Турецкое правительство решило само покончить с этим спором. В 1870 г., 27 февраля, султан издал фирман об устройстве церковных дел в Болгарии. Было предложено устроить самостоятельный экзархат для всех болгарских епархий; смешанные епархии могли к нему присоединиться, если этого пожелают две трети. Патриархия этого фирмана не приняла. Болгары же, с разрешения турецкого правительства, в 1872 г. торжественно провозгласили независимость болгарской церкви от константинопольского патриарха. Первым экзархом был избран виддинский митрополит Анфим, родом болгарин, но получивший греческое образование и до того состоявший в греческой партии. 2 апреля он получил от турок берат. Патр. Анфим VI не согласился на церковную независимость болгар. Созванный им в 1878 г. собор предал отлучению как болгарского экзарха и епископов, так и всех имеющих с ними общение. На этом соборе, провозгласившем болгарскую «схизму», присутствовали патриархи Константинопольский, Александрийский и Антиохийский. Иерусалимский патриарх Кирилл оставил соборные заседания и отбыл в Иерусалим. Болгарский экзархат все же организовался и в 1873 г. состоял уже из 15 митрополий, не считая епископий. Во время русско-турецкой войны болгарский экзарх Анфим был низложен турками и заточен. После окончания войны он был возвращен и занял снова свою виддинскую кафедру, скончавшись в 1889 г. Экзархом еще в 1877 г. был назначен ловчанский митрополит Иосиф. После войны Болгария получила и политическую независимость . По «экзархийскому уставу» 1895 г. высшей духовной властью болгарской Церкви был Св. Синод, состоявший из экзарха и присутствующих членов. В отсутствие экзарха председательствует назначенный им заместитель из членов Синода. Членами Синода могут быть все епархиальные архиереи. Но при невозможности всем им присутствовать, они избирают только четырех. Римская церковь намеревалась, пользуясь греко-болгарской распрей, привлечь болгар к унии. С этой целью папа учредил в Константинополе миссионерскую станцию, поручив ее монахам лазаристам (из поляков), которые должны были пользоваться всяким случаем для совращения болгар. Франция и Австрия воздействовали на турецкое правительство, убеждая поддержать унию. В 1860 г. в Болгарии была провозглашена уния, а в 1861 г. в Риме в сан архиепископа и апостольского наместника для болгар униатов был посвящен архимандрит Иосиф Сокольский, бывший игуменом Габровского монастыря. Вскоре он раскаялся и скончался в мире с православной Церковью в Киево-Печерской лавре. Уния имела наибольший успех среди болгар в Македонии, в адрианопольском вилайете и в самом Константинополе. Католики имели две епархии – софийскую, управлявшуюся епископом в Пловдиве и никопольскую, в ведении рущуцкого епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

—87— чтения Евангелия протосингелом сказано соответствующее торжеству слово. Богослужение закончилось благодарственным молебном. В митрополичьих покоях юбиляр принимал поздравления от всех собравшихся на это торжество, при чём получил много более или менее ценных подарков. Получено было много телеграмм, из коих можно отметить телеграммы от болгарского экзарха, от болгарского Св. Синода и от князя Фердинанда. Вечером учителями правительственных и народных школ дан был литературно-музыкальный вечер, на котором присутствовал и сам юбиляр 126 . Болгарское население в Македонии имеет ныне несколько митрополитов из болгар (в Охриде, Скопии, Велесе и Неврокопе). На скопийскую болгарскую кафедру избран был в конце 1896 г. преосвященный епископ Синесий, по происхождению болгарин, а в январе 1897 г. не без настойчивых просьб и представлений болгарского правительства – получил султанский берат. Тем не менее многие епархии болгарского экзархата в турецких владениях остаются ещё без архиереев, природных болгар. На основании X члена султанского фирмана от 27 февраля 1870 г. получили право иметь архиереев следующие епархии болгарского экзархата в турецких владениях: велесская, части епархии кюстендильской (находящиеся в Болгарии части этой епархии присоединены к митрополии софийской), сконийская, охридская, адрианопольская, дербская, пелагонийская (резиденция митрополита в г. Битоле), могденская (резиденция в г. Флорине), воденская, костурская, струмницкая, мельницкая, сересская и неврокопская. Пользуясь затруднениями Турции по случаю греко-турецкой войны, болгарское правительство перед пасхой 1897 г. настоятельно потребовало у султана пяти новых епископских бератов в пользу македонских болгар. Представления о том же делал пред Портой русский посол г. Нелидов. В то же время греческий патриарший Синод решительно протестовал пред Портой против выдачи в пользу македонских болгар новых епископских бератов, угрожая, если не будет уважен —88— его протест, запечатанием греческих церквей в Константинополе и провинциях. В ответ на настойчивые требования болгар