В 1876 году Знаменская церковь была главной, а приписной к ней была Казанская деревянная церовь в селе Вешеловке, построенной в 1853 году. Согласно данным 1893 года, Знаменская церковь стала приписной к деревянной Казанской церкви села Вешеловка, построенной в 1891 году. По данным 1911 года, Знаменская церковь была возобновлена помещиком Александром Михайловичем Кожиным (1860—1904) в 1896 году, имела свой собственный причт, состоявший из священника и псаломщика. После революции 1917 года храм пришёл в запустение, и лишь в 1987-1988 годах начались реставрационные работы. В 1999—2003 годах выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Интерьеры храма подготовлены под роспись, начато благоустройство территории. В настоящее время восстановлен иконостас, на колокольне появились колокола, изготовленные в воронежской колокололитейной мастерской Подорожного, расписана трапезная. Рядом с храмом сохранилась в руинированном виде часовня-усыпальница помещиков Кожиных, а также дом причта. По данным 1876 года причт церкви состоял из настоятеля и псаломщика. Настоятелем был священник 2 разряда Михаил Григорьевич Романовский (год рукоположения 1860). Церковным старостой был государственный крестьянин Аникеев, в должности с 1867 года. В 1893 году штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником служил Михаил Григорьевич Романовский, 55 лет, рукоположен 12 февраля 1861 года, награждён крестом; диаконом – Герасим Васильевич Добромыслов, 39 лет, рукоположен 26 сентября 1877 года; псаломщиком – Василий Константинович Добросердов, 37 лет, определён в 1886 году. Из священников Знаменской церкви после революции известны Рожков Георгий Павлович и Проскурин Иван Иванович. Рожков Георгий Павлович, 1877 г.р., уроженец и житель с. Вешаловка Липецкого района. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 02.07.1932 по ст. 58-10 приговорен к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 02.10.1989. Последним священником Знаменской церкви был Проскурин Иван Иванович, 1900 г.р., уроженец с. Казинка Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 28.10.1937 по ст. 58-10-1, 58-10-2 приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 18.04.1989.

http://sobory.ru/article/?object=08989

В 1935 г. с церкви сняли колокола, неоднократно пытались ее закрыть. Благодаря мужеству старосты Татьяны Ивановны Маковеевой и поддержки верующих, церковь была сохранена, но служба в ней не велась в течение 10 лет. В 1945 г. священник Б.Н. Богоявленский создал Совет и начал богослужение. Сайт прихода http://hram-spasa.ru/о-храме/ Кажется, что время здесь остановилось, огромное море лесов, которым нет предела, сменяющихся перелесками, иной раз - полями и молчаливыми деревеньками, которые исчезают также неожиданно, как и появились мгновение назад. И снова леса, перелески, опять леса. И снова накатывает ощущение бескрайней, всеохватывающей пустоты вокруг. Даже проезжающий редкий автомобиль - лишь иллюзия, порождённая каким-то случайным стечением обстоятельств. В зелёной пустоте Тверской земли уродливыми метастазами постоянно возникают остовы покинутых церквей. Слепыми окнами, косыми крестами, потемневшим щербатым кирпичом врезаются они в естество природы. Возрождать храмы некому и не для кого. Тем примечательнее встретить здесь церкви, которые не только миновало запустение, но и которые не закрывались в богоборческие годы. Одной из таких является Спасская церковь села Сутоки, что находится в 30 километрах от Кушалина на трассе Р-86 " Кушалино-Калязин-Кашин " . В наши дни храмовый комплекс в Сутоках включает в себя сам храм, примыкающие к нему с запада трапезную с колокольней, частично сохранившуюся ограду с воротами и кладбище. Храм имеет четыре престола: Всемилостивого Спаса, иконы Божией Матери " Знамение " и Святителя Николая Чудотворца в холодной части храма, в его основном объёме - четверике. И тёплый придел во имя преподобного Варлаама Хутынского в юго-восточной части трапезной. До построения каменного на этом месте был деревянный храм, разобранный за ветхостью. Начало формирования комплекса было положено в 1791 году возведением кирпичной Спасской церкви. На рубеже XVIII-XIX веков примыкающую к церкви территорию обнесли кирпичной оградой с воротами. Позднее за границей территории, у юго-западной башни была сложена небольшая часовня-столб, сохранившаяся доныне. В 1901 году в приход церкви входили: село Сутоки и " тянувшие " к нему деревни Старово, Иванцово, Павлушково, Старый и Новый Починок и другие. Всего дворов было 345, прихожан - 1103 мужчины и 1270 женщин.

