По страховой описи 1910 г. в монастыре располагались два каменных храма: Скорбяшенская церковь и соборная церковь во имя Святой Троицы, часовня с жилым помещением, большое число каменных и деревянных строений - ветряная мельница на горе, келейные корпуса, амбары и другие хозяйственные службы. Опись была подписана игуменьей Сусанной, священником Симеоном Туркиным, казначей Таисией, экономом Капитолиной, криторшей Евлампией и благочинной Марианной. В 1914 г. уже при игуменье Еннафе к этим строениям добавилась деревянная колокольня, примыкавшая к жилым кельям. Судя по косвенным данным, у монастыря имелось свое подворье в Донской епархии (ныне ст. Арчадинская Михайловского района). Именно через него в 1917 г. сестричество при Псковской церкви с. Солодчи и решило выписать икону святителя Николая Чудотворца. Образ стоимостью в 70 руб. был выслан через Арчадинское подворье и встречен в конце ноября в самом монастыре. Тысячи верующих из Солодчи и других сел пришли в обитель за этим образом, и после торжественных богослужений монахини проводили крестный ход до с. Михайловка. Обитель считалась достаточно зажиточной - один только иконостас Свято-Троицкого храма оценивался в 10 тысяч руб. Иконы с ризами для двухъярусного престола заказывали в Царицыне в иконописной мастерской купца В. Рысина. Очевидцы якобы видели здесь иконы руки Андрея Рублева. По рассказу Л. Поповой, до революции жители Ольховской волости услышали о явлении в меловых горах иконы Божией Матери и пошли к этой пещере. Здесь собралось множество людей со священниками, молившимися о том, чтобы икона вышла из пещеры к народу. Молитвы сбылись, икона вышла, и ее занесли в храм с. Ольховка, поместили в золотой киот. Последним священником Белогорского монастыря был Симеон Туркин, сын которого рассказывал, что пещеры, доступные ныне для паломников, созданы неким монахом в знак покояния. В Волгоградском государственном архиве хранится документ со следующей резолюцией одного из новых начальников: " предложить принять срочные меры к ликвидации этих религиозных общин, даже и тех, которые: успели получить юридическое оформление на предмет своего существования " . Чиновники Сталинградского уездного финансового отдела собрали со всех 65 монахинь подписку о том, что они отказываются от проживания в монастыре и обязуются освободить его к 1 февраля 1928 г. (насельницам предложили платить за " квартиры " в созданной ими же обители по 323 руб. 84 коп. в месяц). Монахини стали постепенно расходиться, кто куда. Но существует и другая версия закрытия монастыря. В канун одного из двунадесятых праздников (вероятно, Введения во храм Пресвятой Богородицы) настенная икона Божией Матери начала плакать кровавыми слезами, что сестры расценили как печальное знамение. А вскоре ночью нагрянули красноармейцы, арестовали остававшихся насельниц, а кого-то даже утопили в болоте.

