В своих письмах из Константинополя в Санкт-Петербург архимандрит Петр пытался отстаивать и обосновывать свою точку зрения. Вот что писал архимандрит Петр (Троицкий) в письме к обер-прокурору Святейшего Синода графу А.П. Толстому от 8 ноября 1858 года: «1. Вся Болгария, за исключением некоторых пяти или не более семи из 50 епархий в Македонии, читает и слушает слово Божие и не украдкой на церковнославянском, родственном ей языке… Откуда же родилась мысль, что греки препятствуют болгарам совершать службу на славянском языке? 2. По всей Болгарии, за исключением городов и по местам… священники избирались и избираются из среды самого народа и притом самим же народом, то есть его эфорами. Местный архиерей только утверждает выбор одного из двух обыкновенно ему представляемых кандидатов на священство. 3. Достойнейшие из болгар и возводились прежде… и, без всякого сомнения, теперь могут быть возводимы на высшие степени иерархические». А в июне 1859 года он писал графу А.П. Толстому следующее: «Все эти требования тогда же (это было еще осенью прошедшего года) со всею точностью я объяснил Его Святейшеству и разумнейшим из членов Св. Синода. Когда же святой патриарх и члены Св. Синода обещали… удовлетворить их и потребовали от меня указаний, я, объявив непременное желание начальства, обратился к ним за доказательствами и пояснениями и тогда только узнал, что я ими продан. Ни один из болгар не только не доказал, но и не указал мне, где бы было подобное тому» . «Унижения национальности болгарской в настоящем я решительно не вижу ни с какой стороны», – пишет он в другом письме . Оппонирует архимандриту Петру (Троицкому) митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Мне достался горький труд указывать темные облака на Востоке, где отец Петр хочет видеть только чистый свет» . «Отец Петр, потребовав от болгар доказательств, говорит: “Никто не указал, где было подобное тому”. Чему? О чем вы говорите? И не доказать еще не значит обмануть. Поступки стесняющие и унижающие не всегда можно документально вывести наружу. Мне рассказан был следующий случай: в одном городе богатый болгар просил у епископа-грека дозволение построить дом для училища и не получил. Он обратился к турецкому начальнику города, испросил позволение построить новый дом, пригласил епископа на обновление, и, когда епископ в одной комнате совершил молитвословие обновления, хозяин отворил другие комнаты с принадлежностями для училища. Пусть болгары укажут на сей случай в доказательство, что духовенство препятствует им заводить училища, епископ скажет: “Неправда, я на обновлении училищного дома был”.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В виду этих обстоятельств, на долю православной единоверной России выпадал жребий быть примирительницею болгар и греков. «Если мы, – говорится в записке 1858 года, – желая облегчить горестную участь болгар, не отделим строго их законных желаний от незаконных и допустим хотя малейшее нарушение священных прав великой церкви, то она почтет нас союзниками или слепыми помощниками врагов церкви, ожесточится и против болгар и против вас; тогда, может быть, и законные желания болгар останутся неисполненными, и между нами и греческою церковью произойдет раздор, давно желаемый нашими врагами. Если же, заботясь единственно о мире с греческою церковью, не окажем в то же время деятельной помощи болгарам в том, что есть законного в их стремлении к народному просвещению, то в их глазах станем наравне с австрийцами, и тогда они, не видя от вас помощи, в ожесточении бросятся в унию, на которую услужливые враги их давно указывают, как на единственное средство к спасению. Чтобы не уклоняться нам ни на шуюю, ни на десную, мы всегда должны памятовать 1) что Россия – держава православная, в которой следственно церковь соединена с государством как душа с телом, и что пребывание вселенской церкви непогрешительною и непорочною без греческой невозможно; 2) что, в качестве православных, мы являемся на Востоке не представителями какой-либо партии, а законными покровителями всех единоверных нам племен, и 3) что мы не можем допускать подавления их языка и их народности. Мысли сии должны руководствовать вас в делах Востока и указывать нам, в чем должны состоять наши желания и наши обязанности: 1) Если враги церкви и во французских, и в немецких книжках и журналах, голосами иезуитов и новых отступников, с злою радостью разглашают повсюду бывалые и небывалые злоупотребления греков, если они