http://sobory.ru/article/?object=07648

В 1996 г. храм получил малый иконостас с иконами житийного цикла Св. кн. Александра Невского работы палехских мастеров — дар патриарха Алексия II. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» К сожалению, в вышепомещённой статье Олега Гусарова содержится ряд серьёзных неточностей. Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901г. (арх.Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи 1916г. было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Данный храм для 96-го Омского пехотного полка, расквартированного во Пскове, был заложен 11 Июня 1907г., в течение года выстроен и торжественно освящён 4 Октября 1908г. епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким). В 1924г. храм был закрыт, а в последующие годы обезглавлен и превращен в так называемый " революционный красноармейский театр " , с 1947г. ставший гарнизонным Домом офицеров, а в последствие превращенный в обычный склад. В 1990г. храм был возвращен РПЦ и благодаря трудам его настоятеля прот.Олега Тэора стал быстро возрождаться и восстанавливаться (проект его восстановления был разработан московскими арх.А.И.Храмцовым и Н.С.Василенко). С 1992г. в храме начались регулярные Богослужения. Неподалеку от него в 1996г. была выстроена часовня во имя Державной иконы Божией Матери, рядом с которой установлены плиты с именами псковичей, погибших при выполнении воинского долга в мирное время. В настоящее время при Александро-Невской церкви, которая является воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, работают воскресная и иконописная школы, библиотека и музей. Цитовичъ Г.А. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание. Въ 2-х частяхъ. Пятигорскъ, 1913, стр.115 Василенко А., Василенко Н. Не в силе Бог, а в правде. История храма святого благоверного князя Александра Невского, 4-е изд., исправленное и дополненное, Псков, 2007 Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. История полка берет свое начало с 1797 года, когда генерал-поручик М.И. Кутузов, будущий победитель Наполеона, сформировал егерский полк из наиболее образованных и боевых офицеров. Полк со славою участвовал в Отечественной войне 1812 года, а название Омского получил в 1863 года после слияния его с Копорским мушкетерским полком, созданном в 1803 году и также покрывший славой свои знамена в войне с французами.

http://sobory.ru/article/?object=01923

Величественный памятник павшим русским воинам был спроектирован скульптором и архитектором Р.Н. Верховским. Непосредственные работы по возведению памятника выполнял В. В. Сташевский. Памятник был установлен напротив Иверской часовни и открыт 9 апреля 1933 г. в присутствии короля Александра I. Высокий монумент был выполнен из серого камня в форме артиллерийского снаряда с пятиметровой фигурой Архангела Михаила, покровителя воинства, на вершине. На лицевой стороне памятника по-русски написано: «Вечная память Императору Николаю II и 2 000 000 русских воинов Великой войны», а на противоположной стороне, по-сербски: «Храбро павшим братьям русским на Солунском фронте. 1914-1918 гг.», тут же значатся имена вождей Белого движения, названия воинских союзов и объединений, имена жертвователей на постройку памятника. У подножия полулежит на знамени фигура русского офицера с шашкой. В небольшом часовне-склепе под монументом, сделанном на средства Сербского Патриарха Варнавы, были погребены перевезенные из разных мест останки 623 русских воинов, погибших в Первую мировую войну на территории Сербии: в составе двух русских батарей, оборонявших Белград, и экспедиционного корпуса на Салоникском фронте. Над входом в склеп, украшенным резным мраморным порталом, написано «Спите орлы боевые», а на сделанном из рельсов большом кресте в часовне – «Русские герои, жизнь свою положившие за свободу Сербии». Всего на Салоникском фронте погибло более 6 тысяч русских воинов, но лишь десятую часть из них смогли перезахоронить в склепе памятника. Одна из таких церемоний – торжественное захоронение 8 офицеров и 379 солдат – состоялась в 1935 г. в день славянских просветителей свв. Кирилла и Мефодия в присутствии множества русских и сербов. В своем надгробном слове Патриарх Варнава сказал: «Мы давно ожидали дня, когда всенародно и торжественно сможем принести им нашу благодарность и засвидетельствовать перед всей нашей страной и перед всем человечеством, что ничто не может угасить наших чувств любви и благодарности к царской России и к великому русскому народу… В истории мира не было страны, подобной России: эта страна – бездонный океан святых чувств православной, христианской любви!.. И все мы хорошо знаем, как наши северные братья, русские, вместе с нами боролись и гибли в битвах на полях Сербии и своею кровью, своею смертью подтвердили свою любовь к нам, меньшим братьям своим».

