в Курской десятине, входившей в Патриаршую область, имелось 13 городских церквей, 41 уездная и часовня. В окт. 1657 г. Собор в Москве принял решение об учреждении в Белгороде митрополичьей кафедры. Царь Алексей Михайлович повелел перевести в Белгород Крутицкого митр. Питирима , однако тот отказался уехать из столицы. В 1665 г. на Белгородскую кафедру претендовал Мстиславский и Оршанский еп. Мефодий (Филимонович) , местоблюститель Киевской митрополии. В 1667 г. по повелению царя была учреждена Белгородская и Обоянская митрополия на территории современных Курской, Белгородской, части Орловской и Воронежской областей России, Харьковской и Сумской областей Украины. В 1682 г. решался вопрос об учреждении Курской кафедры, но оно не состоялось. В Белгородской епархии тогда насчитывалось 532 церкви и более 20 мон-рей. С 1722 г. Белгородские архипастыри имели сан епископа или архиепископа. В 1775-1779 гг. в результате губ. реформы Белгородская губ. (создана в 1727) была разделена между новообразованными губерниями (наместничествами), Белгород стал уездным городом Курской губ. (учреждена в 1779). Количество церквей в губернии к 1797 г. достигло 875. В 1799 г. от Белгородской епархии была отделена Слободско-Украинская (см. Харьковская и Богодуховская епархия ), Белгородская кафедра была переименована в Курскую и Белгородскую, но органы епархиального управления до 1833 г. оставались в Белгороде. Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Во время Отечественной войны 1812 г. Белгородский и Курский архиеп. Феоктист (Мочульский) организовал сбор средств в помощь армии. Из Курской Коренной в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни в войска был послан список Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» . Нек-рые клирики Белгородско-Курской епархии решили защищать родину с оружием в руках, на что они получили благословение архимандрита курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Аполлоса (Терешкевича), к-рый отслужил в Курске напутственный молебен.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В документах 1914 г. сказано, что здание церкви «твердой» постройки, т.е. не ветхое. Поскольку деревянная церковь уже не могла вместить увеличившееся население погоста, в 1873 г. построена новая однопрестольная церковь из обожженного кирпича, в византийском стиле, крестообразная в плане. В средней части свод храма и купол поддерживались четырьмя колоннами. В новую церковь перенесли древнюю икону Божией Матери «Знамение». Жители рассказывали, что была предпринята попытка сделать список с иконы, чтобы подлинную икону передать в Псков в Церковно-археологический музей. После написания не могли отличить подлинную икону от списка, но всё же полагают, что подлинная была передана в музей. В середине XIX в. была составлена записка о чудесах, бывших от Знаменской иконы, судьба её неизвестна. С 1892 г. во время эпидемии холеры икону принесли в г. Опочку для общественного моления. В 1895 г. по случаю неурожая икону приносили в погост Вяз Великолукского уезда к местному храмовому празднику, носили её по домам. С 1888 г. икону ежегодно принимали прихожане соседнего погоста Глубокое. Колокольня кирпичная, построена в связи с церковью, на ней было семь колоколов. Большой колокол весил 52 п. 1 ф., второй – 22 п. 7 ф., на них были изображения иконы Божией Матери «Знамение» и головки херувимов. Третий колокол весил 10 п. 7 ф., остальные колокола не имели обозначения веса и надписи. Возле церкви находилось кладбище, с 1884 г. открыто другое кладбище, так называемое Церковное. Кроме этих кладбищ в приходе были еще четыре кладбища: возле деревень Артюхово, Воронино, Рыгозы и Ястребовское («Церковище»). На месте последнего кладбища, по преданию, некогда стояла та самая первоначальная церковь, подвергшаяся поруганию от литовцев. Часовня в приходе была одна, деревянная, находилась на кладбище в Воронино. Богадельни, больницы и церковно-приходского попечительства при церкви не было. Церковно-приходская школа в погосте открыта 15 января 1883 г. В 1900 г. в ней обучалось 46 мальчиков и 9 девочек, в 1914 г. – 19 мальчиков и 11 девочек. К этому времени, кроме церковно-приходской школы, в приходе появились четыре земские школы: в селе Панино – Яголковская, в деревне Зеленое – Кривлева, в деревне Мошки – Бычкова, в деревне Белохребтово – Сафронова школа.