успевают раздувать неприязненные чувства славян к греческой иерархии и бедствий страдальцев, умеют сваливать с турок и латин на греческое духовенство, которое, обираемое и попираемое, не в силах помочь и себе, то мы и на Востоке, и в России, и в других странах должны сему противодействовать, стараться восстановлять в общественном мнении греческую иерархию, указывая на несомненные ее заслуги и достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Б. Болгария Местность страны Болгария славянская провинция европейской Турции. Границы её: к северу– Валахия, от которой она отделяется Дунаем, к западу– Сербия, к югу– Балканы, к востоку – Черное море. Населения болгар, которых считают до 5 с половиною миллионов, доходят до самого Константинополя. Довольно болгар живет в Дунайских княжествах и в России 299 , есть они, не в большом количестве, в Банате и Трансильвании 300 . В самой же Болгарии вместе с болгарами живут турки, сербы, греки, румыны, цынзары, албанцы, татары и др. – Ныне Болгария разделена на 4 санджака: софийский, видинский, никопольский и силлистрийский. – Главный город – София или Триадица, а столица– Терново. Историческая судьба Болгарии Страна, где теперь живут болгары, с давних пор населена была фракийцами, македонянами и другими народами, и входила в состав македонского государства, а впоследствии покорена была римлянами 301 Здесь же, в Мизии, Фракии и Иллирике, водворились и славяне при императоре Юстиниане, родом славянине, который иначе именовался Управдою или Вправдою. и разделялись на семь, неизвестных теперь, поколений. Будучи в зависимости от греков, они управлялись своими князьями или старейшинами 302 . В VII веке к ним пришла (678 г.) одна из орд тюркского племени, известная под именем болгар. Эти болгары, многочисленное кочевое племя, бродившее прежде по степям поволжским и черноморским 303 , подчинили себе славян, но оставили неприкосновенными их внутреннее устройство, нравы и обычаи, и чрез несколько времени исчезли бесследно в массе славянского народа, которому оставили только свое имя, имя болгар 304 . Один из 5 сыновей болгарского князя Кубрата (умершего около 660 г.), Аспарух считается основателем болгарского государства. Основанное Аспарухом, первое болгарское государство продолжало существовать до Иоанна – Владислава, потом оно более 150 лет было под властию византийской империи, а со времени Петра и Асени (1185 г.) началось второе болгарское государство, которое в 1394 г. покорено было Турциею 305 . Первое болгарское государство (660– 1019 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, – всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! Отсел до угор, 368 и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи 369 и от ятвязи до литвы, до немець, от нмець до корлы, от короли до Устьюга, 370 где тамо бяху тоймичи 371 погании за Дышючим морем, 372 от моря до болгар, 373 от болгар до буртас, 374 от буртас до чермис, 375 от чермис до моръдви, – то все покорено было Богом крестияньскому языку поганьскыя страны: великому князю Всеволоду, 376 отцю его Юрью, князю Кыевьскому, 377 дду его Володимеру и Манамаху, 378 которым то половьци дти своя полошаху в колыбли. А литва из болота на свт не выникываху. А угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не възхал. А нмци радовахуся, далече будуче за синим морем. 379 Буртаси, черемиси, веда и моръдва бортьничаху 380 на князя великого Володимера. И кюр Мануил Цесарегородскыи 381 опас имя, поне и великыя дары посылаше к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял. Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы – то все покорил Бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху , которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

С.). А Патриарх сначала совершенно отвергал все требования болгар; потом показывал вид, что готов сделать им небольшие уступки, наконец прямо протестовал против фирмана султанова и объявил болгар раскольниками. На чем же основывается все право Патриарха над болгарами? Другого основания, по свидетельству истории, нет, кроме одного берата, или указа, которым султан подчинил болгар Патриарху… Теперь султан отменяет свой прежний берат и заменяет его своим фирманом… Следовательно, все право Патриарха над болгарами падает, и у него не остается никакого права удерживать их за собою и противиться фирману султана. Если этот фирман, возвращающий болгарам самостоятельность, незаконен, то незаконным должно признать и тот