Что это за покой, который Господь обещает смиренным? Это покой от грехов, покой от страстей, это Божественная радость, райское блаженство небесного Царства Христова. Этого-то покоя св. Церковь молитвенно испрашивает всем усопшим православным христианам в своих заупокойных богослужениях, говоря: «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего», или, «Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоем», или «Со святыми упокой». Но как же Господь дарует нам покой от всех скорбей и несчастий, когда мы не смиряемся? О, если бы мы все поняли самую истинную и высшую философию Креста Господня – смирение Христово. Недаром великий св. отец Церкви прп. Макарий Египетский говорит, что смирение есть сущность всего христианства. И не только понять умом мы должны спасительную для нас философию, но должны усвоить ее и всем сердцем, и всем существом, и всею своею жизнью. Тогда Господь сделает так, что все блага Креста Господня будут нашим достоянием. Тогда Господь не лишит нас и Своей Божественной радости испытывать в нашей жизни силу креста и крестного знамения в борьбе со грехом, страстями и всякими несчастиями. Эту силу крестную Господь проявлял, и не раз, в великих чудесах еще, в Ветхом Завете через Своих праведников. Так, великий вождь израильского народа пророк Моисей осенил крестообразно своим жезлом Чермное море и совершил величайшее чудо: вода расступилась, и еврейский народ прошел по дну морскому, как по сухому пути, на что египтяне с фараоном, покусившись, погибли в волнах сего моря. Нельзя пересчитать всех чудес от креста и крестного знамения в жизни новозаветного избранного народа. И все мы из жизнеописания св. Иоанн Богослова знаем, как один добрый христианин впал в нищету, не мог уплатить своих долгов и потому хотел наложить на себя руки. С этою целью он неоднократно ходил к еврею волхву брать у него яд. Но каждый раз по возвращении домой, прежде чем выпить чашу с ядом, он осенял ее крестным знамением, а потом пил яд. И сила крестного знамения сохранила его живым и невредимым. Когда об этом узнал волхв еврей, то его объял священный ужас, он пришел к великому ап. Иоанну Богослову, отрекся от язычества, принял христианство и крестился. А бедному христианину св. ап. Иоанн повелел принести пук сена, осенил это сено крестным знамением, превратил его в груду золота и отдал бедному христианину для уплаты долгов и на его содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

  О Воздвижении   Кратко У о. Александра Меня В ролике православного календаря В телепередаче Закон Божий   Святые Отцы   «Толкование канона на Воздвижение» Никодим Святогорец «Слово на всеславное Воздвижение Креста» Андрей Критский «Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня» Дмитрий Ростовский Слова Феофана Затворника — первое , второе , третье Слова Иннокентия Херсонского — первое , второе , третье , четвертое Проповедь Луки Крымского   Проповеди   Дмитрий Смирнов — первая  — о Любви, вторая , третья , четвертая , пятая Антоний Сурожский Иоанн (Крестьянкин) Александр Мень Василий (Родзянко) Патриарх Кирилл Феофан (Быстров) Мелхиседек (Артюхин) Николай Соколов Савва (Остапенко) Валериан Кречетов   Богослужение   Из Минеи Праздничной — по славянски , по русски Кондак и тропарь — знаменным распевом Отец Александр Мень о Воздвижении Спаси, Господи, люди Твоя ч благослови достояние Твое, победы на сопроптвныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство .   Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову (14/27 сентября).   Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года.   Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.   С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о «безумии Креста»; иудеи требовали знамений, эллины — доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятого…».   «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, — поет Церковь; — и святое Воскресение Твое славим…».   Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца — таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» — значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