http://sobory.ru/article/?object=25721

С восточной стороны ограда искажена постройкой XIX в. с примыкающими к ней с севера воротами. Сейчас ворота заложены и вместе со стеной этого здания образуют восточную границу ансамбля - по линии первоначальной ограды. Прямая лестница прерывается полукруглым выступом, в котором устроена часовня под гульбищем. Лестница огибает гульбище двумя дугами, и обе приводят к арочным проемам в ограде (левый заложен), фланкирующим ворота. Лишь за оградой открывается Успенский собор - в резком контрасте его размеров с небольшой замкнутой площадкой между Богоявленским собором и колокольней. По сторонам арки западных ворот пары высоких тосканских пилястр несут неполный антаблемент (без архитрава) с треугольным фронтоном. Каноны классицизма отчасти нарушены ради большей декоративности (круглые нишки в метопах, дополнительные сухарики). Восточные ворота сделаны подчеркнуто широкими и массивными, со срезкой нижних углов фронтона над сильными импостами. В южных воротах арка проезда трехцентровая и обрамлена, мелким радиальным рустом над каннелированными пилястрами. Такие же пилястры, но с более развитыми многообломными капителями замыкают композицию по краям. Богоявленский теплый собор выстроен над воротами архиерейского дома. На этом месте первоначально был деревянный храм, тоже во имя Богоявления Господня, основанный в 1708 г. митрополитом Сильвестром Крайским. Старанием преосвященного Парфения, вместо разобранного деревянного, начат постройкой в 1781 г. настоящий, каменный. В 1812 г. храм много потерпел: царские врата были сорваны, одна половина их изломана, другая похищена, многие иконы были поколоты и похищены. В соборе два престола: главный во имя Богоявления и придельный, устроенный архиепископом Тимофеем в 1849 г., в честь мученика Меркурия. К достопримечательностям собора относятся: древние иконы Владимирской и Иерусалимской Божией Матери, одна принесена из Москвы в 1455 г., Иерусалимская икона Богоматери, поновленная в 1618 г., также принесена из Москвы; икона древней живописи св. чудотворцев Смоленских и Ярославских: князя Федора Ростиславича Чермного и его сыновей Давида и Константина; икона Успения Божией Матери над царскими вратами Успенского собора, в золотой ризе, осыпанной жемчугом, точная копия Киево-Печерской чудотворной иконы, с частицами мощей; старинная плащаница, шитая золотом, серебром и шелком 1561 г.; плащаница академической работы, шитая золотом, пожертвована императрицей Марией Александровной в 1861 г.; остатки стрелецкого воинского знамени и знамена смоленского ополчения во время Крымской войны; шлем и сандалии св. мучен. Меркурия; серебряный ковчег весом один пуд; серебряное Евангелие в 2,5 пуда, печатано в 1689 г.; таковое же Евангелие, весом около 2 пудов, печатано 1759 г.; сосуды из чистого золота и таковой же крест с драгоценными камнями; большой сребро-вызолоченный потир с прибором и большое серебряное блюдо времен Иоанна Васильевича IV, св. антиминсы, пелены, воздухи и богослужебные книги прошлого и запрошлого столетий.

http://sobory.ru/article/?object=01023

Святыни храма Ярославских чудотворцев сегодня: Главной святыней церкви является список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса. Другая величайшая святыня – рака с мощами святителя чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. В 1955 году от возглавил новообразованную казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Мощи святителя Гурия до революции находились в Благовещенском кафедральном соборе, а с осени 1918 года пребывали в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских Чудотворцов. Над ракой с мощами Гурия находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани осенью 1552 года. По всей видимости, икона написана тогда же в XVI веке и долгое время находилась в специальной нише над проездными воротами Спасской башни Казанского кремля. В 1862 г. была перенесена в часовню, сооруженную перед башней, а в 1905 г – в часовню построенную в псевдорусском стиле на средства П.В. Щетинина по проекту. Ф.Н. Малиновского. Эта часовня в 1927 году была разобрана, а образ нашел свое последнее пристанище в кладбищенской церкви. У левого клироса в передней части храма - чтимый образ иконы Пресвятой Богородицы «Толгская», которая по приданию находится здесь с момента его открытия. - Рядом с ракой с мощами Гурия находится икона Казанских святителей Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия с частицами их святых мощей. Справа от этой иконы находится другая святыня закрытого в конце 30-х годов Федоровского женского монастыря - икона Пресвятой Богородицы «Федоровская». В задней части храма в левой стороне центральное место занимает образ преподобного Сергия Радонежского. По преданию этот образ был написан монахами иконописцами Свято-Троице-Сергиевской Лавры и дан в благословение войску Иоанна Грозного.