берат, которым некогда султан передал эту самостоятельность Патриарху, а следовательно незаконна была и вся власть Патриарха над болгарами, продолжающаяся уже целое столетие; незаконно и ныне усиливается Патриарх удержать ее за собою. Но прежний берат султана Патриархия признавала вполне законным… Следовательно, и ныне Патриархия должна признать совершенно законным и имеющим полную силу фирман царствующего султана Абдул–Азиса, возвращающий болгарам их церковную самостоятельность, и должна безусловно покориться этому фирману». Русская Церковь, по мысли архиепископа Макария, должна хранить союз с Константинопольской Церковью, — но не признавать церковных прещений, наложенных на болгар, ибо последние являются истинными чадами Православной Церкви, какими они были и до отделения от Константинопольской Патриархии   . Примечательно сохранившееся в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки письмо первого Предстоятеля после восстановления автокефалии Болгарской Православной Церкви Блаженнейшего Экзарха Анфима к деятелю Московского Славянского Комитета Нилу Александровичу Попову. Письмо это интересно для нас потому, что является свидетельством непрекращающихся связей Экзарха с Русской Православной Церковью, с русскими людьми даже в дни напряженнейших отношений болгар с греками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В Константинополь приходило множество посланий от болгар, в которых содержался призыв добиваться от османских властей признания независимости Болгарской Церкви и провозгласить «Патриархом всей Болгарии» епископа Илариона, который, однако, настойчиво отклонил это предложение. В столице Османской империи болгарами был сформирован народный совет из архиереев и представителей ряда епархий, поддержавших идею создания самостоятельной Церкви. Активизировалась деятельность различных «партийных» группировок: ориентировавшиеся на Россию сторонники умеренных действий (во главе с Н. Геровым, Т. Бурмовым и другими), проосманская (братья Х. и Н. Тыпчилещовы, Г. Крыстевич, И. Пенчович и другими) и прозападная (Д. Цанков, Г. Миркович и другими) группировки и «партия» национального действия (возглавляемая епископом Иларионом Макариопольским и С. Чомаковым), пользовавшаяся поддержкой церковных общин, радикально настроенной интеллигенции и революционной демократии. Константинопольский Патриарх Иоаким резко отреагировал на акцию болгар и добился отлучения епископов Илариона и Авксентия на Соборе в Константинополе. Греко-болгарский конфликт усугублялся угрозой отпадения части болгар от Православия (в конце 1860 временно примкнула к униатам большая часть Константинопольской болгарской общины). Россия, относясь с сочувствием к болгарскому народному движению, в то же время не считала возможным поддерживать борьбу против Константинопольского Патриархата, поскольку в основу русской политики на Ближнем Востоке было положен принцип единства Православия. «Мне нужно единство Церкви»,— писал император Александр II в инструкции, данной в июне 1858 году новому настоятелю русской посольской церкви в Константинополе. Большинство иерархов РПЦ не принимали идею полной независимой Болгарской Церкви. Лишь Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, защищал право болгар на восстановление Патриаршества. Московский митрополит святитель Филарет (Дроздов), не скрывавший своих симпатий к болгарскому народу, находил необходимым, чтобы Константинопольская Патриархия предоставила болгарам возможность свободно молиться Богу на родном языке и «иметь единоплеменное духовенство», но отвергал идею о самостоятельной Болгарской Церкви. После событий 1860 года в Константинополе русская дипломатия начала энергичные поиски примирительного решения болгарского церковного вопроса. Граф Н. П. Игнатьев, русский посол в Константинополе (1864–1877), неоднократно запрашивал соответствующие директивы от Святейшего Синода, однако высшее руководство РПЦ воздерживалось от определенных высказываний, поскольку Константинопольский Патриарх и Великая Церковь не обращались к Российской Церкви ни с каким требованием. В ответном послании Константинопольскому Патриарху Григорию IV (от 19 апреля 1869) Святейший Синод выразил мнение, что до известной степени правы обе стороны — и Константинополь, хранящий церковное единство, и болгары, законно стремящиеся иметь национальную иерархию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Все это словесное ухищрение кончилось, однако, тем, что патриарх Кирилл, отдавая