http://predanie.ru/tema/vozdvigenie/

В каноне «Честному и животворящему кресту» (Творение Григория Синаита ), Православная Церковь воспевает: «Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель предратник на борющия мя, щит и хранитель, победа и утверждение мое, присно соблюдая мя и покрывая». «Яко триобоюдный меч начала тьмы сечеши... кресте, оружие великое Христово и непобедимое победительство всесильное». Ибо «крест есть знамение непостижимыя Троицы жизноносче». Крест есть великое непреоборимое оружие, поборающее все. Но надо уметь пользоваться этим оружием, этой силой. Ведь и обычное оружие (огнестрельное и холодное) м. б. безсильным в неопытных руках и даже опасным для самого носителя. Непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. Без веры и благоговения нельзя пользоваться силой креста и употреблять его как оружие, ибо это есть оружие святой правды Христовой. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением. Враги креста – враги Христовы. Во времена Запорожской Сечи таких врагов узнавали просто: достаточно было посмотреть, как человек прочитывал «Отче наш» и осенял себя православным крестным знамением. В православном учении о так называемой «прелести» отмечается, что дьявол не в силах дать видение правильного и ясного креста, как не в силах явиться в виде Пресвятой Богородицы или троекратно повторить пророческого видения. Чрезвычайно знаменательно, что известная всемирно организация ИМКА отказалась от символа креста и заменила его... треугольником (углом вниз). Сектанты не почитают святого Креста, икон и святых мощей. Крест – прежде всего есть символ нашего спасения. Когда мы знаменуем себя крестным знамением, то этим самым, в молитве нашей, мы молимся Богу Отцу через крест Его Сына (при чтении молитвы «Отче наш»), или Самому Богу Сыну, Спасителю нашему – чрез крест Его Голгофы (в молитвах к Господу Иисусу Христу), или Богу Духу Святому (молитва «Царю Небесный») – опять через крест Спасителя, крестом стяжавшего право послать нам Утешителя. Особенное значение имеет наложение на себя крестного знамения при мольбе о прощении и спасении, ибо никакими собственными заслугами, как бы оне ни были велики, мы прощены и спасены быть не можем! Только заслугами Страстей Христовых, ценой драгоценной крови Его, после нашего покаяния с плодами, дерзаем мы надеяться на прощение и спасение. Вот каков первый глубокий смысл осенения себя крестным знамением. Можно ли, понимая это, делать его небрежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В настоящей паремии рассказывается об одном из многочисленных чудесных событий в жизни еврейского народа по выходе его из Египта. Долголетнее рабство в Египте не могло воспитать в евреях мужества, стойкости в борьбе с различными невзгодами на пути к достижению земли обетованной. Едва не доставало им чего-либо (воды, пищи) или возникала какая-либо опасность, – они тотчас начинали роптать на Моисея, своего вождя, и через то на Самого Бога. Так было и у Мерры, когда у евреев не оказалось воды. Господь, постепенно воспитывая Свой освобожденный из рабства народ, и теперь, дав испытать народу еврейскому горечь и тяжесть лишения воды, показал ему сладость Своей милости, радость чудесного утоления жажды. Не то ли Господь сделал и для всего человечества, силой Креста Христова уничтожив горечь смерти («пожерта бысть до конца смерть») (стих, на хвалит.), отравлявшую жизнь людей, как тогда «древом услади горечь вод Мерры прообразующее Креста действо» (канон, песнь 9, троп. 1). «Горесть древле ослаждая Моисея, избави Израиля, образом Крест прописуя» (стих, на вечерне). Блаж. Феодорит говорит: «древом горькая вода преложена в сладкую. Ибо сим предызображается наше спасение: спасительное древо Креста усладило горькое море язычников» – услаждена горькая жизнь язычников. И ныне от Креста Христова истекающая сладость и утешение услаждает христиан в их горестях и скорбях, в их странствовании в этой временной жизни, в их борьбе со своими страстями и опасностями на пути в Обето Крест Господень, и вернии... вземлют исцеления души же и тела, и всякия болезни» (стих. на хвалит.). II. Притчи 3:1–18 Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже бо любит Гоподь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многценных, не сопротивляется ей ничтоже лукавое, благразумна есть всем любящим ю: всякое же честное недстойно ея есть. Долгота бо жития и лета жизни в деснице ея. В шуйце же ея богатство и слава: из уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Путие ея – путие добры, и вся стези ея с миром; древо живота есть всем держащимся ея, и восклоняющимся на ню, яко на Господа, тверда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