султан подарил экзархату к пасхе 500 фунтов и разрешил открыть 10 болгарских церквей в округах дербском и пелагонийском. Что касается бератов, то болгарскому агенту Маркову даны были обещания, что совет министров вновь рассмотрит этот вопрос, что все уступки, сделанные в пользу Болгарии, непременно будут приведены в исполнение. Но вопрос не решён в желательном смысле и доселе. В данной агенту болгарскому аудиенции, как сообщил телеграф от 2 (14) ноября, султан снова подтвердил, что бераты будут выданы, по заключении мира с Грецией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 558 г. болгарские племена подпали под власть аваров, а около 576 г. над ними распростерлась власть Западного Тюркского каганата. Борьба против поработителей была возглавлена болгарским Каном Кубратом, племянником Кана Органа, который в конце VI в. освободил часть болгарских племен как от власти Западно-тюркского, так и от власти Аварского каганата и около 635 г. основал государство, называемое Великая Болгария. Великий болгарский Кан Кубрат был христианином. Согласно источникам, еще в детском возрасте он был крещен в Константинополе и его восприемником был брат Императора Ираклия Феодор, а Император почтил его саном патрикия (Патриарх Никифор). Болгары с самого начала своей христианизации знали и исповедовали только восточно-православное христианство и всегда были преданы ему. Семья Кана Кубрата тоже была христианской, о чем свидетельствуют некоторые косвенные источники (Погребальное сокровище из могильного кургана Кана Аспаруха у деревни Вознесенка, ныне гор. Запорожье, Украина; Личная печать Кана Тервеля, прямого внука Кана Кубрата). После смерти Кана Кубрата в середине VII в. под ударами надвигавшихся с Востока хазар племенное объединение Великой Болгарии распалось. Часть болгар (т. наз. «черные болгары») осталась жить на старом месте под властью старшего сына Кана Кубрата Кана Батбаяна (Бат – старший брат, батя; Боян). До сих пор на Кавказе живут их далекие потомки – балкарцы. Среди дагестанских болгар в 682 г. миссионерствовали албанский (азерский) Епископ Израиль (дохалкидонит?) – История агван Моисея Каганкатваци, писателя X века», СПб, 1861; и среди прочих кавказских болгар Епископы Кардост и Макарий (Составитель Хроники к Церковной истории Захария Ритора). О христианстве среди болгар в вв., живущих на Кавказе и в Приазовии, свидетельствуют как Козма Индикоплевст (Христианская топография), так и арабские писатели Ел Балхи, Ибн-Гаукал, Абу Ал-Фида. Другая часть болгар («серебряные болгары») расселилась на территории нынешней Украины. Некоторые ушли за р. Дон (Кан Котраг), подпали под власть хазаров и только в конце VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом-то умирении и благостоянии святых Божиих Церквей Востока всегда молила, молит и не перестанет молить единоверная им и равно всем им искренне благожелательная Церковь Русская» . В этом послании легко просматривается осуждение определений Константинопольского Собора 1872 г., объявившего православных болгар схизматиками, и проявляется поддержка стремлений болгар. Прямо против объявления схизмы выступил выдающийся русский богослов архиепископ Литовский (впоследствии митрополит Московский) Макарий Булгаков. В 1873 г. он представил (вероятно, с ведома Синода) обширное изложение вопроса, в котором, в частности, заявлял: «Греко-болгарский церковный вопрос и его решение — величайшая скорбь для всей Православной Церкви. Он слишком близко касался и греков и болгар, слишком близко затрагивал интересы тех и других, во многом несходные, даже противоположные. Неудивительно, если обе стороны, а особенно греки, не сумели отнестись к нему с надлежащим спокойствием и справедливостью, не всегда удерживались при разрешении его от увлечений и крайностей, вызывали друг друга на новые крайности и пришли наконец к такому печальному результату. А между тем если бы понимать этот вопрос правильно, не затемнять, не искажать его, намеренно и ненамеренно, если бы рассматривать его и обсуждать совершенно беспристрастно, - вопрос следовало бы решить совсем не так, как он решен, и можно было бы решить к истинной радости всех православных сынов Церкви». Защищая далее законные желания православных болгар, архиепископ Макарий продолжает: «Болгары несколько веков пользовались законной церковной самостоятельностью и независимостью. Потом (в 1767 г. - К. С.)... султан передал своим бератом эту Архиепископию (Охридскую. — К. С.) в ведение Патриарха. Теперь, спустя сто лет, болгары пожелали восстановления своей церковной самостоятельности и... просили султана, чтобы он возвратил ее им. Султан изъявил согласие и издал даже фирман (в феврале 1870 г. — К. С.), объявляющий церковную независимость болгар, хотя и не в прежней степени (был упразднен Патриархат, а восстановлен, вернее учрежден Экзархат.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

