Сначала на месте будущего храма была устроена часовня для молитвы, а в 1892 году построен каменный двухэтажный храм в честь благоверного князя Александра Невского. Престол нижнего храма был устроен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Всеми работами руководил живший в землянке сам старец Софроний, которому в то время шел 67 год. Особого расцвета обитель достигла при назначенной в 1897 году монахине Ангелине. В то время в монастыре подвизались 68 сестер. В течение нескольких лет при обители было построено несколько новых домов для сестер и духовенства, двухэтажный корпус с трапезной. Сестры занимались рукоделием, ткали, стегали одеяла, вышивали, писали иконы, трудились на скотном дворе. Уважая и почитая старца Софрония и веря в его молитвенную помощь, множество благотворителей жертвовали на монастырь деньги, стройматериалы, свечи. Верующие собирались в обитель преимущественно в престольные праздники в честь благоверного князя Александра Невского и на празднование иконы Божией Матери «Знамение». Множество странников-богомольцев находили здесь трехдневный приют, трапезничали и, по мере возможности, получали денежное пособие. События 1917 года затронули и Александро-Невскую обитель. В 1918 году обитель официально была закрыта, но на самом деле еще некоторое время продолжала жить и молиться. Богослужения совершались даже в самом храме. В 1919 году власть заставила богослужения прекратить, а сестры были вынуждены перебраться из монастырских стен в близлежащие села. 13 ноября 1919 года монастырь официально закрыли. Большинство сестер увезли в Казахстан в город Акмолинск, где они работали на ткацкой фабрике, а кому удалось избежать ссылки — разошлись по городам и селам. В годы безбожия Александро-Невскую обитель постигло полное разорение. В 1949 году Александро-Невский храм был полностью стерт с лица земли. Кирпич, из которого была выстроена когда-то благолепная церковь, пошел на строительство коровника. Иконы и церковное имущество частично были переданы в Покровский храм близлежащего села Ясенок, а некоторые святые образа местные жители сохранили в своих домах. В оставшихся строениях разоренной обители разместились лесники. Сохранилось и монастырское кладбище. Оставшиеся в тех местах пожилые сестры продолжали ходить в разрушенный монастырь и молились на ступеньках храма, уцелевшего после погрома. Сохранилось сказание о том, что когда монастырь еще жил, люди приходили в храм и восхищались его красотой и великолепием убранства. На это старец Софроний нередко замечал: «Все это разрушат, и не останется здесь камня на камне. Обитель моя падет, но когда придет час, найдется человек и все восстановит. А я первый войду в новый храм». Словам батюшки многие не верили, так как сложно было в то время поверить, что впереди грядет переворот и к власти придет богоборческая власть.

http://sobory.ru/article/?object=10646

Узнав у священника причину своих неудач, татары вынесли икону и разрубили её на две части, после чего часовня загорелась. Спустя много лет тот священник, вернувшись из татарского плена, нашёл половинки иконы. Когда он составил их вместе, икона срослась так крепко, что место соединения на ней едва различимо. В 1597-м году царь Фёдор Иванович, сын Ивана IV Грозного привозил икону в Москву и, отправив обратно, повелел заложить мужской монастырь. Так началась Коренная пустынь. В 1611-м году её разрушили Крымские татары, а в XVIII-м веке обитель потрясли разорительные реформы Петра I и Екатерины II. Но монастырь всё же рос и богател, умножая братию. Над источником и пнём знаменитого вяза стояла обветшалая деревянная церковь Иконы Богоматери " Живой Источник " , которую перестроил в камне фельдмаршал Б.П.Шереметев, возвращавшийся в Москву после Полтавской победы. В XIX-м веке это был один из самых больших и известных монастырей в России. Его развитию способствовала также собственная ярмарка, которая была по размаху второй в России, после Нижегородской. Советская власть обошлась с монастырём жёстче, чем все напасти до этого. Собор был взорван, место паломничества и Святой источник оцеплены нарядами милиции. В 1989-м году остатки монастыря были возвращены Церкви, и началось восстановление обители. К сегодняшнему дню восстановлено очень много. Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, общежительная, в 27 верстах от Курска, при реке Тускари. Основана в 1597 году, в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною или Курскою (см. выше). В смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 годы пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 году в ней устроено было общежитие. Здесь находится копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в 1664 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления святой иконы, находится посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткой, в который протекает вода от места явления.