[Древо жизни – Быт.2:9 .] П ервое прообразовательное указание Креста Господня Св. Церковь относит еще ко времени пребывания человека в раю, украшенном разнообразными деревьями. Из райских дерев, плоды которых были назначены в пищу первозданной чете, особенным по свойству своему было «древо жизни» ( Быт.2:9 ), и оно-то было прообразом древа креста Христова. Так Церковь Православная в песнопениях обращается к верным чадам со словами: « ныне Кресту поклоняющеся вси воззовем: радуйся древо жизни » (понедел. 4 нед. четыредес. на вечер. стихир. на Госп. воззв.); « радуйся, живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечные славы наслаждение » (служб. в неделю 3 четыредес. на веч. вел. 2 стихир. на Госп. воззв.); « таин еси Богородице рай, невозделанно возрастивший Христа, имже крестное живоносное на земли насадися древо, тем ныне возносиму покланяющеся ему, Тя величаем » (кан. Воздвиж. 9 песн. ирмос). В синаксаре относительно празднования честного и животворящего Креста «посреде святые Четыредесятницы седмицы» читаем: « понеже Крест древо живота глаголется и есть, оно же древо посреде рая Едема насаждено бяше: прилично и божественнии отцы Крестное древо посреде святые Четыредесятницы насадиша, вкупе убо и Адамово лакомство поминающе, вкупе же и оного отъятие прописующе настоящим древом, сего бо вкушающе не ктому умираем, но паче и оживляемся ». В самом деле, как вкушение плодов древа жизни предохраняло тело человека от тления и смерти и доставляло ему возможность вечно блаженствовать ( Быт.3:22 ), так вкушение от плодов креста Христова предохраняет христианина от духовной смерти и тления и чрез то доставляет ему возможность быть также вечно блаженным. В этом смысле звучат песнопения: « Господи, животворящий Твой Крест воспеваем: сей бо жизнь в мире процвете, смерть умертвив » (на 2 нед. Четыред. в четв. вечера стихир. на Госп. воззв.); « ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо богоблаженное, саде небесный, его же плода причастившеся, нетление улучихом Едема первого » (3 нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

