25 апреля 2006 года по благословению Патриарха Алексия II монахиня Филарета (Гажу) назначена настоятельницей монастыря. 1 декабря 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь Иверской иконы Божией Матери, находящийся в подклети собора. 17 декабря 2008 года, в нижнем приделе в честь Иверской иконы Божией Матери был совершен первый постриг, после закрытия монастыря в 1917 году. 7 марта 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совместно с архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном совершили Божественную литургию. Накануне перед литургией монашеский постриг приняли ещё две насельницы монастыря. 27 сентября 2011 года, в день праздника в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня архиепископом Георгием был совершён чин Великого освящения Крестовоздвиженского собора. За неделю до праздника художниками иконописной мастерской «Ковчег» была завершена роспись в западной части собора. Всего роспись собора велась более двух лет. От старой живописи сохранилось только несколько фрагментов: композиция «Воздвижение Креста Господня», образы святого Николая Чудотворца и Архангела Михаила. При восстановлении росписей использовались сохранившиеся фотографии южного и северного сводов. 22 ноября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении викария Саранской епархии епископа Рузаевского Илии (Быкова) освятил правый придел Крестовоздвиженского собора в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и священномученика Дионисия Ареопагита . 30 декабря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Димитрия Солунского был освящён левый придел Крестовоздвиженского собора. В монастыре действует воскресная школа и православный медицинский пункт. Ближайшая сохранившаяся из приходских церквей — Воскресенская, расположенная в 700 метрах от монастыря. Подворья [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая новая однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен. В начале XIX века по указу Государя Императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте. В 1899-1903 годах на месте сломанной церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы возвели большой храм с главным престолом во имя святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Придел освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Средства на строительство пожертвовала купеческая вдова А.И. Семидетнова. Проект подготовил саратовский инженер Ю.Н.Терликов. При обители на средства инокини Сусанны (Анны Александровны Рылеевой – родственницы известного русского поэта) в 1840 году была открыта первая в Саратове школа для девочек. В советское время монастырь закрыли, храмы разрушили. Из ограды разоренного монастыря уцелела лишь арка. 22 августа 2006 года иерейским чином (протоиерей Сергий Догадин) в помещении одного из частично сохранившихся монастырских строений была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Начались богослужения. 15 июня 2008 года Крестовоздвиженский храм украсил новый купол с крестом. В июле того же года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Мир Ликийского чудотворца, вмонтированную в обновленную после ремонта арку святых ворот Крестовоздвиженского монастыря.  Другие святыни: икона с чатицами мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, старинный крест-распятие, восстановленная старинная икона великомученика Харалампия. По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии .

http://sobory.ru/article/?object=14808

Бог- Судьбовед, помоги немощной Лидии, спаси ее руку лишенную силы.Пусть не разольется в ней душа ее.И ею не овладеют бедственные дни.Какова доля от Бога с выше.Дух Бога сотворил ее и дыхание Всемогущего оживит ее.Иегова, продли жизнь т.б.Лидии, чтобы она не оборвалась.Сущий, освободи ее, не дай ей сойти в яму!Пусть ее плоть станет свежее, чем в молодости.Пусть она возвратится к дням своей юношеской силы.Господи, Ты восстановишь Свою праведность смертному человеку.Ты выкупишь ее душу и не дашь ей сойти в яму.И ее жизнь увидит свет, озари ее Своим светом жизни.И до полной старости до седины не оставь ее Боже.Были посланы на нее многие и лютые беды,но и опять Ты оживлял ее и из бездн земли опять выводил ее.И драгоценна будет кровь ее пред Очами Твоими.Благословен Бог, который не отвергает молитвы моей и не отвратил нас от милости Своей.Аминь. Лариса 2016/02/13, 11:01:05 р.Б.Елена 2016/02/10, 11:21:24 О! Животворящий Кресте Господень! Помилуй нас! Аминь р.б.елена 2016/02/09, 19:47:07 Животворящий Кресте Господень! .Огради нас, Господи, Силою Честного и Животворящего Твоего Креста и Сохрани от всякаго зла рабов твоих : Лидию, Марину, Констатина младенца Иоанна ,младенца Сергия,отроченицу Александру.Во имя Отца , Сына и Святаго Духа! Аминь! Аминь ! Аминь! 2016/01/31, 03:02:26 Оградить , меня , Господи, Силою Честнаго и ЖивотворящегоТвоего Креста и сохрани от всякаго зла. Александр 2016/01/23, 17:37:44 Огради Господи силой Животворящего Креста Твоего детей моих Ольгу и Валериана от всякого зла. Помоги р.Б Валериану найти работу. Аминь 2016/01/21, 03:50:44 Притча о кресте. Однажды человек, который считал, что его жизненная ноша слишком тяжела, горячо помолился, чтобы встретиться с Богом. И когда в глубине своей молитвы он предстал перед Всевышним, то обратился к Господу с просьбой: " Мой крест непомерно тяжел для меня. Не мог бы ты, Господи, дать мне крест полегче? " Бог ответил ему: " Я отведу тебя в комнату, где хранятся всевозможные кресты, и ты выберешь сам, какой тебе понравится. "