http://sobory.ru/article/?object=43620

Еще одним значимым событием в День народного единства стала панихида по жертвам революции 1917 года и Гражданской войны, которую совершил протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, в храме во имя иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе. «Нас может и должно объединить одно — память о людях, которые пострадали за Отечество. Наша благодарность им всегда должна быть превыше всех споров и разногласий», — сказал протоиерей Всеволод Чаплин перед началом панихиды. Обращаясь к собравшимся потомкам «красных» и «белых», глава ОВЦС призвал их помнить, что «поверх национальных, культурных, социальных и экономических, поколенческих различий нас объединяют общие корни и память о тех, кто в годы лихолетья положил свою жизнь ради того, чтобы сегодня общество было более мудрым». Вопросы увековечения памяти воинов, павших при защите Родины, обсуждали участники круглого стола «У Бога все живы!», приуроченного к 20-летию вывода советских войск из Афганистана и приближающемуся 70-летию начала Второй мировой войны. На круглом столе была выдвинута идея создания церковного комплекса, который стал бы символом духовной памяти о Великой Отечественной войне — таким как Казанский собор на Красной площади, возведенный в память о великой Смуте, Храм Христа Спасителя и Спасо-Бородинский монастырь, построенные в память об Отечественной войне 1812 года, часовня-памятник героям Плевны и др. Большой интерес и одобрение участников форума вызвала идея создания при Спасо-Богородицком женском монастыре г. Вязьмы духовно-мемориального комплекса, посвященного памяти павших в Великой Отечественной войне. Обсуждался также проект создания единой общедоступной базы данных «Электронный синодик» для молитвенного поминовения воинов, павших при защите Отечества. Участники круглого стола призвали считать церковное поминовение павших не частным делом родственников и друзей, а общественно значимым, общецерковным и общегосударственным делом. Важным событием в дни работы выставки «Православная Русь» стал круглый стол «Народное единство и исторические пути России. К грядущему 400-летию преодоления смуты». Член Общественной палаты Дмитрий Сладков в своем выступлении подчеркнул: «Если мы отмечаем 400-летие каких-то исторических событий, это значит, что они имеют определенное значение в нынешнем общественно-политическом и культурном процессе». Он отметил, что необходимо уточнить смысл понятия «смута» в русской истории и, возможно, выявить «нечто типологическое» в событиях начала XVII века, 1917 и 1991 годов. По мнению Дмитрия Сладкова, важно также ответить на вопрос, какими практическими действиями можно восстановить утерянную в наши дни солидарность и доверие между народом и властью.

http://e-vestnik.ru/church/panorama_tser...