О повествуемом чудесном явлении знамения креста святейший патриарх Иерусалимский Кирилл 3015 известил посланием царя Констанция, увещевая его обратиться к православному учению. Ермий же Созомен 3016 свидетельствует, что чрез сие явление на небе святого креста 3017 , весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу. Мы же, исповедуя неисповедимую Его силу, явленную крестом, превозносим нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего и поклоняемся подножию ног Его, святому кресту, умоляя милосердие Господне, дабы во второе страшное Свое пришествие Христос сподобил нас узреть имеющее тогда явиться «Знамение Сына человеческого» ( Мф.24:30 ), крест святой, в радости и надежде спасения и им, как бы ключом, отверз нам двери Царства Небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай ( Лк.23:40–43 ), и вчинил нас вместе с благословенными Своими овцами во веки ( Мф 25:33–34 ). Аминь. Тропарь Креста, глас 8: Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия, егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси: и в нем Твою Спасе, крепость уяснил еси, сим укрепляя и верныя наша цари: яже и спасай выну в мире, молитвами Богородицы Христе Боже, и спаси нас. Кондак, глас 4: Отверзый небеса заключенная, на небеси пресветлыя лучи, на земли возсия пречистый Крест: темже сияний его действа приемше, к незаходимому наставляемся свету, и во бранех имамы его, оружие мира, непобедимую победу. 3010 Констанций, сын Константина Великого и Египет, в 357 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магненция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, запрещающий отправления языческого культа. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени: он преследовал православных епископов, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Специалисты (искусствоведы, реставраторы) по характерным деталям делают почти однозначный вывод: в центральном перекрестии реликвии, по-видимому, находилась часть Истинного Древа Животворящего Креста Господня (также крепившаяся воскомастикой). В верхнем и нижнем перекрестиях крепились в специальных металлических гнездах слабо окрашенные аметисты с подложенной под них тканью (сохранился лишь один такой камень). Доктор искусствоведения Анна Рындина считает, что ткань, подложенная под камень и сохранившая остатки пурпурного цвета, вполне могла быть пропитана кровью великомученика Пантелеимона или, более того, кровью Спасителя. Таких примеров исследователям реликвий известно немало. Экспертиза креста, проведенная в 1994 году, была далеко не полной. Для более полной датировки возраста креста и уточнения характера святынь нужен, в частности, радиоуглеродный анализ. Много поразительного в этом явлении креста миру. Святыня, которая до той поры не была общедоступной, теперь пришла к людям. Ученые, которые в середине девяностых годов прошлого века не успели провести полной научной атрибуции этой уникальной драгоценности, теперь могут начать ее исследование (выходящая в июне в издательстве Свято-Данилова монастыря книга ставрографа Светланы Гнутовой о чудотворных крестах нашей страны «Крест в России» получает достойное завершение с обретением такой святыни). Друг Валаама, благотворитель Илья Сергеевич («многая лета» которому, по-видимому, еще не раз пожелают не только Валаамские монахи) получил возможность таким образом отблагодарить великомученика Пантелеимона за помощь после молитв на Афоне пред честной главой целителя. Для братии же Валаамского монастыря обретение этой святыни имеет особый смысл. После молебна на Московском подворье при передаче святыни северной обители архимандрит Панкратий, поблагодарив всех благотворителей и друзей Валаама, сказал: «Дай Бог, чтобы нам не только восстановить храмы и украсить их святынями, но и самим последовать за Христом, взяв свой крест». И добавил: «Ведь это не только святыня, это и образ Креста Христова. Это напоминание следовать за Христом, неся свой крест».

http://pravoslavie.ru/9915.html

По смерти боярина П. В. Шереметева село Кусково досталось в 1691 г. его сыну Владимиру, а от него оно продано в 1715 г. родному брату Борису Шереметеву. Он при жизни написал духовное завещание, по которому все недвижимое имение отказал сыну своему Петру. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Кускове каменной церкви. Дело началось по прошению капитан-поручика графа Петра Борисовича Шереметева. В прошении, поданном 25 мая 1737 г. в казенный приказ, граф Шереметев писал: «в вотчине моей, в Московском уезде, в Вохонской десятине, в селе Кускове, имеется церковь деревянная во имя Происхождения честного Креста Господня, которая ныне весьма обветшала и за ветхостью в оной церкви служить невозможно, а ныне я желаю, вместо ветхой церкви, в том селе построить вновь церковь каменную во имя того же храма и чтоб указом повелено было о строении оной церкви каменной дать указ». В окладной книге «жилых данных церквей» 1737 г. в Вохонской десятине написано: «с церкви Происхождения честного Креста Господня с приделом в вотчине боярина Петра Васильевича Шереметева, в селе Кускове, у пруда, дани и пошлин 84 ½ коп., по сей 1737 г. плачены»; а в писцовых книгах 1633 г. у оной церкви показано: двор попов, в приходе 20 дворов, а в 1703 г. – 15 дворов». Резолюция: «дать храмозданную грамоту, 1737 года июня 2 дня». Того же года 6 июня выдан указ из Синодального казенного приказа графу Шереметеву «о построении в селе Кускове, на старом церковном месте, вновь каменной церкви; пошлин 10 коп. одна восьмая взято». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Согласно архивным документам приходской храм Всемилостивого Спаса – Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в селе Кусково впервые упоминается в 1510 году. В его ансамбль также входили колокольня и церковный флигель. Что касается земли, то при храме было всего 33 десятин «земли сеи находятся в бесспорном владении причта». Из них «около семи десятин» даны в аренду под усадьбу Шереметевых. Все владельцы усадьбы исправно платили ругу (арендную плату).