http://isihazm.ru/?id=657&c_pid=14

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

В 614 году персы, по-теперешнему жители Ирана, – овладели Иерусалимом и храмом и похитили Крест Господень. Через 14 лет, в 628 году Крест был снова возвращён в Иерусалимский храм. С этого времени установлено было во Вселенской Церкви повсеместное празднование Воздвижения Животворящего Креста Господня для всеобщего поклонения ему. Все мы знаем, братия и сестры, что всеобщее поклонение Кресту Господню установлено потому, что на нём Господь перенёс мучительные страдания и самую смерть ради нашего спасения. В сегодняшнем евангельском чтении святая Церковь напоминала нам, как Спаситель был судим, приговорён к распятию и как был распят на Кресте Голгофы. Во дворе Пилата сначала били Его, терновым венцом окровавили главу и лик Его, потом кричали Пилату: распни, распни Его. Когда Пилат сказал толпе, что не находит в нём вины, то они ещё сильнее кричали: возьми, возьми, распни Его. Тогда, – говорит евангелист, – он предал Его им на распятие ( Ин. 19:16 ). И распяли Его на голгофском Кресте и с Ним двух разбойников по ту и другую сторону от Него. Если разбойники, братия и сестра, были распяты потому, что были разбойниками, по делам своим ( Лк. 28:41 ) получившие наказание, то за что был распят невинный, безгрешный, никому никакого зла не сотворивший Христос? – Он был распят не за Себя, не за Свои дела, а за дела людей, за их грехи, за наши грехи и не по Суду Пилата и Синедриона, а по изволению Божию ( Ин. 19:11 ), допустившему этот суд по неизреченной любви Божией, пожелавшей через искупительные страдания и смерть Христа избавить нас от грехов, мучений и вечной смерти за них. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ...ибо не судить мир, но спасти мир пришёл на землю Христос ( Ин. 3:6, 17 ). И вот смотрите, что произошло на Кресте Голгофы. На Кресте Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззаконие наши, наказание мира нашего на Нём, язвою Его мы исцелились ( Ис. 53:5 ). Как переносил, как чувствовал на Кресте невинный Страдалец? На Кресте Он молился за распинателей Своих! Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ). На Кресте Он поручил осиротевшую Мать Свою возлюбленному ученику Своему, сказав: Жено, се Сын Твой, а ученику: Се Матерь Твоя ( Ин. 19:26–27 ). На Кресте Он помиловал уверовавшего разбойника и даровал ему Царствие Небесное, сказав: Сегодня же ты будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). На Кресте Христос никого не забыл. Он забыл только Себя Свои страдания. И когда пришёл им конец, Он сказал: Совершилось и, склонив голову предал Дух Свой Отцу Своему ( Ин. 19:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Колокольня построена одновременно с храмом, кирпичная пирамидальная, в 3 яруса, с одной главой, колоколов – 6, 3 больших и 3 малых, отлитых в 1860г. На 2-х больших колоколах 241 и 87 пудов одинаковая надпись: «Вылит сей колокол город Старый Оскол слободу Ямскую в Крестовоздвиженскую церковь стараниям церковно – служителей усердием прихожан в заводе Воронежского 2-й гильдии купца Григория Дмитриевича Самохвалова в 1860г. февраля 20 день». Стены храма расписаны изображениями евангелистов, пророков и мучеников, 4 картины из библейской истории Нового Завета. Особо чтимая икона мученицы Фотинии Самарянки. Церкви принадлежали: каменная караулка, каменный дом в церковной ограде, деревянный дом священника под железной крышей. Приходское кладбище окопано рвом. Староста государственный крестьянин Иосиф Федорович Кандрашов. Материал предоставлен школой Вторым из наиболее ранних сохранившихся храмов Старого Оскола является церковь Крестовоздвижения, построенная в 1787 г. в центре Ямской слободы, возникшей в XVII в. на юге от острога, за рекой Осколец. Особый интерес представляет первоначальный объем, построенный в барочном стиле с хорошо сохранившимся замечательным барочным иконостасом. Первоначальный объем в 1805 г. с севера и юга был закрыт классицистическими приделами. Престолов в церкви три: в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста, в честь Животворящего источника Пресвятой Богоматери и во имя св. Митрофания Воронежского. Расположена при пересечении ул. 3. Космодемьянской и Крупской, в глубине участка. Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены в два цвета. Крестообразная в плане. Рукава креста оформлены портиками с четырьмя парами тосканских колонн. Над мощным кубом храма возвышается крупный барабан с арочными окнами и куполом, завершенным луковичной главкой на глухом барабанчике. Центральная апсида полуциркульной формы, боковые -прямоугольной. Трапезная одной высоты с приделами, ширина ее равна храму. Приделы и трапезная перекрыты двухскатными кровлями. По оси храма поставлена четырехъярусная колокольня. Массивный четверик первого яруса колокольни несколько уже трапезной. Четверики ярусов колокольни уменьшаются по вертикали. Верхний ярус увенчан куполом с луковичной главкой на глухом барабанчике. Все фасады церкви завершены раскрепованным антаблементом с розетками на фризах и многопрофильным карнизом (с сухариками на первоначальном объеме). Углы четверика храма и простенки северного и южного фасадов выделены пилястрами со стилизованными ионическими капителями.