http://sobory.ru/article/?object=09371

Наталия 31 августа 2014 Карта и ближайшие объекты Согласно валаамскому преданию, первый из учеников Христовых - Св. Андрей Первозванный, просвящая славянские народы, отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Название " Валаам " переводят с финского как " высокая земля " . Монастырь был основан в Х веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV-XVI в.в. монастырь именовался " великою Лаврою " . В XVIII в. строителем Валаамской обители был определен иеромонах Назарий, старец-подвижник из Саровской обители. Важнейшим делом Назария было строительство каменного пятиглавого Преображенского собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской (1785 г.) и Никольской (1793 г.) церквями по собственному плану. По своей архитектуре и принципам построения Преображенский собор был близок собору Саровской пустыни и Византийских монастырей. Внешнее каре монастырских корпусов с надвратными церквями во имя Святых Апостолов Петра и Павла (1805 г.) и больничной во имя Божией матери " Живоносный Источник " (1814 г.) было построено при приемнике о. Назария - игуменом Иннокентием. В 1887 году происходит закладка нового собора - Преображенского. При его строительстве использовался как старый кирпич из разобранного собора, так и новый, изготовленный на двух валаамских кирпичных заводах. Проект составили епархиальный архитектор Г.И. Карпов и А.Н. Силин. Монастырь неоднократно посещали императорские особы. В память об этом, возможно по проекту А.М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани лестницу была построена " Царская " часовня во имя иконы Божией Матери " Знамение " (1865 г.). Как в закладке Преображенского собора, так и в освящении нижней, во имя преподобных Сергия и Германа (1892 г.) и верхней, во имя Преображения Господня (1896 г.) церквей участвовал Великий Князь Владимир Александрович. В память о его посещениях Валаама у пристани построена часовня во имя Божией матери " Всех Скорбящих радости " (1896 г.). Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, 1 класса, общежительный, на Ладожском озере, на острове Валааме, на вершине довольно высокой утесистой горы. Основан в первой половине XIV века. Основателями монастыря считаются преподобные греческие иноки Сергий и Герман (см. 28 июня). Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.

http://sobory.ru/article/?object=00888

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон посещали собор во время пребывания царского семейства в Вязьме в 1654 году. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. С 1681 года по указу царя Феодора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских. В XVII-XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского). В 1765 году купцами братьями Калашниковыми в собор принесен из Москвы список Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемая вязьмичами. В 1771 году в России свирепствовала чума, проникнув из Москвы почти во все города России, она чудесным образом не коснулась Вязьмы. Спасение города от смертоносной болезни подвигло жителей города, в память этого события устроить при соборном храме придел во имя Иверской иконы Божией матери. В 1773 году он был построен на средства купца Авксентия Космича Фатова. С этого времени для Вяземского собора начался новый период расцвета. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. Французы устроили в уцелевшей части соляной склад. Когда неприятель был изгнан, соборный храм стоял без Богослужения еще несколько лет. На средства выделенные Священным Синодом собор был восстановлен в 1813-1815 годах. В 1836 году из кирпича рухнувшей из-за ветхого состояния колокольни поставлена каменная часовня у Смоленского моста, просуществовавшая до 1930-х годов. В 1847-1849 годах на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова Иверский перестроен придел и с северной стороны устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (в настоящее время не существует). Каменная четырехъярусная колокольня построена в 1850 году. После обследований, проведенных в 1896 году архитектором Гунстом и инженерами Морозовым и Ястребовым, проведены работы по укреплению фундамента храма. Собору принадлежала каменная Фроловская часовня стоявшая у моста через реку Вязьму. В 1918 году постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода учреждено Вяземское викариатство.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Постройка и отделка церкви Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове были завершены к концу 1785 г., когда состоялось освящение церкви. Ветхая деревянная церковь простояла рядом с каменной еще несколько лет и была разобрана в 1793 г. В дальнейшем церковь несколько изменила свой внешний вид. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сообщается: «В 1823 году петербургский купец Василий Семьянов пристроил каменный притвор». В 1831 г. была построена каменная часовня, находившаяся в церковной ограде. Одновременно с церквями строились каменные дома для священников и приходских школ также по проекту Кваренги. Сохранилось подробное описание проекта дома для священников, составленное архитектором Кваренги . Приход церкви, помимо села Большое Пулково, составляли еще пять деревень: Подгорное Пулково, Каменка, Редкое Кузьмино, Толмачи и Катлино. В 1883 г. прихожан было: мужского пола - 1384, женского - 1780. С 1885 г. при церкви работала церковно-приходская школа, сначала в наемном доме, а с 1903 года - в новом, специально для нее выстроенном доме. Церковь в Пулкове была официально закрыта в 1938 г. В 1943 г. во время боев церковь была разрушена. До настоящего времени сохранился лишь фундамент церкви с глубоким подвалом и фундамент находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома. Село Пулково имело своеобразную историю. Его жители были потомками государственных крестьян, не знавших крепостного права. Это обстоятельство, наряду с близостью к Петербургу, сыграло свою роль. Задолго до отмены крепостного права жители села Пулкова занимались торговлей, извозчичьим промыслом и т.д. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулковой слободе вначале была деревянной, её построили в 1755-1757 гг. по повелению Императрицы Елизаветы. Храм был освящён 28 июля (8 августа) 1757 г. епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села, но так как иконостас не приходился в меру новой церкви, то вместо него присланы от духовника шесть местных образов: образ Смоленской Божией Матери «с чудами», Тайная Вечеря, царские врата, двух архидиаконов - на левые двери, вся церковная утварь, сребропозлащенные священные сосуды весом в 2 фунта 83 золотника, оловянный ковчег для запасных даров, ризница, церковные книги, четыре медные колокола, из коих самый большой в девять пудов. Все это доставлено из придворной конторы Царского Села.