«На днях случилось между управлением вселенской патриархии и причтом здешней болгарской церкви, в Фанаре, неприятное столкновение, которое могло бы иметь вредные последствия для церковного мира, если бы сам патриарх не озаботился предупредить оные благоразумными мерами. Несколько лет тому назад устроена была в Фанаре, с разрешения вселенской патриархии, временная болгарская церковь , с правом совершения в ней славянского богослужения для болгар, проживающих в Константинополе. Имея, на сей конец, свой собственный, исключительно болгарский, причт и во главе оного епископа, из числа природных болгар, она состоит в непосредственной зависимости от вселенского патриарха, но не пользуется правами приходской церкви, так что, вне обычного богослужения, священники ее не могут, без особенного разрешения патриарха, и в ущерб выгодам греческих приходских причтов, совершать какие бы то ни было церковные требы, хотя бы и для природных болгар. Ограничение это уже не редко подавало повод к столкновению с греческим духовенством, когда случалось, что священники болгарской церкви, в Фанаре, призывались проживающими в Константинополе болгарами для крещения, похорон или венчания; но все подобные столкновения проходили до сих пор без дальнейших последствий. Несколько дней тому назад, один из проживающих здесь солунских болгар, испросивший наперед разрешение своего кириарха, солоникского митрополита, на брак с одною болгарскою девицею из города Сливна, пригласил священников болгарской церкви, в Фанаре, обвенчать их в Константинополе. Он обратился в то же время во вселенскую патриархию с просьбою, во избежание лишних издержек, позволить ему обойтись без присутствия, при обряде венчания, греческого священника того прихода, в котором должна была совершиться свадьба. Патриарший протосингел отказал просителю и, призвав к себе настоятеля болгарской церкви, макариупольского епископа Илариона, начал укорять его, в неприличном тоне, в стремлении болгар нарушать законные права приходских церквей и освобождать себя от канонической зависимости от греческой иерархии. Горячась более и более, по мере возражений епископа, протосингел кончил тем, что позволил себе, собственною властию, наложить запрещение на священников болгарской церкви, и отпустил от себя преосвященного Илариона, с приказанием наблюсти за исполнением этого приговора.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пик напряжения в греко-болгарском противостоянии пришелся на начало 1860 г. 15 января уполномоченный от тырновских граждан подал правительству прошение, в котором были изложены требования болгарского народа. Во втором пункте этого прошения выражалось требование учредить две автокефальные кафедры в Тырново и Охриде, что возбуждало вопрос о полном отделении от Константинополя. 28 Невыполнение требования болгар назначить архиерея-славянина на Охридскую кафедру привело к прекращению возношения имени Патриарха в болгарской церкви Св. Стефана в Константинополе на Пасху, 3 апреля 1860 г. 29 Протест константинопольских болгар был подхвачен в крупнейших болгарских центрах – Тырнове и Филиппополе. Пасхальная акция митрополита Илариона рассматривается некоторыми исследователями как схизма de facto. 30 Это событие, всколыхнувшее христианское население Османской империи, не могло оставить равнодушным ни Русскую Церковь , ни русское правительство. Движение болгар в целом встречало сочувствие со стороны посольства, но было весьма настороженно воспринято российским духовным ведомством. 30 апреля 1860 г. обер-прокурор А. П. Толстой составил записку о церковных делах в Константинополе и отношении к ним российской дипломатии. «Опасно нам под влиянием политической распри вносить самовластное вмешательство наше в дела старейшей православной иерархии, являться не защитниками ее, а только судьями и обличителями, и преследовать ее злоупотребления с такой строгостью, которая не всегда применима и в нашем собственном отечестве», – писал он. Открытая поддержка болгар, по мнению Толстого, привела бы Русскую Церковь к конфликту с греками и даже, быть может, к разрыву с Константинополем, что расценивалось им как величайшее несчастье. 31 Толстой определенно придерживался грекофильского взгляда на распрю. Он считал, что Русская церковь должна не просто воздерживаться от всякого вмешательства в спор, но постоянно подчеркивать превосходство Константинопольской Патриархии и чтить ее первенство. 32 Грекофильская линия в русской церковной политике второй половины XIX в., которую представлял обер-прокурор, разделялась его современником А. С. Норовым , а двумя десятилетиями позднее государственным контролером Т. И. Филипповым. Однако эти рыцари первенства Константинополя в православном мире были в России одиноки; по крайней мере до войны 1877–1878 гг. славянофильская позиция в русской политике на Балканах была преобладающей. Мнение митрополита Филарета лишь отчасти склонялось к точке зрения обер-прокурора. «При воззрении на дело с церковной стороны, нельзя сказать, чтобы болгары имели право искать церковной независимости, и особенно автокефалии патриаршеской. Численность болгар не огромна: в местах жительства, особенно в городах, они смешаны с греками; найдет ли свои пределы отдельная их Церковь ?» – писал он. По его мнению, разделение церкви на две неполезно в политическом отношении, так как это ослабляет силу христиан перед лицом магометан. 33