http://sobory.ru/article/?object=02500

Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков». - М., 1974 Каменный однокупольный храм в стиле классицизма с колокольней. Построен на средства Н. А. Соймонова, близок к работам Н. А. Львова. Приделы Покровский, Ильинский, Никольский и Александра Свирского. Закрыт в 1937 г., село ликвидировано в 1960-х г.г. Находится в аварийном состоянии. К храму была приписана часовня в Покровском-Жуково - деревянная часовня на месте разрушенной в Смутное время церкви. Тёплое, или Теплово - странное место. Его уже почти что нет. Нет его и на обычной карте Московской области, лишь на километровке еще сохранилось урочище Теплое, куда чудом можно попасть по проселочной полевой дороге, ведущей в никуда... А ведь когда-то это была большая усадьба, основанная еще в середине XVIII века Петром Александровичем Соймоновым. Родовое гнездо Саймоновых долго не меняло хозяев (до конца XIX века). Затем усадьбой владела Г. А. Белавец, а с 1911 года - П. Д. Долгоруков. Вероятно, основное строительство велось при Н. А. Соймонове, когда и была воздвигнута сохранившаяся до наших дней Знаменская церковь (1797). Удивительно гармоничный, воздушный, светлый храм неспроста приписывается Н. А. Львову. Общее впечатление от композиции, явные черты палладианства, итальянские мотивы, тонкая прорисовка деталей - всё это сближает Знаменскую церковь с постройками талантливого зодчего. Это выдающийся памятник архитектуры зрелого классицизма. Почти квадратное в плане здание построено из кирпича с применением белого камня. Одноапсидный храм завершается низкой купольной ротондой. Характерное для Львова светлое подкупольное пространство отделено от остальных помещений колоннами. С трех сторон церковь окружена тосканскими портиками с фронтонами. С западной стороны на ризалите портика поставлена стройная цилиндрическая колокольня, увенчанная трехчетвертными колоннами и резонатором звона. Судя по фотографиям, относительно недавно храм был в неплохом состоянии, хотя усадебные постройки и парк погибли еще в 1941 году.

http://sobory.ru/article/?object=00393

Колокольня была отреставрирована в конце XX века. В настоящее время она приписана к находящейся неподалеку церкви иконы Божией Матери " Знамение " в Аксиньино, в ней открыта часовня. Основан при селе Головино в 1876 году московским купцом Никитой Игнатьевичем Сидоровым. Первоначально именовался общиной, а в 1886году получил статус монастыря. В начале XX века здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. Было два каменных и два деревянных храма, больница, богадельня, иконописная мастерская и школа. В 1925 году монастырь был упразднён и обращён в приход. На месте монастыря был устроен санаторий; но монахини не покинули стен обители. Они остались жить в селе Головино, молиться ходили в бывший монастырский храм и работали в санатории посудомойками и т.д. Таким образом они прожили здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим сёлам или переехать в Москву. В 1928 году у монастыря отобрали деревянную церковь и землю, но служба продолжалась в Казанском соборе. Также конфисковали дома церковнослужителей. В 1929 году священника Казанского собора Василия Лихарева репрессировали, после чего храм был закрыт. В монастырском соборе разместился клуб; в склепе, где были похоронены основатели монастыря, устроили склад зерна. Здание богадельни, в котором жили несколько престарелых монахинь, отобрали. К XXI веку сохранилась лишь монастырская колокольня. В настоящее время в здании сохранившейся колокольни бывшего монастыря действует часовня, приписанная к Знаменскому храму в Аксиньине. http://drevo-info.ru/articles/3463.html Обитель трудов и милосердия. Село Головино и Казанский монастырь. Внимание многих проходящих и проезжающих по Кронштадтскому бульвару, привлекает одиноко возвышающаяся колокольня вблизи от места пересечения со Смольной улицей. Когда-то это величественное сооружение господствовало над местностью и было хорошо видно за несколько километров. Это всё, что осталось от процветавшей здесь в конце XIX - начале XX века женской Казанской Головинской обители, широко известной и очень популярной в народе.

http://sobory.ru/article/?object=24183

Красиво обустраивается и берег Волги — то место, где стоит корабль. Еще несколько лет назад здесь была промышленная зона – бурьян, стихийные свалки и кострища, оставшиеся после гуляний веселых компаний. А теперь в 2003 году тянущаяся вдоль Волги на протяжении нескольких километров дорога превратилась в набережную имени Владимира Высоцкого. Митрополит Герман освятил набережную, и она при попечении главы администрации Кировского района С.Г. Пучкова сразу же изменила свой вид. Здесь при поддержке мэра Волгограда Евгения Ищенко появилась колонная часовня с крестом на куполе, выполненная в виде беседки для отдыха. К этой часовне, названной в честь св. Сергия и Германа Валаамских, уже приезжают свадебные кортежи, здесь возлагают цветы. В самом яхт-клубе также выросла калива – часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, сложенная по афонскому образцу, в которой есть колокольня, место для проживания священника. Неподалеку от часовни стоит крест, напоминающий о жестоких боях 1942—1943 годов. Его устанавливал в память о погибших участник этой кровопролитной схватки – командир штрафной роты П. Д. Бараболя, дравшейся за этот берег. Сейчас почитатели творческого таланта Владимира Высоцкого готовятся к возведению на набережной памятника поэту. Эскиз бронзового монумента подготовлен известными волгоградцами – скульптором Щербаковым и художником Владиславом Ковалем. На памятнике будут выбиты слова из стихотворения, посвященном Марине Влади. Так что окружающая храм-корабль местность из пустыря преобразуется в любимое место отдыха горожан. Сейчас плавучая церковь готовится отправиться в свое первое плавание. Владыка Герман мечтает, чтобы храм становился на якорь в тех местах, где под толщей воды покоятся развалины сельских церквушек и места упокоения наших предков. На самоходном храме, ранее несшем роту десанта, верующие смогут отправиться в паломничество к Астраханским монастырям, где в начале XX века была построена первая в мире подобная церковь «Николай Чудотворец». Увидеть собственными глазами уникальные плавучие церкви Волгоградской епархии изъявил желание внук знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, редактор крупного французского журнала. Его приезд состоялся в 2005 году.