http://sobory.ru/article/?object=07055

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Время основания Николо-Перервинского мужского монастыря точно неизвестно, предположительно, XV в. Местность, где расположен монастырь издавна носит название Перерва (или Прерва) в связи с тем, что русло реки Москвы в этом районе меняло свое место, старое русло переставало быть проточным, и течение реки в старом русле прерывалось. История его прослеживается по документам с 1623 г. Монастырю принадлежали Иверская часовня с Иверской иконой Божией Матери (разрушена в 1929 г.) и часовня в дер. Выхине (сломана после 1917 г.). Калужская (за Калужскими воротами) и Серпуховская (у Серпуховских ворот) часовни во второй половине XIX в. были уступлены Николо-Перевинским монастырем Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда Моск. губернии (ныне они разрушены). На протяжении 300 лет история монастыря связана с пребыванием тут знаменитых деятелей русской церкви. Жизнь монастыря конца XVII в. связана с частыми посещениями его десятым и последним перед 1917 г. Патриархом Московским и всея Руси Адрианом (1635-15.10.1700). Неоднократно совершая в монастыре богослужения, заботясь о нем, Патриарх Адриан построил здесь в 1696 -1700 гг; соборный храм св. Николая. Кончина его также произошла здесь, похоронен он был в Успенском соборе Кремля. Надвратный храм Толгской иконы Божией Матери построен в 1733-1735 гг. В 1775 г. при монастыре учреждена Перервинская семинария. Период истории монастыря конца XVIII-haч. XIX в. связан с именем митр. московского Платона Левшина (29.6.1737-11.11.1812). На территории обители им был выстроен двухэтажный митрополичий дом (1807 г.). В 1812 г. монастырь был занят французами, но мало пострадал, так как драгоценные предметы были вывезены или частью скрыты. В XIX в. выстроены корпуса келий и каменная ограда. В конце XIX в. в монастыре была выстроена еще одна церковь - домовая во имя св. прав. Никодима. Монастырь был закрыт, вероятно, в конце 20-х гг., но богослужение в старом соборе совершалось до 1940 г. Впоследствии многие здания были перестроены, купола храмов - сломаны, монастырский комплекс был занят заводом металлической и пластмассовой игрушки. В 1970-х гг. весь комплекс монастыря был занят заводом металлорежущих станков. В 1990-х гг. появились планы передать монастырь Патриархии. Церкви были переданы Толгская надвратная церковь и Никольский собор.