Как упоминалось выше, помещик села, адмирал Синявин в 1711 г. построил в селе первую деревянную церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова, а через несколько лет в Конь-Колодезе красовался новый храм - каменный. Её проект, как и проекты барского дома, были разработаны в С.-Петербурге, в мастерской выдающего архитектора Коробова. Колокольня большого трёхпрестольного храма славилась на всю округу. В хорошую погоду звон колоколов слушали не только в Конь-Колодезе, но и Дмитряшевке, Хлевном, Знаменке, Синдякино, Князево. Барское имение располагалось через дорогу от храма. Существует легенда, что из барского дома к храму вёл подземный ход. Сенявины пользовались им, чтобы посещать храм в любое удобное для них время, не привлекая внимания жителей села. В Конь-Колодезе также существовала и часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она располагалась невдалеке от храма рядом с церковно-приходской школой. Часовню помнят старожилы села, а этот образ Пресвятой Богородицы наиболее почитаем селянами. После Наума Сенявина имение перешло к его сыну, Алексею Наумовичу, тоже адмиралу. Вероятно, попечение Сенявиных о храме ослабло при Марии Ивановне (в замужестве графини Пален), которая редко бывала в Конь-Колодезе. Барское имение было в 1910 г. передано в аренду Воронежской епархии под нужды псаломнической школы. Александра Ивановна Уланова, родившаяся в 1919 г., вспоминает: «Церковь наша была большая и по праздникам всегда полная народа. Я часто бегала в храм с подружками. Очень любила причащаться! Причащусь и снова в очередь, авось батюшка не замети, что второй раз подошла. Батюшку очень уважали. Отец Андрей был очень образованный. Заходил к нам в дом и часами беседовал с моим отцом. А ещё наш батюшка был врачом. Бескорыстно, по первой просьбе, оказывал медицинскую помощь любому прихожанину. Однажды я заболела дизентерией, уже умирала. Меня вынесли из дома, положили на стол и вызвали батюшку. Что делал батюшка, какие слова произносил - не помню. Однако после его молитвы я очнулась и попросила поесть творожников. Поднял меня отец Андрей, от смерти спас. А ещё другой случай. На площади в центре села была устроена карусель. Загляделась я, и выбило мне каруселью плечо из сустава. Папа меня в охапку и бегом к отцу Андрею. Быстро и умело вправил мне плечо батюшка. Чудесный был человек!». Вечная память иерею (или протоиерею) Андрею - последнему настоятелю бывшего храма. Пока неизвестна фамилия отца Андрея и можно ли его отождествлять с иереем Андреем Никитиным. Поиски достоверных сведений ещё впереди...

http://sobory.ru/article/?object=07279

Когда под духовным руководством старца собралось достаточно большое количество послушниц, епископ Тамбовский Арсений поставил вопрос о создании в Троекурово женской общины. Примерно в середине 1840-х г.г. Иларион собрал необходимые средства и обратился к Преосвященнейшему Николаю (Доброхотову), тогдашнему Епископу Тамбовскому, с просьбой об открытии в с. Троекурово женской общины. Был куплен участок земли в д. Мочилках, который старец, по своему духовному завещанию, передал ближайшей помощнице А.Н. Голдобиной для устройства на нем женской общины. Сам подвижник не дожил до счастливого дня открытия женского монастыря. Он скончался 5 ноября (ст.ст) - 18 ноября (н.ст.) 1853г. и был похоронен при стечении многочисленных своих почитателей, в собственноручно вырытой им пещере. Старец Иларион завещал своим помощницам окончить дело основания обители. В 1857 г. Димитриевская женская община была создана усердием душеприказчицы старца Александрой Николаевной Голдобиной по благословению Преосвященного Николая, Епископа Тамбовского, и утверждена указом Святейшего Синода. Первой настоятельницей Троекуровской общины была назначена монахиня Тамбовского Вознесенского монастыря Александра (Зеленева). При ней над могилой затворника Илариона вначале была выстроена часовня, а в 1859 г. - деревянный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Второй настоятельницей стала мон. Макария (Домогацкая), руководившая Димитриевской общиной с 1862-1868 г.г., она вновь перестроила деревянный Владимирский храм и начала возведение вокруг обители каменной ограды. С 1868 г. настоятельницей общины стала казначея Сезеновского монастыря мон. Анфиса (Придарогина). По ее ходатайству 6 марта 1871 г. община была переименована в Троекуровский Димитриевский Иларионовский женский монастырь, а 27 июля 1871 г. совершилось торжественное открытие монастыря архимандритом Вышинской пустыни Аркадием. Сама же матушка Анфиса 5 сентября 1871 г. была посвящена в сан игумении. При ней монастырь был обнесен каменной оградой с двумя башнями; было налажено изящное рукоделие-вышивка гладью и золотом, ткание ковров. С 1895-1912 г.г. Троекуровским монастырем управляла игумения Нафанаила (Арнатова), после нее и до 1920 г. монахиня Знаменского Сухотинского монастыря игумения Херувима, затем до самого закрытия обители в 1930 г. - мон. Херувима (Ермолаева).