http://sobory.ru/article/?object=16233

Но не следует думать, что Его пречистый образ прелагается в Его Божественное Существо: ведь Божие Существо не могут видеть ни ангелы, ни люди 38 ; не следует думать, что это Христос во плоти: ведь Христос неописуем, по своей Божественной природе, и теперь невозможно Его видеть, но лишь когда наступит Его второе пришествие, это станет возможным; икона же – образ Его Человеческой природы. И потому так же, как мы приносим каждение и свечи изображению Честного и Животворящего Креста, и святому Евангелию, и святым Божиим Тайнам, поклоняясь и воздавая им честь, – так же следует воздавать честь и поклоняться с любовью пречистому и всечестному Его образу, с честным целованием, со страхом и трепетом, всечестно и верно. Ведь Бог неописуемый стал ради нас описуемым Человеком; и когда мы вспоминаем Его первообраз – ибо почитание, воздаваемое иконе, восходит к первообразу 39 , – то в иконах мы почитаем Истину и поклоняемся Ей. Точно так же повелели святые апостолы и богоносные отцы поклоняться Честному и Животворящему Кресту, с почитанием и совершенной верой. Хотя Крест и сделан из дерева, но это – победоносное оружие силы Божией против дьявола и всех сопротивных сил, потому что он освящен пречестною 41 Кровью и святостью распятого на нем Бога Слова, и из орудия проклятия силою Божией сделался орудием освящения, потому что на Кресте был пригвожден в человеческом образе Господь, претерпевший погребение, воскресший и вознесшийся со славою на Небеса. И следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова, следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается крест, из любого вещества, – туда приходит благодать и освящение от пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего. Он дал нам знамение, чтобы изображать его на челе, на сердце и на всех членах. Это – печать, чтобы, видя ее, не прикасался к нам губитель, как Сам Господь говорит через пророка Иезекииля: «Пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на челе которого знак " ( Иез. 9, 5–6 ; см. также ст. 4). Подобно этому говорит и Давид: «Ты дал боящимся Тебя знамение, чтобы они избежали лука» (См. Пс. 59, 6 ), – то есть стрел вражиих. И еще «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» ( Пс. 4, 7 ) 42 , – ведь знамение бывает на челе, как говорит Иезекииль. Таким образом мы узнаем верных, а от неверных отступаем. Это щит и оружие наше! Великие знамения и чудеса Креста невозможно выразить словом: они были при великом царе Константине, который сначала увидел на небе Крест, а потом, с помощью его, погубил 43 всех врагов; и при сыне его Константине, в Иерусалиме, когда среди дня явился на небесах Крест, так что затмил своим светом свет солнца; и при царе Ираклии, и еще бесчисленное множество раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