http://sobory.ru/article/?object=08647

К 1627 г. над мощами святого стояла часовня, рядом - 2 кельи, в к-рых жили 3 старца. По прошению жителей Вологды, собиравшихся у могилы подвижника «и видяще от него бывающа чудеса различная много», Вологодский архиеп. Варлаам повелел воздвигнуть на этом месте деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и «братство собрати» (РГБ. Унд. 296. Л. 11-11 об.) - так появился вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь (Галактионова пуст.). В 1654 г. над мощами святого построили теплую трапезную ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», в к-рой находились рака Г. и его вериги. По благословению архиеп. Варлаама было составлено житие преподобномученика. В. О. Ключевский считал его автором одного из иноков Свято-Духова мон-ря. В 1652 г. монастырский казначей Ефрем и братия дополнили житие описанием происшедшего в том же году чуда. Верюжский полагал, что житие святого было создано примерно через 15 лет после его смерти и впосл., при Вологодском архиеп. Симоне (1664-1684), пополнилось описанием 18 чудес. Судя по отписке архиеп. Симона Сарскому и Подонскому митр. Павлу (апр. 1673), работа над новым текстом жития шла между 1667 и 1673 гг. В 1717 г. клирик Вологодского архиеп. Гавриила И. Слободской (автор «Вологодского летописца») составил новую редакцию Жития Г. и канон святому. Известно неск. списков Жития Г. (различаются в первую очередь по числу включенных в них чудес): РНБ. Собр. Толстого. F. I. 171 (XVII в.); ГИМ. Увар. 107. В 10 (кон. XVII - нач. XVIII в.); РГБ. Муз. 735 (1760-1761; отражает наиболее поздний этап существования текста, сильно сокращен); РГБ. Унд. 296 (после 1824). Выписки из жития в редакции Слободского сохранились в качестве сопроводительного текста к картинам вологодских художников К. М. Козлова, А. И. и И. А. Скрипицыных (1861), находившимся в часовне Свято-Духова мон-ря (ВГИАХМЗ. 9536/1-3). В житии отмечено 18 случаев исцеления по молитвам святого. Люди верили, что Г. помогает избежать неурожая. В 1655 г., когда в Вологде долгое время шли проливные дожди, архиеп. Маркелл возглавил крестный ход к могиле преподобномученика. После службы небо прояснилось и настала теплая, солнечная погода. В память об этом чуде по благословению архиеп. Маркелла был установлен ежегодный крестный ход (РГБ. Унд. 296. Л. 15 об.- 16 об.).

http://pravenc.ru/text/161479.html

Реставрационные работы провел Духовно-просветительский центр «Свет Валаама» (директор игумен Мефодий Петров). Во время работ было обнаружено, что вся луковка и крест на кровле были прострелены, в самой луковке найдена застрявшие пули. «На Валааме, когда мы стали восстанавливать заброшенные храмы, не было ни одного непростреленного креста, – прокомментировал игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Эти простреленные кресты до сих пор на наших плечах, и долго нам еще нести эту тяжкую ношу безверия и кощунства, долго еще в поколениях будут отзываться снова и снова вражда или безразличие к вере и Церкви». На медальоне часовни написано: «Въ память Высошайшаго noceщehiя Валаамскаго Монастыря въ 1858 году Ихъ Императорскими Величествами Государемъ Императоромъ Александромъ Николаевичемъ и Государынею Императрицею Mapieю Александровною съ Ихъ Августейшимъ Семействомъ воздвигли Настоятель Монастыря Игуменъ Дамаскинъ съ бpamieю». При строительстве часовни использовался серый полосчатый карельский мрамор (из карьера Рускеалы) и более скромный серый гранит, добытый на островах в северной части Ладоги. Образ иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» для создания часовни, возможно, был выбран не случайно. По преданию, икона появилась в России со времён царя Алексея Михайловича (1646 - 1676) и была принесена ему в дар одним из православных восточных патриархов, это был, по всей вероятности, св. Афанасий Константинопольский, Патриарх Афанасий поднес ему привезенную святыню, которой и была икона " Знамение " . Точно не выяснено, кто автор плана часовни. Известно только, что игумен Дамаскин в феврале 1860 года написал в письме архитектору Алексею Горностаеву, построившему на Валааме девять зданий, восемь из которых сохранились до сегодняшнего дня, следующее: «Ваша светлость Алексей Максимович! Я имею честь отправить Вам план часовни, посвященной памяти визита на Валаам Великого государя (Александра II), и я покорнейше прошу Вас нарисовать детали, необходимые для ее строительства... Каков Ваш совет... о строительных материалах: использовать ли наш собственный мрамор, качество которого Вы знаете хорошо, или гранит? Я ожидаю Вашего мнения и совета по этому вопросу». Что ответил на это письмо Горностаев – неизвестно. Но все-таки историки, сравнивая другие постройки Горностаева с часовней, приходят к выводу: автор – один и тот же.