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Сам Святополк, исполнивший все требования папы, до изгнания учеников св. Мефодия включительно, не сочувствовал уничтожению славянского богослужения, чего так желал папа. Жестокие гонения и преследования терпели оставшиеся в Моравии ученики св. Мефодия от немецкого духовенства, но все-таки с верою в Бога и святость своего дела продолжали его. Скоро и сам Святополк разочаровался в своих союзниках – немцах и должен был даже начать войну с ними. В это время латино-немецкое духовенство во главе со своим архиепископом, сменившим св. Мефодия, было изгнано из Моравии. Тогда легко вздохнулось ученикам св. Мефодия в Моравии. На короткое время славянская церковь в Моравии оживилась. Но в 905–906 г.г. Моравию завоевали уже не немцы, а угры, или венгры, народ не арийского даже происхождения. Покорение Моравии венграми сопровождалось жестоким преследованием всего славянского. В это время был нанесен новый и сильный удар апостольскому делу св. солунских братьев в Моравии. Ученики их вторично были изгнаны из Моравии и рассеялись по другим славянским странам, например, Чехии, Польше, Хорватии, но большей частью они перешли в Болгарию, куда удалились и первые изгнанники из Моравии, ближайшие ученики солунских братьев. Крещение болгар при князе Борисе и процветание церковнославянской письменности в Болгарии при царе Симеоне. Двукратное изгнание учеников солунских братьев из Моравии принесло и свои добрые последствия. Оно содействовало распространению христианства и славянской проповеди между другими славянскими племенами, напр. южными. Южные славяне, в частности, болгары, познакомились с христианством еще до начала апостольских трудов солунских братьев. Болгары часто вели войны с греками. Войны эти сопровождались пленением как греков, так и болгар. Пребывание болгар в плену у греков, равно как и нахождение пленных греков между болгарами, способствовало ознакомлению болгарских славян с христианским учением. Некоторые из болгар принимали христианство . Но это были только частичные обращения болгар в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Кафедра болгарского архиепископа, несколько раз переносившаяся с места на место, наконец утвердилась в Охриде, столице Болгарии, которой и было дано имя Первой Юстинианы. Права свои Болгарская Церковь сохранила и после того, как греческий император Василий Волгароктон, победив болгар, заставил их покориться Византийской империи (с 1018 года). Только с половины XI века архиепископы болгарские стали посылаться уже из Константинополя и назначаться не из природных болгар, а из греков. Блж. Феофилакт был пятый болгарский архиепископ из греков. Он занял архиепископскую кафедру после Иоанна Аиноса. Тяжкие скорби ожидали блж. Феофилакта в Болгарии. Кроме грубой простоты болгар, которая поначалу не могла не произвести на него неприятного впечатления, он встретил здесь много такого, что сильно должно было сокрушить всякого ревностного архипастыря. Болгарская Церковь страдала от большого количества еретиков. Павликиане, а потом богомилы повсюду сеяли заблуждения в народе и, подкрепляемые своей многочисленностью, открыто нападали на защитников Православия. Во внешнем же отношении она много терпела от светских правителей Болгарии и сверх того подвергалась частым опустошениям от внешних врагов. К тому же и сами болгары беспрестанно роптали на свое политическое унижение. В царствование Михаила Дуки они даже взбунтовались против греков, и хотя были усмирены силой оружия, однако не оставляли мысли при удобном случае вновь вооруженным восстанием возвратить себе свободу. Посему в письмах первых лет своего архиепископства блж. Феофилакт много сетует на свое положение в Болгарии. Жизнь среди болгар ему казалась заточением, и он даже просил избавить его от этой тяжкой участи. О положении своем в Болгарии писал он к императрице Марии и к великому доместику, но, не надеясь получить увольнение, молил Господа избавить его от сих скорбей или облегчить их Своим утешением. Господь облегчил скорбь святителя. Мало-помалу он свыкся со своим положением в Болгарии, полюбил болгар за их простое, но искреннее благочестие и, несмотря ни на какие противодействия, с отеческой заботливостью предался устроению своей церкви. Препятствия со стороны врагов, по-видимому, только усиливали ревность его о благе.