http://sobory.ru/article/?object=03495

Симеоновский монастырь над речкой Лыбедь упразднен был в 1760-х годах. Церковь Симеона Столпника продолжала службы в городе как приходская. Каменной Симеоновская церковь с колокольнею воздвигнута была в 1698 году против кремлёвского земляного вала на правом берегу речки Лыбедь при митрополите Авраамии. Главный престол в ней был во имя преподобного Симеона Столпника. Два придела - во имя святого Димитрия Ростовского и в честь Нерукотворного образа Спасителя. Рядом с церковью поставлены были каменные служебные здания. Земли при Симеоновской церкви - ни усадебной, ни пахотной не было. Имелся неприкосновенный капитал 2 110 руб. на " украшение храма " , и 4 476 рублей - с них проценты в пользу причта. В приходе церкви на 1883 год состояло 65 дворов, в коих мужского пола 231 и женского 324 человек. Возле Симеоновской церкви с 1848 по 1917 годы находилась украшенная каменными орнаментами св. часовня с чудотворною иконой Пресвятой Богородицы " Знамение " , очень почитаемой в городе. Там же хранился список с Феодотьевского образа Божией Матери. Красного кирпича часовня выстроена была на том месте, где великий рязанский князь Иван Васильевич Третной вместе с епископом Симеоном встречали в Переяславле Рязанском (Рязани) Феодотьевскую икону Божией Матери, когда её несли из села Федотьева, близ которого она была чудесным образом обретена в 1487 году. В часовне с 1848 года хранился список с Феодотьевской иконы, а сама чудотворная икона до 1917 года находилась в Христорождественском кафедральном соборе как главная святыня храма. Место на берегу речки Лыбедь, возле Симеоновской церкви, замечательно ещё тем, что сюда, под кремлёвский холм, где город Переяславль-Рязанский (Рязань) начинался - исстари сходились древние дороги из Москвы, Владимира, Астрахани, и в 1500-х годах место это именовали " Конская площадь " . На пологом Лыбедском берегу, на пространстве между Симеоновской и Входоиерусалимской церквями, собирались торжища, а место это до 1917 года называли: " Старый базар " (ныне располагается фирма " Ока " ; ул. Проезд речников).

http://sobory.ru/article/?object=35720

В 1779 деревянная часовня была заменена на каменную, но в 1785 генерал-губернатор А.П.Мельгунов распорядился разобрать Знаменскую башню на кирпич, поскольку не хватало материалов для строившегося в городе Дома призрения ближнего, и «только городской голова Андрей Александрович Барсов с купечеством догадались взамен ее [башни] выдать Мельгунову кирпича 15 тысяч». Происходившие далее события так изложены в статье местного автора, Ивана Бабанина: «На столь выгодное предложение губернатор согласился и первоначальное распоряжение пока отменил. Но не прошло и года, как он опять возбудил вопрос о сносе Власьевской башни. Однако произошло обстоятельство, которое и в данном случае спасло от разрушения древнюю башню; мало того, свершило такой переворот в ее вековом бытии, что потом была она заново отремонтирована, приняв вполне благообразный вид... Накануне дня, назначенного для разборки башни, жена губернатора вдруг почувствовала себя очень нездоровой. В ночь ей сделалось еще хуже. А когда на короткое время заснула, то во сне увидела, будто стоит перед тем самым образом, что нарисован на башне. Отверзлись уста Богоматери и послышался пророческий голос: – Выздоровеешь тогда, когда оставят нерушимым сей лик мой начертанный...». Каменная часовня старанием настоятеля Афанасьевского монастыря Иннокентия в 1850 была «распространена и внутри украшена довольно хорошей живописью. В 1861 вместо часовни на средства А.И.Оловянишникова был устроен каменный храм, освященный во имя иконы Знамения Богоматери. В 1890-х «трудами настоятеля монастыря преосвященного Иоанникия, епископа Угличского, частью на собранные им между гражданами города Ярославля, частью на монастырские [деньги], храм сей перестроен заново: пристройкой новой каменной кладки на восток на три сажени расширен, а в вышину поднят на 111/2 аршин… На храме возведена одна глава с позлащенными куполом и крестом». Все работы в храме осуществлялись по проекту архитектора А. А. Никифорова. 18 мая 1897 состоялось торжественное освящение обновленной Знаменской церкви. Образ Спаса на западном фасаде Знаменской башни тоже был отмечен «благоговейным вниманием»: каждый год 1 августа перед ним совершался молебен с водоосвящением.