http://sobory.ru/article/?object=08070

На средства Павла Яковлевича Куприянова в 1854 г. при церкви была открыта народная школа, просуществовавшая восемь лет, а в 1862–74 гг. священник Иоанн Васильевич Вершинский безвозмездно обучал ребятишек у себя на дому. В 1865 г. неизвестным дарителем в церковь была пожертвована замечательная икона Положения во Гроб в вызолоченной раме. Скончался Павел Яковлевич Куприянов в 1874 г. и был похоронен в благоукрашенной им церкви. В 1876 г. ветхая кладбищенская церковь была разобрана, а годный материал использовали в строительстве народной школы. На месте же церкви поставлена часовня. По ходатайству прихожан в 1881 г. в деревне Соломыково, куда было переведено правление Лобановской волости, в память о мученической кончине императора Александра II поставили каменную часовню. Добрую память в сердцах жителей Лобанова оставил священник И.В. Вершинский, с 1853 г. служивший в Покровской, а затем переведенный в Знаменскую церковь и много потрудившийся к устройству ее благолепия. При нем стены храма были украшены орнаментом и живописью, устроена духовая печь для обогрева всего храма. В 1899 г. «за особо усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению детей в народных школах» он награжден орденом св. Анны III степени, а в 1903 г. за полувековую службу в сане священника ему вручен орден св. Владимира IV степени. В переломном 1917 г. священником здесь был Георгий Зерцалов, псаломщиком Алексей Розанов, церковным старостой А. Мокинев. При изъятии церковных ценностей в 1922 г. комиссия уполномоченных сняла серебряные ризы с икон Знаменской Божией Матери, Спасителя Иисуса Христа, Смоленской Божией Матери, Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы, оклад с Евангелия общим весом 46 кг. В последующие годы здание церкви постепенно утрачивало свое былое благолепие, хотя и числилось памятником архитектуры. После прекращения в ней службы в самой церкви оборудовали колхозную мельницу, а колокольню использовали в качестве водонапорной башни. Утрачены были росписи, лещадный пол, колокола, кресты на главах церкви и колокольни, церковная ограда. В 1999 г. с возвращением храма в церкви Знамения начались реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=02062

Далее события развивались следующим образом. На запрос Дона о разрешении строительства новой церкви в Новочеркасске от имени Государя Императора Александра 111 ответили, что он разрешил изменить Высочайше утвержденный в 1805 г. Aлekcahдpoм I городской план Деволана, с целью разрешить построить новый храм на Ратной площади в Новочеркасске. Удивляет сам по себе факт бережного отношения к утвержденным планам застройки городов, когда почти через 90 лет потребовалось разрешение Императора России, чтобы поставить в Новочеркасске обыкновенную приходскую церковь. При Донской Богородицкой церкви был избран церковно-приходской попечительский совет во главе с председателем — священником Петром Знаменским. В состав совета вошли такие известные в Новочеркасске люди как: генерал-лейтенант В.М. Лютенсков, действительный статский советник М.Е. Ушаков, помошник прокурора П.А. Шишов, торговый казак С.С. Цыкунов, губернский секретарь С.С. Рыковской и др. (Донские Областные Ведомости, 1908 г., 20, неоф. отд., стр. 402). У нас нет данных о ходе строительства Донской Богородичной церкви. Но судя по сохранившимся фотографиям, это была белокаменная одноэтажная, пятикупольная церковь. Известно, что архитектором этой церкви стал Сергей Иванович Болдырев, построивший в Новочеркасске более двух десятков прекрасных домов. Полный иконостас храма расписывал художник Е.Г. Черепахин, который принимал участие и в оформлении Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске. В 1903 году храм уже был построен и освящен. Нам неизвестна судьба Донской Богородичной церкви в годы советской власти. Но точно известно, что в 1930 г. церковь еще стояла, так как в архиве есть любительская фотография с надписью «Н. Донская церковь. 26/VI 1930». Возможно, как и некоторые другие Новочеркасские церкви, Донская Богородичная церковь была закрыта в середине 1930-х годов, а когда разрушена или разобрана — не знаем. Противоречива, неоднозначна судьба нынешней Донской Богородичной церкви. Современная церковь, точнее часовня Донской иконы Божией Матери появилась на Хотунке в 1992 году. Местные казаки очистили территорию, вывезли много хлама и мусора из переданного под часовню здания, воодрузили над храмом крест.