http://sobory.ru/article/?object=02793

При таких громадных разрушениях удивительно, что число человеческих жертв оказалось, к счастью, сравнительно небольшое; на все население Верного (около 30 000) с окрестностями менее 1%. «Всего убито было 28 мая 329 человек и умерло в лазарете 3 человека; всего умерших и убитых 332 человека… Собственно в г. Верном и соединенных с ним станицах Больше-и-Мало-Алматинских убито 161 человек: из них 118 детей, 10 арестантов, 14 солдат; в горах под обвалами погибло 154 человека, их них 87 киргиз…» (Обзор Семиреченской области за 1887 год. Приложение к Всеподданнейшему отчету военного губернатора, стр. 52). Верненская городская дума в своем заседании 10 ноября 1887 г. постановила: «Приобрести Святую икону Знамения Пресвятой Богородицы, а для того, чтобы увековечить день чудесного спасения населения города от угрожавшей землетрясением смерти, построить деревянную часовню на Гостинодворской площади, где перекрещиваются проспект генерала Колпаковского и Гостинодворская улица. Поставить в эту часовню как икону Знамения Пресвятой Богородицы, так и икону преподобного отца Никиты, епископа Халкидонского, и Св. Игнатия, епископа Ростовского чудотворца, ибо 28 мая – память этих святителей. Ежегодно, в 28 день мая месяца, совершать около часовни благодарственное Господу Богу молебствие. На приобретение же Святых икон и сооружение часовни открыть при городской управе добровольную подписку». Постройка часовни была поручена городскому архитектору П.В. Гурдэ. 28 февраля 1888 г. он представил в городскую управу 4 листа чертежей проекта на постройку часовни. Гурдэ считал, что «часовня, по своему назначению, должна составить исторический памятник в воспоминании страшного бедствия, постигшего город 28 мая прошлого года. Ввиду этого следовало бы придать какое-нибудь аллегорическое значение сооружению; но, к сожалению, архитектура одна не в состоянии сделать это и для достижения этой цели приходилось бы прибегнуть к скульптуре, что при существующих обстоятельствах и средствах нельзя. Я тогда принужден, дабы не могла быть ошибка относительно назначения часовни, прибегнуть к более простым способам, а именно: надписям и картинам.

http://sobory.ru/article/?object=34949

Соборный храм Хиландара был построен в начале XIII века, на месте и с учётом архитектурных особенностей и пропорций кафоликона, существовавшего здесь в X веке, т.е. в начальный период жизни монастыря. Он считается одним из самых красивых афонских соборов и характерным образцом храмовой архитектуры Византии. Первоначальные фрески датировались 1320 годом и принадлежали знаменитому мастеру Георгию Каллиергию из греческой провинции Македония. К сожалению, позднее храм был расписан ещё раз (1803–1804 гг.), и значительная часть древних фресок была утрачена. Деревянный иконостас кафоликона датируется 1774 годом, а некоторые иконы в нём XVI века. За ним сохранился и древний мраморный иконостас. В западной части литийного притвора можно увидеть изображение сербского царя Стефана V Уроша Милутина и его тестя византийского императора Андроника Палеолога. Там же находится хоругвь, привезённая в монастырь Александром I Обреновичем в 1896 году. Около 1200 года была построена «башня Святого Саввы», которая в последующие годы несколько раз достраивалась. На четвёртом этаже пирга расположена часовня Иоанна Предтечи, расписанная в конце XVII века. Рядом с башней в XIV веке был построен параклис Архангелов. По соседству с фиалом, расписанным в 1847 году, находятся два кипариса, посаженные самим святым Саввой. Они несколько раз становились убежищем не только для многочисленных певчих птиц, но и для монастырских сокровищ. В минуту опасности иноки прятали там самое ценное. Колокольня Хиландара находится в восточном корпусе обители. На её последнем четвёртом этаже располагается параклис св. Иоанна Рыльского, а к югу от него находится монастырская больница и часовня Покрова Божией Матери, построенная в 1740 году на средства архимандрита Герасима. В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело прп. Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.

