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня — дозволено было просителям разобрать оставшееся от пожара каменное здание церкви Петра и Павла и материалы оного употребить на возобновление своей сгоревшей Крестовоздвиженской церкви из камня, причем разрешено взять для нее и все церковные вещи Петро-Павловской церкви. Но так как последняя не была разобрана, а Крестовоздвиженская - не возобновлена, то в 1804 году епископ Оренбургский и Уфимский Амвросий по отношению Оренбургского военного губернатора князя Г.С. Волконского словесно дозволил ему, будучи в этом году в Оренбурге, возобновить церковь Петра и Павла с построением при ней придела во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста вместо сгоревшей сего наименования деревянной церкви. В Оренбурге с того времени, как сгорела в 1786 году церковь Петра и Павла, не было военной церкви, но таковая была необходима для города, так как непрерывно в нем квартировали полки. По Высочайшей воле Императрицы Екатерины II в том же в 1786 году отпущена была от казны особая сумма на возобновление публичных зданий после бывшего в этом году в Оренбурге большого пожара. Из суммы этой по ее незначительности возобновлена была только церковь св. Троицы, а церковь Петра и Павла и Крестовоздвиженская оставались не возобновленными. При этом многие публичные здания были ветхи. Имея это в виду, вновь прибывший сюда губернатор, князь Волконский, в 1804 году сделал представление Государю Императору о необходимости исправления в Оренбурге всех казенных зданий, в числе коих предполагал исправить и церковь Петра и Павла, на каковой предмет и получил особую сумму от казны.

http://sobory.ru/article/?object=37160

Надеюсь, что большинство читателей согласится, что художник поступил нечестиво, исказив лик Христа, чтобы достичь сомнительной выразительности. Однако задумаемся, благочестиво ли репродукциями икон, фресок, мозаик с ликами Христа, Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих украшать обложки православных книг и журналов, первые полосы газет, календари и прочие вещи? Надо ли в храме украшать лицевую сторону деревянного аналоя распятием Спасителя, если оно оказывается на уровне колен прихожан, подходящих поцеловать лежащую на нём икону? Хорошо ли в православном (более того, монастырском) магазине раскладывать иконы на полках, едва возвышающихся над полом, так что покупатели, рассматривая лики святых, Христа и Богоматери, вынуждены в буквальном смысле смотреть себе под ноги? Так ли должно выражаться наше иконопочитание и не переходит ли оно в свою противоположность? Догмат иконопочитания Для Православной Церкви иконопочитание является догматом, утвержденным Седьмым Вселенским Собором в Никее (787 г.), то есть непререкаемым и обязательным для всех верующих правилом веры. В заключительном оросе (определении) Собора сказано: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» .

http://bogoslov.ru/article/3216841

Напоминаем, что в определении VII Вселенского Собора (787 г.), утвердившего догмат иконопочитания, говорится: «…определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и Святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения» . Из соборного определения следует, что священные изображения должны Вселенский Собор устанавливает, что священные изображения предназначены для возведения человеческого ума от образа, изображенного на иконе, фреске, росписи, мозаике, выраженного в скульптурной форме, в виде рельефа и т.п., к первообразу – Самому Господу Иисусу Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим. Честь, воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней. А это означает, что любые преднамеренные оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых. Преподобный Феодор Студит († 826), продолживший после Собора исповедническую борьбу за иконопочитание, глубоко раскрыл соборное учение. Святой отец, в частности, говорил:

http://pravoslavie.ru/133133.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010