http://sobory.ru/article/?object=01105

Его заботами соборный храм был капитально перестроен. Иоанн Филиппович Недешев родился в 1788 г., окончил Владимирскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1814 г. был рукоположен в священники ревельского Преображенского собора. Через два года стал настоятелем Никольской церкви, а с 1826 г. уже в сане протоиерея (с 1821 г.) поставлен настоятелем ревельского Преображенского собора. В 1831 г. переведен в Санкт-Петербург законоучителем в Смольный институт. Протоиерей Иоанн Недешев был человеком образованным и деятельным, к украшению собора сумел привлечь таких знаменитых художников, как академик А. Венецианов. В его мастерской были написаны иконы Воскресение Христово, сошествие Святого Духа на апостолов, Рождество Христово и Распятие. Впоследствии к Преображенскому собору были приписаны три храма: один, находящийся в соборной ограде, в честь Владимирской иконы Божией Матери, другой в честь обновления храма Воскресения Христова в Вышгородском тюремном замке и домовая церковь святых праведных Захария и Елисаветы в имении князя Волконского, а также часовня на косе. Скорее всего Владимирская церковь была построена около 1773 г. на добровольные пожертвования. Богослужения совершались здесь и в зимнее время, поскольку Преображенский собор до 1829 г. не имел печей, а Владимирская церковь называлась Теплой. С 1840 по 1887 г. она называлась Бригадной церковью, потому что в ней часто, особенно Великим постом, совершалось богослужение полковыми священниками квартировавших в Ревеле пехотных полков. Впоследствии в этом храме часть соборного прихода образовала особый эстонский приход с совершением богослужения на эстонском языке. Часовня на Косе была построена уже в 1842 г. на месте ветхой церкви святого Феодора Стратилата (до 1732 г.). В этой церкви в 1736 г. священник Петр Ильин венчал коменданта Пернова Ганнибала (предка А. С. Пушкина) с немкой Шеберг при жизни законной жены его Евдокии Андреевны . Церковь в честь обновления храма Воскресения Христова была построена в 1837 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/430208/

В лес, во святое место… А Софроний тем временем сделал себе в лесу землянку и проводил время в молитве и богомыслии. Как-то, выйдя на поляну, он услышал рядом звон колоколов и молитвенное пение. Подойдя ближе, он ничего не увидел: кругом был лишь лес. Обойдя поляну, Софроний услышал дивный голос, говорящий ему, что место это свято, будет здесь обитель. Помолившись и возблагодарив Господа, Софроний принялся строить несколько землянок для будущих обитателей монастыря. Рядом разбил огород и питался плодами своих рук. Однажды женщины из ближайшего села, пришедшие в лес за грибами, заметили отшельника. Они очень испугались, но не убежали, а расспросили, кто он, откуда пришел сюда и чем занимается. Когда слух о подвижнике распространился далеко по уезду, многие стали приходить к нему за советом, и это стало тяготить его. Помолившись и испросив благословения пред иконами Божией Матери и Преподобного Серафима, он ушел в затвор. Три года искали отца Софрония, но найти не могли. После трехлетнего затвора подвижник вернулся на свое место, чтобы основать обитель. Обитель С юности мечтал Софроний устроить обитель для девиц, вдов и сирот и подвизаться в монастыре в трудах и молитве. После отмены крепостного права от крестьянина села Мостья Егора Наумова Родина Софроний получил землю под строительство обители. Сначала на месте будущего храма была устроена часовня для молитвы, а в 1892 году построен каменный двухэтажный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Престол нижнего храма был устроен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Всеми работами руководил живший в землянке сам старец Софроний, которому в то время шел шестьдесят седьмой год. Количество сестер увеличивалось, и старец поставил управлять обителью свою дочь инокиню Дарию. Строительство шло быстро. Зная прозорливость старца Софрония и веря в его молитвенную помощь, множество благотворителей жертвовали на монастырь деньги, стройматериалы, свечи. Верующие собирались в обитель преимущественно в престольные праздники в честь святого благоверного князя Александра Невского и иконы Божией Матери «Знамение». Особого расцвета обитель достигла при назначенной в 1897 году игуменией монахине Ангелине (Воронковой). В то время в монастыре подвизались 68 сестер. В течение нескольких лет при обители было построено несколько новых домов для сестер и духовенства, двухэтажный корпус с трапезной. Сестры занимались рукоделием, ткали, стегали одеяла, вышивали, писали иконы, трудились на скотном дворе.

http://pravicon.com/info-3429

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010