http://sobory.ru/article/?object=30431

Источник: протоиерей Олег Пенэжко " г. Чехов. Храмы Чеховского района Московской области " . 2001 г., с.16-17. Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Центральное храмовое ядро ансамбля Давидовой пустыни завершает здание церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Она была построена в 1867-1870 годах перед Вознесенским собором и Никольской церковью с запада, вплотную к ним. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом с притвором. Фасады церкви украшены декоративными кокошниками, окна – наличниками с килевидными завершениями. Стены над фундаментами декорированы поясом филенок. По углам расположены пилястры. Изначально на месте этого храма существовала деревянная часовня, в которой под спудом опочивал Преподобный отец Давид. В 1657 году в ней находились: образ Пречистыя Богородицы Одигитрии да деисусы на одной цаке, писанные на празелени; на гробнице лежал покров черного сукна с серебряным крестом посреди. В 1732-1740 гг. над гробом Преподобного Давида была поставлена каменная колокольня вместо существовавшей деревянной часовни. В 1740 году усердием жены статского советника Михаила Ивановича Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольнею была устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В своем прошении она писала: «В имеющейся в Московском уезде Давыдовой пустыни имеюсь я, нижайшая, вкладчицею и по обещанию моему желаю своим коштом построить внутри каменной колокольни церковь Знамения Пресвятой Богородицы, ибо в той колокольне к бытию церкви место весьма способное и угодное, и той пустыни игумен Иосиф с братиею той церкви быть желают, по строению же той церкви свечи, ладан, вино церковное и прочее давано будет от меня, нижайшей, неотменно» .10 сентября разрешение было дано. В этой церкви находились образа: Пресвятой Богородицы Одигитрии, Николая Чудотворца, великомученика Никиты, без венцов, писанные на красках. На гробе Преподобного Давида лежал покров суконный, черный, с крестом лентовым, шелковым, а над гробом – образа Вознесения Господня и Преподобного Давид с венцем серебряным.

http://sobory.ru/article/?object=14017

В течение XVII века Поченгская церковь постоянно упоминается в окладных книгах архиерейского дома, напр. в 1634 г. (поп Михаил), в 1661 (поп Григорий), в 1671 г. (поп Григорий), в 1682 г. (поп Иван Иванов).Кроме этих упоминаний, о церкви почти ничего неизвестно до 1781 года. От 1781 года сохранилась опись имущества каменной теплой церкви - Воскресенской, освященной в 1780 году. По преданию, записанному в церковной клировой ведомости, каменная церковь на Поченге выстроена после пожара деревянной; по всей вероятности пожар был не задолго до 1780 года, потому что в описи сказано, что холодная церковь еще строится согласно данной от архиерея благословенной грамоте, теплая же, конечно, выстроена была первою по необходимости. Неизвестно, когда была достроена и освящена холодная церковь. Из описи имущества теплой церкви видно, что в ней было довольно всякого имущества. Упоминаются серебряные сосуды, кресты, оклады Евангелий, серебряное кадило, ризы и венцы на иконах серебряные позолоченные, шесть пар священнических облачений и проч.О месте построения церкви среди прихожан сохранилось предание что оно избрано самою Царицею Небесною. Прихожане рассказывают, что первоначально предполагали строить храм севернее нынешнего за ручейком, но напрасно: ибо все, сделанное днем, ночью необъяснимым путем переходило на другое место, так что на первом месте не оставалось и следа постройки. После двукратных попыток строители поняли чудесное знамение и построили храм там, где и теперь он стоит, на месте менее удобном и болотистом. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=23&pn=2 В двадцати пяти верстах от города Вологды по Верхвологодскому тракту, в Вологодском же уезде, есть село Поченга с церковью во имя Божией Матери " Владимирской " иконы Ее. Церковь сравнительно новая постройкою и довольно благоустроенная. В полуверсте от церкви к юго-западу, в ложбине реки, среди мелких кустов находится небольшая деревянная часовня, прославившаяся источником, над которым построена. На этом самом источнике, по местному преданию, явилась икона " Владимирская " Божией Матери, которая местно почитается за чудотворную.

http://sobory.ru/article/?object=34272

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню, но она не загоралась. Живший при часовне священник, отец Боголеп, объяснил, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвой он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса». Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила ее богатой ризой, после чего она вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы была выстроена другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева. В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, святыня для большей безопасности была перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда по повелению царя Михаила Феодоровича она вернулась в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни святая икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

http://pravoslavie.ru/56474.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010