визит Аполлинарию Петровичу, 13 декабря, и имея тут случай говорить с ним без нескромных свидетелей, торжественно отрекся от своих «покровительствующих держав», и объявил напрямик, что он и вся Восточная церковь возлагают всю свою надежду на одну Россию, на одного покровителя, русского государя. Независимо от этого эпизода, когда дело шло о Болгарской народной церкви, патриарх, при всей изъявленной им готовности содействовать введению в болгарский церкви славянского богослужения, поставлению болгарских епископов, и проч., не раз проговаривался в односторонних стремлениях и видах константинопольской патриархии. Еще имя болгар не было произнесено посланником, который намекал вообще на некоторые предосудительные действия греческого духовенства в областях Турции, а уже патриарх, понимая в чем дело, тотчас стал развивать ту мысль, что семя раздоров между партиею болгарскою и партиею греческою зародилось не в самой Болгарии, а занесено извне (с Запада, или с Севера–это не было досказано) и есть вообще явление новое, но что патриархат употребит все усилия, чтоб сгладить всякое национальное различие в деле веры. Но как понимать это? В том ли смысле, что вселенский престол намерен сделать уступки народному мнению болгар, подчиняя вполне вопрос национальности высшему единству веры, или, напротив, что он будет стараться подавить, во имя веры, пробуждающуюся национальность болгар? Последнее, кажется, ближе к истине, и согласнее с действиями патриархата. Оно просвечивает и в объяснениях, данных патриархом, о недостаточности денежных средств для устройства в самой Болгарии высших рассадников духовного образования, и в желании, им изъявленном, привлекать наибольшее число болгарских учеников в свою греческую семинарию на острове Халки 11 и в замечательном факте, приведенном им в доказательство мнимого его беспристрастия к болгарам и грекам, т. е. что природные болгары уже несколько раз призывались на епископские кафедры, и именно в местах, населенных преимущественно греками, а греки, взамен того, назначались в Болгарию. Другим словами: патриархат находил для себя выгодным отвлекать природных болгар от единственно возможного для них средоточия полезной общенародной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Гибель воина на поле брани во имя защиты мирных граждан традиционно называется подвигом, а не самоубийством. 6. Протоиерей Владимир Головин ввел в Авраамиевском храме г. Болгар неканонический чин некоего «духовного лечения», в рамках которого он возлагает руки на людей, одетых в специальные одежды, а клирики храма помазывают их маслом через особые разрезы. Характерно, что в описании «духовного лечения» на одном из ресурсов прот. Владимира Головина таинство Евхаристии определяется лишь как один из этапов этого «духовного лечения»: «Далее следует причащение Святых Тела и Крови Христовых, когда человек соединяется с Господом. Много случаев исцелений зафиксировала Церковь именно после этого главного и величайшего таинства. Наполненные такой благодатью, разогретые духовно богослужебной молитвой, люди приступают к следующему этапу духовного лечения – канону…». Это противоречит православному пониманию главного таинства Церкви – Божественной Евхаристии. Кроме того, следует отметить, что для участия в спасительных таинствах Церкви не обязательно покидать собственный приход и специально ехать в Болгар. В рекламе «духовного лечения» таким образом осуществляется манипуляция сознанием членов других приходов с целью привлечения их в Авраамиевский приход г. Болгар за «эксклюзивными духовными услугами». Православная Церковь не знает чина «духовного лечения», и создание его является актом самочиния, а также нарушением ставленнической присяги, в которой будущий священник обещает «богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя». Подлинное духовное излечение – это длительный процесс, цель которого – полное изменение образа жизни человека с греховного на покаянный и благочестивый. 7. Особой трезвой оценки требует введенная прот. Владимиром Головиным практика, названная им «соборная молитва по соглашению». Поскольку это делание на практике связано с одновременно совершаемой «молитвой по соглашению» в Авраамиевском храме г. Болгар и в т.н. скиту Воскресения Христова в с. Балымеры, то для отличия от традиционного понимания молитвы по соглашению практику прот. В. Головина называем «соборной молитвой по соглашению с Болгаром», или просто «молитвой по соглашению с Болгаром».