http://sobory.ru/article/?object=10543

Кроме церкви-колокольни (за которую ее создатели были удостоены ордена Святой Анны 3-й степени) на территории монастыря в начале XX века были построены еще два храма. При монастырских приюте и школе в 1907 году «усердием иеромонаха Иоасафа и при помощи благодетелей» была устроена и в 1908 году освящена епископом Гермогеном (Долганевым) деревянная церковь. А в 1912 году на территории монастыря был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». «Раньше здесь была часовня, устроенная вместе с монастырем. Здесь схимонах Парфений, отличавшийся духовной жизнью, молился 40 лет, перебирая четками. Проезжающие останавливались, ставили свечи перед иконой Знамения и пили воду из источника, который был в самой часовне»,- читаем мы в книге епископа Дамиана. Напротив входа в Спасо-Преображенский собор располагалось монастырское кладбище. От остальной монастырской территории оно было отделено оградой - где каменной, где деревянной. Около самого собора был похоронен основатель обители архимандрит Савва, отошедший ко Господу в 1824 году. На кладбище Спасо-Преображенского монастыря (которое считалось лучшим в Саратове) покоились многие известные саратовцы, в их числе - представители родов Столыпиных и Устиновых (среди них - саратовский купец Михаил Андрианович Устинов и герой Отечественной войны 1812 года Афанасий Алексеевич Столыпин, внучатым племянником которому приходился великий русский поэт М.Ю. Лермонтов), видные общественные и государственные деятели, духовенство Саратова, преподаватели Духовной семинарии, братия монастыря. Разорение обители началось в первые же месяцы после государственного переворота. За недостатком средств уже в сентябре 1917 года был закрыт монастырский приют для мальчиков. В начале мая 1918 года новая власть реквизировала весь хозяйственный инвентарь, в том числе земледельческие орудия. Монахи в тот год успели засеять только три десятины ржи (монастырю принадлежали пахотные земли, дача на Увеке, сенокосные участки на Курдюмском и Чардымском займищах), а когда она созрела - им не позволили убрать ее; не дали воспользоваться представители новой власти ни сенокосом, ни лесом - хотя все причитающиеся за это налоги монастырем были вовремя внесены. В конце мая того же года был разграблен алтарь соборного храма... Попыткой сохранить монастырь стало учреждение в 1918 году Братства при Спасо-Преображенском монастыре. Согласно Уставу Братства, в которое вошли братия монастыря и миряне-богомольцы, деятельность должна была вестись духовно-просветительская...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