После смерти тело святой равноапостольной Марии Магдалины было погребено в  Ефесе, откуда в IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) ее нетленные мощи были перенесены в Константинополь. В эпоху крестовых походов часть ее честных мощей была доставлена на Святую гору Афон в монастырь преподобного Симона отшельника, подвизавшегося на одной из непреступных скал полуострова, отчего и сама обитель получила название: «Скала Симона», или по-гречески: монастырь «Симона Петра». По милости Божией, с благословения священноначалия Святой горы Афон и монастыря Симона Петра ныне нам дарована возможность приобщиться благодати, источаемой от Животворящего Креста и мощей дивной угодницы Божией. Эта служительница Христова и соработница апостолов являет нам  достойный пример искренней веры, которая преображает человека и ведет его к неиссякаемому Источнику всех благ и жизни Подателю — Христу Спасителю. Припадая к этим святыням, вслед за святой Марией Магдалиной обратим наши сердца к Всещедрому Богу, памятуя о ее ревностном, равноапостольном служении, даже до самой смерти. Пусть нынешнее событие станет для нас напоминанием о великой миссии Церкви — просвещении всех народов светом Христова учения, и о том, что к каждому последователю Христа обращены Его слова: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк.16,15). Мы призваны свидетельствовать об истинах Святого Православия всей своей жизнью, дабы стать, как говорит Священное Писание, подобными Сыну Божию, Который не для того пришел в мир, «чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф.20,28), ибо «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4,6). Силою Честного и Животворящего Креста и молитвами Святой равноапостольной Марии Магдалины да укрепит всех нас Господь в любви друг ко другу и верности Его Святой Церкви. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ По сообщению портала Патриархия.ру , Честная рука святой равноапостольной Марии Магдалины уже была один раз в России более 120 лет назад. Тогда в монастыре Симоно-Петр на Святой Горе Афон, где пребывают честные мощи, произошел большой пожар, уничтоживший большую часть монастырских построек. Восстановление обители произошло во многом благодаря собранным пожертвованиям.

http://pravmir.ru/velikie-svyatyni-afona...

Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день. Теперь крест – наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте. Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» ( 1Петр. 2:24 ), «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп. 2:8 ). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, – воспевает сегодня Церковь , – Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, – нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом. Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих в течение целых трех столетий, не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

       Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище.            И вот теперь царица-христианка искала следы потерянного сокровища среди враждебно настроенных к христианству иудеев.        И как велика сила и власть Божия, можете судить сами: на вопрос царицы, обращенный к старейшим иудеям: «Где предки ваши утаили Крест Христов?» — они указали ей на некоего ветхого иудея Иуду, который на повторный вопрос, по-видимому, вопреки своему желанию, привел ее на место капища Венеры и сказал: «На сем самом месте вы найдете Крест вашего Христа».            Иуда предал Христа на Крест, а через триста лет другой Иуда пособствует явлению славы Христа.        После удаления капища еще долго длились поиски, и надежды сменялись безнадежием, пока Сам Господь не соблаговолил открыть людям покоящуюся в земле святыню. Благоухание Святого Духа, исшедшее из земли, положило конец поискам.        Но снова в недоумение поверглись благочестивые искатели. Вместо одного вожделенного Креста они нашли три, и совершенно одинаковые. Дщица с надписью, имевшаяся в свое время на Кресте Спасителя, была найдена позднее и в другом месте.        Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: «Если Промысел Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности? Попустит ли, чтобы мы вместо Креста Господня воздавали честь кресту разбойника? Бог Сам укажет нам Крест нашего Спасителя».        Все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После пламенной молитвы святитель поочередно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни.            Присутствовавшие при чуде единодушно воздали славу Кресту Господню. Но и этого удостоверения оказалось мало для славы Животворящего Крестного Древа. Промыслу Божию угодно было, чтобы слава Креста Господня воссияла и тем, которые не хотели ее признавать, чтобы силою Честного Древа сокрушено было неверие и врагов Креста Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010