http://pravoslavie.ru/115322.html

1001 Покорение Византией области Тайк в Армении. Примирение арабов (Фатитмидов) с Византией Василий II  начал планомерную войну с  болгарами . Поражение болгар от Василия II. Зять Самуила византиец Ашот предал болгар и сдал крепость Драч, бежал с женой в  Константинополь . В Бари восстание против Византии, поддержанное норманнской эскадрой. 1014.07.29 Василий II разбил болгарскую армию. Всех пленных он велел ослепить. За это получил прозвище Болгаробойца (Булгароктон). Смерть болгарского царя Симеона I.  1014.10.06 Смерть Симеона I. Новым царем стал Гавриил Радомир. Царя Болгарии Гавриила Радомира убил двоюродный брат Иван Владислав, который захватил трон Иван Владислав погиб при осаде болгарами Драча. Феодалы Болгарии решили покориться Византии. Захват Охрида. Василий II окончательно покорил болгар. Падение первого Болгарского царства. Границы Византии начали проходить по реке Дунай. Византийцы разбили лангобардов и норманнов при Каннах. Сербия  вошла в состав Византии. Успешное наступление византийцев на Грузию и Армению. Покорение Византией Абхазии и Армении. 1025.12.15 Смерть Василия II. Новый правитель — его брат  Константин VIII . Константин потребовал от болгар все налоги за три года. Страшная засуха. Восстание славян и греков в г. Навпакте. Гибель урожая и скота из – за сильных дождей 1028.11 Смерть Константина VIII. Новым императором стал Роман III Аргир, зять Константина. Победа арабов над византийцами при Алеппо. Империатрица Зоя приказала сослать свою сестру и соправительницу Феодору, и постричь в монахи. Голод, моровая язва в Армениаке, Пафлогонии. Набег  печенегов  на Византию. 1032–1034 Саранча опустошила Фракиисийские фемы, жители спасались бегством во Фракию. Сильнейший град в отдельных областях империи. 1034.04.11 Убийство Романа III. Императором стал  Михаил IV Пафлагон . Начало воссоздания Сербии, часть ее отложилась от Византии. Голод охватил балканские фемы империи в результате засухи и града. Засуха в империи. Восстание сербов против Византии. Увеличение налогов в Болгарии. Восстание в Болгарии в районе Драч, в области Моравы и Белграда. Бегство Михаила IV от восставших. Подавление восстания. 

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

«Диá тý Христý тин пистин тин агиан!» – поет грек. А христианство, «Святая Христова Вера» (Писти агиа тý Христý) для грека не значит голая и сухая утилитарная нравственность, польза ближнего или так называемого человечества. Христианство для грека значит Православие, догматы, канон и обряд, взятые во всецелости. Неверующий грек и тот за всё это держится, как за народное знамя. У болгарина, напротив того, половина воспоминаний, по крайней мере, связана с борьбой против византизма, против этих православных греков. У болгарского патриота в комнате, рядом с иконой православных Кирилла и Мефодия, обучавших болгар славянской национальной грамоте (это главное для них, а не крещение), вы видите обыкновенно язычника царя Крума, которому подносят на мече голову православного греческого царя. Ликург, епископ Сирский, посещая в 73-м году Афон, заехал и в богатый болгарский монастырь Зограф, которого монахи с Патриархией связь прерывать не желали, а вели себя очень осторожно между своими болгарскими комитетами и цареградской иерархией. Однако и у них в приемной Ликург увидал портреты отверженных Церковью болгарских епископов. На его вопрос: «Почему они держат их в почете?» – «Они имеют для нас национальное значение», – ответили ему сухо болгарские монахи. Такова историческая противоположность греков и болгар с точки зрения православия. У греков вся история их величия, их падения, их страданий, их возрождения связана с воспоминанием о православии, о византизме. У болгар, напротив того, только часть; а другая часть, и самая новейшая, горячая, модная часть воспоминаний, в следующем поколении будет связана со скептическим воспитанием, с племенным возрождением, купленным ожесточенной борьбой против Церкви, против того византийского авторитета, который, если присмотреться ближе, составляет почти единственную, хоть сколько-нибудь солидную, охранительную силу во всей восточной Европе и в значительной части Азии. Если сравнить друг с другом все эти удачно возрождающиеся, либо неудачно восстающие в XIX веке мелкие или второстепенные народы, то окажется, что ни у одного из них: ни у чехов, ни у сербов, ни у поляков, ни у греков, ни у мадьяр – нет такого отрицательного, такого прогрессивного знамени, как у этих отсталых, будто бы невинных и скромных, болгар.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010