http://pravoslavie.ru/put/sv/feofilakt.h...

Папа Вонифатий IX (1389– 1404 г.) имел больше успеха, благодаря разным нестроениям в Болгарии в правление сы-новей болгарского государя Александра (у1364 г.), Страшимира и Шишмана (1364– 1398 г.). В эту несчастную пору многие из болгар перешли в унию или в католичество. Совращения эти повторялись и после покорения Болгарии Турциею 371 . Папа Урбан VIII (1623 – 44 г.) устроил (1627 г.) в Риме «Иллирийский Коллегиум» для воспитания в нем миссионеров из болгар и сербов. Здесь, в Коллегиуме, сильно распространялась уния в XVII и XVIII в. 75), Один из униатов, Василий Мотранго, с таким усердием трудился в пользу римской пропаганды, что, по возвращении в Рим сделан был (1726 г.) охридским епископом, хоть и не жил в Охриде, а носил один только титул. Возникшая между греками и болгарами вражда в последнее время еще более усилила деятельность римской пропаганды. Она, эта пропаганда, то внушает турецкому правительству дать балгарам самостоятельное церковное управление, чтоб раздражить греков против болгар, то возбуждает в болгарах ненависть против греков и обещает им спасение от греков и турок единственно в признании главенства папы, то вступает в тесную связь с болгарами, то доносит на них турецкому правительству, то указывает болгарам на то, что константинопольский патриарх-отщепенец и берег с болгар деньги, тогда как папа посылает им деньги, и что сами магометане уважают католическия державы и боятся их... В 1857 г. префект папский в Константинополе, миссионер лазарист Боре, основал в Константинополе журнал на французском языке с переводом на болгарский 372 под названием «Болгария», где защищались требования и интересы болгар, выставлялись на вид преступные действия греческого духовенства, помещались разные памфлеты на всю греческую церковь , давались советы – признать власть папы, чтобы болгарам можно было иметь счастливый исход в борьбе с греками. Когда же издание этой газеты, по малочисленности подписчиков, прекратилось, – явился в том же направлении другой журнал под названием «Турция» 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Купив за деньги епископский сан и епархию, они в свою очередь продают в Болгарии да деньги же и чин священства недостойным лицам, – и эти денежные поборы греческого духовенства составляют самое тяжелое для болгар бремя 382 . Не так давно православные болгары города Кукуша (в Македонии), чтоб избавиться от корыстных действий своего архипастыря– фанариота, вынуждены были принять унию и просить себе епископа из Рима; но когда патриарх прислал к ним епископа– болгарина, – они опять приняли православие. Подобные жалкия явления повторяются и в других местах Болгарии 383 . Все это не раз вызывало среди болгар восстание против греческого духовенства: но турки, по внушению греков, смотрели на эти восстания, как на мятеж против турецкого правительства, и жалобы болгар, как жалобы революционеров, нередко оканчивались тюрьмами, да ссылками. Не так давно греки, узнав, что в городе ИИровадии болгары служат на славянском языке, решились завладеть этою церковию, и просили себе помощи от греков же, проживавших в ИИровадии, называемых гагаузенами. Вошедши в церковь с топорами, они захватили и церковные деньги и свечи. Часть свечей сожгли тут же, а часть оставили для иллюминации по поводу этого торжества. Жалоба на это болгар правительству осталась без последствий 384 . – Эти-то притеснения и послужили началом так называемого болгарского церковного вопроса. Состояние иерархии По словам болгар, архиепископия охридская (Охрида– город на границах Македонии и Албании) стала автокефальною со времен императора Юстиниана Великого , издавшего (28 апреля 535 г.) указ, чтобы епископ первой Юстинианы или Охриды, родины этого императора, был не только митрополитом, но и архиепископом с подчинением ему Дакии средиземной, Дакии прибрежной, второй Мисии, Дарда-нии, Превалитании, второй Македонии и части второй Пано-нии. Следовательно, эта архиепископия обнимала тогда юго-восточный угол австрийской Сербии, княжество сербское, Черногорию, старую Сербию, западную часть Болгарии, северную Албанию, северо-восточную Македонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010