http://sobory.ru/article/?object=38400

Из статьи, размещенной на сайте : http://pomorian.narod.ru/module2_1.htm На фоне панорамы современного спального района Петербурга, открывающейся при выходе из метро «Рыбацкое», выделяется небольшое трехэтажное здание с башенкой, похожее на крохотную крепость – это «Невская обитель», за ней маленькое кладбище и церковь. Здесь более сорока лет назад вынуждены были обосноваться ленинградские староверы-поморцы, официально именующие себя христианами Древлеправославной Поморской Церкви беспоповского брачного согласия. Изначально здесь, на берегу Невы, располагалось Казанское кладбище. В начале 1830-х годов, после запрещения санитарной службой производить захоронения в приневской зоне, под захоронения был выделен новый участок, часть которого сохранилась и поныне. Как видно из сохранившегося плана кладбища, выполненного по фактическим замерам архитектором фарфорового завода Л.Шауфельбергом в ноябре 1881 года, рядом с новым Казанским кладбищем с северо-восточной стороны находилось старообрядческое кладбище. Существование отдельного кладбища позволяет предположить, что в уезде проживало значительное число христиан-староверов. Об этом свидетельствуют так же рапорты настоятелей церкви в Санкт-Петербургскую Духовную Консисторию, а так же воспоминания старожилов Рыбацкого. Еще в 40-х - 50-х годах XX века на кладбище сохранялся небольшой участок староверческих могил с характерными высокими восьмиконечными крестами. В последствии остатки старообрядческого кладбища были снесены и на этом месте была сооружена автостоянка... В 1834 году на новом кладбище была построена часовня, а в 1883 году по проекту архитектора Леонарда Шауфельберга маленькая деревянная синодальная церковь, освященная в память Казанской иконы Божией Матери. Церковь была выполнена крещатой в плане. В конце 19 века церковь с западной стороны увеличили более крупной каменной пристройкой с колокольней. В таком виде церковь сохранялась до 30-х годов XX века. В 1937 году последний настоятель церкви был расстрелян большевиками, и церковь вскоре была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=01532