На месте прежней деревянной церкви, существовавшей до 1824 г., издавна застроена бывшим местным помещиком Потёмкиным бывшая каменная часовня, в которой устроен склеп для его погребения с родными. С 20 мая 1874 г. близ церкви, вне её ограды, значится 1840 квадратных саженей земли, пожертвованной бывшим местным помещиком Николаем Тиньковым для прохода в Церковь богомольцев. Опись церковного имущества имеется, но когда она составлена – неизвестно. Церковные приходо-расходные книги имеются с 1895 г., копии метрических книг и исповедные ведомости – с 1804 г., текущая обыскная книга – с 1890 года, а прежние хранятся при церкви. Богослужебные книги имеются все, но они не вполне прочны. Кроме них, в церковной библиотеке села Хотетово имеются: церковные ведомости, издававшиеся при святом Синоде, «Орловские Епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. Других изданий религиозно-нравственного содержания - трёх названий в 9 томах. При церкви имеется специальный капитал в 2601 руб. 62 коп. на устройство церковной ограды. Общецерковный – 300 рублей, и вышеозначенный, причтовый – 300 рублей, с которой в пользу причта получается ежегодно 10 руб. 80 коп. В с. Хотетово с 1896 г. имеется школа грамоты, помещающаяся в наёмной крестьянской избе, которая содержится на случайные местные средства с ежегодным пособием 15 руб. от епархиального училищного совета. В декабре 1898 г. в этой школе обучалось 6 мальчиков, четыре девочки. В приходе существует земская школа. В приходе с.Хотетово состоят: сельцо Гостиново Мценского уезда и два хутора – Оловенниковых и Редькиных Орловского уезда. Всех дворов в них 274, число душ мужского пола – 1096, женского пола – 1059, а всех вместе – 2155 душ. При церкви имеется церковная летопись, заведённая с 1871 г. В летописи, между прочим, значится следующее: с.Хотетово было до 1791 г.  деревней с приходом в с.Семендяево Мценского уезда. Построение святого храма в с.Хотетово относится к 1768-1778 гг. с благословения архиепископа Севского и Брянского Кирилла. Первоначально деревянный храм был построен стараниями помещика, генерал-майора Кавалинского. 

http://sobory.ru/article/?object=55820

Одним из наиболее примечательных объектов Ивангорода является старинное Ивангородское кладбище, расположенное на Ивановской горе к востоку от крепости. На этом месте ранее находилось имение Rathshof, которое во время сражений Северной войны в 1703 году было уничтожено. Точная дата основания кладбища неизвестна. Можно предположить, что кладбище появилось в годы царствования Императрицы Екатерины Второй, когда на фоне эпидемии тифа и оспы попавшей в Россию из Западной Европы в 1772 году, Указом Сената было запрещено производить захоронения на прежних кладбищах в городских пределах. Тогда и появилось Нарвское (Ивангородское) православное кладбище, приписанное к приходу Нарвской (Ивангородской) церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение», отчего часто именовалось в документах «Знаменским»; так же кладбище значилось, как Нарвское Ивановское, Нарвское Гарнизонное. Вероятно, изначально настоящее кладбище было учреждено как кладбище Нарвского Военного гарнизона, а позже оно трансформировалось в общегородское православное кладбище для русской части жителей Нарвы. В 1856 году на средства известного нарвского купца Павла Ивановича Орлова на Ивангородском кладбище была построена часовня, а также каменная ограда и ворота, частично сохранившиеся до наших дней. Проект часовни и ворот выполнил ученик известного российского архитектора К.А. Тона, архитектор В.К. Рейер. В объемно-пространственном решении он использовал центрическую композицию русских одноглавых церквей. В 1859 году часовню перестроили в церковь и освятили в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени кладбище также стало именоваться Петро-Павловским, или Нарвским (Ивангородским) православным. Сама же церковь со склепом семьи Орловых с 1880 по 1901 годы являлась приходской церковью эстонского православного прихода. С тех пор кладбище стало известно далеко за пределами Ивангорода: существуют сведения что в июле 1881 года кладбищенскую церковь посетил Император Александр III. На ее убранство и утварь щедро жертвовали горожане; в частности, можно отметить серебряное паникадило — подарок барона Л. Штиглица, дискос и братину — дар потомков почетного гражданина г. Нарвы генерала Н.А. Яфимовича. Храмовый антиминс был с мощами Святителя Савватия Желтоводского. Продолжала обустраиваться и территория самого кладбища: в 1905 году рядом с верхним подъемом лестницы была построена каменная сторожка смотрителя, от которой до наших дней сохранились лишь руины стен.

http://sobory.ru/article/?object=01288

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010