http://sobory.ru/article/?object=03361

Арка Святых врат была отреставрирована в 2008 году. Первое упоминание о саратовском Крестовоздвиженском монастыре относится к 1680 году. Организован он был при одноимённой церкви у Старособорной площади, которая была построена не более чем за пять лет до указанной даты, в первые годы возведения нового правобережного Саратова. В 1762 году была освящена монастырская церковь Параскевы Пятницы, каменная, тёплая, однако к началу XIX века после пожара и без того бедный монастырь был закрыт и обращён в приход. 30 ноября (12 декабря) 1829 года был издан указ о восстановлении монастыря на его историческом месте. Основными мотивами были отсутствие женского монастыря в городе, что затрудняло отправку осуждённых преступниц на покаяние и, также, не давало Православной церкви эффективного средства борьбы с распространением старообрядчества. В монастырский комплекс вновь вошли однопричтовые храмы Воздвижения Животворящего Креста Господня (освящён в 1740 году с двумя приделами, строился на средства капитана В. Я. Суровцева) и мученицы Параскевы. В 1857 году в больничном корпусе была освящена третья церковь во имя святых Иакова и Пелагеи. При монастыре имелись садовые участки на реке Гуселке, швейная и иконописная мастерские. В 1903 году Параскевинскую церковь заменила новая во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святой великомученицы Параскевы, построенная на средства вдовы саратовского купца А. И. Семидетновой (строительство велось четыре года по проекту гражданского инженера Ю. Н. Терликова). В предреволюционные годы в Крестовоздвиженском монастыре насчитывалось 185 штатных и нештатных монахинь, 17 послушниц и временно проживающих, 351 человек. В 1919 году монастырь был ликвидирован новыми властями с передачей всех построек горфонду. Монашеская община сохранялась, однако была в 1927 году разогнана. В 1934–1939 годах были разрушены обе церкви, жилые и хозяйственные постройки были снесены в 1980-е годы при строительстве гостиницы " Словакия " . В настоящее время из ограды бывшего монастыря сохранились лишь святые ворота. В июле 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Чудотворца в обновленной после ремонта арке. Летом 2006 года в частично сохранившемся монастырском помещении была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=15576

В этом году исполняется 15 лет с момента официального открытия обители — 17 августа 2004 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в ответ на мое ходатайство постановил: " Благословить открытие Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря в селе Борок Буйского района Костромской области для возрождения в нем монашеской жизни. Утвердить иеромонаха Ферапонта (Кашина) наместником Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря " . К этой памятной дате хотел бы преподнести монастырю особый дар — крест-мощевик, который некогда, в дореволюционные времена, являлся одной из главных святынь Железноборовской обители. В этом кресте находятся частицы Животворящего Креста Христова и святых мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — небесного покровителя монастыря и священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. Эту святыню в 1989 году передал мне один из последних насельников Иаково-Железноборовского монастыря, исповедник веры и подвижник благочестия — архимандрит Серафим (Борисов) (в 1993 году он принял великую схиму). Наша встреча с этим удивительным человеком состоялась вскоре после моей архиерейской хиротонии во епископа Костромского и Галичского и прибытия на Костромскую кафедру. Отец Серафим рассказал мне о жизни монастыря, закрытого и разоренного безбожниками в 1927 году, и подарил в личное пользование спасенные им от поругания святыни обители — деревянный ковчежец с изображением усекновения честной главы Предтечи Господня Иоанна и металлический крест-мощевик, содержащий частицы Животворящего Древа Креста Христова, святого Иоанна Крестителя и священномученика Игнатия Богоносца. По словам приснопамятного священнослужителя, эти монастырские святыни ему чудом удалось спасти от поругания и сберечь в суровых условиях заключения в лагерях Архангельской области. Мной было принято решение, спустя 30 лет после получения этой святыни из рук архимандрита Серафима, возвратить крест-мощевик в Иаково-Железноборовский монастырь, которому он исконно принадлежал.

http://patriarchia.ru/db/text/5458411.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010