Церкви и часовни Деревянная одноэтажная одноглавая церковь в связи с колокольней освящена в 1894 году в честь святителя Стефана Пермского - просветителя зырян. Каменный пятиглавый храм заложен в 1905 году, освящен в 1911 году во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Придельный престол – Воздвижения Креста Господня. Облачения и утвари в церквях достаточно. Деревянная часовня стоит в 1 версте от монастыря, внутри её – колодец. В часовне находятся иконы, писанные сестрами на железе: святителя Стефана Пермского и преподобных Зосимы и Савватия и деревянный крест - распятие. Святыни монастыря 1. Деревянный крест, до построения церкви стоявший на берегу Кылтовки, сделан Пестеревым в 1826 году. 2. Икона Божией Матери «Троеручица», подаренная создателем монастыря Афанасием Булычевым. 3. Икона Божией Матери «Знамение», подаренная игуменьей Филаретой. 4. Икона «Воздвижение Креста Господня», подарок монастырю от игуменьи Филареты. Материальное обеспечение монастыря 1. Основные средства - проценты с вечного вклада, сделанного Афанасием Булычевым при основании монастыря. На 1 января 1913 года в банке хранились ценные бумаги на сумму 252252 рубля, на 1 января 1915 года – на сумму 254582 рубля. 2. Приношения граждан наличными и не только.В 1912 году большое пожертвование сделала госпожа Тур: 900 десятин лесной дачи и дом в Усть-Сысольске. Дача находилась в 25 верстах от Усть-Сысольска, в 100 км от монастыря. 3. Церковные доходы: кошельковые сборы, кружечные сборы, деньги за просфоры, свечи, иконы, крестики, нравственные листки; пожертвования на поминовение годовое или сорокоустное. 4. Доход от гостиного двора. 5. Доход от ремесел. 6. Доход от полеводства и животноводства. Земли у монастыря - 2500 десятин, из них под огородами и пашней - 47 десятин, под сенокосами - 42 десятины. Климат суров, труд сестер тяжел. Поэтому освоение земли идёт медленно. Высеваются рожь, ячмень, лен, конопля. Хлеб монастырь покупает, своего не хватает. Сенокосов тоже не хватает, приходится арендовать у крестьян. Сестры заготовляют белый мох для крупного рогатого скота и осиновый лист для овец. В монастырском хозяйстве - 15 лошадей, 2 жеребенка, 35 коров, 3 быка, 9 телок, 45 овец. Небольшое количество молока и масло монахини продают, но, в основном, используют для себя и богомольцев. Продают мясо, кожи и скот.

http://sobory.ru/article/?object=20671

1 декабря 1946 в Свято-Троицкий монастырь прибыло из Европы пополнение: 12 членов братства преп. Иова Почаевского во главе с епископом Серафимом (Ивановым), которого избрали настоятелем. Среди прибывших был известнейший иконописец иеромонах, позднее архимандрит, Киприан (Пыжов), организовавший в монастыре иконописную школу. К 1947 нижняя церковь собора была готова, и 14 ноября 1948 она была освящена архиепископом Виталием (Максименко) во имя преп. Иова Почаевского. Окончательно строительство и внутреннюю отделку Троицкого собора закончили к осени 1950. Настенная роспись и иконы были выполнены о. Киприаном (Пыжовым) и его учеником иеродиаконом Алипием (Гамановичем). Трехъярусный иконостас верхнего храма сооружен по проекту о. Киприана послушником Петром Понкратовым и иеродиаконом Алипием. Резное из меди паникадило исполнено по рисунку иеродиакона Алипия иеродиаконом Пименом (Качаном). 26 ноября 1950 состоялось освящение всего Троицкого собора, которое возглавил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский). К осени 1960 к восточной части собора были пристроены притвор, увенчанный куполом, и величественный вход с большой двойной папертью. Над дверями написан образ Божией Матери «Знамение», на фронтоне, венчающем вход в храм, над крытой папертью – образ Св. Троицы. Пристройка и храм расписаны в одном стиле. В 1962 была закончена роспись притвора. С западной стороны, слева от паперти, сооружена часовня преп. Серафима Саровского. В 1961 к алтарной части были пристроены понамарка и ризница, расширенные в 2001. Среди множества святынь, хранящихся в Троицком соборе, особо почитаются переданные Патриархом Сербским Варнавой и хранящиеся в отдельном ковчеге частица Креста Господня, камень от Голгофы. На правой стене находятся иконы с частицами мощей преподобных Сергия Радонежского, Германа Аляскинского, свт. Феофана Затворника; на левой стене – икона с нитью от пояса Богоматери (дар Анановых из Бейрута архимандриту Константину Зайцеву 28 ноября 1953), икона прмц. Елисаветы Феодоровны и мц. Варвары с частицами мощей и др. Перед правым клиросом находятся иконы с мощами мч. Трифона и архиепископа Сербского свт. Арсения; перед левым – икона с мощами св. прав. Иоанна Кронштадтского, ниже – пояс кронштадтского пастыря. На аналое перед левым клиросом находится икона свт. Иоанна (Максимовича) Шанхайского с частицей мощей. В соборе также находится икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей, которой император св. Николай II благословил Государственную думу.

http://sobory.ru/article/?object=19057

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010